Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Зоологические образы Н.С. Гумелева
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Творчество Н.С. Гумилева в художественно-философском контексте Серебряного века 6
1.1 Ключевые историко-литературные тенденции Серебряного века 6
1.2 Акмеизм. Гумилев как «синдик» акмеистского «цеха поэтов» 12
1.3 Зоологические образы в историко-литературной традиции 17
2. Зоологическая символика в поэзии Н.С. Гумилева 22
2.1 Специфика зоологических образов в акмеистской концепции 22
2.2 Зоологические образы в гумилевской интерпретации: символика и функции 27
2.3 Значение зоологических образов в контексте творчества Н.С. Гумилева 42
Заключение 52
Библиография 56
Приложение (практико-ориентированный проект: методические разработки по творчеству Н.С. Гумилева) 60
Введение:
Актуальность темы. Серебряный век в России, к которому традиционно относят период времени примерно с 1898 по 1918 год, был важной эпохой для всей культуры России. Это время, когда были созданы многие важнейшие произведения литературы, заложены основы новых направлений в искусстве (живописи, театре, поэзии и др.). Начало Серебряного века русской культуры в целом отождествляется с изданием в 1898 году периодического издания «Мир искусства» Сергея Дягилева и Александра Бенуа. Несмотря на то, что русское искусство XIX века обычно расценивается как значительное, Дягилев и Бенуа считали русское искусство конца XIX века застойным и чрезмерно ориентированным на конкретное изображение.
Через «Мир искусства» они пытались познакомить российскую публику с искусством, которое тяготело к абстракции. Это искусство нашло себе немало поклонников в России, и многие традиционные направления стали трансформироваться, отходя от классических внешних схем. Это затронуло и русскую поэзию.
Однако Серебряный век в России характеризуется как радикальным отходом от прежних течений в русской культуре, так и замечательной преемственностью с прежними темами, в том числе фольклорными и мифологическими. Русская поэзия в этот период наполнилась новыми образами, часто экзотическими. Расширилась тематика стихотворений. Возникли новые направления – символизм, акмеизм и др. Они противостояли традиционной поэзии, но конфликтовали и друг с другом. Именно поиск новых форм в искусстве делает рассматриваемый период таким интересным. Также можно отметить, что многие деятели культуры того времени пытались разработать философские и эстетические основания для творчества.
Среди них был и поэт Н.С. Гумилев, который не просто участвовал в создании нового направления в поэзии, акмеизма, но и был теоретиком нового направления. Представляется актуальным проанализировать зоологические образы в его поэзии, так как эти образы играют заметную роль в поэзии Н.С. Гумилева. Стихи Н.С. Гумилева буквально наполнены образами птиц, животных и даже насекомых. Многие из этих образов не встречаются больше ни у одного русского поэта. Их изучение важно для понимания сути поэзии Н.С. Гумилева, поиска источника его образов. Оно также имеет значение для уточнения специфики акмеизма, и для определения направления эволюции творчества поэта.
Объект исследования: зоологические образы в поэзии.
Предмет исследования: зоологические образы в поэзии Н.С. Гумилева.
Цель исследования: проанализировать зоологические образы в поэзии Н.С. Гумилева.
Цель предопределила постановку следующих задач:
1) рассмотреть ключевые историко-литературные тенденции Серебряного века;
2) изучить акмеизм как одно из ключевых поэтических течений Серебряного века;
3) изучить зоологические образы в историко-литературной традиции;
4) рассмотреть специфику зоологических образов в акмеистской концепции;
5) проанализировать символику и функции зоологических образов в гумилевской интерпретации;
6) рассмотреть значение зоологических образов в контексте творчества Н.С. Гумилева;
7) разработать практико-ориентированный проект по творчеству Н.С. Гумилева.
Материал исследования: стихотворения, вошедшие в поэтические сборники Гумилева: «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918), «Шатер» (1921), «Огненный столп» (1921).
Степень изученности темы: изучение поэзии акмеистов имеет давнюю историю в отечественном литературоведении (В.М. Жирмунский, Л.Г. Кихней, Е.В. Меркель, О.А. Лекманов, и многие другие). Творчество Н.С. Гумилева также широко изучалось. Есть и немногочисленные работы, посвященные зоологические образам поэта (Д. Соколова, М.Н. Эпштейн и др.).
Методы исследования – анализ научной литературы, контекстуальный анализ.
Практическое значение работы составляют методические разработки по творчеству Н.С. Гумилева.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложение.
Заключение:
В исследовании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с зоологическими образами в поэзии Н.С. Гумилева, которого можно признать одним из важнейших русских поэтов Серебряного века. Этот период дал русской культуре не только поэзию. Живопись, архитектура, балет, драматургия – вот лишь некоторые из художественных направлений Серебряного века. Серебряный век был важнейшим временем именно для поэзии, в которой появились новые литературные течения и талантливые поэты, их создавшие. Огромное влияние на русскую поэзию Серебряного века оказала французская поэзия. Следуя примеру французских поэтов, российские поэты восприняли идею символизма в искусстве, привнеся и новые оригинальные идеи в собственное художественное движение. В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок создали русский символизм.
В отличие от туманных стихотворений символистов, поэзия акмеистской школы предпочитала ясность, простоту и личную тему поэзии. Поэты-акмеисты пропагандировали точность языка и точность образов. Для поэтов-акмеистов важен был контакт с читателем. Диалог с читателем также предполагал ясность используемых поэтом символов. Поэтому в стихах акмеистов создается яркий и предметный мир, здесь не описываются какие-либо отвлеченные и туманные идеи, как в символизме, а создается модель мира, наполненная простыми и конкретными образами.
Животные являются одними из самых ярких и понятных образов. Именно поэтому они нашли себе широкое применение в поэзии акмеистов. Однако зоологические образы широко распространены во всей литературной традиции, в художественном произведении данные образы участвуют в формировании текста наряду со всеми другими образами. Но важно отличать просто образы животных, характерные для басен и детской литературы, и образы-символы, которые обусловлены глубокой культурно-исторической традицией.
Акмеисты отождествляли мир людей и мир животных, и говорили о скрытом единстве души человека и других живых существ. Это и привело к тому, что зоологические образы получили широкое распространение в поэзии всех акмеистов (А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева). В животных поэтом привлекала таинственность, экзотические образы животных давали поэтам-акмеистам возможность выразить красоту и яркость окружающего их мира. Образ животного очень нагляден и всегда понятен читателю, так что он идеально подходит для поэзии акмеизма, которая стремится к наглядности и яркости. А самой яркой особенностью поэзии акмеистов является представление о единстве людей и животных, так как человеческий мир просто отражает мир животных.
Н.С. Гумилев относится к числу поэтов, для которых зоологические образы были наиболее характерны. Персонажу-животному может посвящаться целое стихотворение (всего в лирике Гумилева 18 стихотворений, в заглавиях которых фигурирует название животного). В стихотворениях Н.С. Гумилева зоологические образы становятся смысловыми центрами, вокруг которых строятся идеи поэта. Поэтому важно правильно интерпретировать каждый такой образ, так как это становится способом понять идею произведения. Часть образов поэта играет чисто изобразительную роль, особенно в раннем творчестве поэта. Другие образы используются в символическом значении, и используются с закрепленной семантикой (гиена – кровожадность и т.п.). Однако, хотя Н.С. Гумилев часто вкладывал в свои зоологические образы традиционный в культуре символизм, нельзя сказать, что он только использовал уже наработанный культурой символизм. В своих произведениях поэт создает собственную индивидуальную картину мира, оригинально интерпретируя зоологические образы на основе европейской традиции.
Способы изображения Н.С. Гумилевым животных разнообразны. Иногда животное, сохраняя свой природный облик, обладает человеческими способностями (говорит, смеется, танцует). Иногда у поэта облик человека (в основном женщины) трансформируется и приобретает черты животного, при этом часто женский персонаж имеет связь с мифологическими сюжетами. Изредка человек в стихотворении превращается в животное (стихотворение «Ягуар»). Лирический герой стихотворения имеет иногда черты, объединяющие его с животным, причем, это положительные черты (сила, бесстрашие).
Среди оригинальных способов изображения животного можно назвать сравнение животного с предметом или явлением. Очеловечивание животного вполне традиционно в поэзии, но вот уподобление животного непредметному явлению (теням, снам) встречается только у Н.С. Гумилева.
Немалое количество зоологических образов в творчестве поэта можно объяснить особым характером главного лирического героя его поэзии. Построить типологию героев в гумилевской поэзии сложно, но ряд исследователей считают, что можно наметить шесть преобладающих типов: герой-воин, герой-путешественник, герой-поэт, герой-жрец, герой-повелитель и герой-эстет. Тип героя-воина и тип героя-путешественника часто сопровождается у поэта зоологическими образами. Зоологические образы, окружающие героя, часто не несут особого символического значения. Такие образы служат просто для иллюстрации путешествий героя произведения. Один из типов его героев – это маг, жрец. Часто подобный лирический герой окружен в стихотворении экзотическими животными, что подчеркивает особенность такого персонажа.
Зоологические образы менялись на протяжении периода творчества поэта. Так, для раннего Гумилева характерен интерес к Африке. Образ Африки в поэзии Гумилева создается большим количеством зоологических образов; художественно-поэтические средства, употребляемые автором, являются вспомогательными для создания сказочно-поэтического образа Африки. Ведь Африка в представлении русского человека до сих пор страна загадочная, сказочная, полная тайн и волшебства, но вместе с тем и реально существующая.
Фрагмент текста работы:
Серебряный век в России был важной эпохой, как для России, так и для всего остального мира. Сложно понять литературу и поэзию Серебряного века, не учитывая исторический фон времени. Для начала, необходимо остановиться на значении самого понятия «Серебряного века». Авторство метафоры «Серебряный век» часто приписывается известному русскому философу Н.А. Бердяеву, но этому факту нет доказательств. До сих пор нет точного представления, кто и когда первым стал называть культуру начала ХХ века «Серебряным веком».
С. К. Маковский в своих мемуарах описывает культурную среду Серебряного века. Он включает в эту среду «поэтов, писателей, художников, музыкантов, выразивших своим творчеством русский культурный подъем в предреволюционную эпоху» [31, с. 257].
Со временем выражение «Серебряный век» из общекультурного обихода перешло в научно-исследовательскую сферу. Оно применяется для обозначения специфического круга явлений в русской культуре конца XIX — начала ХХ столетий. Изначально в научный оборот понятие «Серебряный век» было введено зарубежными литературоведами и искусствоведами [52]. В конце ХХ века это понятие стало активно использоваться в российской гуманитарной науке, при этом сам термин «Серебряный век» до конца не проработан, и до сих пор идет поиск его значения [4, с. 5].
Начало Серебряного века русской культуры в целом отождествляется с изданием в 1898 году периодического издания «Мир искусства» Сергея Дягилева и Александра Бенуа. Периодическое издание, выходившее два раза в месяц в течение первых двух лет и ежемесячно после 1900 года, было призвано увести своих русских читателей от реализма и познакомить их с более свободными стилями, процветавшими по всей Европе.
Дягилев и Бенуа считали русское искусство конца XIX века застойным и чрезмерно ориентированным на конкретное изображение. Через «Мир искусства» они пытались познакомить российскую публику с искусством, популярным в то время в Западной Европе и в других странах мира, которое тяготело к абстрактному и инновационному выражению.
Они надеялись, что знакомство с новыми формами искусства послужит толчком к тому, чтобы русские художники сами занялись этими новыми стилями. Их надежды быстро оправдались. Последовал культурный взрыв, почти в одночасье в России возникло богатое разнообразие литературных и художественных верований, кружков и движений.
Согласно сложившейся исследовательской традиции отсчет истории Серебряного века принято вести от публичной лекции Д.С. Мережковского «О причинах упадка русской литературы», с которой он выступил в Петербурге в конце 1892 г., опубликовав ее переработанный текст в 1893 г. отдельной брошюрой под заглавием «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Он выделил три главных момента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности [35, с. 217-218].
Серебряный век русской культуры был обусловлен рядом предпосылок и причин. Назовем только главные из них [45, с. 48].
1. Прежде всего, это реформы 60-70-х годов XIX века, которые ускорили капиталистическую модернизацию страны.
2. Экономический подъем в России в 1890-х годов и в период 1909-1913 годов, который способствовал материальному обеспечению различных культурных программ, развитию образования, науки и других сфер культуры.
3. Духовное пробуждение российского общества, освобождение духовной культуры, чему в немалой степени способствовало творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
4. Качественно новый этап в развитии русской религиозно-философской мысли, можно назвать имена В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и др.
5. В России созревает уникальное космическое направление научно-философской мысли. Космические веяния (осознанные или интуитивные) были положены в основу поисков русской поэзии (В. Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок), русской живописи (М. А. Врубель, Н. К. Рерих) и русской музыки (А. Н. Скрябин).
6. Серебряный век пришелся на рубеж веков. Рубежное время закономерно становится временем расцвета поэзии и философии, религиозных исканий, вызревания мистических оккультных настроений.
7. Расцвет отечественной культуры в рубежное время многим обязан деятельности выдающихся пропагандистов культуры России (С. П. Дягилеву и др.).
Серебряный век происходил на фоне глубоких проблем в обществе. Люди разочаровывались в науке и традиционной религии. Шел поиск новых основ для понимания мира.