Академическое пение Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Значение учебного репертуара в формировании профессиональных качеств исполнителя-вокалиста в классе сольного пения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ИСПОЛНИТЕЛЯ ВОКАЛИСТА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ 10
1.1 Содержание и структура современной профессиональной подготовки исполнителя вокалиста 10
1.2 Формирование профессиональных качеств исполнителя в классе сольного пения 18
1.3 Особенности учебного репертуара в классе сольного пения при профессиональной подготовке исполнителя вокалиста 25
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ИСПОЛНИТЕЛЯ-ВОКАЛИСТА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ 38
2.1 Изучение профессиональных качеств исполнителя-вокалиста 38
2.2 Процесс формирования профессиональных качеств исполнителя вокалиста в классе сольного пения посредством учебного репертуара 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 65
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Приложение 86

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В условиях активных мировых информационных процессов, технического развития, оттеснения высоких образцов музыкальной культуры на периферию интересов и потребностей современной молодежи, современный музыкант призван выступить для подрастающего поколения в качестве «проводника» в мир музыкального искусства и культуры, что требует от него всесторонней профессиональной образованности.
Согласно сведениям, приводимым исследованиях последних лет, выпускники специальных музыкальных учебных заведений отличаются недостаточной музыкально-эстетической эрудицией, недостаточным владением качественным вокальным звучанием, не готовностью к концертному (публичному) музыкальному исполнительству, отсутствием интеграции музыкально-исполнительского и педагогического творчества.
При этом, современные социально-культурные тенденции влияют на изменение содержания и структуры профессионализма музыканта — исполнителя, центральное место в котором занимают профессиональные компетенции. Это означает, что в профессиональной деятельности востребованными являются не знания и умения сами по себе, а способность исполнителя применять их на практике. Обоснование данной позиции проводится в рамках деятельностного (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и компетентностного (И. А. Зимняя, Б. С. Гершунский) подходов, суть которых заключается в ориентации на приобретение актуальных компетенций, концентрирует внимание на достижении значимого результата. В связи с этим процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс овладения как необходимыми знаниями, умениями, навыками, так и развернутым опытом практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетенций.
В отношении профессиональной компетентности музыканта – исполнителя следует говорить о своеобразии, которое заключается в сочетании специальной музыкальной, общекультурной и психолого-педагогической подготовки, что обусловлено универсальным характером их будущей профессиональной деятельности.
Различные аспекты профессионального вокального образования: теоретические основания подготовки будущих вокальных исполнителей и педагогов, особенности формирования их профессиональной культуры, развития художественного мышления, специфика вокально-технической подготовки в образовательном учреждении и др., нашли отражение в исследованиях Д. Н. Гриних, М. Г. Людько, В. И. Муцмахера, В. П. Петровой, М. В. Поповой, Л. М. Рогачевой, М. Б. Сидоровой, Р. В. Сладкопевца, и др.
Также необходимо отметить, что процесс профессиональной подготовки вокалиста невозможен вне педагогически организованной музыкальной среды, которая оказывает формирующее воздействие на личность, совершенствование ее практического художественного опыта (В. И. Зинченко, Н. И. Киященко, А. А. Мелик-Пашаев, Л. П. Печко, В. Н. Топоров и др.).
Специфичность профессиональной деятельности вокалиста-исполнителя раскрывается в творческой деятельности и общении на основе обобщения художественного образа, активизирующих развитие всех сфер личности – интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, духовно-нравственной (О. В. Далецкий, В. Ф. Жданов, И. Е. Герсамия, Е. В. Круглова, Г. И. Миценко, C. B. Шишова, Л. К. Ярославцева, и др.).
Исполнитель-вокалист должен обладать набором профессиональных качеств, сочетающих специфическую музыкальную профессиональную и психолого-педагогическую готовность. Однако, в исследованиях, посвященных формированию его профессионализма, недостаточно внимания уделяется раскрытию психологического потенциала специальной вокальной подготовки; не разработаны способы реализации художественно-образной направленности при освоении вокальных произведений различных жанров и стилей; недостаточно изучено значение учебного репертуара ы процессе формирования профессиональных качеств вокалиста.
Вокальное исполнительство можно трактовать как сложную динамическую систему, синтезирующую композиторское творчество, исполнительское творчество, а также сотворчество исполнителей и слушателей в контексте определенной музыкальной среды. При этом, существует и обратная зависимость: от того, какими личностными и профессиональными качествами обладает исполнитель, какими художественными и педагогическими характеристиками обладает его исполнительская деятельность, таково качество воздействия на слушателя и возникающей в процессе его деятельности музыкальной среды.
Проблема формирования вокально-исполнительских навыков в рамках теории, методики и практики постановки голоса в процессе сольного вокального обучения изучена достаточно подробно в трудах таких известных исследователей, как Л. М. Абелян, Е. И. Алмазов, Е. А. Альбова, В. А. Багадуров, Б. Вайкль, Л. А. Венгрус, Л. Б. Дмитриев, И. И. Левидов, А. Н. Луканин, А. Г. Менабени, Т. Н. Овчинников, Н. Д. Орлова, А. И. Пузыревский, Р. Юссон, В. И. Юшманов и др.
Особенностям вокального обучения на различных уровнях образования посвящены диссертационные исследования последних десятилетий: О. И. Поляковой (2005), М. Б. Сидоровой (2005), Р. В. Сладкопевца (2008), Д. В. Харичевой (2007), М. В. Поповой (2010), М. А. Хралашко (2011), Н. А. Егоровой (2018) и др. Однако, специальные исследования значимости и особенностей учебного, вокально-педагогического репертуара в процессе вокального обучения немногочисленны, здесь можно назвать работы Е. М. Барвинской, В. А. Лунякиной, М. Г. Людько, О. И. Поляковой, Л. М. Рогачевой, О. Д. Степанидиной, Е. Г. Царьковой.
Недостаточный уровень вокально-технической подготовки, отсутствие критериев высокого художественного вкуса и ответственного подхода к концертно-исполнительской деятельности в структуре профессиональной подготовки исполнителя-вокалиста позволяют сформулировать существующие противоречия:
— между задачами эстетического просвещения и воспитания современной публики и недостаточным уровнем профессиональных качеств исполнителей;
— между профессиональными требованиями к технической и концертно-исполнительской подготовке будущих вокалистов и неразработанностью ряда важных аспектов этой подготовки в отношении использования учебного репертуара.
Разрешение данных противоречий определяет содержание проблемы исследования: какова значимость учебного репертуара в классе сольного пения для формирования профессиональных качеств исполнителя-вокалиста.
Необходимость научного обоснования значимости и особенностей использования учебного репертуара в процессе сольной вокальной подготовки для формирования профессиональных качеств исполнителя определяет актуальность настоящего исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате изучения педагогической, психологической и музыковедческой литературы по теме исследования, нормативных документов, касающихся развития отечественного образования, педагогического опыта, было выявлено, что специальное музыкальное образование является особой областью реализации компетентностного подхода. Оно обладает ярко выраженной спецификой и, одновременно, представляет собой так называемую опережающую группу, так как в полной мере реализует творческий характер образовательного процесса, и сам профессиональный музыкант в любой области исполнительства является носителем и транслятором творческой деятельности.
Установлено, что имеется очевидная связь педагогических условий подготовленности музыканта к разнообразным видам исполнительской деятельности и его профессиональных качеств. С точки зрения компетентностного подхода, вокальное образование нуждается в совершенствовании форм учебной деятельности, направленных на формирование таких профессиональных качеств будущего исполнителя как: владение на высоком уровне комплексом вокально-исполнительских навыков; способностью к глубокому восприятию, пониманию и воплощению музыкальных образов исполняемых произведений; художественно-образного мышления; готовности к концертной исполнительской деятельности, характеризующейся артистизмом, эмпатийностью, «сценической заразительностью», надежностью.
Сформированность комплекса профессиональных качеств исполнителя-вокалиста позволяет ему овладеть художественно-эстетическим воздействием на различную слушательскую аудиторию, увлечь ее, включить в совместный творческий процесс.
Для формирования профессиональных качеств исполнителя-вокалиста в классе сольного пения необходимо решение следующих психолого-педагогических задач:
— развития индивидуальных особенностей личности, составляющих приоритетные профессиональные качества будущего педагога-музыканта в области вокального исполнительства;
— овладения теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для успешной подготовки к вокально-исполнительской деятельности;
— организация активной деятельности обучающихся в сфере концертного вокально-исполнительского творчества в процессе подготовки к публичным, концертным выступлениям;
— методическая оснащенность исполнителя-вокалиста, обеспечивающая качество вокально-педагогического процесса и освоения учебного и концертного вокального репертуара.
На основании данных задач, принципами построения процесса обучения в классе сольного пения стали:
• взаимосвязь современного научно-педагогического знания и практики вокального исполнительства;
• стимулирование использования знаний, умений и навыков, полученных в вокально-исполнительском обучении и педагогической практике в концертно-исполнительском творчестве;
• мотивированность к концертно-исполнительской (публичной) деятельности как значимой для будущей профессии;
• творческое сотрудничество обучающегося и педагога в процессе подготовки и осуществления вокальной концертно-исполнительской деятельности;
• субъектность, реализуемая в уникальной индивидуальности исполнителя-вокалиста во всех видах профессиональной деятельности;
• креативность, предполагающая максимальную ориентацию на приобретение опыта разнообразной творческой деятельности.
В построении учебного процесса в области профессиональной подготовки исполнителя-вокалиста необходимо сбалансированное сочетание аудиторной и внеаудиторной учебной и концертно-исполнительской деятельности обучающихся, в конечном счете, направленное на формирование их профессиональных качеств.
В числе факторов, отрицательно влияющих на уровень профессиональных качеств будущего исполнителя-вокалиста, можно выделить:
— недостаточный уровень художественно-эстетической и вокально-исполнительской подготовки;
— неразработанность специального педагогического инструментария, релевантного требованиям высококачественной подготовки к публичному (сценическому) вокальному исполнению;
— низкий художественный уровень учебного репертуара, используемого в рамках учебно-образовательного процесса, который не только не способствует прогрессу в развитии вокально-исполнительских навыков, но и может деформировать вкусовые критерии, искажать представления о нормах высокохудожественного исполнения;
— дилетантизм сценических манер, неудовлетворительное качество внешней атрибутики концертного исполнения, являющиеся во многом результатом неумелых педагогических действий в процессе обучения.
Выбор учебного (вокально-педагогического) репертуара при обучении исполнителя-вокалиста в классе сольного пения должен ориентироваться на соотнесение музыкально-художественных качеств и психофизических особенностей личности со спецификой его певческого развития. Поэтому в учебный репертуар включаются произведения, требующие от исполнителя всей гаммы доступных ему эмоциональных переживаний, но исключающих чрезмерное голосовое, которое может привести с голосовым нарушениям и даже потере певческого голоса, и, как следствие, к ущербу в выразительном, высокохудожественном исполнении.
Ведущими принципами работы над учебным репертуаром в классе сольного пения, особенно на начальных этапах обучения, являются принципы осмысленного пения, внимательного отношения к вокально-поэтическому тексту и собственным певческим ощущениям, а также самоконтроля и самоанализа. Это приучает обучающихся работать над музыкально-поэтическим текстом вокального произведения, выбирать необходимые вокально-исполнительские средства для его воплощения, а не просто учить его «на слух».
Посильный, соответствующий возрастным и певческим особенностям учебный (вокально-педагогический) репертуар обеспечивает формирование вокально-исполнительских навыков, художественно-образного мышления, способности к пониманию и воплощению образного содержания вокального произведения, то есть, ведущих профессиональных качеств исполнителя-вокалиста.
Методика проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий специальных упражнений и заданий, ориентированных на отдельное и комплексное формирование вокальных навыков, а также освоение учебного (вокально-педагогического) репертуара.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ИСПОЛНИТЕЛЯ ВОКАЛИСТА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

1.1 Содержание и структура современной профессиональной подготовки исполнителя вокалиста

На современном этапе реформирования системы образования в силу специфики предметной области профессиональной деятельности музыканту принадлежит одна из ведущих ролей в формировании духовной культуры подрастающего поколения. Одним из важных компонентов профессиональной деятельности современного музыканта является способность моделировать собственную профессиональную деятельность, в соответствии с современными требованиями и запросами российского общества [5].
В значительной степени, это обусловлено активным развитием многообразных форм общего и профессионального музыкального образования. Характеристикой высокого уровня профессионализма выступает комплекс разнообразных знаний, умений, навыков, в том числе музыкально-исполнительское мастерство, музыкально-теоретическая и историческая образованность, профессионально-ориентированная методолого-методическая подготовка.
Обоснованным представляется то, что ядром профессионального обучения музыканта-исполнителя выступает предметно-методическая подготовка, включающая комплекс психолого-педагогических, музыкально-теоретических, музыкально-исторических, методологических и методических дисциплин, обеспечивающих его фундаментальность и научную обоснованность. Однако, следуя за спецификой профессиональной деятельности, которая заключается в решении художественных задач средствами музыкального искусства, необходимо обратиться к изучению особенностей исполнительской подготовки вокалиста.
Как указывает Г. М. Цыпин, музыкально-исполнительская деятельность синтезирует [63]:
— творческий поиск, обусловленный необходимостью соответствовать изменяющимся исполнительским ситуациям;
— художественное творчество, следующее из творческой природы самого музыкального искусства.
Это дает основания выделять в качестве основной характеристики профессиональной компетентности исполнителя-вокалиста художественное творчество, реализуемое при решении художественно-исполнительских задач, при опоре на закономерности и функции вокального творчества [40].
В настоящее время при подготовке исполнителя-вокалиста к профессиональной деятельности речь идет не просто о его методической оснащенности, но и о профессиональной компетентности. К числу ключевых компетенций относятся такие компетенции, как ценностно-смысловая, общекультурная, познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования [41].
На наш взгляд, целесообразно дополнить данные компетенции теми, которые обеспечивают успешную социальную адаптацию личности исполнителя-вокалиста; к ним мы относим профессиональную и социальную мобильность, сущность которых состоит в способности к освоению новых социальных ролей и отраслевых специальностей, а также индивидуальность, реализуемую в самовыражении и высокой конкурентности на рынке труда.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы