Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь эмоционального интеллекта и подозрительности у заключенных
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ 7
1.1. Исследование понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Подозрительность как черта в характере и ее содержательная характеристика 17
1.3 Психологические особенности личности заключенного 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ 31
2.1 Организация и процедура эмпирического исследования 31
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Введение:
В настоящее время все больше вызывает интерес проблема взаимосвязи поведения и эмоциональной сферы человека. Наука шагает в данном направлении и постоянно развивает данную область научного знания. Одним из не так давно введенных в психологию терминов является эмоциональный интеллект – это способность человека, управлять эмоциональными реакциями и состояниями, своими и участников межличностного взаимодействия, участником которого он является. Не смотря на то, что изучение эмоционального интеллекта область науки достаточно молодая, проблема является актуальной, востребованной в прикладной науке и практике работы с персоналом, практике ведения переговоров, практике образования и воспитания молодого поколения.
Актуальность: Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта имеет у заключенных, поскольку данная личностная характеристика во многом определяет способность заключенного адаптироваться к условиям содержания в местах лишения свободы. Также одной из черт заключенного, которая говорит о дезадаптации является подозрительность. Подозрительность является одной из форм проявления агрессии, ведет к нарушению установления межличностных взаимоотношений между заключенными и с администрацией исправительного учреждения. Подозрительность также вызывает эмоциональное непредсказуемое поведение в ситуациях неопределенности, что вызывает дополнительные риски для управления заключенным для администрации исправительного учреждения. В то время эмоциональный интеллект способствует возникновению рефлексии и децентрации (умения встать на заключенного позицию партнера по общению, учитывать его потребности и чувства). Кроме этого эмоциональный интеллект позволяет заключенным формировать самоконтроль Работа по расширению эмоционального интеллекта особенно целесообразна с заключенными, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира. Таким образом данная работа даст обоснование для администраций исправительных учреждений в работе по развитию эмоционального интеллекта как фактора управляемости заключенного и фактора его исправления в условиях заключения.
Цель: выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и подозрительности у заключенных.
Объект: эмоциональный интеллект и подозрительность.
Предмет: взаимосвязь эмоционального интеллекта и подозрительности у заключенных.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и различным уровнем проявления подозрительности у заключенных
Задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблемам эмоционального интеллекта и подозрительности у заключенных
2. Разработать и организовать процедуру исследования эмоционального интеллекта и подозрительности у заключенных.
4. Проанализировать результаты, выделить особенности и взаимосвязь исследуемых переменных.
Методология исследования. Среди ученых, которых занимались проблемами эмоционального интеллекта следует отметить Р. Бар-Она, К. Кеннона, Л. Морриа, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голмана и других.
Впервые сам термин эмоциональный интеллект был использован в 1990 году учеными Дж. Мейером и П.Саловеем. Данные авторы дают следующее определение эмоциональному интеллекту: “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности [2, с. 48].
Изучение подозрительности в психологии можно связать с трудами ученых, занимающихся изучением характера и его акцентуаций: Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Р. Маккрей, П. Коста Г. Леонгард и др, В отечечственной психологии К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В.А. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Е.В.Шорохова.
В рамках юридической психологии подозрительность рассматривалась как характерологическая черта некоторых заключенных, складывающаяся под влиянием внешних факторов и личности заключенного. А.Д.Глоточкин, М.Г.Дебольский, В.Г.Деев, А.Г.Ковалев, А.С.Михлин, В.М.Поздняков, А.Р.Ратинов,, Ю.В.Славинская, А.И.Ушатиков, В.В.Яковлев.
Так, например, в работах Р. Кеттелла подозрительность выступает как одна из дихотомий16-ифакторной модели личности, а в трудах А. Басса является одной из форм агрессии.
В трудах Глоточкина А.Д. подозрительность рассматривается как особенность эмоционально-поведенческой сферы заключенного, а В.Г. Деев рассматривает подозрительность заключенного как проявление его протеста к пенитенциарной системе и способом противопоставления себя ей.
Эмоциональный интеллект в трудах Л. Морриа рассматривается как структура подобная интеллекту, которую можно измерить и которая выполняет функцию распознавания эмоций другого человека, в трудах Д. Голмана данная структура дополняется также структурными элементами связанными с управлением эмоциями другого человека, в свою очередь С Холл связал эти структурные элементы с эмпатией.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психологическое тестирование (опросник ДМО Т. Басса-Дарки в адаптации И. Собчик, [23] методика диагностики эмоционального интеллекта С. Холла [3], опросник МОПР (Мельбурнский опросник принятия решений)[25], тест Локус контроля Дж. Роттера[3]), методы статистической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Заключение:
Теоретический анализ литературы показал, что развитие эмоционального интеллекта является необходимым условием психологического здоровья личности, её эффективности в межличностном взаимодействии; оно должно проводиться с учётом ряда гендерных различий. Это означает, что мужчинам в первую очередь необходимо учиться пониманию и адекватному выражению эмоций, развивать социальную ответственность, для женщин актуально развитие самоуважения, независимости, стрессоустойчивости и адаптируемости.
Изучая труды исследователей эмоционального интеллекта можно сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект — это способность человека, имеющая определенную структуру, связанная с большим количеством свойств и характеристик личности. В структуру эмоционального интеллекта входят различные способности к рефлексивной регуляции состояний; пониманию эмоций; интеграция эмоций в мыслительные процессы; не просто дифференцирование, а дифференцированное выражение эмоций.
В настоящее время есть потребность в исследовании феномена эмоционального интеллекта более глубоко в системе личностных качеств, его структуры, путей его развития и связей, что откроет реальную возможность развития личности человека, его взаимоотношений через более глубокое осознанное управление эмоциональными состояниями, возникающих между индивидами в процессе общения и межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта является значимым фактором повышения психологической культуры как отдельного человека, так и общества.
Подозрительность это черта характера, которая проявляется в различных ситуациях, связанных с неопределенностью, наивысшей степенью проявления подозрительности является коппинг-стратегия, которая заключается в эмоциональной оценке ситуации неопределенности и эмоциональном реагировании с низкой долей включения мышления. Кроме этого подозрительность проявляется как форма косвенной агрессии, которая также заключается в агрессивно-эмоциональном оценивании ситуации.
Подозрительность это черта характера, которая проявляется в различных ситуациях, связанных с неопределенностью, наивысшей степенью проявления подозрительности является коппинг-стратегия, которая заключается в эмоциональной оценке ситуации неопределенности и эмоциональном реагировании с низкой долей включения мышления. Кроме этого подозрительность проявляется как форма косвенной агрессии, которая также заключается в агрессивно-эмоциональном оценивании ситуации.
Характеристика личности заключенного зависит от множества факторов, от его социализации до жизненных обстоятельств в которых оказался заключенный при совершении правонарушения и статьи по которой он осужден.
Пенитенциарные психологи склонны рассматривать заключенного исходя из устоявшихся типологий личности, и уже на базе этих типологий давать рекомендации персоналу исправительно-трудовых учреждений и строить работу по коррекции личности заключенного. В том числе характеристика данных типов говорит о том, что осужденные по корытсно-насильственным преступлениям очень часто бывают агрессивными и подозрительными, что открывает возможности для практического применения данной работы, где подозрительность связывается с эмоциональным интеллектом, что делает эмоциональный интеллект объектом работы пенитенциарных психологов.
Проведя исследование эмоционального интеллекта и подозрительности у заключенных можно сказать, что при прочих не высоких показателях по шкалам эмоционального интеллекта заключенные умеют распознавать эмоции достаточно хорошо. По крайней мере по сравнению с другими шкалами эмоционального интеллекта. При том что заключенные не сопереживают другим людям, не рефлексируют эмоции свои они достаточно хорошо распознают и умеют воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Также можно сказать, что все-таки подозрительность у заключенных выражена, количество с заключённых с повышенной подозрительностью выше, чем у обыкновенных людей по данным различных исследований [12]. В большей степени заключенные являются хорошими исполнителями, эффективно справляющимися с работой под контролем других людей. Кроме этого заключённые в большей степени считают себя несамостоятельными, более зависимыми, эгоистичными, неуверенными в себе, бывают более враждебными окружению. Самыми выраженными стилями поведения у заключенных являются бдительность и сверхбдительность. Это значит, что часть испытуемых заключенных склонны к уточнению целей и задач при принятии решения, рассмотрение каких-других вариантов действий, связанных с поиском дополнительной информации, и оценке вариантов действий перед выбором. При этом другая часть склонна к неоправданному «метанию» между разными вариантами действий, импульсивному принятие решения в ситуации неопределенности, подозрительности, эмоциональной инертности, иногда к панике. Кроме этого можно сказать, что заключенной в меньшей степени свойственно неделание, непринятие решения в ситуации неопределенности и избегание принятия решения, поиск каких-то сомнительных альтернатив.
Проведя исследование по выбранным методикам была получена картина, говорящая об уровне эмоционального интеллекта по определенным
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ПИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
1.1. Исследование понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии
Эмоциональный интеллект – понятие, появившееся в обходе российских людей не так давно и уже смогло закрепиться как общеупотребительное понятие. При этом эмоциональный интеллект в современном обществе очень важный элемент психической жизни человека, который при определенных обстоятельствах сможет стать фактором успеха и достижений.
Коэффициент интеллекта, как оказалось, тот который был разработан в конце 19 века учеными Стенфордом и Бине не всегда являются тем самым фактором, который способствует достижению успеха.
В 1995 году американец Даниель Гоулмен предложил научный термин «эмоциональный интеллект». Смысл, который ученый вложил в данный термин, заключался в следующем: «Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». [12, с. 38]
В современном обществе проблема в том чтобы понять а как собственно понять эмоцию другого человека стоит достаточно остро, при том что общество и коммуникации в обществе, особенно формальные коммуникации носят в основном, рациональный характер.
В то же время К.Д. Ушинский, говорил о том, что существует социальный смысл эмоций. Говоря словами К.Д Ушинского: общество, заботящееся об образовании ума, совершает ошибку, потому что человечность человека больше заключается в чувствовании а не в думании [24]. Действительно, концентрированность общества на рациональности и высокий уровень образования не обеспечивают эмоциональную культуру человека. По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание себя это не только осознание некоего своего образа, но больше это осознание своих собственных эмоций, которые формируют индивидуальность за счет неповторимости отношения индивида к происходящему [28]. Известно, что когда человеку запрещают переживать, то сознание вытесняет эмоции в подсознательный план; где в свою очередь, сама по себе невозможность психологической переработки человеческой эмоции способствует росту значения физиологического компонента. В современном обществе постоянно увеличивается количество людей, которые переживают невротические состояния. Исследования показали, что эмоциональные проблемы проявляются у людей с низким уровнем самоконтроля. Когда эмоции не осознаются, они препятствуют осуществлению задуманного, могут разрушать и по особому строить межличностные отношения, не дают согласно правил выполнять служебные или семейные дела, [26]. Решению вопросов связанных с эмоциональными и психосоматическими проблемами могла бы быть особая работа по развитию эмоциональной зрелости, той способности, которая в работах зарубежных и отечественных ученых называется эмоциональным интеллектом (emotional intelligence, EI) [8; 15; 17; 27; 28; 41].
У концепции концепции эмоционального интеллекта существуют критики, которые приводят как аргументацию своей позиции следующие факты. Во-первых, «интеллект» с точки зрения эмоций является неуместной метафорой, которую, для ее более эмоционального интеллекта, следует заменить термином «эмоциональная компетентность»; Так же интеллект очень часто определяется как способность, а термин эмоциональная способность, или способностей связанных с эмоциями, не существует. [30; с. 434]; и далее, в научных трудах об эмоциональном интеллекте эмоции не могут подменяться интеллектом [11].
Известный психоаналитик К. Г. Юнг определял эмоции как беспокойство высокой силы, охватывающее человека в целом. Современные сторонники психоаналитического подхода описывают эмоции как неосознанную реакцию, связанную с интроиндивидуальностью, внутреннюю, возникающую в потери равновесия в аффективном регулировании. Психоаналитики рассматривают эмоции как феномен, в котором отсутствует интеллектуальный контроль и не содержит в себе и осознанность и осознанное движение к цели. В рамках психоаналитического подхода Р.С. Вудворт говорил о том, что в состав шкал для измерения интеллекта следует включать тесты, которые демонстрируют, что человек не проявляет различных эмоций, таких как страх, гнев, неприятие или любопытство по отношению к окружающему миру [43]. Именно под влиянием таких воззрений в психологии эмоциональный интеллект иногда понимается как дефектный компонент процесса мышления, который влияет на объективность познания, преломляет познание, делает его ригидным [29]. Зачастую российские исследователи ограничиваются тем, что фиксируют наличие данного понятия [7; 28], не без определений, без разбора его структурных компонентов, что, видимо, связано с неоднозначностью понятия, и с тем, что недостаточно разработана проблема операций эмоционального интеллекта. В тоже время в ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как тип знания, отличный от знания познавательных процессов [21]. Сторонники данного подхода, рассматривают эмоции как реакцию, с особым строем и порядком, которая фокусирует познавательную активность и последующие действия с целью сохранения баланса психики в целом. Так, Р.У. Липер говорил о том, что изначально мотивирующие факторы заложены в эмоциях, поскольку именно эмоции побуждают активность, поддерживают активность, управляют активностью. Сторонники этого подхода говорят о том, что активность