Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь эмоционального выгорания и личностных особенностей у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов дошкольных образовательных учреждений 8
1.1 Феномен эмоционального выгорания в психологии: история вопроса, определение понятия 8
1.2 Социально-психологические факторы формирования эмоционального выгорания педагогов 16
1.3 Стадии развития синдрома эмоционального выгорания 22
1.4 Профессионально важные качества и личностные особенности педагогов дошкольного образования, обуславливающие их профессиональное здоровье 27
ГЛАВА 2. Организация и методы эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов дошкольного образования 33
2.1 Методологические основы исследования 33
2.2 Этапы и ход эмпирического исследования 33
2.3 Характеристика выборки испытуемых 34
2.4 Характеристика методов исследования 36
2.5 Методы статистической обработки 41
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов дошкольного образования 42
3.1 Результаты частотного анализа полученных эмпирических данных 42
3.2 Результаты сравнительного анализа полученных эмпирических данных 45
3.3 Корреляционный анализ эмпирических данных 54
Выводы 60
Заключение 62
Практические рекомендации 63
Список литературы 66
Приложение 72
Введение:
Актуальность исследования. В процессе модернизации российского образования и появления новых тенденций, подчёркивающих значимость личности педагога как субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности педагога, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию поставленных перед педагогом профессиональных задач, а с другой – сохранение профессионального здоровья.
Общеизвестно, что педагогическая профессия – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Структуру профессионально важных качеств педагога составляют такие характеристики, как стрессоустойчивость, саморегуляция, чувство такта, эмпатия, эмоциональный контроль. Исследователи считают, что успешно осуществлять управление психическим развитием личности воспитанника может только специалист, способный осознанно регулировать проявления своих эмоций: открытый собственным и чужим мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и своим подопечным, способный преодолевать трудности. Очевидно, что педагог, демонстрирующий в своей профессиональной деятельности признаки эмоционального истощения и переутомления, или же, например, недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, вряд ли сможет быть эффективным и успешным. Для принятия превентивных мер по профилактике развития и устранению данных симптомов, разумеется, необходимо выявление основных причин, формирующих эмоциональное выгорание.
Поэтому психологи подчеркивают необходимость раннего выявления и профилактики эмоционального выгорания, которое проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, снижении качества профессиональной деятельности и появлении соматических расстройств.
Исследование влияния стрессогенных факторов и их последствий в профессиональной деятельности педагогов является актуальным, так как знания особенностей проявления дистресса можно использовать с целью профилактики эмоционального выгорания воспитателей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Цель исследования: выявление взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов дошкольного образования с различным педагогическим стажем.
Объект исследования: педагоги дошкольного образования с различным педагогическим стажем.
Предмет исследования: личностные корреляты эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования с различным педагогическим стажем.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблематики эмоционального выгорания педагогов.
2. Провести частотный анализ показателей эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования со стажем до 3-х лет, 3-10 лет и более 10 лет.
3. Посредством сравнительного анализа выявить значимые различия показателей эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования со стажем до 3-х лет, 3-10 лет и более 10 лет.
4. Посредством корреляционного анализа выявить значимые взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов дошкольного образования.
Гипотезы исследования. Можно предположить, что:
1) педагоги дошкольного образования с различным стажем имеют значимые различия в выраженности показателей эмоционального выгорания;
2) определенные личностные особенности педагогов дошкольного образования значимо коррелируют с показателями эмоционального выгорания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении проблемы эмоционального выгорания педагогов, так и при проведении профессионального отбора в процессе подбора персонала в дошкольные образовательные учреждения.
В решении поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Методы теоретического анализа.
2. Психодиагностические методы исследования:
— методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
— опросник MBI К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
— Многофакторный личностный опросник FPI;
— Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка);
— 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла.
3. Методы математико-статистической обработки данных (сравнительный и корреляционный анализ, расчет достоверности различий).
База исследования. Исследование проводилось в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа «Свердловский центр образования», в дошкольном отделении №3.
Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов дошкольного образования с различным педагогическим стажем.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был проведен теоретический анализ проблематики эмоционального выгорания педагогов;
— был проведен частотный анализ показателей эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования со стажем до 3-х лет, 3-10 лет и более 10 лет;
— посредством сравнительного анализа были выявлены значимые различия показателей эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования со стажем до 3-х лет, 3-10 лет и более 10 лет;
— посредством корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов дошкольного образования.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутые гипотезы исследования о том, что
— педагоги дошкольного образования с различным стажем имеют значимые различия в выраженности показателей эмоционального выгорания;
— определенные личностные особенности педагогов дошкольного образования значимо коррелируют с показателями эмоционального выгорания.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотезы подтверждены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов дошкольных образовательных учреждений
1.1 Феномен эмоционального выгорания в психологии: история вопроса, определение понятия
На «эмоциональное выгорание» как на психологический феномен ученые обратили свое внимание не так давно. Научные разработки по данной проблеме появились почти одновременно в США и в России (Советском Союзе).
Впервые этот феномен был описан Б.Г. Ананьевым в 1968 году. По мнению автора, «профессиональное сгорание» есть негативное явление, возникающее у представителей «помогающих» профессий, а также связанных с непосредственным общением с людьми [1].
В 1969 году Г. Бредли исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники американских пенитенциарных учреждений. Однако автором понятия «эмоциональное выгорание» (англ. burnout)» по праву считается американский психиатр Г. Фройденбергер (Н. Freudenberger), описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей, оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном тесном общении с клиентами, зачастую в эмоционально напряженной атмосфере[13, 11].
В 1976 году социальный психолог К. Маслач (C. Maslach) сделала следующий шаг в описании данного феномена [31]. Она определила его уже как синдром, включающий в себя не только эмоциональное, но и физическое истощение, а также ряд деструктивных профессиональных и личностных изменений. Например, негативное отношение к работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам или клиентам, к коллегам [31].
Устойчивость к воздействию различных стрессоров в профессиональной деятельности занимала психологов разных направлений уже достаточно давно. В работах Г. Селье, Р. Лазаруса, М. Фридмана показано деструктивное влияние длительного стрессогенного воздействия на психологическую устойчивость, общее самочувствие человека, а также его удовлетворенность результатами собственной деятельности, как стресс-реакция на межличностные отношения в социальных профессиях [40, 23, 36].
В литературе даже появился термин «бессильный помощник», описывающий реакцию работников на продолжительный «стресс общения».
Несмотря на существующий интерес к проблеме, наибольшее внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века. Среди причин называют, усилившуюся в американском обществе, тенденцию к индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе. В довоенный период роль социально-психологической поддержки осуществлялась главным образом неформально – родственниками, соседями, друзьями, религиозными общинами. Результатом вмешательства американского правительства в структуру социальных служб стало усиление их бюрократически-правовой основы. Повышение уровня ожиданий как со стороны общества по отношению к работникам социальных служб, так и работников служб в отношении профессиональной самореализации не выдержали столкновения с реальностью [43].
Огромное количество исследований и публикаций, появившихся в это время, отличалось чрезвычайной разнородностью. Для одних был характерен клинический подход к проблеме, предложенный Г. Фройденбергером, другие были весьма субъективны [11]. Эмпирический материал содержало всего 10% публикаций. В смысл понятия «выгорание» каждый автор вкалывал свои критерии, границы его расширялись до любых пределов, в результате под данным понятием стало возможным понимать практически любой феномен, что создало опасность потери его смысла в целом. Отсутствие единой концептуальной модели потребовало изменение подхода к изучению феномена «выгорания», необходимость систематизации его экспериментального изучения. Наконец, новый этап исследований дополнил научными методами разнородные теоретические модели. Были разработаны стандартизированные методики, позволяющие не только диагностировать «выгорание», но и получить данные о его структуре и причинах возникновения. Исследовательский подход, в отличие от клинического, позволил расширить понимание данного феномена и его механизмов. В результате представление о «выгорании» как атрибуте профессий типа «человек-человек» дополнилось за счет представителей других профессиональных сфер [11].
На рубеже веков представления о феномене «выгорания» вышли за рамки психологии. Включившись в исследования, представители социологии, педагогики, медицины превратили данную проблему уже в междисциплинарную проблему. Но, несмотря на огромное количество эмпирических исследований, единой позиции по основным вопросам так и не было выработано.
Под «выгоранием» нередко понимается функциональный поведенческий стереотип, позволяющий экономить внутренние ресурсы организма. В.В. Бойко эмоциональное выгорание выделил в качестве выработанного человеком механизма психологической защиты, понижающего интенсивность эмоциональных проявлений в ответ на длительные стрессогенные воздействия [3].