Педагог психолог дошкольного образования Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Здоровый образ жизни, как часть базовой культуры дошкольника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЧАСТЬ ИХ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Основные компоненты структуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры 8
1.2. Технологии формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры 18
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЧАСТЬ ИХ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1980» СП №10 28
2.1. Организация и методика проведения опытно-экспериментального исследования по формированию здорового образа жизни как части базовой культуры детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Анализ опытно-экспериментального исследования формирования здорового образа жизни как части базовой культуры детей старшего дошкольного возраста 40
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема формирования здорового образа жизни ребенка всегда находится в центре внимания исследователей и интерес к ней не ослабевает и на сегодняшний день, так как изменение социальных условий привело к пересмотру целей и содержания физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста. В частности, согласно условиям системного рассогласования отношений человека с внешней средой, стоит вопрос о необходимости разработки эффективных педагогических путей и условий развития здорового образа жизни у детей. Сегодня имеется потребность создать гибкие социально-педагогические технологии для здоровьесберегающего воспитания личности.
Педагогической технологией формирования и развития основ здорового образа жизни у ребенка в дошкольном возрасте является специально организованный педагогический процесс, который позволяет ребенку получать знания о своем организме, дает возможность целенаправленно и гарантированно обеспечивать сохранность, поддержку, укреплять и наращивать здоровье его субъектов в совокупность всех его составляющих в процессе их взаимодействия.
Учитывая многочисленные исследования, вопросы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста требуют тщательного изучения, а также поиск новых подходов для реализации обозначенных задач в практической деятельности.
В связи с этим существует необходимость в поиске новых подходов и определении психолого-педагогических условий, которые будут определять содержание и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них здорового образа жизни.

Вышеизложенное позволило выявить проблему исследования: изменился ли уровень сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста при использовании формировании знаний о здоровье и здоровом образе жизни у детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
В связи с этим была определена тема выпускной квалификационной работы «Здоровый образ жизни как часть базовой культуры детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования выступают особенности формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры.
Предметом исследования является психолого-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры.
Гипотеза: Процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если учитывать следующие психолого-педагогические условия:
1. Обогатить предметно-пространственную развивающую среду дидактическими материалами и пособиями по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
2. Проводить с детьми старшего дошкольного возраста комплексные упражнения, дидактические игры и беседы для формирования и укрепления привычки к здоровому образу жизни.
3. Привлекать родителей (законных представителей) к формированию у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.
Целью исследования является изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения о формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
2. Организовать и провести опытно-экспериментальное исследование по формированию здорового образа жизни как части базовой культуры детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать особенности формирования и развития здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по формированию и развитию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаю.
Теоретическая база. Изучением проблемы формирования у детей здорового образа жизни занимались многие исследователи, среди которых мы можем выделить работы А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, М.И. Лисиной и др. При этом, такие исследователи как Н.В. Бородовская, В.П. Озерова, С.О. Филиппова, В.П. Петленко и др. предлагают ряд методов и способов, которые позволяют формировать здоровый образ жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический метод (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме);
2. Эмпирические методы (психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа и практически-опытная деятельность);
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в разработке и внедрении занятий, дидактических игр, бесед и работы с родителями (законными представителями) в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни.
Для исследования уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста были выбраны следующие диагностические методики:
1. Анкетирование и опрос родителей детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» (разработка автора)
2. Диагностический комплекс заданий, состоящий из нескольких методик (опираясь на материалы Т.П. Васильевой и Л.Г. Касьяновой [18]): беседа с ребенком о понимании здорового образа жизни, задание «что делать, чтобы быть здоровым?», задание «Полезная покупка» и задание «предпочитаемый отдых).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в ходе теоретического исследования материалы психологов и педагогов, расширяют представления об особенностях формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, средствах и методах, которые используются в ходе специально организованной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных заданий по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста педагогами и психологами, работающими с детьми дошкольного возраста. Разработанные рекомендации могут быть использованы педагогами ГБОУ ШКОЛА №1980, СП №10 города Москвы, родителями (законными представителями) воспитанников старшей группы ДОО.
Исследование проведено на базе ГБОУ ШКОЛА №1980, СП №10 города Москвы. В исследовании приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста, из них 14 мальчиков, 12 девочек; 2 педагогов; 26 родителей (законных представителей).
Проведение исследования было организовано в несколько этапов.
1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведено изучение психолого-педагогической, методической и медицинской литературы по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Проведен констатирующий эксперимент и проанализированы исходные данные старших детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Констатирующий этап, в ходе которого апробирована программа «Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования.
Структура и объём работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающей 80 наименования, из них 16 ссылки на Интернет-ресурсы и 7 приложений.
Общий объём работы – 61 страницы. Основной текст работы – 58 страниц, включая 3 таблицы, 4 диаграммы. Приложения занимают 27 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психолого-педагогическая литература показывает, что интерес исследователей к вопросам здоровья и здорового образа жизни остается актуальным в любое время. Это объясняется тем, что направленность личности на здоровый образ жизни представляет собой сложный процесс, который подвергается влиянию множества факторов. Среди таких факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни исследователи называют особенности развития государства, общественное мнение, экологическую обстановку, технологии построения воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов и особенности семейного воспитания.
Определив теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что здоровье является одной из важных педагогических проблем современности, а здоровый образ жизни представляет собой концепцию жизнедеятельности, направленную на укрепление и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физических занятий и морального настроя ребенка. Достижение здорового образа жизни выступает как предпосылка для развития разных сторон жизнедеятельности индивида, которая позволит ему активно жизнь и полноценно выполнять свои социальные функции.
В ходе исследования были определены базовые основы, которые направлены на укрепление и поддержание здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. В первую очередь к ним относится рациональный режим дня и правильное питание, рациональная двигательная активность и осуществление закаливания организма, сохранение стабильного психо-эмоционального состояния ребенка.
Также было установлено, что здоровье и здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста во многом опирается на их социальное самочувствие, а результаты формирования основ здорового образа жизни зависят от условий воспитания в семье и взаимоотношениях в социальном институте, в нашем случае – в детском саду.
Проведение исследования позволило определить, что существует необходимость уделять серьезное внимание формированию у детей старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, привычки правильно умываться и вытираться, ухаживать за полостью рта, правильно вести сея при кашле или чихании.
Для формирования ценностного здорового образа жизни среди учащихся необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих учеников. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др.

 

  

Вышеизложенное позволило выявить проблему исследования: изменился ли уровень сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста при использовании формировании знаний о здоровье и здоровом образе жизни у детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
В связи с этим была определена тема выпускной квалификационной работы «Здоровый образ жизни как часть базовой культуры детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования выступают особенности формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры.
Предметом исследования является психолого-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры.
Гипотеза: Процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если учитывать следующие психолого-педагогические условия:
1. Обогатить предметно-пространственную развивающую среду дидактическими материалами и пособиями по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
2. Проводить с детьми старшего дошкольного возраста комплексные упражнения, дидактические игры и беседы для формирования и укрепления привычки к здоровому образу жизни.
3. Привлекать родителей (законных представителей) к формированию у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.
Целью исследования является изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения о формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
2. Организовать и провести опытно-экспериментальное исследование по формированию здорового образа жизни как части базовой культуры детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать особенности формирования и развития здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по формированию и развитию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаю.
Теоретическая база. Изучением проблемы формирования у детей здорового образа жизни занимались многие исследователи, среди которых мы можем выделить работы А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, М.И. Лисиной и др. При этом, такие исследователи как Н.В. Бородовская, В.П. Озерова, С.О. Филиппова, В.П. Петленко и др. предлагают ряд методов и способов, которые позволяют формировать здоровый образ жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический метод (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме);
2. Эмпирические методы (психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа и практически-опытная деятельность);
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в разработке и внедрении занятий, дидактических игр, бесед и работы с родителями (законными представителями) в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни.
Для исследования уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста были выбраны следующие диагностические методики:
1. Анкетирование и опрос родителей детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» (разработка автора)
2. Диагностический комплекс заданий, состоящий из нескольких методик (опираясь на материалы Т.П. Васильевой и Л.Г. Касьяновой [18]): беседа с ребенком о понимании здорового образа жизни, задание «что делать, чтобы быть здоровым?», задание «Полезная покупка» и задание «предпочитаемый отдых).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в ходе теоретического исследования материалы психологов и педагогов, расширяют представления об особенностях формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, средствах и методах, которые используются в ходе специально организованной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных заданий по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста педагогами и психологами, работающими с детьми дошкольного возраста. Разработанные рекомендации могут быть использованы педагогами ГБОУ ШКОЛА №1980, СП №10 города Москвы, родителями (законными представителями) воспитанников старшей группы ДОО.
Исследование проведено на базе ГБОУ ШКОЛА №1980, СП №10 города Москвы. В исследовании приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста, из них 14 мальчиков, 12 девочек; 2 педагогов; 26 родителей (законных представителей).
Проведение исследования было организовано в несколько этапов.
1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведено изучение психолого-педагогической, методической и медицинской литературы по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Проведен констатирующий эксперимент и проанализированы исходные данные старших детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Констатирующий этап, в ходе которого апробирована программа «Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования.
Структура и объём работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающей 80 наименования, из них 16 ссылки на Интернет-ресурсы и 7 приложений.
Общий объём работы – 61 страницы. Основной текст работы – 58 страниц, включая 3 таблицы, 4 диаграммы. Приложения занимают 27 страниц.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЧАСТЬ ИХ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Основные компоненты структуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры
В последнее время в мировой научной литературе широко распространена тема для обсуждения, которая освещает новую концепцию здорового образа жизни. Она уточняет положения существующей концепции, усиливая при этом ее социальный компонент, дает ориентир на распределение ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидом и медицинскими работниками.
Что касается вопросов формирования у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни, то они в достаточной степени освещены в научно-педагогической литературе, однако заметим, что теоретическое осмысление формирования понятия «здоровый образ жизни» у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе представлено недостаточно широко и не представляли предмет специального изучения.
Исследования таких ученых как Н.В. Бородовская [15], В.П. Озерова [50], С.О. Филиппова [73] показывают особую роль социума как среды формирования у ребенка здорового образа жизни. А социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни можно увидеть в работах В.П. Петленко [54].
Современные исследования по валеологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в первую очередь связаны с рассмотрением вопроса обучения детей важным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания.
Основы современной валеологии были заложены таким ученым как С.П. Боткин [16], который предлагал смотреть на здоровье человека как на функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства и продолжения рода, а также как гарантия здоровья потомства. Нарушение этой функции ученый рассматривал как одну из важных основ патологии.
Индивидуальное здоровье человека заключается в определении состояния, которое соответствует полному физическому, психическому и социальному благополучию, наряду с отсутствием болезней или недомогания. Такое определение здоровья закреплено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена в 1948 году парламентом 26 стран, входящих в состав ВОЗ при ее основании [80].
Определений «здорового образа жизни» в настоящее время существует множество. Так, к примеру, представители философско-социологического направления (рассматриваются такие авторы как П.А. Виноградов [20], В.А. Пономарчук [57], В.И. Столяров [67] и другие исследователи понимают здоровый образ жизни в качестве глобальной проблемы социального характера, или же структурную часть общественной жизни в общем понимании. Представители философско-социологического направленности оценивают составление ценностей здорового вида жизни, как массовый общественный нюанс, составную доля жизни общества в целом.
Такие учёные как М.Ю. Абросимова [7], В.В. Гафаров [23], В.П. Коновалов [34], М.М. Лежепеков [39], В.В. Марков [42], Л.А. Михайлова [45], Е.Н. Назарова [47], А.Г. Свияш [62], Г.Н. Сытин [70] и П.И. Филиппов [72] изучают аспекты здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста как фактор здоровьесберегающего поведения. М.П Лещенко [40] полагал, что формирование здорового образа жизни старшего дошкольника обуславливает необходимость широкого привлечения дошкольных образовательных учреждений к решению важной национальной проблемы — сохранения и укрепления здоровья детей путем создания условий для их гармоничного развития и для систематического проведения профилактической и оздоровительной работы, вовлечения родителей в этот процесс [40].
Н.М. Амосов [9], Ю.А. Андреев [11], Г.К. Зайцев [33], В.П. Казначеев [30] и С.В. Попов [58] подошли к здоровому образу жизни с точки зрения валеологии, то есть к формированию здоровья через образовательный процесс.
В психолого-педагогическом направленности (Г.П. Аксенов [8], В.К. Бальсевич [12], М.Я. Виленский [19] и др.) здоровый образ жизни опирается на сознание и психологию индивида, существующую у него мотивацию. Так, исследователи говорят, что «наличие устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни взрослого человека оказывает влияние на появление ее у ребенка дошкольного возраста, тем самым обозначая роль примера для подражания» [41, с. 58].
Здоровый образ жизни – это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье» [35, с. 52].
Следует отметить, что здоровый образ жизни представляет собой не только деятельность, которая предполагает направленность на сохранение и улучшение здоровья индивида, а заключается в соблюдении определенной организации жизнедеятельности этого индивида, которая направлена на сохранение его здоровья. А в качестве основы для формирования качества здоровья детей в старшем дошкольном возрасте, выступает непосредственное вовлечение его в улучшение своего собственного здоровья, тем самым формирования основополагающих механизмов для его сохранения [21].
Главной задачей отечественной образовательной политики в таком направлении становится эффективное обеспечение современного качества образования, которое будет опираться на сохранение фундаментальности и вместе с тем соответствовать актуальным потребностям личности, общества и государства. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе [46].
Среди критериев по сформированности здорового образа жизни можно назвать несколько показателей:
— потребность индивида в здоровом образе жизни, которая заключается в наличии направленности на создание здорового образа жизни и понимании его важности;
— наличие определенного комплекса знаний, проявление познавательной активности, сформированности аналитического мышления для достижения необходимого уровня теоретической подготовки;
— способность прогнозировать свою деятельность и предвосхищать ее результаты с точки зрения здорового образа жизни, что указывает на уровень технологической готовности;
— проявление творческой активности в обеспечении здорового образа жизни, наличие способности проявлять нестандартные решения и воспринимать инновации [74].
Привычка к здоровому образу жизни представляет собой главную, основную и жизненно важную привычку. Она содержит в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания ребенка дошкольного возраста с целью решения оздоровительной, образовательной и воспитательной задачи. Поэтому семья должна в раннем детстве закладывать основы здорового образа жизни, используя для этого различные формы работы. Так, на ранней стадии развития ребенка семья должна помочь ему понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни и побуждать ребенка самостоятельно и активно формировать, и сохранять свое здоровье [51].
Т.Г. Карепова [31] предполагает, что превалирующим значением дошкольного периода является не только овладение знаниями, а также становление базовых качеств личности: самооценки, эмоционально – волевой сферы, духовных и нравственных ценностей.
Базовая культура личности – гармоничное сочетание знаний-убеждений, чувств-эмоций и действий-привычек поведения. К ней автор, прежде всего, относит культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, культуру труда и экологии, физическую, интеллектуальную, демократически-правовую, духовно-нравственную культуру [22].
П.И. Пидкасистый [55] предлагает выделять ряд компонентов, которые оказывают влияние на формирование базовой культуры личности. Он указывает, что формирование ценностного отношения к следующим компонентам позволяет достигать здорового и осознанного образа жизни. Среди них выделяются следующие:
1. Ценностное отношение к природе, которое заключается в воспитании духовно-нравственной личности и создании правильных и устойчивых отношений с природой.
2. Сформированное отношение к жизненным ценностным категориям, среди которых свобода, совесть, справедливость, братство и т.п., а также понимание прав человека и их значения.
3. Правильное отношение к обществу и его политическому устройству, понимание своей роли в этом обществе, а также осуществление патриотического воспитания.
4. Ценностное отношение к труду, позволяющие формировать базовую культуру личности в процессе воспитательной деятельности [55].
Здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста как часть их базовой культуры рассматривается нами с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития и как главное условие формирования у них здорового поведения.
Что касается современных представлений о компонентах здорового образа жизни у ребенка старшего дошкольного возраста, то предполагается наличие следующих составляющих:
— организация оптимального двигательного режима;
— соблюдение рационального питания;
— осуществление закаливающих процедур;
— соблюдение правил личной гигиены;
— сохранение положительных эмоций [36].
Следует отметить, что психологическая основа наличия потребности у ребенка соблюдать здоровый образ жизни в старшем дошкольном возрасте не проявляется. В связи с этим существует необходимость создание правильно организованной социальной среды для развития у детей данной потребности. В свою очередь, такой факт указывает на то, что микросреда дома и образовательного учреждения должны полностью отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, предполагать гигиену нервной системы, обеспечивать психологическую безопасность и формирование здоровых социальных отношений.
Важные направления, которые позволяют усваивать детям старшего дошкольного возраста привычки к ведению здорового образа жизни заключаются в следующем:
— организация совместной деятельности со взрослыми и сверстниками с целью передачи опыта и формирования примера для подражания;
— выполнение правил поведения, основываясь на усвоенные привычки [37].
При этом, решающим значением для детей будет выступать стимуляция со стороны взрослых вести здоровый образ жизни, которая должна отвечать потребностям дошкольников и быть адекватной их возрасту.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста должны осуществляться по следующим направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— развитие понимания детей о строении человеческого тела, назначении органов;
— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
— формирование навыков о том, что полезно и что вредно для организма;
— формирование элементарных навыков об окружающей среде;
— формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
— развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья [63].
Важную роль имеет питание, которое формирует дальнейший пищевой стереотип, закладывая типологические особенности взрослого человека. Это позволяет считать правильную организацию питания в детском возрасте как одну из важных составляющих состояния здоровья ребенка.
Рациональное питание является одним из важных факторов внешней среды, который определяет его нормальное развитие. Питание влияет на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья, повышает устойчивость к разного рода неблагоприятным воздействиям со стороны внешнего мира.
Таким образом, основными важными компонентами здорового образа жизни дошкольника являются – рациональный режим и правильное питание, рациональная двигательная активность и закаливание организма, а также сохранение стабильного психо-эмоционального состояния ребенка [69].
Отметим, что под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, который предусматривает правильное распределение времени и последовательность той или иной деятельности и отдыха.
Так, при соблюдении и правильном исполнении постепенно вырабатывается четкий ритм функционирования всего организма, что дает возможность создать самые лучшие условия для работы и восстановления, одновременно способствуя укреплению здоровья. Данное положение говорит о том, что режим дня следует соблюдать с первых дней жизни, так как от этого зависит здоровье и правильное развитие ребенка.
Важным моментом является то, что рациональный режим должен быть стабильным, но одновременно с этим динамичным, чтобы иметь возможность обеспечивать постоянную адаптацию к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. При этом, чем больше такой режим будет определяться исходя из особенностей биоритмического портрета ребенка, тем в лучше будут условия его физиологической системы, что в свою очередь будет положительно отражаться на его здоровье и настроении [73].
Среди важных факторов, которые предполагают формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста можно назвать организацию правильного двигательного режима. Следует отметить, что жизнь современного общества, особенно людей, проживающих в городской среде, характеризуется наличием высокого удельного веса гипонезии и гиподинамии. Особенно страдают от них дети дошкольного возраста, поскольку большую часть времени проводят перед телевизорами, планшетами, телефонами и т.п. В связи с этим существует необходимость в организации оптимального двигательного режима. Здесь важно учитывать исходное состояние ребенка, определять систематичность применяемых нагрузок, опираясь на принцип постепенности и последовательности [76].
Еще одним важным фактором, который следует рассмотреть в сфере здорового образа жизни, является закаливание.
Использование естественных сил природы, таких как солнце, воздух и воду, дают возможность сделать человека закаленным, успешно противостоять неблагоприятным факторам внешней среды, среди которых в первую очередь стоят переохлаждение и перегрев.
Так, закаливание является эффективным средством для укрепления здоровья человека. Одна из самых важных его ролей заключается в профилактике простудных заболеваний, так как закаленный человек, как правило, не простужается. Посредством закаливания происходит повышение неспецифической устойчивости организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая при этом иммунные реакции.
Еще одним важным фактором здорового образа жизни является личная гигиена. Так, сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены, которая заключается в комплексе мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, а также одеждой и обувью.
Уход за кожей тела необходимо осуществлять ежедневно, он заключается в мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ребенка необходимо приучить ежедневно принимать теплый душ или ванну перед сном. Руководство по гигиене ребенка рекомендует мыть голову 1-2 раза в 1-10 дней. Однако к решению этого вопроса нужно подходить индивидуально, подбирая моющие средства для волос в зависимости от их характера.
Уход за зубами так же представляет важную часть поддержания хорошего здоровья. А гигиенические требования, которые предъявляются к одежде, в первую очередь имеют направленность на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, поддерживания оптимального уровня температуры кожи и тела, влажности кожи и кожного дыхания. Для достижения данного требования необходимо использовать одежду из материалов с определенными физическими свойствами, среди которых воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводимость и т.п. [78].
Еще одним важным фактором здорового образа жизни является забота о психологическом здоровье ребенка. Специалисты говорят о том, что психофизическое здоровье и эмоционального благополучие детей в первую очередь зависит от среды, в который он живет и воспитывается. Само психическое здоровье является составным компонентом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, которые обеспечивают динамическое равновесие и возможность для ребенка выполнять свои социальные функции. Данное положение говорит о том, что необходимо создавать такие условия, которые смогут обеспечивать психологическое здоровье дошкольника. Важно гуманно относится к ребенку, создавая индивидуальный подход, который будет учитывать его личные особенности, обеспечивая тем самым психологический комфорт [79].
Деятельность дошкольного образования в области формирования здорового образа жизни регламентирует следующая нормативно-правовая база:
— Методические рекомендации «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике» (утверждены 23.03.1987 г.) [44].
— Приказ МЗ РФ №133 от 11.06.1993 г. «О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 20 апреля 1993 года №468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» [4].
— Приказ МЗ РФ №222 от 20.09.1993 г. «О мерах по реализации основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» [5].
ФГОС ДО «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…» (см. п.1.6 ФГОС ДО). «Физическое развитие включает приобретение опыта в … становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами…» (см. п. 2.6 ФГОС ДО) [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрено наличие такой образовательной области как «физическое развитие», которое направлено на реализацию следующих задач воспитания и образования дошкольников:
— формирование двигательного опыта, наряду с отработкой выполнения упражнений, необходимых для развития координации и гибкости ребенка;
— формирование правильной опорно-двигательной системы организма ребенка, координации и равновесия, формирование мелкой и крупной моторики, а также начальных спортивных навыков;
— становление целенаправленности и достижение саморегуляции ребенка в двигательной сфере;
— формирование ценностей здорового образа жизни и полезных привычек ребенка дошкольного возраста [49].
Следует обратить внимание на то, что формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста зарождается в семье, в условиях же детского сада, вследствие ежедневного соблюдения культурно-гигиенических требований представления о здоровом образе жизни продолжают формироваться и совершенствоваться (приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению), опираясь на системный подход в соответствии с ФГОС ДО.
Таким образом, структура здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста обуславливается, прежде всего, тремя аспектами, а именно: физическим, психическим и социальном. И на каждом из них необходимо соблюдать режимные моменты, поскольку именно в этом и заключается залог хорошего здоровья и гармоничного развития личности ребенка старшего дошкольного возраста. Причем, в процесс формулирования здорового образа жизни старших детей старшего дошкольного возраста должны быть привлечены не только педагоги и социальные работники дошкольной организации, но также и сами родители, поскольку именно в семье происходит зарождение базового здорового образа жизни.
В содержание деятельности дошкольника входят такие области культуры, которые реализуют базовые проявления личности, в том числе и культура здоровья. Это является организованным событием в результате чего происходит положительное социальное преобразование и саморазвитие личности ребенка.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы