Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Анализ ассортимента и качества игрушек реализуемых торговым предприятием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Ассортимент и качество игрушек: теоретические аспекты 6
1.1. Состояние и тенденции развития рынка игрушек 6
1.2. Классификация и ассортимент игрушек 12
1.3. Факторы, влияющие на формирование и сохранение качества
игрушек 17
1.4. Показатели качества игрушек и методы их оценки 21
Глава 2 Анализ ассортимента и качество игрушек, реализуемых в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо 26
2.1 Общая характеристика объекта исследования, анализ ассортимента игрушек реализуемых в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо 26
2.2 Характеристика предметов и методов исследования 32
2.3 Экспертиза качества игрушек, реализуемых магазином «Промтовары» Монастырщинского райпо 37
2.4 Рекомендации по совершенствованию ассортимента игрушек в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо 40
Глава 3 Организация коммерческой деятельности по реализации игрушек магазином «Промтовары» Монастырщинского райпо 43
3.1 Организация хозяйственных связей с поставщиками магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо 43
3.2 Анализ сбытовой политики магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо 44
3.3 Рекомендации по совершенствованию сбытовой политики магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо 47
Заключение 51
Список использованных источников 56
Приложения 59

  

Введение:

 

Игрушки играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают познавать окружающий мир, способствуют его физическому, духовному развитию, и поэтому без них невозможно полноценное воспитание подрастающего поколения. В процессе игры у детей формируются способности к общению друг с другом, прививаются определенные трудовые навыки, развивается чувство прекрасного. Также игрушки способствуют формированию личности.
Игрушки – это специфические товары, которые должны отвечать не только технологическим требованиям, но и морально и эстетически воздействовать на ребенка. Они на всех этапах развития общества своеобразно отражают материальную и духовную жизнь людей. Эволюция игрушек прошла длинный период, с целью их производства использовались сначала подручные средства, позже – специально разработанные материалы. Производство игрушек постепенно вышло за пределы дома, где родители старались сделать их своими руками для собственных детей, развивалось промышленное производство игрушек.
С тех пор количество производственных организаций, предметом деятельности которых являются игрушки, значительно выросло. В соответствии со спросом растет не только объем производства, но и ассортимент игрушек. Все это приводит к тому, что потребители не всегда хорошо ознакомлены с ассортиментом игрушек, а также с их качеством, хотя именно качество – один их главных факторов, которые учитывают родители при выборе игрушек своим детям.
Исходя из этого, актуальной является тема данного исследования: «Анализ ассортимента и качества игрушек, реализуемых торговым предприятием».
Целью исследования стала разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента и качества игрушек в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо, а также сбытовой политики предприятия в целом.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи исследования:
— проанализировать состояние и тенденции развития рынка игрушек;
— изучить классификацию и ассортимент игрушек;
— выделить факторы, влияющие на формирование и сохранение качества игрушек;
— описать показатели качества игрушек и методы их оценки;
— дать общую характеристику объекта исследования и провести анализ ассортимента игрушек, реализуемых в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо;
— охарактеризовать предметы и методы исследования ;
— провести экспертизу качества игрушек, реализуемых магазином «Промтовары» Монастырщинского райпо;
— предложить пути совершенствования ассортимента игрушек в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо;
— описать организацию хозяйственных связей с поставщиками магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо;
— проанализировать сбытовую политику магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо;
— предложить пути совершенствования сбытовой политики магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо.
Объектом исследования в работе выступает современный рынок игрушек.
Предмет исследования – ассортимент и качество игрушек, реализуемых в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо.
Методы исследования. В ходе выполнения данной работы были использованы ряд методов. Среди общенаучных методов исследования был использован метод сравнительного анализа, метод аналогии. Специальными методами исследования, использованными в ходе написания работы, стал анализ структуры ассортимента, органолептический и измерительный метод исследования.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что предложенные рекомендации дают возможность совершенствования ассортимента и качества игрушек в розничной торговой сети, а также улучшения сбытовой деятельности магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ тенденций развития рынка игрушек в Российской Федерации показал, что данный рынок активно развивается. Наивысшей популярностью на рынке пользуются мягкие игрушки, уличные и спортивные игрушки, машинки и самолетики (особенно на радиоуправлении), куклы, конструкторы и товары для дошкольников.
Характеризуя состояние отечественного рынка игрушек, следует заметить, что он сегодня является чрезвычайно импортозависимым. Наибольший натуральный объем детских игрушек поставляется в Россию из Китая. На втором месте – игрушки из Беларуси, на третьем месте – из Казахстана. Вместе с тем, доля игрушек российского производства имеет тенденцию к увеличению, так как российские потребители считают их наиболее безопасными и изготовленными из экологически чистых материалов. Высокое качество игрушек российского производства способствует тому, что в динамике растет и экспорт товаров данной группы.
В целом, тенденции развития рынка детских игрушек на сегодня положительны. Они характеризуются ростом спроса на игрушки в целом, особенно на развивающие и экологические игрушки.
Ассортимент игрушек сегодня обширных. При этом их можно систематизировать с учетом различных классификационных признаков, основными среди которых являются: направление педагогического влияния игрушки на организм ребенка, возрастные особенности игрушки, а также материал изготовления игрушки.
Классификация игрушек по воспитательному назначению предусматривает восемь групп: игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятия; игрушки, способствующие физическому развитию детей (развитию силы, ловкости, меткости, координации движений); игрушки, знакомящие детей с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки); игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники; игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами; игрушки, способствующие музыкальному и художественному развитию детей; настольные игры; игрушки-забавы.
Классификация игрушек по возрастному назначению включает три группы: для детей ясельного возраста; для детей дошкольного возраста; для детей школьного возраста.
По материалу изготовления игрушки подразделяют на: пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые, из тканей (мягконабивные), картонажные (полиграфические) и др.
На формирование и сохранение качества игрушек влияют следующие основные группы факторов: производственные факторы, а именно сырье и технология производства; условия хранения и транспортировки игрушек.
Система показателей качества игрушек довольно обширная. Их комплекс обеспечивает достаточно полный контроль и оценку качества игрушек во время сертификации, а также при приемке и реализации товаров в розничной торговой сети. Эти показатели представлены такими группами: органолептические показатели (запах, привкус); физические факторы (уровень звука, уровень напряженности электростатического поля, уровень напряженности электромагнитного поля радиочастотного диапазона, уровень напряженности электрического поля, уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения, уровень локальной вибрации, удельная эффективная активность естественных радионуклидов); санитарно-химические показатели (миграция в модельные среды вредных химических веществ, перечень которых определяется в зависимости от химического состава материала, и нормы выделения вредных химических веществ из игрушек); токсиколого-гигиенические показатели (раздражающее действие на слизистые, индекс токсичности); микробиологические показатели.
Практическое исследование в данной работе проведено на материалах магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо. Проведенный анализ показал, что в ассортименте игрушек, которые реализуются в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо, преобладают игрушки для детей дошкольного возраста. Также наибольшая доля игрушек по педагогическому назначению являет собой игрушки, знакомящие детей с окружающей природной средой (куклы, фигурки животных, людей, бытовых приборов. транспорта и т.д.). По материалу изготовления в магазине больше всего пластмассовых игрушек.
В ходе исследования для оценки качества игрушек, реализуемых в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо, были отобраны несколько образцов игрушек. При этом выбор проводился из тех групп игрушек, которые представлены в ассортименте магазина наиболее широко. В результате для исследования были отобраны такие образцы игрушек: Автомобиль-самосвал «Буран» №3, бело-красный, ТМ «Полесье»; Игровой набор Spin Master PAW Patrol «Щенячий патруль: Скай» ТМ Spin Master; Мебель для куклы Огонёк «Конфетти» Спальня ТМ «Огонек».
На первом этапе исследования была изучена маркировка товаров и ее соответствие требованиям ТР ТС 008/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек».
На втором этапе исследования проводилось исследование упаковки товаров и анализ внешнего вида игрушек. Анализ проводился по таким показателям: характер поверхности; наличие зазоров; выполнение кромок; доступные части крепежных деталей; доступные острые концы; несъемные детали игрушек. Для исследования этих показателей был использован органолептический метод, то есть с помощью органа зрения и тактильных ощущений.
Анализ показал, что маркировка всех образцов является правильной и полной. С помощью органолептического метода исследования нами установлено, что качество исследуемых образцов игрушек соответствует нормативным требованиям. Единственным выявленным недостатком стало наличие повреждений упаковки на одном из исследуемых образцов товаров. Это требует более бережного хранения товаров в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо.
С целью разработки рекомендаций по совершенствованию ассортимента игрушек в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо нами было организовано анкетирование потребителей. Результаты опроса показали, что большинство опрошенных покупают преимущественно игрушки для детей дошкольного возраста, также популярны игрушки для детей ясельного возраста, реже покупают игрушки для детей школьного возраста. Исходя из таких ответов, для магазина «Промтовары» Монастырщинского райпо также целесообразно формировать ассортимент игрушек приблизительно в таком соотношении – больше игрушек для дошкольного возраста, несколько меньше – для ясельного, еще меньше – для школьного возраста.
Также анкетирование показало, что для большинства опрошенных главным фактором выбора детских игрушек является их качество. Поэтому для исследуемого магазина при формировании ассортимента игрушек следует ориентироваться, прежде всего, на качество продукции.
Продажа товаров в исследуемом магазине реализуется через прилавок, при этом также используются принципы открытой выкладки товаров. Это способствует эффективному обслуживанию покупателей: каждый может осмотреть товар, изучить его и выбрать тот, который больше удовлетворяет потребности покупателя. Вместе с тем, наиболее ходовые, мелкие и ценные товары покупатель может купить за прилавком, сообщив о своей потребности.
С целью стимулирования продаж детских игрушек в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо нами предложено проведение ряда мастер-классов и других мероприятий для привлечения детей и их родителей.
Используя в играх и мастер-классах определенные игрушки (животные Африки, динозаврики, кубики и т.д.), магазин «Промтовары» Монастырщинского райпо тем самым будет стимулировать к покупке этих предметов именно в магазине. А победителям конкурсов целесообразно делать скидки на эти товары.
На наш взгляд, введение указанных мероприятий позволит значительно повысить эффективность продаж игрушек в магазине «Промтовары» Монастырщинского райпо и будет иметь своим результатом получение прироста объемов реализации, а значит и прироста прибыли предприятия, что и является конечной целью его деятельности наряду с лучшим удовлетворением потребностей потребителей. Именно на это направлены все предложенные рекомендации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Ассортимент и качество игрушек: теоретические аспекты
1.1. Состояние и тенденции развития рынка игрушек

Анализ тенденций развития рынка игрушек в Российской Федерации показывает, что данный рынок активно развивается. Даже в условиях коронавируса объемы реализации игрушек выросли, что связано с общими тенденциями популяризации развития детей, обеспечения условий для игры, а также использования развивающих игрушек в воспитательном процессе. Спрос на игрушки еще больше вырос в период пандемии и карантина, когда дети вынуждены быть изолированы от сверстников, имеют много свободного времени для игр.
При этом эксперты отмечают, что в динамике растет спрос на игрушки собственных торговых марок ритейлеров. Так, за первые четыре месяца 2019 года половина роста рынка детских товаров была обеспечена собственными торговыми марками торговых сетей и прямым импортом. При этом продажи игрушек собственных торговых марок выросли на 48%, в то же время брендированная продукция показала рост только на 7%. В 2018 году также продажи игрушек собственных торговых марок и прямой импорт выросли на 23% по сравнению с 2017 годом, а все прочие – также на 7% [13].
При этом рост продаж игрушек под собственными торговыми марками связан, в первую очередь, с сильной ценовой конкуренцией на рынке. Тон задает сеть «Детский мир», которая в силу своего масштаба может оптимизировать закупки за счет объемов, что позволяет ритейлеру приобретать брендированную продукцию по более низким ценам. За январь-май 2019 года у сети доля продаж игрушек собственных торговых марок составила около 15%, тогда как за аналогичный период 2018 года она была значительно ниже и составляла только 10%.
Согласно данным Национального агентства ценовой политики объем всего рынка детских товаров в 2018 году составил 623 млрд руб., при этом объем рынка игрушек превысил 54 млрд руб., что говорит о его значительной роли в формировании рынка детских товаров. Также важной тенденцией является то, что рынок игрушек постепенно переключается на онлайн: доля продаж через интернет уже превысила 10% [13].
Маркетинговые исследования показывают, что наивысшей популярностью на рынке пользуются мягкие игрушки. Они составляют около 26% рынка. Также в России часто покупают уличные и спортивные игрушки (например, бластеры и самокаты), машинки и самолетики (особенно на радиоуправлении). Далее в рейтинге идут куклы, конструкторы и товары для дошкольников [13]. Наглядно структура рынка игрушек в РФ представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Структура рынка игрушек в РФ [3, с.26]

В 2019 году рынок игрушек, по данным NPD Group, вырос в деньгах на пять процентов, а в штуках его объем остался прежним. Весь прирост продаж обеспечил средний ценовой сегмент, в котором наибольшую массу выручки дают иностранные бренды, а среди них — «большая тройка»: Lego, Hasbro, Mattel с совокупной долей на рынке России 34%.
Отечественные игрушки, уступающие крупным международным брендам в разнообразии и сложности, тем не менее показали хорошую динамику — рост продаж на 20% — и достигли 20-процентной доли рынка.
Отдельный тренд связан со спросом на деревянные игрушки: объем их продаж в 2019 году вырос на 25% и уже составляет почти два процента всего рынка игрушек. Вероятно, родители стали задумываться об экологичности товаров, которые они готовы покупать своим детям [9].
Известными производителями игрушек из дерева в РФ являются Фабрика деревянной игрушки «Зелёный лев», Компания «Sandlight», ПК «ПАРК РАЗВЛЕЧЕНИЙ», ООО «Вудлайнс», Компания «Игрушки Тили-Дили», ООО «ПитерТрансПак», Компания «Приоритет», Сибирская фабрика игрушек «Мирабилис», Мастерская деревянных игрушек «Чудево», Фабрика развивающих игрушек «Тимбергрупп», Производственная компания «Умничка», Компания «Фантастик», Компания «Сказки Дерева», Краснокамская фабрика деревянной игрушки, ООО «Задира-плюс», ООО «КаПа», ОАО «КЛИМО» и др.
Мягкие игрушки в РФ производят: Фабрика мягких игрушек «Багнычев ЮГ», OOO «ТОП МЕДВЕДИ», Фабрика «Бока», Компания «Плюшевый друг», ЗАО «Красноярская фирма Бирюсинка», ООО «Валана», ООО «МиД», ООО «Мервит», Фабрика мягкой игрушки ООО «888», ООО «Прима Тойс», Фабрика «Любимая игрушка», Фабрика мягкой игрушки «Флиппер Тойз», Фабрика мягкой игрушки «Леком», Фабрика мягкой игрушки «Божья коровка» и др.
Характеризуя состояние отечественного рынка игрушек, следует заметить, что он сегодня является чрезвычайно импортозависимым. То есть, обеспеченность рынка товарами российских производителей недостаточна. По данным обзора «Экспорт и импорт детских игрушек в России в 2018 г», подготовленного BusinesStat в 2019 году, в 2018 году наибольший натуральный объем детских игрушек был поставлен в Россию из Китая – 122,8 тыс тонн, или 74,6% от общего объема импорта. На втором месте среди стран находилась Беларусь, которая поставила в Россию 19,5 тыс. тонн продукции или 11,9% от общей величины отечественного импорта, на третьем месте – Казахстан – 2,6% или 4,3 тыс тонн. Наглядно эти тенденции демонстрирует рис. 2.

Рисунок 2 – Импорт детских игрушек в Российскую Федерацию по странам в 2018 г., тыс. т. [7]

Наиболее широко представленной в объеме импорта игрушек в Россию в 2018 году оказалась продукция производителя Ningbo B&B International Trading Co., Ltd, поставляемая из Китая. Она составила 5,4% от общего объема импорта игрушек в РФ в натуральном выражении – 7,5 тыс. тонн.
По стоимостному объему импорта детских игрушек в Россию в рассматриваемый период лидировал также Китай с долей 74,8% от совокупной стоимости импорта. Значительные объемы стоимостного импорта приходились также на Беларусь (23,6%) и Индонезию (17,7%) [7].
Вместе с тем, доля игрушек российского производства имеет тенденцию к увеличению, так как российские потребители считают их наиболее безопасными и изготовленными из экологически чистых материалов. Качество и прочность продукции играют огромную роль на рынке игрушек. Продукты зарубежных производителей обычно выделяются дизайном, качеством продвижения, но не отличаются долговечностью и приспособленностью к российским климатическим условиям. Российские производители имеют шансы конкурировать с зарубежными благодаря большей экологичности игрушек и освоению таких направлений, как изготовление развивающих игрушек и игрушек из пластика. На сегодняшний день ведущие позиции среди российских производителей занимают ЗАО «Завод „Огонек“» (Москва), ОАО «Весна» (Киров), ТД «Гулливер и Ко» (Москва), ООО «Стеллар» (Ростов-на-Дону), ООО «Эльф Маркет» (Москва), ОАО «Аэлита» (Санкт-Петербург), ЗАО «Степ Пазл» (Подольск), ООО «Нордпласт» (Санкт-Петербург), ООО «Звезда» (Лобня) и другие [9, с.25].
Высокое качество игрушек российского производства способствует тому, что в динамике растет и экспорт товаров данной группы. Так, за последние три года экспорт российских игрушек увеличился на 34%. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Особым спросом, по данным чиновников, пользуются экологически чистые товары из натуральных материалов. Отечественные игрушки за рубежом покупают в том числе и благодаря развитию онлайн-торговли. Согласно данным таможенной службы экспорт российских игрушек в 2017 году составлял 15,8 тыс. т, тогда как еще в 2014 году его объем составлял 11,7 тыс. т. Основными покупателями российских игрушек являются Казахстан (поставки в 2017 году составили $59,3 млн), Беларусь ($27 млн), Украина ($8 млн), США ($4,8 млн) и Польша ($4,4 млн). Больше всего экспортируются высокотехнологичные и инновационные игрушки, а также так называемые eco friendly toys — то есть созданные из натуральных, экологически чистых материалов [18].
Следует заметить, что обеспеченность отечественного рынка игрушками довольно сильно зависит от различных факторов внешней среды. В частности, среди таких факторов можно назвать: сезонность, социальные факторы (рост спроса на технологические и развивающие новинки), демографические изменения, влияние нормативно-правового поля и т.п.
На темпах товарооборота рынка игрушек достаточно сильно сказывается сезонность. Так, относительно устойчивым является спрос на мягкие игрушки и развивающие игры в период с октября по март, а летом покупатель отдает предпочтение мячам, спортивным игрушкам и т.д. В целом, в последнее время растет спрос на развивающие игрушки.
Рынок игрушек также чрезвычайно чувствителен к росту рождаемости и демографическим волнам. Это связано с тем, что дети младшего возраста являются наиболее активными потребителями игрушек. Но из соображений безопасности большинство игрушек не рекомендуют давать детям до 3-х лет, поэтому принято считать, что активное потребление игрушек начинается после достижения этого возраста.
Основными покупателями игрушек являются родители, имеющие детей до 6 лет, в несколько меньшей степени — родители младших школьников 7-9 лет. В целом, значительное внимание потребители уделяют качеству продукции, а потому изучают сертификаты качества.
В этом аспекте следует отметить, что введение в РФ предварительной экспертизы игрушек перед поступлением в продажу может привести к их подорожанию на 20%. Такие расчеты представила Ассоциация индустрии детских товаров. Не исключают повышения цен и в Минэкономразвития. Законопроект о введении социальной, психологической, педагогической, санитарной экспертиз для игрушек разработал Минпромторг с целью «обеспечения безопасности жизни, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий». В Ассоциация индустрии детских товаров отметили, что сама процедура обойдется недорого — от 5 до 15 тыс. рублей, однако значительные расходы повлекут сроки ее проведения (2–3 месяца), так как на этот период товар необходимо хранить на складе [2].
Таким образом, тенденции развития рынка детских игрушек на сегодня положительны. Они характеризуются ростом спроса на игрушки в целом, особенно на развивающие и экологические игрушки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы