Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ 7
§ 1. История государственного пенсионного обеспечения в РФ 7
§ 2. Правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения в РФ 18
§ 3. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 24
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ 34
§ 1. Проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе 34
§ 2. Реформирование государственного пенсионного обеспечения в РФ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

  

Введение:

 

Развитие экономики России в ближайшие десятилетия будет зависеть от преодоления ограничений долгосрочного характера и эффективности проводимой экономической политики. В этих условиях неотъемлемым элементом общей экономической стратегии, направленной на устойчивое развитие российской экономики, должно стать определение долгосрочной модели функционирования пенсионной системы. Это связано, во-первых, с масштабом пенсионной системы, во-вторых, с комплексом взаимодействий, формирующихся в процессе ее функционирования.
Важность оценки состояния государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения также определяется тем, что в средне- и долгосрочной перспективе страна столкнется с серьезными вызовами — неизбежным ростом численности пенсионеров и сокращением численности населения трудоспособного возраста. В этих условиях существуют риски того, что состояние пенсионной системы превратится в одно из важных ограничений экономического развития.
При обсуждении вопросов, касающихся пенсионного обеспечения, довольно часто внимание акцентируется исключительно на объеме пенсионных расходов и дефиците бюджета Пенсионного фонда России, а также мерах, которые могут эти расходы и дефицит сократить. Но финансовая сбалансированность пенсионной системы, при всей своей важности, не может быть единственным критерием эффективности и основанием для формирования долгосрочной модели ее функционирования.
Состояние государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения в значительной мере определяет объем потребительского спроса, состояние государственных финансов, фискальную нагрузку на бизнес и уровень оплаты труда. В свою очередь, возможность обеспечивать тот или иной уровень жизни пенсионеров во многом зависит от степени экономического развития страны и темпов роста экономики. Следовательно, при формировании стратегии развития, анализе текущего состояния и перспектив государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения она должна рассматриваться не как изолированный объект, а как одна из наиболее важных составных частей экономики, имеющих значительный потенциал воздействия на ее динамические и структурные характеристики.
На данный момент Российская Федерация столкнулась с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие пенсии, увеличение нагрузки на население из-за этого снижается соотношение работающих граждан и пенсионеров, становятся нестабильными пенсионные системы, отсутствует достаточное обеспечение финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного формирования систем пенсионного обеспечения.
Актуальность изучения проблем государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения не вызывает сомнений и обусловлена поиском оптимальных путей реформирования в пенсионном обеспечении.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. В работах П. Самуэльсона (P. Samuelson) выявлены и показаны теоретические принципы функционирования солидарной пенсионной системы. В исследованиях П. Даймонда (P. Diamond), М. Фельдштейна (M. Feldstein), Дж. Либмана (J. Libman) и Р. Рэя (L.R. Wray) проведена классификация типов пенсионного обеспечения, теоретически обоснованы их преимущества и недостатки, исследована история систем пенсионного страхования и предложены подходы к долгосрочному прогнозированию развития пенсионных систем.
В исследованиях Е.Т. Гурвича, Л.А. Ермака, Т.М. Малевой, В.Д. Роика, О.В. Синявской, А.К. Соловьева рассматриваются проблемы, стоящие перед пенсионной системой России, и предлагаются подходы к долгосрочному прогнозированию ее состояния. Демографические проблемы функционирования пенсионной системы России и качества жизни пожилого населения анализируются в работах А.Г. Вишневского и В.Г. Доброхлеб.
Ключевой вклад в развитие модельного инструментария, подходящего для анализа пенсионной системы в структуре экономических взаимодействий — таблиц «затраты-выпуск» (межотраслевого баланса) — был сделан В.В. Леонтьевым. В дальнейшем проблемы межотраслевого моделирования исследовались в работах А.Г. Аганбегяна, Э.Ф. Баранова, А.Г. Гранберга, Ф.Н. Клоцвога, В.В. Коссова, М.Н. Узякова, Я.М. Уринсона, А.А. Широва, Ю.В. Яременко. Работы К. Алмона (C. Almon) и Д. Мида (D. Meade) посвящены объединению межотраслевого и эконометрического подходов к моделированию экономических процессов.
В исследованиях А.В. Суворова, Дж. Джаноски (J. Janoska) и Р. Бардацци (R. Bardazzi) предложены подходы к анализу воздействия потребительского спроса, в частности спроса со стороны пенсионеров, на экономику с использованием межотраслевых моделей.
Необходимо отметить, что в существующих работах по проблемам пенсионной системы России стоящие перед ней вызовы рассматриваются, как правило, с точки зрения финансовой сбалансированности.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и выявление проблем государственного пенсионного обеспечения населения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить историю государственного пенсионного обеспечения в РФ;
— рассмотреть правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения в РФ;
— раскрыть понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
— выявить проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе;
— проанализировать реформирование государственного пенсионного обеспечения в РФ.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является государственная политика в сфере пенсионного обеспечения населения.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются нормы российского законодательства, регулирующие государственную политику в сфере пенсионного обеспечения населения.
Методология выпускной квалификационной работы. При исследовании политики в сфере пенсионного обеспечения населения использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Эмпирическую базу исследования составляют правовые акты, содержащие нормы и принципы международного права; положения Конституции РФ; нормативные правовые акты Российской Федерации; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.
Теоретическую основу исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, степень разработанности темы, а также методология и методы исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретико-правовые основы государственного пенсионного обеспечения в РФ.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ проблем и путей совершенствования государственного пенсионного обеспечения в РФ.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Путь становления пенсионного обеспечения является очень важным знанием, которое позволяет не допускать ошибки прошлого. Демографические и экономические вызовы испытывают пенсионную систему России сейчас, а история становления великой пенсионной системы позволит найти способы подстройки под внешние изменения.
Пенсионная система преодолела ряд реформ и преобразований. Сегодня пенсионное обеспечение постоянно совершенствуется и значительно отличается от социалистической системы, тем, что оно направлено на интересы граждан, имеет широкую информационную компанию, дает объективную информацию о состоянии и перспективах развития пенсионных вложений.
Можно выделить существенные плюсы преобразования пенсионного законодательства и пенсионной системы Российской Федерации. Во- первых, благодаря данным изменениям произойдет повышение эффективности функционирования всей распределительно-накопительной пенсионной системы, что приведет к увеличению размера пенсии работников. Во-вторых, вследствие заинтересованности работников в повышении размера пенсий, произойдет их финансовое участие в пенсионном страховании. Кроме этого с помощью новой пенсионной системы государство пытается искоренить из экономики страны «подпольное» распределение доходов работодателей, за счет искоренения «зарплаты в конвертах».
Нами был отмечен неопределенный и двуполярный результат нововведений в пенсионном законодательстве, однако окончательно степень эффективности преобразования можно будет выявить лишь по истечении некоторого времени. Поэтому, остается надеяться, что новая модель пенсионного обеспечения приведет к изменению сложившейся ситуации в трудовых, экономических и политических отношениях.
Пенсионное обеспечение сегодня — это система институтов, деятельность которых направлена на формирование общественно необходимого уровня жизни лиц, неспособных к труду по тем или иным причинам, основными из которых являются — инвалидность, старость, потеря кормильца. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Пенсионного фонда РФ. Следует отметить, что пенсионные выплаты осуществляются в денежном эквиваленте, эти выплаты гарантированы законом и носят системный характер.
Проблемы, связанные с реализацией пенсионного обеспечения граждан, не уменьшаются с течением времени. По нашему мнению, к наиболее злободневным можно отнести следующие:
1. Несоответствие пенсионной системы принципам эффективности.
2. Финансовая неустойчивость пенсионного обеспечения: ее отчасти можно объяснить снижением размера единого социального налога, постоянно растущей задолженностью работодателей по страховой и базовой частям пенсии (за часть застрахованных граждан работодатели не платят взносы, за часть вносят только частично).
3. Демографическая проблема: в стране наблюдается старение населения; это вызвано общим снижением рождаемости, уменьшением числа занятого населения, повышением смертности в трудоспособном возрасте; по продолжительности жизни Россия по-прежнему занимает последнее место в Европе. По статистике, в 20% семей растут 2 и более детей, 10% — это семьи без детей, а в 70% — только один ребенок.
4. Проблема, связанная с инвестированием пенсионных средств: активы для инвестирования пенсионных накоплений ограничены; по закону основными активами для инвестирования пенсионных средств являются государственные ценные бумаги Российской Федерации, доход по которым значительно снизился.
5. Недостаточное количество информации о ходе пенсионной реформы: негосударственные Пенсионные фонды и Управляющие компании пытаются информировать население о своей деятельности и появлении каких-либо новых направлений пенсионной политики, но информация доходит не до всех и представляется необъективно; не все население хорошо проинформировано, и может умело пользоваться своими правами.
6. Проблема выбора между негосударственным Пенсионным фондом или Управляющей компанией: выбор между этими институтами должен быть основан на достоверной информации без принуждения со стороны работодателя или государства.
Направления реформирования пенсионной системы России на современном этапе в целом соответствуют общемировым тенденциям и связаны со снижением государственных обязательств перед пенсионерами: повышение пенсионного возраста, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, стимулирование более позднего выхода на пенсию, «заморозка» пенсионных накоплений.
По нашему мнению, пенсионная реформа должна поспособствовать решению проблемы пенсионной системы Российской Федерации, а именно снижению дефицита бюджета ПФР. В долгосрочной перспективе пенсионная система должна быть нацелена на оптимизацию и рационализацию норм и условий пенсионного обеспечения, увеличение взаимодействия ПФ РФ с субъектами Российской Федерации, формирование пенсионной культуры у молодого поколения, выведение из «тени» заработной платы и увеличение эффективности администрирования страховых взносов, что в дальнейшем может привести к приросту объёма страховых взносов и стабильности страховых выплат. Таким образом, модернизации пенсионной системы России спровоцирована объективными обстоятельствами сформированной социально-экономической системы и является необходимым мероприятием в контексте устойчивого развития социальной сферы государства.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ

§ 1. История государственного пенсионного обеспечения в РФ

Развитие государственного пенсионного обеспечения на территории современной России в целом шло в соответствии с мировым опытом. В древнейшие времена пенсий удостаивались самые важные члены общества — воины, потому что они стояли на страже княжеских владений. Как указывают летописи, князья и воеводы славянских дружин заботились об обеспечении своих особо преданных воинов в случае их ранения, а также по достижении старости. Конечно, пенсиями это не называлось, скорее это была милость правящей особы к своим подданным. Было положено начало социальным гарантиям для отставных воинов. Постепенно забота о раненых и престарелых воинах ставится на регулярную основу .
Начало регулярного пенсионного обеспечения в России было положено Петром Великим, который впервые учредил пенсии по старости морским офицерам согласно «Уставу Морского Русского Военного Флота» (Морскому уставу) 1720 года. Таким образом, Морской устав 1720 г. стал первым российским пенсионным законом, заложившим законодательные основы пенсионных выплат в России, а первыми российскими пенсионерами стали офицеры флота. Порядок и размер пенсионного пособия устанавливался в соответствии с офицерским чином. При Петре I вошло в оборот и само слово «пенсия» (от фр. pension — «платеж»).
В 1758 г. по указу Елизаветы Петровны пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Как и во многих странах, в России первыми пенсионное обеспечение получили военные — сначала морские, а затем и сухопутные офицеры.
В годы правления Екатерины II была проведена первая в России пенсионная реформа (учитывая, что предшественники Екатерины II занимались становлением пенсионной системы). Право на получение пенсий было распространено на гражданских служащих (чиновников всех ведомств). Причем появились такие понятия, как выслуга лет, т.е. стаж. По указам Екатерины от 26 февраля 1764 г. и от 24 августа 1765 г. для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет. Пенсионные средства на содержание морских и гражданских служащих перечислялись Коллегией экономии. Отставники военной службы получали денежное содержание из государственной казны. В годы правления Екатерины II многократно возросли пенсионные расходы, так как увеличились размеры пенсий, а также выросло число государственных служа¬щих во второй половине XVIII в. Однако следует отметить, что назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным. Перечень пенсионеров, претендующих на получение казенных пособий, был ограничен и определялся императрицей.
Людям, которые не находились на государственной службе, государственные пенсии по старости вообще не полагались. В старости они могли рассчитывать лишь на помощь так называемых богоугодных заведений: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.
При Павле I срок выслуги для пенсии для гражданских и военных служащих сократился до 25 лет.
Основным итогом развития пенсионного обеспечения в XVIII в. является то, что в российском законодательстве появилось правовое понятие «пенсий», которое впервые вышло за рамки «царской милости». В этом заключается основной вклад Петра I и его первых последователей в развитие социальных институтов и российского общества в целом .
Дальнейшее развитие пенсионная система России получила в результате масштабной реформы пенсионного законодательства при императоре Николае I. В 1827 г. был принят первый в истории России пенсионный устав, который назывался «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Именно тогда в составе Министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд, главной функцией которого стала выплата пенсий и пособий. Можно сказать, что после этого в России сложилась полноценная пенсионная система.
По Уставу 1827 г. право на пенсию получал каждый чиновник, «беспорочно прослуживший определенное число лет», а после смерти чиновника — его семья. Также кроме офицеров право на пенсию получили простые военные, прослужившие 25 лет. Все гражданские чиновники, прослужившие не менее 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада, а при выслуге 35 лет — 100% оклада.
При определении размера пенсии учитывались разряд чиновника согласно «Табели о рангах», место, занимаемое им в ведомстве, стаж работы. Размер пенсионных выплат для чиновников двух высших классов устанавливался по высочайшему благоусмотрению (лично самодержцем).
Главным основанием для выплаты пенсии являлась «беспорочная», т.е. безукоризненная служба. Пенсионного возраста, или возрастного ценза, как такового не было, необходима была только выслуга лет. Человеку, «удаленному от должности» за проступок, стаж начинали считать заново, если он мог снова куда-то устроиться служить .
Таким образом, к середине XIX в. пенсионное обеспечение распространялось в основном на государственных служащих и военных, т.е. незначительную часть населения. Пенсия стала признаваться как право человека, посвятившего свою жизнь службе государству.
Однако расходы на пенсии росли и тяжким бременем ложились на государственную казну. С целью сокращения государственных расходов на выплату пенсий со второй половины XIX в. в дополнение к системе государственного пенсионного обеспечения при различных правительственных учреждениях стали создаваться так называемые эмеритальные кассы. Эмеритальные кассы — денежные фонды, формируемые из обязательных отчислений трудящихся. Эмеритура — особые пенсии и пособия, выплачиваемые дополнительно к казенным пенсиям из эмеритальных касс, представляющие собой выплаты накопительного типа. Таким образом, начали применяться механизмы добровольного пенсионного страхования..
Затем правительство в ряде стратегически важных отраслей производства обязало промышленников создавать эмеритальные кассы. Так, с 1870-х годов стали массово создаваться эмеритуры владельцами частных железных дорог. Пенсионные выплаты начали распространяться не только на военных и гражданских государственных служащих, но и на работников частных предприятий.
С 1888 г. в России стали создаваться страховые пенсионные кассы. Пенсионные кассы не только приобрели важнейшее значение в системе пенсионного обеспечения работающих и служащих, но и стали крупными финансовыми институтами, оказывающими серьезное влияние на национальную экономику.
23 июня 1912 г. правительство приняло знаменитый закон «О социальном страховании рабочих». Однако обязательное соцстрахование распространялось только на предприятия с численностью не менее 20 рабочих при наличии двигателя (парового или электрического) и 30 рабочих — при отсутствии двигателя. Поэтому закон охватил не больше 2,5 млн рабочих по всей стране. А значит, еще 12 млн наемных рабочих и служащих в России по-прежнему оставались без обеспечения по старости и инвалидности .
Социальное страхование не распространялось на такие категории трудящихся, как домашняя прислуга, торгово-промышленные служащие. Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы. Основная масса рабочих и крестьяне заботились о своей старости самостоятельно. Права сельского населения совершенно не были защищены. В то время как в России к началу XX в. почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 г. Следует отметить, что российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции.
Вплоть до октября 1917 г. система пенсионного обеспечения по-прежнему носила избирательный характер и охватывала приблизительно только треть населения .
В целом, пенсионная система России на рубеже XIX-XX вв. являлась довольно противоречивой, и для оценки ее качества требуются дальнейшие исследования.
После социалистической революции 1917 г. руководством страны во главу угла были поставлены вопросы социальной политики. В российском пенсионном обеспечении стали происходить радикальные преобразования. Со сменой политического режима в России в области пенсионного обеспечения был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми, а не признаком исключительности и привилегированности. Постепенно (в целом на это ушло почти 50 лет) эти идеи удалось воплотить в жизнь, что сделало сложившуюся пенсионную систему важнейшим достижением советской эпохи.
В формировании социалистической пенсионной можно выделить два этапа. На первом этапе (1917-1956 гг.) происходило формирование централизованной пенсионной системы. В 1918 г. был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за социальную справедливость в молодом советском государстве. Тогда же была разработана и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения.
В первой Конституции СССР 1924 г. было закреплено право социального страхования, распространявшееся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР от 5 января 1928 г. для рабочих текстильной промышленности. В 1929 г. система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности, а в 1936 г. сталинская Конституция закрепила право на пенсионное обеспечение для всех рабочих и служащих.
В 1932 г. закон установил самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор и вплоть до недавнего времени пенсионный возраст в России ни разу не менялся и оставался одним из самых низких в мире.
На втором этапе (1956-1991 гг.) пенсионная система в Советском Союзе окончательно сформировалась, началось ее процветание.
В 1956-1964 гг. был осуществлен переход к всеобщей системе пенсионного обеспечения. Так, в июле 1956 г. был принят новый закон «О государственных пенсиях» (о пенсионном обеспечении), который затронул интересы миллионов людей. В частности, по этому закону устанавливался единый для всех граждан срок выхода на пенсию. Мужчины могли выйти на пенсию в возрасте 60 лет, при трудовом стаже не менее 25 лет, женщины — в 55 лет, при трудовом стаже не менее 20 лет. Это было гораздо ниже возрастного ценза в большинстве западных стран.
Сумма ежемесячной пенсии колебалась от 300 до 1200 руб. (или от 30 до 120 руб. в масштабе цен 1961 г.). Размер пенсий зависел от стажа работы и возраста. Общий размер государственной пенсии, в зависимости от общего трудового стажа, характера и сложности выполняемых работ, уровня заработной платы, образовательного и профессионального уровня, составлял от 55 до 100% от средней заработной платы по стране, что привело к увеличению пенсий и пособий для многих социальных групп в 2-3 раза.
На колхозников закон 1956 г. не распространялся. Вопрос о пенсионном обеспечении для колхозников решился в 1964 г., когда был принят закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» .
Уже в первые годы советской власти начала формироваться система пенсионных привилегий в СССР.
Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).
Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.
Размер пенсии союзного значения составлял 250 руб. в месяц, республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 руб. в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.
Еще более высокими были ведомственные надбавки. Так, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 руб. в месяц, члены-корреспонденты — 400 руб. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.
На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в 2 раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 руб. в месяц, служащие МВД — 220 руб. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 руб. в месяц. Особая система пенсий была и для сотрудников госбезопасности.
Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях или на вредном для здоровья производстве .
Как уже было сказано, одной из отличительных особенностей советской пенсионной системы был низкий возраст выхода на пенсию, что рассматривалось в числе особых привилегий трудящихся при социализме. Однако необходимо отметить, что ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией относительно невысокого размера пенсионных выплат.
В СССР о пенсионном обеспечении гражданина всецело заботилось государство (так называемая модель Бевериджа, по имени известного британского экономиста лорда Уильяма Генри Бевериджа). Государство гарантированно обеспечивало пенсиями всех нуждающихся, хоть и размер выплат при этом был невысок.
Советская пенсионная система обходилась без Пенсионного фонда. Предприятия перечисляли взносы непосредственно в бюджет (ставка отчислений из фонда заработной платы составляла от 4 до 12% в зависимости от сферы деятельности).
Пенсионная система советского времени была основана на принципе солидарности поколений — все работающее население страны обеспечивало содержание всех нетрудоспособных граждан. В рамках данной солидарной (или распределительной) пенсионной модели взносы с зарплаты работающих граждан не закрепляются за ними, а сразу же идут на выплаты нынешним пенсионерам. Данную модель еще называют «финансирование на ходу» Pay-As-You-Go, или PAYG (англ.) — «плати по мере получения» .
Выплата пенсий гарантировалась всей экономической мощью государства и не зависела от стабильности отдельных финансовых институтов (пенсионных фондов и т.п.). До сих пор в умах большинства российских граждан советская пенсионная система ассоциируется с исключительной надежностью. В самом деле, в условиях тотального государственного контроля за экономикой, пенсионная система была достаточно эффективна.
Выплаты по нормам, закрепленным в пенсионном законе 1956 г., осуществлялись вплоть до конца 1980-х годов. За более чем 30 лет с момента принятия закона в демографии страны произошли значительные изменения: численность пенсионеров в СССР увеличилась в 3 раза (примерно с 16,5 млн до 45,2 млн человек). Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 г. доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.
Однако успешность применения распределительной системы зависит не только от демографической, но и от экономической ситуации в стране. В середине 1980-х годов в СССР наступили экономические трудности. В результате падения цен на энергоносители снизился уровень национального дохода, дефицит госбюджета вырос до 10%. Вместе с экономикой Советского Союза стала рушиться и советская пенсионная система.
В начале 1990-х годов в условиях перехода к рынку, который сопровождался гигантским падением объемов производства, массовой безработицей, банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, сохранение социалистического подхода к сфере пенсионного обеспечения стало невозможным.
Начали сворачиваться социальные программы по всем направлениям, включая пенсионное обеспечение. Из-за недофинансирования пенсионной системы жизненный уровень пенсионеров резко упал. У государства просто не было денег для выплаты пенсий. А на фоне инфляции ситуация в стране становилась просто критической. Фактически пенсии большинства российских пенсионеров упали ниже прожиточного минимума. Миллионы пенсионеров были поставлены на грань нищеты.
Для выполнения социальных обязательств государства в России требовалось серьезно реформировать пенсионную систему. Начался процесс формирования кардинально новой пенсионной системы.
Реорганизация всех государственных институтов началась еще в 1990 г. (после принятия 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России). Уже 20 ноября 1990 г. был принят Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Официально новая история пенсионной системы России началась с принятия данного закона. Пенсионная система официально стала страховой. Впервые российская пенсионная система стала строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка, в рамках которой участие государства минимизировано).
22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР был основан Пенсионный фонд РСФСР. В 1992 г. была заложена правовая основа для функционирования частных пенсионных фондов.
Наиболее дискуссионный вопрос — переходить ли полностью к накопительному методу страхования (Концепция 1997 г.) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 г.) — был решен в пользу смешанного варианта.
В итоге 1 января 2002 г. с вводом накопительного принципа в распределительную (солидарную) пенсионную модель была запущена принципиально иная — накопительно-распределительная пенсионная система. С 2002 г. действует трехуровневая пенсионная система, которая предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.
Ключевым источником формирования пенсии стали страховые взносы, формирующие накопительную часть пенсии. Размер пенсии перестал определяться стажем работника, теперь он напрямую зависит от размеров отчислений в ПФР.
С 1 января 2015 г. вступили в силу очередные изменения в пенсионной системе России. Так, пенсионные накопления теперь формируются не в рублях, а в баллах. Цена накопленного балла будет определяться правительством и ежегодно пересматриваться. Чтобы стать «счастливым обладателем пенсии», необходимо набрать определенное количество баллов. Рассчитать количество начисляемых баллов в зависимости от заработной платы можно на сайте Пенсионного фонда РФ с помощью так называемого пенсионного калькулятора .
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социальной защиты населения. Пенсионная система России представлены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Пенсионная система Российской Федерации
Таким образом, путь становления пенсионного обеспечения является очень важным знанием, которое позволяет не допускать ошибки прошлого. Демографические и экономические вызовы испытывают пенсионную систему России сейчас, а история становления великой пенсионной системы позволит найти способы подстройки под внешние изменения.
Пенсионная система преодолела ряд реформ и преобразований. Сегодня пенсионное обеспечение постоянно совершенствуется и значительно отличается от социалистической системы, тем, что оно направлено на интересы граждан, имеет широкую информационную компанию, дает объективную информацию о состоянии и перспективах развития пенсионных вложений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы