Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Защита коммерческой тайны как основа экономической безопасности современного предприятия.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
<p>Содержание 3<br />Введение 4<br />1 Общая характеристика защиты коммерческой тайны как основы экономической безопасности предприятия 6<br />1.1 Теоретические аспекты коммерческой тайны 6<br />1.2 Механизмы защиты коммерческой тайны 20<br />1.3 Коммерческая тайна, как составляющая экономической безопасности предприятия 27<br />2 Диагностика защиты коммерческой тайны на предприятии ИП «Кулиева М.Г.» 33<br />2.1 Общая характеристика предприятия 33<br />2.2 Характеристика финансово-экономических показателей предприятия 41<br />2.3 Оценка технологий защиты коммерческой тайны на предприятии 49<br />3 Рекомендации по улучшению защиты коммерческой тайны на предприятии ИП «Кулиева М.Г.» 60<br />3.1 Усовершенствование технологий допуска работников к коммерческой тайне на предприятии 60<br />3.2 Формирование информационной системы защиты коммерческой тайны на предприятии 66<br />Заключение 72<br />Список использованной литературы 76</p>
Введение:
Актуальность темы. В процессе управления предприятием ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно сказывается на его экономической безопасности. На сегодня процесс удачного функционирования и экономического развития предприятий в России во многом зависит от улучшения механизма деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности.
Постиндустриальное общество характеризуется усилением роли и значения информации в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Информация становится нематериальным активом, который определяет содержание деятельности и прибыль предприятия; важной составляющей информации на предприятии является коммерческая тайна, а ее защита является значимым направлением обеспечения экономической безопасности предприятия.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам экономической безопасности посвящены работы многих отечественных ученых по экономике и интеллектуальной собственности Г. Андрощук, Т. Васильцева, Л. Пашнюк и др. Коммерческая тайна исследовалась в работах ученых-юристов: М. Галянтич, Ю. Капицы, А. Трагнюк и др.
Однако, несмотря на многочисленные научные публикации и нормативно-правовое закрепление во многих законодательных актах, правовой статус коммерческой тайны как составляющей экономической безопасности предприятия, а также механизм ее защиты требует детальной характеристики, что и обуславливает актуальность выбранной тематики.
Объектом исследования является предприятие ИП «Кулиева М.Г.».
Предметом исследования выступает защита коммерческой тайны на предприятии ИП «Кулиева М.Г.» и ее влияние на экономическую безопасность предприятия.
Целью работы является исследование защиты коммерческой тайны как основы экономической безопасности современного предприятия.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты коммерческой тайны;
— рассмотреть механизмы защиты коммерческой тайны;
— охарактеризовать роль коммерческой тайны в экономической безопасности предприятия;
— дать общую характеристику предприятия;
— проанализировать финансово-экономические показатели предприятия;
— оценить технологии защиты коммерческой тайны на предприятии;
— предложить пути усовершенствования технологий допуска работников к коммерческой тайне на предприятии;
— предложить принципы формирования информационной системы защиты коммерческой тайны на предприятии.
При написании работы были использованы такие методы исследования как: системный, метод изучения документации, методы анализа и синтеза.
В ходе написания курсовой работы была использована следующая информационная база: нормативно-правовые документы, работы отечественных авторов, источники периодической печати, а также интернет ресурсы и документация предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Заключение:
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможны противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по разным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации предполагает целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.
Учитывая украинскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями: законодательный; физическая защита — охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование помещений закрывающихся сейфов, шкафов и т.д.; организационный.
На проанализированном предприятии с целью защиты коммерческой информации разработаны Инструкция по обеспечению сохранности коммерческой тайны, Положение о коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны, Памятка работнику о сохранении коммерческой тайны, Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
Также на предприятии ведется работа с кадрами, которая предполагает активную работу по набору проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. с обязательным учетом личных данных и проверочных результатов тестирования. На предприятии следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушение.
В практике работы с персоналом руководителям предприятия можно порекомендовать проверять не только хранение сотрудниками коммерческой тайны, но и отношение их к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, лишний «интерес» к других подразделений. Кроме того, необходимо уделять внимание таким человеческим факторам, как: внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений; изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха, резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости. Для поддержания высокого уровня защищенности экономических интересов предприятия целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности. Кроме того, необходимо проводить такую внутреннюю политику, чтобы минимизировать количество недовольных работников (служебным положением, оплатой труда и т.д.) и особенно стараться сохранять хорошие отношения с работниками, которые увольняются. В этом случае вероятность утечки информации будет снижена.
Обязательным условием эффективной системы экономической безопасности является формирование собственной картотеки клиентов с разбивкой по степени их надежности.
Предлагается, прежде всего, особое внимание уделить разработке положения о коммерческой тайне, которое имеет основное значение в системе правовой защиты информации от несанкционированного доступа. Содержание такого документа имеет раскрывать общие положения в сфере защиты информации, принципы и процедуру разграничения доступа к такой информации, порядок приема, регистрации, инвентаризации и учета носителей информации, содержащей коммерческую тайну. В этом положении также прописывается механизм обеспечения сохранности информации, составляющей коммерческую тайну, в частности детализируется процедура обеспечения доступа к коммерческой тайне посторонних лиц (в том числе проверяющих органов). В такого рода документах рекомендуется закреплять правило, согласно которому посторонние лица допускаются к ознакомлению с документами, содержащими коммерческую тайну, с разрешения руководителя при обязательном наличии письменного запроса. Права и обязанности работника по неразглашению коммерческой тайны закрепляются в обязательстве, которое он подписывает и на основании которого в случае нарушения нести предусмотренную ответственность, о которой предупрежден, а также обязательства работников о нераспространении такого рода информации. Кроме того, предлагается прописывать порядок распространения коммерческой тайны, а также процедуру исключения информации из перечня коммерческой тайны.
Иногда на предприятии отдельным документом может разрабатываться договор о неразглашении коммерческой тайны. Возможны также разработки отдельной инструкции по соблюдению режима неразглашении коммерческой тайны работниками предприятия. Все указанные формы сохранения информации, составляющей коммерческую тайну, имеют очень важное значение, поскольку является юридической основой для привлечения к ответственности работника, если имело место разглашение им информации, составляющей коммерческую тайну.
Проведенный анализ проблемы правовой защиты коммерческой тайны позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей законодательной, научно-исследовательской работы и постоянной разработки практических рекомендаций по совершенствованию системы организации защиты такого рода информации.
Разработка эффективных способов защиты коммерческой информации на предприятии позволяет избежать таких проблем как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов главным источником утечки конфиденциальной информации, является персонал предприятия. Причем действия его, в подавляющем большинстве случаев, носят сознательный характер. Они могут быть обусловлены, например, желанием отомстить за несправедливость со стороны руководства, корыстными мотивами.
Поэтому для предприятия очень важно зафиксировать индивидуальную ответственность сотрудников за доверенную им коммерческую тайну. Осуществляется это путем оформления допуска к коммерческой тайне при приеме на работу или переводе на соответствующую должность.
Осознание сотрудником возможности наказания за разглашение коммерческой тайны играет важную роль в профилактике, ее утечки.
Осуждение со стороны сотрудников одинакового уровня может быть более действенным, чем со стороны руководства.
Таким образом, система организации защиты коммерческой тайны предприятия включает в себя комплекс заранее разработанных на определенный срок мер, охватывающих совокупность всех видов деятельности, направленных на совершенствование обеспечения сохранности информации с учетом изменений внешних и внутренних условий и прописание конкретным лицам или подразделениям определенный порядок действий.
Фрагмент текста работы:
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Теоретические аспекты коммерческой тайны
Необходимость изучения вопросов защиты коммерческой тайны, грамотного формирования режима коммерческой тайны на предприятии как основы экономической безопасности обусловлено возрастающим числом инцидентов на предприятиях, связанных с утратой конфиденциальной информации.
Коммерческая тайна – информация, которая имеет важную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании, и ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности [5, с. 114]. Коммерческая тайна выступает в двух степенях взаимосвязи с теневой экономикой. С одной стороны, под видом коммерческой тайны могут скрываться теневые и противозаконные процессы, т.е. коммерческая тайна может находиться внутри теневого сектора или служить ему прикрытием, а с другой стороны, коммерческая тайна, является объектом посягательств со стороны лиц, которые желают завладеть ценными сведениями, которые им не принадлежат, т.е. в этом случае на нее направлено действие теневых аспектов снаружи.
Обратимся к форме взаимосвязи коммерческой тайны и теневой экономики, когда коммерческая тайна выступает объектом воздействия со стороны недобросовестных предпринимателей. Примеры из истории показывают, что кража коммерческой тайны, как отдельных предпринимателей, корпораций, так и целых государств, послужила повышению эффективности бизнеса, подъему экономики целых стран [15]. Их шпионы успешно завладевали плодами длительных и дорогостоящих усилий промышленных компаний других стран в исследованиях и разработках.
Коммерческая тайна – предмет правового регулирования Гражданского кодекса РФ [7], Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [24], Федерального закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [23] и иных федеральных законов.
Согласно закрепленному в статье 3 Закона № 98-ФЗ определению, коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [23].
К информации, которая «требует тишины», относятся имеющие коммерческую ценность сведения не только экономического, но также организационного, управленческого, технического и производственного характера. Секретная информация может храниться в организации на совершенно разных носителях – от простой бумаги до жестких дисков компьютеров [29].
Нужно понимать, что информационная система любой крупной организации имеет множество подсистем и представляет собой достаточно сложную структуру. А приоритетной задачей при внедрении новых подсистем в систему (в целях развития организации в целом, например, путем расширения территорий присутствия) является не нарушить ее функциональность. Формирование системы информационной безопасности любой организации должно происходить поэтапно.
Секрет производства, или ноу-хау (от английского «knowhow» — «знать как») является относительно «молодым» институтом гражданского права для российской правовой действительности. Относительно правовой природы ноу-хау в научной доктрине между исследователями нередко возникают споры. В частности, неоднозначен вопрос о понятии содержания «ноухау».
Например, В.В. Гаврилова отмечает, что ноу-хау – это конфиденциальная информация, которая в соответствии с законодательством РФ охраняется коммерческой тайной и, имеющая реальную ценность вне зависимости от того, приобрела ли она статус известности для третьих лиц [3].
Д.Д. Ландо считает необходимым исключить из перечня объектов интеллектуальной собственности те объекты, составляющие ноу-хау, которые не являются результатом творчества [17].
О.С. Матюкова понимает под ноу-хау – объект права, который является одновременно и объектом интеллектуальной собственности, и информацией [18]. Мы согласны с позицией О.С. Матюковой, которая отмечает, что ноу-хау – это, прежде всего, конфиденциальная информация, которая представляет собой разновидность информации и тесно взаимосвязана с коммерческой тайной.
Законодатель относит ноу-хау к объектам интеллектуальной собственности, что является важным аспектом в рамках нашей квалификационной работы. ГК РФ определяет ноу-хау (секрет производства) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны [8].
Исходя из определения, содержащегося в ст. 1465 ГК РФ можно сделать вывод, что секрету производства присущи определенные признаки.
1. Нематериальность ноу-хау. К такому объекту интеллектуальной собственности нельзя применить правомочие владения, так как невозможно физически обладать идеями. К тому же вещное правомочие пользование также неприменимо к ноу-хау, поскольку такой объект не будет потребляться в процессе пользования;
2. Секрет производства представляет собой сведения, причем характер таких сведений может быть любым, так как перечень, приведенный в ч.1 ст. 1465 ГК РФ не является закрытым. Такие сведения должны иметь коммерческую ценность, в связи с тем, что неизвестны третьим лицам. Определяя коммерческую ценность, имеется в виду то, что обладатель секрета производства получает преимущества при осуществлении своей деятельности перед конкурентами, не обладающими ноу-хау [38]. Помимо того, что обладание секретом производства приносит материальную выгоду, существует мнение, что результаты творческой деятельности человека, полученные с использованием ноу-хау, могут приносить и моральное удовлетворение;
3. Обладатель ноу-хау должен предпринимать разумные меры по охране конфиденциальности сведений. На сегодняшний день, наиболее эффективной мерой охраны секрета производства является введение относительно его режима коммерческой тайны;
4. Нельзя не упомянуть такой признак, как творческий характер работы, в результате которой образуется ноу-хау. Такой объект не может быть заимствован из иных источников, а для его использования часто необходимо обладание специальными знаниями в области науки, техники;
5. Отсутствие свободного доступа со стороны третьих лиц к сведениям, составляющим ноу-хау на законных основаниях, также будет являться критерием, определяющим содержание понятия «секрет производства». В данном случае сведения, составляющие ноу-хау, не могут быть обнародованы в каких-либо источниках информации (например, в СМИ, сети Интернет, в печатных изданиях и т.п.); третьи лица не имеют права на свободный доступ на предприятие, к оборудованию, использующих технологии ноу-хау и непосредственно к информации, составляющей ноу-хау (в электронном виде, или на печатном носителе и т.п.) [30]. Кроме того, у третьих лиц отсутствует возможность без каких-либо дополнительных усилий понять сущность секрета производства только лишь исходя из факта применения объекта, созданного с использованием технологии ноу-хау (к примеру, технологии изготовления товара).
Исходя из положений ГК РФ, секрет производства (ноу-хау) относится к объектам интеллектуальной собственности, и в отношении них признается исключительное право.
Таким образом, секрет производства и права на него существуют только до тех пор, пока сведения, его составляющие, не известны третьим лицам. Разумеется, исключительное право на секрет производства может быть передано другому лицу на основании договора, однако, это не исключает тот факт, что сведения должны оставаться неизвестными для третьих лиц и входить в режим ограниченного доступа, включающим коммерческую тайну предприятия.
Сведения, которые входят в состав коммерческой тайны, могут быть связаны не только с различными секретами производства, но и с его финансовой деятельностью. Так, важное значение играет информация о доходах и расходах предприятия, его финансовом положении. Её разглашение может вызвать различные негативные последствия. Например, снижение доходов и увеличение расходов предприятия может вызвать отток инвестиций, отказ в выдаче кредитов, снижение привлекательности предприятия как места работы.
Киберпреступность, хакерские атаки – это все плоды научно-технического прогресса и развития цивилизации [20]. Разведка конкурентов, в некоторых источниках называемая конкурентной разведкой, включает в себя тайные операции по сбору финансовых и внутри корпоративных сведений, данных о производстве, технических и научных сведений, информации о маркетинге и юридических сведений. Ее целями являются:
1) Обеспечение получения своевременной, точной и подробной информации о возможностях и значимых решениях основных конкурентов;
2) Определение путей, которыми главные конкуренты могут нанести ущерб текущим интересам данной компании;
3) Осуществление мониторинга и получение достоверной и полной информации относительно ситуации и соприкосновения интересов в конкурентной и смежных областях на рынке, которые могли бы повлиять на интересы данной компании;
4) Накопление полной и достоверной информации относительно политической, экономической, юридической, социальной, научной систем, затрагивающих конкурентные возможности данной фирмы;
5) Достижение эффективности и устранение дублирования усилий в сборе, анализе и сортировке разведывательных данных всей компании [22].
Выделим методы, помогающие очертить круг сведений, составляющих коммерческую тайну. Первый метод – тотальный. В этом случае организация делает коммерческой тайной абсолютно все, естественно, кроме сведений, прямо запрещенных скрывать по закону [33]. По мнению специалистов, этот метод наименее эффективен. Ведь фирма не сможет защитить информацию полностью. К тому же из-за режима полной секретности будет затруднена работа компании.
Второй метод – так называемый «заимствованный» [36]. Фирма узнает, какого рода сведения партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогично у себя. Минусы этого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует. А что хорошо для одной компании, может не работать в другой. Однако это довольно популярный способ у небольших компаний.
Третий метод – аналитический. Здесь собственник и руководство фирмы ставят себя на место конкурентов и недоброжелателей. Они анализируют, какая именно информация могла бы их заинтересовать [37, с. 219].
Следующий метод – экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Естественно это эффективный, но в то же время и дорогой способ.
И последний способ – «метод пазлов». Здесь гриф «коммерческая тайна» ставится не только на те данные, которые в реальности являются коммерчески ценными [26, с. 174].
Таким образом, снижается вероятность незаконного овладения коммерческой тайной, так как она замаскирована под малозначимые сведения. Все методы имеют как преимущества, так и недостатки. Их практическое применение должно соответствовать условиям реальности, разумности и необходимости.
Собственники организаций уделяют вопросу коммерческой тайны отдельное внимание, поручая сотруднику кадровой службы брать с каждого работника подписку о неразглашении коммерческой тайны.
Все нормативные документы и акты, которые направлены на формирование и обеспечение эффективной системы защиты информационной безопасности организации будут недееспособными, если не будет учитываться человеческий фактор, который, как правило, и является угрозой для сохранения коммерческой тайны [10]. Любой сотрудник организации, имеющий доступ к сведениям, содержащим коммерческую тайну является основной силой ее обеспечения и разрушения.
На текущий момент, когда уровень конкуренции высок, рынок переполнен организациями, которые идут на все для того, чтобы удержать свои позиции на нем, защищаемая информация составляет неограниченную ценность.
Существуют внешние и внутренние угрозы для такой информации. Внешними являются различные вирусные атаки, хакеры, спам. Организации постоянно находят улучшенные варианты обеспечения защиты информации от такого рода разрушителей [6].
Внутренними же угрозами для информации, составляющей коммерческую тайну являются сотрудники: саботаж, похищение конфиденциальных данных, небрежное отношение к своим должностным обязанностям. Свыше 80 % потерь, связанных с нарушением информационной безопасности, допущены сотрудниками организаций [11].
Для человека умение хранить секреты – одно из самых важнейших и ценнейших качеств. Так же, и для любой организации, критическое важно сохранение корпоративных сведений. С некоторых пор промышленный шпионаж начал приносить огромные деньги, фактически все крупные организации готовы за немыслимые суммы покупать разработки своих конкурентов поскольку понимают, что расходы на такую покупку будут возмещены будущими доходами [9].
Для каждой организации на первое место должен становиться вопрос о регулировании режима коммерческой тайны. Трудовым договором должны предусматриваться обязательства сотрудника по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.
Трудовой кодекс Российской Федерации указывает способы, которые организация может применять для защиты коммерческой тайны по отношению к своим работникам. Например, в статье 81 ТК РФ [34] указано, что работодатель имеет право расторгнуть трудовые отношения в случае, когда сотрудник разгласил охраняемую законом коммерческую тайну.
Помимо Трудового кодекса РФ, информацию об ответственности за сбор, хранение и распространение сведений, составляющих коммерческую тайну, содержит Уголовный кодекс РФ. В частности, статья 183 УК РФ [35] «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
Наличие заключенного трудового контракта между работником и работодателем со специальным разделом, посвященным правовому регулированию вопросов охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, позволяет работодателю создать надежный механизм защиты фирменных секретов от посягательств со стороны действующего персонала организации, а также бывших работников, прекративших свою деятельность по различным обстоятельствам [15]. Установка правовых основ защиты коммерческой тайны и иной информации, имеющей коммерческую ценность, сегодня является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности.
Е.С. Мишихина и Р.Н. Салиев в своей работе «Режим коммерческой тайны как гарантия успеха компании» выделяют три фактора, способствующих нарушению режима коммерческой тайны третьими лицами.
Первая группа включает экономические факторы. Действительно попытки прибегнуть к промышленному шпионажу возникают тогда, когда кажется более выгодно завладеть коммерческой тайной других, нежели тратить усилия на собственные исследовательские работы, нововведения или долгосрочное развитие. Исключить факторы экономической группы, практически невозможно. При любых условиях использовать чужое уже готовое ноу-хау без затрат на его создание и апробирование, будет экономически более эффективно [19].
Наказание за нарушение коммерческой тайны диктуется нормами законодательства: Гражданским кодексом РФ [7], ФЗ «О коммерческой тайне» [23]. Предусматривая как административное, так и уголовное наказание, однако, они несовершенны в плане оценки нанесенного вреда. Данный круг проблем включает вторая группа причин расцвета экономического шпионажа – юридические. Хотя достоверно оценить понесенные компанией убытки вследствие кражи коммерческой тайны, задача сложная, угроза уголовной ответственности – это достаточно веский аргумент.
Вероятность осуждения – это именно та переменная, на величину которой может влиять и государство, регулируя взаимоотношения по поводу обращения коммерческой тайны, и сам собственник секрета, организуя безопасность своей интеллектуальной собственности. Благодаря грамотно построенной системе охраны коммерческой тайны и службы по работе с персоналом, во-первых, предотвращается утечка коммерчески ценных сведений, и, во-вторых, облегчается проведение расследования, если преступление все же было совершено.
Вторая группа – юридические факторы, как было отмечено выше, в качестве истоков экономического шпионажа выделяет несовершенство законодательства, регулирующего сферу коммерческой тайны. Действующее законодательство, с одной стороны дает собственнику свободу выбора предмета коммерческой тайны, а с другой, накладывает на него обязанность самостоятельной охраны своего секрета. Это порождает множество спорных моментов. Российские судебные органы еще не наработали достаточного опыта по рассмотрению дел, связанных с коммерческими секретами, вследствие молодости самого института коммерческой тайны в современной истории нашей страны [1].
Третья группа, как ни парадоксально это выглядит, включает факторы научно-технического прогресса. Действительно, если в древние времена, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну или от мастера к ученику, как правило, в устной форме и путем длительного обучения, кража коммерческого секрета была затруднительна, то благодаря изобретению сначала письменности, а затем информатизации и компьютеризации, похищение коммерческой тайны не занимает ни много времени (копирование вместо переписывания или заучивания информации), ни места (флеш-карта вместо бумаги) [10, с. 187].
Опасность для компании могут представлять не только её конкуренты, но также и непосредственно её работники или контрагент, имеющие доступ к конфиденциальной информации. Работники, которые имеют доступ к сведениям, представляющую коммерческую тайну, являются наиболее потенциальными нарушителями режима. Кроме того, недобросовестные работники, ознакомившись с устройством предприятием, имеют возможность использовать такие же корпоративные решения для создания своего бизнеса после увольнения. Важным значением тут обладают успешные бизнес-решения и идеи [37, с. 207].
Рассмотрев эти угрозы, можно сделать вывод о месте режима коммерческой тайны в процессе обеспечения экономической безопасности предприятия (это и будет по сути обоснование актуальности вопроса защиты коммерческой тайны с точки зрения экономической безопасности).
Под режимом коммерческой тайны на предприятии понимают режим ограниченного доступа к такой информации, с помощью которой её обладатель может увеличить доходы, снизить какие-либо расходы, укрепиться на рынке или получить иную коммерческую выгоду.
Режимом коммерческой тайны не могут охраняться сведения, содержащиеся в учредительных документах, о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов и др.Сведения, относящиеся к коммерческой тайне, являются составляющими нематериальных активов предприятия, которые отражаются в бухгалтерской отчетности предприятия [28].
Для каждой современной организации одним из важнейших вопросов, на наш взгляд, должен становиться вопрос о создании и обеспечении режима коммерческой тайны.
К обязательным мерам, направленным на установление режима коммерческой тайны относятся:
— Определение перечня информации, составляющего коммерческую тайну;
— Ограничение доступа к такому виду информации, способом утверждения индивидуального порядка ее использования, а также установление контроля за соблюдением данного режима;
— Ведение журнала лиц, которыми был получен доступ к секретной информации;
— Определение важности коммерческой информации для предприятия;
— Обязательное подписание соглашения о неразглашении коммерческой информации при приеме сотрудника в штат организации;
— Все материальные носители информации в обязательном порядке помечаются грифом «Коммерческая тайна» с указанием владельца данного вида информации [9].
Следует отметить, что защита одной из разновидностей конфиденциальной информации, такой как коммерческая тайна, не должна нарушать общей концепции информационной безопасности, выработанной в организации [21]. Для создания режима коммерческой тайны организация должна пройти некоторые этапы.
1) Создание и закрепление перечня информации, которая составит коммерческую тайну. На данном этапе организация должна установить перечень тех сведений, которые составляют коммерческую тайну. Стоит учесть, что некоторые нормативные правовые акты ограничивают этот режим;
2) Регламентирование порядка использования конфиденциальной информации. Организация должна установить порядок использования информации, которая составляет коммерческую тайну;
3) Установка перечня должностных лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации. Необходима разработка перечня должностей сотрудников организации, которые имеют доступ к конфиденциальной информации, которые могут вести ее учет;
4) Фиксация норм о режиме коммерческой тайны в должностных инструкциях сотрудников, имеющих доступ к ней. В должностных инструкциях сотрудников, которые имеют доступ к информации, которая составляет коммерческую тайну, должны быть отражены обязанности по ее обеспечению;
5) Нанесение на материальные носители коммерческой информации грифа «Коммерческая тайна». На материальные носители информации должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации, наименования организации и места нахождения. В случае, если технически невозможно нанести гриф (ввиду того, что документ является электронным), он наносится на сопроводительные документы, представленные в бумажной форме;
6) Ознакомление сотрудников с правилами, установленными в отношении режима коммерческой тайны. Работодатель ознакамливает сотрудников с нормами, установленными в части режима коммерческой тайны;
7) Получение согласия о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну. Сотрудники должны подписать документ, который регламентирует порядок пользования ими информацией, которая составляет коммерческую тайну. В случае отсутствия подписи сотрудника в таком документе, предъявление к нему (сотруднику) претензий в случае выявления нарушения нецелесообразно;
8) Учет предоставления сотрудникам информации. Необходимо ввести в документооборот организации «Журнал учета выдачи документов», в котором будет отражаться вся информация, составляющая коммерческую тайну, полученная конкретным сотрудником;
9) Создание условий для обеспечения соблюдения режима коммерческой тайны. Для обеспечения режима коммерческой тайны организация должна обеспечить сотрудника всеми необходимыми материальными и техническими ресурсами: сейфы, запираемые шкафы, специально оборудованные помещения. Должно быть обеспечено ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну [25].
Существует необходимый пакет документов, который является основой и фундаментом обеспечения режима коммерческой тайны в организации:
1) Типовое положение об информации в организации;
2) Положение о коммерческой тайне организации и правила ее хранения;
3) Приказ о присвоении сведений, составляющих коммерческую тайну организации;
4) Методика определения сведений, составляющих коммерческую тайну организации;
5) Служебная записка о включении информации в «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации»;
6) Приказ об утверждении «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну организации»;
7) Положение о разрешительной системе доступа сотрудников организации и представителей сторонних организаций к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации;
8) Договор о защите коммерческой информации (о конфиденциальности);
9) Обязательства сотрудника организации о сохранении коммерческой тайны;
10) Обязательства (предупреждение) о сохранении коммерческой тайны при увольнении с организации;
11) Соглашение о конфиденциальности с посетителем организации;
12) Инструкция по организации и ведению делопроизводства документов, содержащих коммерческую тайну [9].
В заключение хотелось бы отметить, что установление режима коммерческой тайны не должно стать самоцелью. Показателем эффективности установленного режима, грамотно осуществленного всеми возможными нормативными, правовыми и техническими средствами, является не только исключение возможности утечки ценной информации, но и гарантия привлечения виновного лица к ответственности, если это все-таки произошло.