Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь уровня эмоционального выгорания с особенностями социально- психологического климата в коллективе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня эмоционального выгорания с особенностями социально-психологического климата в коллективе ДОУ 7
1.1. Понятие эмоционального выгорания 7
1.2. Особенности эмоционального выгорания педагогов ДОУ 18
1.3. Влияние социально-психологического климата в коллективе на эмоциональное выгорания педагогов ДОУ 27
Выводы по главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания с особенностями социально-психологического климата в коллективе ДОУ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 42
2.3. Рекомендации по результатам исследования 55
Выводы по главе 69
Заключение 71
Список литературы 73
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема изучения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности человека становится все более актуальной вследствие того, что имеет ряд негативных последствий в виде ухудшения психологического и физического здоровья специалистов, нарушения системы межличностных контактов, развития негативных установок по отношению к профессиональной деятельности, снижения ее продуктивности и качества.
Профессиональная деятельность занимает существенное место в жизненном пространстве человека. При этом, профессиональная деятельность может оказывать на личность как позитивное воздействие, предоставляя возможность для самореализации, так и негативное, нарушая баланс психического здоровья специалиста. Одно из таких негативных последствий получило название синдрома эмоционального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье специалиста.
В зарубежных исследованиях эмоциональное выгорание как ответную реакцию на длительный профессиональный стресс рассматривают Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, С. Джексон, Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др. В отечественной научной традиции проблема эмоционального выгорания в контексте взаимовлияния личности и профессии представлена в работах В.В. Бойко, О.И. Бабич, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Н.В. Самоукиной и др.
С точки зрения О.И. Бабич, синдром эмоционального выгорания представляет собой сложное по своей структуре образование, состоящее из совокупности ряда негативных переживаний, вызванных тем или иным видом перегрузки. Это своего рода ответная реакция на продолжительный стресс, возникающий в межличностных коммуникациях, соответственно ярче всего выгорание проявляется у представителей профессий, относящихся к постоянному взаимодействию с другими людьми.
В данной работе нас интересуют особенности эмоционального выгорания у педагогов ДОО, поскольку их профессиональная деятельность полна различного рода стрессогенных факторов, способствующих появлению синдрома эмоционального выгорания: напряженный рабочий график, коммуникативные перегрузки, чрезмерное эмоциональное напряжение и др.
Эмоциональное выгорание педагогов ДОО рассматривается нами во взаимосвязи с особенностями социально-психологического климата в коллективе ДОО.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эмоциональное выгорание представляет собой важную научную проблему в связи с его влиянием на здоровье, работоспособность, производительность и качество труда педагогов. Согласно концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, в целях сохранения профессионального долголетия специалистов необходимо знание общих и специальных факторов риска с целью поиска путей возможного устранения или снижения их негативного влияния на субъектов труда. При этом, важным является изучение взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов ДОО во взаимосвязи с социально-психологическим климатов в коллективе.
Отсюда вытекает тема исследования «Взаимосвязь уровня эмоционального выгорания с особенностями социально- психологического климата в коллективе»
Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня эмоционального выгорания с особенностями социально-психологического климата в коллективе.
Объект исследования: педагоги ДОО.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания с социально-психологическим климатов в коллективе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональное выгорание педагогов дошкольных образовательных учреждений зависит от социально-психологического климата в коллективе дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить психологические особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Проанализировать развитие и выраженность синдрома эмоционального выгорания в зависимости от социально-психологического климата в коллективе.
Методы исследования:
1. Теоретический метод — сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методы:
• Методика «Синдром эмоционального выгорания» (диагностика уровня эмоционального выгорания) (Бойко В.В.).
• Методика оценки психологического климата Е.И. Шварца.
3. Математические методы обработки результатов — описательная статистика, сравнительный анализ.
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе проведен комплексный анализ синдрома эмоционального выгорания, раскрыто понятие синдрома и его причины, выявлена специфика данного феномена в педагогической деятельности. Практическая значимость работы обусловлена тем, что в результате проведенного исследования составлены рекомендации по профилактике эмоционального выгорания воспитателей, а также может быть разработана программа профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ с различным профессиональным стажем.
Эмпирической базой исследования психологических особенностей эмоционального выгорания педагогов ДОУ является МДОБУ___________. Всего в исследовании приняли участие 49 педагогов в возрасте от 22 до 59 лет, и имеющие стаж педагогической деятельности от 1 года до 25 лет.
ВКР включает в свою структуру введение, двух главы, выводы, заключение, список литературы.
Заключение:
В результате был проведен теоретический анализ социально-психологического климата. Были выделены основные методы управления климатом, а также выделен наиболее эффективный метод для проведения исследования климата в коллективе организации. Были рассмотрены процесс проведения социометрического опроса и обработки данных в результате использования данного метода. Социально-психологический климат представляет собой динамическую характеристику психологических состояний членов коллектива, которые влияют на их деятельность, в том числе на синдром эмоционального выгорания. Проанализировав психологическую литературу по проблеме исследования, делаем вывод о том, понятие «синдром эмоционального выгорания» является многоаспектным и его изучению посвящено не мало трудов, как зарубежных, так и отечественных ученых.
Синдром эмоционального выгорания — это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии.
В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия педагоги остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда и требования, предъявляемые педагогам, постоянно меняются. И когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами, у педагога нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к синдрому эмоционального выгорания.
Можно выделить три фазы формирования выгорания: фаза напряжения, резистенции, истощения, которым свойственны определенные симптомы, сопровождающиеся определенными эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями.
С целью изучения проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов, нами было организовано экспериментальное исследование на базе _________.
В ходе анализа было выявлено следующее, что синдром эмоционального выгорания присутствует у педагогов данных образовательных учреждений, но не в значительной степени. Большинству педагогов из числа испытуемых присуще проявление синдрома эмоционального выгорания в умеренной степени.
В рамках гипотезы исследования мы предположили, что синдром эмоционального выгорания развивается под влиянием социально-психологического климата в коллективе. Исходя из полученных данных, можно сказать, что педагоги, считают, что Общий психологический климат в коллективе в целом благоприятен, но неустойчив. Это должно стать предметом дополнительной работы руководителя и актива коллектива в связи с возможностью его дальнейшего развития. В результате корреляционного анализа было установлено, что чем ниже показатели по уровню развития социально-психологического климата в коллективе педагогов, тем выше у данных педагогов уровень эмоционального выгорания.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания развивается под воздействием социально-психологического климата подтвердилась.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза нашла своего подтверждения на данной выборке исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня эмоционального выгорания с особенностями социально-психологического климата в коллективе ДОУ
1.1. Понятие эмоционального выгорания
Изначально, явление эмоционального выгорания представлялось как социальная проблема, которая состояла в росте тенденции к появлению эмоциональных и поведенческих нарушений у специалистов, которые работают в сфере «человек-человек». Такая ситуация привела к важности более детального изучения генезиса и феноменологии невротических реакций, а также других дезаптационных признаков, которые появляются в ходе профессиональной деятельности.
Психическое выгорание – это деструктивный феномен в профессиональной деятельности. Непосредственно термин профессиональная деструкция проявился недавно в психологии, однако занял там прочное место в исследованиях проблем эмоционального становления личности.
В рамках проводимого теоретического исследования, крайне интересной выступает концепция Е.А. Климова о профессионально становлении личности, являющейся самой проработанной в рамках отечественной психологической науки. В ходе анализа концепции, можно увидеть обсуждение проблем периодизации и детерминации развития профессионала, а также трудностей деструктивных изменений, эмоционального кризиса в ходе профессионализации, со сложностями психологического сопровождения работника.
Автор полагает, что профессиональное становление личности, как процесс, сопровождается деструктивными изменениями (деформация личности, кризис), обуславливающие прерывность, гетерохронность, неравномерность эмоционального развития.
Непосредственно Е.А. Климов предлагал называть отрицательные изменения личности человека, проявляющиеся в ходе профессионализации и называющимися деструкциями. Как отмечал автор, профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры личности и деятельности, которые негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействиями с другими участниками данного процесса [25].
Автор предлагал достаточно развернутую концепцию деструкций профессионала, где раскрываются такие аспекты, как: динамика появления, содержание, факторы детерминации. Основой этой концепции являют такие ведущие положения, как:
1. профессиональное развитие, как не только процесс приобретения, но и процесс определенных потерь. Становление профессионала, по этим причинам, сопровождается как разрушением, так и совершенствованием личности;
2. профессиональные деструкции, то есть нарушения уже имеющихся способов деятельности, с разрушением сформированных качеств профессионала, появления стереотипов профессионального поведения, и, появление психологических барьеров в ходе освоения новых профессиональных технологий, новой профессии либо специальности;
3. переживание деструкций профессионала, которые сопровождаются психической напряженностью и дискомфортом, конфликтами и кризисными явлениями;
4. деструкции, которые появляются в процессе многолетнего выполнения одинаковых обязанностей. Они способны отрицательно влиять на продуктивность, развивая при этом профессионально нежелательные качества, которые называются профессиональными деформациями;
5. на стадии освоения, любая профессиональна деятельность с дальнейшим становлением профессионализма может деформировать личность, так как профессионализация может способствовать развитию так называемых профессиональных акцентуаций, то есть слишком выраженных качеств со всевозможными сочетаниями, которые отрицательно сказываются на поведении и деятельности специалистов;
6. выполнение профессиональной деятельности на протяжении многих лет не может быть постоянно сопровождено ее совершенствованием, и, по этой причине, неизбежными являются моменты не постоянной стабилизации, называющиеся стагнациями профессионала [26].
Любые нарушения в профессиональной деятельности проявляются в том, что происходит выпадение отдельных звеньев в структуре профессиональной деятельности, к примеру, усталости либо психического перенапряжения. Человек устраивает возможности реализации собственных навыков, знаний и умений, а также происходит нарушение функций самоконтроля и целеполагания.
Во всех описанных выше профессиональных деформациях есть обобщающий элемент, а именно появление и развитие психической напряженности, кризисов и конфликтов, что приводит к понижению профессиональной эффективности, а также неудовлетворенности сотрудника собственным трудом, жизнью, социальным окружением, что можно назвать психическим выгоранием.
Основоположником изучения эмоционального выгорания, как феномена профессиональной деятельности стал американский врач Х. Фреденберг, который использовал термин «выгорание», чтобы обозначить состояние, которое наблюдается у медицинских работников, характеризующееся совокупностью признаков истощения, снижения ответственности и потери мотивации. Позже, социальный психолог К. Маслач, предоставила результаты исследований когнитивных стратегий, которые используются профессионалами для того, чтобы бороться с эмоциональным возбуждением. Автор установил, что у людей, которые работают в сфере обслуживания, а также которые вовлечены в глубокое и интенсивное взаимодействие с клиентами, наблюдаются поведенческие и эмоциональные нарушения, такие как низкая самооценка, утрата понимания, эмпатии, отрицательное отношение к работе [59].
По мнению психолога В.В.Бойко, психическое выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Автор считает, что психическое выгорание – это некий стереотип профессионального поведения, функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [8].
Синдром выгорания часто встречается у людей, имеющих определенные склонности характера:
желание сделать все идеально и правильно, максимализм, возникают завышенные требования к себе;
склонность к идеализму;
жертвование собственными интересами, повышенная ответственность
также интересный и немаловажный фактор, мечтательность, ведущий к неадекватной оценке своих возможностей.
Также очень важно знать зону риска, что помогает и ускоряет развитие синдрома выгорания. Это злоупотребление алкоголем, сигаретами и энергетическими напитками. Все это может появляться, когда случаются временные трудности на работе, человек пытается повысить работоспособность, избавиться от стресса. Но помощь не существенна и кратковременна, приводит к усугублению ситуации. Возникает привыкание, человек начинает употреблять, например, энергетики, все больше и больше, что впоследствии приводит к истощению организма, организм начинает сопротивляться.
На самом деле, синдрому эмоционального выгорания может подвергнуться любой человек, не получающий одобрения и поддержку, но продолжающий перегружать себя работой.
Проанализируем подходы к пониманию эмоционального выгорания в трудах отечественных психологов.
Первые упоминания касательно феномена эмоционального выгорания можно найти в трудах Н.Е. Водопьяновой, употреблявшего термин «психическое сгорание», с целью обозначения некого отрицательного явления, которое появляется у людей профессии типа «человек-человек», связанно, также, с межличностными отношениями. Этот феномен, однако, был только зафиксирован, и не был подтвержден эмпирическими исследованиями [16].
М.Н. Усманова и Ш.Ш. Остонов считают, что психическое выгорание личности — это многоуровневая система адаптации к условиям социума и способ активного преобразования своей жизнедеятельности в соответствии с психологическим опытом личности [61].
О.В. Полунина рассматривает психическое выгорание как одну из причин, которая препятствует профессиональному развитию человека. Она говорит, что основным и важным средством самореализации очень часто служит профессиональная деятельность человека. Если ему сопутствуют неудачи в профессиональной деятельности, то при условии единственно возможной самореализации – профессиональной – закономерным становится эмоциональное выгорание личности [51].
Л.С. Сергеева считает, что психологическими механизмами эмоционального выгорания личности выступают негативные изменения психологического опыта человека под воздействием профессиональной деятельности. В свою очередь, он определил психологический опыт как модель определенных адаптационных и компенсаторных возможностей [57].
Есть группа авторов, которые предпринимают попытки выхода за рамки обозначенных подходов к детерминантам эмоционального выгорания, рассматривая его как феномен или как следствие совокупного воздействия внешних объективных и внутренних субъективных факторов.
Таким образом, психическое выгорание личности является результатом адаптации индивида к условиям и требованиям деятельности.
В исследованиях В.Е. Орла, эмоциональное выгорание рассматривается как сложное образование, которое включает мотивационные, эмоциональные, когнитивные, соматические и поведенческие компоненты, которые в ходе образования комплекса симптомов объединяются в базовые подструктуры. Автор применяет термин «психическое выгорание», тем самым выделяя его интегральный, масштабный характер в сравнении с более узким понятием «психическое выгорание» [45].
Суть «эмоционального выгорания» определяется автором в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, в контексте которой происходит формирование данного явления. Итоги проведенных эмпирических исследований показали, что традиционная трехфакторная модель выражена четко только в профессиях по типу «человек-человек», где базовые компоненты выгорания несут единую нагрузку.
Обобщая полученные данные по параграфу, вытекает определение «эмоционального выгорания», как процесса изменений некоторых качеств личности, таких как стереотипы восприятия, ценности, поведение, характер, общение, появляющиеся под воздействие достаточно долгого выполнения деятельности.
Как в отечественной, так и в зарубежной науке на протяжении последних десятилетий ведутся исследования, посвященные проблеме эмоционального выгорания. На сегодняшний день существует два направления, в русле которых изучается эмоциональное выгорание, это социально-психологическое и психиатрическое направление. Психиатрическое направление занимается изучение симптомов выгорания с точки зрения взаимосвязи выгорания и психического здоровья личности. В 1974 году Х. Дж. Фрейденбергер, который является представителем клинического направления, обозначил такое понятие как «staffbumout», которое в переводе означает выгорание, затухание, сгорание, горение. Данное понятие ранее обозначало эффект хронической зависимости от наркотиков. Х. Дж. Фрейденбергер описывая синдром выгорания, обращал внимание на то, что у специалистов наблюдается истощение энергии, особенно у специалистов в социальной сфере, происходит перегрузка чужими проблемами. Данный феномен, ограниченный рамками социальной проблемы, носил описательный характер [55].
Концепцию выгорания, в русле социально-психологического направления, представили К. Маслач, С. Джексон, А. Пинч. В своем исследовании они представили трех симптомный комплекс выгорания. К. Маслач в 1986 году в своем исследовании говорила о том, что специфика работы людей в социальной сфере подразумевает нахождение человека в условиях тесного контакта с другими людьми. Причем этот контакт носит интенсивный характер. Большое количество клиентов, пациентов, учеников несут с собой огромное количество вопросов, проблем, трудностей. При этом, человек взаимодействуя с таким количеством людей, начинает чувствовать эмоциональное напряжение. Вместо сочувствия, сопереживания человек чувствует раздражение, тревогу, наступает апатия и понимание бессмысленности собственных усилий. Также К. Маслач обращала внимание, на то, что выгорание не является реакцией на скуку и потерей творческого потенциала. Она говорила о том, что выгорание, это «эмоциональное истощение», которое вызвано интенсивным общением с другими людьми на фоне стресса. Модель выгорания, которую предложила К. Маслач, легла в основу для дальнейшего изучения феномена эмоционального выгорания [38]. Проведенные зарубежные исследования сходятся во мнении, что профессиональные стрессы являются основой выгорания (Вальтер, Полин, Лэвлор, 1997) [19, 33, 38].
В ответ на сложную рабочую ситуацию возникает профессиональный стресс, который выражен физиологическими и психологическими реакциями. Профессиональный стресс — это результат противоречия между требованиями, предъявляемыми окружающей средой и внутренними ресурсами человека [38].
По мнению Г. Селье, стресс – это, в первую очередь, физиологический синдром. Это ответная реакция организма на предъявляемые требования. Рассматриваемый синдром никак не связан с факторами, которые его вызывают. Г. Селье говорил, о синдроме биологического стресса и выделял три его фазы: реакция тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения.
Первая фаза характеризуется тревожной реакцией, которая возникает первоначально на стресс. Происходит падение сопротивляемости организма. Вторая фаза характеризуется повышением сопротивляемости в зависимости от мобилизации ресурсов организма. Сопротивляемость значительно повышается. Третья фаза характеризуется тем, что достигнув, пика, сопротивляемость падает и наступает истощение. Длительное воздействие стрессогенных факторов приводит к тому, что энергия заканчивается, психологическая, физиологическая защиты сломлены. Возникает опасность возникновения различных заболеваний, нарушений вследствие снижения сопротивления, то есть адаптивных механизмов организма [56].
По мнению Г. Селье, в разумных пределах стресс играет мобилизирующую роль. Человек легче приспосабливается к различным условиям. Таким образом, стресс оказывается в некоторых случаях полезным. Однако, необходимо отметить, что если влияние стресса оказывается продолжительным и сильным, это приводит к возникновению различных нарушений в организме.
На сегодняшний день отсутствует единое объяснение механизма, причин, возникновение, структуру синдрома выгорания, а также его развития. В нашем исследовании мы рассмотрим результативный и процессуальный подходы в определении выгорания.
Представителями однофакторной модели эмоционального выгорания являются А. Пайнс, И. Аронсон. В основе данной модели лежит понимание выгорания как состояния физического, профессионального, когнитивного истощения. Данное состояние вызывается длительным эмоциональным воздействием стрессогенных факторов. То есть, по мнению авторов, главный фактор это истощение, все остальные последствия являются следствием дисгарамонии [41].
Представителями двухфакторной модели, которая выдвигалась Д. Дирендонком, В. Шауфели, X. Сиксманом, было выдвинуто положение о том. что синдром выгорания включает в себя эмоциональное истощение и деперсонализацию. Первый компонент — аффективный, поведенчески проявляется в том, что человек жалуется на физическое самочувствие, на здоровье в целом, нервное напряжение. Второй компонент характеризуется тем, что меняется отношение к себе, к пациентам, клиентам, ученикам и носит установочный характер [41].
Представителями трехфакторной модели выгорания являются К. Маслач, С. Джексон. С точки зрения авторов, выгорание возникает на продолжительные профессиональные стрессы в виде ответной реакции, и состоит из трех компонентов: деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция персональных достижений.
Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматриваются с точки зрения динамического процесса. Данный процесс имеет определенные фазы или стадии, и развиваются во времени. Представителями динамической модели являются Б. Перлман, Е.А. Хартман. Авторы разработали модель, которая характеризуется представлением о том, что выгорание необходимо рассматривать в русле профессионального стресса. По их мнению, существует три измерения выгорания, и они выражают три основные категории стресса симптоматического характера:
— физиологическая, характеризуется направленностью на физические симптомы, то есть физическое истощение;
— аффективно-когнитивная, характеризуется установками и чувствами, то есть эмоциональное, мотивационное истощение, деперсонализация;
— поведенческие реакции, характеризуются преодолевающим поведением, то есть дезадаптация, сниженная рабочая мотивация, продуктивность [59].
Динамическая модель Б. Перлмана, Е.А. Хартмана характеризуется четырьмя стадиями стресса.
Первая стадия – это напряженность. Для нее характерным является приложение дополнительных усилий к адаптации к рабочим требованиям, носящим ситуационный характер.
Вторая стадия — представляет собой переживание стресса, сопровождающегося сильными ощущениями. Переход от первой стадии ко второй напрямую зависит от ресурсных способностей личности. организационных и статусно-ролевых.
Третья стадия — представляет собой физиологические, поведенческие, аффективно-когнитивные реакции в различных индивидуальных вариантах.
Четвертая стадия характеризуется многогранным переживанием психологического стресса, который носит хронический характер. Проявляется в виде физического, профессионального истощения [61].
Представителем следующей концепции Дж. Гринбергом было предложено рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый процесс.
Первая стадия эмоционального выгорания, ее еще называют «медовым месяцем». Характеризуется полным удовлетворением от работы, получаемыми заданиями, человек демонстрирует энтузиазм, полон сил и энергии. В ходе работы возникают различные рабочие стрессы. У человека появляется неудовлетворенность работой, заметно уменьшается энергия и энтузиазм.
Вторая стадия, ее еще называют «недостатком топлива». Характеризуется усталостью, апатией, нарушениями сна. У человека наблюдается потеря интереса к работе, к труду в данной конкретной организации. Профессиональная деятельность уже не вызывает бурных эмоций, продуктивность деятельности падает. В данном случае необходимо стимулирование работника.
Третья стадия характеризуется хроническими симптомами. Если человек работает без отдыха или является «трудоголиком», то возникают физические явления, характеризующиеся измождением, снижением иммунитета и как следствие возникновением заболеваний. Также наблюдаются раздражительность, необоснованная злоба, чувство подавленности, человек переживает из-за нехватки времени.
Четвертая стадия, то есть кризис, характеризуется частичной или полной потерей работоспособности, которая развивается на фоне хронических заболеваний. Человек неудовлетворен собственной профессиональной деятельностью, качеством жизни, собственной эффективностью.
Пятая стадия, ее еще называют «пробивание стены», характеризуется проблемами физического и психологического плана. Данные проблемы приобретают острую форму и возникает риск развития заболеваний, которые напрямую могут угрожать человеческой жизни. Накопление проблем в профессиональном плане приводит к краху карьеры [45].
В концепции М. Буриша достаточно подробно рассматривается процесс выгорания. По его мнению, развитие эмоционального выгорания носит индивидуальный характер, определяющим фактором является протекание профессиональной деятельности человека [50]. Итак, в данной концепции выделяются такие основные фазы как:
— Первая фаза, характеризуется активностью человека в профессиональном плане, отказом от потребностей, которые не связаны с работой, резким ограничением социальных контактов. Все это приводит к истощение эмоциональных, энергетических ресурсов.
— Вторая фаза, характеризуется негативным, стереотипичным, безразличным отношением к окружающим людям. Происходит снижение личного участия по отношению к коллегам по работе. Наблюдается снижение удовлетворенности работой.
— Третья фаза, характеризуется эмоциональными реакциями, носящими острый характер. В некоторых случаях наблюдаются агрессивность, депрессивность, страхи, апатия, снижение самооценки. Возникает чувство вины.
— Четвертая фаза, характеризуется появлением деструктивного поведения. Оно проявляется в мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферах. Человек демонстрирует ригидность мышления, понижение концентрации внимания, одиночество, избегание неформального общения с коллегами.
— Пятая фаза, характеризуется тем, что возникают достаточно сложные и тяжелые симптомы: психосоматические реакции в виде бессонницы, головных болей, расстройства пищеварения. Проявляется зависимость от алкоголя, никотина, кофе.
— Шестая фаза, характеризуется чувством беспомощности, бессмысленности жизни. Человек демонстрирует разочарование во всем, появляется негативная жизненная установка [3].
На основании вышеизложенных моделей, концепций и теорий эмоционального выгорания, авторы выделяют некоторые детерминирующие его факторы. Для интерперсонального подхода основной причиной выгорания являются межличностные взаимоотношения человека с другими людьми. Для индивидуального подхода причина эмоционального выгорания заключается в особенностях мотивационной и эмоциональной сферах личности. Для организационного подхода главным источником эмоционального выгорания являются факторы профессиональной среды.