Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь социально-психологических установок у старших подростков с разной выраженностью мотивации успеха/неуспеха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 5
1.2 Социально-психологические установки 14
1.3 Понятие мотивации в психологии 18
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ МОТИВАЦИИ УСПЕХА/НЕУСПЕХА 28
2.1 Методы и методики исследования. Организация констатирующего эксперимента 28
2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3 Проект психолого-педагогической программы по формированию социально-психологических установок у старших подростков, направленных на мотивацию успеха 42
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Введение:
Актуальность исследования. Социально-психологические установки человека формируют его взгляды на жизнь, особенности взаимодействия с социумом, а также влияют на успех или неуспех.
Каждый человек хочет быть успешным, состоятся на своем личном и профессиональном поприще. Однако не у всех достаточно высокий уровень мотивации к успеху.
Социально-психологические установки оказывают непосредственное влияние на мировоззрение человека, в том числе и на его мотивацию.
В старшем подростковом возрасте происходит выбор своего дальнейшего жизненного и профессионального пути. И не все социально-психологические установки способствуют достижению успеха. Именно поэтому является важным в старшем подростком возрасте выявить те социально-психологические установки, которые способствуют повышению мотивации к успеху и развивать их. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – социально-психологические установки.
Предмет – взаимосвязь социально-психологических установок у старших подростков с разной выраженностью мотивации успеха.
Цель исследования – выявить взаимосвязь социально-психологических установок у старших подростков с разной выраженностью мотивации успеха.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков;
2) определить понятие социально-психологических установок;
3) исследовать понятие мотивации в психологии;
4) подобрать методики и организовать эмпирическое исследование;
5) проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
6) разработать проект психолого-педагогической программы по формированию социально-психологических установок у старших подростков, направленных на мотивацию успеха;
7) сделать выводы.
Гипотеза исследования. Предполагается что некоторые социально-психологические установки способствуют повышение мотивации к успеху у старших подростков.
Практическая значимость. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психологов. А также для обучения студентов, изучающих психологию.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка использованной литературы. Первая глава носит теоретический характер. Она посвящена исследованию социально-психологических установок и мотивации старших подростков. Во второй главе приведен констатирующий эксперимент по установлению взаимосвязи между социально-психологическими установками и мотивацией к успеху у старших подростков, а также разработан проект психолого-педагогической программы по формированию социально-психологических установок у старших подростков, направленных на мотивацию успеха.
Заключение:
Основной особенностью подросткового возраста является проявление мощного подъема жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период протекает не только физическое развитие человека, но также и интенсивное формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Притом, говоря о возрастных особенностях психики, то они отличаются широкой вариативность, основой которой являются разные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности обучающегося, его воспитания и обучения.
Социально-психологические установки – это нечто иное, чем состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие установка следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию – готовность к определенному поведению в конкретной ситуации.
Необходимо учитывать многообразие толкования понятий мотивации, важно рассматривать определение термина «мотив» учеными-психологами. Это позволит нам составить полную картину о сложной структуре мотивации личности.
Мотивацию необходимо рассматривать как динамический аспект поведения, под влиянием которого индивид вступает в отношение с миром. Более конкретно мотивацию можно объяснить, как активный процесс направления поведения человека к предпочитаемой ситуации или объекту. При этом мотивы оказывают значительное влияние на поведение человека как личности и на его социальную роль. В сознании человека мотивы становятся целью, на которую, в конечном счете, направляется его поведение и действия.
С целью определения взаимосвязи социально-психологических установок у старших подростков с разной выраженностью мотивации успеха/неуспеха нами было организовано эмпирическое исследования, которое проводилось на базе школы № 14 г. Нижневартовск. В нем приняли участие 30 одиннадцатиклассников возрастом 16-17 лет. В качестве методик исследования были выбраны следующие: диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкиной), опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха. Для установления взаимосвязи социально-психологических установок и мотивации успеха/успеха использовался метод математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона.
В результате исследования мы установили, что большинство старших подростков имеют установки на свободу, процесс и власть. И лишь у малой части испытуемых преобладают установки результаты и альтруизма. Кроме этого, результаты исследования показали, что большинство старших подростков являются низкомотивированными или имеют дисгармоничные ориентации.
Что касается мотивацию к успеху, результаты диагностики показали, что половина испытуемых имеют низкий уровень мотивации к успеху. Остальные имеют среднюю и умеренно высокую мотивацию к успеху. Лишь незначительная часть старших подростков продемонстрировала слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Отметим, что старшие подростки, которые продемонстрировали слишком высокий и высокий уровни мотивации к успеху также имеют приблизительно равные высокие баллы по всем социально-психологическим установкам. Они были отнесены к группе высокомотивированных людей.
Подростки, у которых низкая и средняя мотивация к успеху, имеют приблизительно равные низкие баллы по предрасположенности к социально-психологическим установкам (группа низкомотивированных людей) и совершенно разные баллы (группа с дисгармоничной ориентацией).
Также в ходе исследования мы выявили взаимосвязь социально-психологических установок с мотивацией к успеху у старших подростков. Больше всего мотивируют к успеху следующие установки: процесс, результат и власть. Слабо мотивирует к успеху, только лишь при взаимодействии с остальными установками свобода. И не мотивируют к успеху такие социально-психологические установки, как альтруизм, эгоизм, деньги и работа.
Результаты исследования показали необходимость создания проекта психолого-педагогической программы по формированию социально-психологических установок у старших подростков, направленных на мотивацию успеха. Данная программа рассчитана на 1 учебный год. Она разделена на три блока, каждый из которых призвать сформировать определенную социально-психологическую установку. Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю длительность 1 час. Количество человек в группе не должно превышать 5-7.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Подростковый возраст является периодом для выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения молодого поколения. Это время, связанное с необходимостью самоопределения, которое сказывается на возникновении потребности разбираться в себе и в окружении.
Так, старший подросток проходит период начальной стадии физической зрелости и завершающийся этап полового развития. К этому времени существует готовность к большим физическим и умственным нагрузкам [19, 84].
Особенность подросткового возраста заключается в том, что ребенок вступает в новую социальную среду сразу после перехода в старшую школу. В это время отмечается кризис освобождения от детской зависимости. Происходит «врастание» в культуру, когда открывается свое «Я», появляется рефлексия, осознание человеком своей индивидуальности. Так же этому периоду характерно возникновение стремления к созиданию, что проявляется в сфере осваиваемых идей и знаний. В этом возрасте моральные ценности и такие качества личности как самостоятельность, смелость и воля, становятся объектом самовоспитания [11, 93].
Особой психологической характеристикой старшего подросткового возраста считается направленность в будущее. При этом, такое положение относится к разным сторонам психической жизни. Старшие подростки стоят на пороге социальной взрослости и у них появляются конкретные жизненные планы и соответствующие им мотивы [5, 59].
Подростковый возраст является возрастом формирования собственных взглядов и отношений, поиска самоопределения. В этом выражается самостоятельность юношей и девушек [4].
Что касается учебной деятельности, то она становится учебно-профессиональной, реализуя профессиональные и личностные устремления старшеклассников. Ведущая роль отводиться мотивам, которые связаны с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с последующим образованием и самообразованием. Такие мотивы получают личностный смысл и становятся значимыми.
Подрастковый возраст является возрастом формирования собственных взглядов и отношений, поиска самоопределения. В этом выражается самостоятельность юношей и девушек. Если подростки видят проявлений своей самостоятельности в делах или поступках, то в старшем школьном возрасте самой важной сферой проявления самостоятельности уже являются собственные взгляды, оценки и мнения [15, 84].
Следует заметить, что важным моментом в развитии человека в сфере потребности общения считается период ранней юности. Для подтверждения данного положения существует несколько причин, которые могут объяснить возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Самой значимой из них является постоянное физическое и умственное развитие индивида, что приводит к углублению его интересов. Наравне с этим стоит потребность в деятельности, которая во многом выражается в общении.
В подростковый период особенно возрастает необходимость в новом опыте одновременно с признанием, защищенностью и сопереживанием. Такие положение определяет рост потребности в общении, способствуя решению проблем самосознания и самоопределения. К концу подростковости потребность в понимании значительно усиливается, при этом у девушек она отмечается гораздо сильнее, чем у парней [23, 95].
Необходимо отметить, что при изучении особенностей общения юношей и девушек в период ранней юности, исследователи обращают внимание на разнообразие его функций. В первую очередь, общение старшеклассников представляет важный канал информации, а во-вторых, является видом деятельности, которая значительно влияет на развитие личности. Так же общение представляется видом эмоционального контакта, способствующего развитию эмоциональной Сферы и формированию самоуважения, занимающего важное место для этого возраста. Поэтому потребность в понимании не предполагает особенной рациональности, так как понимание должно иметь характер эмоционального сочувствия и сопереживания. Все это говорит о том, что для ранней юности важно общение именно со сверстниками, так как они имеют похожие проблемы и переживания, а значит, индивид будет понят и принят.
В этот период юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения, при этом для них представляет значимость каждый новый человек. Общение в ранней юности отличается особой доверительностью, что придает ему характер интимности и страстности в отношениях с близкими людьми. Поэтому неудачи в общении в ранней юности могут вызывать острые переживания [26].
Так же отмечается, что в подростковом возрасте возникает потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуациях неопределенности или затруднительности при самостоятельном решении, в той или иной проблемной ситуации. При таком общении, доверие в большей степени становится связанным со значительностью проблемы, с которой индивид обращается ко взрослому, чем с интимностью или секретностью передаваемой информации. При этом важно, как индивид оценивает взрослого.
Показательным примером могут выступать взаимоотношения с учителями. Особенность этих взаимоотношений определяется индивидуальными качествами учителя. Наиболее строгая оценка со стороны старшеклассников относится к таким качествам личности как справедливость, способность к пониманию и эмоциональному отклику, а также уровень знаний педагога и качество преподавания [31, 84].