Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Журналистские технологии в деятельности блогера.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ 6
1.1. Журналистика социальных сетей и блогов 6
1.2. Основные технологии блогинга 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛОГЕРОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 35
2.1. Использование медиатехнологий в блогерской активности современных российских журналистов 35
2.2. Блог «ОМ Олега Меньшикова» 45
2.3 Блог Натальи Радуловой в «Живом Журнале» 47
2.4 Блог Одонаты Ветер «Тамара, какого хрена?» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Введение:
Актуальность исследования. В последние годы коммуникация с помощью интернет-технологий развивается очень быстрыми темпами. Это приводит к значительным изменениям в видах и способах, которые используются социальным общением. Факторы, связанные с глобализацией, привели к тому, что люди радикально переходят от тех коммуникативных устных форм, которые являются традиционными (в частности, непосредственный разговор лицом к лицу, телефонный разговор, общение в формате конференции и публичного выступления), к формам коммуникации, являющимся письменно-устными, в частности, к общению с помощью чатов, форумов, социальных сетей, блогов, микроблогов, интернет-конференций, удаленных семинаров, интернет-трансляций). В результате этого значительным образом меняется коммуникативное поведение: теперь отправитель должен подумать не над собственным потенциальным высказыванием, но над потенциальным письменным ответом, поскольку решающим фактором становится четкость и максимальная емкость передачи собственной мысли с помощью слов, а также интонации с помощью различных формальных словесных трансформаций, знаков препинания и эмотиконов. Благодаря этим новым тенденциям происходят значительные изменения в современных коммуникативных стратегиях, осуществляется их постепенная нормативизация.
Общение в сети в настоящее время осуществляется преимущественно в формате блогосферы. Так, блог является аналогом дневника, местом размещения которого является либо личный сайт, либо сайт, который специально предназначен для этого. На этом сайте пользователи могут публично или приватно читать и комментировать записи других пользователей.
Автором блога может быть как индивидуальный автор (в случае личного блога), так и коллектив авторов (в данном случае речь идет о блог-сообществе). Последняя форма ведения блога сближает его с форумами по структурному и контентному показателю. Отличие личного блога от форма состоит в том, что в оставление сообщений в нем осуществляет только один пользователь, а в плане социальной репрезентации в нем происходит представление взглядов и личности автора блога [1]. Данная приватность блогового пространства, а также возможность пообщаться с автором позволяет читателям блога ему доверять. Данное доверие также основано на ответственности, которую за содержание блога несет исключительно его автор, поскольку в формировании собственного текста он сам выполняет все функции – как редакторскую, так и издательскую [2].
Объектом исследования является совокупность современных журналистских интернет-блогов.
Предметом работы является технологическая специфика функционирования современных журналистских интернет-блогов.
Целью данной дипломной работы является анализ закономерностей функционирования современных журналистских интернет-блогов.
Задачи работы:
исследовать процесс обновления журналистики России;
выявить особенности блогосферы как площадки для выражения мнений журналистов;
выявить своеобразие подачи текстового материала журналистов в личных блогах;
определить и проанализировать причины популяризации блог-коммуникации в современном информационном пространстве.
Теоретическую базу исследования составили работы в области массовых коммуникаций, журналистики, средств массовой информации таких авторов как И.Д. Фомичева, С.М. Виноградова, Г.С. Мельник, Е.Л. Вартанова, А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова, А.А. Тертычный, Л.Ю. Щипицина, А. Тертычного
Говоря о степени научной разработанности темы, стоит сказать, что все работы, посвященные интернет-журналистике, коммуникациям и современным технологиям, только косвенно связаны с исследованием. Полностью проблема свободы журналистики в интернете и блогосферы как способа выражения, не раскрыта. Но теоретические работы по истории интернет-журналистики, массовых коммуникаций, могут помочь в анализе предмета исследования данной работы.
Эмпирическую базу исследования составили современные популярные российские журналистские блоги – вДудь, ОМ Олега Меньшикова, блог Нататьи Радуловой и блог Одонаты Ветер.
Основными методами исследования были: сравнение, систематизация.
Практическое значение работы состоит в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных заявленной проблематике, в разработках концепций современных журналистских интернет-блогов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Изменения, происходящие в журналистике в связи с развитием новых информационных технологий, предоставляют новые возможности для коммуникации – большей по объему, содержанию и более разноплановой. Блоги расширяют традиционное представление о журналистике, синтезируя технические возможности и индивидуальное мастерство. Проведя анализ российской блогосферы, можем утверждать, что блогинг оказывает значительное влияние на будущее журналистики. Процесс медиаконвергенции, выделенный нами, как основная характеристика современного инфополя, нашел отражение во всех исследуемых нами материалах.
Процесс медиаконвергенции, несомненно, отражается на блогерской деятельности, встраивая в нее журналистские технологии, но наиболее явно это проявляется именно в среде видеоблога, как в наиболее популярном у современной аудитории канале получения информации. Именно видеоблоги, отвечаю своей популярности, вынуждены больше соответствовать бысрто сменяющимся медиатенденциям, делать наиболее качественный и необходимый аудитории продукт, тогда как текстовые блоги способны сохранять некую независмоть от этих тенденций.
В целом, по оценке самих журналистов, экспансия «новых» медиа и, в частности, блогов в их профессиональной среде, вселяет в них скорее уверенность и оптимизм. На данный момент блогосфера находится в стадии трансформации из-за появления микроблогинга, который существенно влияет на развитие как интернет-коммуникации, так и журналистской коммуникации. В связи с этим журналисты не упускают возможности реализовать свою профессиональную деятельность на новой площадке. Однако спустя более 10 лет после своего появления блоги не перестают быть крупнейшей коммуникативной площадкой, а блогинг – эффективным средством профессиональной журналистской коммуникации.
Все рассмотренные в нашей работе изменения журналистской коммуникации создают новую модель современного профессионального журналиста. Журналист-блогер способен обсуждать и корректировать собственные материалы, принимать критику от читателей, точно оценивать запросы аудитории и следить за ее реакциями на материалы. Записи журналиста-блогера должны становятся максимально оперативными и актуальными. Таким образом, традиционные журналистские принципы и функции в сочетании с новыми техническими, коммуникативными и социальными возможностями блогинга послужили причиной трансформации и эволюции журналиста.
Стоит подчеркнуть, что результаты исследования рекомендуются к использованию профессиональными журналистами, ориентированными на поиск новых форм взаимодействия с аудиторией, представления авторских материалов и завоевания читательского доверия. Соблюдая традиционные этические принципы достоверности, социальной ответственности, профессиональной чести, лояльности к аудитории и правдивости в совокупности с новыми техническими, коммуникативными и социальными возможностями «новых» медиа, журналист-блогер становится коммуницирующим, интерпретирующим ,прогнозирующим профессионалом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ
1.1. Журналистика социальных сетей и блогов
Для блог-платформы характерны такие выгодные для пользователей свойства:
— она удобно разворачивается. Ввиду того, что блоггинговые сервисы представляют собой инструменты, связанные с массовым распространением, то для основного компонента, который и организует работу блога – его двигателя – характерна однотипность для всех, кто пользуется определенной блог-платформой, а также отсутствие необходимости в доработках;
— поскольку необходимость в доработках отсутствует, то и пользователь не должен быть специалистом в области программирования и каким-либо образом «дорабатывать» движок;
— основные усилия возлагаются на то, чтобы освоить сервис, с помощью которого ведутся блоги, что не составляет таких трудностей, как разработать и настроить собственную платформу «с нуля».
Впрочем, сервисы блоггинга обладают и собственными минусами:
— они недостаточно гибки: настроить сервис можно лишь в тех пределах, которые заложены в него функционалом;
— некоторые сервисы для блоггинга имеют проблемы с пользовательским контентом, зачастую связанные с авторскими правами на его размещение и распространение. Так, к примеру, если блоггер размещает определенную информацию на определенном сервисе, то права на нее юридически могут принадлежать владельцам платформы, но не тому, что разместил данный контент.
Преимущественно проблемные моменты, связанные со владением, влекут за собой последствия, связанные с редактированием или удалением информации, которую разместил пользователь, в том случае, если она нарушает правила, принятые на данном сервисе.
Рекомендовано выделение среди блог-платформ таких трех категорий:
— профессиональных блог-платформ. Если блоггер выбирает данный сервис, то он пользуется и двигателем, который характеризуется индивидуальностью, доработанностью и настроенностью согласно его пожеланиям. Также на таких сервисах может предоставляться файловый хостинг и возможность запуска скриптов в случае их необходимости для пользователя (хотя преимущественно предоставление последней функции характеризуется существенной ограниченностью). За пользование такими сервисами обычно взымают плату;
— полупрофессиональных блог-платформ. В ходе выбора этого сервиса пользователем-блоггером производится аренда одного или нескольких двигателей блога. В данном сервисе невозможно настраивать его возможности «под себя», существует возможность заливки файлов только на тот хостинг, что был предоставлен. Подобные сервисы, как и предыдущий рассмотренный вариант, преимущественно платны;
— массовых блог-платформ. В данном случае пользователю предоставляется только учетная запись для использования серверных ресурсов данной платформы. Блоггеру прямо не доступны ни данные, которые размещаются, ни внутренняя организация двигателя – произведение любых действий должно быть согласовано с возможностями, которые предоставляет функционал блог-платформы [48].
По мнению С. Блада, возможно выделение трех типов блогов. Речь идет о фильтрах, частных дневниках и записных книгах. Фильтрам присуща концентрация на вопросах, связанных со внешней относительно блоггера информацией. Они являются коллекциями ссылок, сопровождение которых осуществляют комментарии. В частных дневниках все внимание обращено на внутреннюю относительно блоггера информацию, представленную его размышлениями, отчетами, отзывами. В записных книгах представлены записи, отличающиеся крупным масштабом, являющиеся сфокусированными, развернутыми эссе [7].
В исследовательских концепциях блог не выделяется в качестве отдельного жанра виртуальной коммуникации, хотя в ее пределах уже произошло формирование новой отрасли – виртуального жанроведения. Так, медийные параметры, по мнению Л. Ю. Щипициной, представлены:
— оформлением жанров, т.е. тем, как на экране расположены элементы программного содержания и текстовые фрагменты;
— мультимедийностью (креолизованностью), т.е. одновременной разноуровневостью текста – вербальной и графической;
— гипертекстуальностью, когда текст формируют на основе себя отдельные блоки, объединенные за счет гиперссылок;
— интерактивностью, т.е. способностью оказывать влияние на то, как выглядит и что включает в себя электронный ресурс, возможность коммуникации;
— синхронностью или квазисинхронностью, характеризующими интернет-коммуникацию;
— количеством (межличностной, групповой, массовой коммуникацией) и эксплицированностью коммуникантов (эксплицированными или анонимными участниками коммуникации) [42].
Впрочем, данные характеристики, присущие блогам, как полагают Е. А. Баженова и И. А. Иванова, неспособны сформировать полную картину и конкретизировать жанровую природу блога. С этой целью необходимо проведение исследования отдельных составляющих блогов – в частности, текстов записей и комментирования [19]. Помимо этого, необходимо акцентирование внимания на том, что блог является социально-коммуникативным феноменом и совокупностью текстов, служащих отражению социальных потребностей, которые реализуются в общении коммуникантов внутри группы.
Б. Л. Бойко полагает, что речевой портрет человека служит отражением его принадлежности к определенной социальной общности. По мнению исследователя, индивидуальная речь человека производит сохранение принадлежности индивида к социальной группе, его основного словаря, который отражает характерные черты его речевого поведения. В результате этого сохранения происходит воспроизведение в определенных ситуациях данного речевого поведения, насколько это необходимо для реализации определенной речевой стратегии [11].
Блоггерами как субъектами дискурса блоггинга производится создание единого сообщества и формирование лингвистической субкультуры, собственного социального языкового варианта – языка блоггеров, состав которого представлен подъязыками – в частности, блоггеров корпоративной направленности, аналитиков, активистов, спортивных блоггеров.
В то же время, читателем блогов осуществляется функция по социальному контролю. Когда автор готовит текст для того, чтобы его опубликовать, он оттачивает свою социальную позицию, ориентирует текст на восприятие определенной референтной группы. Содержание текста выражает социальную позицию того, кто пишет, а формальная составляющая адаптируется под нормы литературного языка и жанра [11].
Блог также является особенным средством для публикации собственных мыслей, поскольку в нем нет редакторов, осуществляющих правки. Всю проверку текста на связность и работу над его окончательной версией осуществляет сам автор. Впрочем, данная закономерность не действует, если речь идет о блогах официальных интернет-порталов.
По мнению исследовательницы Даны Бойд, блоги являются социальными СМИ. Она полагает, что в них человек может «продолжить себя» в глобальном сетевом пространстве, а не абстрагироваться от социума. Блог представляет из себя своеобразное «цифровое тело» автора, с помощью которого тот может более широко самовыражаться [32]. Благодаря специальному сетевому программному обеспечению, которое используется в блог-среде, люди могут осуществлять взаимодействие друг с другом, используя гиперссылки, функционирование которых служит цели связи между блогами. Следовательно, использование блоговой коммуникации формирует социальные сети и дискурс интернет-коммуникации в целом.
Достаточно высокую популярность блоггинг имеет у профессиональных журналистов. В первую очередь, это обусловлено возникновением технических и технологических инноваций, одним из полей реализации которых является массовая коммуникация. Зарождению блогов способствовал тот факт, что появилось программное обеспечение, которое было простым и доступным, позволив более просто публиковать в сети контент. Особенности технического характера позволяют авторам блогов осуществлять публикацию мультимедийной и гипертекстуальной информации, используя такую форму, как посты и записи.
Упомянутые факторы были достаточно важными в формировании интереса профессиональных журналистов к использованию возможностей онлайн-блоггинга. Это средство способствует оперативному предоставлению информации, обеспечению ее открытости, предоставлению возможности выразить собственное мнение, обеспечению и контролю обратной связи. Важным моментом, о котором необходимо упомянуть, также было влияние мирового финансового кризиса 2008 года, в результате которого был сделан выбор в пользу менее затратных, но не менее эффективных средств передачи информации.
Недопустима, впрочем, и трактовка блогов в качестве упрощенной версии традиционных видов СМИ. Благодаря переходу существенной части источников и предоставителей информации в блогосферу произошла в своем роде революция журналистики начала двадцать первого века, когда телевизор потерял право на информационную монополию.
Переход к использованию представителями СМИ возможностей интернет-сети стал революционным в журналистике. Это создало условия для возникновения нового измерения, которое синтезировало функции традиционных СМИ. Таким образом, появляется новый взгляд на журналистику, значительно расширяются ее горизонты [30].