Банковское дело Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Анализ эффективности деятельности ПАО Сбербанк по минимизации просроченной задолженности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.. 5

1.1. Понятие кредитной политики и кредитного портфеля
коммерческого банка  5

1.2 Сущность просроченной задолженности коммерческого
банка. 8

1.3 Методы управления просроченной задолженностью
коммерческого банка. 11

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА
ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК.. 15

2.1 Краткая характеристика ПАО Сбербанк. 15

2.2 Анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк. 19

2.3 Оценка управления просроченной задолженностью ПАО Сбербанк. 29

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПАО СБЕРБАНК.. 36

3.1 Основные направления работы с просроченной
задолженностью ПАО Сбербанк  36

3.2 Рекомендации по совершенствованию управления просроченной
задолженностью ПАО Сбербанк. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 50

 

  

Введение:

 

Актуальность
выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что совершенствование
управления проблемной задолженностью коммерческого банка играет важную роль в
его деятельности, прежде всего с целью поддержания его устойчивости.

В
данной выпускной квалификационной работе затрагивается сектор проблемной
задолженности, связанный непосредственно с физическими лицами. Постоянно
коммерческим банкам в ходе своей деятельности приходится работать с
«проблемными» клиентами, у которых возникают трудности при исполнении своих
обязательств по заключенному кредитному договору. Поэтому при работе для
начала, конечно, нужно определить факторы, вследствие которых возникла
просроченная задолженность. В каждом коммерческом банке разработана целая
система по работе с проблемной задолженностью, которая включает в себя
множество инструментов, способов и методов работы с ней.

Целью
данной выпускной квалификационной работы является управление просроченной
задолженностью и разработка рекомендаций для улучшения кредитной деятельности
ПАО Сбербанк 

Для
реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

             
изучить понятие кредитной политики и
кредитного портфеля коммерческого банка;

             
рассмотреть сущность просроченной
задолженности коммерческого банка;

             
исследовать методы управления просроченной
задолженностью коммерческого банка;

             
дать краткую характеристику ПАО Сбербанк;

             
провести анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк;

             
осуществить оценку управления просроченной
задолженностью ПАО Сбербанк;

             
разработать основные направления работы с
просроченной задолженностью ПАО Сбербанк;

             
рассмотреть рекомендации по
совершенствованию управления просроченной задолженностью ПАО Сбербанк.

Предметом
исследования является анализ эффективности деятельности ПАО Сбербанк по
минимизации просроченной задолженности. 

Объект
исследования – ПАО Сбербанк.

В
качестве теоретической базы  для
проведения исследования использовались: во-первых, учебные и
учебно-методические пособия таких авторов как: Белоглазова Г. Н, Глушкова Н.Б,
Лаврушин О.И., Славянский А.В., Костерина Т.М. и т.д.; во-вторых, материалы
периодических изданий: Деньги и кредит, Экономический анализ: теория и
практика, Вопросы экономики.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Кредитную
политику коммерческого банка (в широком понимании) следует рассматривать как
комплекс действий и мероприятий, осуществляемых коммерческим банком в сфере
кредитного дела с целью решения стратегических и тактических задач, на основе
макроэкономических, микроэкономических, региональных и отраслевых факторов, по
оптимизации доходности кредитных операций и кредитного риска. В узком понимании
ее целесообразно представлять, как обязательный документ, имеющий конфиденциальный
характер и который содержит свод правил по ведению кредитного дела банка,
выполняются в течение одного года, а затем пересматриваются кредитным
комитетом.

Кредитный
риск априори сопровождает весь комплекс кредитных
отношений, возникающих в процессе осуществления определенной кредитной сделки и
предоставление займа потенциальному клиенту банка.

Кредитный риск
целесообразно
определить следующим образом: это — количественно
оценена возможность несоответствия
ожиданиям объемных, пространственных и временных
параметров финансовых
потоков, связанных с возвращением тела кредитов и
процентов по ним, в
результате целенаправленного или стихийного нарушения
порядка осуществления
процесса банковского кредитования, которая приводит к
изменению финансового
состояния и динамики развития банка. Кредитный риск
представляет собой единство
отдельных видов рисков, которые выделяются в
зависимости от характера причин их
возникновения и направлений проявления в процессе
банковского кредитования.

Кроме формирования
упорядоченной организационной структуры, которой является
распределение
функций и формирование связей между подразделениями банка, в процессе
мониторинга
кредитного риска важны также управленческие решения
по организации и
кадровому обеспечению соответствующих процедур. Мы
определили, что
организационная функция мониторинга кредитного риска
предусматривает
также формирование необходимого
информационно-нормативного
обеспечения.

ПАО Сбербанк относится к
многопрофильным банкам — сберегательный, инвестиционный, ипотечный,
инновационный. Так как данный банк осуществляет все виды банковских услуг и
имеет лицензии Центрального Банка на осуществление данных операций.

Основными органами
управления
ПАО
Сбербанк

являются: общее собрание акционеров, Наблюдательный Совет, Правление (совет
директоров банка во главе с президентом). Компетенция органов управления банка
определена в его уставе.

В соответствии с Уставом Банка общее руководство деятельностью Банка
осуществляет Наблюдательный совет. Комитеты Наблюдательного совета являются
органами, созданными для предварительного 
рассмотрения   наиболее   важных  
вопросов,   отнесенных  к компетенции Наблюдательного совета, и
подготовки рекомендаций по ним.

Кредитный
портфель ПАО Сбербанк до вычета
резервов на 31 декабря 2019 года составил 3 651,4 млрд. руб., что на 4,2% выше
показателя на конец 2018 года, составившего 3 503,9  млрд. руб. 

Доля
кредитного портфеля в совокупных активах Группы составила 63,5%, что меньше
показателя на конец 2018 года на 3,1 п.п. При этом объем корпоративных кредитов
составил на конец 2019 года 3 295,9 млрд руб., что на 3,8% превышает показатель
на конец 2018 года (3 174,8 млрд руб.), объем розничных кредитов на конгец 2019
года составил 355,5 млрд руб., увеличившись с начала года на 8,0%, а его доля в
структуре кредитного портфеля составила 9,7% (в сравнении с 9,4% на конец 2018
года).

Доля
NPL (необслуживаемой ссудной задолженности) в совокупном кредитном портфеле на
конец 2019 года составила 3,5% в сравнении с 3,0% на конец 2018 года. 

Коэффициент
резервирования (отношение созданных резервов на возможные потери по ссудам к
кредитному портфелю) на конец 2019 года составил 5,8%, что на 1,5 п.п. ниже
соответствующего показателя на конец 2018 года, составившего 7,3%.

Снижение
резервов обусловлено отнесением к категории NPL и последующим частичным
списанием в течение отчетного периода ряда проблемных активов. При этом
созданные резервы на возможные потери по ссудам в 1,7 раза превышают размер
необслуживаемой задолженности (на конец 2018 года этот коэффициент составлял
2,5).

Основным
приоритетом работы ПАО СБЕРБАНК является высокое качество обслуживания клиентов
и предоставление лучших услуг и продуктов на рынке, поэтому ключевым звеном
стратегии банка является реализация клиент ориентированного подхода к
обслуживанию физических лиц и субъектов малого бизнеса.

Ключевые
направления развития банка:

             
развитие сети отделений и устройств
самообслуживания;

             
существенное увеличение количества
клиентов;

             
достижение лидерства по качеству
обслуживания и функции основного розничного банка для клиентов;

             
внедрение новой технологической платформы
и обеспечение надежности работы ключевых систем банка на уровне лучших мировых
практик.

Главными
факторами, которые мешают банку стать действительно клиентоориентированным,
являются:

             
отсутствие детального работоспособной
клиентской политики и плана внедрения инновационных клиентоориентированных
подходов;

             
отсутствие работоспособных стратегий
взаимодействия банка с отдельными группами клиентов;

             
недостаточный уровень квалификации
персонала;

             
слабая техническая и технологическая
оснащенность банка;

             
медленное обновление спектра банковских
продуктов и услуг;

             
отставание в области рекламы и продвижения
банковских продуктов и услуг;

             
ориентация преимущественно на
краткосрочные цели.

Одним из наиболее
распространенных способов работы с проблемной задолженностью в ПАО Сбербанк
является реструктуризация.

Также, банком применяется
такие способ работы с проблемными кредитами как цессия, мировое соглашение,
перевод долга.

ПАО Сбербанк разработал
специальную программу по реструктуризации кредитов заемщиков, относящихся к
отраслям, наиболее пострадавшим от COVID-19. По малому и микробизнесу принято
решение об упрощенном механизме реструктуризации – предоставление отсрочки на
срок до 6 месяцев по кредитам клиентов, пострадавшим от влияния коронавирусной
инфекции.

Для бизнеса предусмотрена
отсрочка по оплате основного долга и/или процентов, при этом срок кредитного
договора увеличится на количество месяцев отсрочки, а начисленные, но
неуплаченные проценты будут выставлены к оплате в дату последнего платежа. По
кредитным продуктам «Без Бумаг» и «Бизнес-онлайн» в апреле будет доступна
процедура удаленной реструктуризации кредита без посещения офиса банка.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

 

1.1. Понятие
кредитной политики и кредитного портфеля коммерческого банка

 

Кредит
(от лат. Credit – они верят и от. Credito – доверие) – предоставление денежных
средств, товаров или услуг на условиях возвратности, срочности и платности.
Кредит всегда возвращается в денежной форме, в отличие от займа, который
возвращается в той форме, в какой кредит выдан.

Кредит
выполняет следующие функции:

     воспроизводственная
(обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства, который мог бы быть
прерванным из-за нехватки средств, но кредит восполняет ее);

     перераспределительная
(способствует перераспределению временно свободных денежных средств,
поступивших в банк в виде депозитов, между отраслями, сферами хозяйства и
территориями так, чтобы они приносили наибольший доход) [
14, с. 61].

В Гражданском Кодексе Российской Федерации понятие
кредита определено как: «предоставленные денежные средства заемщику в размере и
на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить
полученную денежную сумму…».

Важное место в удовлетворении возникающих потребностей
населения и в повышении его жизненного уровня, занимает потребительский кредит.

На наш взгляд, при определении сущности
потребительского кредита необходимо исходить из следующих основных положений:

             
Во-первых, потребительский кредит
выступает одной из форм кредита. Поэтому его определение должно включать все
необходимые общие для форм кредита как экономической категории характеристики.

             
Во-вторых, в определении потребительского
кредита должна четко отображаться структуры кредита. Поэтому определение
сущности потребительского кредита должно содержать все типы кредиторов и
заемщиков, являющихся сторонами в этом кредите, а также все формы занятой цены.

             
В-третьих, познание сущности
потребительского кредита предполагает раскрытие его основания, представляет
собой наиболее глубокую часть сущности потребительского кредита, то, чем она
определяется и чем она выделяется как форма экономической категории «кредит».
Основа потребительского кредита находит свое отражение через целевую
направленность кредита. Ведь само название «потребительский» происходит от слов
«потребление», «потребитель», то есть данный кредит направлен на личное потребление
[
17, с.
203]
.

Важное место в исследовании сущности потребительского
кредита занимают структура кредита и характер кредитных отношений между
кредитором и заемщиком по поводу ссудной стоимости.

Организация
эффективной кредитной деятельности в современных нестабильных условиях хозяйствования
происходит благодаря взвешенной кредитной политике банка.

Значение
кредитной политики в функционировании банка довольно значительное, она
формирует условия, принцип, правила кредитования, определяет подходы к
реализации процесса кредитования и его контроля. Одной из главных задач
кредитной политики является контроль и снижение кредитного риска в процессе
банковской деятельности.

С
целью более полного исследования сути кредитной политики проведем критический
анализ определений ученых. Следует отметить, что среди ученых существуют
определенные дискуссии относительно определений сущности понятия «кредитная
политика».

Кредитная
политика банка определена как «стратегия и тактика банка по привлечению средств
и направлений их на кредитование клиентов банка (заемщиков) на основе
принципов: возвратности; срочности; дифференцированности; обеспеченности;
платности».

Кредитная
политика имеет ряд составляющих, что позволяет говорить о видах кредитной
политики. Вопрос о видах кредитной политики является новым, что не нашло
детального рассмотрения в отечественной и зарубежной экономической литературе,
в связи с чем считаем необходимым осветить его.

Наиболее
существенно кредитная политика различается в зависимости от субъектов кредитных
отношений: кредитная политика банка в отношении юридических лиц и политика во
взаимоотношениях с физическими лицами. При этом кредитная политика одного банка
может быть для индивидуальных заемщиков более привлекательной по сравнению с
другими банками благодаря кредитованию покупок в рассрочку, кредитным картам,
ипотечным займам и так далее.

Кредитный
портфель
это инструмент управления активными операциями банка, целью
осуществления которых является повышение прибыли, эффективности деятельности,
что достигается путем предоставления ссуд по различным направлениям
кредитования с учетом требований кредитной политики банка и органов банковского
надзора
[8, с. 92].

Основными
задачами формирования кредитного портфеля являются:

             
высокий темп
ожидаемого дохода в долгосрочной перспективе;

             
минимизация
уровня рисков кредитного портфеля;

             
соблюдение
необходимой ликвидности кредитного портфеля;

             
высокий уровень
дохода в текущем периоде
[5, с.
243]
.

Итак,
кредитный портфель взаимосвязывает три ключевые аспекты банковской деятельности
доходность,
ликвидность и риск. При формировании оптимального кредитного портфеля
необходимо ставить целью реализацию разработанной кредитной политики путем
подбора наиболее эффективных и надежных кредитных вложений.

Кредитную
политику коммерческого банка (в широком понимании) следует рассматривать как
комплекс действий и мероприятий, осуществляемых коммерческим банком в сфере
кредитного дела с целью решения стратегических и тактических задач, на основе
макроэкономических, микроэкономических, региональных и отраслевых факторов, по
оптимизации доходности кредитных операций и кредитного риска. В узком понимании
ее целесообразно представлять, как обязательный документ, имеющий
конфиденциальный характер и который содержит свод правил по ведению кредитного
дела банка, выполняются в течение одного года, а затем пересматриваются
кредитным комитетом.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы