История русской литературы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Жанровое своеобразие повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» КАК ЦИКЛ РОМАНТИЧЕСКИХ ПОВЕСТЕЙ 7
1.1. Типология романтических повестей 7
1.2. Признаки романтизма в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» 15
1.3. Взаимоотношения «реального» и «фантастического» в романтической прозе 20
ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ГОГОЛЕВСКИХ ПОВЕСТЕЙ 26
2.1. Реальное и фантастическое в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» 26
2.2. Мистические и демонические образы в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» 30
2.3. Образы помещиков и их нравы в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» 37
2.4. Сказочные персонажи в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ЛИТЕРАТУРА 60

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена циклу повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», который рассматривается нами с позиции их жанрового своеобразия. Данный вопрос вызывает интерес в литературоведении в двух аспектах. С одной стороны, в литературоведении и сегодня продолжаются споры о том, что понимается в литературном произведении как жанр. Применительно к гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки» это особенно спорно, т.к. автор использовал во многих повестях старинные украинские легенды, что, по сути, является творчеством народным, а писатель сделал лишь обработку быличек. Хотя талант Николая Васильевича Гоголя столь масштабен, что из крохотного народного сюжетца способен сделать полноценную совершенно авторскую повесть.
С другой стороны, в цикле повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» много различного рода вкраплений из народного фольклора, что не всегда позволяет четко определить жанровую принадлежность того или иного произведения. Именно с этих позиций был определена тема данной курсовой работы.
Степень изученности проблемы. Творчество Н.В. Гоголя является предметом интереса многих исследователей. По справедливому замечанию Е.Н. Куприяновой, Гоголь нашёл новый ракурс в изображении народа. Исследовательница удачно называет его «зеркальным отражением» поэтического, жизнеутверждающего сознания самого народа [34].
Исследователи отзываются о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» следующим образом: «В этой книге главное, пожалуй, не те события, веселые, лирические или даже полные таинственного и восхитительного ужаса, о которых повествуется в ней, а именно сам свободный полет музыки духа, творящего идеал, радостное и светлое сознание неограниченной мощи мечты. В мечте, в сказках и легендах «Вечеров», в музыке их «есть воля человека» (Г.А. Гуковский) [13, с. 15]. В.Г. Белинский в своей статье «О русской повести и повестях г. Гоголя», пишет о том, что «отличительные черты характера произведений г. Гоголя суть простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность – все это черты общие; потом комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния, – черта индивидуальная» [цит. по: 10, с. 117].
Вопрос о языке ранней прозы Н.В. Гоголя имеет особое значение для истории языка русской художественной литературы, исторической стилистики и лингвокультурологии. По утверждению В.В. Виноградова, в раннем творчестве Гоголя «расширяется стихия украинской речи, украинского фольклора: фразеологические идиоматизмы украинского языка сказываются и в русском просторечии» [6, с. 24].
Л.И. Еремина в работе «О языке художественной прозы Н.В. Гоголя (Искусство повествования)» анализирует стиль писателя как единую образно-речевую систему. Исследователь рассматривает приемы и собственно речевые средства изобразительности, которые характеризуют стилистику гоголевской художественной прозы, и подчеркивает, что «в стилистике Гоголя определены основные направления развития и совершенствования изобразительных средств языка русской классической литературы второй половины XIX века» [16, с. 4]. По мнению Л.И. Ереминой, диалогичность текста выступает сущностной чертой поэтики Гоголя. Повествование на грани реальности, взаимопроникновение и взаимосвязь яви и сна, живого и предметного миров создает особенный образ, запечатленный в нескольких проекциях Взаимная соотнесенность и взаимная проницаемость двух миров во многом определяет стилистику художественного творчества Гоголя [16, с. 5].
Исследуя поэтику фантастического в творчестве Н.В. Гоголя, Ю.В. Манн выделил три способа взаимоотношений реального и ирреального. Первый – фантастика в прямом ее значении, когда высшие силы открыто вмешиваются в сюжет, как, к примеру, происходит, в «Вечере накануне Ивана Купала», «Пропавшей грамоте», «Ночи перед Рождеством», «Страшной мести» и «Заколдованном месте» Н.В. Гоголя. Второй, излюбленный романтиками способ «завуалированного» (неявного) предъявления фантастики, отличается наличием предыстории, повествующей о подлинно ирреальных происшествиях, и сведением повествования о невероятном к форме слухов, предположений, сновидений [28, с. 57]. По принципу «завуалированности» создается фантастический элемент в «Сорочинской ярмарке» и «Майской ночи…» Гоголя.
Заметим, что предложенная Ю.В. Манном типология фантастического у Н.В. Гоголя стала фундаментальной для дальнейшего исследования данного вопроса (Т.В. Кривоус [26], Р.М. Хусаинова [44]).
Объект исследования: цикл повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Предмет исследования: жанровое своеобразие повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Цель исследования: проанализировать жанровое своеобразие повестей входящих в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В связи с намеченной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть типологию романтических повестей;
2) выделить признаки романтизма в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
3) изучить взаимоотношения «реального» и «фантастического» в романтической прозе;
4) проанализировать жанровые особенности цикла повестей Н.В. Гоголя, входящих в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Методологической основной исследования явились работы В.Г. Белинского, В.В. Виноградова, Ю.В. Манна, М.Б. Храпченко и других.
Методы исследования: описательный, сопоставительный, аналитический.
Необходимость решения поставленных задач обусловила структуру данного исследования. Она состоит из введения, двух глав, объединенных семью параграфами, заключения, списка литературы, которая была использована при подготовке и написании данной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» создавался на основе легенд, преданий, сказок украинского фольклора. Действительно, многое сближает произведения с народными легендами, преданиями, сказками: от волшебных образов до схожих мотивов и сюжетов.
Гоголь чувствует себя русским писателем, ставящим задачу проникнуть в подлинный характер народа, осваивающим пушкинские традиции. Несмотря на национальные особенности изображения крестьянства, писатель проникает в подлинный характер народа вообще и создаёт его как общность черт общечеловеческих, как носителя гуманных высоких нравственных идеалов, народной этики, эстетики и философии.
Жанровыми признаками цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» являются общая атмосфера произведения, сквозной образ читателя, сквозные мотивы и образы, вариативное развитие тем, особая пространственно-временная организация, обрамляющие повести, лейтмотивность повествования и другие.
В «Вечерах» литературная сказка проникает в контекст романтической сказки, тёмный романтизм превращается в фантастическую повесть, бытовая повесть приобретает форму гротеска.
С помощью использования мистических, фольклорно-мифологических образов в своих произведениях Гоголь показывает истинное значение для человека духовных ценностей. В отличие от многих писателей, у которых мистическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя мистика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического и сатирического изображения героев.
Гоголь-романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, – это сказка, красивая мечта народа, воплощенная далеко не так прекрасно, как она изображена в книге. В действительности талантливый народ угнетен, лишен свободы. Писатель видит своих врагов посрамленными только в мечте, но не в действительности. Вот почему в приподнятый тон «Вечеров» врываются грустные ноты. В каждой повести Гоголь дает почувствовать, что над народом стоит темная и страшная сила власти. Таковы реальные условия жизни народа. Но в «Вечерах» Гоголь говорит об этом глухо, намеками. Пока он творит поэтическую сказку, уводя читателей в мир прекрасной мечты, показывая, какой должна быть жизнь человека. В этом проявляется ещё одна черта романтизма: двоемирие. В этом сборнике моделируется фантастический мир, который противопоставлен реальному, при этом между мирами сохраняется баланс и один мир проникает в другой, не разрушая, но дополняя его.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» КАК ЦИКЛ РОМАНТИЧЕСКИХ ПОВЕСТЕЙ

1.1. Типология романтических повестей

Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.
Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными.
Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях. Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека.
Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.
Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.
Главные признаки романтизма [30, с. 112]:
— Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
— Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
— Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие – в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
— Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
— Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.
Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма [39].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы