Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Гражданское право

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Защита и передача авторских прав по лицензионному договору

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института 6
1.1. Понятие, предмет и правовая природа авторских прав 6
1.2. Система и классификация авторских прав 13
Глава 2. Защита авторских прав 20
2.1. Общая характеристика защиты авторских прав 20
2.2. Особенности защиты авторских прав 27
Глава 3. Передача авторских прав по лицензионному договору 35
3.1. Понятие, виды, правовая природа и формы лицензионного договора 35
3.2. Условия и порядок заключения лицензионного договора 39
3.3. Субъекты лицензионного договора в сфере авторского права, их права и обязанности 45
3.4. Прекращение и изменение лицензионного договора 49
3.5. Лицензионный договор как способ защиты авторских прав (ответственность сторон) 52
Заключение 55
Библиографический список 60

 

  

Введение:

 

В современном мире индустрия авторского права и смежных прав давно существует как самостоятельная отрасль, а ее появление обусловлено повсеместной коммерциализацией указанных объектов, что определяет актуальность исследования. Существующее понятие «лицензия» — не что иное как разрешение, предоставленное автором или его правопреемником, на использование результатов интеллектуальной деятельности в определенном объеме, который обозначен в лицензионном договоре.
Понятие «лицензионный договор» является самостоятельным видом договора, и применим к отношениям, возникающим на основе четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, хоть и на этот счет существуют противоречивые мнения.
На выбор темы дипломной работы существенно повлиял тот факт, что в современном мире авторские права стали не только важнейшим институтом интеллектуального права, который является неотъемлемой частью хозяйственных отношений, но и весьма ценным активом, который используется как гражданами, так и юридическими лицами.
В современном мире отношения в данной сфере развивались стихийно, что вызывает сложности в реализации лицензионных отношений. Даже с учетом широкой применимости и существенной значимости, современная судебная практика по спорам, связанным с заключением, содержанием и нарушением лицензионных договоров, носит довольно противоречивый характер. Это обусловлено сложным сочетанием имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя, образующими институт интеллектуальной собственности и авторского права, в частности. Именно в авторском праве личные права являются столь значимыми, в отличие от других правовых институтов.
Такой дуализм определяет сложности в реализации и защите авторских прав, их передаче и отчуждении. Повсеместно распространены случаи нарушения авторских прав, а так называемое «пиратство» приобрело широчайшее распространение в нашей стране.
В современном мире остро стоит вопрос защиты и передачи авторских прав, создание качественной законодательной базы и механизма регулирования правоотношений, складывающихся в авторском праве. Эти аспекты обусловили выбор данной темы для дипломной работы.
Целью моей дипломной работы является не только исследование значимой части гражданско-правового института авторского права, а именно, процедуры передачи авторских прав по лицензионному договору и их защиты, путем изучения как гражданского законодательства, научной литературы, так и правоприменительной практики, но и проблемы и особенности их правового регулирования, в том числе и поиск решения проблем в данной сфере.
Процесс исследования включает изучение научных работ разных периодов времени, как дореволюционного и советского, так и современного. Из дореволюционных научных работ, на мой взгляд, следует отметить труды Беляцкина С.А., Победоносцева К.П., Фойницкого И.Л., Шершеневича Г.Ф. Из работ советского и современного периодов наибольший интерес вызвали труды Гаврилова Э.П., Богуславского М.М., Антимонова Б.С., Сергеева А.П., Серебровского В.И., Близнеца И.А., Калятина Е.И. Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень.
Даже учитывая количество научных трудов в сфере авторского права, в настоящее время все еще остается пространство для исследования новых аспектов с учетом жизни современного общества. Поэтому всеизвестные научные труды не только цитируются, но и на их основе выдвигаются новые выводы, гипотезы, решения, что придает моей работе новизну.
Объект работы – общественные отношения, которые возникают в сфере реализации авторских прав, а именно, защите и передаче авторских прав по лицензионному договору. Предмет работы – нормы гражданского законодательства, которые регулируют эти механизмы, профильная судебная практика и теоретические размышления, связанные с проблематикой.
Среди поставленных задач можно выделить:
— определение предпосылок возникновения института авторских прав;
— исследовать источники правового регулирования авторских прав, предмет и правовую природу, систему и классификацию;
— рассмотреть общую характеристику и особенности их защиты путем заключения лицензионного договора;
— комплексно исследовать лицензионный договор в сфере авторского права, определить его содержание и область применения;
— проанализировать и обобщить судебную практику;
— сформулировать имеющиеся на настоящее время проблемы в выбранной сфере и выдвинуть предложения по их решению.
В своей работе я использовала такие методы научного исследования, как исторический, диалектический, системный анализ и статистический, а выводы основаны исключительно на законодательстве Российской Федерации и сложившейся правоприменительной практике.
Дипломная работа состоит из введения, содержащего обоснование актуальности выбранной темы, объекта, предмета и задач исследования, трех глав, каждая из которых подразделяется на параграфы, в которых изложен основной материал, заключения, содержащего обобщенные выводы, выявленные проблемы и способы их разрешения, и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Оборот результатов творческой деятельности в настоящее время имеет большое значение. Это влияет на охрану результатов не только в области авторского, патентного права, технологий, но и научных исследований в медицине, культуре, образовании.
Интеллектуальные права, возникающие в отношении объектов авторского права, — это особая категория гражданских прав. Основной отличительной особенностью всех прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, объединяющей их в особую, самостоятельную категорию гражданских прав, является нематериальная природа их объектов.
Объектами авторских прав являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Эти объекты названы интеллектуальной собственностью.
Во многих зарубежных странах интеллектуальной собственностью именуются сами права на указанные результаты и средства индивидуализации. Это различие между российским и зарубежным законодательствами принципиального значения не имеет. Различие только терминологическое, а не правовое.
Итак, по действующему российскому законодательству интеллектуальная собственность — это разновидность объектов гражданских прав, существующая наряду с другими объектами: вещами, иным имуществом, результатами работ и оказанием услуг, а также нематериальными благами.
Субъектный состав правообладателей исключительного права напрямую зависит от вида объекта интеллектуальной собственности. Исключительное право на объекты, имеющие автора-создателя (например, произведения науки, литературы и искусства, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, программы для ЭВМ, исполнения), согласно ст. 1228 ГК РФ всегда первоначально возникает у его автора, но может быть передано автором любому другому лицу.
Исключительное же право на объекты интеллектуальной собственности нетворческого характера может первоначально возникать не только у физических, но и у юридических лиц и перейти к любым иным субъектам, если законом не установлены ограничения в части как субъектного состава, так и отчуждаемости самого права.
Сделаем общий вывод: как субъектный состав, так и возможность возникновения тех или иных прав, а также особенности их содержания и реализации напрямую зависят от вида объекта интеллектуальной собственности и его характера.
К категории результатов интеллектуальной деятельности относятся такие виды интеллектуальной собственности, которые создаются в результате творческой деятельности человека. Следовательно, они имеют автора (создателя), у которого возникает право авторства, т.е. право считаться, признаваться автором созданного им результата интеллектуальной деятельности. Кроме того, все гражданские права на результаты интеллектуальной деятельности всегда возникают по закону первоначально у автора и для автора. Лишь затем они могут передаваться автором другим лицам или переходить к другим лицам.
В той части гражданского права, которая относится к правам на вещи и иное имущество, существует известное понятие вещных прав. Основным вещным правом является право собственности.
А в той части гражданского права, которая относится к правам на различные виды интеллектуальной собственности, место понятия «вещные права» занимает понятие «интеллектуальные права». Значит, интеллектуальные права — это аналог вещных прав. Интеллектуальные права являются абсолютными правами. И этим своим свойством они также напоминают вещные права.
Все права авторов можно подразделить на три категории.
Первая группа — личные неимущественные права, тесно связанные с личностью автора, — это право авторства, право на авторское имя и право на неприкосновенность произведения. Эти права неотчуждаемы и после смерти автора никому не могут принадлежать, а охраняются специально установленным лицом или наследниками (правопреемниками).
Вторая группа — это имущественное право — исключительное право использования произведения, которое включает в себя исчерпывающий перечень действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ. Эти права могут быть отчуждены по договору, передаются по наследству, а также изначально могут возникнуть не у автора, а у иного лица, например работодателя при создании служебного произведения.

Третья группа интеллектуальных прав — это права автора, которые являются неимущественными, но содержат в себе значительный имущественный элемент. Их нельзя в полном смысле слова назвать личными, так как хоть они и неотчуждаемы, но могут принадлежать другому лицу — например, наследнику — обладателю исключительного права. К этой третьей группе интеллектуальных прав предлагается отнести право на обнародование произведения (в том числе право на отзыв и право на опубликование), право на вознаграждение, право следования и право доступа.
Нормативно-правовая база охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность в контексте защиты авторских прав как объектов интеллектуальной собственности является основой целостной системы авторов, которые создают того или иного рода интеллектуальный продукт. Уровень практической реализации охраны этих прав — показатель зрелости правовой системы общества.
Говоря о перспективах развития очерченных механизмов, предложениях и решениях, сформулируем следующее.
Думается, что законодательное регулирование данного аспекта требует, во-первых, комплексного и системного анализа со стороны теоретиков в указанной области права, а также и со стороны квалифицированных практикующих юристов; во-вторых, важно соблюдать «наднациональный» тренд (участие нашей страны в международных организациях и процессах по защите прав на интеллектуальную собственность в данном ключе является непременным условием), что позволит авторам из РФ является частью мирового интеллектуального процесса и выведет наше общество на новый уровень в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность.
Под способами защиты понимается набор предусмотренных законом приемов, которыми правообладатель (истец) может воспользоваться по своему усмотрению в целях защиты своих прав и законных интересов при рассмотрении судебного спора и осуществлении судебного контроля.
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации должна осуществляться в установленном законом порядке, предусмотренными законом способами, исходя из существа нарушенного права, характера и последствий правонарушения, целей защиты, призвана быть соразмерной, соблюдать общегражданские принципы справедливости, разумности и добросовестности.
Термин «лицензионный договор» в Гражданском кодексе Российской Федерации носит значение универсального договора и вводится как родовой термин для договоров, относящихся к любым объектам (результатам интеллектуальной деятельности) интеллектуальной собственности.
Лицензионный договор о предоставлении права на использование произведения заключается правообладателем с пользователем (лицензиатом) на использование произведения в пределах, установленных договором.
Это соглашение может предоставлять право на использование произведения лицензиатом на основании неисключительной или исключительной лицензии. В этом случае в отношении последнего необходимо сделать одну оговорку. Исключительная лицензия лишает правообладателя возможности выдавать лицензии на использование произведения другим лицам, и в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи лицензиар не имеет права использовать результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в той мере, в которой что право на использование такого результата или таких средств индивидуализации предоставляется лицензионному договору на условиях исключительной лицензии, если иное не предусмотрено настоящим договором.
Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме и содержать в себе соглашение сторон по всем существенным условиям.
Лицензионный договор, который не определяет, какие полномочия использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации передаются от лицензиара лицензиату, будет считаться незаключенным, поскольку императивное требование закона об определении пределов использования предоставленное исключительное право не реализовано.
Для устранения существующих противоречий в определении объема прав лицензиара, заключившего эксклюзивное лицензионное соглашение, целесообразно дополнить ст. 1236 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрев, что в случае предоставления лицензиату права на использование результата интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, без оставления за лицензиаром права на использование соответствующего результата или средства, это должно быть прямо предусмотрено договором.
Кроме того, в настоящее время существует необходимость законодательного закрепления права лицензиата на защиту его прав, если действия третьих лиц незаконно используют результат интеллектуальной деятельности, для которых лицензиату выдается простая (неисключительная) лицензия. Предоставление такого права на защиту возможно, если лицензиар самостоятельно не принимает меры по защите принадлежащего ему исключительного права.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института

1.1. Понятие, предмет и правовая природа авторских прав

На заре возникновения авторское право можно обозначить как право получать выгоду из результатов умственного труда, так как это обусловлено принадлежностью авторского права какому-либо лицу.
Можно сказать, что авторское право представляет собой совокупность норм гражданского права, которые регулируют вопросы признания авторства, охране произведений науки, искусства, литературы, регулированию режима их использования, наделению имущественными и личными неимущественными правами их авторов, а также защите авторских прав .
Если рассматривать термин «авторское право» в объективном смысле, можно сказать, что это не что иное, как совокупность правовых норм, которые определяют и регулируют отношения, которые возникают при создании и использовании объектов авторского права – произведений науки, искусства и литературы, а если в субъективном, то авторское право представляет собой комплекс субъективных прав автора, которые возникают у него при создании конкретного объекта.
В основе авторского права, как и любого другого института права, лежит ряд закрепленных законодательно принципов. К ним относятся принцип свободы творчества (ст. 44 Конституции РФ ), принцип сосуществования интересов автора и общества, и конечно, принципы свободы авторского договора и неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов.
Авторские права, являясь субъективными гражданскими правами, подлежат общим способам защиты субъективных гражданских прав, что закреплено в Гражданском кодексе . Но принимая во внимание неоднородность гражданских прав, законодатель создал специальные способы их защиты.
К одному из них можно отнести специальное обозначение – знак охраны авторского права, который представлен в виде трех элементов – буквы «С» в окружности, имени или наименовании обладателя исключительных прав и года первой публикации. Такое обозначение размещается на каждом экземпляре произведения и является правом обладателя исключительных прав или автора, поскольку для защиты авторских прав не требуется документальное оформление, они возникают в момент создания самого произведения, при чем, независимо от обнародования и степени завершенности произведения. Равным образом подлежат охране и законченные произведения, и черновики. Таким образом отсутствие или наличие знака защиты не влияет на объем прав автора или иного обладателя исключительных прав.
Авторское право и смежные права — институт/подотрасль гражданского права, составная часть интеллектуального права. Анализируя ГК РФ в соответствующей области, приходим к выводу — исключительное право остается определяющим, возникающим всегда и в отношении любого объекта (ст. 1225, 1226 ГК РФ ). Как пишет В.А. Дозорцев, исключительные права призваны служить целям только имущественных отношений, обеспечивать пуск объекта в экономический оборот . Следовательно, данные права имеют иную природу, нежели права человека. Ведь нельзя возводить коммерческую ценность, интересы торгового оборота на один уровень с личностью. Такой подход противоречил бы самой сущности прав человека. Более того, очевидно, что вышеуказанные признаки основных прав человека не содержатся в интеллектуальном (в том числе авторском) праве. Интеллектуальные права могут быть ограничены во времени и пространстве, отчуждены, лицензируемы или можно даже принудительно лишить их. Также международно-правовое регулирование интеллектуальных прав может значительно отличаться от национальных режимов.
Однако существуют работы, в которых авторское право как часть института интеллектуальной собственности возводится на уровень прав человека с опорой на статьи 15.1 (с) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статьи 27 (2) Всеобщей декларации прав человека , закрепляющие право каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. Данное право действительно является основным правом человека (соответствует всем признакам), но его следует рассматривать обособленно от института авторского права, хотя именно на отраслевом законодательстве во многом строится его реализация (как, впрочем, и иных прав человека — права на свободу самовыражения, права на творчество).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы