Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Научно-теоретические
подходы к изучению самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте. 6

1.1.
Представления о самооценке и уровне притязаний личности в трудах зарубежных и
отечественных психологов. 6

1.2.
Психологическая характеристика подросткового возраста: развитие
личности, новообразования
. 21

1.3.
Самооценка как основа
формирования уровня притязаний  личности  26

Глава 2. Исследование взаимосвязи
самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте. 33

2.1.
Организация и методы исследования. 33

2.2. Результаты исследования
самооценки и уровня притязаний у подростков
  39

2.3. Изучение взаимосвязи
исследуемых факторов
. 54

Заключение. 68

Список литературы.. 70

Приложение 1. 75

Приложение 2. 76

Приложение 3. 77

Приложение 4. 78

 

 



  

Введение:

 

Актуальность исследования. Подростковый
период развития личности знаменует собой сложный и противоречивый отрезок в
жизни человека. На сегодняшний день в
отечественной и зарубежной психологической литературе самооценка понимается как
компонент притязания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с
другой — создает главные предпосылки для формирования уровня притязаний
личности.

Основные
мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением
к личному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и
самоутверждение. Основное новое свойство, которое появляется в психологии
подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более
высокий уровень самосознания. Самосознание — последнее и высшее из всех
приспособлений, которым подвергается подростковая психология (Л.С. Выготский).
Проблемами подросткового возраста занимался Д.И. Фельдштейн, Л. Божович, В.С.
Мухина Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кая, А. Фрейд. Подростковый возраст
характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и необходим в
формировании личности человека: расширении сферы деятельности, качественном
изменении характера, закладывании основ сознательного поведения, формировании
нравственных представлений. Одним из основных моментов является то, что в
подростковом возрасте человек входит в качественно новую социальную позицию, в
которой сознание и самосознание личности формируется и активно развивается.
Происходит постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых, все больше
полагаясь на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше
регулироваться его самооценкой. Это осознание собственной идентичности
независимо от меняющихся условий окружающей среды, проявление самосознания человека.
Самоуважение существенно влияет на эффективность деятельности и формирование
личности на всех этапах развития. Зависимость характера и результативности всех
форм внешней деятельности испытуемого от его отношения к себе неоднократно
подтверждалась в психологии. Поэтому отношение человека к себе — одно из
основополагающих свойств его личности.

Степень разработанности темы исследования. Проблемами формирования личности и
развития самооценки в подростковом возрасте, занимались такие ученые как: Т. В.
Драгунова, И. С. Кон, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин; С. Л. Рубинштейн; А. А.
Реан, Я. Л. Коломинский. Уровень притязаний изучался Б.В. Зейгарником, К. Левиной,
В.В. Столиным, И.И. Чесноковой и др.

Однако, вопросы
взаимосвязи самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте не нашли
отражения в научной литературе, именно поэтому актуальность данной работы
неоспорима.

Объектом исследования выступила самооценка и уровень
притязаний личности.

Предмет исследования — взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний
у подростков.

Цель исследования — проанализировать взаимосвязь между самооценкой и
уровнем притязаний в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования. Предполагается, что в подростковом
возрасте существует взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний.

Задачи исследования:

1. изучить представления
о самооценке и уровне притязаний личности в трудах зарубежных и отечественных
психологов,

2. выявить
психологические особенности и новообразования подросткового возраста,

3. изучить роль самооценки
в формировании уровня притязаний у подростков,

4. провести исследование
взаимосвязи самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте.

Методы
исследования.
При решении задач, поставленных в
исследовании, использовались следующие методы: анализ литературы по теме
исследования, описательный и аналитический, тестирование с использованием
методик: Методика самооценки личности (автор С.А. Будасси),
Методика самооценки и уровня
притязаний Дембо-Рубинштейн, Методика исследования
самоотношения
В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, Методика «Уровень притязаний личности» В.
Гербачевского, методы математической статистики – расчет коэффициента ранговой корреляции
Спирмена
.

База
исследования.
Исследование было проведено на базе МОУ
СОШ №12 г. Покров. В исследовании приняли участие 20 подростков:  10 мальчиков, 10 девочек.

Методологическую
основу
исследования составили:

— научные подходы к
изучению психологии личности, в том числе и подросткового возраста: А.Г.
Асмолов, И.С. Кон, Л. Первин, А.А. Реан, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон и др;

— научные подходы к
изучению «Я-Концепции» и самооценки: В.С. Агапов, Л.А. Беляева, Р. Бернс, С.А.
Гапонова, В.И. Долгова, Т.И. Палачева, А.Л. Свеницкий, Н.А. Сирота и др.

Практическая
значимость
. Полученные результаты могут быть использованы для
изучения и коррекции уровня притязаний и самооценки личности подростков
педагогами и психологами общеобразовательных учебных заведений, а также в
просветительской деятельности.

Структура
и объем работы.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самооценка —
это характеристика личности собственного Я, собственных возможностей, качеств и
места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является главным
регулятором поведения. Именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с
окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и
неудачам.

Уровень
притязаний — это разница между уровнем сложности целей, которые складывающихся
в результате прошлого опыта и оценки собственных способностей и возможностей, и
результатом действия, направленная на достижение данной цели.

Именно
в подростковом возрасте происходит становление самооценки, которая формируется
под влияним различных факторов:  общение,
учеба, потребности.
Таким образом, зарубежными и
отечественными исследователями самооценка признается одним из центральных
психических образований, тесно и неразрывно включенным в остальные компоненты
структуры личности, в том числе и с уровнем притязания.

По
результатам методики Дембо-Рубинштейн выявлено, что все подростки в целом
получили показатели, соответсвующие адекватной самооценке. Говоря по шкалам «притязаний»,
то можно увидеть в целом результаты, харакерные для подросткового возраста в
целом. Оценивая свой характер, только один человек из всей выборки отметил, что
он у него просто «блестящий», остальные подростки по шкале сделали адекватную
самооценку. По шкале «ум», 20% подростков отметили, что они недостаточно умны,
а в целом показатели по этой шкале относятся к норме. По шкале «спосоьности»,
15% занизили их уровень, а 10% — наоборот зывысили. По шкале «авторитет», 20%
отметили, что они очень авторитены в кругу друзей, а вот 10% — наоборот уровень
своего авторитета указали, как низкий. По шкале «уверенность», 20% подростков
указали на низкий ее уровень, а 80% оценили ее адекватно.

Рассматривая
результаты по методике Будасси, можно отметить, что 50% имеют адекватный
уровень самооценки, 20% подростков показали завышенный уровень, а 30% —
заниженный, причем из них у 10% заниженная самооценка по невротическому типу.

Реалистический уровень
притязаний зафиксирован у абсолютного большинства испытуемых, то есть мы можем
сказать, что большинство испытуемых отличаются уверенностью, настойчивостью в
достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень
притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

По результатам корреляционного
анализа, было выявлено, что все шкалы уровня притязаний имеют положительную связь
с самооценкой подростков, т.е. чем выше уровень притязаний личности, тем выше
уровень самооценки.

Можно утверждать, что мотивы
притязаний обусловливает такие аспекты самооценки как: характер, ум, внешность,
уверенность в себе, что именно и характерно для подросткового возраста.
Возможно, существует связь и между отдельными мотивами уровня притязаний и
способностями и авторитетом, но на более низком уровне.

Все шкалы уровня притязаний имеют
положительную связь с самооценкой подростков, т.е. чем выше уровень притязаний
личности, тем выше уровень самооценки.

Таким образом, в ходе исследования было изучено
представление о самооценке и уровне притязаний личности в трудах зарубежных и
отечественных психологов, выявлены психологические особенности и
новообразования подросткового возраста, охарактеризована роль самооценки в
формировании уровня притязаний у подростков, проведено исследование взаимосвязи
самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научно-теоретические подходы
к изучению самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте

 

1.1. Представления о самооценке и
уровне притязаний личности в трудах зарубежных и отечественных психологов

 

Самооценка — это оценка
личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей[1].
Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее
поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с
окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и
неудачам.

В различных словарях
понятие самооценка трактуется по-разному так, например, в справочнике по
психологии и психотерапии детского и подросткового возраста «самооценка» — это
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других
людей[2].

Согласно Р.
Бернсу, самооценка как основная структурная единица «Я-концепции» понимается
как результат социализации личности. В ее структуре выделены три компонента —
степень сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я», уровень
интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его
идентичности и субъективность как показатель уровня сформированности самооценки[3].

По мнению Л. А.
Григоровича и К. Роджерса, самооценка является основной характеристикой
личности, в структуру самооценки входят отношения к себе и знание о себе.
Исследования также показали, что одним из условий бесконфликтного развития
личности является положительное эмоциональное отношение в сочетании с точным и
полным знанием о себе, то есть человек должен осознавать свои хорошие плохие
качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой
окружающих, то есть они видят человека таким же, как он видит себя сам, что
доказывает ее адекватность[4].

Зарубежные
психологи, представители бихевиоризма, рассматривают самооценку как
подкрепляющий фактор действия. Так, Р. Бернс определяет самооценку как
регулятор поведения личности. Реакции самооценки выражаются в удовлетворенности
собой, гордости своими успехами либо в неудовлетворенности собой и самокритики.

В отечественных
исследованиях отмечается, что самооценка — достаточно сложное образование
человеческой психики, которое возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания.
Б.Г. Ананьев считает, что ведущим механизмов формирования самооценки является
механизм сравнения: «происходит перенос на себя свойств личности, подмеченных у
других»[5].

О.Н. Молчанова
также считает самооценку важнейшим структурным компонентом самосознания,
который играет определяющую роль в управлении человеком своим поведением,
определении уровня притязаний личности. Адекватная самооценка поддерживает
достоинство человека, дает возможность реалистично смотреть на мир, эффективно
строить свое общение с окружающими, ставить цели и добиваться их[6].

А.И. Шагиева
считает, что самооценка на каждом этапе развития личности отражает уровень
развития эмоционально-ценностного отношения к себе (так же как и уровень
самопознания), и она включается в процессе дальнейшего формирования
самоотношения личности. Существует взаимосвязь самооценки и таких свойств
личности, как самолюбие, гордость, самоуважение, тщеславие, чувство
собственного достоинства, совесть и т.д. Самооценка является основой проявления
и формирования этих свойств личности[7].

Е.Н. Рябышева под
самооценкой понимает системное, многоуровневое, многофакторное образование
личности, включающее в себя самооценивание, самовосприятие, самоотношение,
самоуважение. Самооценка выступает как внутреннее условие, детерминант
регуляции поведения и деятельности личности. Сущностная характеристика
самооценки раскрывается через: отношение к самому себе, принятия себя, через
установку, взаимодействие со значимыми окружающими, соотношения притязаний и
возможностей, рефлексии, обобщения собственных переживаний[8].

В научной
литературе существуют различные точки зрения на понимание структуры и видов
самооценки. Так, например, Т.Г. Захарова считает, что структура самооценки
включает два основных компонента: рациональный (знания личности о себе),
эмоциональный (отношения личности к себе) и временной. Временной компонент
самооценки функционирует в следующих видах: прогностическая, актуальная и
ретроспективная самооценка. Прогностическая самооценка выполняет функцию оценки
субъектом своих возможностей, определения собственного отношения к ним еще до
начала деятельности и свершения поступка. Актуальная самооценка направлена на
оценку и коррекцию используемых действий по ходу развития деятельности.
Ретроспективная самооценка функционирует как оценка субъектом достигнутого
уровня развития, итогов деятельности, последствий поступков[9].



[1]
Свенцицкий А. Л.
Я-концепция и самооценка
. М.:
Проспект, 2015. С. 92

[2]
Справочник по психологии и
психотерапии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. СПб.:
Питер, 2014. С. 109

[3]
Бернс Р. Развитие
Я-концепции и воспитание. — М.: Педагогика, 2013. С. 120

[4]
Григорович Л.А. Педагогика
и психология. М.: Гардарики, 2014. С. 210

[5]
Ананьев Б.Г. Психология
педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2. М.: МПСИ, 2017. С. 47

[6]
Молчанова О.Н. Самооценка:
теоретические проблемы и эмпирические исследования [Электронный ресурс] / О.Н.
Молчанова — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1866840.

(дата обращения:25.10.2020)

[7]
Шагиева А.И. Влияние
самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический
электронный журнал Концепт.  2015. Т. 18.
С. 26-30

[8]
Рябышева Е.Н. Научно-практические
подходы к изучению самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста
[Электронный ресурс] / Е.Н. Рябышева. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoprakticheskiepodhodyk
izucheniyusamootsenkideteydoshkolnogoimladshegoshkolnogovozrasta. (дата обращения: 29.10.2020)

[9]
Захарова А.В. Формирование
самооценки в учебной деятельности. М.: Дрофа, 2013. С. 43

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы