Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Жилищные права военнослужащих и механизм их реализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 6
1.1 Становление системы служебного жилищного обеспечения военнослужащих в России и его правовое регулирование 6
1.2 Права, социальные гарантии, компенсации военнослужащих на служебные помещения 11
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЖИЛИЩЕ 16
2.1 Формы реализации права военнослужащих на жилые помещения 16
2.2 Накопительно-ипотечная система для военнослужащих 29
2.3 Особенности обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту 45
3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ 50
3.1 Состояние и современные проблемы реализации права военнослужащих на жилище 50
3.2 Основные направления совершенствования законодательства о праве военнослужащих на жилище и механизмов его реализации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Введение:
Для каждого человека, живущего на земле актуальной проблемой является обеспечение жильем. Потребность в жилье возникла с появлением самого человечества и не прекращается на протяжении всего его существования. Наличие у человека жилища удовлетворяет его потребность в укрытии и защите от внешних факторов.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Исследуемая проблема обретает особую актуальность в случаях необходимости обеспечения человека жильем для его семьи, детей, престарелых родителей, нетрудоспособных иждивенцев и других.
Как отмечали Л.И. Моравский и В.С. Малченко, «только уверенность в твердом обладании жилищем может обеспечить человеку продуктивность его работы» . Такой же позиции придерживался И.Г. Кобленц: «Путем жилища человек создает себе внутренне более ровный климат; жилище служит как бы дополнением одежды человека. Вопрос об обеспечении нормальным жилищем не есть вопрос только удобства жизни, а условие существования человека, почти в такой же степени необходимое, как еда, воздух, сон и так далее».
Проблема жилищной обеспеченности лиц, проходящих военную службу и уволенных из Вооруженных сил Российской Федерации, всегда была актуал
Для каждого человека, живущего на земле актуальной проблемой является обеспечение жильем. Потребность в жилье возникла с появлением самого человечества и не прекращается на протяжении всего его существования. Наличие у человека жилища удовлетворяет его потребность в укрытии и защите от внешних факторов.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Исследуемая проблема обретает особую актуальность в случаях необходимости обеспечения человека жильем для его семьи, детей, престарелых родителей, нетрудоспособных иждивенцев и других.
Как отмечали Л.И. Моравский и В.С. Малченко, «только уверенность в твердом обладании жилищем может обеспечить человеку продуктивность его работы» . Такой же позиции придерживался И.Г. Кобленц: «Путем жилища человек создает себе внутренне более ровный климат; жилище служит как бы дополнением одежды человека. Вопрос об обеспечении нормальным жилищем не есть вопрос только удобства жизни, а условие существования человека, почти в такой же степени необходимое, как еда, воздух, сон и так далее».
Проблема жилищной обеспеченности лиц, проходящих военную службу и уволенных из Вооруженных сил Российской Федерации, всегда была актуальна, о чем свидетельствует обширная судебная практика. За защитой своих прав граждане обращались не только в суды общей юрисдикции, но и в Конституционный суд Российской Федерации, неоднократно проверявший положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», регламентирующие предоставление жилья .
Рассмотрение проблем жилищного права военнослужащих и механизма его реализации рассматривался в трудах многих ученых В.К. Белова , А.В. Кудашкина , Л.М. Пчелинцевой и других.
Тема предполагает изучение вопроса в контексте использования жилищного обеспечения в целях компенсации социального риска военнослужащих.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопроса, касающегося особенностей механизма реализации права военнослужащих на жилище.
Целью настоящего исследования является анализ системы реализации права на жилище военнослужащих и рассмотрение проблем, касающихся данного механизма.
Названная цель исследования предопределила следующие задачи:
рассмотреть становление системы служебного жилищного обеспечения военнослужащих в России и его правовое регулирование;
выявить основы прав, социальных гарантий, компенсаций военнослужащих на служебные помещения;
проанализировать формы реализации права военнослужащих на жилые помещения;
осветить вопрос накопительно-ипотечной системы для военнослужащих;
определить состояние и выявить современные проблемы реализации права военнослужащих на жилище;
предложить основные направления совершенствования законодательства о праве военнослужащих на жилище и механизмов его реализации.
Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания и частно-научные методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, анализ действующего законодательства и судебной практики.
Дипломное исследование состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения и списка использованных источников.
ьна, о чем свидетельствует обширная судебная практика. За защитой своих прав граждане обращались не только в суды общей юрисдикции, но и в Конституционный суд Российской Федерации, неоднократно проверявший положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», регламентирующие предоставление жилья .
Рассмотрение проблем жилищного права военнослужащих и механизма его реализации рассматривался в трудах многих ученых В.К. Белова , А.В. Кудашкина , Л.М. Пчелинцевой и других.
Тема предполагает изучение вопроса в контексте использования жилищного обеспечения в целях компенсации социального риска военнослужащих.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопроса, касающегося особенностей механизма реализации права военнослужащих на жилище.
Целью настоящего исследования является анализ системы реализации права на жилище военнослужащих и рассмотрение проблем, касающихся данного механизма.
Названная цель исследования предопределила следующие задачи:
рассмотреть становление системы служебного жилищного обеспечения военнослужащих в России и его правовое регулирование;
выявить основы прав, социальных гарантий, компенсаций военнослужащих на служебные помещения;
проанализировать формы реализации права военнослужащих на жилые помещения;
осветить вопрос накопительно-ипотечной системы для военнослужащих;
определить состояние и выявить современные проблемы реализации права военнослужащих на жилище;
предложить основные направления совершенствования законодательства о праве военнослужащих на жилище и механизмов его реализации.
Заключение:
В отношении военнослужащих как особой категории лиц, несущих службу, непосредственно связанную с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и обладающих специальным правовым статусом, жилищное обеспечение выступает одной из важнейших социальных гарантий.
На разных этапах государство предпринимало разнообразные по-пытки решения проблемы жилищного обеспечения военнослужащих: предоставление военнослужащим жилых помещений государственного и муниципального фонда по договору социального найма или в собствен¬ность безвозмездно, накопительно-ипотечная система, предоставление без-возмездных выплат и субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность.
Таким образом, к настоящему времени законодательством предусмо-трены различные механизмы реализации права военнослужащих на жили¬ще:
предоставление служебного помещения и помещения для постоянного проживания;
предоставление субсидий для приобретения жилья и строи-тельства;
использование накопительно-ипотечной системы финансирова¬ния покупки жилья и другие.
Военная ипотека – это выгодное предложение от государства, суть которого – в том, что военнослужащий вместо жилья получает деньги на жилье. Такая схема проще и для государства (не нужно строить квартиры и держать служащих в длинной очереди), и для военных (жилье можно выбрать самостоятельно).
Довольны и банки, и государство, в отличие от человека, при любых обстоятельствах государство гарантирует выплату ипотеки.
Единственный минус в том, что, взяв военную ипотеку, гражданин обязуется служить 20 (в большинстве случаев) лет, иначе деньги, взятые у страны, придется вернуть, а речь идет о больших суммах.
На 01 января 2019 года более 489 тысяч военнослужащих являются участниками накопительно-ипотечной системы.
Более 223 тысяч уже приобрели жилье по программе «Военная ипотека».
В 3 квартале 2018 года в рамках накопительно-ипотечной системы было выдано кредитных средств на общую сумму 8 534,62 млн. рублей.
В 2018 году общая сумма учтенных накоплений составила 336,2 млрд. рублей, из них недофинансировано из бюджета 91,7 млрд. рублей.
За все время функционирования накопительно-ипотечной системы заключено 223 238 договоров целевого жилищного займа (из них 21 296 в 2018 году).
За последний год рефинансировано 4400 кредитов (средний размер рефинансированного кредита — 1,77 млн рублей).
8,02% — доход от инвестирования накоплений в 2018 году (около 6% с учетом дефицита накопительно-ипотечной системы).
За 2018 год по решению судов удалось вернуть более 28 млн. рублей упущенного инвестиционного дохода участников накопительно-ипотечной системы, несвоевременно включенных в реестр.
Военнослужащие, уволенные по отрицательным основаниям без права на накопления, выплатили проценты по целевым жилищным займам на сумму более 70 млн. рублей. С учетом того, что эти проценты учитываются в сумме инвестиционного дохода оставшихся участников накопительно-ипотечной системы, каждый действующий накопительный счет пополнился примерно на 140 руб. Это пренебрежимо малая сумма, вместе с тем, проценты по целевым жилищным займам ощутимо отражаются на бюджете бывших участников, которые эти проценты выплачивают (в большинстве случаев у них и так тяжелая жизненная ситуация, обусловленная увольнением с военной службы).
Задолженность бывших участников накопительно-ипотечной системы, уволенных без права на накопления, за год выросла на 2 млрд руб. и превысила 4,8 млрд руб. Резкий рост может быть связан с активизацией работы и исправлением ошибок прошлых лет, связанных с несвоевременной подготовкой сведений об увольнении участников накопительно-ипотечной системы.
В истекшем году на погашение кредитов направлено почти 56 млрд. рублей накоплений. Несмотря на наметившуюся тенденцию к отказу от кредитов, доля заемных средств банков в структуре сделок участников накопительно-ипотечной системы все еще высока.
Доход от инвестирования накоплений в прошедшем году составил 8,02%. Но, учитывая, что реальный размер накоплений меньше, чем сумма, учтенная на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, реальная доходность составила 5,85%.
Для выплаты вознаграждения управляющим компаниям и оплату необходимых расходов на инвестирование накоплений потрачено чуть менее 150 млн. рублей.
Банками-лидерами по объему выданных кредитов участникам накопительно-ипотечной системы в 3 квартале 2018 года являются: Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. Так, в ПАО «Сбербанк» приходится 42,83% всех сделок с недвижимостью, в ПАО «ВТБ» — 12,95%, в ПАО «Газпромбанк» — 12,04%.
Анализ использования финансовых средств на приобретение жилых помещений в период с 2016 года по 3 квартал 2018 года показывает устойчивую динамику как в росте показателей выдачи целевых жилищных займов военнослужащим так и кредитных средств.
С 2016 года по 2018 год повышение показателя выданных целевых жилищных займов составило 95,8 млрд. рублей или 171%, выданных кредитных средств – 118,2 млрд. рублей или 141%, что является наглядным примером в востребованности проводимой государством политики в сфере жилищного обеспечения военнослужащим.
За 3 квартал 2018 года самыми востребованными регионами Российской Федерации, в которых военнослужащими приобретается недвижимость, является Московская область, Краснодарский край и город Москва.
Преимущество жилищной субсидии в том, что она помогает реализовывать потребность в жилых помещениях в любом населенном пункте Российской Федерации. Это может быть не только приобретение комфортабельной квартиры на первичном или вторичном рынке, но и строительство дома или коттеджа по собственному проекту.
Существует практика у военнослужащих после обеспечения жилищной субсидии приобретено несколько (две) квартир, причем как в одном городе, так и в разных городах Российской Федерации.
В 2018 году размер субсидий составил более 42 тыс. рублей за один квадратный метр.
Наибольшая сумма жилищной субсидии была предоставлена в размере 14 млн. рублей военнослужащему Екатеринбургского гарнизона в феврале 2018 года.
Проведенный анализ показал необходимость совершенствования нормативного регулирования жилищного обеспече¬ния военнослужащих и пересмотр позиции законодателя в отношении от¬каза от традиционной формы жилищного обеспечения военнослужащих путем предоставления жилого помещения как важной социальной гаран¬тии их статуса.
Отказ законодателя от обеспечения военнослужащих жи¬льем в натуральном виде и переход к финансированию приобретения или строительства ими жилья имеет ряд несомненных преимуществ, но такая безальтернативная форма жилищного обеспечения, чтобы действительно быть эффективной гарантией правового статуса военнослужащих, должна быть адекватной современным рыночным отношениям и предусматривать меры защитного характера в отношении военнослужащих в случае нару-шения их жилищных прав со стороны государства.
Фрагмент текста работы:
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Становление системы служебного жилищного обеспечения военнослужащих в России и его правовое регулирование
В отношении военнослужащих как особой категории лиц, несущих службу, непосредственно связанную с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и обладающих специальным правовым статусом, жилищное обеспечение выступает одной из важнейших социальных гарантий.
Государство предпринимало на разных этапах своего становления различные попытки решения проблемы жилищного обеспечения военнослужащих: предоставление военнослужащим жилых помещений государственного и муниципального фонда по договору социального найма или в собственность безвозмездно, накопительно-ипотечная система, предоставление безвозмездных выплат и субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. На современном этапе законодательство заменяет существующую «натуральную» форму жилищного обеспечения военнослужащих жилищной субсидией на приобретение или строительство жилья. Однако такое решение проблемы жилищного обеспечения военнослужащих оказывает ряд проблем, прежде всего, ставит вопрос о лишении военнослужащих права выбора по их усмотрению формы обеспечения жильем. Поэтому в настоящее время вопросы реализации военнослужащими права на жилище являются весьма актуальными.
Выделение мест для проживания военнослужащих берет свое начало со времен правления Петра I, когда была основана регулярная армия, в основе которой лежал принцип профессионального комплектования .
При царе Алексее Михайловиче в 1649 году действовало положение «О службе всяких ратных людей Московского государства» Соборного уложения, которое закрепляло содержание «ратных людей» от предоставленных им поместий, в которых они и проживали в мирное время. Условия проживания находились в прямой зависимости от размера поместья, добросовестности осуществления им военной службы и расположения царя.
В феврале 1711 года было принято решение о создании губерний на территории Российской Империи и размещении воинских подразделений по этим губерниям. В обязанности губернаторов стало входить расквартирования войск.
В соответствии с воинским Уставом от 30 марта 1716 года создавалась специальная служба квартирмейстеров, которые размещали военнослужащих в выделяемых квартирах, которые находились в ведении органов местной власти. Распределение квартир полковым квартирмейстером производилась только между офицерами исходя из их воинского звания и их должностного положения.
Отечественная война 1812 года внесла значимые изменения в сфере регулирование жилищного обеспечения военных.
В 1835 году в системе военного управления была проведена реорганизация, итогом которой стало разделение территории государства на военные округа, которые не обеспечивали надлежащую реализацию постойной воинской повинности. Офицерам и генералам при прохождении военной службы полагалось обеспечение жильем в следующих формах:
размещения на казенном жилье;
постойная повинность;
получение денег с целью оплаты найма частной квартиры.
Только у небольшой части офицеров имелась возможность получения жилья в казенном доме. Основная масса офицеров обеспечивалась квартирами путем получения от ведомств «постойной повинности».
С 1816 года стала применяться форма выдачи денег на жилье. Но свое развитие она получила только после 1860 годов, так как отсутствовал эффективный механизм реализации такой формы жилищного обеспечения военных, когда с 1872 года произошло изменение в источниках финансирования и вместо предоставлению квартирных денег за счет земств и выдача денег для жилья стала осуществляться за счет государства.
В начале ХХ века в составе квартирных денег стали возмещать жилищные расходы, связанные с оплатой жилья и содержанием конюшни, а также коммунальные платежи, но только по оплате освещения и отопления. Размер выплачиваемых в этот период времени квартирных денег резко отличался (в 5 раз) в зависимости от занимаемой должности, воинского звания и местности прохождения военной службы.
Далее в 1914 году был подписан указ Николаем II, согласно которому все военнослужащие состоящие на службе и призванные из запаса при получении приказа командования в течение месяца могли расторгнуть договор найма квартиры. При этом семьям офицеров при переезде к другому месту жительства выплачивались дополнительно суммы на проживание.
После революции 1917 года был изменен социальный состав офицеров Красной Армии, поэтому в сфере по обеспечению военнослужащих жильем были внесены существенные корректировки. Военные и проживающие с ними семьи остро нуждались в жилых помещениях во время прохождения военной службы. В результате военных действий Гражданской войны жилищный фонд в стране находился в аварийном состоянии и не был пригоден для проживания в нем. Найм частных квартир был невозможен по причине завышенной стоимости, стоимость найма отличалась в несколько раз в большую сторону с денежным содержанием военных.
В 1918 году были учреждены Квартирные комиссии, основная задача которых состояла во временном обеспечении жильем военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях посредством доселения к постоянно проживающим в квартирах жильцам, отведенных им воинскими частями.
С 1921 года квартирные комиссии перестали существовать и их обязанности были переданы в жилищный отдел Народного Комиссариата. На тот момент все нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения жильем военнослужащих, не обладали статусом законодательных, поэтому в 1924 году был издан первый кодифицированный акт в жилищной сфере для военнослужащих.
С 1927 года заселение военнослужащих производилось по ордерам и регистрировались жилищным отделом горсовета. При этом жилая площадь относилась к коммунальному жилищному фонду.
В период начала Великой Отечественной войны были закреплены гарантии для семей военнослужащих: сохранение жилой площади, отмена уплаты квартплаты, понижение ставок по оплате жилья. Помимо этого, для военнослужащих сохранялись льготы по квартплате и коммунальным услугам.
Перелом в войне позволил изменить подходы, связанные с жилищным обеспечением военнослужащих и оказанием им финансовой помощи для восстановления разрушенного жилья. С 1943 года закреплялась за семьями военных жилая площадь в местах их постоянного жительства.
В послевоенный период проблеме обеспечения военнослужащих жильем стало уделяться особое внимание. С 1945 года демобилизованным, инвалидам войны, семьям погибших воинов, государство оказывало поддержку в виде:
выделения части жилой площади введённых в эксплуатацию домах в размере 10%;
предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
предоставления кредитных средств на строительство жилых домов.
С 1945 года было предусмотрено обязательное выделение части жилой площади в новых жилых домах для предоставления их военнослужащим.
В 1954 году отменялись все действовавшие на то время решения по выделению 10% жилой площади в вводимых в эксплуатацию домах.
В 1958 году вновь было введено выделение военнослужщим земельных участков, но уже с одновременным предоставлением кредитных средств для строительства жилья до десяти тысяч рублей и на срок до семи лет.
В 1950-х годах при Министерстве обороны СССР был создан жилищный фонд для военнослужащих, из которого обеспечивались как генералы и адмиралы, так и офицеры и сверхсрочнослужащие. Возникновение права на обеспечение жильем возникало у офицеров и генералов с момента прибытия к новому месту службы, а у сверхсрочнослужащих с момента их зачисления на сверхсрочную службу.
В 1975 году введено понятие нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
В период перестройки ранее действовавшее законодательство было серьезно переработано. В 1991 году вернули норму выделения строительными организациями в размере 10% жилой площади от вводимых в эксплуатацию домов для проживания в них военнослужащих и их семей, применявшаяся. Эта норма действовала до января 1996 года. Однако в связи с отсутствием строительства в тот период в стране применение данного акта не принесло эффективных результатов.
Закон Российской Федерации от 1993 года «О статусе военнослужащих» регламентировал содержание и формы реализации права военнослужащих на жилище, устанавливал его финансовые гарантии. Данным актом впервые было закреплено гарантированное предоставление государством жилых помещений военнослужащим, тем самым признав военнослужащих к лицам, находящимся под особой правовой защитой и обладающих правом на безвозмездное получение жилья.
В настоящее время правовую основу жилищного обеспечения военнослужащих составляют Жилищный кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» , иные законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты.
C 2006 года Президентом Российской Федерации перед Федеральным Собранием Российской Федерации была поставлена задача по обеспечению военнослужащих постоянным жильем до конца 2010 года и служебным – до 2012 года. Поскольку жилищное строительство для военнослужащих идет гораздо более медленными темпами, чем рост числа военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, норма о предоставлении военнослужащим денежных средств посредством накопительно-ипотечной системы в целях самостоятельного приобретения им жилых помещений стала очень актуальной.