Газетно-журнальное издательское дело Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Журнал «Вокруг света» в мультимедийном контексте: печатная и электронная версия журнала

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛА «ВОКРУГ СВЕТА» 5
1.1. Становление концепции журнала «Вокруг света» в дореволюционный и советский периоды 5
1.2. Ценностные ориентиры журнала «Вокруг света» 12
1.3. Доля журнала «Вокруг света» на рынке научно-популярных изданий………………………………………………………………………16
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА «ВОКРУГ СВЕТА» 26
2.1. Состав редакции журнала «Вокруг света» 26
2.2. Гносеологические и коммуникативные установки редакции 29
2.3. Оформление журнала «Вокруг света» и его и основные темы 33
Выводы по Главе 2 41
ГЛАВА 3. РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ПЕЧАТНОЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИЙ ЖУРНАЛА «ВОКРУГ СВЕТА» 42
З.1. Особенности работы над электронной версией журнала «Вокруг света» в мультимедийном пространстве 42
3.2. Аудитория электронной версии журнала «Вокруг света» 43
3.3. Основные связи и различия печатного и электронного журнала «Вокруг света» 47
Выводы по Главе 3 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время рынок печатных изданий заметно сокращается. Мировая издательская практика показывает, что главной проблемой современного рынка печатных СМИ является не падение доходов от проданных тиражей и рекламы в них, а нежелание участников этого рынка должным образом заниматься инновациями, особенно в области научно-популярных изданий. Издатели печатных СМИ сегодня активно ищут новые формы и способы монетизации контента.
За последние два десятилетия рынок научных и научно- популярных изданий претерпел огромные изменения – как и медиасфера в целом. Интернет, многократно ускоряющий скорость коммуникации, открывает для науки невероятные перспективы: позволяет объединяться ученым из разных стран, проводить исследования в режиме реального времени, мгновенно распространять результаты научных изысканий. Кроме того, интернет-платформы позволяют привлекать к науке множество людей, которым не интересна подписка на толстые специализированные ежемесячники. Выход науки «в массы» способствует повышению статуса ученых в глазах общества и привлекает к данной сфере молодежь, что впоследствии должно послужить интенсификации научного развития.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней сделана попытка рассмотреть российский рынок научно-популярных изданий, который очень сегментирован и находится в процессе трансформации, а потому его актуальное состояние можно считать малоизученным.
Объект исследования: научно-популярные периодические издания в контексте современной общественной и информационной системы.
Предмет исследования: журнал «Вокруг света» как отражение современных интересов общества.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь печатной и электронной версии журнала и выявить типологические особенности издания в контексте современной культуры.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Представить типологические особенности и развитие журнала «Вокруг света».
2. Показать особенности реакции журнала «Вокруг света».
3. Провести редакторский анализ печатной и электронной версий журнала «Вокруг света».
Гипотеза исследования. В цифровую эпоху научно-популярное издание может привлечь интерес широкой аудитории, только если оно имеет качественную электронную версию журнала, может предложить пользователю различные типы медиаконтента.
Методы исследования: наблюдение, измерение и анализ.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи были представлены типологические особенности журнала «Вокруг света». Было выяснено, что журнал постоянно переходил из рук в руки, у него менялись издательства и редакция. При этом же постоянно трансформировалась и наполняемость журнала, однако общая концепция была задана еще в дореволюционный период – это научно-популярный журнал для «среднего» человека.
Были представлены ценностные ориентиры журнала «Вокруг света». Мы выявили, что основными ценностями редакции являлись такие концепты как «христианство», «толерантность», «другой», «общество-природа» и другие. На сегодняшний же день было выявлено, что концепты изменились и выглядят следующим образом: «семья», «патриотизм», «ребенок», «традиции», «мать», «потребление», «счастье», «катастрофа», «герой», «мужчина-женщина», «толерантность» и «миф-реальность».
Также выявлено, что доля журнала «Вокруг света» на рынке периодических издания является высокой, журнал занимает места в топовых рейтингах, однако при этом его читательская аудитория печатной версии падает.
В ходе решения второй задачи были показаны особенности редакции журнала «Вокруг света». Было выяснено, что чаще всего в статьях публикуются экспертные мнения и исследования, однако же в условиях современной действительности большая работа по поиску инфоповодов проделывается через поисковые платформы и социальные сети.
Дискурс журнала «Вокруг света» является диалогичным по своей сущности, в то время как авторы словно бы ведут диалог с аудиторией. Э это можно рассматривать как один из основных стратегических и коммуникативных образов журнала.
Анализ тем показывает, что в настоящее время журнал несколько отходит от направления научности, поскольку на его страницах, размещено много отвлеченных тем, среди которых визаж, женские капризы, стереотипы о блондинках. Это подтверждает то, что журнал уже трансформировал свою научную направленность на развлекательную, несмотря на то, что официально такая информация не подтверждается. Также потерю научного направления подтверждает и дизайн обложки номера, которая была изменена в 2010 году.
В ходе решения третьей задачи был осуществлен редакторский анализ печатной и электронной версии журнала «Вокруг света». Было выяснено, что существует тенденция перехода к электронной версии журнала. Это подтверждено объемом аудитории электронного журнала в противовес количеству подписчиков печатной версии журнала. Также был выявлен социальный портрет читателя электронной версии: это человек до 45 лет.
Были выявлены общие связи, различи и преимущества электронной версии журнала «Вокруг света». В частности, преимущество заключается в возможности к быстрому переходу к страницам, в возможности подробного рассмотрения деталей, быстрого поиска информации и эргономичности.
Таким образом, задачи данного исследования решены.
Гипотеза является подтверженной.
Цель исследования является достигнутой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛА «ВОКРУГ СВЕТА»

1.1. Становление концепции журнала «Вокруг света» в дореволюционный и советский периоды

Журнал «Вокруг света» представляет собой достаточно старый научно-популярный журнал в России, история которого насчитывает более 150 лет. На сегодняшний день данный журнал представляется официальным изданием Русского географического общества и, вместе с тем, достаточно успешно конкурирует не только с отечественными, но также и с зарубежными научно-популярными журналами в структуре российского медиарынка.
Журнал «Вокруг света» появился в 1861 году в Санкт-Петербурге. Его создателем являлся. типограф М.О. Вольф.
Интересно отметить, что в ретроспективе развития журнала «Вокруг света» можно вполне отчетливо определить три периода:
— дореволюционный (1861– 1917 гг.),
— советский (1927–1991 гг.),
— современный (с 1991 г.).
Причем, каждый из этих периодов также может быть структурирован по категориям и этапам. Определяющими критериями при этом являются значимые события, например, смена редактора или приостановка выпуска журнала, а также трансформация исторических реалий.
В период дореволюционного развития можно говорить о трех этапах:
— с 1861 по 1868 гг.;
— с 1885 по 1891 гг.;
— с 1891 по 1917 гг.
В советском периоде также развитие журнала разделено на три этапа:
— 1927–1941 гг.;
— 1946–1953 гг.;
— 1953–1980 гг.
Современный этап включает в себя период 1990-х гг., а также период 2000-х гг., когда журнал «Вокруг света» приобретает собственно настоящий облик.
В издательстве своего создателя выход журнала продолжался плоть до 1868 г., однако выпуски далее были прекращены из-за снижения читательского спроса. Здесь можно говорить о том, что сам по себе запуск журнала был осуществлен в упаднический период, при котором аудитория таких знаний не являлась сформированной. Так, освобожденные в 1861 г. крестьяне и бедное население страны только начинало постепенно приобщаться к регулярному чтению, соответственно, они не обладали достаточным навыком и базовым кругозором для восприятия предоставляемой информации.
Журнал «Вокруг света» был возрожден только в 1885 г. братьями Вернерами, которые, в свою очередь, выпускали журнал вплоть до 1891 г.
Рассмотрим период 1861-1868 годов. Так, после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг., у России появилась острая необходимость в реализации технологической и социальной модернизации. В соответствии с этим во второй половине 1850-х гг. была инициирована череда различных либеральных реформ, наиболее важной из которых являлась непосредственно отмена крепостного права, которая, собственно, и совпала с началом издания журнала «Вокруг света». К слову, на титульном листе журнала было указано: «Вокруг света. Журнал землеведения, естественных наук, изобретений и наблюдений. Издание книгопродавца и типографа М.О. Вольфа». Рассмотрим на Рис.1.

Рис.1. Титульный лист первых выпусков журнала «Вокруг света»

В настоящее время в Ленинградском филиале государственного исторического архива до сих пор хранится «Дело Санкт-Петербургского цензурного комитета по прошению книгопродавца М. Вольфа и коллежского асессора А. Разина о дозволении издавать журнал «Вокруг света», начатое 10 апреля 1860 г. Рассмотрим его на Рис.2. В деле также находится программа будущего издания, которая гласит о следующем: «Главная забота редакции будет состоять в том, чтобы постоянно давать статьи занимательные, изложенные совершенно популярно и просто, иногда в виде повести или путевых записок и всегда в форме, доступной для лиц, занимающихся не специально землеведением и естественными науками, для юношества, для молодых людей и для девиц».

Рис.2. Дело Санкт-Петербургского цензурного комитета

Исходя из представленного документа представляется возможность сделать вывод о том, что журнал «Вокруг света» изначально планировался как научно-популярное издание, которое адресовано простому обывателю, причем, преимущественно как издание для молодых людей и девушек.
Обратим внимание на то что А.И. Акопов в своей статье отмечает то, что «большинство российских издателей всегда стремились сделать что-то полезное для отечества».
Важно также и то, что в начале 1860-х гг. реализации успешной капитализации и развитию рыночных отношений в России достаточно активно препятствовала именно необразованность преимущественного населения страны. Уже в 1864 г. была проведена образовательная реформа, а в1865 г. появился относительно демократичный цензурный устав. Вторая половина XIX в. характеризовалась, в свою очередь, как эпоха революционных открытий в области естествознания. Уже в 1859 г. Ч. Дарвином был опубликован труд «Происхождение видов», где были представлены базовые положения теории эволюции. Также в этот период были совершены открытия Д.И. Менделеевым, Г. Менделем, М. Фарадеем и другими учеными. Само собой, в представляемых условиях развитие научно-популярной журналистики представлялось довольно таки закономерным.
Пореформенный период 1860-70-х гг. на территории России обуславливался непосредственно активным развитием и расширением аудитории периодических изданий, и, в том числе, появлением феномена массового читателя, в понятие которого входили чиновники разных уровней, купцы, мещане, а также приходские священники, офицеры невысоких чинов и учащиеся среднего звена. В этот период, собственно, и было завершено господство толстого журнала, который был нацелен изначально на элитарный круг образованного дворянства. При этом преимущество отдавалось уже тонкому периодическому изданию.
Редактором журнала «Вокруг света» в 1861-1865 гг., а после уже в 1867-1868 гг. являлся П.М. Ольхин, причем, в 1861 г. существовал еще один редактор – А.Е. Разин.
В 1866 г. журнал «Вокруг света» а качестве редактора имел философа и литературного критика Н.Н. Страхова. Тем не менее, непосредственно П.М. Ольхиным был определен концептуальный образ журнала «Вокруг света» П.М. Ольхин производил переводы сочинений по истории, географии, медицине, фотографии и стенографии.
Н.Н. Страхов, будучи редактором журнала «Вокруг света», говорил о том, что журнал предназначен для широкого круга читателей, что, собственно, и обуславливает его концепцию и содержание.
В тот период предмет журнала «Вокруг света» составляли география и естественные науки.
Интересно отметить важный момент, который заключается в том, что первоначальное развитие интереса к изданию был обеспечен современным дизайном, в частности, обилием иллюстраций и публикациями многочисленных романов известных писателей, которые ранее не были переведенными.
Кроме того, констатировался низкий уровень профессионализма авторов. Которые оставляли материал в журнале. Так, по мнению М.В. Шкондина, когда журналист освещает какие-либо события, он больше может рассматриваться в качестве редактора, недели автора (речь идет о таком явлении как сомоцензура). Уже далее редакция «Вокруг света» на постоянной основе привлекала ученых к подготовке материала для журнала. Однако же, вместе с тем, в номерах журнала издания братьев Вернеров отсутствуют указания на авторов статей
Интересно отметить, что общепринятому ежемесячнику братья Вернеры предпочли еженедельное издание. Это обуславливалось, прежде всего, определенной тенденцией в отечественной периодике того времени, а также широкими возможностями еженедельника. В соответствие с этим произошла «бульваризация» журнала «Вокруг света». Так, журнал «Вокруг света» переориентировался на психологию толпы, в частности, на ее потребности и интересы.
Исправить сложившуюся ситуацию удалось уже следующему издателю журнала «Вокруг света» И.Д. Сытину, который в 1891 г. который оформил покупку журнала у братьев Вернеров. При этом была сохранена концепция в части оформительского компонента журнала «Вокруг света» и его названия, была сохранена сквозная нумерация выпусков, которая взяла свое начало еще в 1885 г.
Так, под издательством И.Д. Сытина журнал «Вокруг света» публиковался непосредственно до 1917 г. Причем, этот период позже был охарактеризован как «золотой век» для дореволюционного издания, в котором значительно повысилось качество публикуемого материала, а на смену рисованным иллюстрациям пришли фотографии. Журнал, действительно, являлся передовым: он выходил с большим количеством книжных приложений и был очень популярен среди аудитории. При этом следует отметить то, что концепция массового научно-популярного иллюстрированного еженедельника журнального типа, которая очень успешно развивалась И.Д. Сытиным, зародилась в период издательства братьев Вернеров.
Уже после дефолта 1998 г. редакция журнала совершила большую ошибку: продала посторонней фирме за символическую плату самое ценное — товарный знак, при этом, вроде бы имелся договор, по которому фирма должна была инвестировать деньги в выход журнала, однако этого не состоялось. Виной такой ситуации являлось то, что у редакции не было опыта в бизнесе, а главный редактор А. Полищук занимал одновременно и пост генерального директора. И именно после такого происшествия редакция была вынуждения переименовать журнал в «Путешествие Вокруг света». Несостоявшиеся же инвесторы сначала думали начать выпускать журнал сами – в Петербурге, провели там рекламную кампанию в метро, главным редактором назначили А. Духовского (по этой причине он даже числится в некоторых списках гл. редакторов журнала).
В итоге, как известно, частные инвесторы перепродали товарный знак С. Васильеву, который уже инвестировал в команду Д. Захарова, которая стала выпускать передачу «Планета земля» на канале РТР. С 2001 года сделка была завершена, новые хозяева стали выпускать журнал «Вокруг света», передача «Планета земля» стала называться «Вокруг света» (позже она превратится в телеканал «Моя планета»).
Параллельно с 1998 года, редакция издавала журнал «Всемирный следопыт», изначально в течении первого полугодия 1998 года называвшийся «Вокруг света для детей», название же «Всемирный следопыт» имевшее отношение к журналу в 1920-х, редакция начала использовать ещё в первой половине 1990-х годов для ЧП.
Так, журнал всю свою историю переходил из рук в руки, настоящее же его развитие берет свое начало с 2001 года.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы