Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь изменения имиджа и самооценки у женщин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗМЕНЕНИЯ ИМИДЖА И САМООЦЕНКИ У ЖЕНЩИН 6
1.1. Феномен «имидж» в научной литературе 6
1.2. Сущность понятия «самооценка» 20
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗМЕНЕНИЯ ИМИДЖА И САМООЦЕНКИ У ЖЕНЩИН 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ результатов и их обсуждение 51
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. Формирование самооценки является важным компонентом развития личности. Самооценка является отражением самосознания личности и представляет собой сознание субъектом самого себя в отличие от иного – других субъектов и мира вообще. Это раскрывает взаимосвязь самооценки с внешним миром, формирование самооценки основывается на информации, получаемой из общества.
Развитие современного общества связано с глобализацией, информатизацией, трансформацией существующих социокультурных моделей. Данные тенденции обуславливают формирование новых требований к человеку, это требует адаптации, смещение и формирование представлений человека о себе самом и об окружающем его мире.
Основу исследования составили научные принципы системности (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, Л.С. Рубинштейн); развития; общепсихологические принципы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.)
Теоретической основой исследования Я-концепции стали исследования становления Я-концепции субъекта (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Агапов, Р. Бернс, А.А. Деркач, У. Джеймс и др.), анализа сознания и самосознания (А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, У. Джеймс, Д. Мид, И.М. Сеченов, В.В. Столин и др.). Кроме этого, основой исследования явились традиции рассмотрения представления о себе в качестве социального объекта познания (В.С. Агеев, Р. Бернс, А.А. Бодалев, А.Р. Лурия и др.), представления об уровневом строении самосознания (Р. Бернс, И.С. Кон, В.В. Столин и др.).
Цель исследования – выявление особенности взаимосвязи изменения имиджа и самооценки у женщин.
Объект исследования – самооценка женщин, имеющих намерение изменить имидж.
Предмет исследования – особенности взаимосвязи изменения имиджа и самооценки женщин.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у женщин, имеющих намерение изменить имидж, имеется взаимосвязь самооценки, исходного и желаемого имиджа.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме особенности самооценки и имиджа в психологической литературе, определить понятия «самооценка» и «имидж»;
2. Составить план исследования, включающий стандартизированные методы исследования самооценки, разработать и подобрать методы оценки желаемого и исходного образа женщин, обратившихся к парикмахеру-стилисту;
3. Провести анализ полученных данных с точки зрения наличия изменения самооценки, самоотношения и эмоционального состояния.
Методы исследования.
 Психодиагностические методы:
Семантический дифференциал (в основу легли представления о имидже, отраженные в статьях С.Н. Журавлевой и И. Гвеннер)
Целенаправленное наблюдение
Тест-опросник самоотношения В.В. Столина;
Методика самооценки личности Будасси;
 Методы статистической обработки данных: описательная статистика, сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни)
Новизна исследования. Исследование включает в себя анализ теоретических данных и систематизацию представлений исследователей о формировании имиджа, значении визуальной и аудиальной информации в формировании образа человека, а также проводится обзор теоретических данных по проблеме самоотношения и самосознания.
Практическое значение. Полученные данные могут быть использованы при работе с самооценкой, формировании позитивного образа Я.
База исследования. Салон «Творческая студия Красота» г. Волгоград.
Структура работы. Работа представлена основной частью, введением и заключением. Во введении отражены актуальность, объект, предмет, цел, задачи работы. Основанная часть представлена двумя главами: в первой главе проводится теоретический анализ данных, вторая глава отражает содержание и результаты эмпирического исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами была проведена работа, направленная на исследование взаимосвязи имиджа и самооценки, на основании проведенной работы можно сделать ряд заключительных выводов.
В первой части работы нами был проведен теоретический анализ проблемы самооценки и имиджа, в ходе которого было выявлено, что самооценка рассматривается в современных социально-психологических исследованиях в контексте становления самосознания. Это раскрывает тесную взаимосвязь уровня самооценки и особенностей общества, в котором происходит развитие, а имидж описывается с точки зрения стереотипа, эмоционально окрашенного образа или мнения об индукторе. Иногда имидж выступает синонимом социальной роли, но эти понятия все же отличаются друг от друга. При выполнении разных социальных ролей человек все же остается узнаваем – эта константа и называется имиджем.
Во второй части работы проведено эмпирическое исследование особенностей самовосприятия, самоощущения, эмоционального состояния женщин до и после посещения парикмахера-стилиста.
В результате смены имиджа отмечается выраженное изменениее самооценки у женщин, которое проявляется в повышении симпатии к себе, а также в общем изменении эмоционально-ценностного отношения к себе. Изменение наблюдается во всех измеряемых шкалах:
Интегральное чувство «за» или «против» собственного Я;
Самоуважение;
Аутосимпатия;
Ожидание положительного отношения от других;
Самоинтерес.
На момент начала проведения процедуры отмечается сниженное эмоциональное состояние, после проведения наблюдается эмоциональный подъем.
На основании проведенного исследования можно заключить, что самовосприятие, самоощущение и эмоциональное состояние имеет свои особенности до и после посещения парикмахера-стилиста, что проявляется в повышении самооценки, самоощущении, эмоционального состояния после посещения парикмахера-стилиста, что являлось гипотезой исследовнаия.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗМЕНЕНИЯ ИМИДЖА И САМООЦЕНКИ У ЖЕНЩИН
1.1. Феномен «имидж» в научной литературе
Понятие «имидж», как и большинство научных категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле, под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сформированных свойств субъекта, в узком — он трактуется как сознательно сформированный образ субъекта, наделяющий последнего дополнительными ценностями и дающий возможность продуцировать те впечатления о субъекте, отношения к нему и его оценки, которые обеспечивают эффективность его жизнедеятельности и оптимальный при данных условиях уровень качества жизни.
Термин «имидж» в российской науке и практике начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века; в политологической области в контексте «имидж политика». Сегодня термин «имидж» используется не только применимо к политикам, не только применимо к человеку вообще, но и к разнообразным объектам и явлениям.
Отечественные разработки в области имиджа несколько запоздали по сравнению с Европой и Америкой. Исследования проблемы имиджа были вытеснены в область психологии, этики, эстетики. В рамках фундаментальной отечественной психологии в эти годы была детально разработана проблема восприятия и оценки человека человеком. (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, А.А. Венгер, П.М. Якобсон). Эстетические аспекты данной проблемы представлены работами И.С. Кона, А.Ф. Лосева, А.А. Гусейнова, Ю.М. Лотмана. Современное отечественное гуманитарное знание не осталось индифферентным к проблемам имиджа, но исследования в этой области носят фрагментарный и несистематический характер (Е. Доценко, А. Максимова, Е. Егорова-Гантман, Е. Абашкина, Л. Гозман). Предметом изучения является не имидж как целостное явление, а его отдельные составляющие. Большая часть работ, связанных с проблемой имиджа, носит прикладной характер: наиболее известны работы В.М. Шепеля, Г.Г. Почепцова, А.Ю. Панасюка, И.А. Федорова [25].
Имидж как знак, как символ, воздействуя на сознание и подсознание человека, заставляет его поступать определенным образом. Ж. Бодрийяр даже считает, что основой дифференциации в современном обществе потребления становятся потребляемые людьми знаки. Актуальность исследований имиджа в области философии в том, что он может быть отнесен «к сфере организационно-регулятивной деятельности общества и является одним из важнейших условий и факторов социализации и социальной адаптации человека в среде существования…» [4], а значит, имидж участвует в формировании современной системы ценностей и индивидуальной картины мира человека.
Социальная перцепция широко рассмотрена в работах А.А. Бодалева. В данной работе используется определение, предложенное в его исследованиях. Восприятие является непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Социальная перцепция будет представлять собой восприятия и понимания человека человеком, результатом такого процесса является некоторый образ, складывающейся у индивида о конкретной личности. Основой социальной перцепции является фиксация признаков объекта восприятия, характеризующие его особенности [13].
Сам термин социальной перцепции введен Дж. Брунером. Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др. В работах Дж. Брунера социальная перцепция рассматривалась как социальная детерминация перцептивных процессов. Современные исследования рассматривают социальную перцепцию как процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Развитие идей о социальной перцепции как феномене отражено в работах Э. Блейера, У. Джемса, Г. Келли, Ч. Кули, Дж. Мида, Р. Нисберта, Л. Росс и др.
Ч. Кули вводит понятие «зеркальное Я», которое подразумевает сумму психических реакций человека на мнения окружающих. Работы Дж. Мида рассматривают процесс становления Я, формирование личности происходит в зависимости от опыта взаимодействия и в процессе взаимодействия с другими людьми. В ситуации взаимодействия происходит осознание Я.
Идеи Л. Росс и Р. Нисберта считают, что формирование образа связано с переоценкой личностных черт и недооценке значения ситуации [44].
Большое значение в данной работе имеют работы отечественных авторов – Г.М. Андреевой, В.С. Агеева, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Обозова, Л.А. Петровской и т.д. – в работах отражены идеи различных психологических особенностей восприятия и понимания людьми друг друга, в том числе при получении информации зрительной и аудиальной модальностей.
В данной работе в центре внимания межличностное восприятие. Межличностное восприятие — это восприятие, понимание и оценка человека человеком, при этом человек воспринимается не только как отдельная личность, но и как личность, включенная в социальные отношения [35].
Среди фундаментальных теорий восприятия психологических характеристик человека можно выделить следующие: модель социальных отношений Д. Кенни, модель социальной точности Дж. Биесанца, теория прагматической точности У. Суэнна и гипотеза калибровки Э. Тенни, теория реалистической точности Д. Фандера. Рассмотрим содержание данных идей.
Модель социальных отношений Д. Кенни
В данной модели выделяются три компонента восприятия: объект восприятия, субъект восприятия и отношения субъекта и объекта. Данные компоненты формируют основу особенностей образа, который складывается из особенностей восприятия объекта (то как склонны воспринимать человека окружающие), особенностей субъекта (то как человек склонен воспринимать других людей), особенностей отношений (образ уникален и зависит от отношения субъекта к объекту восприятия).
Данная модель раскрывает особенности восприятия психологических характеристик через раскрытие точности: ассимиляция, мета-точность, предполагаемая реципрокность, предполагаемое сходство, реципрокность, точность оцениваемого, согласованность оценщиков, согласованность я — другой, уникальность восприятия.
Модель социальной точности Дж. Биесанц.
Данная модель восприятия психологических характеристик вводит следующие понятия [25]:
 перцептивная точность восприятия;
 различительная точность восприятия;
 экспрессивная точность восприятия.
Особенностью данной модели является введение дополнительного компонента: взаимодействие. Так восприятие психологических характеристик является сложным процессом отношений и особенностей взаимодействия между субъектом и объектом восприятия.
Теория прагматической точности У. Суэнна и гипотеза калибровки Э. Тенни.
Ключевой идеей данной модели является идентичность субъекта восприятия. Согласно этой модели, два человека «договариваются» о том, какими они будут друг для друга, а раз договорившись, стремятся поддерживать и демонстрировать именно эту идентичность, а не другую. Другими словами, при восприятии человека имеются некоторые установки и ожидания [16].
Данная теория дополняется гипотезой У. Суэнна, согласно которой объект восприятия имеет некоторый набор знаний о себе и о своих способностях, так субъект восприятия изначально полагает, что люди, с которыми они взаимодействуют, знают себя хорошо. Однако конечное восприятие психологических характеристик зависит от степени согласованности транслируемого образа и образом, формируемым в процессе взаимодействия.
Теория реалистической точности Д. Фандера.
В русле данной теории формирование образа психологических характеристик связано со следующими особенностями: свойства оцениваемого; особенности оцениваемой личностной характеристики; специфика имеющейся информации; особенности личности воспринимающего.
В модели Д. Фандера имеется условное деление всех психологических характеристик, которые условно можно назвать «хорошими» и «скрытыми». Так желаемые, одобряемые черты активно транслируются, «скрытые» не могут быть оценены в результате чего имеется некоторая погрешность восприятия [5].
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов. Взаимодействие человека с окружающими является сложным социальным процессом, в котором участвуют субъект восприятия – человек, воспринимающий других людей, объект восприятия – человек о котором создаются некоторые суждения, кроме этого имеют сторонние факторы, определяющие формирования образа. Так формирование образа происходит под действие ситуации общения, субъективных особенностей субъекта и объекта, особенностей взаимоотношений и др. факторов.
Так под действием ряда фактором происходит формирование образа, в том числе приписывание объекту восприятия некоторых психологических свойств, определяющих психологический образ, т.е. некий набор психологических характеристик, рассмотрим более детально особенности восприятия психологических характеристик человека.
Социальная перцепция всегда связана с особенностями восприятия и модальностями восприятия. В современном обществе имеется множество способов коммуникаций, в ходе которых восприятие человека ограничено.
Таким образом, можно отметить, что проблема исследования, заключенная в анализ места зрительной и аудиальной информации при восприятии психологических особенностей человека находится на стыке исследований социологических и психологических научных знаний [37].
Проблема была рассмотрена авторами с позиций особенностей социальной перцепции. Современные концепции отражают значимость невербальных компонентов межличностного взаимодействия. Так формирование образа связано с общим впечатлением, дальнейшая информация подводится и интерпретируется в соответствии с первым образом.
Можно отметить, что взаимодействие связано с особенностями восприятия, так ограниченное количество информации, получаемое из вне дополняется в соответствии с имеющимся опытом. Ключевыми модальностями в восприятии человека является зрительная и аудиальная модальности, рассмотрим особенности приписывания психологических характеристик при восприятии человека.
Формирование образа, таким образом, связано с процессами стереотипизации и идентификации. Кроме этого, значение имеют следующие эффекты: «эффект ореола» (или гало-эффект), эффект новизны.
Аудиальная и визуальная информация, получаемая о человеке в момент первого восприятия, направлено на приписывание ему определенных качеств, вся получаемая информация проходит процесс категоризации, далее получаемая информация накладывается на уже созданный образ [46].
В связи с этим формирование представлений о личностных и психологических характеристик связано в первую очередь с невербальной информацией. Вся последующая информация оценивается в связи с первым впечатлением и подгоняется под сложившийся образ. Так при формировании негативного образа, вся последующая информация будет интерпретироваться негативно и напротив первое благоприятное впечатление формирует позитивные оценки в дальнейшем.
Стереотипизация – это процесс «узнавания» отдельных явлений и характеристик человека, данный процесс связан со спецификой процесса восприятия, так при наличии ограниченной информации психика стремится создать целостный образ.
В связи с чем, отдельные характеристики группируются, связываются и формируют некий законченный образ, который на сновании прошлого опыта идентифицируется с конкретными характеристиками и свойствами субъекта восприятия.
Данные процессы выполняют важные функции в психике людей, с одной стороны – процесс восприятия упрощается, для человека необходимо меньшее количество времени для формирования представлений и образов, что приводит к сохранению ресурсов. Однако стереотипизация является источником ошибочных суждений [16].
Формирование образа человека происходит в первые минуты общения и корректируется в процессе дальнейшего взаимодействия. Можно отметить, на основе предыдущих выводов, что объекту восприятия на основании некоторой неполной информации, получаемой из вербального и невербального источника, в том числе аудиальной и зрительной модальности, приписывается целостный образ, во многом интерпретируемый субъектом восприятия.
Это формирует возникновения каузальной атрибуции. Получая зрительную и аудиальную информацию субъект восприятия приписывает причины, интерпретирует действия другого человека, при этом не обладает полной необходимой информацией о действительных причинах.
Рассмотрим особенности восприятия психологических характеристик человека. Психологические характеристики в свою очередь формируют представления о причинах и следствиях наблюдаемого поведения. Так процесс восприятия становится лишь одним из компонентов социального познания.
Наиболее часто социальное познание рассматривается в русле когнитивного подхода, так восприятие психологических характеристик человека имеет социальный характер объекта познания, социальную природу познания, социальную разделяемость познания, характеристикой которой является возможность человека оперировать социально разделяемыми значениями и смыслами, что раскрывает процесс приписывания объекту восприятия как социальное познание [29].
Межличностное взаимодействие и социальная перцепция включает в себя один из компонентов формирования образа объекта восприятия – приписывание объекту психологических характеристик. Н.И. Бабич, Б. Умар, Г.В. Дьяконов, С.М. Стародынов провели анализ формирования первоначального впечатления.
Г.В. Дьяконов в своих работах рассматривает специфику формирования первого впечатления. Формирование первого впечатления является сложным процессом, основанном на процессах отражения друг друга, результатом является формирование некоторого отношения. Восприятие связано со сложной психической активностью, в которую включены все доступные модальности восприятия.
Как уже отмечалось, что поступающая информация связана с когнитивной и эмоциональной структурой субъекта восприятия, так В.А. Барабанщиков и Т. Н. Малкова отмечают, что информация зрительной модальности дает информацию не только об особенностях эмоционального состояния, но и продолжительности нахождения в данном эмоциональном состоянии, динамики переживания и интенсивности переживаний, искренности переживаний и личностные особенности изображенного человека[10].
Кроме этого, в работах В.А. Барабанщикова и С.М. Федосеенковой установлено, что зрительное восприятие связано с механизмами проекции, так восприятие выражения лица связано с его структурой и с особенностями воспринимающего [9].
Формирование психологического образа является многомерным процессом, который включает в себя: субъекта восприятия, объект восприятия и особенностей их взаимодействия. Каждый из указанных компонентов играет определенную роль при анализе межличностного взаимодействия. Формирование образа происходит под действием внешних атрибутов и внутренних особенностей, среди которых ценностные ориентации, мотивация, социальный опыт, когнитивные особенности, установки, «образ-Я».
Восприятие психологических характеристик человека основано на социально-перцептивных механизмах:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта.
2. Восприятие внутреннего облика объекта, т. е. набора его социально-психологических характеристик, что осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Распознания личностных особенностей воспринимающим происходит за счет сложного взаимодействия когнитивных и эмоциональных структур. А.А. Бодалев среди основных механизмах указывал интерпретацию, идентификацию, каузальную атрибуцию и рефлексию других людей. Все данные механизмы тесно связаны с особенностями информации, поступающей при взаимодействии, так зрительная и аудиальная информация будет участвовать на всех уровнях механизмов восприятия [13].
Важную роль в изучении социальной перцепции отводится механизмам восприятия: проекция, стреотипизация, идентификация.
Наличие некоторого опыта субъекта восприятия всегда связано с формированием образа объекта восприятия, прежде всего это связано с особенностями восприятия пола, возраста, профессии, принадлежность к социальным общностям, которые ведут к формированию некоторого образа, наделенного психологическими характеристиками.
Особую роль играют стереотипы восприятия. Наличие стереотипов восприятия формируют ошибки, которые влияют на общие суждения, на формирование образа, в том числе на приписывание психологических характеристик, не свойственных объекту восприятия.
Восприятие психологических характеристик человека на основе зрительной и аудиальной информации связано с кодирование и декодированием невербальной информации. В русле данных теоретических разработок указано, что конвенциональные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются. Среди авторов, исследующих вопросы формирования можно отметить следующих: А.А. Акишина, Т.Е. Акишина, М.С. Андрианов, И.Н. Горелов, X. Кано, Г.В. Колшанский [47].
Так в ходе восприятия аудиальной и зрительной модальности воспринимается система знаков, символов, использующаяся для передачи информации с большой степенью точности, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психологических качеств личности.
В работах В.А Лабунской указано, что зрительная и аудиальная информация не поддается контролю при взаимодействии с другими людьми [28].
Так при взаимодействии не могут контролироваться напряжение мышц, изменения пластики поз. Субъект восприятия улавливает эти сигналы и формирует психологический образ.
Так невербальная информация различной модальности приставляет сложное явление, данные сигналы могут быть восприняты на различных уровнях, декодированы и интерпретированы субъектом восприятия.
По мнению большинства исследователей (Л. И. Анцыферова, Н. М. Гад-жиева, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская, Ю. Н. Емельянов, В. А. Лабунская, О. О. Пугачевский, Е. В. Кузнецова, В. А. Лабунская и др.) информацию аудиальной и зрительной модальности не только возможно декодировать, но и систематизировать проявления.
Так можно отметить, что зрительная и аудиальная информация является источником информации о внутреннем мире личности, раскрывающий неосознаваемые, неконтролируемые его стороны [25].
Особый интерес в данном исследовании представляют эмпирические данные относительно исследования роли зрительной и аудиальной информации в процессе восприятия объекта взаимодействия.
На основании анализа теоретических и эмпирических данных рассмотрим роли зрительной и аудиальной модальности в восприятии психологических характеристик.
Роль аудиальной модальности рассмотрены в психологической теории следующими авторами: О.К. Агавеляна, А.А. Бодалева, Н.В. Витта, В. И. Галунова, Г.Е. Крейдлина, В.Х. Манёрова, В.П. Морозова, М. Нэпп, А.Х. Пашиной, Г.С. Рамишвили, Дж. Холл и др.
Формирование психологического образа происходит при восприятии особенностей голоса: ритм, тембр, особенностей музыкальности, звучности голоса и произношения, интонационные характеристики.
Так в работах А.А. Бодалева отмечено, что аудиальная информация, получаемая от объекта имеет ряд уникальных характеристик, которое формирует особенности образа, наделение объекта набором психологических черт и свойств [13].
В.П. Морозов указывает следующие характеристики, которые раскрывает голос человека [35]:
1. Особенности эмоционального состояния – радостный, грустный, обиженный, печальный и др., при этом данная психологическая характеристика отражает актуальное состояние.
2. Оценочный характер: нежный-грубый, нравится-не нравится;
3. Индивидуально-личностная информация: возраст, пол;
4. Социально-групповая характеристика: национальность, место проживания (особенности диалекта);
5. Среди прочих характеристик можно выделить логопедическая, физиологическое состояние.
Личностные особенности отражают субъективные впечатления: открытость, экспрессивность, серьезность, особенности чувства юмора, наличие негативных черт, таких как тщеславие и цинизм, наличие сарказма, самодовольства, особенности самощущения (самоуверенность), темперамент, особенности ценностной структуры.
Особенности приписывания человеку психологических характеристик при восприятии его внешности и голоса носит неосознанный характер и связан с жизненным опытом субъекта восприятия.
Другим словами, имея некоторый опыт общения с людьми происходит связь голоса и внешности с личностными и психологическими характеристиками, этот процесс основан на идентификации личности с получаемой информацией, в том числе аудиальной и зрительной модальности. Слово идентичность происходит от латинского «idem», означающий «тот же самый», буквально «identity» имеет в переводе два значения – узнавание и отождествление – именно это значение идентификации применяется при рассмотрении роли аудиальной и зрительной информации в формировании психологического образа.
В работах В.Х. Манёрова рассмотрены проблемы звучания голоса во взаимосвязи с распознанием физического и психического состояния говорящего [32].
Исследования В.П. Морозова подтверждают данные идеи – аудиальная информация дает информацию о психофизических особенностях и состояниях и намерениях говорящего [34].
Особенности роли зрительной и аудиальной модальности рассматривались в исследованиях П. Боркенау и А. Либлера. В данном исследовании суждения давались на основе видео со звуковой дорожкой, видео без аудиального сопровождения и только аудиальная информация. На видео незнакомые люди совершали типичные действия: ходили по комнате, приседали, смотрели в камеру, читали определенный текст и т.п. В данном исследовании сделаны следующие выводы:
 Источник информации не важен;
 Оценки в высокой мере согласовывались между собой (даже при предъявлении информации различной модальности).
Необходимо отметить на основании теоретического анализа, что формирование стереотипов восприятия аудиальной и зрительной информации формируют особенности восприятия и приписывания психологических характеристик объекту.
Особенности приписывания психологических черт связаны с ассоциативными связями голоса, внешнего облика, особенностей мимики и др. характеристик зрительной и аудиальной модальностей. Так формирование образа, наделенного некоторым списком психологических характеристик имеет вероятностный характер, обладает большой долей ошибки восприятия. Однако зрительная и аудиальная модальность определяют формирование межличностных отношений, особенностей паралингвистической составляющей, определяются невербальной информацией.
Формирование психологического образа в межличностном восприятии является необходимым компонентом в социальном и адаптационных процессах [14].
На основании анализа, проведенного в данной части работы можно отметить, что зрительная и аудиальная информация составляют основу формирования образа, наделенного некоторым набором психологических характеристик. Формирование образа связано с особенностями получаемой из вне информации, переработка данной информации всегда связана с аспектом субъективности и имеющимся опытом. Проблема зрительной и аудиальной информации обратила нас к проблеме особенностей невербальной информации. Данный аспект взаимодействия, как отмечается авторами является сложным процессом, характеризующимся сложностью системы и структуры. Зачастую авторами указывается иррациональность и субъективность процесса восприятия и формирования некого психологического образа.
Можно отметить, что имеются многочисленные исследования, посвященные проблеме исследования особенностей приписывания объекту восприятия психологических характеристик.
Данные исследования позволяют сделать вывод, что формирование образа связано с имеющимся опытом взаимодействия, а формирование образа связано с неким набором характеристик, получаемых в процессе восприятия аудиальной и зрительной информации.
Роль информации аудиальной и зрительной модальности способствует формированию социальной перцепции, раскрывает особенности восприятии психологических особенностей человека. Так нами был проведен теоретический анализ роли и места зрительной и аудиальной модальностей в социальной перцепции, а именно рассмотрена зрительная и аудиальная модальность при восприятии психологических особенностей человека, на основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы