Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Актуальные проблемы социального обслуживания как института права социального обеспечения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. Понятие и значение государственной социальной помощи в Российской Федерации 4
1.2. Законодательство о государственной социальной помощи в Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. Социальные пособия и субсидии 18
2.2. Социальные доплаты к пенсии 26
2.3. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг 35
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН 42
3.1 Пути совершенствования системы социальной помощи в РФ 42
3.2 Зарубежный опыт предоставления социальной поддержки 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Введение:
В условиях формирования социально ориентированной экономики инновационного типа главным объектом исследования экономической науки становится человек, развитие ее потенциала и его реализация, что обусловливает необходимость реформирования социальной политики России, определение ее содержания, структуры и механизма реализации для обеспечения надлежащего уровня, и качества жизни.
Сегодня действенность социальной политики в государстве остается крайне низкой, а рычаги и механизмы реализации малоэффективны, поскольку сосредоточены на обеспечении только минимальных социальных гарантий и стандартов. Об этом свидетельствуют наличие ряда устоявшихся проблем демографического характера, в сферах обеспечения продуктивной занятости и доходов, социальной защиты, качественного медицинского обслуживания и образования, развития жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры, следствием которых является низкий уровень социально-экономической безопасности граждан и стандартов жизни, социально-экономического и инновационного развития национальной экономики в целом.
Решение указанных проблем, как свидетельствует мировой опыт, возможно только путем трансформации социальной политики от суженного подхода к ее реализации (минимальный уровень социального обеспечения) к расширенному (Интеллектуализация труда, создание условий для всестороннего развития личности и реализации ее потенциала), а затем, требует четкого определения перспективных путей применения социальных инноваций, разработки конкретных мер и технологий по их практическому внедрению, создание методик их оценки в условиях формирования социально ориентированной экономики инновационного типа.
Целью настоящего исследования является исследование правового регулирования государственной социальной помощи в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:
— определить понятие и значение социальной помощи в Российской Федерации;
— охарактеризовать законодательство в сфере социальной защиты в Российской Федерации;
— определить понятия и содержание социальных пособий и субсидий, социальных зарплат и субсидий, государственной социальной помощи в виде предоставления гражданам социальных услуг.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе реализации государственной социальной политики.
Предметом исследования выступают положения нормативно-правовых актов, обеспечивающих регулирование государственной социальной политики, судебная практика и данные о работе ФСС.
Теоретическую основу исследования составляют научные работы таких отечественных ученых как Ю.Н Беляева, Л.А Киричук, М.И Кучма, В.Д Роик, С.В. Мошкин и др.
В процессе исследования использованы следующие методы: исторический метод; системно-структурного, пространственного анализа, логического обобщения, синтеза, сравнения, индукции и дедукции — для определения сущностной характеристики понятийного аппарата.
Нормативную основу исследования составляют, ФЗ «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от 17.07.99 г., ФЗ «О прожиточном минимуме» № 134-ФЗ от 24.10.1997 г., ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. и др.
Эмпирическую основу составляют материалы судебной практики Ростовского областного суда.
Заключение:
Итак, суммируя все изложенное в данном научном исследовании, отметим, что в сегодняшних условиях право социального обеспечения является одной из ключевых отраслей права, поскольку его нормы направлены на реализацию одного из важнейших конституционных прав человека — социальное обеспечение. Его возникновение в значительной степени связано с большим количеством нормативно-правовых актов, направленных на регулирование социально-обеспечительных отношений. Кроме того, хотелось бы отметить, что большинство теоретических подходов к пониманию сущности понятия «право социального обеспечения» является несколько устаревшим, не учитывают современных социально-экономических и политических изменений. Именно поэтому под правом социального обеспечения мы предлагаем понимать отрасль права, которая с помощью соответствующих нормативно-правовых актов регулирует специфические социально-обеспечительные отношения, возникающие между государством (в лице его уполномоченных органов) и гражданином, в силу тех или другие жизненных обстоятельств нуждается в материальной или иной помощи от государства.
Необходимо также отметить, что формирование права социального обеспечения, как отрасли права происходило под влиянием тогдашних социальных потребностей и интересов общества, а также с учетом базовых международных стандартов в сфере социальной защиты человека и гражданина. Это в свою очередь помогло закрепить в Конституции совершенные и прогрессивные предписания, в системном виде служат основой правового регулирования отношений социального обеспечения в нашей стране.
Социальная сущность права социального обеспечения, как социально ориентированной отрасли права, заключается в том, что оно должно учитывать реальную действительность условий общественной жизни, а также находиться в тесной связи с социальными явлениями. Она же (социальная сущность) наблюдается и в специфических свойствах юридических норм этой отрасли, наряду с нормами других отраслей права (трудовым, медицинским, образовательным) является основанием для формирования интегрированного правового обеспечения высшего порядка в системе права, — социального права, которое является равноправным партнером таких классических правовых структур, как частное и публичное право.
Оказываемые в настоящее время виды социальной поддержке (пенсии, социальные услуги, доплаты) регулируются большим количеством нормативно-правовых актов, как местного, так и федерального значения.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что децентрализация данной сферы, и расширения полномочий местных властей поможет более эффективно поддерживать наименее защищенные слои населения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и значение государственной социальной помощи в Российской Федерации
Социальная помощь играет важную роль в системе социального обеспечения граждан Российской Федерации. Она оказывается с целью материального обеспечения всех граждан на уровне не ниже прожиточного минимума в том случае, когда их среднемесячный доход по независящим от них причинам не соответствует установленному законодательством уровню.
Для того, чтобы полностью исследовать понятие и значение такой формы социального обеспечения как социальная помощь, необходимо детально исследовать этимологию термина «помощь» и проанализировать научные концепции по поводу толкования категории «социальная помощь».
В юридической науке нет единого подхода к определению понятия такого вида социального обеспечения, как социальная помощь. Можно считать, что социальная помощь — это форма конкретных исторических общественных отношений, которые возникают на базе деятельности, связанной с удовлетворением потребностей людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с которой они не находят самостоятельного социально приемлемого выхода.
Такая правовая позиция основывается на том, что каждый этап государственного развития сопровождается изменениями в направленности государственной политики в сфере социальной помощи населению.
На современном историческом этапе развития Российской Федерации, ей присущи следующие особенности:
а) социальная помощь должна осуществляться на уровне прожиточного минимума;
б) выплата социальной помощи происходит в случае, если доход семьи ниже прожиточного минимума;
в) финансирование за счет Федерального или местного бюджета;
г) разнообразие видов.
С другой стороны, можно сказать, что социальная помощь — это адресная деятельность. Признак адресности следует из того обстоятельства, что помощь является не безграничной совокупностью различных социальных факторов, способствующих совершению интересов того или иного человека или группы людей, способствующих преодолению проблем, возникающих в их повседневной жизни, а профессиональной целенаправленной деятельностью. При этом, такая деятельность ориентирована на конкретных субъектов, которые оказались в конкретной проблемной жизненной ситуации (определенном типе проблемных жизненных ситуаций), реализацию конкретных интересов субъекта.
В юридической науке, понятие социальной помощи рассматривают в двух значениях: узком и широком.
Так, под понятием социальной помощи в узком значении следует понимать все виды государственного социального обеспечения в денежной или материальной форме.
Подтверждением такой позиции является определение понятия социальной помощи в Большом экономическом словаре. Так, в нем закрепляется, что социальная помощь — это забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействие в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.
Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, оказания материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.
Поэтому в широком смысле социальная помощь, должна полностью совпадать с понятием государственного социального обеспечения.
Однако определение понятия социальной помощи в узком смысле — это исключительная материальная помощь (одноразовая или периодическая), которая предоставляется конкретному лицу в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством.
Однако, по нашему мнению, толкование понятия социальной помощи не должно сводиться к толкованию его в узком или широком смысле. Каждая форма социального обеспечения граждан имеет особые признаки, с помощью которых их отличают, так же и социальная помощь имеет характерные только для нее признаки и характеристики. Мы считаем, что одним из наиболее удачных определений является понятие, согласно которому под помощью по социальному обеспечению понимают гарантированные государством объемы материальной помощи.
Путем анализа этого понятия можно выделить следующие признаки понятия социальной помощи:
а) наличие алиментарного характера, то есть обеспечение главных потребностей человека (в толковом словаре «алиментарный» определяется как «связанный с питанием»);
б) социальная помощь служит для материального обеспечения граждан;
в) основанием выплаты социальной помощи есть определенные социальные случаи.
Особенность этого определения состоит в том, что в нем говорится об определенных социальных случаях, а не применяется классическое понятие «сложная жизненная ситуация», с которой большинство ученых связывают возникновение права на различные виды социальной помощи. С этой позицией нельзя не согласиться, поскольку не все социальные случаи, которые случаются в жизни человека можно отнести к сложным жизненным обстоятельствам. Так, например, рождение ребенка, усыновление ребенка не являются сложными жизненными обстоятельствами. Однако, высказывания о том, что социальная помощь выплачивается независимо от наличия каких-либо других источников дохода, вызывает определенные сомнения. Так, на законодательном уровне определяется, что право на большинство видов социальной помощи возникает именно у граждан, правовой статус которых соответствует определённым параметрам.
Таким образом, путем анализа научных высказываний понятие «социальная помощь» и его законодательного закрепления мы пришли к выводу, что понятие социальной помощи гражданам Российской Федерации можно рассматривать в трех значениях:
а) как систему общественных отношений;
б) как систему определенных материальных выплат;
в) как форму социального обеспечения.
Рассмотрим каждое значение отдельно и более подробно. Так, социальную помощь можно рассматривать как систему общественных отношений, то есть совокупность элементов (субъектов, объектов, содержания и юридических факторов), с помощью которых образуются определенные правовые связи. Они необходимы для реализации субъектами своих прав и выполнения обязанностей по обеспечению надлежащего жизненного уровня граждан, не являющихся участниками общеобязательного государственного социального страхования, или в случае, когда их страховой стаж недостаточно для того, чтобы получить необходимые страховые выплаты, когда основания и условия предоставления таких выплат предусмотрены законодательством.
Рассмотрим подробно элементы, с помощью которых образуют определенные правовые связи. Под субъектом таких общественных отношений следует рассматривать:
а) граждан Российской Федерации, которые обращаются за определенным видом социальной помощи;
б) государственные органы, которые решают вопрос о назначении или отказе в назначении пособия лицам, работающим на условиях заемного труда;
в) государственный орган, который занимается выплатой определенной суммы социальной помощи.
Граждане, которые обращаются за определенным видом социальной помощи, могут стать субъектами этих отношений в случае, когда они соответствуют следующим признакам:
1) не входят в систему общеобязательного государственного социального страхования, или их страховой стаж недостаточен для получения страховой выплаты;
2) наступление определенных жизненных ситуаций или обстоятельств, которые на законодательном уровне определяются как социально значимые;
3) уровень среднемесячного дохода является низким. Органом, который выплачивает социальную помощь, является главный распорядитель бюджетных средств, в лице руководителей главных управлений, отделов и других самостоятельных структурных подразделений местных гос. администраций, исполнительных органов советов, к компетенции которых относятся вопросы труда и социальной защиты населения.
Следующим элементом, который способствует возникновению определенных правовых связей общественно-правовых отношений, возникающих на момент назначения или выплаты социальной помощи, является совокупность прав и обязанностей участников этих общественных отношений.
Мы считаем, что к основополагающим правам граждан:
а) право на предоставление правовой помощи по вопросам которые касаются подачи заявления на получение социальной помощи, сроков рассмотрения такого заявления, размеров выплат конкретному лицу;
б) право на рассмотрение поданных заявлений в кратчайшие сроки и получение законного и обоснованного ответа уполномоченного органа о назначении или отказе в назначении социальной помощи;
в) в случае назначения социальной помощи лицу, гражданину, которые имеют право на получение своевременных и полных социальных выплат.
К основным обязанностям граждан, которые желают получить социальную помощь относят:
а) своевременное и полное предоставление документов, необходимых для назначения социальной помощи;
б) сообщение только правдивой информации о своем финансовом состоянии, наступлении определенных жизненных ситуаций и предоставления только законных документов;
в) использование социальной помощи только по целевому назначению.
Если рассматривать права и обязанности государственного органа, который назначает социальную помощь, то становится понятным, что его права совпадают с обязанностями граждан, которые желают получить социальную помощь.
К правам таких государственных органов следует отнести:
а) право истребовать полный пакет документов, необходимый для назначения выплаты социальной помощи;
б) право на изменение окончательного решения о назначении социальной помощи в случае изменения обстоятельств, с которыми связан отказ или назначение социальной помощи;
в) проверять достоверность и законность документов, представляемых заявителем, и тому подобное.
Объектом таких общественно-правовых отношений выступают действия и деятельность субъектов этих отношений, направленных на обеспечение нуждающихся необходимым уровнем социального и материального обеспечения.
Основанием возникновения общественно-правовых отношений, связанных с назначением и выплатой социальной помощи, является совокупность определенных юридических фактов, которые обеспечивают получение социальной помощи.
К ним следует отнести обращение заявителя в соответствующий орган труда и социальной защиты населения с представлением всех необходимых документов, принятие решения этим органом о назначении того или иного вида социальной помощи и тому подобное.
Таким образом, к особенностям общественно-правовых отношений, связанных с назначением и выплатой социальной помощи, следует отнести многосторонность, особый объект, содержание таких правоотношений и специальный субъект выплат.
Социальная помощь гражданам, может также рассматриваться и как система определенных материальных выплат, то есть совокупность законодательно определенных действий государственных органов, а также главных распорядителей бюджетных средств, направленных на назначение, перерасчет и выплату денежных средств, в соответствии с законодательством.
Финансирование таких денежных выплат осуществляется полностью за счет Федерального или местного бюджетов государства с соблюдением порядка, размера и сроков выплат таких средств.
Под последним значением социальной помощи, предоставляемой гражданам, следует понимать социальную помощь как форму социального обеспечения.
Социальная помощь как форма социального обеспечения лиц, — это правовой механизм реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, не участвующих в системе общеобязательного государственного социального страхования или застрахованных менее шести месяцев. Которые попали в сложные жизненные ситуации или обстоятельства, которые определены на уровне законодательства, как социально значимые, и в результате которых снизилась их способность к само обеспечению.
Социальную помощь как форму социального обеспечения лиц, следует разделить на определенные виды, а именно:
1) в зависимости от целевого назначения:
а) погребение лица, не участвовавшего в системе общеобязательного государственного социального страхования;
б) доплата к основному доходу, когда он ниже, чем минимальный прожиточный минимум, установленный на законодательном уровне;
в) компенсация части дохода (пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.д.);
г) полная замена основного дохода, в том случае если он по независящим от него обстоятельствам не в состоянии получать доход (помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам и т.д.);
2) в зависимости от правового основания получения социальной помощи:
а) наступление определенных жизненных ситуаций, которые не могут быть решены самостоятельно лицом (помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам и т.д.);
б) наступление определенных жизненных обстоятельств, которые определяются на уровне государства, как такие, которые имеют социальное значение (пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.д.);
3) по форме денежных выплат:
а) периодические выплаты;
б) единовременные выплаты заявителю;
4) в зависимости от категории граждан, которым назначается определенная социальная помощь:
а) помощь лицам, не имеющим права на пенсию;
б) пособие на рождение ребенка;
в) помощь малообеспеченным семьям и тому подобное.
Путем анализа понятия и видов социальной помощи мы определили перечень признаков социальной помощи, которая должна предоставляться заимствованным работникам.
Этот перечень поможет раскрыть правовую природу и сущность оказания такой помощи. К перечерню признаков следует отнести:
а) использование по целевому назначению;
б) в зависимости от размера прожиточного минимума, который определяется на законодательном уровне;
в) источниками финансирования социальной помощи является Федеральный и местный бюджеты;
г) выплата социальной помощи осуществляется независимо от участия в системе государственного социального страхования или отсутствия страхового стажа;
д) основанием выплаты социальной помощи является нахождение гражданина в сложной жизненной ситуации, которая не зависит от него.
1.2. Законодательство о государственной социальной помощи в Российской Федерации
Анализ современного состояния и функционирования системы социальной защиты населения в России свидетельствует о существовании недостатков в этой сфере, обусловливает необходимость пересмотра подходов к механизмам государственного управления.
Прежде всего, это касается правового механизма, который представляет собой комплекс взаимосвязанных юридических средств, объективно наличествующих факторов на нормативном уровне, необходимых и достаточных для достижения определенной цели.
На юридическом уровне этот механизм объединяет интересы субъектов с практикой их реализации, доводит процесс государственного управления до логического результата.
Следует отметить, что различные аспекты правового обеспечения социальной защиты населения являются предметом исследований значительного количества отечественных ученых.
Заметим, что главными источниками права граждан на социальную защиту являются нормативно-правовые акты и нормативно-правовые договоры. Основой для развития национального социального законодательства, как можно справедливо заметить, являются международные социальные акты, где выделяются акты мирового и регионального уровней.
Мировой уровень — это такие международные акты, как: Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966) Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989) Декларации ООН — Декларация прав ребенка (ООН, 1959 г.), Копенгагенская декларация о социальном развитии (1995 г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов (в 1994 г..) Всемирная декларация ООН о обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г..) резолюция ООН «Принципы медицинской этики» (1992 г..) Конвенции и Рекомендации Международной организации труда; нормативные акты Всемирной организации здравоохранения и Всемирной медицинской ассамблеи и тому подобное.
К актам регионального, в частности европейского, уровня относятся Европейская социальная хартия (Совет Европы, Турин, 1961г.), Пересмотренная Европейская социальная хартия (Совет Европы, Страсбург, 1996 г.), Европейский кодекс социального обеспечения (ЕС, 1964 г., пересмотренный в 1990), Хартия основных социальных прав трудящихся (ЕС, 1989 г.), Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи (Совет Европы, 1953) и др.
К национальным нормативно-правовым актам в сфере социальной защиты относятся, прежде всего, Конституция, законы и подзаконные нормативно-правовые акты: указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Стоит отметить, что Конституция Российской Федерации является Основным законом, в котором закреплено право гражданина на социальную защиту (ст.39), включающей в себя право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.
В то же время в Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ определяют основные социальные права граждан, которые защищаются и гарантируются государством.
Так, в ст. 37 определено право гражданина на труд, право на отдых, в ст. 40 — право на жилье, ст. 41 — право на охрану здоровья, ст. 43 — право на образование и тому подобное.
Заметим, что сегодня Российская Федерация переживает сложный этап, который сопровождается сложным макроэкономическим положением, спадом экономического развития, политической нестабильностью и тому подобное. Все это приводит к значительному росту социальных проблем, таких как безработица, потеря дохода, жилья, бедность, уменьшение расходов на финансирование мероприятий здравоохранения, образования и других отраслей социально-гуманитарной сферы, создание безопасных условий труда. Противостоять этим явлениям может только общество, в котором создана надежная система социальной защиты.
Правовые основы для функционирования отечественной системы социального защиты заложены рядом законодательных актов, а также подзаконных нормативно-правовых актов.
Отметим, что национальная система социальной защиты Российской Федерации охватывает различные направления: обеспечение прожиточного минимума населения; обеспечение гражданам заработка для удовлетворения собственных материальных и нравственных потребностей в пределах соответствующего закона; защиту наемных работников от негативных последствий индустриального производства; защита гражданских и политических прав и свобод и т.д.
Рассматривая нормативную базу, регулирующую государственную социальную политику, стоит обратить внимание на разветвленность и большое количество источников, как федерального, так и регионального уровня. Одним из основных в этой сфере является ФЗ «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ. Данный закон дает официальные определения понятий, которые имеют непосредственное отношение к государственной социальной политике нашего государства. В частности, дано определение государственной социальной помощи, социальному пособию, субсидии. Помимо этого, именно данный закон регулирует полномочия органов государственной власти федерального и регионального уровня, которые ответственны за обеспечение социальной защиты населения. Также, что не мало важно, данный закон устанавливает перечень лиц, которые могут получать государственную социальную помощь. Анализ судебной практики, позволяет убедится в том, что суды общей юрисдикции часто обращаются к данному нормативному акту при решении вопросов, связанных с социальным обеспечением. Так, например, в ходе рассмотрения дела № 33-9502 от 11.07.2018, судебной коллегией по гражданским делам Ростовского областного суда была использована отсылка на данный закон с целью определения к какой из категорий малоимущих граждан относится истец. Суд дела заключалась в следующем: гражданка РФ обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения об обязанности выдать справки подтверждающей ее право на бесплатный проезд во всех видах транспорта, обосновав это тем, что она является малоимущим пенсионером и не использует иных льгот. Ответчиком в выдаче справке было отказано, на том основании, что истец имеет статус пенсионера по старости и имеет право на льготный проезд в городском транспорте. Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано. Суд кассационной инстанции, также поддержал данное решение, обосновав свое мнение тем, что. исходя из предоставленных истцом материалов ее нельзя отнести к категории в ст. 6.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Помимо этого, крайне важным в вопросе социального обеспечения является ФЗ «О прожиточном минимуме» № 134-ФЗ от 24.10.1997 г., который устанавливает основу, определяющую прожиточный минимум граждан Российской Федерации. Также, ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» №44-ФЗ от 05.04.2003 г. Последний содержит крайне важные для социального обеспечения понятия состава семьи, учет дохода семьи, которые используются государственными органами при назначении социальной помощи.
Подводя итог данной главы можем сделать следующие выводы: право социального обеспечения, это отдельная отрасль которая полностью подчинена правоотношениям, обеспечивающим выполнение государством одной из ключевых функций – социальной поддержке нуждающихся. Рассматривая действующую законодательную базу можем говорить о том, что положения нормативно-правовых актов, составляющих основу права социального обеспечения, являются ключевыми и формируют отдельную обособленную систему. Однако, стоит отметить ее сложность, поскольку положения, относящиеся к одной сфере, регулируются различными федеральными законами. Подобная ситуация существенно усложняет работу государственных органов в отношении социального обеспечения, большое нагромождение нормативно-правовой базы создает проблемы в привлечении к ответственности за несоблюдение норм о праве социального обеспечения а также исполнении требований законодательства.