Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе 7
1.1 Психолого-педагогические особенности развития подростков 7
1.2 Основные теории эмоций и специфика эмоционального развития в подростковом возрасте 17
1.3 Специфика социального статуса и межличностных отношений подростков 23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе 30
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 30
2.2 Характеристика методик эмпирического исследования 33
2.3 Результаты эмпирического исследования 38
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы подростка и повышения его социального статуса в группе 51
3.1 Программа развития эмоциональной сферы подростка и повышения его социального статуса в группе 51
3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..66

  

Введение:

 

Актуальность работы. Подростковый возраст выступает одним из переломных на пути к биологической и социальной зрелости организма, что обусловлено развертыванием процесса полового созревания, морфологической, физиологической перестройкой организма и окончательным формированием личностных особенностей. Трансформации, происходящие в развитии, не могут не оказывать влияния на аспекты эмоциональной сферы и эмоциональных переживаний подростков.
Значимую роль в подростковом возрасте приобретает система межличностных отношений с референтной группой школьного класса, которая зависит от статуса подростков и их личностных особенностей.
Изучению эмоциональной сферы подростков посвящены труды В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, К.Э. Изарда, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Левитова, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, В.М. Смирнова и др.
Социальный статус подростка как предмет для научного исследования выбрали Е.Н. Андреева, И.Г. Балашова, И.В. Балуцкий, Л.И. Белозерова, С.А. Беличева, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев, И.А. Коробейников, А.Н. Лутошкин, Е.Е. Рогова, С.А. Сергунин и пр.
Актуальность исследования состоит в недостаточной изученности взаимосвязи развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе. В связи с актуальностью проблема исследования заключается в выявлении особенностей эмоциональной сферы подростков и специфики их статуса в школьном классе. Школьные психологи, социальные педагоги, учителя, классные руководители часто сталкиваются с ситуациями, в которых взаимоотношения в классе влияют на проявление эмоциональных особенностей подростков, что приводит к их отторжению со стороны сверстников. Знание особенностей эмоциональной сферы подростков и их взаимосвязи со статусом в группе позволяют разработать эффективные программы оказания психологической помощи и поддержки подростков.
Объект исследования: эмоциональная сфера подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе.
Цель исследования: на основе взаимосвязи развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе составить и апробировать программу развития эмоциональной сферы подростка и повышения его социального статуса в группе.
Гипотеза исследования:
1) существует взаимосвязь между развитием эмоциональной сферы подростка (в частности уровнем самооценки и агрессивности) и его социальным статусом в группе;
2) участие подростков в программе развития эмоциональной сферы позволит снизить их агрессивность, нормализовать самооценку и социальный статус в группе.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить психолого-педагогические особенности развития подростков.
2. Охарактеризовать основные теории эмоций и специфику эмоционального развития в подростковом возрасте.
3. Уточнить специфику социального статуса и межличностных отношений подростков.
4. Выполнить эмпирическое исследование взаимосвязи развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе.
5. Составить и внедрить программу развития эмоциональной сферы подростка и повышения его социального статуса в группе.
6. Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— эксперимент;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
— опросник Басса-Дарки;
— социометрия;
— методика Дембо-Рубинштейн.
База исследования: МБОУ СОШ улица Школьная 1.
Выборка испытуемых: исследование проходило при участии подростков из 6 класса. Всего в классе 23 ребенка, в исследовании приняли участие 21 учащийся (2 детей из-за болезни пропустили часть учебных дней, в ходе которых производились диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации психолого-педагогических особенностей развития подростков; рассмотрении основных теорий эмоций и специфики эмоционального развития в подростковом возрасте; выявлении специфики социального статуса и межличностных отношений подростков; проведении самостоятельного эмпирического исследования; разработке программы развития эмоциональной сферы подростка и повышения его социального статуса в группе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— психологами, работающими в образовательных учреждениях, с целью обеспечения психологической поддержки подростков в отношении формирования социального статуса и гармоничной эмоциональной сферы;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных;
— студентами, с целью самоподготовки к семинарским и практическим занятиям по теме.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило на основе взаимосвязи развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе составить и апробировать программу развития эмоциональной сферы подростка и повышения его социального статуса в группе.
Для достижения поставленной цели исследования были решены следующие задачи:
— были представлены психолого-педагогические особенности развития подростков;
— были охарактеризованы основные теории эмоций и специфика эмоционального развития в подростковом возрасте;
— была уточнена специфика социального статуса и межличностных отношений подростков;
— было выполнено эмпирическое исследование взаимосвязи развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе;
— была составлена и внедрена программа развития эмоциональной сферы подростка и повышения его социального статуса в группе;
— были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутые в качестве гипотезы предположения:
— о том, что существует взаимосвязь между развитием эмоциональной сферы подростка (в частности уровнем самооценки и агрессивности) и его социальным статусом в группе;
— о том, что участие подростков в программе развития эмоциональной сферы позволит снизить их агрессивность, нормализовать самооценку и социальный статус в группе.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Следует отметить, что полученные в ходе исследования результаты являются ценными, и могут быть использованы в работе психолога при психологическом просвещении или консультировании подростков, родителей и педагогов.
Полученные результаты позволяют наметить некоторые перспективы дальнейшего изучения данной проблемы: в частности, можно более подробно изучить проявления агрессии в подростковом возрасте, проследить связь различных форм агрессии с социальным статусом и уровнем самооценки подростков.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе

1.1 Психолого-педагогические особенности развития подростков

Возраст индивида – это автономный период человеческого развития, который отличается своеобразием. Возрастные периоды развития человека выделяются на основании особенностей онтогенеза, специфики социальных процессов или культурных представлений.
Подростковый возраст – пример скорее онтогенетического выделения возраста, т.к. связан с началом полового созревания (пубертатом).
Подростковый возраст выступает одним из переломных на пути к биологической зрелости организма, что обусловлено развертыванием процесса полового созревания, морфологической и физиологической перестройкой организма [5].
Основными физическими особенностями подростка выступают:
— ускорение роста, приводящее к временной потере координации, неуклюжести, нескладности, неумению владеть своим телом;
— увеличение мышечной массы и мышечной силы при низкой способности к длительным физическим нагрузкам и концентрации, быстрой утомляемости, что требует строгого дозирования нагрузки;
— диспропорция сердечно-сосудистой системы, обусловленная тем, что увеличение размера сердца идет более быстрыми темпами, чем рост соответствующих сосудов, что приводит к ряду функциональных нарушений: учащенному сердцебиению, повышению артериального давления, головным болям, головокружению, повышенной утомляемости, потемнению в глазах при резких движениях и пр.;
— перестройка эндокринной и нервной систем, в рамках которой увеличение секреции половых и иных внутренних желез приводит к преобладанию процессов возбуждения над процессами торможения, что приводит к раздражительности, вспыльчивости, неуравновешенности подростков [18].
Половое созревание и бурное физическое развитие предопределяют психологические особенности подростков.
Согласно возрастной периодизации, Д.Б. Эльконина, к подростковому возрасту относится период развития от 11-12 до 15 лет[50].
По мнению Л.С. Выготского, развитие человека происходит через кризисные этапы, соответственно, им выделяется кризис 13-ти лет и следующий за ним пубертатный период (13-17 лет) [6].
Академией педагогических наук СССР была введена возрастная периодизация, предполагающая подростковым возрастом период от 13 до 16 лет (для мальчиков), от 12 до 15 лет (для девочек).
Основываясь на этапах умственного развития, Ж. Пиаже относит период от 12 лет к периоду формальных операций [33].
Подростковый возраст имеет три стадии:
— 1-я стадия – младший подростковый возраст (докритический возраста) – период от 11 до 13 лет;
— 2-я стадия – средний подростковый возраст (критический возраст) – период от 13 до 15 лет;
— 3-я стадия – старший подростковый возраст (посткритический возраст) – период от 15 до 17 лет [37].
В 17 лет старший подростковый возраст, по мнению большинства авторов, онтогенетически закономерно переходит в юношеский возраст.
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением индивида в общественной системе отношений. Подростковый возраст «начинается» с существенного изменения социальной ситуации развития и общественных условий формирования личности ребенка на этом этапе.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте имеет уже все основные параметры социального развития, присущие взрослым людям. В психологии подростковый период называют переходным, трудным, критическим возрастом во многом из-за существеннейшего усложнения социальных отношений подростков.
В подростковом возрасте социальная ситуация развития личности существенно меняется в сторону увеличения, усложнения и структуризации социальных связей.
В подростковом периоде возникает чувство взрослости, качественно меняющееся на протяжении всего подросткового возраста. Подростку свойственны антагонистические стремления:
— устремление к эмансипации (во всех сферах жизни) и абсолютное подчинение группе, которой он относится (референтная группа);
— с одной стороны обособленность и индивидуализация, а с другой стороны – стремление следовать общепринятой моде [1].
Противоречия существуют не только во внутренней позиции, но и в отношении окружающих к подростку (то необходимо подчинения, как от маленького, то нужна самостоятельность взрослого). Этот этап развития имеет большое значение для индивидуализации, а поэтому временами называется «вторым рождением личности», т.к. активный рост самосознания, свойственный подростку, является поворотным в формировании личности.
Самоутверждение выступает ведущей потребность периода. Кардинально меняется социальная ситуация развития. Школа, как место получения знаний, утрачивает свою значимость для подростка, однако сохраняет свое значение с точки зрения потенциала для самоутверждения в ее стенах. Чувство взрослости имеет неглубокий характер, об объективной самооценке можно говорить к концу подросткового периода. Для подростка казаться взрослым и быть взрослым им – одно и то же. Подростки чтобы выглядеть взрослым используют внешние атрибуты взрослости: броский макияж, развязное поведение, курение и пр.
На базе новообразования рефлексии учебной деятельности активизируется личностная рефлексия (но только формируется, ответы категоричны, односторонни). В своем внешнем облике и поведении подростки ориентированы на идола, подражая значимому для них герою. В этом возрасте очень важно самоутвердиться среди ровесников. Взрослые утрачивают свой авторитет. Для данного возраста характерна «реакция группирования», т.е. склонность подростков к объединению в группы. Тяготение принадлежать какой-либо группе настолько сильно, что подросток может выдумать группу значимых ровесников. Если подросток не стремится к объединению в группу, то следует говорить об отклонениях. Подростковой группе свойственно единство ценностей, совместность действий, акты могут иметь спонтанный и случайный характер.
Подростковый возраст – это пора вопросов. Первоначально подростку свойственно неприязненное отношение к противоположному полу, однако к концу этого периода оно наполняется духовным содержанием. Чтобы подростку было комфортно в любой группировке, он должен реализовывать следующих потребностей:
— совместная деятельность, т.е. внесение своего вклада в общее дело;
— коммуникативная значимость;
— чувство интеллектуальной состоятельности [49].
Д.И. Фельдштейн осуществил детальный анализ зарубежных концепций причин и проявления подросткового кризиса. Он считает, что первым, обратившим внимание на подростковый период развития, являлся Ж.Ж. Русо [41]. «Отцом» психологии переходного возраста правильно называть С. Холла, предложившему концепцию и определившему круг проблем, связываемых с подростковым возрастом. Данный этап обозначается Холлом как кризис самосознания, справившись с который индивид приобретает «чувство индивидуальности» (данный этап он называет «буря и натиск») [41].
Теории психоанализа (З. Фрейда, А. Фрейд), гештальтпсихологии (К. Левина) и бихевиоризм (Р. Бенедикт) отталкиваются от общей модели онтогенетического развития эволюции [43].
Предметом исследования Ж. Пиаже и его последователей стал интеллектуальный аспект развития подростка [33].
В разработанных Л.И. Божович, Л.С. Выготским, Д.И. Фельдштейном, Д.Б. Элькониным отечественных концепциях подросткового возраста, изучение психологического содержания возраста базируется на диалектико-материалистическом понимании развития [4, 6, 41, 50].
В отечественной возрастной периодизации основной теорией используется теория Л.С. Выготского [6]. Согласно его теории, процесс развития состоит в присвоении индивидом социально-исторического опыта в результате взаимодействия с окружающим миром и другими людьми.
По мнению Д.Б. Эльконина, ведущими критериями выделения того или иного возраста нужно считать такие критерии как:
— социальная ситуация развития;
— ведущий тип деятельности;
— основные новообразования возраста [50].
Подростковый возраст в своей социальной ситуации развития отличается:
— смещением сферы влияния с семьи на круг ровесников;
— ведущим типом деятельности для подростка становится общение;
— а основными новообразованиями возраста можно считать чувство взрослости, стремление к самоопределению, формирование Я-концепции [50].
Согласно Д.Б. Эльконину, между возрастными периодами человек переживает возрастные кризисы перехода из одного периода в другой [50].

Подростковый кризис характеризуется следующими ведущими признаками:
— негативизм, т.е. устойчивая негативная установка по отношению ко всему окружающему;
— склонность к анализу и самоанализу;
— подростковая депрессия, которая выражается в возникновении безразличия к окружающему миру, чувства пустоты, одиночества, непонятости [50].
При этом кризис подросткового возраста может протекать по двум разным сценариям:
— сценарий «кризис независимости» выражается через развитый негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление поступать по-своему, противостоянии авторитетам, ревностном отношении к личному пространству;
— сценарий «кризис зависимости» выражается посредством чрезмерного послушания, возврата к детским формам поведения, зависимости от взрослых, несамостоятельности, инфантильности суждений, подчинению мнению большинства [50].
Подростковый кризис проходит чрез три основных фазы:
— первая фаза – предкритическая (негативная); данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье;
— вторая фаза – кульминационная точка кризиса; как правило, приходится на возраст от 13 до 15 лет; именно в рамках кульминационной точки кризиса могут формироваться установки на девиантные формы поведения, бунт, протест и пр.;
— третья фаза – посткритическая; на данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом [50].
Познавательное развитие подростка продолжает свое динамичное формирование. Так, развивается целенаправленность, избирательность, содержательность и планомерность восприятия. Происходит рост объема, концентрации, распределения и преднамеренности внимания. Возрастает избирательность и объем памяти, абстрактность ее характера. Мышление оканчивает свое формирование и становится в своем развитии идентичным мышлению взрослого человека (Ж. Пиаже [33, c. 717-777]). Формируется навык абстрактного мышления, дедуктивной мысли, логических высказываний.
Развитие личности подростка также отличается своеобразием. Так, подросток оценивает себя не как младший школьник на основании своих дел и поступков, а скорее на основании отношения к себе со стороны сверстников. Самооценку подростка, таким образом, скорее определяет его популярность среди одноклассников и друзей, нежели некие объективные показатели.
Также для подросткового возраста большое значение играет увеличение кумирами и феномен фанатства. Выбирая себе кумира из мира кино, спорта, шоу-бизнеса и пр., подросток стремится во всем походить на него. Учитывая, что возможности реально подражать кумиру у подростка практически нет, в ход идет скорее погоня за внешним сходством, а также заявления о своем увлечении, а не принципиальное изменение образа жизни. Так, например, подростки, увлеченные известным музыкантом, не начинают брать уроков музыки, но все время слушают хиты своего исполнителя. Поклонники известного спортсмена не начинают заниматься спортом, но смотрят трансляции всех матчей или игр своего кумира [47].
По тому же принципу развивается и новообразование возраста – чувство взрослости. Подростки, как правило, не имея возможности реально жить взрослой жизнью: обеспечивать себя экономически, единолично принимать серьезные решения, определять свой образ жизни и пр., начинают стремиться за признаками «взрослых». Девочки-подростки меняют свой гардероб, начинают наносить макияж, мальчики-подростки – начинают бриться (даже без практической на то необходимости), вести себя грубо и демонстрировать циничность. Нередко «чувство взрослости» заводит подростков к развитию вредных привычек: курению, употреблению алкоголя и наркотических средств.
Анализируя наиболее длительный и сложный из всех кризисов – кризис подросткового возраст, Л.И. Божович подчеркивала на его неоднородность: на первой фазе (12-14 лет) он характеризуется появлением способности ориентироваться на цели, которые выходят за пределы дня сегодняшнего, а на второй фазе (15-17 лет) – понимание своего места в будущем [4].
Л.И. Божович считала стержневым моментом кризиса формирование подросткового самосознания. Развитие самосознания, а так же его основной стороны самооценки является сложным и длительным процессом, который сопровождается целой гаммой специфичных переживаний [4].
С точки зрения Д.Б. Эльконина, подростковый возраст взаимосвязан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предыдущего периода. Учебная деятельность осуществляет «поворот» от ориентации на мир к ориентации на себя самого [50].
Мнение Д.И. Фельдштейна о содержании, роли и значение подросткового возраста как этапа психического развития базируется на изучении логики психического развития, а так же связи его с окружающей средой. В зависимости от того, как проходит социальная ориентация на данном этапе, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [41].
Новообразованиями подросткового возраста выступают:
— развитое логическое мышление;
— развитие самосознания и чувства взрослости;
— адекватная самооценка;
— личностная рефлексия;
— стремление к самосовершенствованию [41].
Отношения с родителями – это общение пропитано проблемами: недооценка ребенка, неправильные представления об его переживаниях, либо мотивах различных поступков, гиперопека – пренебрежение чувством взрослости, не понимание того, что учебная деятельность больше не является ведущей, а ведущим выступает общение с ровесниками – все это может стать причинами кризиса. Взрослые зачастую замечают в подростке только отрицательные стороны: непослушание, скрытность, и не видят положительного – развития способности к эмпатии в отношении с взрослыми, ориентация на его поддержку, разделить радостей и горя. Взрослые в лучшем случае склонны сами выказать сочувствие или сопереживание, но абсолютно не готовы к принятию подобного отношения со стороны подростка – для этого нужно быть с подростком «на равных». Но при этом взрослые много требуют и часто высказывают мнение о том, что сам подросток уже самостоятелен, взросл, что вызывает противоречия в подростковых представлениях о степени своей взрослости, а так же его притязания на новые права. Именно данное противостояние выступает источником трудностей и конфликтов, возникающих в отношениях между взрослым и подростком из-за несогласованности их представлений о характере прав и меры подростковой самостоятельности.
С точки зрения Д.И. Фельдштейна [41] существуют следующие уровни развития личности подростка:
— рубеж 10-12 лет – стремление к самостоятельности и потребность в признании данной самостоятельности в мире взрослых, где его Я выступает на равных с другими; стремление выйти за пределы круга отношений с близкими и перейти в круг широких общественных отношений. Возникает интерес к своим психологическим и нравственным особенностям, а так же потребность в оценки своих личностных качеств и качеств окружающих людей, увеличение негативных самооценок.
— 13-14 лет – признание со стороны окружающих своих новых возможностей, завоевать доверие, «ибо я тоже взрослый». Следовательно, поиск конкретных взрослых дел, т.е. видов деятельности, имеющих социальное признание и получающих оценку социума.
— 15-17 лет – усиление потребности в признании обществом, понимание не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Развивается новый уровень самосознание подростка – осознание себя участником общественных отношений, понимание себя как общественно значимого индивида – субъекта [41].
Также претерпевает значительную трансформацию познавательная сфера подростка. Восприятие становится целенаправленным, избирательным и анализирующим, последовательным, содержательным и планомерным. Внимание можно охарактеризовать не только объемом, но и особой избирательностью, становится все более произвольным, а также может быть преднамеренным. Подросток длительное время способен сохранять устойчивое и высокоинтенсивное внимание, развивает умение быстро концентрироваться и четко распределять свое внимание. Память имеет избирательный характер, увеличивается объем памяти главным образом за счет логического понимания материала, становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление окончательно развивается. Возрастает способность к абстрактному мышлению, возникает способность мыслить дедуктивно, теоретически, развивается система логических высказываний. Под воздействие абстрактного мышления воображение переходит в область «фантазии». Подросток скрывает свои фантазии как сокровенную тайну и скорее признается в своих провинностях, чем раскроет свои фантазии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы