Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Безработица в современной России: показатели, проблемы и меры реформирования соц. защиты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………4
1. Теоретические и правовые аспекты безработицы и социальной защиты безработных……………………………………………………………………….8
1.1. Безработица: понятие, сущность и современное состояние……………….8
1.2. Государственная политика в области социальной защиты безработных: правовые основы и содержание ………………………………………………..14
2. Социальная защита безработных на региональном уровне (на примере г. Москвы)…………………………………………………………………………..29
2.1. Анализ рынка труда и безработицы в городе Москве……………………29
2.2. Правовые и организационные основы социальной защиты безработных в городе Москве……………………………………………………………………32
2.3. Реализация мер по социальной поддержке безработных на примере ООО «Сити-Мобил»……………………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………45
Список используемых источников……………………………………………..48
Приложения………………………………………………………………………56
Введение:
Актуальность темы исследования. Среди социально-экономических проблем мирового и национального уровня центральное значение имеет проблема безработицы. Показатели занятости и безработицы на рынке труда являются значимыми факторами, определяющими уровень жизни населения, миграцию, криминогенную обстановку в стране, обеспеченность отраслей экономики квалифицированной рабочей силой. Высокий уровень безработицы оказывает разрушающее воздействие на экономику и социальную сферу жизни общества.
В связи с этим одна из основных задач каждого государства заключается в минимизации уровня безработицы, оказании мер социальной поддержки безработным, тем более, что Конституция РФ возлагает на государство такие социальные обязательства, провозглашая Россию социальным государством (ст. 7). В дополнение к этому Конституции РФ, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др.
Таким образом, проблема социальной защиты государством людей, ставших безработными, актуальна для России и всего мирового сообщества.
Актуальность темы исследования особенно наглядно демонстрирует острота обозначенных проблем на фоне происходящих в стране событии, вызванных стремлением мирового сообщества и каждого государства, включая Россию, защитить население от нового вида инфекционного заболевания – коронавирусной инфекции. Ситуация на рынке труда и до этих событий не была столь благоприятной, поскольку по данным Федеральной службы государственной статистики в России в стране насчитывалось 3,4 млн. безработных на начало 2020 года. Сегодня, проводимая государством политика самоизоляции, вызвала резкий рост числа безработных в стране, при этом, по прогнозам, безработица будет увеличиваться, поскольку экономике не удастся столь быстро избавиться от последствий возникшего кризиса.
Экономическая ситуация в России отягощена низкой стоимостью труда, в связи с чем большая часть населения не имеет сбережений. В таких условиях при потере постоянного источника доходов человек оказывается в сложной социальной ситуации. В связи с этим велика важность мер государственной помощи гражданам, которые остались без работы. Как никогда роль социальной защиты потерявших работу лиц возрастает, так как лишь она способна снизить и нейтрализовать отрицательные последствия, с которыми сталкиваются безработные. Можно утверждать, что законодательство о социальной защите безработных граждан сегодня находится в стадии своего дальнейшего развития, и пока действенные меры в сфере социальной защиты безработных не выработаны на уровне законодательства РФ.
Объект исследования – отношения, связанные с социальной защитой населения от безработицы.
Предмет исследования – нормы российского законодательства и практика социальной защиты безработных на федеральном, региональном и локальном уровнях.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании современного состояния социальной защиты безработных в России, определении особенностей и проблем правового регулирования в этой области.
Заключение:
Безработицу можно понимать как масштабную общественную ситуацию в стране, вызванную экономическими, политическими или социальными факторами, при которой значительная часть трудоспособного населения не имеет возможности реализовать свой трудовой потенциал из-за ограниченного количества вакантных рабочих мест или из-за своей неконкурентоспособности на рынке труда. Безработица оказывает негативное влияние и на экономику, и на другие, неэкономические сферы жизни общества.
Нами проанализированы показатели уровня занятости населения, и безработицы, в целом они были признаны нами удовлетворительными. Однако, резко изменила описанные выше тенденции в области безработицы ситуация, сложившаяся в мире и в России по причине короновирусной инфекции и связанной с этим политикой самоизоляции как мерой для предотвращения распространения данного заболевания. За последние две-три недели миллионы людей в России потеряли работу.
Государство защищает людей от безработицы, производя мероприятия, способствующие занятости. Это сопровождается мерами материальной поддержки лиц, у которых нет работы и заработка. При этом требуется официальное признание их безработными.
Такая система мер предусмотрена и российским законодательством, в котором установлена правовая, экономическая и организационная база политики государства по содействию занятости.Нормативно закреплены и гарантии государства, позволяющие реализовать конституционные права, такие как право на труд и право на социальную защиту от безработицы.
Наличие организованной и продуманной системы социальной защиты безработных укрепляет трудовые ресурсы страны, потенциал экономического роста, помогает стабилизировать политическую и социальную ситуацию в стране.
В содержательном плане государственная политика социальной защиты безработных включает в себя мероприятия:
помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
бесплатная профессиональная ориентация,
осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, что организует служба занятости;
финансовая помощь в виде пособия по безработице;
в виде стипендии, которая выплачивается во время профессиональной подготовки или переподготовки;
привлечение к общественным работам.
Следует также помнить о дополнительных государственных гарантиях тем лицам, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы. Для этого:
разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости,
создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (например, для организации для труда инвалидов),
устанавливается квота для приема на работу инвалидов,
предоставляются услуги по профессиональной ориентации, организации обучения и др.
Нормативно — правовую базу в сфере социальной защиты граждан от безработицы составляет совокупность правовых актов международного и национального уровней. Российские регионы имеют собственную нормативную базу по социальной защите безработных.
Министерством труда и социальной защиты России проводится активная политика по социальной защите безработных граждан в стране. Осуществляется она по целому ряду направлений.
В роли основной формы социальной защиты граждан, потерявших работу, выступает выплата пособия по безработице в течение определенного, нормативно установленного периода. Каким образом это пособие выплачивается, каков его размер, — определяет федеральный законодатель. Данные нормы мы обнаруживаем в Законе о занятости. Если следовать этим нормам, то можно заметить, что размер пособия ограничивается минимальным и максимальным показателями, их ежегодно устанавливает Правительство РФ.
В России долгое время пособия по безработице было очень небольшим. И лишь в 2018 году его верхняя и нижняя граница по размеру были увеличены в 2 раза. Постановление Правительства по этому вопросу установило минимальную величину – 1 500 рублей и максимальную – 12 130 рублей, что было вызвано событиями борьбы с коронавирусной инфекцией.
В целом, для решения проблем безработицы и социальной защиты безработных необходимы: экономический рост, его устойчивость и поддержка государства.
Рынок труда города Москвы — наиболее крупный по показателю концентрации рабочих рук среди рынков труда субъектов РФ. Уровень безработицы в столице накануне событий, связанных с коронавирусом, был наиболее низким по сравнению с другими регионами.
В марте текущего года ситуация на рынке труда Москвы существенно изменилась. Городской рынок труда реагирует на вызовы, связанные с коронавирусом, замедляя активность. Растет число организаций, которые заморозили набор сотрудников. Их деятельность относится к сфере питания среднего и низкого ценового сегмента (кафе, рестораны), услуг и развлечений (торговые центры, организации досуговой деятельности, киноиндустрии), спорта и развлечений, безопасности и т.д. Большинство работодателей относятся к текущим вызовам, как к временным. Поэтому они не планируют расставаться с подготовленным, опытным персоналом.
Несмотря на видимую стабильность рынка труда, достигается она по большей части за счет резервных финансовых ресурсов работодателей и существенного сокращения доходов сотрудников.
В связи с этим Департаментом труда и занятости подготовлен комплекс мер, направленных на снижение рисков на рынке труда Москвы, недопущение массовых высвобождение и значительного роста безработных.
В Москве организацию работы по содействию занятости населения осуществляет Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. Это отраслевой орган исполнительной власти города с широкими функциями, одна из главных заключается в реализацииполитики государства в области труда и социальной защиты, в том числе обеспечение занятости населения и социальная защиту лиц, оставшихся без работы.
Департамент, руководствуясь федеральным законодательством, Уставом города Москвы, законами города и иными правовыми актами принимает решения по осуществлению реализации государственной политики государственных гарантий в области труда, занятости населения города Москвы. Департамент действует через Центры занятости города.
Велика роль Центра в содействии самозанятости безработных граждан.
Закон о занятости относит отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ принятие региональных нормативных правовых в сфере содействия занятости населения. В связи с этим в Москве действует собственная правовая база по социальной защите безработных. Это, прежде всего, Закон города Москвы «О занятости населения в городе Москве».Закон называет специальные меры по организации занятости отдельных категорий граждан:
помощь в трудоустройстве инвалидов, например, их информирование, создание адаптированных рабочих мест для них, обучение;
содействие социально-трудовой адаптации лиц, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ;
экономическая поддержка организаций, использующих труд инвалидов;
меры по трудоустройству молодежи (организация временного трудоустройства, создание ученических рабочих мест, профориентация, создание банка данных рабочих мест для молодежи и др.);
содействие занятости женщин, испытывающих трудности в поиске работы и др.
Максимальный размер пособия по безработице с московской доплатой составляет 19 500 рублей в месяц: 12 130 рублей – федеральное пособие, 7 370 рублей – доплата из бюджета Москвы. При этом в Москве действует упрощенный порядок получения пособия.
Свой вклад в решение проблем безработицы и социальной защиты безработных вносят и работодатели. Один их них — стремительно развивающийся агрегатор такси «Ситимобил».
Сити мобил — один из популярных агрегаторов в России. Сервисом пользуется большое количество водителей и клиентов, отдавая предпочтения приятному обслуживанию и выгодным тарифам. Агрегатор работает в большинстве регионов, предпочтение отдается крупным населенным пунктам.
Расширяясь и создавая новые рабочие места, эта организация активно содействует занятости населения и решению проблем безработицы.
Для решения проблем занятости нами предлагается:
— повышать качество информирования населения о состоянии рынка труда, возможности трудоустройства в различных отраслях экономики, как на локальном уровне, так и в масштабах национальной экономики;
— повышать эффективность государственных услуг в области профориентации учащихся общеобразовательных и средне специальных учреждений;
— совершенствовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан, ищущих работу;
— расширить спектр услуг государственной службы занятости с учетом запросов безработных и бизнеса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты безработицы и социальной
защиты безработных
1.1. Безработица: понятие, сущность и современное состояние
В условиях современных реалий безработица неизменно сопровождает жизнь государства, оказывая значительное воздействие на все сферы жизни общества. Она негативно сказывается не только на текущей социально-экономической ситуации в стране, но исущественно повышает риск развития экономики по кризисному сценарию.
Поэтому уровень безработицы всегда привлекает внимание и у населения, и у научного сообщества.
На первый взгляд может показаться, что уяснить суть безработицы довольно просто. Что может быть непонятного в отсутствии у людей работы? На самом деле у безработицы, как у явления. постоянно сопровождающего рыночную экономику, — сложная социально-экономическая суть. Взять хотя бы такой её характерный признак, как неустранимость. Безработица, действительно, не может быть полностью ликвидирована в стране с рыночной экономикой, в лучшем случае её можно свести к естественному уровню.
Непросто дать и понятие безработицы, учитывая, что явление это экономическое. На сегодня общего понятия безработицы не существует, ученые трактую безработицу неоднозначно, однако, при формулировке определений безработицы, ими используются термины и выражения во многом тождественные друг другу.
К.Р. Макконелл безработицу определяет в качестве явления экономического плана, «при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу».
В экономическом словаре безработицей названа социально-экономическая ситуация, сопровождающаяся отсутствием у части активного, трудоспособного населения возможности найти работу, которую эти люди могут выполнить. Аналогичное понятие можно обнаружить и у современных авторовЕ.В. Гулящева и Н.М. Жидкова.
М.В. Чекмарева дополняет указанную выше дефиницию отсутствием возможности найти работу, которую они способны выполнять, что обусловлено по причине преобладания предложения труда над спросом на неё.
Хотя дословно авторы не повторяют друг друга, тем не менее, суть безработицы в их определениях мало отличается. При обобщении указанных понятий мы получаем безработицу как масштабную общественную ситуацию в стране, вызванную экономическими, политическими или социальными факторами, при которой значительная часть трудоспособного населения не имеет возможности реализовать свой трудовой потенциал из-за ограниченного количества вакантных рабочих мест или из-за своей неконкурентоспособности на рынке труда.
Безработица оказывает влияние и на экономику, и на другие, неэкономические сферы жизни общества.
Прежде всего, она негативно сказывается на экономике: снижается объем национального дохода, уменьшаются доходы бюджетов по причине снижения налоговых поступлений, рост государственных затрат на выплату пособий по безработице, на иные формы их социальной защиты, снижается уровень жизни лиц, ставших безработными, и их семей, обесценивается обучение, теряется квалификация и др.
Эти негативные последствия безработицы, конечно, перекрывают и некоторые положительные её проявления в экономическом плане: освобождение времени обучения и переобучения, появление запаса рабочей силы для реконструкции экономики, стимулирование производительности и интенсивности труда, совершенствование навыков сотрудников под влиянием конкуренции.
Для социальной сферы негативная сторона безработицы проявляется в спаде рабочей активности, в увеличении напряженности в обществе, в росте преступности, увеличении социальной дифференциации.
При этом ситуация безработицы помогает осознать ценность рабочего места, значимость труда определенного работника.
Негативный эффект безработицы проявляется и в неэкономической сфере. Так, имеют место психологические последствия в виде депрессии, чувства неполноценности, угрызений совести, алкоголизма, разводов, наркозависимости, мыслей о самоубийстве и др.
Таким образом, безработица приводит к утрате и неполном использовании экономических возможностей общества, к снижению уровня жизни людей, к политической нестабильности и психологического напряжения в обществе.
Причины безработицы в науке также оцениваются неоднозначно. Зачастую таковыми называют:
низкую оплату труда,
увеличение численности трудоспособного населения,
уменьшение числа рабочих мест, как следствие — сокращения вследствие кризиса (у работодателей нет возможности оплатить труд):
автоматизация производства, внедрение новых технологий.
Все это снижает потребность в рабочей силе.
При этом фундаментальная причина такого явления в России, как безработица заключается в нехватке рабочих мест и их постепенном сокращении.
Понятие «безработный» также определяется неоднозначно.
Если следовать методологии Международной организации труда (МОТ), то к безработным следует относить лиц в трудоспособном возрасте и старше, у которых нет работы, то есть занятия, приносящего доход, которые ищут работу и готовы приступить к ней. В их составе находятся и те лица, которые официально зарегистрированы в качестве безработных, наделены этим статусом согласно законодательству о занятости. Возрастная граница для безработных широка – от 15 до 70 лет.
Российское законодательство понятие безработного существенно сужает, поскольку безработными законодатель считает лишь трудоспособных граждан, у которых нет работы и заработка, при том что их зарегистрировала служба занятости для поиска работы. Они также должны находиться в поиске работы и быть готовыми начать работать. Не могут быть безработными лица, которым не исполнилось 16 лет, а также пенсионеры по возрасту.
Безработица диктует ситуацию на рынке труда и как следствие, — экономическую ситуацию в стране, поэтому объективная оценка её уровня и динамики позволяет сравнить определенные показатели экономической безопасности страны с их пороговыми значениями.
Безработица в России явление довольно молодое, появившееся в 90-е годы. Переход страны на рельсы рыночной экономики сдала каждого десятого трудоспособного человека в стране безработным, либо находящимся на грани потери работы. Пиком безработицы стал 1998 год, когда уровень безработицы оказался равным 13,3%. Высокими показатели безработицы на протяжении последующих 20 лет, но они при этом не были выше 10%.
Рассмотрим ситуацию на рынке труда в первые месяцы 2020 года. На февраль 2020 года рабочая сила по своей численности составляла 74,5 млн. человек. Эта цифра складывалась из занятых экономической деятельностью, которые составляли 71,1 млн. человек и безработных в количестве 3,4 млн. человек. Последняя цифра определяется критериями МОТ (т.е. эти лица у которых нет работы или другого занятия. приносящего доход, они находятся в поиске работы и могут начать работать в обследуемую неделю). Таким образом, в феврале 2020 года уровень безработицы равнялся 4,6% общей численности рабочей силы. Если сравнивать эти показатели с 2019 годом, то получаем на 230 тыс. человек меньше, чем в предыдущем году (3,7 млн. человек, или 4,9% от общей численности рабочей силы). В последние три года была заметна тенденция снижения уровня безработицы (Приложение 1).
Под уровнем занятости понимается соотношение численности занятых и общей численности населения страны, с учетом, что возраст всех этих людей — 15 лет и старше. Он составил в то же время 58,9%. В общей численности безработных доля женщин составляла 45,5%, причем большая часть из безработных — городские жители – 65,6%. Молодежь среди безработных (лица до 25 лет) – 20,2%, лиц. При этом четверть из этого числа не имеют опыта трудовой деятельности. Безработица среди сельских жителей намного больше, чем среди горожан (7,0 % против 9 %) (Приложение 2) .
Интерес представляет сравнение показателей безработицы по регионам и округам России. Среди округов, где уровень безработицы наиболее высок — Северо-Кавказский, Сибирский и Южный федеральные округа (Приложение 4). Наиболее низкий уровень безработицы в таких регионах, как Москва, где он составил 1,2%, а также Санкт-Петербург с показателем в 1,4%. Регионы страны, в которых уровень безработицы наибольший — это Республика Ингушетия – 26,3%, Карачаево-Черкесская Республика – 16,4%.
Говоря о состоянии рынка труда, нельзя обойти молчанием ситуацию, которая резко изменила описанные выше тенденции в области безработицы. Речь идет о ситуации, сложившейся в мире и в России по причине короновирусной инфекции и связанной с этим политикой самоизоляции как мерой для предотвращения распространения данного заболевания. За последние две-три недели миллионы людей в России потеряли работу.
Первая жертва замороженной экономической жизни — сфера услуг и непродовольственная розница. Сокращения коснулись продуктовой розничной сети где падение продаж в марте-апреле не оставляет никаких шансов сохранить рабочие места в прежнем объеме. Сегодня помимо других негативных явлений в экономике мы наблюдаем ураганный рост безработицы. В процессе реализации политики самоизоляции рабочие места должны неизбежно сокращаться, что проистекает их стратегии «социального дистанцирования», применяемой государством с целью ограничить распространение коронавирусной инфекции. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин спрогнозировал, что из-за ситуации с коронавирусом число безработных в России может вырасти до 8 млн. человек. Перерастет ли ситуация в самый настоящий экономический кризис, предстоит еще увидеть.
Ученые отмечают, что зачастую показатели безработицы имеют размытый характер. Причина тому – большой объем скрытой безработицы. Это означает, что люди, которых можно считать безработными, либо они имеют официальный статус безработного, заняты в теневом бизнесе. Добавим сюда неблагоприятные процессы в сфере банкротства предприятий, задержек по заработной плате, и объем скрытой безработицы в РФ увеличивается еще больше.
Значительная часть экономически активного населения сегодня не относится ни к «занятым», ни к «безработным». Невысокий спрос на рабочую силу создает для людей трудности в поиске работы, в итоге они вынуждены искать и использовать альтернативные способы получения дохода, занимаясь предпринимательством, зачастую незаконным.
Для противодействия безработице необходима обдуманная программа действий, включающая меры по восстановлению и развитию экономики страны, а также по социальной защите безработных.