Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Анализ правовых аспектов назначения пособия по беременности и родам женщинам работающим по трудовому договору
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 7
1 Теоретические основы социальной защиты материнства и детства, определение роли пособия по беременности и родам в системе социальной поддержки 12
1.1 Понятие и сущность социальной защиты беременных женщин и граждан, имеющих детей 12
1.2 Правовое регулирование назначения пособия по беременности и родам в Российской Федерации 22
1.3 Понятие пособий женщинам по беременности и родам и их виды 33
2 Правовой анализ назначения пособия по беременности и родам женщинам, работающим по трудовому договору 40
2.1 Порядок и условия назначения пособий по беременности и родам женщинам, работающим по трудовому договору 40
2.2 Особенности судебно-правовой защиты женщин, работающим по трудовому договору при назначении пособий по беременности и родам 48
2.3 Проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий по беременности и родам женщинам, сопряженные с трудовыми правоотношениями и пути их решения 59
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения 81
Введение:
Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Закон направлен на создание благоприятных социальных условий для воспитания детей.
Каждое пособие имеет свою особую нацеленность на решение конкретных задач, в связи с чем устанавливаются определенный перечень получателей пособия, определенная продолжительность выплаты пособия, а также размер пособия. Так, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неразрывно связано с фактическим осуществлением ухода за малолетним ребенком до достижения им возраста полутора лет. Исходя из этого, в законе определен круг лиц, имеющих данное право (матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), условия предоставления пособия и его размеры.
Право на пособия закреплено не за детьми, а за гражданами, имеющими право в силу закона представлять их права и законные интересы. К таким гражданам относятся родители, опекуны и попечители несовершеннолетних.
2017 год для жителей России ознаменовался большим числом социальных инноваций. Правительство страны заявляло, что все реформы преследуют цель улучшить жизнь граждан, в том числе и тех, у кого есть дети. Важной составляющей соцобеспечения таких семей являются финансовые выплаты, ведь все мы знаем, насколько дорогим удовольствием в наши дни будет пополнение семейства – траты, начинающиеся в период беременности и наблюдения у врача, совершенно не прекращаются после появления малыша на свет.
Более того, их становится только больше, ведь каждому ребенку необходимо множество вещей, а пеленки, кроватка, коляска, одежда, гигиенические средства, питание и игрушки стоят недешево. Если учитывать еще и тот факт, что не каждая мама до достижения крохой трех может пополнять семейный бюджет, вопрос с детскими пособиями для большей части россиян становится совсем остро.
В последнее время он только набирает актуальность, ведь вследствие кризисных явлений правительство индексирует выплаты совсем не теми темпами, которые устроили бы молодых родителей. При этом цены на детские товары совершенно не собираются падать вниз.
Социальные исследования показывают, что из числа занятых в общественном производстве более половины составляют женщины. Имея равные права с мужчинами, на хрупкие плечи женщин помимо работы ложится серьезная ответственность за воспитание и здоровье членов их семей и в первую очередь — детей. Не секрет, что значительная часть женщин и лиц, имеющих семейные обязанности, не знает о своих правах, прописанных в трудовом законодательстве.
В современной России законодательно установлено, что беременные женщины в связи с реализацией ими репродуктивной функции могут рассчитывать на предоставление ряда социально-трудовых гарантий. Между тем, как демонстрирует социальная практика, и подтверждают научные исследования, в реальности имеют место многочисленные факты ущемления их прав в области труда, особенно в негосударственном секторе и в случаях неофициальной трудовой занятости: незаконные отказы при трудоустройстве из-за беременности, увольнения по инициативе работодателя, принуждение к уволь- нению по собственному желанию, задержка оформления и выплаты пособия по беременности и родам и др. Серьезность ситуации в том, что она не просто становится причиной отнесения будущих матерей к социально-уязвимым категориям, но и прямо препятствует рождению ими детей, ведь стрессы, со провождающие подобные нарушения, нередко приводят к осложнениям, самопроизвольным выкидышам и осознанным прерываниям беременности. Более того, понимание женщинами, еще не реализовавшими свой репродуктивный потенциал, того обстоятельства, что такие проблемы могут возникнуть и в их жизни, заставляет многих откладывать рождение детей или вообще отказываться от реализации репродуктивной функции.
Именно поэтому социальная защита беременных женщин в области труда – это, с одной стороны, одно из важнейших условий для реализации ими репродуктивных установок и стимулирования рождаемости в условиях демографического кризиса, а с другой стороны, – актуальное направление семейно- демографической политики, предполагающее четкую и последовательную реализацию в отношении данной категории женщин комплекса гарантированных государством социально-правовых, социально- экономических, социально-трудовых, материальных и иных мер, нацеленных на своевременное предупреждение возможных рисков в рассматриваемой области, а также на нейтрализацию и компенсацию их негативных последствий.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Социальная защита беременных женщин и граждан, имеющих детей является важнейшей составляющей системы обновления и омоложения общества, а также залогом трансляции традиционных для России семейных ценностей, что приобретает все большую актуальность в условиях деформирующейся парадигмы социальных связей.
Проблемы законодательства в сфере пособий женщинам по беременности и родам, могут быть решены, прежде всего, посредством увеличения размера социальных благ, их объема и улучшения качества.
Несмотря на то, что система социального обеспечения создана, прежде всего, для того, чтобы сохранить жизнь семей с детьми на удовлетворительном уровне, на сегодняшний день эта задача реализована не в полной мере, что имеет ряд причин. Обратим еще раз внимание на перенос ряда вопросов в сфере социального обеспечения на уровень региона и их финансовые ресурсы, в то время как их возможности не одинаковы. Таким образом, жители регионов с недостаточными финансовыми ресурсами изначально оказываются в менее выгодном положении, поскольку лишены того размера и объема социальных услуг, доступных в регионах с более обширными финансовыми возможностями В связи с тем, что согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, международное право обладает приоритетом перед внутригосударственным, поэтому определение минимального размера ежемесячного пособия на ребенка возможно в рамках международных норм. Согласно ст. 42 Конвенции МОТ №102 размер минимального пособия на ребенка, выплачиваемого ежемесячно, недолжен быть менее 3 % от прожиточного минимума, приходящегося на душу населения, установленного в регионе.
По нашему мнению, необходимо сделать обязательным пособие на детей в возрасте до 16 (18) лет во всех субъектах РФ на уровне прожиточного минимума ребенка, если семья малообеспеченная. На сегодняшний день размер пособия на маленького ребенка до 1,5 (3) лет больше размера пособия на детей до 16 (18) лет, хотя чем старше ребенок, тем больше на него требуется затрат, чтобы воспитать достойное будущее поколение нашей страны.
По нашему мнению, в настоящее время необходимо принятие, на федеральном уровне, закона о ежемесячном пособии по уходу за каждым ребенком от 1,5 до трех лет, не посещающим детское дошкольное учреждение, а также внесение изменений в Федеральный Закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в части отмены условия предоставления ежемесячной выплаты — «размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации».
Государственные пособия женщинам по беременности и родам — единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в Российской Федерации установлены следующие виды государственных пособий пособия женщинам по беременности и родам: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.
В общем случае женщине, родившей ребенка, полагается несколько видов выплат. Основными являются пособие по беременности и родам и единовременные пособия: при рождении ребенка и при постановке на учет в ранние сроки беременности. Помимо этого, предусмотрена ежемесячная выплата по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.
На наш взгляд, для единообразия судебной практики по рассмотренному вопросу необходимы разъяснения Верховного Суда РФ, которые будут способствовать обеспечению равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод данной категорией работников с учетом их общественно значимых особенностей, в частности, выполнения функций материнства и воспитания детей.
Рассмотрев основные проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий по беременности и родам женщинам на современном этапе, можно заключить, что основными факторами, влияющими на эффективность данной системы, являются:
— недостаточная проработанность действующего законодательства, регламентирующего назначение и выплату пособий по беременности и родам женщинам;
— снижение гарантии социальной защищенности детей по причине передачи ответственности за социальное обеспечение детей с федерального на уровень субъектов РФ;
— неисполнение международных стандартов в области назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщинам.
Меры социальной поддержки представленные в данной главе работы должны дойти до каждой семьи, каждого нуждающегося, кто в соответствии с законом имеет право на их получение. По нашему мнению, для этого необходимо создание в каждом муниципальном образовании общественных приемных с привлечением к этой работе депутатов, юристов, экономистов, социальных работников, компетентных в вопросах предоставления новых мер социальной поддержки семей с детьми, чтобы при возникновении бюрократических проволочек или проблем с оформлением документов люди могли рассчитывать на квалифицированную консультацию, реальную помощь и поддержку.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы социальной защиты материнства и детства, определение роли пособия по беременности и родам в системе социальной поддержки
1.1 Понятие и сущность социальной защиты беременных женщин и граждан, имеющих детей
В современную эпоху глубоких трансформаций (образа жизни, трудовой деятельности, социальных отношений и других), которые происходят в достаточно сложных условиях социально-экономического характера, формирование действенного механизма социальной защиты населения является одной из важнейших задач, от решения которой прямо зависит безопасность устойчивого развития государства . Без разработки эффективной системы социальной защиты, соответствующей международным стандартам, невозможно построить реальную, а не декларативную социальную государственность .
В отечественной концепции социальной защиты граждан социальная политика имеет свою специфику, определяемую целями, задачами и формами реализации . В современном обществе социальная защита населения непременно должна выступать не только в качестве помощи бедным, но и также быть реальным барьером на пути прогрессирующего имущественного неравенства .
Степень эффективности механизма социальной защиты населения находится в прямой зависимости от качества принимаемых управленческих решений, способных устранить сложные проблемы по обеспечению населения необходимой социальной поддержкой. Не вызывает сомнений тезис о том, что существующая в современной Российской Федерации система социальной защиты не оправдывает возложенные на нее надежды россиян . Следствием этого является назревшая потребность в научном переосмыслении сложившихся направлений и методологии осуществления социальной защиты населения .
Динамичные трансформации, происходящие в российском обществе в социально-экономической сфере, влекут модификации института семьи — одной из подсистем государства, которая выполняет специфические функции — репродукцию и социализацию. Именно поэтому во времена глубоких изменений в обществе все чаще поднимается вопрос о важности изучения этого института, взаимоотношений его субъектов между собой и с государством, а также теоретических основ и содержания государственной семейной политики.
В подавляющем большинстве цивилизаций и культур семья выступает важнейшим системным элементом государства, а ее приоритетность и важность для развития индивида и общества зафиксирована широким спектром международных нормативно-правовых актов . Именно на уровне семьи обеспечиваются начальные условия жизни человека как субъекта общественных отношений. Безусловно, история формирования моделей общества — это история развития института семьи, трансформирующегося и эволюционирующего вместе с обществом. Таким образом, в условиях полиэтнического и глобального мира современную семью разумно рассматривать как основной социально-культурный инструмент гуманизации и консолидации общества, воспитания личности и гражданско-правового сознания.
Кроме этого, семья является основным субъектом трансляции ценностей между поколениями, что позволяет рассматривать ее в рамках молодежной политики. Последняя, в свою очередь, является неотделимой частью социальной политики, которая осуществляется государством при тесном взаимодействии с другими социальными институтами. Ее основным направлением является поддержка, защита и развитие молодежи как уникальной социально-демографической группы. В точке соприкосновения семейной и молодежной политики находится молодая семья, объектный статус которой не означает ее пассивной роли в решении многообразия проблем, так как молодая семья должна постепенно адаптироваться к новым для нее условиям и стать одним из активных социальных субъектов процесса осуществления государственной семейной политики .
Исходя из этого, принципы государственной политики в отношении молодой семьи (гуманизм; партнерство внутри триады «семья — общество — государство»; единство государственной политики; целостность экономического, социального, правового, образовательного и воспитательного пространства; дифференцированный подход; межпоколенческая преемственность), определяют концептуальные основы государственной молодежной политики, а также уточняют ее цели, задачи и стратегические приоритеты .