Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Зарубежный опыт применения аудита эффективности и возможности его использования в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовые и методологические основы аудита эффективности в зарубежных странах 5
1.1. Аудит эффективности в стандартах ИНТОСАИ и документах высших органов аудита эффективности зарубежных стран 5
1.2. Опыт зарубежных стран по применению аудита эффективности 9
Глава 2. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле России 12
2.1. Формирование концепции аудита эффективности 12
2.2. Правовое и методологическое обеспечение аудита эффективности 17
Глава 3. Современные проблемы применения аудита эффективности в России и пути их разрешения. 21
3.1 Проблемы практики применения аудита эффективности Счетной палатой России 21
3.2. Проблемы практики применения аудита эффективности контрольно-счетными органами в России. 42
Заключение 52
Список литературы 56
Введение:
Особую важность имеет финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами. Он заключается в проведении контрольно-ревизионных мероприятий по исполнению налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней по средствам камеральных и выездных налоговых проверок.
Ведущим органом государственного финансового контроля РФ в представительской власти является Счетная палата. Данная государственная структура создана Законом № 4-ФЗ от 11.01.1995. Основной задачей Счетной палаты является организация и проведение ревизионных мероприятий за соблюдением действующего налогового, финансового, бюджетного, таможенного и прочего законодательства в рамках: своевременности исполнения доходных, расходных статей соответствующего бюджета; соблюдения целевого значения и направленности бюджетных средств; выявления эффективности произведенных расходов госбюджета и целесообразности операций по использованию имущества; финансово-экономической экспертизы проектов федеральных программ и законов; контроля над своевременностью и законностью проведенных операций по созданию, распределению и расходованию бюджетных и внебюджетных средств; социально-экономического анализа выявленных отклонений от установленных показателей соответствующего бюджета и внебюджетных фондов; регулярного предоставления отчетности о ходе исполнения действующих федеральных программ, проектов и законов.
Счетная палата, как орган финансового контроля, функционирует, основываясь на принципах независимости, законности, объективности, компетентности и гласности.
Минфин является органом исполнительной власти, наделен полномочиями по выработке финансово-экономической политики государства, нормативно-правовому урегулированию во всех сферах экономических взаимоотношений, а также в части организации и проведения контрольных мероприятий. Министерство финансов осуществляет всестороннюю координацию подконтрольных государственных структур: Федеральная налоговая служба; ФС страхового надзора; ФС финансово-бюджетного надзора; ФС по финансовому мониторингу.
Также Минфин вправе контролировать Федеральную таможенную службу в части соблюдения отдельных нормативно-правовых актов (взимание таможенных платежей и сборов, расчета и определения таможенной стоимости импортируемых, экспортируемых товаров, оборудования или автотранспортных средств).
Цель выпускной квалификационной работы — зарубежный опыт применения аудита эффективности и возможности его использования в России.
Задачи работы:
— изучить правовые и методологические основы аудита эффективности в зарубежных странах.
— охарактеризовать аудит эффективности в государственном финансовом контроле России.
— выявить современные проблемы применения аудита эффективности в России и пути их разрешения.
Объект исследования – аудит эффективности.
Предмет исследования — зарубежный опыт применения аудита эффективности и возможности его использования в России.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, основную часть, заключение, список литературы.
Методы исследования: сбор информации, анализ, синтез, прогноз.
Заключение:
Процесс развития отечественных систем финансового контроля на уровне государства в определенной степени связано с использованием лучшего зарубежного опыта, его достижений . Безусловно, в каждом государстве имеются отличия в системе государственного контроля, которые обусловлены историческими традициями, социальными и экономическими особенностями.
Первые меры по реализации программного бюджетирования были реализованы в США еще в 1960-х годах. С этого времени в США накоплен значительный опыт в сфере программного бюджетирования, мониторинга и оценки государственных программ. Важно добавить, что первые долгосрочные целевые программы в России были сформированы еще в 1993 г., однако то время не было достаточного опыта их формирования и отлаженного механизма их реализации, а оценка бюджетного эффекта от реализации таких программ проводился крайне редко.
Счётная Палата США (GAO), подотчётная Конгрессу, осуществляет государственный финансовый контроль. GAO было создано в 1921 г. для контроля исполнительной власти; данный орган проводит аудит по инициативе Конгресса. Наряду с этим, GAO также проводит классический финансовый аудит расходов бюджета, аудита эффективности и стратегической оценки государственных программ.
Довольно интересной особенностью государственного аудита в США является чрезвычайно активная роль, которую в ней играют организации негосударственного сектора в оценке государственных программ. В Российской практике субъектами государственного аудита, наделенными соответствующими контрольно-ревизионными полномочиями, могут быть только государственные органы, которые осуществляют государственный аудит органов исполнительной власти, не входящие в систему исполнительной власти. Задействование сторонних организаций в проведении государственного аудита не предусмотрено.
Опыт США интересен тем, что внедрение системы внутреннего контроля и аудита в общественном секторе началось еще в далеких 1950-х г. Положения (стандарты) государственного аудита описывают все стадии проверки по финансовому аудиту; в США они включают в себя 3 вида государственного аудита:
— финансовый аудит;
— подтверждение соответствия;
— аудит эффективности.
Рассмотрев практику США в организации государственного аудита можно сделать вывод о том, что в России необходимо разработать и законодательно оформить методологию и инструментарий проведения государственного аудита.
Во-первых, нужно ввести понятия новых инструментов в нормативные правовые акты Российской Федерации.
Во-вторых, необходимо установить стандарты внутреннего контроля. На сегодняшний день решением данного вопроса занимаются многие ведомства, но на данный момент работы еще не завершены.
Согласно мировым стандартам имеется семь вариаций госаудита. Однако важнейшими и применяемыми в Российской Федерации является всего три разновидности, это аудит:
•
денежный. Когда контролирующие учреждения реализовывают свою деятельность на правдивости предоставляемых отчетов и их легитимности;
• соотношения. В данном случае инспектируется выполнение правовых и законодательных нормативов при использовании госбюджетных финансовых средств, а также обнаруживаются нарушения, которые впоследствии могут оказать влияние на конечный результат отчетности связанного с расходом денежных средств;
• результативности. Позволяет удостовериться, что оприходованная финансовая сумма потрачена согласно предназначению, эффективно и экономично.
Остальные четыре варианта проведения аудита можно отнести к виду результативности. Самая главная значимость аудирования заключается в предоставлении информационным службам достоверных данных о работе организаций, которые непосредственно подчиняются государству.
Наравне со счетной палатой, законодательную возможность осуществлять финансовый контроль в стране могут и другие следующие учреждения Российской Федерации:
• центробанк;
• основное контролирующее руководство президента;
• министерство финансов;
• отдел внутреннего госаудирования.
Помимо перечисленных управлений, такой контроль могут выполнять и другие региональные образования.
Рабочий проект по госаудиту состоит из следующих этапов:
1 проверка. Заключается в детальном исследовании документов задействованных в хозяйственно финансовых операциях. Проверяется их соответствие законодательным нормам, а также ведение бухгалтерской отчетности за конкретно взятый период;
2 ревизия. Выражается в проведении комплексных проверок работы учреждений. Особое внимание уделяется правдивому отображению произведенных финансовых процессов в бухгалтерских отчетах;
исследование. Анализируется положение конкретных направлений деятельности объекта, с последующим его оцениванием;
3 разрешение. Регламентируется как отражение определенного текста на проверенных документальных актах.
Поставленная надпись указывает на соответствие предоставленного пакета документов бюджетным нормативно правовым актам. В случае если документы не прошли проверку по разным причинам, то на них проставляется надпись «не действителен», либо не отображается никакая информация.
Конечные результаты вышеперечисленных этапов проведения госаудирования оформляются предписывающим документом, который составляется на специально разработанном бланке. После чего выносится положительное или отрицательное резюме.
Государственные проверки могут быть следующих видов:
• казенные. Производятся согласно местонахождению государственного контроля капиталов бухгалтерской отчетности, а также других предоставленных по требованию материалов;
• выездные. Выполняются госорганами путем выезда непосредственно к проверяющему объекту. Проверка начинается с основных документов и в случае обнаруженных изъянов все факты фиксируются на месте;
• ответные. Осуществляются в дозволенных законом границах казенных и выездных видов проверок.
• И предназначаются для формирования или доказательства данных о проверке конкретного объекта.
Все виды осуществляемых госпроверок обязаны подтверждаться соответствующими предписывающими документами и актами, которые составляются во время проведения проверки.
Адаптировав положительный зарубежный опыт функционирования системы государственного финансового контроля в России, появится шанс значительно улучшить и повысить результативность и эффективность контрольной работы, создать более мощный механизм обеспечения государства и общества, надежной, своевременной, независимой информацией, которая так необходима для повышения эффективности государственного управления и принятия важных решений управленческого характера на всех уровнях государственного управления
Ведущим органом государственного финансового контроля РФ в представительской власти является Счетная палата. Данная государственная структура создана Законом № 4-ФЗ от 11.01.1995. Основной задачей Счетной палаты является организация и проведение ревизионных мероприятий за соблюдением действующего налогового, финансового, бюджетного, таможенного и прочего законодательства в рамках: своевременности исполнения доходных, расходных статей соответствующего бюджета; соблюдения целевого значения и направленности бюджетных средств; выявления эффективности произведенных расходов госбюджета и целесообразности операций по использованию имущества; финансово-экономической экспертизы проектов федеральных программ и законов; контроля над своевременностью и законностью проведенных операций по созданию, распределению и расходованию бюджетных и внебюджетных средств; социально-экономического анализа выявленных отклонений от установленных показателей соответствующего бюджета и внебюджетных фондов; регулярного предоставления отчетности о ходе исполнения действующих федеральных программ, проектов и законов.
Счетная палата, как орган финансового контроля, функционирует, основываясь на принципах независимости, законности, объективности, компетентности и гласности.
Минфин является органом исполнительной власти, наделен полномочиями по выработке финансово-экономической политики государства, нормативно-правовому урегулированию во всех сферах экономических взаимоотношений, а также в части организации и проведения контрольных мероприятий. Министерство финансов осуществляет всестороннюю координацию подконтрольных государственных структур: Федеральная налоговая служба; ФС страхового надзора; ФС финансово-бюджетного надзора; ФС по финансовому мониторингу.
Также Минфин вправе контролировать Федеральную таможенную службу в части соблюдения отдельных нормативно-правовых актов (взимание таможенных платежей и сборов, расчета и определения таможенной стоимости импортируемых, экспортируемых товаров, оборудования или автотранспортных средств).
Цель выпускной квалификационной работы — зарубежный опыт применения аудита эффективности и возможности его использования в России.
Задачи работы:
— изучить правовые и методологические основы аудита эффективности в зарубежных странах.
— охарактеризовать аудит эффективности в государственном финансовом контроле России.
— выявить современные проблемы применения аудита эффективности в России и пути их разрешения.
Объект исследования – аудит эффективности.
Предмет исследования — зарубежный опыт применения аудита эффективности и возможности его использования в России.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, основную часть, заключение, список литературы.
Методы исследования: сбор информации, анализ, синтез, прогноз.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовые и методологические основы аудита эффективности в зарубежных странах
1.1. Аудит эффективности в стандартах ИНТОСАИ и документах высших органов аудита эффективности зарубежных стран
Процесс развития отечественных систем финансового контроля на уровне государства в определенной степени связано с использованием лучшего зарубежного опыта, его достижений . Безусловно, в каждом государстве имеются отличия в системе государственного контроля, которые обусловлены историческими традициями, социальными и экономическими особенностями.
Но благодаря принятой в 1977 г. Лимской декларации руководящих принципов контроля (далее — Лимской декларации), последовательной и эффективной деятельности Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) удается вырабатывать единые подходы к повышению роли органов финансового контроля в государственном управлении, широко внедрять передовой опыт в национальные системы контроля и управления .
Сегодня система распределения общественных финансов стала столь сложна, что даже в развитых странах с их достаточно высокой прозрачностью финансовых потоков далеко не всегда очевидно, какие именно расходы приведут к лучшими результатам. Поэтому нужны довольно сложные методы расчетов, процедуры консультаций правительства с институтами гражданского общества по поводу определения приоритетов расходования бюджетных средств.
В настоящее время в развитых странах органы финансового контроля широко используют аудит эффективности бюджетных расходов. В ряде государств доля аудита достигает 50-60% в совокупном объеме проверок высших органов финансового контроля .
К числу факторов, способствующих быстрому развитию в зарубежных странах аудита эффективности, относятся:
Рисунок 1 – Факторы повышения эффективности
Официально право эмитировать фунт стерлингов в Англии имеет 8 банков:
Рисунок 2 – Банки-эмитенты
Банк Англии стоит над всей банковской системой Великобритании и осуществляет за ней надзор. Данный банк был основан в 1694 году как частный банк. В 1946 году Банк Англии был национализирован. В 1998 году Банку Англии было присвоен статус независимой публичной организации, собственником которой является Солиситор Казначейства от имени Правительства.
Солиситор Казначейства — глава государственного юридического департамента. Несмотря на название, этот департамент не является органом исполнительной власти. Назначается Королевой.
Банком управляет Совет директоров, члены которого утверждаются Парламентом Великобритании, а затем назначаются королевским указом. Стоит отметить, что в Англии ключевая ставка устанавливается не Советом директоров Центрального Банка, а Комитетом по кредитно-денежной политике Банка Англии, в который входит 5 представителей от ЦБ и четыре независимых эксперта. Из нынешних 9-ти членов Комитета, только двое никак не были связаны в прошлом ни с государственными структурами Англии, ни с Банком Англии. Вот такой вот независимый от правительства орган управления.
Контролем финансовой сферы в Великобритании занимается не только Банк Англии, но и Казначейство с Управлением по финансовому регулированию Великобритании.
Управление по финансовому регулированию действует независимо от Правительства и полностью финансируется компаниями, которые регулирует, посредством денежных сборов, взносов и обязательных налогов.
The Royal Bank of Scotland интересная структура. 62.4% акций банка принадлежит Правительству Великобритании. Оно обещает продать акции RBS до 2023 года, но случится ли это точно, пока не известно.
The Bank of Scotland не менее интересная структура. Входит в состав Lloyds Banking Group. В данной банковской группе порядка 6% акций принадлежит всё тому же Министерству финансов Великобритании. А крупнейшим акционером данной финансовой группы является американская компания BlackRock, Inc.
С The Clydesdale Bank тоже не всё так просто. В настоящее время принадлежит финансовой группе CYBG, которая дислоцируется в Глазго, Шотландия. Стоит отметить, что последняя денежная эмиссия данного банка пришлась по странному стечению обстоятельств на 2009 год. Данных об объёме эмиссии найти не удалось.
На сегодняшний день, эмиссия шотландскими банками регламентируется Bank Notes (Scotland) Act 1845, согласно которому, при эмиссии фунтов банки должны обеспечить резервные депозиты в Банке Англии по соотношению 1:1. Под данное ограничение не попадает эмиссия в размере активов, которые были у банков на 1845 год. А какие были размеры активов? Об этом история умалчивает. Утверждается, что на сегодня в обороте находится порядка 4 млрд. фунтов (порядка 400 млрд. рублей), напечатанных шотландскими банками.
Bank of Ireland был основан в 1781 году. Собственно, всё остальное про этот банк неизвестно. Коммерческий банк? Да. Кто владеет? Не известно. Единственное, что можно про него сказать — это то, что до 2018 года Банк Ирландии возглавлял Richie Boucher, выходец из The Royal Bank of Scotland. Нынешняя глава банка — Francesca McDonagh — является выпускницей английского Оксфорда.