Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь характеристик мотивации и переживаний учебной деятельности младших подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимоотношений мотивации и переживания в учебной деятельности младших подростков 7
1.1. Категория мотивации учебной деятельности в психологии младших подростков 7
1.2. Категория переживания в психологии учебной деятельности 29
Вывод по главе 1 40
Глава 2. Эмпирические исследования взаимосвязи характеристик мотивации и переживания учебной деятельности младших подростков 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Результаты и их обсуждение 46
Выводы по главе 2 56
Заключение 59
Список литературы 62
Введение:
Актуальность исследования вытекает из того, что на современном этапе развития и становления отечественного образования в педагогической и психологической науках усиливается внимание к изучению психологических особенностей и, в частности, мотивационной сферы младших подростков. Это связанно: во-первых, с увеличением учебной нагрузки на младших подростков; во-вторых, становление и развитие мотивационной сферы младших подростков является основополагающей проблемой как педагогической, так и психологической науки и, в-третьих, процесс формирования психологических особенностей и мотивационной сферы в частности младших подростков неотрывно связан с его учебной деятельностью.
Проблема. Представление о мотивации неизменно и повсеместно появлялось во всех случаях, когда возникал вопрос о причинах человеческого поведения. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Возникает противоречие между необходимостью организации специального, целенаправленного развития мотивов учебной деятельности младших подростков и фактическим отсутствием педагогических механизмов решения этой проблемы в педагогическом процессе средней общеобразовательной школы. Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в необходимости разработки организации учебной деятельности, способствующей развитию мотивации у младших подростков, опосредованных показателями личностных свойств и переживания учебной деятельности.
В отечественной психологической литературе тема взаимосвязи личностных свойств с показателями переживания и мотивационной направленности на учебную деятельность младших подростков исследована недостаточно, что объясняет актуальность данного исследования.
Проблема развития психологических особенностей детей младшего подросткового возраста во взаимосвязи с учебной деятельностью раскрывается в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, В.Д. Еремеевой, В.С. Мухиной, Л.М. Фридман и др. Изучению учебной мотивации младших подростков посвящены труды таких ученых как С.В. Гани, Н.И. Гуткиной, Т.Ф. Ивановой, И.Н. Крупенниковой, М.В. Матюхиной, Д.Б. Эльконин и др.
Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущей деятельностью ребенка, ступившего на порог школы, становится учебная деятельность. Это та деятельность, в процессе которой происходит не только усвоение новых знаний, но и интенсивное развитие личности ребенка. Учение в школе, отвечая его новым потребностям, становится главным делом на длительный период времени. В рамках учебной деятельности, как ведущей, возникают новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы. Особую роль в этом играет развитие и формирование психологических особенностей младшего подростка.
Однако, вовлечение ребенка в новую для него деятельность, не всегда бывает успешным. Усвоение новых общеобразовательных предметов вызывают у некоторых детей значительные затруднения. И именно главной задачей учителя, на этапе начала школьного обучения, является мотивирование процесса учения ребенка, то есть формирование у него позитивных учебных мотивов.
Разработанность выбранной темы теоретического исследования находит свое отражение в трудах отечественных психологов. Вопросы изучения учебной деятельности младших подростков отражены в работах Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, В.Д. Еремеевой, Е.Г. Изотовой, А.Н. Леонтьева и др.
Мотивы учебной деятельности зависят от сложившегося в учебном заведении соответствующего отношения к учению, к овладению знаниями и межличностными отношениями
Выявление и учёт мотивов – важнейший этап и предпосылка успеха в учебной деятельности. В связи с этим наиболее плодотворным является двуединое рассмотрение мотивационной направленности на приобретение знаний, учитывая тесную взаимосвязь с характеристиками переживания учебной деятельности младших подростков.
Объект исследования: психологические особенности младших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь показателей переживания и мотивации учебной деятельности у младших подростков.
Цель исследования: изучение специфики взаимосвязи показателей переживания и мотивации учебной деятельности у младших подростков.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы взаимоотношений мотивации и переживаний учебной деятельности.
2. Организовать исследования, подобрать методы.
3. Изучить характеристики мотивации учебной деятельности младших подростков.
4. Исследовать характеристики переживаний учебной деятельности младших подростков.
5. Изучить взаимосвязи характеристик мотивации и переживаний учебной деятельности.
Гипотеза исследования:
— существует специфика взаимосвязи показателей переживаний и характеристик учебной мотивации у младших подростков.
Методы исследования:
— теоретический анализ психолого — педагогической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— методы математической статистики обработки данных, корреляционный анализ Пирсона.
Новизна исследования состоит в том, что в ходе анализа данных исследования выявлена специфика взаимосвязи между учебной мотивацией и переживанием учебной деятельности у младших подростков.
Теоретическая значимость исследования: выявленные соотношения учебной мотивацией и переживанием учебной деятельности у младших подростков вносят теоретический вклад в развитие учебной деятельности младших подростков.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при планировании и организации процесса обучения в образовательных учреждениях, а также в определении содержания учебных задач на различных учебных программах и дисциплинах, для создания необходимых условий обучения для обеспечения развития учащихся в процессе учебной деятельности.
Изучение мотивации позволит создать научную основу для выявления наиболее эффективных форм воздействия на личность в процессе обучения.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.
Заключение:
Завершена дипломная работа по теме «Взаимосвязь характеристик мотивации и переживаний учебной деятельности младших подростков» цели достигнуты, задачи решены, результаты исследований можно сформулировать из следующих выводов:
1. Проблемой развития мотивации к учебной деятельности занимались Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Выготский Л.С., Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. В своей работе, мы опирались на определение Л.И. Божовича: мотивация — это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.
2. В результате исследования было выявлено, что особое влияние на уровень учебной мотивации имеют показатели переживания учебной деятельности. Переживания является способом организма среагировать на ситуацию стресса, и, определяясь значимостью стрессогенного фактора, может иметь различную интенсивность и период протекания. Определенный приемлемый уровень переживания необходим для правильного выстраивания перспектив активной деятельности. Переживание в подростковом возрасте проявляется во взаимодействии подростка с различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. На уровень переживания подростков влияют многие факторы. К ним относятся: учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами; регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.
2. В исследовании приняли участие 20 учащихся 5-6 классов в возрасте 11-12 лет. В исследовании использовались следующие методы исследования:
Методика изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина).
Методика для диагностики учебной мотивации подростков (методика М.В. Матюхиной в переработке Н.Ц. Бадмаевой).
Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)
«Опроснике переживания ПВЭИ».
3. В результате исследования было выявлено, у младших подростков из 6-х классов в ходе статистической обработки данных по методике для диагностики учебной были выявлены статистически значимые более высокие баллы по сравнению с младшими подростками из 5-х классов по показателям: «Благополучие» (Ме=2,59; Uэмп=0,65; р≤0,05), «Престиж» (Ме=1,76; Uэмп=677,5; р≤0,01). А это значит, что у младших подростков, обучающихся в 6-х классов преобладают такие характеристики учебной мотивации как мотив достижения благополучия и престиж. Таких детей больше интересует «внешняя оболочка» учения, им нравится носить на себе статус ученика, учение выступает для них как престижный процесс, они стремятся получать хорошие оценки, но лишь с целью получения похвалы. По таким показателям мотивации учебной деятельности младших подростков как «долг», «самоопределение», «избегание неудачи», «содержание учения», «коммуникативные» «достижение успеха» в ходе статистической обработки данных обнаружено не было. Данные мотивы в равной степени присутствуют как среди учащихся 5-го класса, так и среди учащихся 6-го класса. Ученики 5-х классов ориентированы на содержание учения. Они стремятся овладеть новыми знаниями, вникнуть в суть явлений, овладеть новыми способами решений. Ученики 6-х классов ориентированы на содержание учения. Полученный в процессе обработки ответов испытуемых по методике Дубовицкой Т.Д., результат можно трактовать следующим образом, 80% учащихся от всей группы имеют высокий уровень внутренней мотивации. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания.
4. Исследованы характеристики переживаний, выявлено, что среди учащихся преобладает средний уровень переживания учебной деятельности. У пятиклассников было обнаружено четыре уровня циклов переживания учебной деятельности: на уровне частей урока, на уровне уроков, на уровне учебного дня и на уровне учебной недели. Причем, на уровне частей урока переживание функционирует как единый цикл только в начале учебной недели (понедельник). В шестом классе циклы переживания учебной деятельности существуют на трех уровнях: на уровне частей уроков и на уровне уроков как целого в понедельник, а также на уровне учебной недели. Цикл переживания на уровне учебного дня в шестом классе отсутствует. Таким образом, наблюдается увеличение единообразия в переживании учебной деятельности учащимися в шестом классе. Учебный процесс в переживании учащихся начинает представлять единый, монолитный процесс, где один учебный день для учащихся мало отличается от другого.
5. В результате исследования было выявлено, чем выше уровень переживания на уроке, тем меньше уровень мотивации у учащихся, как 5-х классов, так и учащиеся 6х классов.
К перспективным направлениям исследований относится изучение влияния специально разработанной программы на уровень переживания и мотивации учебной деятельности
Фрагмент текста работы:
Младший подростковый возраст – это возрастной период, когда ребенку от 11 до 13 лет, важный этап развития, переход от детства к взрослению. Нужно учитывать, что младший подросток – это теперь не ребёнок (но определенные манеры поведения могут оставаться ещё как у ребёнка), но пока и не взрослый (а только начинающий быть взрослым).
Аналогично этому и Выготский Л. С. и Эльконин Д. Б. в возрастных периодах определяют подростковый кризис как некий переходный момент от младшего школьного возраста к подростковому, это дает резонность другим научным деятелям считать его «предподростковым» [19].
Особенность социального положения развития остается в том, что взрослеющая личность пребывает в категории между взрослым и ребенком — при явном стремлении казаться старше, это объясняет разные черты его поведения.
Младший подросток желает отвоевать свою независимость, возыметь право на выбор и голос.
Все то, к чему взрослеющий привыкал в детском периоде – будь то семья, среднее образование, ровесники, попадает под переосмысление, наделяется иными смыслами и значением.
В плане пребывания в социуме у подростка рождается абсолютно иная составляющая — отчуждение, или конфликт отношений в ключевых содержательных областях. Эта разобщенность начинает проявляться в различных категориях, будь то внутренние переживания, общение, поведение, деятельность, поведении, и ее логичным итогом становятся трудности при вхождении в неизведанные содержательные области.
Конфликт отношений появляется в той ситуации, когда взрослеющий покидает привычную, комфортную для себя иерархию отношений и не в состоянии еще войти в иные этапы жизни. В этих ситуациях подростки нуждаются в тех качествах, недостатком которых они и определяются [25].
В психологическом развитии детей младшего подросткового возраста имеются кардинальные трансформации, касающиеся многих граней развития, и выявляются в образе поведения совокупностью признаков, доказывающих желание усовершенствовать свою независимость, неуязвимость, неприкосновенность своего я.
Факт многих биологических особенностей можно объяснить тем, что на данном этапе вся сущность младшего подростка становится на «конвейер» интенсивной биолого-физиологической трансформации.
Значительно видоизменяются одновременно несколько сфер: гормональная система, кровеносная система и костно-мышечная система. Новые гормоны молниеносно вбрасываются в кровеносную систему, давая тем самым мощнейший толчок для центральной нервной системы, предвосхищая старт полового созревания.
Показательно выраженное неравномерное созревание разных органических систем. В системе кровотока — ткань сердечных мышц обгоняет по скорости роста сосуды крови. Толчковая мощь мышцы сердца вынуждает вены и артерии трудиться в чрезвычайном для них режиме, т.к. они не готовы к такому интенсивному ритму [21].
В системе костей и мышц — костная ткань обгоняет по скорости развития мышцы, последние в свою очередь, не успевают за развитием костей, растягиваются, причиняя тем самым внутренний дискомфорт. В результате данных видоизменений повышаются нагрузка, утомляемость, возбудимость, раздражительность, агрессия, конфликтность подростков в десятки раз [47].
С этих изменений берет начало негативная фаза подросткового этапа. Она определяется тревожностью, меланхоличностью, беспокойством, спадом работоспособности, дисбалансом в психофизическом, склонностью к агрессии, бунтарством чувств.
Позитивная фаза приходит на смену негативной не сразу, и она проявляется в том, что подросток начинает чувствовать единение с природой, по-другому переживать искусство, в нем зарождается совокупность ценностных ориентиров, потребность в приватной коммуникации, он начинает испытывать чувство любви, грезит мечтами и т. д. [16].
Под напором полового созревания проходят значительные трансформации в строении и жизнедеятельности тела подростка. Это относится к росту, показателям веса, физиологическим функциям различных внутренних органов, строению костей, изменениям ВНД, поведенческих черт и качеств психологического развития.
Младший подростковый возраст характеризуется значительной разрозненностью развития как на интерличном, так и интраличном уровне. Данный возрастной этап подразумевает личностные вариативные темпы развития (временные отличия у мужского и женского, акселерация и ретардация).
Девушки характеризуются большими качествами зрелости, в отличии от мальчиков, в плане и физического статуса (пола) и социальной направленности, а также когнитивных способностей и предпочтений.
Размышляя над работами Болдырева Н.И., мы пришли к заключению, что при наращивании жизненных сил у младших подростков в это же самое время появляется сильная утомляемость. Это действует на самочувствие в целом и на поведенческие проявления подростка – на лицо факт утомляемости, повышенной возбудимости и агрессивности [10].
Рудаева И.М. в своих работах утверждает, что доминантным резоном выбора идеала у подростков является желание следовать этому идеалу, подражать его чертам. Более значимым подросток считает бескорыстие, искренность, интеллект, чувство юмора, альтруизм, добропорядочность. Отталкивающими для подростка являются — озлобленность, жестокосердие, лицемерие, ложь, глупость, завистливость и скупость [52].
На этапе младшего подросткового возраста начинает появляться каркас личностной самоопределенности, на которую, ключевое воздействие имеют отношения со старшими и ровесниками.