Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Жизнестойкость как фактор профессиональной успешности (деятельности) сотрудников МЧС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ 5
1.1 Феномен жизнестойкости в психологической литературе 5
1.2 Понятие профессиональной успешности 13
1.3 Психологическая характеристика профессиональной деятельности сотрудников МЧС 24
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Описание методик исследования 30
2.2 Характеристика выборки 37
Выводы по главе 2 40
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС 41
3.1 Диагностика жизнестойкости сотрудников МЧС 41
3.2 Анализ полученных результатов 46
3.3 Рекомендации по повышению жизнестойкости 50
Выводы по главе 3 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………83
Введение:
Актуальность исследования. Проблема жизнестойкости в профессиональной деятельности занимает особое место в практической и теоретической психологии. Это связано с поиском проблем неустроенности человека в жизни, его неудач и общего неблагополучия.
Жизнестойкость характеризуется способами и умением личности противостоять проблемам, встречающимся на пути, его внутренней силой и отношением к действительности. Важно при этом то, как личность воспринимает себя, насколько принимает себя и любит. Жизнестойкость влияет и на профессиональную деятельность человека.
Работа спасателя связана со множественными опасными ситуациями, которые приводят к стрессу высокого уровня. Порой сотруднику МЧС не удается передохнуть и восстановить нервную систему, как снова попадает в кризисную для своей психики ситуации. Люди, выбравшие данную профессию должны обладать огромной жизнестойкостью. Ведь они несут ответственность не только за свои жизни и своей семьи, а также за здоровье других людей. Падения уровня жизнестойкости может приводить к пограничным состояниям, при которых повышается уровень стресса, конфликтности, снижается внимание, что, в свою очередь, приводит к низкой работоспособности и совершению непоправимых ошибок. Важно помнить, что неправильное действие сотрудника МЧС может стоить человеческой жизни. Именно поэтому фактор жизнестойкости не стоит недооценивать при оценке профессиональной успешности сотрудника МЧС. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – факторы профессиональной успешности сотрудников МСЧ.
Предмет – жизнестойкость как фактор профессиональной успешности сотрудников МЧС.
Цель исследования – выявить влияние жизнестойкости на профессиональную успешность сотрудников МЧС.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить феномен жизнестойкости в психологической литературе;
2) определить понятие профессиональной успешности;
3) проанализировать психологическую характеристику профессиональной деятельности сотрудников МЧС;
4) описать методики эмпирического исследования;
5) дать характеристику выборки исследования;
6) диагностировать жизнестойкость сотрудников МЧС;
7) проанализировать полученные результаты;
8) разработать рекомендации по увеличению жизнестойкости;
9) сделать выводы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что чем выше уровень жизнестойкости сотрудников МЧС, тем выше уровень их профессиональной успешности.
Методы исследования:
– теоретическое исследование: анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы;
– экспериментальное исследование: эксперимент, анализ и обобщение (сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов к ним, заключения, списка использованной литературы. Первая глава носит теоретических характер. Она посвящена теоретическому подходу к изучению проблемы жизнестойкости как фактора профессиональной успешности. Во второй главе представлены методологические основы исследования. Третья глава содержит в себе эмпирическое исследование жизнестойкости как фактора профессиональной успешности сотрудников МЧС.
Заключение:
Жизнестойкость выражается в умении систематизировать и анализировать прошлый опыт, делать выводы, то есть взаимодействовать с жизнью. По мнению, зарубежных исследователей жизнестойкость определяется типом поведения в той или иной ситуации, который подкрепляется имеющимися знаниями и опытом. Отечественные психологи определяют жизнестойкость конкретными психологическими свойствами личностями. Жизнестойкость может развиваться в течении жизни, на что оказывают непосредственное влияние мотивы личности, сложившаяся социальная и психологическая ситуация.
Сегодня в психологии нет единого определения понятия «успешность профессиональной деятельности», нет единого понимания критериев оценки данной характеристики. Формирование четкого представления об успешности профессиональной деятельности является чрезвычайно важным на данном этапе экономического развития страны. Проведя теоретический анализ различных взглядов на понятие «успешность профессиональной деятельности», положим в основу понимания этого феномена утверждение, что на профессиональную успешность влияют внешние (условия труда, особенности предмета труда и т.д.) и внутренние (психологические характеристики) факторы.
Профессиональная деятельность сотрудников МЧС предполагает работу в экстремальных условиях. Это накладывает особые требования к личности спасателей. В первую очередь, они должны быть психологически готовыми к подобным условиям работы. Психологическая готовность характеризуется высоким уровнем стрессоустойчивости, внимательности, инициативности и низким уровнем конфликтности. Кроме этого, сотрудник МЧС всегда должен быть готов к росту интеллектуальному и духовному. Все это в комплексе определяет его жизнестойкость.
Для определения профессиональной успешности сотрудников МЧС мы изучили личные дела испытуемых. В исследовании приняли участие 25 сотрудников МЧС в возрасте от 40 до 59 лет. Опыт работы в данном ведомстве у каждого из них составляет от 11 до 35 лет. Все они находятся в офицерском звании, но достижения в профессиональной деятельности разнятся. Основу профессиональной успешности спасателей также составляют стрессоустойчивость и мотивация к успеху. Для диагностики этих показателей были выбраны методики: бостонский стресс оценки стрессоустойчивости, опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха. Кроме этого, с сотрудниками МЧС была проведена беседа, которая помогла оценить особенности их работы и их общий профессиональный настрой, и с руководящим составом испытуемых. В комплексе эти методики помогут диагностировать уровень профессиональной успешности сотрудников МЧС.
Для того, чтобы исследовать уровень жизнестойкости испытуемых была выбрана методика «Жизнестойкость» С. Мадди.
Далее в рамках исследования мы сопоставили полученные результаты по уровню жизнестойкости и профессиональной успешности испытуемых. Результаты сопоставительного анализа позволят нам выявить является ли жизнестойкость фактором профессиональной успешности сотрудников МЧС.
Результаты исследования показали, что практически у всех сотрудников МЧС уровень жизнестойкости является в пределах нормы. Однако у некоторых испытуемых уровень жизнестойкости является низким. Если говорить о компонентах жизнестойкости, то у них снижены вовлеченность и контроль. То есть они не получают удовольствие от собственной деятельности, считают, что жизнь проходит мимо них. Более того, они склонны думать, что борьба никак не сможет решить их проблемы. Это люди, которые полностью расслабились и, что называется, плывут по течению.
При анализе профессиональной успешности мы выявили, что у всех сотрудников МЧС нормальный уровень стрессоустойчивости, который полностью соответствует реалиям активной рабочей жизни. У кого-то он ниже, у кого-то выше, но, тем не менее, находится в пределах нормы. Почти половина испытуемых имеют низкий уровень мотивации к успеху. Часть сотрудников МЧС имеют среднюю и умеренно высокую мотивацию и лишь один – слишком высокую.
Для того, чтобы проанализировать психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС, мы провели беседу с испытуемыми. Как оказалось, больше всего негативных эмоций у опрошенных в своей профессиональной деятельности вызывает сверхурочная работа, кризисные ситуации, повышенная ответственность, оплата труда и вознаграждения и недостаток личного времени. Некоторые сотрудники МЧС жалуются на то, что им приходится выполнять неприятные обязанности, на плохое оборудование, срочность принятия решений, жесткие сроки и недостаточную трудовую мотивацию сотрудников.
Беседа с руководящим составом показала следующее. По их мнению, некоторые испытуемые очень открытые и эмоциональные личности. Они всегда приходят на службу с удовольствием, у них наблюдается высокая трудовая мотивация. У этих же испытуемых отмечается высокий уровень развития профессиональных навыков. Они отличаются ответственностью, любовью к своей работе. Негативным качеством руководство считает отсутствие у некоторых таких сотрудников инициативы. Есть среди испытуемых и люди с низкими профессиональными качествами. Некоторые задания они выполняют с недостаточной ответственностью. Отличаются забывчивостью.
Проанализировав личные дела испытуемых, проведя беседу с ними и с их руководящим составом, а также диагностировав уровень стрессоустойчивости и мотивации к успеху, мы смогли выделить уровни профессиональной успешности сотрудников МЧС, и сопоставить полученные данные с их уровнем жизнестойкости.
Испытуемые с низким уровнем жизнестойкости имеют низкую профессиональную успешность, с жизнестойкостью в пределах нормы – высокую и среднюю профессиональную успешность. Отметим также, что чем выше уровень жизнестойкости, тем выше уровень профессиональной успешности.
Для того, чтобы оценить взаимосвязь жизнестойкости и уровня профессиональной успешности у сотрудников МЧС мы использовали метод математической статистики коэффициент корреляции Пирсона. Коэффициент корреляции между выборками составляет по 0,71. Данный коэффициент говорит о том, что взаимосвязь между жизнестойкостью и стрессоустойчивостью и мотивацией успеха является высокой. Поскольку последние два показателя являются составляющими профессионального успеха сотрудников МЧС, мы можем говорить о взаимосвязи жизнестойкости и профессиональной успешности также.
Таким образом результаты исследования говорят о том, что жизнестойкость является фактором профессиональной успешности сотрудников МЧС.
Наше исследование показало, что среди испытуемых присутствуют личности с низким уровнем жизнестойкости. Этим людям необходимо пройти психологическую программу коррекции и профилактики с использованием специальных методов работы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
1.1 Феномен жизнестойкости в психологической литературе
Анализ состояния научной разработки проблемы жизнестойкости личности показывает, что ее исследования становятся все более интенсивными и разнонаправленными. Но проблема применения системного и комплексного подхода к изучению жизнестойкости личности как фактора сохранения психического здоровья остается еще не решенным и требует обобщений.
Под жизнестойкостью в психологии принято понимать устойчивость перед жизнь. Это в самом общем смысле. Под устойчивостью, в свою очередь, понимается умение личности взаимодействовать со сложившимися обстоятельствами, умение управлять ими. Кроме это, в традиционном смысле слова под жизнестойкостью также понимается умение анализировать жизненный опыт, выносить из него уроки, обращаться к нему, а также не боятся пробовать что-то новое, особенно, если дело касается критических ситуаций. Без жизнестойкости трудно было бы говорить о развитии личности. Ведь именно она способствует умению адаптироваться. Также непосредственным образом влияет на постановку жизненных целей, способности находить способы их реализации, а также самореализации личности [3, c. 83].
Существует несколько функций, которые реализуются благодаря жизнестойкости. В частности, когнитивная, регулятивная и идентификационная.
Когнитивная функция предполагает анализ и оценку сложившейся ситуации, помогает найти оптимальный выход из проблемы.
Благодаря регулятивной функции личности удается преодолеть сложную жизненную ситуацию. Ее выполнение помогает реализовать скрытые ресурсы, кроме осмыслить ситуации.
И, как следствие, с предыдущей функции, идентификационная функция помогает внести необходимые изменения в собственную природу, понять себя и адаптировать под ситуацию.
Жизнестойкость в психологической литературе трактуется по-разному. Более того, разный подход предлагают зарубежные и отечественные исследователи.
Отметим, что зарубежные ученые считают жизнестойкость показателем психического здоровья и психической зрелости личности [58, c. 688].
Кроме этого, С. Мадди определяет жизнестойкость, как предрасположенность человека к определенному типу поведения, который и регулирует сложившиеся убеждения, умения и навыки. Более того, способность к определенным характеристикам также зависит от типа личности. К ним относятся, в частности, доверие, оптимизм, креативность и многое другое. В течении жизни они могут выражаться по-разному, с разной частотой и силой, что в свою очередь, также влияет на уровень жизнестойкости [37, c. 48]. По С. Мадди понятия жизнестойкости – это диспозиция, которая включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Вовлеченность определяется как убежденность в том, что все события, которые происходят, дают личности максимальный шанс найти что-то стоящее и интересное для себя. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Контроль – убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат, пусть даже и тогда, когда успех не гарантирован. Человек с сильно развитым компонентом контроля чувствует, что сама выбирает свой путь. Принятие риска – убежденность человека в том, что все, что с ней случается, способствует ее развитию за счет знаний, которые получает из опыта (неважно, положительного или отрицательного). В основе принятия риска является идея развития личности через активное усвоение знаний из опыта и дальнейшее их использование [37, c. 56]. Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и частично в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позже. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. С. Мадди было доказано, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли: ощущение предназначение в жизни; воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов. Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияют: стрессы; материальные трудности; развод родителей; недостаток поддержки, подбадривание близкими; недостаток вовлеченности, отчужденность от значимых взрослых [37, c. 97].