Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь обучения говорению и письму на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе с использованием ИКТ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Теоретико-методологические основы обучения говорению и письму на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе 7
1.2 Принципы, формы и методы использования ИКТ в образовательном процессе в средней общеобразовательной школе 21
1.3 Особенности использования ИКТ на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе при обучении говорению и письму 27
Выводы к первой главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 31
2.1 Методический анализ использования ИКТ в УМК «Spotlight» (О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева) 31
2.2 Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы 38
2.3 Фрагменты уроков с использованием ИКТ на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 43
Выводы ко второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Введение:
Актуальность темы. Процесс перехода к информационному обществу, экономические, политические и социальные изменения, происходящие в мире, вызывают необходимость ускорения реформирования системы образования. Стремительные темпы информатизации общества и развитие ИКТ актуализируют проблему формирования информационной компетентности подрастающего поколения. Поэтому компьютеризация учебного процесса рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений повышения качества образования. Этой проблеме уделяется значительное внимание как на уровне центральных органов управления образованием, так и на уровне школ.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что, во-первых масштабная компьютеризация учебного процесса в заведениях является сложной проблемой, требующей длительной целенаправленной работы и постоянного внимания. Поэтому использование ИКТ в образовательном процессе осложняется недостаточным материально-техническим и научно-методическим обеспечением общеобразовательных школ, в том числе при изучении иностранных языков.
Во-вторых, как показывает практика, стандартные, традиционные формы обучения не всегда вызывают у обучающихся интерес к обучению, вследствие чего не дают эффективного результата. Каждый учитель хочет видеть в глазах своих учеников интерес, удивление, знания. Одним из альтернативных вариантов является применение интерактивного обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Важной задачей учителя является создание на уроке иностранного языка реальных и воображаемых ситуаций общения, используя для этого современные образовательные технологии.
Одной из таких технологий является ИКТ, которая, по мнению многих педагогов, формирует у обучающихся устойчивую мотивацию к изучению учебного материала.
Дидактические возможности ИКТ исследовали А.А. Андреев, Э.Г. Азимов, В.В. Гузеев, Л.П. Прессман, Е.И. Машбиц, А. Н. Щукин и другие учёные, по мнению которых ИКТ позволяют сделать образовательный процесс интересным, развивают коммуникабельность, воображение, познавательные способности, эмоциональную сторону личности.
Методика использования ИКТ на уроках иностранного языка в школе раскрыта в трудах М.М. Белковой, М.Г. Евдокимовой, Е.С. Полат, Н.А. Бурлаковой, Л.С. Пановой, В.М. Яниной и других учёных. Мы разделяем мнение этих учёных, утверждающих, что школа должна подготовить своих учеников к общению в реальных жизненных ситуациях, научить добывать знания самостоятельно.
Однако основными средствами овладения иностранным языком являются УМК, разработанные согласно уровню стандарта на основе учебного материала, необходимого для овладения иноязычным общением. При этом качественное углубление знаний не всегда зависит от увеличения количества часов на изучение предмета, а в большей мере зависит от эффективности методов и средств обучения (педагогических технологий).
Мы считаем, что в научных публикациях, а также в современной учебно-методической литературе, посвящённой методике изучения иностранных языков, недостаточно полно изложены возможности ИКТ в использования ИКТ.
Проблема данного исследования состоит в необходимости нахождения ответа на вопрос: каковы роль, место и возможности ИКТ в обеспечении эффективности взаимосвязанного обучения учеников общеобразовательной школы говорению и письму на уроках английского языка?
Актуальность, общественная значимость и важность решения выявленной проблемы обусловили выбор темы работы.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – ИКТ как средство обеспечения взаимосвязанного обучения говорению и письму на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования – раскрыть роль, значение и возможности ИКТ во взаимосвязанном обучении говорению и письму на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Согласно цели исследования определены его задачи:
‒ на основе теоретического анализа научных публикаций и учебно–методической литературы выяснить основы использования взаимосвязанного обучения говорению и письму на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе;
‒ определить роль, место и возможности ИКТ обеспечении взаимосвязанного обучения говорению и письму на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе;
‒ привести примеры использования ИКТ для обеспечения взаимосвязанного обучения говорению и письму на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в уяснении роли, места и возможностей ИКТ в обеспечении взаимосвязанного обучения говорению и письму на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе..
Практическая значимость исследования заключается в методическом анализе УМК «Spotlight» (О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева) на предмет возможности его использования для обеспечения взаимосвязанного обучения говорению и письму на уроках английского языка на основе ИКТ.
Заключение:
1. Основой иноязычной коммуникативной компетентности являются коммуникативные умения, развитие которых невозможно без овладения речевыми средствами реализации устного или письменного высказывания. ни один из видов деятельности не может осуществляться и развиваться самостоятельно, без опоры на другие виды деятельности. Обучение говорению, чтению, письму, аудированию всегда происходит целостно, в комплексе, где в процессе всего обучения прослеживается связь между разными видами деятельности. На основе сказанного, мы считаем необходимым рассмотреть взаимосвязь говорения с другими видами деятельности.
2. Сравнительный анализ говорения и письма позволил сделать вывод об их тесном взаимодействии. Оба вида речи характеризуются наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования. Однако переход от одного вида речевой деятельности к другому не происходит стихийно, а должен направляться учителем. Он требует специальных приемов обучения, правильного отбора источников информации и определенной индивидуализации, развивающей языковые способности учащихся, стимулирующей мотивацию учения.
3. Использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет расширить образовательные возможности учащихся, учитывает их индивидуальные образовательные потребности увеличить темп работы на уроке, способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний. Сочетание визуального материала и аудиофайлов позволяет использовать интерактивную доску для учащихся с различными стилями восприятия учебного материала, работать в различных режимах, развивая навыки устной речи и письма.
Использование ИКТ в преподавании английского языка позволяет отойти от традиционных форм обучения; повысить индивидуализацию учебной деятельности учащихся; оптимизировать усвоение языковых структур и грамматических правил; преодолеть монотонность занятия при формировании речевой и коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку.
По собственному опыту — использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей, средней и старшей школе. В старших классах использования информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т. Д. В сочетании с аудиосредств позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
Учитывая как общие, так и различные параметры устной и письменной форм коммуникации, педагогу необходимо управлять учебным процессом, так как хотя компенсация одних свойств другими является одной из характерных особенностей психических черт человека, перенос общих умений с одного вида речевой деятельности на другой не происходит стихийно, а требует специальных приемов обучения, правильного отбора источников информации и определенной индивидуализации, развивающей языковые способности учащихся, стимулирующей мотивацию учения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Теоретико-методологические основы обучения говорению и письму на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Согласно современным представлениям об образовательном процессе, его основной целью является формирование у обучающихся ключевых компетентностей, обеспечивающих освоение социального и жизненного опыта, самореализацию и социальную адаптацию [1, с.3; 11, с.23; 20, с. 42]. Такой подход соединяет школу с реальным миром и теми потребностями, которые ставит перед человеком жизнь.
Под компетентностью необходимо понимать сочетание знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, личных качеств, определяющих способность человека успешно осуществлять деятельность в новых непредсказуемых условиях [16, с. 22].
Анализ публикаций, посвящённых исследованию проблем теории и методики образования (А.С. Макаренко [31], Э.М. Коротков [26], И.Ю. Кулагин [28], И.В. Муштавинская [34], С.Д. Смирнов [40], В.Д. Шадриков [47] и др.), позволил выделить такие группы компетенций:
‒ социальные, заключающиеся в готовности индивида брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений, общественной жизни, урегулировании конфликтов ненасильственным путем, функционировании и развитии демократических институтов общества [26, с. 21];
‒ поликультурные, свидетельствующие о понимании непохожести людей, взаимоуважение к их языка, религии, культуры [28, с. 3];
‒ коммуникативные, предполагающие овладение важными в работе и общественной жизни устным и письменным общением, овладения несколькими языками [40, с. 32];
‒ информационные, обусловленные ростом роли информации в современном обществе и предусматривают овладение информационными технологиями, умением приобретать, критически осмысливать и использовать разнообразную информацию [33, с. 41];
‒ компетенции саморазвития и самообразования, связанные с необходимостью и готовностью постоянно учиться [34, с. 17];
‒ компетенции, реализуемых в стремлении и способности к рациональной продуктивной творческой деятельности [35, с. 60].
Согласно требованиям ФГОС ООО, новые образовательные программы для средних общеобразовательных учебных заведений РФ базируются на принципах коммуникативной направленности, что важно для обеспечения качества образования, и предлагает инструменты для переноса этого подхода в учебные программы [1; 5; 7; 9; 15; 19; 34 и др.].
Широкое использование в современном образовательном процессе электронных ресурсов позволяет получать новую информацию из различных социальных сетей в интерактивном режиме, быстрее её воспринимать и перерабатывать. Решению этих задач в полной мере способствует иностранный язык как обязательный учебный предмет, который, изучается со 2 по 11 класс во всех типах общеобразовательных учреждений, обеспечивающих общее среднее образование.
Согласно современным представлениям, иностранный – это тот язык, который изучается вне условий естественного существования и не используется наряду с родным языком в повседневной коммуникации [32, с. 25].
Концепция обучения английскому языку предполагает опору на фундаментальность современных дидактической, психологической и методической наук, учитывает то, что разные точки зрения функционируют на основе взаимодополняемости. Важным успехом изучения английского языка является понимание того, что язык лучше усваивается, когда учащимся предлагается индивидуальная методическая внимание и участие, основанные на анализе личностных учебных потребностей и ответственности, обеспечения учебного процесса видами и типами деятельности, способствующие использованию языка.
Основной целью обучения английскому языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, что означает овладение языком как средством межкультурного общения, развитие умений использовать иностранный язык как инструмент в диалоге культур и цивилизаций современного мира, а также использование интерактивных методов, как пример современного метода обучения.