Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Безналичные расчеты физических лиц в РФ. Проблемы и перспективы развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Глава 1. Теоретические основы безналичных расчетов
физических лиц
1.1. Понятие и содержание расчетных операций банка
1.2. Особенности развития расчетных операций и технологий
их проведения физическими лицами
Глава 2. Управление рисками безналичных расчетов на
примере ПАО Сбербанк
2.1. Краткая характеристика банка ПАО Сбербанк
2.2. Механизм осуществления расчётов
2.3. Классификация и содержание рисков расчетных операций
банка
Глава 3. Развитие системы безналичных расчетов физических
лиц
3.1. Пути совершенствования и перспективы развития
расчетных операций банка
Список использованных источников
Введение:
Актуальность темы
исследования определяется, прежде всего, тем, что в настоящее время в
Российской Федерации в сфере безналичного оборота сосредоточено около 80 % всей
денежной массы, в то время как в развитых зарубежных странах данный коэффициент
достигает 90 %. Безналичный оборот обслуживает движение товаров и услуг,
капиталов и кредитов между всеми участниками процесса хозяйственной
деятельности. От степени его организации зависят финансовая устойчивость
субъектов рыночной экономики, полнота и своевременность формирования доходов бюджетов
разных уровней и соответственно экономическая и политическая устойчивость
страны.
Анализ имеющейся
литературы, касающийся проблемы функционирования безналичных расчетов,
свидетельствует о недостаточной научной разработанности данного вопроса.
Изучению вопросов
сущности, значения безналичных расчетов, их применения в коммерческих банках
посвятили свои научные исследования такие экономисты, как О.И. Лаврушин, Л.А.
Новоселова, М.Ю. Бабичев.
Объектом исследования
является Среднерусский банк ПАО «Сбербанк России».
Рисунок 1. Расчетные операции банка[2]
Существует
следующая классификация расчетных операций банка (рисунок 2):
Рисунок 2. Классификация расчетных операций[3]
В
зависимости от адресата расчетные операции могут быть собственными и
клиентскими. В зависимости от технологии осуществления расчета – внутренние
(т.е. те, которые осуществляются внутри банка), внешние (т.е. те, которые
осуществляются на межбанковском рынке, а также через ЦБ). В зависимости от
формы денег, расчетные операции могут быть наличными и безналичными.
При
осуществлении собственных расчетных операций основными субъектами сделки
выступаю сами коммерческие банки.
Клиентскими
операциями банка являются такие, при осуществлении которых в роли основных
субъектов могут выступать как коммерческие банки, так и клиенты банка.
Расчёты
с ЦБ. Такого рода расчеты могут осуществляться только с условием открытия
коммерческому банку корреспондентского счета в ЦБ. В данной связи,
представителем ЦБ выступают РКЦ ( расчетно-кассовые центры). Каждому
коммерческому банку может быть открыт лишь один корреспондентский счет. РКЦ
необходимо каждый рабочий день предоставлять в ЦБ выписку по корреспондентскому
счету коммерческого банка с приложением всех необходимых документов[4].
Расчёты
между коммерческими банками. Коммерческие банки могут открывать
корреспондентские счета в других коммерческих банках. В таком случае,
участниками межбанковских отношений являются:
Банк-респондент.
Коммерческий банк, который открыл счет в другом банке.
Банк-корреспондент.
Такой коммерческий банк, в котором был открыт счет для другого банка.
В
осуществлении расчетов между коммерческими банками участвуют два счета: ЛОРО и
НОСТРО (рисунок 3).
Рисунок 3. Счета, участвующие в расчетах между банками[5]
Открытие
таких счетов требует от банка размещения на своем счете некой суммы денежных
средств. Банки могут заключать договора о бесплатном ведении таких счетов.
Основными
расчетными операциями являются наличные и безналичные операции коммерческих
банков. Виды безналичных операций коммерческого банка Платежные документы,
посредством которых могут осуществляться безналичные банковские операции,
являются (рисунок 4):
Рисунок 4. Платежные документы[6]
На
современном этапе развития банковского дела процесс проведения расчетных
операций сталкивается с рядом проблем, таких, как: необходимость оформления
дополнительных документов; недостаточное техническое оснащение
расчетно-кассовых центров; большой объём необходимых документов; возможность
несанкционированного доступа к информации.
Современные
системы расчётов в Центральном банке и коммерческих банков совершенствуются на
постоянной основе: периодически происходит унификация форм расчетов, проводится
стандартизация и типизация расчетных и платежных документов.
Сейчас
Центральный Банк занимается созданием электронной системы платежей, которая
призвана сократить срок расчётов и снизить объем документов, оформляемых на
бумажном носителе.
В
последние годы экономическая обстановка ставит российские коммерческие банки
перед вопросом о необходимости развития безрисковых направлений их
деятельности, к которым в первую очередь и относятся расчетные и кассовые
операции, проводимые в пользу клиентов. Важно отметить, что расчетно-кассовое
обслуживание – довольно объемная часть банковского бизнеса. Она включает в себя
широкий спектр связанных друг с другом банковских услуг и банковских продуктов.
Каждый элемент РКО формируется в соответствии с требованиями конкурентной среды
на рынке.
На
сегодняшний день отсутствуют единые стандарты расчетно-кассового обслуживания,
скорее каждый банк имеет свои «изюминки», которые он считает максимально
востребованными среди своих клиентов, удобными и эффективными для использования
ими.
Но,
несмотря на все внешние отличия в технологиях проведения расчетно-кассового
обслуживания, можно утверждать, что сегодня большой вес имеет тенденция
перехода от личного обслуживания клиентов к дистанционному обслуживанию.
Такое
направление банковского обслуживания, зародившееся еще в период господства
модемно-телефонных технологий, сегодня достигает большого распространения,
высоких скоростей и уровня производительности совершения платежей клиентов.
[1] Четыркин, Е.М. Методы
финансовых и коммерческих расчетов / Е.М. Четыркин. — М.: Дело, 2016, С.46.
[2] Там же.
[3] Вагин, В.Н.
Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах / В.Н. Вагин,
Е.Ю. Головина, А.А. Загорянская. — М.: [не указано], 2014, С.101.
[4] Вагин, В.Н.
Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах / В.Н. Вагин,
Е.Ю. Головина, А.А. Загорянская. — М.: [не указано], 2014, С.62.
[5] Четыркин,
Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов / Е.М. Четыркин. — М.: Дело,
2016, С.12.
[6] Там же, С.17.