Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивов обучения студентов высших учебных заведений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.2 Психолого-педагогические особенности студенчества
2.1 Организация и ход эмпирического исследования
2.2 Характеристика методик эмпирического исследования
2.3 Обсуждение результатов эмпирического исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….64
Введение:
Актуальность исследования. Социальная и экономическая
трансформация условий существования современного общества, процесс обновления
образовательной системы выдвигают новые требования к качественному уровню
профессионализма работников. На современном этапе в различных отраслях науки и
практики растет необходимость разрешения актуальных научных и практических
проблем, что в свою очередь вызывает рост требований к готовности будущих
специалистов к профессиональной деятельности, в частности к мотивационному
компоненту готовности.
Интерес
к теме исследования определяется тем, что формирование мотивации и ценностных
ориентаций – это неотъемлемая часть развития личности человека. В переходные,
кризисные периоды развития формируются новые мотивы, новые ценностные
ориентации, новые потребности и интересы, на основе которых перестраиваются и
качества личности, которые характерны для предшествующего периода.
Проблема
профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение.
Именно в ней специфическим образом реализуются основные моменты взаимодействия
индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное
значение. Изучение мотивационного компонента психологической готовности будущих
специалистов к профессиональной деятельности позволит психологически
обоснованно решать задачи повышения эффективности обучения.
Исходя
из вышесказанного, можно сформулировать следующее противоречие – с одной стороны, обществом востребованы молодые
специалисты с высокоразвитой мотивацией профессиональной деятельности и
сформированной готовностью к ее осуществлению, с другой стороны,
научно-методическая изученность данной проблемы явно недостаточна.
Выявленное
противоречие актуализирует следующую проблему
исследования – Какова взаимосвязь
смысложизненных ориентаций и мотивов обучения студентов высших учебных
заведений?
Цель исследования: выявить взаимосвязь
смысложизненных ориентаций и мотивов обучения студентов высших учебных
заведений.
Объект исследования: учебная мотивация студентов ВУЗа.
Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных
ориентаций и мотивов обучения студентов высших учебных заведений.
Гипотеза исследования: предполагается, что между смысложизненными
ориентациями и мотивами обучения у студентов высших учебных заведений
существует взаимосвязь.
В
соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1.
Рассмотреть понятие жизненного
смысла в психологии и особенности формирования смысложизненных ориентаций в
онтогенезе.
2.
Представить
психолого-педагогические особенности студенчества.
3.
Уточнить понимание
сущности и структуры понятий «мотив», «мотивация», «мотивы обучения» в
современной научной литературе.
4.
Организовать и
провести эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и
мотивов обучения студентов высших учебных заведений.
5.
Выполнить обсуждение
результатов эмпирического исследования.
Теоретико-методологические подходы и методы. Проблема
мотивации учебной деятельности и её позитивной динамики – это один из главных
вопросов современной возрастной и педагогической психологии, что подтверждено
исследованиями Б.Г. Ананьева, Е.Л. Афанасенковой, Л.И. Божович, И.А.
Васильева, А.А.Вербицкого, Т.А. Платоновой, С.П. Манукян, А.К.
Марковой, Т.А. Матис, М.В. Матюхиной, А.Б. Орлова, Ф.М. Рахматуллиной,
М.Г. Рогова и др.
А.А. Реаном, В.А. Якуниным и Н.М.
Мешковым определено, что высокая позитивная мотивация учения играет роль
компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. При этом
никакой уровень способностей не способен компенсировать отсутствие учебного
мотива или низкую его выраженность и не может привести к значительным успехам в
учебе. П.М. Якобсоном, А.А. Реаном, Ф.М. Рахматулиной, А.Н. Печниковым,
Г.А. Мухиной, М.В. Матюхиной и др. утверждается, что негативная учебная
мотивация снижает качество образования у студентов. В связи с этим изучение
детерминации процесса формирования учебной мотивации напрямую обеспечивает качество
получаемого в ВУЗе студентами образования.
Для
решения поставленных задач и проверки исходных положений используем комплекс методов:
—
анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
—
формирующий эксперимент;
—
анкетирование и тестирование;
—
качественный и количественный анализ эмпирических данных;
—
математико-статистическая обработка данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы,
заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В условиях социокультурных,
экономико-политических преобразований расширяется поле формирования поколения с
высокой осмысленностью жизни и развитыми смысложизненными ориентациями. Актуальность
изучения смысложизненных ориентаций приобретает значение, так как обществу
необходимо знать основные детерминанты развития осмыслности людей, создавать
механизмы преодоления трудностей, формировать готовность человека и всего
общества выстраивать стратегии будущего развития, обеспечивать самореализацию,
успешность в эпоху глобализации.
Требования социума к
конкурентоспособному человеку определяют осмысленность жизни как важный компонент
формирования личности. Основные аспекты осмысленности жизни у субъекта в
социокультурном пространстве просматриваются через его ориентацию на трудовую
активность, приобщение к здоровому образу жизни, умение справляться со стрессом
в меняющихся условиях жизни, мотивации достижения задуманного, роста уровня
образования, адаптации, социализации и др.
В современной науке
происходит постоянное обновление и расширение категории смысложизненных
ориентаций, но следует признать, что в настоящее время еще недостаточно изучены
макро- и микросоциальные факторы, личностные особенности жизненной
осмысленности субъекта, ресурсные и потенциальные возможности ее формирования.
Готовность субъекта жить,
функционировать, полноценно развиваться в социуме, быть конкурентоспособным,
социально зрелым интегрированы в качество осмысленности, которое поддерживается
способностью субъекта к «выживанию» в динамично меняющихся условиях жизни и
привлекает внимание исследователей в области социальных наук.
Сказанное актуализирует
обращение к изучению смысложизненных ориентаций студентов и их взаимосвязи с
мотивами обучения.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить взаимосвязь смысложизненных
ориентаций и мотивов обучения студентов высших учебных заведений.
Для
достижения указанной цели были решены следующие задачи:
—
было рассмотрено понятие жизненного смысла в
психологии и особенности формирования смысложизненных ориентаций в онтогенезе;
— были представлены психолого-педагогические
особенности студенчества;
— было уточнено понимание сущности и
структуры понятий «мотив», «мотивация», «мотивы обучения» в современной научной
литературе;
— было организовано и проведено эмпирическое
исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивов обучения студентов
высших учебных заведений;
— было выполнено обсуждение результатов
эмпирического исследования.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил подтвердить гипотезу
исследования о том, что между смысложизненными
ориентациями и мотивами обучения у студентов высших учебных заведений
существует взаимосвязь.
Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
В заключение отметим, что выполненная
работа имеет теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования
заключалась в систематизации и обобщении научной литературы по проблеме понятия
жизненного смысла в психологии и онтогенетических особенностей его
формирования; в уточнении позиций ученых, касающихся своеобразия студенчества
как особой группы населения; в анализе и конкретизации таких понятий как
«мотив», «мотивация» и «мотивы обучения».
Практическая значимость исследования
состояла в выполнении самостоятельного эмпирического тематического
исследования, в ходе которого была установлена взаимосвязь между
смысложизненными ориентациями и мотивами обучения у студентов высших учебных
заведений. Материалы выполненной работы могут быть использованы как в процессе преподавания
при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных
исследований подобной тематики. Результаты исследования могут быть полезными
для практикующих психологов и студентов-психологов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения
смысложизненных ориентаций и мотивов обучения студентов высших учебных
заведений
1.1. Понятие
жизненного смысла в психологии и особенности формирования смысложизненных
ориентаций в онтогенезе
Согласно традиционной точке зрения, смысл жизни – это
максимально важная для индивида цель, самая главная идея, которая значительно
обуславливает его поведение и жизнедеятельность, особенно в сложных ситуациях,
на переломных моментах жизненного пути. Исследования демонстрируют, что ведущая
цель современного человека, несмотря на всю значимость ее содержания,
зациклилась в самой себе и прошла через изоляцию от ценных для общества
устремлений и взаимосвязана с материальным обеспечением, приобретением денег,
покупкой жилья и пр. Мы считаем, что подобный смысл жизни не способен выступать
положительным фактором в формировании личности. Как демонстрирует практика,
максимальным значением для самоосуществления, получения удовлетворения от жизни
играют ценности наивысшего порядка, которые связаны со всем миром, обществом,
человечеством, а так же благополучием окружающих [5].
Смысл жизни как психологический феномен включает в себя
определенную иерархию «больших» и «малых» смыслов. Здесь все зависит не только
от содержания главного смысла, но и от характера его соотношения с другими
«малыми» жизненными смыслами. Если меняется структурная иерархия, изменяется и
содержательная сторона смысла жизни. Таким образом, структура смысла жизни есть
динамическая иерархия, в которой время от времени происходят подвижки.
Оглядываясь назад, можно заметить развитие, изменение смысла жизни и его
структуры. Как отмечают психологи, если у человека есть цель, тогда не смогут
его захватить в ловушки асоциальные деструктивные группы, он не попадет в сети
наркомании и алкоголизма.
Не всегда жизнь дает возможность для удовлетворения
сиюминутных потребностей на уровне организма, социального и природного,
нравственного субъекта. В ходе процесса развития временами происходит
замедление процесса по достижению важных целей жизни, однако ведущий смысл
жизни не трансформируется с появлением новой ситуации. Происходит его сжимание,
он разделяется на «малые этапы», он может быть отсрочен на некоторое время,
отодвинут в сторону, однако он по-прежнему сохраняется и постепенно оказывает
влияние на человека. Особенности трудностей, возникновение новых текущих задач
привносит значительные коррективы в перспективные цели, акмеологическую
программу человека, детализируют его смысл жизни.
Можно выделить два основных взгляда на проблему смысла
жизни:
1. Смысл жизни – предмет абстрактных разговоров и дискуссий,
которые можно вести бесконечно.
2. Проблема смысла жизни чрезвычайно актуальна, она имеет не
только теоретическое, но и большое практическое, прикладное значение [18].
По мнению польского психолога К. Обуховского [33], понимание смысла
жизни – это обязательное условие для нормального функционирования, аналогичное
потребности у птиц к полету летать, так и взрослому человеку необходимо найти
свой смысл жизни. В высшей мере важно проанализировать данный вопрос с точки
зрения психологической науки, изучить значимость смысложизненных ориентаций в
человеческой жизни.
Исследователь проблемы смысла жизни с самого начала
наталкивается на скептическое отношение к самому намерению сделать данный
феномен предметом научного анализа. Н.К. Гаврюшин в предисловии к антологии
«Смысл жизни» [40]
приводит слова А.И. Введенского о том, что сама постановка вопроса о смысле
жизни возможна лишь в случае признания бессмертия души или продолжения
существования за пределами земного бытия. Е.Н. Трубецкой [45], полемизируя с П. Флоренским,
с точки зрения которого само стремление к разумной вере есть начало дьявольской
гордыни, самозванство и самодовольство, и что мысль не участвует в акте веры,
она просто должна подчиниться и умолкнуть, утверждал, что именно отрицание
существования какого-либо «моста» между мыслью и верою находится в полном
противоречии с самой сущностью веры, и что невозможно откровение без участия
человеческой мысли, в него проникающей.
Основываясь на том, что смысл жизни – это психологическая
реальность, а ориентация на осмысление своей жизни человеком – это обязательный
атрибут «человека разумного» (включая и осмысление роль религиозных убеждений и
религии в его жизни).
Как правило, под смыслом жизни понимается определенная идея,
которая имеет максимальное значение в жизни индивида. Тем не менее, на
современном этапе аккумулировано достаточно научных фактов, которые позволяют
говорить о том, что смысл жизни – это не только обособленная идея, но и
психологическое образование, которое имеет присущие только ей особенности
формирования, свои этапы развития, и что, после достижения определенного уровня
развития, оно оказывает значительно влияние на человеческую жизнь.
Как это ни парадоксально, в литературе по проблеме смысла
жизни (С. Франк, Е. Трубецкой, М. Тареев, В. Франкл, К. Обуховский и др.)
подчеркивается значение поиска и обретения смысла жизни, но гораздо меньше
внимания уделяется тому факту, что смысл жизни – «обоюдоострое оружие»: он
может быть механизмом становления личности или ее разрушения, указывать путь к
добру и свету или быть средством «прививки» человеку любых, в том числе
человеконенавистнических идей. Очень важно изучить психологические условия и
закономерности становления смысла жизни как феномена «конструктивной»
отдаленной ориентации [32].
По мнению Д.А. Леонтьева [22], исследующего психологию смысла, существует две,
максимально всеобщие характеристики этого феномена:
— «интенциональность», т.е. смысл чего-либо указывает
ориентацию движения
— контекстуальность, т.е. смысл чего-либо неизменно
определяется посредством отношения к более широкому контексту [22].
При переходе к смыслу жизни, то, прежде всего,
контекстуальность проявляется в рефлексивном отношении к ней: жизнь
воспринимается не как общность отдельных этапов, этапов возрастного развития,
ситуаций и событий, но как целостное и единое жизненное «пространства». Процесс
познания поиска и обретения смысла жизни не может проходить результативно, если
не будет приниматься во внимание сложной «инфраструктуры» данной целостности.
Интенциональность смысла жизни неоднозначна. Прежде всего,
она выступает в направленности на будущее. Но подлинный смысл будущего можно
осознать лишь в том случае, если он одухотворяется, «оплодотворяется» смыслом
прошлой жизни человека.
Стряхнув прах прошлого с наших ног, т.е. перечеркнуть
прошлое – это значит не повторять ошибок, неудач и просчетов прошлого. А
наоборот, сводя к прошлому будущее, ставя в качестве своей задачей любыми
средствами удержание либо возвращении прошлого – это значит «красть» у себя
свое будущее, лишать его смысла.
Третья составляющая «инфраструктуры» жизненного пространства
– осмысление настоящей, наличной ситуации на основе представлений о будущем и
учета уроков прошлого. Таким образом, можно говорить о «триединстве» смыслов
жизненного пространства личности. Заметим, что в очень многих случаях
возникновение деструктивной отдаленной ориентации, ведущей к ошибкам,
просчетам, неудачам, – следствие нарушения указанного триединства [41].