Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Жизнь и политическая деятельность В.И. Ленина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Обзор источников и историографии
1.2 В.И. Ленин как революционер и политический
деятель
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И НАСЛЕДИЕ В.И. ЛЕНИНА
2.1 Основные политические идеи
2.2 Политическое наследие В.И. Ленина
Список
использованных источников и литературы:
Введение:
В.И. Ленин представляет
собой одну из наиболее влиятельных и неоднозначных фигур в политической истории
России. Он стал одним из немногих людей, сумевших изменить современный ему мир
и оказать влияние на глобальное развитие на протяжении всего XX века.
Актуальность
темы.
Личность В.И. Ленина оставила огромный, но, вместе с тем, противоречивый след в
истории. Он организовал революционное движение в России, сумел осуществить
революционный переворот и стать основателем нового государства – Союза
Советских Социалистических Республик, которое, в свою очередь на протяжении XX века было одним из полюсов мирового
порядка.
Наряду с этим, В.И. Ленин
организовал государство с одной из наиболее жестких диктатур, в котором подавлялись
права и свободы человека. Выбранное им направление развития оказалось
ошибочным: построение социализма и тем более коммунизма ни в масштабах страны,
ни в масштабах всего мира было невыполнимой целью.
В.И. Ленин продвигал идеи
коммунистической идеологии, основанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Благодаря
своим личностным способностям он сумел сделать так, чтобы основанная им
организация превратилась в ведущую политическую силу страны, а идеи коммунизма
стали официальной идеологией на протяжении почти всего XX века.
Несмотря на то, что
коммунистическая идеология, воплощенная в существовании Советского Союза,
потерпела неудачу, а распад СССР и уход с политической авансцены
коммунистической идеологии, личность и идеи В.И. Ленина все еще вызывают
интерес и имеют своих сторонников в современной России.
В настоящее время
продолжаются дискуссии по вопросу роли В.И. Ленина в истории страны.
Неоднозначность его фигуры и все еще вызываемый интерес к его жизни и
деятельности подчеркивают актуальность рассматриваемой нами задачи.
Объектом
исследования выступает Россия периода конца XIX – первой четверти XX века.
Предметом
исследования является жизнь политическая деятельность
В.И. Ленина.
Целью
исследования является анализ личности и политической
деятельности В.И. Ленина.
Основными
задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть источники
и историографию по теме работы;
2) проанализировать
период становления В.И. Ленина как революционера и политического деятеля;
3) охарактеризовать
основные политические идеи В.И. Ленина;
4) раскрыть политическое
наследие В.И. Ленина.
Анализ
источников и уровень изученности проблемы. К письменным
источникам работы относятся, в первую очередь, сочинения В.И. Ленина[6, 7,8,9,10,11,12],
его сподвижников, — Н. Крупской [5], М. Горького[2], и современников-оппонентов,
— Н. Бердяева[1], А. Керенского[4], Л. Троцкого[13, 14, 15, 16, 17, 18].
Вторую группу составляют
работы советского периода. К ним относятся биографии и воспоминания о В.И.
Ленине[21, 26], Н. Крупской[39]. В целом, советская историография не выходила
за рамки, обозначенные официальной линией Коммунистической партии Советского
Союза[59], восхвалявшей личность и достижения В.И. Ленина. Среди большого
количества работ можно выделить труды Л.И. Брежнева[23], И.В. Сталина[64], Н.Маслова[53]
и др.
К третьей группе работ
относятся материалы перестроечного и постперестроечного периода, когда шло
активное переосмысление ленинского политического наследия. Авторами этих трудов
являются А. Абдунабиев [19, 20], А.
Волкогонов[27], Е. Котеленец[37], М. Москалев[56], Е. Плимак[61], А. Солженицын[65],
Ж. Трофимов[73, 74, 75, 76],
Л. Фишер[78], Г. Соломон[67]. Сюда же можно отнести
материалы британской энциклопедии Britannica[85, 86, 87, 89, 90].
Наконец, среди
современных работ можно выделить материалы израильского историка С. Дудакова [32],
который сделал попытку показать человеческие качества В.И. Ленина, используя в
том числе малоизвестные источники, российских исследователей В. Зиновьева [33],
С. Ланцова [40], которые оценивают роль и личность В.И. Ленина, а также В.
Касьянова, В. Ковалева, С. Самыгина [35], рассматривающих фигуру В.И. Ленина в
контексте Октябрьской революции 1917 года.
К нормативно-правовым
источникам относятся Декреты советского правительства[3].
Хронологические
и территориальные рамки исследования. Работа охватывает период
с конца XIX
века,
времени начала активной политической деятельности В.И. Ленина, и заканчивая
1924 годом, временем его смерти. Территориально работа охватывает Россию
первоначально в ее дореволюционных границах, а затем — с учетом изменений,
происходивших вследствие Гражданской войны и иностранной интервенции.
Методология
и методы исследования. Исследование основано на принципах
объективности и научного историзма. В работе использованы комплексный, сравнительно-исторический
методы, метод анализа документов и другие.
Научная
новизна исследования. В работе исследованы личность и
политическая деятельность В.И. Ленина с позиций современности, с учетом того,
что ленинизм как идеология остался в прошлом, точно также как и критика первых
лет после отказа от коммунистических идей. Это позволяет более взвешенно и объективно
оценить как фигуру В. И. Ленина, так и его политическое наследие.
Теоретическая
и практическая значимость исследования. Материалы работы, выводы,
сделанные по ее результатам, благодаря комплексному анализу и с учетом
современных реалий позволяют по-новому оценить личность, политическую
деятельность и политическое наследие В.И. Ленина.
Структура
работы. Исследование состоит из введения, двух глав и четырех
параграфов, списка использованных источников и литературы объемом 89 страниц.
Заключение:
ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕНИНА И ЕЕ ОЦЕНКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
1.1 Обзор
источников и историографии
Масштаб личности В.И.
Ленина и его влияние на события в России и отчасти во всем мире вызвали большой
исследовательский интерес. Среди множества источников и материалов, касающихся
жизни и деятельности В.И. Ленина, можно выделить непосредственно труды самого
Ленина. В них наблюдается эволюция взглядов, его трактовки тех или иных событий
в России и мире, борьба за революцию и сохранение власти.
В его основной
философской работе «Материализм и эмпириокритицизм»[9] наблюдается свойственный
Ленину прикладной характер мышления. Так, в структуре работы четко
прослеживается линия от сопоставления материализма и идеализма к «партийности»
в философии.
Творческое развитие
марксизма наблюдается у Ленина в ряде работ, в том числе в «Развитие
капитализма в России» [7] и «Что делать?» [8]. В них Ленин отстаивает
возможность пролетарской революции в России при том, что К. Маркс имел в виду,
что такие революции происходят только в наиболее развитых странах, когда
остаются только две силы – буржуазия и пролетариат.
В работе «Империализм, как
высшая стадия капитализма»[10] Ленин отмечал необходимость отказа от поддержки
отечественных правительств и возвращения к основным принципам классовой борьбы.
«Государство и революция»[11]
было посвящено необходимости радикального слома прежней государственной машины
и установления «диктатуры пролетариата», как промежуточной стадии к достижению
коммунизма.
Супруга Ленина, Н.
Крупская [5], в своих воспоминаниях кратко рассказывает о периоде с 1894 года,
со времени своего знакомства, характеризуя время как годы отчаянной борьбы в
условиях нарастания сознательности рабочего класса, и утверждения Советской
власти.
М. Горький[2] описывает
наиболее интересный, возможно, этап, с 1917 по 1918 годы, делясь своими
впечатлениями и наблюдениями по поводу свершившейся революции, сопоставляя
ожидания и реальность, давая собственную оценку происходящему.
Н. Бердяев [1] утверждал,
что, вопреки мнению Ленина, революции в России произошли не по марксистским
канонам. Более того, марксизм как идеология противоречил происходящему в 1917
году.
«Русский марксизм»
принципиально отличен от учения К. Маркса. В отсталой стране он сыграл роль
веры в более справедливое общество, которую формировал мир «интеллигентщины», в
котором не предусмотрена свобода.
А. Керенский [4] излагает
дореволюционные события и собственно революционный процесс с точки зрения
одного из наиболее активных его участников и противников большевиков.
Его взгляд на
происходившие события охватывает и ранний период, когда семьи Керенских и
Ульяновых пересекались в Симбирске, а отец А. Керенского был директором
гимназии, в которой учился Ульянов, и
оказывал помощь семье Ульяновых после смерти его главы.
Л. Троцкий характеризовал
труды Ленина и его деятельность, а также те события после революции, которые
происходили уже в период его отстранения от власти и эмиграции из СССР. Особую
ценность представляют воспоминания о личных беседах с Лениным, идеях, которые
он придерживался, о том, что не вошло в официальные издания [13,14,15,16,17,!8].
Критический характер его
оценок можно подчеркнуть следующим высказыванием: «При прочтении
написанного я заметил, что в воспоминаниях своих называю Ленинград
либо Петроградом, либо Петербургом. Между тем некоторые другие товарищи
Петроград старых времен называют задним числом Ленинградом. Мне это
представляется неправильным. Можно ли, например, сказать: Ленин был
арестован в Ленинграде? Ясно, что в Ленинграде не могли
арестовать Ленина. Еще менее возможно сказать: Петр I основал
Ленинград. Может быть, через годы или десятки лет новое название города,
как вообще все собственные имена, утратит свое живое историческое
содержание. Но сейчас мы слишком явно и живо ощущаем,
что Петроград назван Ленинградом лишь после 21 января
1924 года – и не мог быть так назван раньше»[14].
Помимо современников,
отдельного внимания заслуживает советская историография. Для нее характерно
наличие только одной точки зрения, которая полностью соответствует целостной
идеологии, включая стратегию и текущие
задачи государства.
Отсутствие даже
возможности поставить под сомнение официальную точку зрения, господство
некритичного, идеологизированного подхода, основанного на идеализации образа «Ильича»
и культе личности В. И. Ленина, легитимизирующего, таким образом, власть и
культ личности его последователей во главе Советского государства, является
отличительной чертой историографии того периода. Показательными в этой связи
выступают биографии и воспоминания о В.И. Ленине [21, 26, 43, 44, 53] и Н.
Крупской [39].
В Третьей Программе КПСС,
принятой в 1961 году, утверждается, что «Великая Октябрьская социалистическая
революция открыла новую эру в истории человечества — эру крушения капитализма и
утверждения коммунизма». Подчеркивается преемственность политики власти: «Принимая
первую Программу на II съезде в 1903 году, большевистская партия звала рабочий
класс, всех трудящихся России на борьбу за свержение царского самодержавия, а
затем — буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата. В феврале 1917
года был сметен царский режим. В октябре 1917 года пролетарская революция
уничтожила ненавистный народу капиталистический строй. Впервые в истории
родилась страна социализма. Началось созидание нового мира. Первая Программа партии была выполнена.
Принимая вторую Программу на VIII съезде в
1919 году, партия выдвинула задачу построения социалистического общества. Идя
неизведанными путями, преодолевая трудности и лишения, советский народ под
руководством Коммунистической партии претворил в жизнь план строительства
социализма, разработанный Лениным. Социализм победил в Советском Союзе
полностью и окончательно. Вторая Программа партии также выполнена»
«Ныне Коммунистическая
партия Советского Союза (КПСС) принимает свою третью Программу — программу
построения коммунистического общества. Новая Программа творчески обобщает
практику строительства социализма, учитывает опыт революционного движения во
всем мире и, выражая коллективную мысль партии, определяет главные задачи и
основные этапы коммунистического строительства» [59].
И, наконец: «Под
испытанным руководством коммунистической партии, под знаменем
марксизма-ленинизма советский народ построил социализм.
Под руководством партии,
под знаменем марксизма-ленинизма советский народ построит коммунистическое
общество.
Партия торжественно
провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» [59]
В этом же духе
выполнялись исследовательские работы советских историков. Так, В. Наумов [51]
раскрывал вопросы формирования и развития советского общества, опираясь на
высказывания В.И. Ленина. Его мнения послужили не только безоговорочной
характеристикой советского общества, но и аналогичным образом признавались по
всем направлениям развития общества и государства.
Обожествление «вождя
мирового пролетариата» было характерным для советских исследований, и, как
следствие, вся деятельность В.И. Ленина была изучена под углом зрения
безупречного в любом смысле человека и политического лидера.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕНИНА И ЕЕ ОЦЕНКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
1.1 Обзор
источников и историографии
Масштаб личности В.И.
Ленина и его влияние на события в России и отчасти во всем мире вызвали большой
исследовательский интерес. Среди множества источников и материалов, касающихся
жизни и деятельности В.И. Ленина, можно выделить непосредственно труды самого
Ленина. В них наблюдается эволюция взглядов, его трактовки тех или иных событий
в России и мире, борьба за революцию и сохранение власти.
В его основной
философской работе «Материализм и эмпириокритицизм»[9] наблюдается свойственный
Ленину прикладной характер мышления. Так, в структуре работы четко
прослеживается линия от сопоставления материализма и идеализма к «партийности»
в философии.
Творческое развитие
марксизма наблюдается у Ленина в ряде работ, в том числе в «Развитие
капитализма в России» [7] и «Что делать?» [8]. В них Ленин отстаивает
возможность пролетарской революции в России при том, что К. Маркс имел в виду,
что такие революции происходят только в наиболее развитых странах, когда
остаются только две силы – буржуазия и пролетариат.
В работе «Империализм, как
высшая стадия капитализма»[10] Ленин отмечал необходимость отказа от поддержки
отечественных правительств и возвращения к основным принципам классовой борьбы.
«Государство и революция»[11]
было посвящено необходимости радикального слома прежней государственной машины
и установления «диктатуры пролетариата», как промежуточной стадии к достижению
коммунизма.
Супруга Ленина, Н.
Крупская [5], в своих воспоминаниях кратко рассказывает о периоде с 1894 года,
со времени своего знакомства, характеризуя время как годы отчаянной борьбы в
условиях нарастания сознательности рабочего класса, и утверждения Советской
власти.
М. Горький[2] описывает
наиболее интересный, возможно, этап, с 1917 по 1918 годы, делясь своими
впечатлениями и наблюдениями по поводу свершившейся революции, сопоставляя
ожидания и реальность, давая собственную оценку происходящему.
Н. Бердяев [1] утверждал,
что, вопреки мнению Ленина, революции в России произошли не по марксистским
канонам. Более того, марксизм как идеология противоречил происходящему в 1917
году.
«Русский марксизм»
принципиально отличен от учения К. Маркса. В отсталой стране он сыграл роль
веры в более справедливое общество, которую формировал мир «интеллигентщины», в
котором не предусмотрена свобода.
А. Керенский [4] излагает
дореволюционные события и собственно революционный процесс с точки зрения
одного из наиболее активных его участников и противников большевиков.
Его взгляд на
происходившие события охватывает и ранний период, когда семьи Керенских и
Ульяновых пересекались в Симбирске, а отец А. Керенского был директором
гимназии, в которой учился Ульянов, и
оказывал помощь семье Ульяновых после смерти его главы.
Л. Троцкий характеризовал
труды Ленина и его деятельность, а также те события после революции, которые
происходили уже в период его отстранения от власти и эмиграции из СССР. Особую
ценность представляют воспоминания о личных беседах с Лениным, идеях, которые
он придерживался, о том, что не вошло в официальные издания [13,14,15,16,17,!8].
Критический характер его
оценок можно подчеркнуть следующим высказыванием: «При прочтении
написанного я заметил, что в воспоминаниях своих называю Ленинград
либо Петроградом, либо Петербургом. Между тем некоторые другие товарищи
Петроград старых времен называют задним числом Ленинградом. Мне это
представляется неправильным. Можно ли, например, сказать: Ленин был
арестован в Ленинграде? Ясно, что в Ленинграде не могли
арестовать Ленина. Еще менее возможно сказать: Петр I основал
Ленинград. Может быть, через годы или десятки лет новое название города,
как вообще все собственные имена, утратит свое живое историческое
содержание. Но сейчас мы слишком явно и живо ощущаем,
что Петроград назван Ленинградом лишь после 21 января
1924 года – и не мог быть так назван раньше»[14].
Помимо современников,
отдельного внимания заслуживает советская историография. Для нее характерно
наличие только одной точки зрения, которая полностью соответствует целостной
идеологии, включая стратегию и текущие
задачи государства.
Отсутствие даже
возможности поставить под сомнение официальную точку зрения, господство
некритичного, идеологизированного подхода, основанного на идеализации образа «Ильича»
и культе личности В. И. Ленина, легитимизирующего, таким образом, власть и
культ личности его последователей во главе Советского государства, является
отличительной чертой историографии того периода. Показательными в этой связи
выступают биографии и воспоминания о В.И. Ленине [21, 26, 43, 44, 53] и Н.
Крупской [39].
В Третьей Программе КПСС,
принятой в 1961 году, утверждается, что «Великая Октябрьская социалистическая
революция открыла новую эру в истории человечества — эру крушения капитализма и
утверждения коммунизма». Подчеркивается преемственность политики власти: «Принимая
первую Программу на II съезде в 1903 году, большевистская партия звала рабочий
класс, всех трудящихся России на борьбу за свержение царского самодержавия, а
затем — буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата. В феврале 1917
года был сметен царский режим. В октябре 1917 года пролетарская революция
уничтожила ненавистный народу капиталистический строй. Впервые в истории
родилась страна социализма. Началось созидание нового мира. Первая Программа партии была выполнена.
Принимая вторую Программу на VIII съезде в
1919 году, партия выдвинула задачу построения социалистического общества. Идя
неизведанными путями, преодолевая трудности и лишения, советский народ под
руководством Коммунистической партии претворил в жизнь план строительства
социализма, разработанный Лениным. Социализм победил в Советском Союзе
полностью и окончательно. Вторая Программа партии также выполнена»
«Ныне Коммунистическая
партия Советского Союза (КПСС) принимает свою третью Программу — программу
построения коммунистического общества. Новая Программа творчески обобщает
практику строительства социализма, учитывает опыт революционного движения во
всем мире и, выражая коллективную мысль партии, определяет главные задачи и
основные этапы коммунистического строительства» [59].
И, наконец: «Под
испытанным руководством коммунистической партии, под знаменем
марксизма-ленинизма советский народ построил социализм.
Под руководством партии,
под знаменем марксизма-ленинизма советский народ построит коммунистическое
общество.
Партия торжественно
провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» [59]
В этом же духе
выполнялись исследовательские работы советских историков. Так, В. Наумов [51]
раскрывал вопросы формирования и развития советского общества, опираясь на
высказывания В.И. Ленина. Его мнения послужили не только безоговорочной
характеристикой советского общества, но и аналогичным образом признавались по
всем направлениям развития общества и государства.
Обожествление «вождя
мирового пролетариата» было характерным для советских исследований, и, как
следствие, вся деятельность В.И. Ленина была изучена под углом зрения
безупречного в любом смысле человека и политического лидера.