Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Земельный налог как инструмент управления земельными ресурсами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты земельного налога как инструмент управления земельными ресурсами 5
1.1. Теоретические основы системы управления земельными ресурсами 5
1.2. Организационно-экономический механизм управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях 11
1.3. Правовое регулирование применения земельного налога как инструмент 17
Глава 2. Методологические основы земельного налога как инструмент управления земельными ресурсами на примере Московской области 22
2.1.Анализ налогообложения земельных участков в Московской области 22
2.2.Проблемы налогообложения земельных участков в Московской области 40
Глава 3.Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге 56
3.1.Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах 56
3.2.Определение суммы земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований 62
3.3.Расширение полномочий представительных органов муниципальных образований по изменению ставок земельного налога с учетом интересов налогоплательщиков 63
Заключение 66
Список использованной литературы 75
Введение:
Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию на 2016 г. призывает к повышению эффективности использования земельных ресурсов. Так, он отмечает важность рационального использования земельных ресурсов, поскольку это позволяет достичь поставленную им задачу национального уровня: «к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учётом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растёт».
К тому же, Президент РФ подчеркивает, что «в 2014 году российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 миллиардов долларов. Это на четверть больше, чем выручка от продажи вооружений, или около трети доходов от экспорта газа. И такой рывок наше сельское хозяйство совершило за короткий, но плодотворный период». Особенно значительная роль в этом заключается в грамотном государственном использовании земельных ресурсов.
Цель работы – изучить земельный налог как инструмент управления земельными ресурсами.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты земельного налога как инструмент управления земельными ресурсами .
2. Изучить методологические основы земельного налога как инструмент управления земельными ресурсами на примере Московской области.
3. Выявить основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге.
Объект исследования – земельный налог.
Предмет исследования — земельный налог как инструмент управления земельными ресурсами.
Методы исследования – сбор информации, анализ, синтез, прогноз.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, основную часть, заключение, список литературы.
Заключение:
Подводя итог работе необходимо отметить ее основные моменты.
Целью работы было изучить земельный налог как инструмент управления земельными ресурсами.
Задачами работы были:
1. Изучить теоретические аспекты земельного налога как инструмент управления земельными ресурсами .
2. Изучить методологические основы земельного налога как инструмент управления земельными ресурсами на примере Московской области.
3. Выявить основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге.
В результате проведения исследования было установлено, что поверхность земли, которая находится выше уровня моря, относится к земельным ресурсам. Эти земли используются человечеством в его жизнеобеспечении. Земля — это важный ресурс жизнедеятельности человека. Издавна её возделывали и выращивали на ней продукты питания. За земли неоднократно велись завоевательные войны. Земля весомее золота и алмазов.
К земельным ресурсам относят нерукотворные природные ресурсы, которые не имеют конкретной стоимости.
Земельные ресурсы можно охарактеризовать следующими факторами:
рельефностью;
плодородностью почвенного покрова;
климатическими условиями среды.
Наиболее ценным биологическим ресурсом считаются почвы. Плодородный покров — это часть биологического обмена, который зависит от климата, количества полученных солнечных лучей, содержанием питательных и минеральных веществ.
Выделяют три основных раздела почвопокровных земель: Продуктивные почвопокровные ресурсы. Малопродуктивные земельные территории.
Все страны мира обладают индивидуальной классификацией назначения земельных ресурсов. Эксплуатация угодий активно развивается и целостность антропогенных рельефов непрерывно изменяется.
Нерациональное потребление почвопокровных ресурсов возникает на фоне иррационального назначения территорий. Уделяя приоритетное внимание добывающим отраслям производства, почвопокровные земли истощаются из-за большого стока бытовых производственных отходов.
Муниципалитеты также занимают территории возделываемых земель, уменьшая их территории. Аграрный ресурс восполняется за счёт вырубки лесов и ликвидаций пастбищ и пустынь.
Охрана земельных ресурсов Основным вопросом, возникающим вследствие нерационального применения территорий, является истощение плодородных угодий. Задачей глав правительств мирового сообщества является изменение приоритетного назначения плодородных земель. Изменение использования почвопокровных ресурсов земли влечёт за собой два антагонистических процесса:
Положительным моментом при этом является расширение сельскохозяйственных угодий:
исследование залежных территорий;
мелиорация; осушение; орошение; исследование прибрежных территорий. Отрицательным – истощение сельскохозяйственных угодий: эрозия почвопокровных территорий; заболачивание; засоление; опустынивание.
Правильно подойдя к проблеме распределения земельных ресурсов, можно избежать потерь плодородных почв и даже увеличить их урожайность. Земельные ресурсы РФ Земельные ресурсы Российской Федерации составляют 1,7 миллиарда гектар.
Под пашни и пастбища выделено 64 миллиона гектар, муниципальный фонд занимает 23 миллиона гектар, вся оставшаяся территория принадлежит лесному фонду и водному хозяйству.
России огромны, но посевные почвы низкоурожайны, поэтому сельскохозяйственная отрасль развивается экстенсивным путём, что иррационально.
Муниципальные земли применяются для жилищного фонда, а также для построек коммерческих и производственных зданий и сооружений. Более 27 тысяч гектар законсервированных земельных ресурсов РФ располагаются в неблагоприятных условиях: тайге и тундре. В настоящее время в России идёт борьба за сохранность лесов, что не даёт пахотным землям занимать лесоохранные зоны.
По мнению экспертов, Россия очень скоро придёт к интенсивному развитию земельного фонда в верном направлении.
Подводя итог стоит отметить, земельный ресурс — самый ценный фонд развитых стран и имеет мировое и политическое значение.
Полезные ископаемые, водные и лесные хозяйства, производственные предприятия, жилищный фонд — все это располагается на земле. Важной задачей человечества является сохранение земельных ресурсов и правильное интенсивное их развитие. Очень важно помнить и понимать, что все самое ценное для человечества произрастает и залегает в земле. Всё взаимосвязано в мире. Необходимо восстанавливать флору и фауну, а также реанимировать окружающую среду.
В настоящее время вопросы совершенствования государственного управления в сфере землепользования имеют ключевое значение. В настоящее время власти проявляют особенный интерес к разработке механизмов управления государственным имуществом, направленных на устойчивое функционирование и эффективное использование объектов недвижимости.
Отмечается, что экономическое регулирование земельных отношений отражает экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей, реализующиеся в процессе государственного регулирования земельных отношений, которое создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права, и рыночного регулирования, осуществляемого на основе спроса и предложения на земельные участки, средства производства и результаты труд.
Сегодня в Москве постоянно ведется работа по совершенствованию системы управления арендным фондом, величина арендной платы за земельный участок, устанавливаемая на основе кадастровой стоимости, также из года в год меняется в сторону увеличения. Это позволяет сегодня оценивать метод передачи в аренду земельных участков как самого перспективного и наиболее быстро развивающегося процесса.
Земельный налог – это налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налог не взимается с физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.
Земельный налог относится к категории местных налогов и как следствие — ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Каждый год налоговая инспекция рассылает налоговые уведомления, в которых указана сумма налога, подлежащая к уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Имея на руках такое уведомление, оплатить налог на землю можно в любом банке.
В обязанности каждого гражданина РФ входит уплата законодательно установленных налогов и сборов. В том числе, земельного налога, который устанавливается муниципальными органами власти на земельные участки, находящиеся на территории данного муниципального образования. С 2016 года времени при исчислении земельного налога используется кадастровая стоимость земельного участка.
Уплата земельного налога регламентируется главой 31 Налогового кодекса. При этом Налоговые ставки определяются местными властями самостоятельно, в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
С 1 января 2019 года вступают в силу законодательные изменения в порядок налогообложения земельных участков.
В частности, меняется порядок перерасчета земельного налога для физических лиц. Теперь независимо от оснований перерасчет проводится не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.
Меняется и порядок применения кадастровой стоимости для налогообложения земельных участков. Так, в случае оспаривания кадастровой стоимости сведения о её новом значении (рыночной стоимости земельного участка), установленном после 1 января 2019 года решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываются при определении налоговой базы с периода налогообложения земельного участка по оспоренной кадастровой стоимости (п. 1.1. ст. 391 НК РФ).
Также вводятся льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ) .
Для лиц предпенсионного возраста, соответствующих определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года, предусмотрено право на налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).
Налоговую декларацию по земельному налогу в 2019 году организациям необходимо представлять по новой форме, утверждённой приказом ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@. В форме декларации учтены изменения в порядке налогообложения земельных участков: внесены правила (п. 7.1 ст. 396 НК РФ), позволяющие с налогового периода 2018 года исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади).
Изменения могут произойти также на региональном и муниципальном уровне, так как органы исполнительной власти субъектов РФ имеют полномочия утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель, а органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые ставки и льготы.
Несмотря на относительно невысокую долю земельного налога в общей величине налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, данный налог играет большую роль в формировании доходов муниципальных образований. Совершенствование земельного законодательства может внести существенный вклад в повышение бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления.
Структура налоговых доходов бюджетов разных уровней существенно изменилась за последнее десятилетие, причём следует отметить, что присутствует общая тенденция снижения числа налогов, отчисления от которых поступают в региональные и местные бюджеты. Сравнительная роль тех налогов, которые по-прежнему формируют доходы местных бюджетов, в частности, земельного налога, возросла.
От того, насколько эффективно происходит администрирование местных налогов, в частности, земельного, зависят как доходы бюджета, так и инвестиционная привлекательность того или иного города или района. Совершенствование земельного налогообложения является перспективным направлением для улучшения финансового положения муниципальных образований, и самое важное в данном случае — соблюдать баланс между краткосрочным наполнением бюджета и долгосрочными перспективами экономического роста и развития местного бизнеса.
Хотя ситуация с земельным и иными имущественными налогами выглядит относительно позитивно для региональных и местных бюджетов, многие авторы и аналитики склоняются, многие авторы и аналитики склоняются к мысли, что общий уровень собственных доходов муниципальных образований является недостаточным для эффективного местного самоуправления. Так, ряд авторов считает, что необходимо закрепить за местными бюджетами такой перечень налогов, который обеспечил бы формирование за счет них не менее 70% объема минимальных расходных полномочий.
Сейчас предпринимаются попытки реформирования налогового законодательства, увеличивающие роль местного налогообложения, например, принят закон о введении торгового сбора. Однако введение новых налогов без снижения действующих, как правило, не может привести к положительному эффекту, особенно в кризисный период. В части торгового сбора, после его принятия, были массовые протесты общественных организаций малого предпринимательства, и в итоге сбор был введен далеко не везде.
Негативными сторонами земельного налога для местных бюджетов можно считать большое количество установленных на федеральном уровне льгот, которые существенно снижают общий уровень налоговой базы. Так, согласно статье 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения:
• земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
• земельные участки из состава земель лесного фонда;
• земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Основными негативными чертами земельного налога с точки зрения справедливости установления его суммы являются незрелость института кадастровой оценки, совершаемые вследствие этого ошибки в оценке кадастровой стоимости, неизбежное временное отставание кадастровой стоимости от рыночной, риск индивидуального установления налоговой базы.
Основой идеологии определения кадастровой стоимости является соответствие кадастровой стоимости земли её реальной рыночной стоимости. Но идеальное соответствие рыночной и кадастровой стоимостей недостижимо. Если упустить из внимания тот факт, что зачастую кадастровая оценка проводится некорректно или ошибочно, и предположить, что кадастровая стоимость в момент её определения полностью соответствует рыночной, всё равно остаются некоторые сложности и несоответствия.
Выводы
В течение последнего десятилетия роль налоговых поступлений в местных бюджетах снизилась по сравнению с межбюджетными трансфертами в результате последовательной бюджетной реформы. В результате произошла излишняя централизация налоговой системы, которая дестимулирует органы местного самоуправления. Муниципалитеты не обладают достаточными налоговыми доходами для покрытия своих расходов и остаются зависимыми от центра. Имущественных налогов недостаточно для формирования достаточного количества средств в бюджетах местного уровня.
Законодательные органы РФ в последние годы пытаются решить проблему недостаточного фискального федерализма, создавая для местных органов власти дополнительные источники дохода в виде новых налогов, например, скандально известного торгового сбора. Проблема заключается в том, что предложение новых налогов, как правило, происходит без снижения существующих, что вызывает массовые протесты налогоплательщиков и ухудшает инвестиционный и предпринимательский климат, дестимулирует развитие экономики (особенно в кризисное время).
Совершенствование земельного налогообложения является перспективным направлением для улучшения как текущего финансового положения муниципальных образований. Кроме того, совершенствование администрирования местных налогов важно для долгосрочного экономического развития за счёт роста деловой активности.
Плата за землю, взимаемая как в виде земельного налога, так и в виде арендной платы, является важной статьёй наполнения местных бюджетов, поэтому требуется особенно внимательно отношение к администрированию и определению элементов земельного налога.
Важнейшим вопросом в исчислении земельного налога в текущей экономической ситуации является определение налоговой базы. Кроме технических и оценочных ошибок в определении кадастровой стоимости земли, ещё одной проблемой является отставание кадастровой стоимости участков от рыночной. Рыночная стоимость подвержена колебаниям спроса и предложения, и сейчас, в период кризиса и рецессии, она имеет тенденцию снижаться. Переоценка кадастровой стоимости «вниз» происходит реже, чем «вверх».
Дополнительная нагрузка в виде арендной платы за землю и налога за землю, рассчитанных исходя из устаревшей кадастровой стоимости, ещё больше снижает привлекательность земельных участков для бизнеса, и может приводить к снижению предпринимательской активности в регионе.
В условиях бюджетного дефицита, кризиса в экономике и необходимости для государства исполнять свои социальные обязательства, очень велик соблазн повысить наиболее легко администрируемые налоги, такие как имущественные, для достижения более высоких показателей фискального наполнения бюджета. Однако в долгосрочной перспективе это приведёт к негативным последствиям в экономике и выразится в снижении уровня деловой активности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты земельного налога как инструмент управления земельными ресурсами
1.1. Теоретические основы системы управления земельными ресурсами
Поверхность земли, которая находится выше уровня моря, относится к земельным ресурсам. Эти земли используются человечеством в его жизнеобеспечении .
Земля — это важный ресурс жизнедеятельности человека. Издавна её возделывали и выращивали на ней продукты питания. За земли неоднократно велись завоевательные войны . Земля весомее золота и алмазов.
К земельным ресурсам относят нерукотворные природные ресурсы, которые не имеют конкретной стоимости.
Земельные ресурсы можно охарактеризовать следующими факторами:
рельефностью;
плодородностью почвенного покрова;
климатическими условиями среды.
Наиболее ценным биологическим ресурсом считаются почвы. Плодородный покров — это часть биологического обмена, который зависит от климата, количества полученных солнечных лучей, содержанием питательных и минеральных веществ.
Выделяют три основных раздела почвопокровных земель: Продуктивные почвопокровные ресурсы. Малопродуктивные земельные территории.
Непродуктивные почвопокровные земли.
Земля, как производственное средство, наделена особенностями, выделяющими её из всех ресурсов производства:
земля — нерукотворный природный ресурс;
её покров ограничен;
она незаменима прочими ресурсами производства; использование земли сопряжено с постоянством местности;
в области агропроизводства почва неодинаково качественна;
земля — нетленный способ производства и при правильном использовании и применении наращивает качество и количество производства.
Почвопокровные ресурсы выделяют для размещения на них жилищного, производственного и сельскохозяйственного фонда. Большинство государств регулируют пользование почвопокровных ресурсов законодательным правом.
Земельные запасы можно сгруппировать по их назначению: Почвы сельскохозяйственного назначения .
Угодья жилищного фонда населённых пунктов. Почвенные резервы индустрии, энергетики, радиосвязи, оборонного и прочего общественно-экономического назначения. Специально охраняемые земли и территории особоохранных объектов.
Лесоохранный ресурс.
Водоохранный запас.
Территории стратегического запаса.
Земельный запас — основа аграрного производства.
К ним относится третья часть всей почвопокровной территории планеты, то есть резерв, применяемый для производства продовольствия и сырья для индустрии.
В мире на пашни отводится приблизительно 11 процентов от всего земельного запаса :
в США — 186 миллионов га,
в Индии — 166 миллионов га,
в России — 130 миллионов га,
в Китае — 95 миллионов га,
в Канаде — 45 миллионов га.
Разделение почвопокровных ресурсов привносит рациональное зерно в распределении земель. Неплодородные почвы замечательно подходят для размещения промышленных комплексов.
Плодородные почвы выделяют под аграрный сектор.
Все страны мира обладают индивидуальной классификацией назначения земельных ресурсов. Эксплуатация угодий активно развивается и целостность антропогенных рельефов непрерывно изменяется.
В Европе возделывается 30 процентов почвопокровных земель. В европейской части РФ под аграрный фонд выделено лишь 10 процентов территории. В аграрное назначение активно вовлекаются земли лесов и чернозёмных степей.
Территории от Северного Казахстана до Южной Сибири, плоскогорье от Индии до Китая отличаются высокой степенью возделываемости угодий. В Индии аграрному хозяйству выделена половина всей территории.
В тропиках Азии луга возделывают промышленными культурами, а фрукты и пальмы растут посреди полей и вблизи деревушек. На Ближнем и Среднем Востоке возделываемые территории встречаются раздельными участками.
Огромная часть этих площадей — пастбищный ресурс, тянущийся от Малой Азии до Монголии. В Африке 27 процентов приходятся под пастбищные земли. Необъятные территории здесь представлены пустынями. Восточная часть США и Южная Канада освоили всего двадцать процентов пахотных земель от всей территории .
Доминируют разнокультурные полевые рельефы, производящие непрерывные участки. Огромная доля пастбищных угодий находится на юге и западе США .
Необъятные просторы Северной Канады не возделываются. В Латинской Америке добрую половину территории занимают леса, возделываемые участки охватывают лишь 7 процентов угодий, а пастбищный фонд — 26 процентов. В Австралии возделывается 75 процентов территории. В мировых земельных ресурсах отчётливо отслеживается ориентация в перераспределении назначения угодий.
Муниципальные и промышленные зоны переводят в пахотные угодья, расширяемые за счёт ресурсов пастбищных хозяйств, а пастбищный фонд увеличивают, забирая территории лесов и пустынь.
В США от роста мегаполисов пропадает 350 тысяч гектар пахотных земель. Потребление лесных ресурсов на Земле увеличилось в два раза за последние триста лет.
Распределение земельных ресурсов Земельные резервы распределены умеренно по всему земному шару, всё же их добротность всецело разнится. Это приводит к плачевным результатам. Из-за плохих грунтов около миллиарда человек на Земле недоедают .
Ежедневно общество употребляет такое количество еды, сравнимое с 37 миллионами тонн зерна. Человечество ежегодно увеличивается на 70–80 миллионов человек, значит, аграрное хозяйство следует увеличить на 25 миллионов тонн ежегодно. Необходимо более активно содействовать развитию аграрного сектора.
Население планеты с каждым годом требует для жизнедеятельности всё большие территории. Так, для жизнеобеспечения человека требуется 3 тысячи квадратных метров и для производства сельскохозяйственной продукции 7 тысяч метров квадратных.
Только подойдя к решению вопроса обеспечением продовольственными ресурсами комплексно, удастся решить сложившуюся ситуацию.
Аграрные территории РФ закрепляются за землепользователями, которые можно отнести в две группы:
земли кооперативно-хозяйственной собственности, коллективной или частной;
земли федерального и муниципального резерва.
Различаются два понятия земельных ресурсов:
Общая площадь участка, к которому относят часть территории закреплённой за аграрным комплексом.
Площадь аграрных угодий, состоящих из земель, на которых производят сельскохозяйственную продукцию.
Использование земель Рациональному применению земельных ресурсов придаётся огромное значение, как на территории РФ, так и в целом мире.
Аграрные ресурсы земли оказывают на экономику большое воздействие, поэтому невозможно пренебрегать сельскохозяйственным производством.
Особенности земли как орудия производства: Земля – нерукотворный ресурс природы. Земля территориально урезана. Её невозможно увеличить. Землю невозможно заменить другими производственными ресурсами. Земля неоднородна в различных регионах по свойствам. Землю нереально перевозить с одной территории на другую .
Земля — извечное средство производства, при уходе не изнашивается, а улучшает свои качества. Нерациональное потребление почвопокровных ресурсов возникает на фоне иррационального назначения территорий. Уделяя приоритетное внимание добывающим отраслям производства, почвопокровные земли истощаются из-за большого стока бытовых производственных отходов.
Муниципалитеты также занимают территории возделываемых земель, уменьшая их территории. Аграрный ресурс восполняется за счёт вырубки лесов и ликвидаций пастбищ и пустынь.
Охрана земельных ресурсов Основным вопросом, возникающим вследствие нерационального применения территорий, является истощение плодородных угодий. Задачей глав правительств мирового сообщества является изменение приоритетного назначения плодородных земель. Изменение использования почвопокровных ресурсов земли влечёт за собой два антагонистических процесса:
Положительным моментом при этом является расширение сельскохозяйственных угодий:
исследование залежных территорий;
мелиорация; осушение; орошение; исследование прибрежных территорий. Отрицательным – истощение сельскохозяйственных угодий: эрозия почвопокровных территорий; заболачивание; засоление; опустынивание.
Правильно подойдя к проблеме распределения земельных ресурсов, можно избежать потерь плодородных почв и даже увеличить их урожайность. Земельные ресурсы РФ Земельные ресурсы Российской Федерации составляют 1,7 миллиарда гектар .
Под пашни и пастбища выделено 64 миллиона гектар, муниципальный фонд занимает 23 миллиона гектар, вся оставшаяся территория принадлежит лесному фонду и водному хозяйству.
России огромны, но посевные почвы низкоурожайны, поэтому сельскохозяйственная отрасль развивается экстенсивным путём, что иррационально.
Муниципальные земли применяются для жилищного фонда, а также для построек коммерческих и производственных зданий и сооружений. Более 27 тысяч гектар законсервированных земельных ресурсов РФ располагаются в неблагоприятных условиях: тайге и тундре. В настоящее время в России идёт борьба за сохранность лесов, что не даёт пахотным землям занимать лесоохранные зоны.
По мнению экспертов, Россия очень скоро придёт к интенсивному развитию земельного фонда в верном направлении.
Подводя итог стоит отметить, земельный ресурс — самый ценный фонд развитых стран и имеет мировое и политическое значение.
Полезные ископаемые, водные и лесные хозяйства, производственные предприятия, жилищный фонд — все это располагается на земле. Важной задачей человечества является сохранение земельных ресурсов и правильное интенсивное их развитие. Очень важно помнить и понимать, что все самое ценное для человечества произрастает и залегает в земле. Всё взаимосвязано в мире. Необходимо восстанавливать флору и фауну, а также реанимировать окружающую среду.