Земельно-имущественные отношения Дипломная работа (колледж/техникум) Технические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Актуальные аспекты создания муниципальной единой геоинформационной системы городского округа Фрязино

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование применения геоинформационных систем в управлении земельными ресурсами городского округа 6
1.1 Системный подход к управлению земельными ресурсами городского округа 6
1.2 Геоинформационное обеспечение систем мониторинга земельных ресурсов: актуальные вопросы 17
1.3 Методологические положения применения ГИС в оценке состояния и качества земель 25
Глава 2. Использование геоинформационных систем в процессе управления земельными ресурсами (на примере Муниципальной единой геоинформационной системы городского округа Фрязино) 33
2.1 Муниципальные геоинформационные системы (МГИС): оптимизация разрешительных и кадастровых процессов 33
2.2 Возможности применения МГИС в управлении градостроительными процессами 39
2.3 Рекомендации по применению геоинформационных технологий для совершенствования управления земельными ресурсами (на примере муниципальной единой геоинформационной системы городского округа Фрязино) 45
Заключение 52
Список литературы 61

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Земля является основой любой деятельности. Она может выступать как пространственный базис, быть средством труда в сельском хозяйстве, где процесс производства во многом зависит от плодородия. В последнее время идет уничтожение почв в результате хозяйственной деятельности человека. Поэтому одной из задач государства является организация мониторинга земельных ресурсов и оценки изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов.
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Государственный мониторинг земель является частью государственного мониторинга окружающей среды.
Актуальность государственного мониторинга земель обусловлена, в частности, тем, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, возникла реальная угроза полного истощения и загрязнения земель .
В связи с этим все более актуальным становиться вопрос освоения новых средств обработки и анализа пространственной информации, методами оперативного решения задач управления, оценки и контроля изменяющихся процессов. Эффективным решением данной проблемы может послужить использование географических информационных систем.
Земельно-ресурсный потенциал в системе народного хозяйства страны, ее регионов и каждого хозяйствующего субъекта занимает одно из ведущих мест, поскольку он является всеобщим средством производства и одним из основных и главных средств производства в сельском и лесном хозяйстве. Поэтому формирование принципов, методов и способов использования земельных ресурсов в условиях различных форм собственности и хозяйствования имеет абсолютно принципиальный характер, который должен быть строго научно обоснован.
Исходя из этого, разработка и осуществление комплексных мер по рациональному и наиболее интенсивному использованию земельных угодий является необъективной необходимостью, направленной на создание социо-эколого-экономической системы по управлению земельными ресурсами. В этом ряду важное место занимают методы формирования новых хозяйствующих субъектов в аграрном секторе, внедрение научно обоснованных систем земледелия и землеустройства, включающих в себя решение проблем интенсификации, защиты почв от эрозии, повышение плодородия почв, системы удобрений и семеноводства, охраны окружающей природной среды и в целом управления земельно-ресурсным потенциалом, что в конечном итоге окажет существенное влияние на увеличение продукции и повышение ее качества.
Целью данной работы является исследование актуальных аспектов создания муниципальной единой геоинформационной системы городского округа Фрязино.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть системный подход к управлению земельными ресурсами городского округа;
— исследовать геоинформационное обеспечение систем мониторинга земельных ресурсов;
— проанализировать методологические положения применения ГИС в оценке состояния и качества земель;
— рассмотреть муниципальные геоинформационные системы (МГИС): оптимизацию разрешительных и кадастровых процессов;
— исследовать возможности применения МГИС в управлении градостроительными процессами;
— сформулировать рекомендации по применению геоинформационных технологий для совершенствования управления земельными ресурсами (на примере муниципальной единой геоинформационной системы городского округа Фрязино).
Объектом исследования является геоинформационное обеспечение систем мониторинга земельных ресурсов.
Предмет исследования – особенности муниципальной единой геоинформационной системы городского округа Фрязино.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, геоинформационные технологии определяется как комплекс программно-технологических, методических средств получения новых видов информации об окружающем мире. Они предназначены для повышения эффективности таких процессов как управление, хранение и представление информации и ее обработки.
Геоинформационные технологии представляют собой новые информационные технологии, которые направлены на достижение различных целей, в том числе информатизацию производственно-управленческих процессов.
Актуальностью данной темы исследования является то, что геоинформационные системы представляет собой новую систему ориентировки во времени и пространстве, она обхватывает современные методы обработки информации и, вместе с тем, является доступной для большинства людей.
Государственный земельный кадастр решает проблемы пространственного закрепления земельных участков различной формы собственности и целевого назначения. Для того, чтобы работать с пространственно-координированными данными составляются дежурные кадастровые карты. В настоящий момент такие карты создаются и используются в автоматизированных системах, которые опираются на географические информационные системы.
Так как системы ведения различных реестров недвижимого имущества в России были основаны на использовании геоинформационных систем, как инструментальных систем, но нужно было хранить и обрабатывать также и разные атрибутивные сведения, составлять отчетную документацию, то начали появляться дополнительные требования, которые неспецифичны для геоинформационных систем. Помимо этого, у разработчиков возникали проблемы с особенностями технологии кадастрового учета. Для ведения земельного кадастра необходимы средства администрирования атрибутивных параметров, потому как требуется решать задачи, которые связаны с ведением истории земельных участков, установлением интенсивности земельного рынка и различными задачами экономической оценки земель. Такие средства в геоинформационных системах отсутствовали. В связи с этим при создании кадастровых систем не раз приходилось использовать внешние СУБД.
Впоследствии утверждения федеральной целевой программы «Создание автоматизированных систем ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации (АС ГЗК)» Госкомземом России было решено разработать специализированные программные средства, которые бы выполняли процедуры государственного кадастрового учета земельных участков и ввод в автоматизированные базы данных информации о земельных участках как объектах права и налогообложения.
Использование ГИС-технологий в землеустройстве позволяет не только хранить информацию по объектам землеустройства, но и регистрировать различные изменения и тенденцию таких изменений. Этот момент применения геоинформационных систем очень важен, так как именно землеустроительные предприятия есть источник сведений о вновь возникающих объектах кадастрового учета. ГИС-технологии решают некоторые землеустроительные задачи быстрее и эффективнее.
ГИС-технологии в землеустройстве позволяют использовать для ввода и обновления сведений в базе данных современные электронные средства геодезии и системы глобального позиционирования, поэтому они имеют самую точную и свежую информацию. Исходя из перспектив использования геоинформационные системы в земельном кадастре нельзя не коснуться тех задач, которые должны быть решены в ближайшее время. Ввиду некоторых причин в России на сегодняшнее время не функционирует стройная автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра на всех уровнях кадастрового учета. Завершены работы по автоматизации уровня кадастрового района, запущены экспериментальные проекты по ведению государственного земельного кадастра на уровне кадастрового округа, а также на стадии проектирования на уровне федерального округа и всей России в целом автоматизированные системы ведения государственного кадастра недвижимости. В каждом из этих разработок невозможно обойтись без геоинформационных систем.

Использование географических информационных систем становится более актуальным ввиду того, что необходимы средства обработки и анализа пространственной информации, методами оперативного решения задач управления, оценки и контроля изменяющихся процессов.
Геоинформационные системы применяются для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Они помогают пользователям искать, рассматривать и обрабатывать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах.
Формирование и бурное развитие геоинформационных систем было определено богатейшим опытом топографического и, особенно, тематического картографирования, а также успешными попытками автоматизировать картосоставительский процесс и революционным достижениями в области компьютерных технологий, информатики и компьютерной графики.
В настоящее время наиболее популярными программными продуктами геоинформационных систем являются AutoCAD Map 3D, ArcGIS, Autodesk MapGuide Studio, IndorGIS,ГИС MapInfo, Arc/Info, ArcViewGIS, AutodeskWorld, AutoMap, GeoMedia, GeoDraw и другие.
ГИС в землеустройстве используется в основном для создания цифровых карт и планов местности. Карты, созданные с применением ГИС-технологий отличатся следующими преимуществами от карт и планов, созданных традиционными методами:
• автоматизацией получения географической информации о пространственных объектах, возможностью её экспорта в другие программы для последующей обработки;
• достоверностью географической информации полученной на цифровой карте, соответствующей точности исходного материала независимо от квалификации, опыта и аккуратности проектировщика, погрешностей средств измерения, деформации бумаги;
• возможностью быстрой корректировки и обновления содержимого;
• наглядностью;
• допустимостью автоматического создания картограмм;
• осуществлением поиска объектов по их местоположению или по записи в базе данных.
Одним из основных направлений использования геоинформационных систем в землеустройстве является мониторинг земель.
Государственный мониторинг земель представляет собой наблюдения за изменением качественного и количественного состояния земельного фонда и является элементом системы государственного экологического мониторинга.
При геоинформационном обеспечении мониторинга решаются вопросы удовлетворения экономических и общественных потребностей в информации о геопространстве, в том числе и пространственные решения, в интересах жизнедеятельности и развития населения этого пространства.
Помимо этого, использование ГИС-технологий позволяет провести более полную оценку земельных ресурсов. При анализе геоинформации о качестве и ценности конкретных земельных участков можно наиболее объективно оценивать их. Кроме того, кадастровая база данных содержит все необходимые сведения о состоянии земельных ресурсов, необходимые и достаточные для принятия управленческих решений в сфере земельных отношений и повышения эффективности применения соответствующей информации на рынке недвижимости.
Геоинформационные системы также дают возможность оценить степень антропогенной нагрузки на охраняемую территорию. При помощи геоинформационных систем есть возможность в некоторых особо охраняемых природных территориях решать следующие задачи:
• регулирование туризма и отдыха;
• представление справочной информации о территории и инфраструктуре особо охраняемой природной территории;
• осуществление зонирования особо охраняемой территории;
• обработка сведений о мониторинге для оценки экологического состояния территории и разработки природоохранных мероприятий, с последующим созданием и ведением экологических баз данных, с моделированием и прогнозированием экологических ситуаций.

Широкое применение компьютеров позволяет полностью перейти к безбумажной технологии выполнения полевых работ. С учетом конфигурации и программного обеспечения компьютеров могут использоваться как вспомогательный способ при выполнении съёмочных работ, так и служить основой компьютерной системы сбора и обработки полевой информации.
С появлением существенно новых технологий меняется роль и место геодезиста-землеустроителя в обществе, исчезают устоявшиеся грани между полевыми и камеральными работами, специальностями геодезиста, землеустроителя, топографа, картографа, фотограмметриста. Со временем из технического специалиста по выполнению и обработке геодезических измерений современный геодезист-землеустроитель превращается в специалиста по сбору, обработки и анализа пространственной информации. И потому, как эффективно эти специалисты будут применять в своей работе электронные тахеометры и другие приборы, во многом зависит их дальнейшая судьба — станут ли они на самом деле специалистами информационных технологий нового поколения или их ждет судьба узких технических специалистов в области геодезических измерений.
В настоящее время практически отсутствует перспективная комплексная программа рационального использования земельных ресурсов. Отдельные программы (борьбы с эрозией почв, мелиорации солонцовых и засоленных земель, песчаных массивов и др.) не в состоянии решить проблемы повышения плодородия почв.
Их возможно решить только при направленном управлении земельными ресурсами, которое должно базироваться на основе:
— законодательно-нормативных актов РФ (Конституция РФ, закон «О земельной реформе», Земельный кодекс РФ, закон «О плате за землю» и др.);
— реформированной внутрихозяйственной организации территории;
— кадастра объектов недвижимости;
— мониторинга земель;
— научного и практического опыта мелиорации и рекультивации земельных угодий;
— механизма, обеспечивающего внедрение научно-проектных разработок в практику сельхозпроизводства.
Система управления земельными ресурсами должна строиться на базе концепций разных уровней: федеральном, областном (республиканском), районном (муниципальном) и хозяйственном. Для этого их необходимо разработать. В содержание концепций должны быть включены следующие разделы:
— правовое обеспечение системы управления земельными ресурсами;
— территориальное планирование использования земельных ресурсов;
— распределение земель по землепользователям;
— состояние земельного фонда;
— динамика основных негативных процессов, влияющих на качественное состояние земельных угодий, их география и степень проявления;
— перспективное направление развития негативных процессов и перспективное состояние земельных угодий;
— перспективные виды землеустройства землепользований всех форм собственности;
— определение географии и объемов работ по мелиорации, рекультивации деградированных и нарушенных земель;
— анализ экономической эффективности сельскохозяйственного производства в хозяйствах с различной формой собственности;
— определение наиболее целесообразных и экономически эффективных форм земельной собственности. Разработка программ поддержки хозяйств с различными формами хозяйствования;

— карты рационального землепользования с доведением до оптимальных соотношений земельных угодий и инфраструктуры.
Таким образом, внедрение высокоэффективных методов использования земельных ресурсов позволит обеспечить разработку и формирование рационального сельскохозяйственного землепользования, осуществление комплексной системы управления земельными ресурсами, а также создать благоприятные условия для осуществления многообразных форм хозяйствования через различные отношения собственности, наладить более строгий учет количественного и качественного состояния земельного фонда. Если до последнего времени такие идеи только декларировались, то теперь наступило время, когда каждый землевладелец и землепользователь должен четко и всесторонне знать свой земельный участок с точки зрения его состояния, возможности производить на нем ту или иную продукцию и необходимости внесения такого количества удобрений, которое поддерживало бы плодородие почв.
В этой связи можно указать, что основой успешного решения грандиозных задач по реализации продовольственной программы и экологической природоохранной деятельности является ускорение интенсификации использования земельных ресурсов, как главного потенциала агропромышленного комплекса. Такое положение обуславливает принятие стратегических задач по созданию условий для более глубокой интенсификации, по гарантированному производству продукции, по концентрации сил и средств на важнейших участках, обеспечивающих наибольшую отдачу, и в первую очередь на повышении плодородия земли, создании устойчивого сельского хозяйства. Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в условиях научно-технического прогресса и индустриализации сельского хозяйства под мощным воздействием климата, антропогенных и техногенных факторов происходят значительные изменения количественного и качественного состояния земли как ресурса, а рациональное ее использование предопределяет эффективность всего сельскохозяйственного производства.
Широкое внедрение достижений науки, техники и передовой практики по всем направлениям интенсификации использования земли в земледельческой отрасли агропромышленного комплекса способствует постоянно стабильному росту продукции, экономического потенциала каждого сельскохозяйственного предприятия, а также сохранению плодородия почв и окружающей среды. Недостатки в использовании земли приводят к потере плодородия, а в связи с этим и к возрастающим непроизводительным затратам. В то же время ограниченность земельных территорий и высокая их освоенность не позволяют расширить производство сельскохозяйственной продукции за счет дополнительного вовлечения земель в интенсивный оборот. Поэтому особенно важно создать необходимые организационно-территориальные и социально-экономические условия для высокопроизводительного использования каждого гектара земельных угодий и воспроизводства почвенного плодородия.
Муниципальная единая геоинформационная система — территориально распределенная система, являющаяся совокупностью геоинформационных подсистем субъектов системы (узлов), клиентских рабочих мест и центрального узла системы, соединенных между собой посредством информационно-коммуникационных сетей передачи данных.
Геоинформационные подсистемы субъектов системы представляют собой совокупность пространственных баз данных и содержащейся в них атрибутивной информации об объектах.
Муниципальная единая геоинформационная система города Фрязино предназначена для решения следующих задач и выполнения следующих функций.
Задачи:
— создание единого геоинформационного пространства на территории городского округа — город Фрязино;
— организация процесса создания и ведения единой цифровой топографической основы территории городского округа — город Фрязино;
— создание прикладных программных комплексов субъектов системы городского округа — город Фрязино, развитие технологии их информационного взаимодействия, а также обмена со смежными автоматизированными системами;
— ведение картографического веб-сайта — Геопортала городского округа — город Фрязино, предоставляющего открытые данные из системы;
— повышение информированности граждан и организаций об объектах, расположенных на территории городского округа — город Фрязино.
Функции:
— сбор, хранение, обработка и предоставление информации, содержащей пространственные и атрибутивные данные об объектах городской инфраструктуры;
— информационный обмен между субъектами МЕГИС.
Необходимость разработки объясняется тем, что именно единая муниципальная геоинформационная система является информационной основой для реализации автоматизированной информационной системы управления городом Фрязино, она обеспечивает полной, достоверной, актуальной и адекватной геопривязанной информацией все уровни управления городом.
В общем же случае автоматизированная информационная система управления городом Фрязино представляет собой комплекс сложных программно-технических систем, тесно интегрированных с соответствующими системами органов государственной власти и направленный на повышения эффективности и оперативности принятия управленческих решений Администрацией города в интересах его жителей.

 

Фрагмент текста работы:

 

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции РФ, земля и недвижимое имущество играет большую роль в жизни человеческого общества, всех живущих на планете Земля, являются гарантом создания нормальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, помогая тем самым осуществлять социальную функцию российского государства.
Система земельного законодательства нашла свое отражение в статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации, где пунктом 1 статьи 2 устанавливаются состав и иерархия правовых актов земельного законодательства в целом относительно Российской Федерации. В соответствии с данной нормой, под земельным законодательством подразумевается Земельный кодекс РФ, федеральные законы, а также законы субъектов РФ. При этом, согласно абзацу 2 п. 1 ст.2, нормы, содержащиеся в других федеральных законах и документах субъектов РФ, должны полностью соответствовать Земельному кодексу РФ. Помимо ЗК РФ и указанных законов, вопросы земельного права также регулируются водным, лесным и природоохранным законодательствам и законодательством о недрах.
Указы Президента имеют второстепенное положение относительно Земельного кодекса и федеральных законов. Указанные акты могут приниматься во всем вопросам, которые регулируются земельным законодательством, однако при условии, что указы Президента не будут противоречить нормам ЗК РФ и иным федеральным документам. Таким образом, нормы земельного права, содержащиеся в указах Президента РФ, могут либо конкретизировать правовые нормы приоритетного законодательства, либо восполнять пробелы в законодательном регулировании.
Правительство РФ, в соответствии с п.2 ст. 2 ЗК РФ, принимает решения, регулирующие земельные отношения в тех пределах, которые определены земельным кодексом, федеральными законами и указами Президента РФ. При этом, сфера применения актов Правительства РФ ограничена тем, что решения могут быть приняты исключительно во исполнение норм ЗК РФ, ФЗ и указов Президента РФ. То есть, для издания акта Правительством РФ необходимо наличие на потребность в нем указания Земельного кодекса или иного ФЗ, либо в указе Президента РФ.
Норма, согласно которой органы исполнительной власти субъектов РФ вправе издавать акты, регулирующие земельные отношения, установлена пунктом 3 статьи 2 Земельного кодекса РФ. Однако стоит иметь в виду, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут принимать акты, содержащие нормы земельного законодательства только при наличии у них на то соответствующих полномочий, которые определяются в нормативных правовых актах соответствующего субъекта РФ.
Описанное нормативно-правовое регулирование земельных и имущественных отношений в данный момент не является эффективным. Земельный Кодекс РФ во многом совершенствует существующую систему земельных отношений в стране, однако многое нуждается в доработке, которая, впрочем, ведется постоянно.
Целью формирования нового земельного законодательства в сфере управления использования земельными ресурсами нашего государства должна выступать разработка эффективного правового механизма управления земельными ресурсами в изменившихся экономических, политических и правовых условиях развития российского государства.
Именно ЗК РФ, наряду с другими нормативными правовыми актами земельного законодательства, должен отражать особенности процесса государственного и муниципального управления земельными ресурсами, совершения отдельных сделок с земельными участками и установить и регламентировать основные правила поведения участников процесса управления в сфере использования и охраны земель.
Динамика развития законодательства в сфере оборота недвижимого имущества и надлежащего функционирования рынка земли показывает, что специальные нормы правового института управления земельными ресурсами, не должны быть сосредоточены только в Земельном кодексе РФ. Необходим весь спектр нормативных правовых актов, включающий в себя другие законы, указы, постановления, ведомственные нормативные акты, законодательные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые должны отражать инновационные тенденции развития современного национального законодательства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы