Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Жизнестойкость подростков с разными стилями саморегуляции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения жизнестойкости подростков с разными стилями саморегуляции 7
1.1 Сущность феномена «жизнестойкость» 7
1.2 Анализ состояния психологического знания по проблеме саморегуляции 18
1.3. Факторы, влияющие на формирование жизнестойкости личности подростков 23
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Эмпирическое изучение жизнестойкости и стилей саморегуляции подростков 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ результатов и их обсуждение 32
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 63

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема формирования и развития жизнестойкости у современных подростков в настоящее время является актуальной. Это связано не только с трудностями, имеющимися в социально-экономической, политической, демографической и иных сферах жизни современного общества, но и со сложностями периода профессионального самоопределения и получения профессионального образования. Данные трудности могут быть вызваны, в первую очередь, необходимостью адаптироваться к новым условиям учебной, бытовой и межличностной сфер жизнедеятельности, овладением новой социальной ролью (например, студента), что предполагает проявление самостоятельности и ответственности за свое поведение, качество выполненной работы и свою жизнь в целом.
В период обучения подростки сталкиваются со множеством ситуаций оценивания своих способностей и личностных качеств, вызывающих стресс. Для конструктивного выхода из стрессового состояния человеку необходимо обладать соответствующими личностными ресурсами. Следует отметить, что далеко не все подростки обладают достаточным набором таких ресурсов и даже если обладают, то не всегда знают о них и применяют на практике.
Стрессовые факторы образовательной среды, возрастные кризисы, неумение преодолевать стрессовые ситуации нарушают психологическую безопасность что, в свою очередь, может привести к «пограничным состояниям» и росту психических и психосоматических заболеваний среди подростков, неадекватным реакциям, формированию разрушительных установок. В связи с этим актуальность приобретает проблема развития жизнестойкости подростков.
Жизнестойкость является одним из качеств, которое позволяет личности адекватно реагировать на стресс-факторы (проблемы личностного характера, нововведения в системе образования и др.) и развиваться, быть более эффективной в современных условиях обучения (не только в школе, но и в техникуме, высшем учебном заведении) и будущей профессиональной деятельности.
Теоретические аспекты проблемы жизнестойкости исследовались Л.А.Александровой, С.А. Богомаз, Г.В. Ванаковой, Е.Е. Даниловой, Н.В.Калининой, Е.В. Картавшиковой, Н.А. Коростылевой, С.И. Кудиновым, Д.И.Кузиной, Е.В. Лапкиной, Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой, О.А.Чаусовой и др.
Возрастные аспекты жизнестойкости отражены в работах: С.А. Богомаз, М.В. Логиновой, О.А. Чаусовой и др. Исследованию жизнестойких качеств личности посвящены работы О.А. Березкиной, Т.В. Наливайко. Психологические условия развития жизнестойкости раскрыты в трудах Л.А. Александровой, Н.В. Калининой и др.
Анализ научных трудов позволил определить противоречие между объективной необходимостью в:
— изучении особенностей жизнестойкости подростков с разными стилями саморегуляции и практическим состоянием разработанности исследуемой проблемы в психологической науке;
— выявлении взаимосвязи между жизнестойкостью и разными стилями саморегуляции у подростков и отсутствием исследований, посвященных этому вопросу.
Объект исследования: жизнестойкость подростков.
Предмет исследования: особенности жизнестойкости подростков с разными стилями саморегуляции.
Цель исследования: определить особенности жизнестойкости подростков с разными стилями саморегуляции.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты анализа жизнестойкости и стилевой саморегуляции.
2. Эмпирически исследовать жизнестойкость и стили саморегуляции у подростков.
3. Выявить взаимосвязь между жизнестойкостью и разными стилями саморегуляции у подростков.
4. Обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать основные выводы.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между жизнестойкостью и разными стилями саморегуляции у подростков.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ теоретической литературы по данной проблеме.
Эмпирические методы: опросник жизнестойкости С. Мадди, измеряющий уровень выраженности жизнестойкости, и опросник стилевой саморегуляции поведения (ССП) В.И. Моросановой – для определения особенностей стилевой саморегуляции поведения.
Количественный и качественный анализ результатов.
Методы статистической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена — для выявления наличия взаимосвязи между жизнестойкостью и стилевой саморегуляцией подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических аспектов анализа жизнестойкости и стилевой саморегуляции, характеристике факторов, влияющих на формирование жизнестойкости личности подростков.
Практическая значимость исследования заключается в исследовании взаимосвязи между жизнестойкостью и разными стилями саморегуляции у подростков.
Эмпирическая база исследования: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум».
Структура работы: работа состоит из двух глав, пяти параграфов, выводов к главам, заключения, списка литературы, который содержит 66 источников и з приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения поставленных задач достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Теоретический анализ проблемы развития жизнестойкости личности и экспериментальное исследование позволили научно обосновать сущность данного феномена, выявить особенности формирования жизнестойкости старших подростков.
Жизнестойкость – результат социализации; интегральная личностная характеристика, отображающая меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом свою внутреннюю сбалансированность и способность к активности, ее проявлению без снижения эффективности функционирования в тех или иных видах деятельности; механизм повышения необходимой адаптации личности, позволяющий человеку одновременно: развиваться, обогащать свой потенциал и совладать с теми или иными трудностями.
Установлены структурные компоненты жизнестойкости, представленные: вовлеченностью, контролем, принятием риска.
Определены основные характеристики жизнестойкости, которые представлены: свободным выбором, ответственностью, осознанной активностью, духовностью, эффективным восприятием реальности и комфортным отношением к ней, принятием себя и других, независимостью, чувством причастности к окружающим, единением с ними, прочными межличностными отношениями, креативностью, понимание собственного «Я», глубоким проникновением в ситуацию, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением.
Саморегуляция является осознанным процессом внутренней психической активности человека, который направлен на построение, поддержание и управление различными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение целей, которые поставлены. Стили саморегуляции представлены: автономным стилем, оперативным стилем, устойчивым стилем.
В результате научного поиска по проблеме исследования определены факторы развития жизнестойкости, представленные: поисковой активностью, творческим отношением к окружающей действительности, творческим развитием, самооценкой, самоуважением, саморазвитием, конструктивным поведением, индивидуализацией, социальным опытом, включением в систему социальных связей, оптимистичной ориентацией на будущее.
Анализ результатов диагностики уровня развития жизнестойкости подростков показал, что преимущественное число респондентов демонстрируют жизнестойкость на уровне ниже нормативного.
Установлено, что у большинства подростков имеет место автономный контрольно-корректирующий тип саморегуляции.
Выявлено наличие взаимосвязи между жизнестойкостью и стилевой саморегуляцией подростков:
— шкала «вовлеченность» положительно коррелирует с регуляторными шкалами: моделированием, самостоятельностью, гибкостью, программированием, оцениванием результатов;
— шкала «контроль» положительно коррелирует со шкалами саморегуляции: оцениванием результатов, моделированием, программированием, гибкостью, самостоятельностью, планированием;
— шкала «принятие риска» положительно коррелирует со шкалами: моделированием, оцениванием результатов, гибкостью, планированием.
Полученные данные подтвердили поставленную гипотезу.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I Теоретические основы изучения жизнестойкости подростков с разными стилями саморегуляции
1.1 Сущность феномена «жизнестойкость»

Рассмотрим сущность феномена «жизнестойкость» в психологической литературе.
Теоретические аспекты проблемы жизнестойкости исследовались как зарубежными (А. Адлером, А. Антоновски, С. Кобассой, С. Мадди, Г. Олпортом и др.), так и отечественными психологами (Л.А. Александровой, С.А. Богомаз, Г.В. Ванаковой, Е.Е. Даниловой, Н.В. Калинино, Е.В.Картавшиковой, Н.А.Коростылевой, С.И. Кудиновым, Д.И. Кузиной, Е.В. Лапкиной, Д.А. Леонтьевым, А.И.Лактионовой, Е.И. Рассказовой, О.А.Чаусовой и др.).
Термин «жизнестойкость» был введено в 80-е годы ХХ в. профессором университета Ирвайн (США) С. Мадди, основавшим Институт Жизнестойкости в Калифорнии.
Теория С. Мадди об особом личностном качестве «hardiness» («жизнестойкость») возникла на основе разработки ученым проблем, которые касались творческого личностного потенциала и регулирования стресса [41, с. 148].
Ученым трактуется данное понятие как система убеждений относительно:
— себя,
— мира,
— отношений с миром [41].
С позиции С. Мадди, жизнестойкость — база, на основе которой имеет место переработка стрессовых воздействий, это некий катализатор поведения, который позволяет осуществлять трансформацию негативных впечатлений в новые возможности [41].
При развитой жизнестойкости характер отношений личности с миром приобретает, по мнению исследователя, более открытый характер, что повышает способность к:
— чувству любви,
— получению поддержки,
— увеличению интереса к миру и людям, которые окружают.
Г. Олпорт, изучая жизнестойкость индивида в аспекте социальности, указывал на то, что ее развитие будет невозможным без контакта с окружающим миром, от взаимодействий с которым имеет место взаимообогащение [16].
Основные характеристики личности, которая является жизнестойкой (по К.Роджерсу) [32] представлены открытостью к переживаниям, способностью слышать себя, ощущать, что называется умом и сердцем окружающее и происходящее, признавая их неизбежный характер. Это является экзистенциональным образом жизни, то есть умением жить полной жизнью, осознавая неповторимый характер каждого жизненного момента.
Согласно позиции А. Адлера [2], жизнестойкостью является социальная развитость личности, которая выступает в качестве зрелой, осознающей, что в преодолении жизненных проблем необходимо сотрудничество, мужество и готовность тратить собственную энергию ради блага другого.
Показатель жизнестойкости, по А. Маслоу, представлен стремлением личности к потребности в самоуважении с актуализацией качеств представленных «компетентностью, уверенностью достижения, независимостью, свободой» и в потребности уважения со стороны других, которая обуславливает «престиж, признание, репутацию, статус, оценку и приятие» [16].
Понимание жизнестойкости по К. Юнгу лежит в теории «самости», которая является внутренним центром всей психики личности, когда с достижением интеграции всех аспектов души человек начинает ощущать гармонию, единство и целостность [18]. В этом и состоит принцип жизнестойкости, когда личность, используя свою «самость», которая помогает ей постоянным образом приобретать новые умения, достигать новых целей и реализовывать себя все более полным образом, способна подняться над массой, не позволяя ей осуществить подчинение себя нормам общества.
М.И. Постникова указывает на то, что жизнестойкость характеризует меру личностной способности выдержать стрессовые ситуации, сохранить при этом внутренний баланс, активность и оставаться успешным в деятельности [50].
О.А. Чаусовой рассматривается жизнестойкость в качестве формируемой интегральной личностной характеристики, определяемой оптимальностью смысловой регуляции личности, ее адекватностью самооценки, развитостью волевых качеств, высоким уровнем социальной компетентности, развитостью коммуникативных умений и характеризует меру способности индивида выдержать стрессовые ситуации [62].
Далее автор отмечает, что жизнестойкость — фактор, внутренний ресурс, подвластный самой личности; то, что поддерживает его физическое, психическое и социальное здоровье; установка, которой придается жизни ценность и смысл в различных обстоятельствах.
С точки зрения Е.И. Рассказовой, термин «жизнестойкость» отражает психологическую живучесть и эффективность личности, а также выступает в качестве показателя его психического здоровья [53].
Д.А. Леонтьев определяет жизнестойкость как:
— черту, характеризующуюся мерой преодоления индивидом заданных обстоятельств;
— меру способности личности выдержать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутренний баланс и не снижая успешность деятельности [39].
М.Р. Хачатуровой жизнестойкость представлена в качестве сложного конструкта, влияние которого распространяется на многие особенности личности и аспекты ее поведения. Это ресурс, позволяющий личности справится со сложными жизненными ситуациями [60].
С позиции М.В. Логиновой, жизнестойкость — сложное структурированное психологическое образование, определяемое в качестве развивающейся системы убеждений, способствующей развитию готовности к управлению ситуацией, носящей повышенную сложность, контролю ее, управлению ею, умению воспринимать даже негативные события в качестве опыта и успешным образом справляться с ними.
Далее автор указывает на то, что характеристики содержания жизнестойкости представлены:
— экстраверсией,
— пластичностью,
— активностью,
— искренностью,
— интернальной локализацией контроля [40].
По мнению исследователя, жизнестойкий человек – это человек, который обладает жизнестойкими убеждениями (вовлеченностью, контролем, риском), ведущий жизнестойкий образ жизни (поддерживает свое физическое и психическое здоровье), использующий жизнестойкое совладание с целью преодоления стрессовых и трудных жизненных ситуаций. Более того, человек должен овладеть внешними обстоятельствами, чтобы стать творцом своей индивидуальной истории. В этом видит смысл жизнестойкости Н.А. Логинова.
М.А. Фризен пришел к заключению о том, что жизнестойкость, выступая особым паттерном структуры установок и навыков личности, позволяет превращать изменения в возможности; это некий катализатор, позволяющий трансформировать негативные впечатления в новые возможности. Ученый отмечает важную функцию жизнестойкости личности, которая представлена потенциальным адаптивным ресурсом.
По мнению Е.В. Картавшиковой, жизнестойкость является основой самоорганизации личности, ее способностью к трансформации своей смысловой сферы в кризисных ситуациях [28].
А.Е. Рыльская, проводя подробный анализ феномена жизнестойкости также, как и выше названные авторы, рассматривает последнюю в контексте преодоления трудностей, совладания со стрессом [55].
Л.А. Александровой данное понятие трактуется в качестве определенной степени «живучести» [3].
По мнению Г.В. Ванаковой, жизнестойкость личности базируется на отдельных элементах развития качеств, позволяющих личности полноценно проживать в обществе. В частности, в этот перечень может быть представлен:
— широтой интересов и комплексом интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств, которые предполагают активное осуществление своей деятельности;
— способностью относиться с должным вниманием и заинтересованностью ко всему, что имеет значение для других;
— пониманием межчеловеческих отношений и их внутренней жизни;
— сосредоточением внимания на главном, отдачей собственной энергии и творческим отношением к работе, учебной и к совместной деятельности;
— реализацией высших целей личности с учетом ее потребностей и побуждений, которые связаны с процессом ее самовоспитания и самосовершенствования с целью духовного обогащения людей, повышения человеческой культуры и улучшение межчеловеческих отношений [16].
Далее исследователь отмечает, что жизнестойкость — «руководящее ядро», которое придает определенное направление всей жизнедеятельности индивида, способствует реализации высших целей личности, которые связаны с ее внутренним ростом.
Жизнестойкие характеристики личности с точки зрения Г.В. Ванаковой представлены:
— эффективным восприятием реальности и комфортным отношением к ней,
— приятием себя и других,
— независимостью,
— чувством причастности к окружающим, единение с ними,
— прочными межличностными отношениями,
— невраждебным чувством юмора,
— креативностью [16].
Характеристики жизнестойкости, по В.Д. Шадрикову, представлены:
— ясным и целостным отражением действительности,
— углубленным пониманием собственного «Я»,
— четкой ориентировкой во времени,
— глубоким проникновением в ситуацию,
— уравновешенностью в отношениях,
— уверенностью в своих силах,
— широтой и проницательностью мышления,
— позитивным настроением [40].
С.А. Богомаз совместно с коллективом ученых был предпринят ряд исследований, посвященных изучению жизнестойкой личности, на основании которых исследователя был составлен довольно подробный «психологический портрет» последней [8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы