Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь личностных особенностей и типа эмоциональных реакций у людей имеющих психосоматические нарушения. » На примере соматических растройств жкт.»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7
1.1 Понятие «личность» в психологической литературе 7
1.2 Личностные особенности и их формирование 10
1.3 Историческая ретроспектива и современные исследования личностных особенностей психосоматических больных 16
II ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 27
2.1 Понятие «эмоции» и их классификация в психологической литературе 27
2.2 Эмоции и эмоциональные реакции психосоматических больных 30
2.3 Исследования эмоциональных особенностей лиц с расстройствами ЖКТ 37
III ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ТИПА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЖКТ) 42
3.1 Организация и методы исследования 42
3.2 Результаты исследования 46
3.3 Анализ и интерпретация полученных данных 51
3.4 Практические рекомендации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
Введение:
Актуальность исследования. Болезни желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) относятся к числу психосоматических заболеваний, в развитии которых существенная роль отводится психотравмирующим факторам. Провоцирующими болезни ЖКТ факторами выступают состояние сдерживаемой тревоги и враждебности, страха, беспокойства, неприязни, раздражения. Психологической причиной возникновения болезней кишечника также является гнев, вернее, его подавление (может быть связано с нежеланием усвоить какой-либо полезный опыт, ситуацию, событие, знания и т.п.). В целом, согласно взглядам психосоматического подхода, желудочно-кишечный тракт отвечает за усвоение и переработку всего поступающего в человека извне: пищи, информации, идей и пр. Поэтому отказ от усвоения новых идей и мыслей, отсутствие готовности к отказу от всего устаревшего и неактуального может стать причиной нарушений желудочно-кишечного тракта. Повсеместная информатизация общества на фоне непростых в экономическом смысле условий и постоянных политических кризисов обуславливают высокий уровень стресса, испытываемого индивидами. Непрерывное переживание стресса является одной из причин развития нарушений здоровья психосоматического характера.
Развитие психосоматических нарушений у индивидов приводит к разнообразным негативным последствиям: снижению качества жизни, утрате профессиональной мотивации, потере трудоспособности (временной или длительной). В случаях негативного развития психосоматических нарушений гражданин может стать инвалидом и полностью утратить трудоспособность и социальную активность в обществе.
Проблемами психосоматических нарушений и своеобразия личности психосоматических больных занимались такие ученые как Ф. Александер, В. Бройтигам, Л.И. Вассерман, П. Кристиан, А. Менегетти, И.Г. Малкина-Пых, Е.В. Мельник, Н. Пезешкиан, М. Рад и др.
Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы взаимосвязи личностных особенностей и типа эмоциональных реакций у лиц, имеющих соматические расстройства ЖКТ.
Цель исследования: выявление взаимосвязи личностных особенностей и типа эмоциональных реакций у лиц, имеющих психосоматические нарушения на примере соматических расстройств ЖКТ.
Объект исследования: личностные особенности лиц, имеющих психосоматические нарушения.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и типа эмоциональных реакций у лиц, имеющих психосоматические нарушения, на примере соматических расстройств ЖКТ.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме понятия «личности» и личностных особенностях.
2. Проанализировать историческую ретроспективу и современные исследования личностных особенностей психосоматических больных.
3. Определить понятие «эмоции» в психологической литературе и их классификацию.
4. Рассмотреть исследования эмоциональных особенностей лиц с расстройствами ЖКТ.
5. Экспериментально исследовать взаимосвязь личностных особенностей и типа эмоциональных реакций у лиц, имеющих психосоматические нарушения на примере соматических расстройств ЖКТ.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными особенностями и типом эмоциональных реакций у лиц, имеющих психосоматические нарушения (на примере соматических расстройств ЖКТ).
Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Библиографический метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация экспериментальных и теоретических данных.
2. Диагностический метод: методы психодиагностического исследования, тестирование с помощью комплекса следующих методик: 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (для изучения личностных особенностей у испытуемых с соматическими расстройствами ЖКТ); методика EPI Г. Айзенка (для изучения особенностей эмоциональных реакций у испытуемых с соматическими расстройствами ЖКТ).
3. Методы математической обработки данных: r-критерия Спирмена. Расчеты проводились в программе «Статистика 10.0».
База исследования: исследование проводилось на базе центра «Самскара». В качестве выборки испытуемых выступили 60 пациентов данного центра, имеющих психосоматические нарушения (на примере соматических расстройств ЖКТ).
Заключение:
В рамках исследования личность рассматривалась как понятие, используемое для отображения социальной природы человека: его устойчивых черт, отличающих его от других индивидов. Под личностными особенностями понимался комплекс характеристик того или иного человека, включая его психологические, эмоциональные качества и врожденный темперамент.
Психосоматические расстройства трактовались как группа болезненных проявлений, возникающих в результате взаимодействия психических и соматических факторов. Среди ведущих личностных особенностей психосоматических больных были выделены: предпочтение сдерживания эмоций как основной поведенческой стратегии, эмоциональная замкнутость, высокий уровень притязаний в социальной сфере, сложное переживание неудач и пр.
Под эмоциональной сферой личности в работе будет пониматься сложная система взаимодействующих и взаимосвязанных состояний и чувств, а под эмоциональным состоянием – пребывание в каком-либо расположении духа, связанном с общим соматическим и психическим тонусом субъекта.
Эмоциональные особенности больных с расстройствами ЖКТ редко попадали в поле зрения психологов и смежных специалистов, в то время как именно через эмоции по отношению к другим людям, события и обществу в целом может быть полноценно раскрыта личность человека. Этот аспект и послужил отправной точкой в планировании и реализации нашего исследования больных с расстройствами ЖКТ.
Анализируя средние результаты, полученные по выборке испытуемых, можно отметить, что они скорее склонны к экстраверсии, чем интроверсии, а их уровень нейротизма достаточно высок. Эти данные позволяют сообщить о том, что лица, имеющие психосоматические расстройства ЖКТ, обладают индивидуально-психологической ориентацией на мир внешних объектов. Им свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность.
Высокие значения по шкале нейротизма свидетельствуют о нервозности, повышенной чувствительности, нестабильности, склонности к болезненному переживанию неудач.
Рост экстраверсии у лиц, имеющих психосоматические расстройства ЖКТ, обусловлен снижением сознательности (фактор G), самостоятельности (фактор Q2), самоконтроля (фактор Q3) и расслабленности (фактор Q4). Рост нейротизма у лиц, имеющих психосоматические расстройства ЖКТ, обусловлен снижением сознательности (фактор G), самостоятельности (фактор Q2), самоконтроля (фактор Q3) и расслабленности.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что существует взаимосвязь между личностными особенностями и типом эмоциональных реакций у лиц, имеющих психосоматические нарушения (на примере соматических расстройств ЖКТ).
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
I ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Понятие «личность» в психологической литературе
Проблема личности является одной из самых сложных проблем, обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами. Серьезные трудности возникают уже при попытках описать реальность, обозначенную термином «личность». Несмотря на большую работу, проделанную многими и многими исследователями по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения пока нет.
Как известно, понятие личности менялось со временем. Так, понятие «личность» появилось в истории не сразу, поскольку до определенного момента человек еще не знал, что он личность, стремясь слиться с окружающим миром. Э. Фромм [63] писал: «В средние века человек ощущал себя неотъемлемой частью социального и религиозного сообщества, в рамках которого он обретал себя, когда он как индивид еще не отделился полностью от своей группы. В новое время, когда он столкнулся с необходимостью осознать себя как независимого, самостоятельного человека, его самоидентификация стала для него проблемой. В XVIII и XIX веках понятие «Я» чрезвычайно резко сузилось: «Я» утверждалось размером собственности. Такое понятие стало выражаться не формулой «Я есть то, что я думаю», а формулой «Я есть то, что я имею», «Я есть то, чем я обладаю» [63, с. 111].
В «Большом психологическом словаре» [12], авторы (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко) отмечают некоторые аспекты проблемы многообразия подходов к пониманию личности:
«1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его особенной жизни;
2) междисциплинарный статус проблемы, находящийся в сфере изучения общественных и естественных наук;
3)зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;