Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Защита прав граждан потребителей в торговом обслуживании по законодательству Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общие положения о правах потребителей и их защите 8
1.1 История становления и развития института защиты прав потребителей 8
1.2 Государственная и общественная защита прав потребителей 17
Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации 23
2.1 Понятие и особенности договора розничной купли-продажи 23
2.2 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании 29
Глава 3. Анализ правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей 42
3.1 Порядок и способы защиты прав потребителей при покупке товара 42
3.2. Основные проблемы применения норм действующего законодательства в области защиты прав потребителей 53
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Введение:
Современное общество одним из своих достижений считает созданную систему защиты прав потребителей, наделяя их особым правовым статусом. Таким образом, общество допускает отход от всеобщего правила современного рыночного оборота, заключающегося в равенстве сторон сделки.
Особые правовые привилегии для потребителей обусловлены уязвимостью граждан. Для защиты прав и законных интересов потребителей, государством в федеральных законах, а также в отдельных подзаконных актах были установлены дополнительные гарантии, а также закреплены меры ответственности за нарушение прав потребителей. Таким образом, государство подчеркивает важность защиты прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (далее – Закон №2300-1 [3]) стал первым нормативным актом, которым были детально регламентированы права потребителя.
На протяжении последних лет наблюдается возрастание видов деятельности, в которых потребитель принимает активное участие. Указанная тенденция, в свою очередь, требует законодательного регулирования складывающихся взаимоотношений с участием потребителя. Следствием этого является увеличение числа нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты прав потребителе и их защиты, а также значительное количество различных научных исследований, посвященных анализу проблем, связанных с защитой прав потребителей.
Выделение такого института как права потребителей и их защита и, соответственно, регулирующего его законодательства и установление стабильных и сбалансированных гражданско-правовых взаимоотношений с участием потребителя имеет важное значение в Российской Федерации, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Несмотря на существование Закон №2300-1, предусматривающего необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора отсутствует.
В свете новых тенденций на потребительском рынке, таких как стремительное развитие дистанционной торговли, вопросы защиты прав потребителей становятся особенно актуальны, об этом же свидетельствует и статистика Судебного департамента при Верховном суде РФ, согласно которой за 2019 года всего судами было рассмотрено 1278435 дел по обращениям о защите прав потребителей [34].
Среди актуальных проблем реализации защиты прав потребителей стоит отметить, прежде всего, несовершенство норм основного источника Закона РФ «О защите прав потребителей» и пробелы в его регулировании, необходимость внесения изменений в муниципальное регулирование сферы защиты прав потребителей, несоразмерность ответственности за нарушение в данной области существующим экономическим реалиям, а также рост потребительского экстремизма.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Объектом исследования выступают правовые нормы законодательства, регулирующие права потребителей в торговом обслуживании.
Предметом являются права потребителей, формы защиты их прав и правовые нормы, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей.
Целью данной работы является комплексный анализ правового механизма защиты прав потребителей в торговом обслуживании в современном российском законодательстве.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить историю становления и развития института защиты прав потребителей;
2. рассмотреть вопросы государственной и общественной защиты прав потребителей;
3. определить понятие и особенности договора розничной купли-продажи;
4. исследовать основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании;
5. проанализировать порядок и способы защиты прав потребителей при покупке товара;
6. выявить основные проблемы и сложности применения норм действующего законодательства в области защиты прав потребителей и внести предложения по их решению.
Нормативно-правовую основу работы составляют: Конституция РФ, непосредственно часть первая Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. № 51–ФЗ (далее по тексту – ГК РФ [2]) и Закон «О защите прав потребителей» [3], иные кодексы и федеральные законы, а также постановления Правительства РФ и нормативные акты субъектов РФ.
Эмпирической базой исследования явились Постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также решения судом апелляционной инстанции и судом первой инстанции.
Были исследованы труды таких юристов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского права, как: А.А.Райлян [71], который фактически впервые наиболее полно систематизировал и сформулировал основы потребительского права, будучи деканом юридического факультета Вологодского государственного педагогического института он ввел в программу обучения курс потребительского права и издал учебно-методическое пособие «Основы защиты прав потребителей», рекомендованное Департаментом общего среднего образования Министерства образования и науки России; В.В.Богдан [41], разрабатывающая предложения по совершенствованию законодательства при необходимости соблюдения правового баланса интересов потребителей и предпринимателей.
Также проанализированы работы следующих специалистов в данной сфере: С.Ю.Баранов, С.Г.Бунина, Е.А.Войтенков, Г.А.Жолобова, А.Ю.Зак, Е.Б.Казакова, Э.Г.Корнилов, М.Н.Малеина, Е.В.Накушнова, Е.В.Науджина, В.В.Панюкова, С.Г.Пепеляев, А.И.Шехтер, А.М. Эрделевский и др.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания и системный подход. Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, исторический метод, заключающийся в изучении становления и развития потребительского законодательства и потребительского движения. Были применены такие логические приемы, как синтез, индукция, дедукция, обобщение, а также прогнозирование в части исследования перспектив развития защиты прав потребителей при принятии законодательных поправок и нововведений.
В процессе исследования применялись частно-научный статистический метод и частно-правовой метод восполнения пробелов в праве.
Заключение:
Из проведенного комплексного анализа правового механизма защиты прав потребителей в российском законодательстве можно сделать следующие выводы.
Понятие «потребитель» в самом общем виде начало формироваться в древности вместе с зарождением первых задатков потребительского регулирования в первых источниках права и продолжало развиваться веками вместе с государственностью.
Потребительское законодательство РФ сохранило в себе определенные недостатки, не устраненные в период формирования. В XX веке существовало большое количество противоречащих ведомственных актов. На данный момент отрасль представляет собой совокупность межотраслевых актов, не дополняющих, а усложняющих структуру в целом. Также существовавшая в прошлом веке, концепция «потребитель все слопает», к сожалению, имеет место и сейчас.
Становление потребительского движения в 90-е годы сыграло огромную роль в создании новых отношений продавца и потребителя. Советский человек боялся, что его засудят, даже когда на самом деле был прав. С первым выигранным делом началась эволюция потребительского сознания, граждане стали осознавать себя в качестве потребителей, имеющих права, которые необходимо отстаивать. Сейчас потребительские организации также играют весомую роль в развитии защиты прав потребителей.
Рассмотрев права потребителей на качество, безопасность, информацию, возмещение вреда и просвещение, были разработаны следующие предложения по усилению их реализации.
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено наличие пяти гражданско-правовых способов защиты: компенсация морального вреда, самозащита права, взыскание неустойки, изменение или прекращение правоотношения и возмещение убытков. Для эффективности применения компенсации морального вреда как способа защиты прав потребителей, она должна основываться не только на его правовом значении, но и на социальном, отвечать основополагающим принципам добросовестности и справедливости, которые должны быть отражены в Законе «О защите прав потребителей». Исходя из этого предлагается дополнить редакцию статьи 15 Закона следующей формулировкой:
«При определении размера компенсации морального вреда суд должен исходить из основополагающих принципов добросовестности, разумности и справедливости».
К недостаткам было отнесено и отсутствие понятие «убытки» в Законе, что затрудняет их квалификацию. Преамбулу Закона «О защите прав потребителей» предлагается дополнить следующим понятием:
«убытки – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».
Среди проблем в сфере защиты прав потребителей выявлена проблема необходимости модернизации Закона «О защите прав потребителей». В связи с этим предлагаются следующие пути решения проблемы и законодательные новеллы. Статью 8 Закона РФ «О защите прав потребителей», имеющую явно недостаточную характеристику формы доведения информации до потребителя: «в наглядной и доступной форме», представляется необходимым конкретизировать и установить нормативные рамки, поскольку в данном случае не учтены недобросовестные способы подачи информации. К таким способам относится очень мелкий, практически нечитаемый шрифт. Следует дополнить статью 8 Закона пунктом 3 следующего содержания:
«Сведения о составе продуктов питания, весе (объеме), дате и месте изготовления указываются на этикетках с использованием шрифта, размер которого должен быть не менее двух миллиметров, четко различаемого и выделяющегося на любом фоне».
Развитие Закона в части дистанционной торговли явно не поспевает за сегодняшними реалиями, активный рост данного вида торговли начался еще в 2001 году, соответствующие регулирующие нормы были включены в Закон в 2004 году, Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены и вовсе только в 2007 году. С целью обезопасить потребителей от недобросовестных продавцов предлагается включить в пункт 2 статьи 26.1 о дистанционном способе продаж Закона «О защите прав потребителей» дополнительную информацию о продавце и изложить в следующем виде:
«Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора».
Также стоит законодателям рассмотреть возможность создания обязательных бесплатных торговых реестров Интернет-магазинов, в которых будут содержаться актуальные сведения о наименовании, адресе, ОГРН, контактных телефонах и ответственных лицах продавцов.
Выявлена необходимость раскрыть понятие «исключительные случаи», относящееся к основанию уменьшения неустойки для унифицированного применения. Для этого необходимо конкретизировать второй абзац пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следующим образом:
«Применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях, когда поведение самого потребителя, который, вопреки принципу добросовестности, не обращается в суд после получения отказа в удовлетворении требований со стороны своего контрагента без объективных причин, что способствует увеличению размера неустойки, с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым».
Неоднозначное толкование в правоприменительной практике норм об использовании Перечня № 55 при заключении дистанционного договора, в том числе и электронного договора розничной купли – продажи порождает многочисленные споры. Принятие Федерального закона «Об электронной торговле» способствовало бы развитию электронной торговли в России, закреплению основных прав и обязанностей ее участников, их защите, а также контролю за соблюдением основных правил осуществления предпринимательской деятельности в данной области.
Фрагмент текста работы:
<p>Современное общество одним из своих достижений считает созданную систему защиты прав потребителей, наделяя их особым правовым статусом. Таким образом, общество допускает отход от всеобщего правила современного рыночного оборота, заключающегося в равенстве сторон сделки. <br />Особые правовые привилегии для потребителей обусловлены уязвимостью граждан. Для защиты прав и законных интересов потребителей, государством в федеральных законах, а также в отдельных подзаконных актах были установлены дополнительные гарантии, а также закреплены меры ответственности за нарушение прав потребителей. Таким образом, государство подчеркивает важность защиты прав потребителей. <br />Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (далее – Закон №2300-1 [3]) стал первым нормативным актом, которым были детально регламентированы права потребителя. <br />На протяжении последних лет наблюдается возрастание видов деятельности, в которых потребитель принимает активное участие. Указанная тенденция, в свою очередь, требует законодательного регулирования складывающихся взаимоотношений с участием потребителя. Следствием этого является увеличение числа нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты прав потребителе и их защиты, а также значительное количество различных научных исследований, посвященных анализу проблем, связанных с защитой прав потребителей.<br />Выделение такого института как права потребителей и их защита и, соответственно, регулирующего его законодательства и установление стабильных и сбалансированных гражданско-правовых взаимоотношений с участием потребителя имеет важное значение в Российской Федерации, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы. <br />Несмотря на существование Закон №2300-1, предусматривающего необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора отсутствует. <br />В свете новых тенденций на потребительском рынке, таких как стремительное развитие дистанционной торговли, вопросы защиты прав потребителей становятся особенно актуальны, об этом же свидетельствует и статистика Судебного департамента при Верховном суде РФ, согласно которой за 2019 года всего судами было рассмотрено 1278435 дел по обращениям о защите прав потребителей [34]. <br />Среди актуальных проблем реализации защиты прав потребителей стоит отметить, прежде всего, несовершенство норм основного источника Закона РФ «О защите прав потребителей» и пробелы в его регулировании, необходимость внесения изменений в муниципальное регулирование сферы защиты прав потребителей, несоразмерность ответственности за нарушение в данной области существующим экономическим реалиям, а также рост потребительского экстремизма.<br />Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.<br />Объектом исследования выступают правовые нормы законодательства, регулирующие права потребителей в торговом обслуживании. <br />Предметом являются права потребителей, формы защиты их прав и правовые нормы, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей. <br />Целью данной работы является комплексный анализ правового механизма защиты прав потребителей в торговом обслуживании в современном российском законодательстве. <br />Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:<br />1. изучить историю становления и развития института защиты прав потребителей;<br />2. рассмотреть вопросы государственной и общественной защиты прав потребителей;<br />3. определить понятие и особенности договора розничной купли-продажи;<br />4. исследовать основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании;<br />5. проанализировать порядок и способы защиты прав потребителей при покупке товара;<br />6. выявить основные проблемы и сложности применения норм действующего законодательства в области защиты прав потребителей и внести предложения по их решению.<br />Нормативно-правовую основу работы составляют: Конституция РФ, непосредственно часть первая Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. № 51–ФЗ (далее по тексту – ГК РФ [2]) и Закон «О защите прав потребителей» [3], иные кодексы и федеральные законы, а также постановления Правительства РФ и нормативные акты субъектов РФ. <br />Эмпирической базой исследования явились Постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также решения судом апелляционной инстанции и судом первой инстанции.<br />Были исследованы труды таких юристов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского права, как: А.А.Райлян [71], который фактически впервые наиболее полно систематизировал и сформулировал основы потребительского права, будучи деканом юридического факультета Вологодского государственного педагогического института он ввел в программу обучения курс потребительского права и издал учебно-методическое пособие «Основы защиты прав потребителей», рекомендованное Департаментом общего среднего образования Министерства образования и науки России; В.В.Богдан [41], разрабатывающая предложения по совершенствованию законодательства при необходимости соблюдения правового баланса интересов потребителей и предпринимателей.<br />Также проанализированы работы следующих специалистов в данной сфере: С.Ю.Баранов, С.Г.Бунина, Е.А.Войтенков, Г.А.Жолобова, А.Ю.Зак, Е.Б.Казакова, Э.Г.Корнилов, М.Н.Малеина, Е.В.Накушнова, Е.В.Науджина, В.В.Панюкова, С.Г.Пепеляев, А.И.Шехтер, А.М. Эрделевский и др.<br />Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания и системный подход. Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, исторический метод, заключающийся в изучении становления и развития потребительского законодательства и потребительского движения. Были применены такие логические приемы, как синтез, индукция, дедукция, обобщение, а также прогнозирование в части исследования перспектив развития защиты прав потребителей при принятии законодательных поправок и нововведений.<br />В процессе исследования применялись частно-научный статистический метод и частно-правовой метод восполнения пробелов в праве.<br /><br /><br /></p>