Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь депрессии с риском суицидального поведения у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава&nbspI.&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspизучения&nbspразвития&nbspдепрессии&nbspи&nbspриска&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков 10

1.1.&nbspПсихологические&nbspособенности&nbspразвития&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте 10

1.2.&nbspДепрессия:&nbspсущность&nbspпонятия,&nbspосновные&nbspпричины&nbspи&nbspсимптомы 17

1.3.&nbspСуицидальное&nbspповедение&nbspи&nbspего&nbspособенности&nbspу&nbspподростков #

Выводы&nbspпо&nbspI&nbspглаве #

Глава&nbspII.&nbspЭмпирическое&nbspисследование&nbspсвязи&nbspдепрессии&nbspс&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков #

2.1.&nbspХарактеристика&nbspвыборки,&nbspбазы&nbspисследования&nbspи&nbspописание&nbspметодик #

2.2.&nbspПроцедура&nbspэмпирического&nbspисследования #

2.3.&nbspРезультаты&nbspисследования&nbspуровня&nbspдепрессии&nbspу&nbspподростков #

2.4.&nbspРезультаты&nbspисследования&nbspриска&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков #

2.5.&nbspАнализ&nbspсвязи&nbspдепрессии&nbspс&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков #

Выводы&nbspпо&nbspII&nbspглаве #

Заключение #

Список&nbspлитературы #

  

Введение:

 

Данное&nbspвыпускное&nbspисследование&nbspпосвящено&nbspпроблеме&nbspвзаимосвязи&nbspдепрессии&nbspс&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков.&nbspЭта&nbspтема&nbspисследования&nbspбыла&nbspвыбрана&nbspпотому,&nbspчто&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspданными&nbspВсемирной&nbspорганизации&nbspздравоохранения&nbsp(ВОЗ),&nbspдо&nbspполовины&nbspподростков&nbspв&nbspвозрасте&nbsp15-19&nbspлет,&nbspсовершивших&nbspсуицидальные&nbspдействия,&nbspреализовали&nbspих&nbspна&nbspфоне&nbspострой&nbspаффективной&nbspреакции.&nbspОдним&nbspиз&nbspнаиболее&nbspраспространенных&nbspнарушений&nbspаффективной&nbspсферы&nbspвыступает&nbspдепрессия.&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим,&nbspочевидно&nbspпредполагать&nbspвозможность&nbspсвязи&nbspмежду&nbspриском&nbspсуицида&nbspу&nbspподростков&nbspи&nbspдепрессивными&nbspрасстройствами.

Актуальность&nbspисследования&nbspобусловлена&nbspтем&nbspфактом,&nbspчто&nbspпоказатель&nbspсуицидальной&nbspактивности&nbspвыступает&nbspодним&nbspиз&nbspнаиболее&nbspобъективных&nbspкритериев&nbspпсихического&nbspздоровья&nbspнации,&nbspа&nbspпредотвращение&nbspсуицидов,&nbspв&nbspсвою&nbspочередь,&nbspявляется&nbspглобальным&nbspимперативом,&nbspпоскольку&nbspпредполагает&nbspконсолидацию&nbspзначительного&nbspчисла&nbspресурсов&nbspиз&nbspсамых&nbspразличных&nbspотраслей.&nbsp

Суицид&nbspвыступает&nbspодной&nbspиз&nbspведущих&nbspпричин&nbspпреждевременной&nbspсмерти&nbspу&nbspмолодых&nbspлюдей,&nbspа&nbspв&nbspвозрастной&nbspгруппе&nbspот&nbsp14&nbspдо&nbsp29&nbspлет,&nbspпо&nbspданным&nbspВОЗ,&nbspи&nbspвовсе&nbspнаходится&nbspна&nbspвтором&nbspместе&nbspв&nbspпричинах&nbspсмертности.&nbspИз&nbspфиксируемых&nbspопасных&nbspтенденций&nbspважно&nbspотметить&nbspснижение&nbspвозраста&nbspсовершения&nbspсуицида,&nbspа&nbspтакже&nbspрост&nbspсуицидальных&nbspпопыток&nbsp(которые,&nbspнередко&nbspоставаясь&nbspнеучтенными&nbspофициально,&nbspне&nbspпозволяют&nbspсформировать&nbspполноценного&nbspпредставления&nbspо&nbspшироте&nbspраспространения&nbspпроблемы).&nbspПо&nbspданным&nbspотдельных&nbspспециалистов&nbsp(К.&nbspХавтон,&nbspК.&nbspРодхэм),&nbspлишь&nbsp12%&nbspсуицидальных&nbspпопыток&nbspподростков&nbspприводят&nbspк&nbspгоспитализации&nbspи&nbspучитываются&nbspв&nbspпоследующей&nbspстатистике.&nbspВ.В.&nbspНечипоренко&nbspотмечает,&nbspчто&nbspсвыше&nbspполовины&nbspвсех&nbspсовершенных&nbspподростками&nbspсуицидальных&nbspпопыток&nbspносят&nbspповторный&nbspхарактер,&nbspа&nbsp12-17%&nbspсоставляют&nbspпопытки,&nbspсовершаемые&nbspподростками&nbspна&nbsp«регулярной»&nbspоснове.&nbspПоэтому&nbspможно&nbspотметить&nbsp(А.Н.&nbspПаршин,&nbspЮ.В.&nbspПопов),&nbspчто&nbspсуицидальное&nbspповедение,&nbspполучив&nbspсвой&nbspстарт&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте,&nbspможет&nbspсформировать&nbspопределенный&nbspжизненный&nbspсценарий.&nbspТ.е.&nbspналичие&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspв&nbspанамнезе&nbspвыступает&nbspодним&nbspиз&nbspважнейших&nbspфакторов&nbspповторных&nbspсуицидных&nbspдействий&nbspна&nbspпротяжении&nbspвсей&nbspжизни.&nbspНа&nbspфоне&nbspмнения&nbspчасти&nbspспециалистов&nbsp(например,&nbspГ.В. Старшенбаум)&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspрост&nbspчисла&nbspсуицида&nbspбудет&nbspпродолжаться&nbspдалее,&nbspа&nbspувеличение&nbspчисла&nbspпопыток&nbspсуицида&nbspв&nbspподростковой&nbspаудитории&nbspбудет&nbspдаже&nbspопережать&nbspобщие&nbspтемпы,&nbspстановится&nbspясно,&nbspнасколько&nbspнеотложной&nbspстановится&nbspзадача&nbspпредотвращения&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspсреди&nbspподростков&nbspкак&nbspнаиболее&nbspуязвимой&nbspдемографической&nbspкатегории&nbspнаселения.&nbsp&nbsp

По&nbspданным&nbspВОЗ,&nbspв&nbspмире&nbspпсихическими&nbspи&nbspповеденческими&nbspрасстройствами&nbspстрадают&nbspоколо&nbsp460&nbspмиллионов&nbspчеловек.&nbspДепрессии&nbspзанимают&nbsp3&nbspместо&nbspиз&nbsp10&nbspосновных&nbspпричин&nbspглобального&nbspбремени&nbspболезней.&nbspКаждый&nbspчетвертый&nbspчеловек&nbspв&nbspопределенный&nbspпериод&nbspжизни&nbspстрадает&nbspпсихическими&nbspили&nbspповеденческими&nbspрасстройствами.&nbspПо&nbspпрогнозам&nbspВОЗ&nbspк&nbsp2030&nbspг.&nbspдепрессия&nbspзаймет&nbsp2-е&nbspместо&nbspв&nbspструктуре&nbspпричин&nbspсмертности&nbspи&nbspинвалидности.&nbspНастоящее&nbspстолетие&nbspмногими&nbspучеными&nbspрассматривается&nbspкак&nbsp«эра&nbspдепрессивных&nbspрасстройств».&nbspПроблема&nbspэтиологии,&nbspраспространенности,&nbspпатогенеза,&nbspдиагностики,&nbspлечения&nbspи&nbspпрофилактики&nbspдепрессий&nbspвыходит&nbspза&nbspрамки&nbspпсихиатрической&nbspнауки.&nbspДо&nbspдвух&nbspиз&nbspдесяти&nbspпациентов,&nbspкоторые&nbspобращаются&nbspза&nbspконсультацией,&nbspлечением&nbspили&nbspдиагностикой&nbspк&nbspврачу&nbspобщей&nbspпрактики,&nbspсемейному&nbspврачу,&nbspврачу-терапевту,&nbspнаходится&nbspв&nbspсостоянии&nbspдепрессивного&nbspрасстройства.&nbspКаждый&nbspшестой&nbspслучай&nbspв&nbspклинической&nbspпрактике&nbspприводит&nbspк&nbspинвалидизации&nbspпациента.&nbspОчень&nbspнезначительный&nbspпроцент&nbspзаболевших&nbspжалуется&nbspименно&nbspна&nbspпсихические&nbspили&nbspповеденческие&nbspпроблемы.&nbspБольшая&nbspчасть&nbspбольных&nbspпредъявляет&nbspжалобы&nbspна&nbspпатологию&nbspвнутренних&nbspорганов.&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspчем,&nbspв&nbspклинической&nbspпрактике&nbspзатруднительно&nbspотделить&nbspпсихическую&nbspили&nbspповеденческую&nbspпатологию&nbspот&nbspсоматических&nbspзаболеваний.&nbspВозникновение&nbspи&nbspтечение&nbspдепрессии&nbspобусловлено,&nbspпрежде&nbspвсего,&nbspличностными&nbspособенностями&nbspсамого&nbspпациента.&nbspВместе&nbspс&nbspтем&nbspизучение&nbspличности&nbspбольных&nbspдепрессией&nbspпродемонстрировало&nbspпротиворечивость&nbspи&nbspнеполноту&nbspданных.

Современные&nbspисследовательские&nbspданные&nbsp(например,&nbspН.М.&nbspИовчук,&nbspД.Н. Исаева)&nbspубедительно&nbspдоказали,&nbspчто&nbspдепрессивные&nbspрасстройства&nbspпоражают&nbspкак&nbspдетей,&nbspтак&nbspи&nbspподростков.&nbspИ&nbspесли&nbspранее&nbspнаука&nbspнередко&nbspполагала,&nbspчто&nbspдепрессия&nbspспособна&nbspразвиться&nbspтолько&nbspу&nbspуже&nbspсформировавшейся&nbspзрелой&nbspличности,&nbspто&nbspна&nbspтекущий&nbspмомент&nbspустановлено,&nbspчто&nbspдепрессивным&nbspрасстройствам&nbspподвержены&nbspабсолютно&nbspвсе&nbspвозрастные&nbspгруппы.&nbspПри&nbspэтом&nbspсреди&nbspподростков&nbspраспространенность&nbspдепрессивных&nbspрасстройств&nbspдаже&nbspвыше,&nbspчем,&nbspв&nbspобщем,&nbspпо&nbspпопуляции&nbsp(3-8%&nbspпротив&nbsp3%&nbspпо&nbspданным&nbspА.Б.&nbspСмулевич).

Учитывая,&nbspчто&nbspриск&nbspсмерти&nbspв&nbspрезультате&nbspсуицида&nbspу&nbspлиц&nbspс&nbspдепрессивными&nbspрасстройствами&nbspсоставляет&nbsp12-20%&nbsp(А.Г.&nbspАмбрумова),&nbspа&nbspдепрессия&nbspдиагностируется&nbspпримерно&nbspу&nbsp2/3&nbspлиц,&nbspсовершивших&nbspпопытку&nbspсамоубийства,&nbspполагаем,&nbspчто&nbspизучение&nbspвзаимосвязи&nbspдепрессии&nbspс&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков&nbspбудет&nbspвостребовано&nbspкак&nbspс&nbspточки&nbspзрения&nbspтеоретических&nbspобобщений,&nbspтак&nbspи&nbspдля&nbspуточнения&nbspпрактической&nbspпрофилактической&nbspработы.

Цель&nbspисследования:&nbspохарактеризовать&nbspсвязь&nbspмежду&nbspдепрессией&nbspи&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков.

В&nbspсоответствие&nbspс&nbspцелью&nbspбыли&nbspсформулированы&nbspследующие&nbspзадачи:

Провести&nbspтеоретический&nbspанализ&nbspлитературы&nbspпо&nbspпроблеме&nbspизучения&nbspразвития&nbspдепрессии&nbspи&nbspриска&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков.

Подобрать&nbspи&nbspобосновать&nbspметодики&nbspдля&nbspисследования&nbspсвязи&nbspдепрессии&nbspс&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков.

Исследование&nbspуровня&nbspдепрессии&nbspу&nbspподростков.

Провести&nbspисследования&nbspриска&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков.

Сопоставить&nbspриск&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspс&nbspуровнем&nbspдепрессии&nbspу&nbspподростков.

Объект&nbspисследования:&nbspсуицидальное&nbspповедение&nbspи&nbspдепрессии&nbspу&nbspсовременных&nbspподростков.

Предмет&nbspисследования:&nbspсвязь&nbspдепрессии&nbspс&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте.

Гипотеза.&nbspСуществует&nbspсвязь&nbspмежду&nbspуровнем&nbspдепрессии&nbspи&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков:&nbspподростки&nbspс&nbspвысоким&nbspуровнем&nbspдепрессии&nbspдемонстрируют&nbspдостоверно&nbspболее&nbspвысокие&nbspпоказатели&nbspриска&nbspсуицидальных&nbspреакций,&nbspчем&nbspих&nbspсверстники&nbspс&nbspнизким&nbspуровнем&nbspдепрессии.

Научно-методологическую&nbspбазу&nbspисследования&nbspсоставили:

-&nbspбиопсихосоциальная&nbspмодель&nbspразвития&nbspпсихических&nbspрасстройств,&nbspкоторая&nbspпредполагает&nbspучет&nbspне&nbspтолько&nbspбиологических,&nbspно&nbspи&nbspсоциальных&nbspи&nbspпсихологических&nbspусловий&nbspвозникновения&nbspдепрессии&nbsp(А.Т.&nbspБек,&nbspН.М.&nbspИовчук,&nbspД.Н.&nbspИсаев,&nbspВ.&nbspВ.&nbspКовалев,&nbspА.Б.&nbspСмулевич);

-&nbspпредставления&nbspоб&nbspособенностях&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspи&nbspего&nbspпричинах&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте&nbsp(Ю.Р.&nbspВагин,&nbspМ.В.&nbspСапоровская,&nbspТ.Л. Крюкова,&nbspС.А.&nbspХазова,&nbspМ.В.&nbspЗотов,&nbspВ.Г.&nbspКазанская,&nbspС.С.&nbspКанавина,&nbspП.В. Макаров,&nbspИ.А.&nbspПогодин,&nbspГ.В.&nbspСтаршенбаум&nbspи&nbspдр.);

-&nbspисследования,&nbspпосвященные&nbspспецифике&nbspдепрессии&nbspу&nbspподростков&nbsp(О.Н. Золотухина,&nbspЮ.В.&nbspКовалев,&nbspД.В.&nbspКовпак,&nbspВ.Л.&nbspМинутко,&nbspЛ.Г.&nbspМуха,&nbspЛ.Л. Третьяк&nbspи&nbspдр.).

Для&nbspрешения&nbspпоставленных&nbspв&nbspисследовании&nbspзадач&nbspнами&nbspбыли&nbspприменены&nbspследующие&nbspметоды:&nbsp

а)&nbspметодика&nbspопределения&nbspуровня&nbspдепрессии&nbsp(В.А.&nbspЖмуров);&nbsp

Данная&nbspметодика&nbspиспользована&nbspдля&nbspдиагностики&nbspуровня&nbspдепрессии&nbspу&nbspиспытуемых,&nbspбыла&nbspвыбрана&nbspдля&nbspиспользования&nbspв&nbspэмпирическом&nbspисследовании,&nbspпоскольку&nbspсоответствует&nbspвозрастным&nbspвозможностям&nbspиспытуемых,&nbspдоказала&nbspсвою&nbspнадежность&nbspв&nbspразличных&nbspнаучных&nbspисследованиях,&nbspимеет&nbspподробную&nbspинтерпретацию&nbspрезультатов&nbspв&nbspзависимости&nbspот&nbspполученных&nbspбаллов.&nbsp

б)&nbspшкала&nbspЦунга&nbspдля&nbspсамооценки&nbspдепрессии&nbsp(У.&nbspЦунг&nbspв&nbspадаптации&nbspТ.И. Балашовой);

Эта&nbspметодика&nbspв&nbspрамках&nbspэмпирического&nbspисследования&nbspприменялась&nbspдля&nbspопределения&nbspсамооценки&nbspдепрессии&nbspу&nbspиспытуемых.&nbspМы&nbspвыбрали&nbspее&nbspпотому,&nbspчто&nbspона&nbspизвестная,&nbspнадежная,&nbspвалидная,&nbspсоответствует&nbspвозрастным&nbspхарактеристикам&nbspреспондентов.

в)&nbspметодика&nbsp«Карта&nbspриска&nbspсуицида»&nbsp(в&nbspмодификации&nbspдля&nbspподростков,&nbspвыполненной&nbspЛ.Б.&nbspШнейдер);

В&nbspэмпирическом&nbspисследовании&nbspэта&nbspметодика&nbspбыла&nbspпредназначена&nbspдля&nbspвыявления&nbspстепени&nbspриска&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspсо&nbspстороны&nbspиспытуемых.&nbspМетодика&nbspбыла&nbspвыбрана&nbspпотому,&nbspчто&nbspподходит&nbspдля&nbspпроведения&nbspс&nbspподростками,&nbspотличается&nbspвысокой&nbspнадежностью&nbspи&nbspимеет&nbspобширное&nbspприменение&nbspв&nbspподобных&nbspтематических&nbspисследованиях.

г)&nbspтест&nbsp«СР-45»&nbsp(П.И.&nbspЮнацкевич);

Вышеописанная&nbspметодика&nbspв&nbspрамках&nbspэмпирического&nbspисследования&nbspиспользовалась&nbspс&nbspцелью&nbspопределения&nbspсклонности&nbspк&nbspсуицидальному&nbspповедению&nbspсо&nbspстороны&nbspиспытуемых.&nbspМы&nbspвыбрали&nbspэту&nbspметодику,&nbspт.к.&nbspона&nbspсоответствует&nbspвозрастным&nbspхарактеристикам&nbspвыборки,&nbspпроста&nbspв&nbspвыполнении,&nbspно&nbspнадежна&nbspи&nbspвалидна.

д)&nbspопросник&nbspИСН&nbspдля&nbspопределения&nbspсуицидальной&nbspнаправленности&nbsp(Д. Кинг,&nbspБ.&nbspКовальчук).

Этот&nbspопросник&nbspбыл&nbspиспользован&nbspв&nbspрамках&nbspэмпирического&nbspисследования&nbspс&nbspцелью&nbspвыявления&nbspсуицидально&nbspопасных&nbspустановок&nbspу&nbspреспондентов.&nbspОпроник&nbspбыл&nbspвзят&nbspпотому,&nbspчто&nbspон&nbspподходит&nbspвозрастным&nbspособенностям&nbspиспытуемых,&nbspдоказал&nbspсвою&nbspнадежность&nbspи&nbspвалидность,&nbspотличается&nbspпростотой&nbspиспользования&nbspи&nbspподробной&nbspинтерпретацией&nbspполученных&nbspрезультатов.&nbsp

-&nbspопрос&nbspподростков&nbspна&nbspосновании&nbspПеречня&nbspличностных&nbspчерт;&nbsp

Данный&nbspперечень&nbspбыл&nbspиспользован&nbspдля&nbspуточнения&nbspпереживания&nbspдепрессии&nbspу&nbspподростков.

-&nbspметоды&nbspматематико-статистической&nbspобработки&nbspи&nbspкорреляционного&nbspанализа&nbspполученных&nbspинформационных&nbspданных;&nbsp

Математико-статистическая&nbspобработка&nbspданных&nbspкак&nbspколичественный&nbspанализ&nbspрезультатов,&nbspпредставленный&nbspв&nbspвиде&nbspматематической&nbspобработки,&nbspбыл&nbspиспользован&nbspдля&nbspустановления&nbspстепени&nbspдостоверности&nbspразличий.&nbspВ&nbspпроцессе&nbspисследования&nbspбыл&nbspрассчитан&nbspкритерий&nbspдостоверности&nbspразличий&nbspМанна-Уитни&nbsp–&nbspU.&nbspРасчеты&nbspпроизведены&nbspв&nbspпрограмме&nbspSPSS&nbspStatistics&nbspдля&nbspОС&nbspWindows.&nbspВерсия&nbsp17.0.

-&nbspметод&nbspсистемного&nbspанализа;&nbsp

-&nbspинтерпретационный&nbspметод.

Эмпирическая&nbspбаза&nbspисследования:&nbspв&nbspисследовании&nbspприняли&nbspучастие&nbsp60&nbspреспондентов&nbspв&nbspвозрасте&nbspот&nbsp14&nbspдо&nbsp22&nbspлет.&nbspИз&nbspних&nbsp32&nbspюноши&nbspи&nbsp28&nbspдевушек.&nbspВсе&nbspреспонденты&nbspявляются&nbspобучающимися&nbspв&nbspобщеобразовательных&nbspучреждениях&nbspи&nbspучреждениях&nbspсреднего&nbspпрофессионального&nbspобразования.&nbsp

Научная&nbspновизна&nbspисследования&nbspзаключается&nbspв&nbspвыявлении&nbspсвязи&nbspмежду&nbspуровнем&nbspдепрессии&nbspи&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspна&nbspвыборке&nbspподростков.

Теоретическая&nbspзначимость&nbspисследования&nbspсостоит&nbspв&nbspсистематизации&nbspи&nbspобобщении&nbspнаучно-методической&nbspлитературы&nbspпо&nbspпроблеме&nbspвыявления&nbspвзаимосвязи&nbspмежду&nbspдепрессией&nbspи&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков.&nbspВ&nbspходе&nbspвыполненного&nbspтеоретического&nbspанализа&nbspбыли&nbspобобщены&nbspпсихологические&nbspособенности&nbspразвития&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте;&nbspсистематизированы&nbspнаучные&nbspсведения&nbspо&nbspсущности&nbspпонятия&nbsp«депрессия»,&nbspее&nbspосновных&nbspсимптомах&nbspи&nbspпричинах;&nbspвыявлено&nbspсвоеобразие&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте.&nbsp

Практическая&nbspзначимость&nbspисследования&nbspпредставлена&nbspвозможностью&nbspиспользования&nbspматериалов&nbspвыпускной&nbspквалификационной&nbspработы&nbspследующими&nbspкатегориями&nbspлиц:

-&nbspпсихологами,&nbspработающими&nbspс&nbspподростками&nbspв&nbspусловиях&nbspкризисных&nbspцентров&nbspили&nbspкризисного&nbspконсультирования,&nbspдля&nbspучета&nbspспецифики&nbspдепрессивных&nbspи&nbspсуицидальных&nbspнастроений&nbspподростков&nbspи&nbspих&nbspвзаимосвязи&nbspв&nbspпроцессе&nbspоказания&nbspим&nbspпомощи;

-&nbspстудентами,&nbspобучающимися&nbspна&nbspпсихологов,&nbspс&nbspцелью&nbspсамоподготовки&nbspк&nbspтематическим&nbspсеминарским&nbspи&nbspпрактическим&nbspзанятиям;

-&nbspмолодыми&nbspучеными,&nbspзанимающимися&nbspразработкой&nbspсхожей&nbspнаучной&nbspпроблематики,&nbspдля&nbspсистематизации&nbspи&nbspобобщения&nbspэмпирических&nbspданных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По&nbspитогам&nbspвыполнения&nbspвыпускного&nbspисследования&nbspудалось&nbspдостичь&nbspпоставленной&nbspво&nbspвведении&nbspцели&nbspработы,&nbspчто&nbspпозволило&nbspохарактеризовать&nbspсвязь&nbspмежду&nbspдепрессией&nbspи&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков.

Для&nbspдостижения&nbspпоставленной&nbspцели&nbspбыли&nbspрешены&nbspследующие&nbspзадачи:

-&nbspбыл&nbspпроведен&nbspтеоретический&nbspанализ&nbspлитературы&nbspпо&nbspпроблеме&nbspизучения&nbspразвития&nbspдепрессии&nbspи&nbspриска&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков;

-&nbspбыли&nbspподобраны&nbspи&nbspобоснованы&nbspметодики&nbspдля&nbspисследования&nbspсвязи&nbspдепрессии&nbspс&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков;

-&nbspбыл&nbspисследован&nbspуровень&nbspдепрессии&nbspу&nbspподростков;

-&nbspбыли&nbspпроведены&nbspисследования&nbspриска&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков;

-&nbspбыл&nbspсопоставлен&nbspриск&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspс&nbspуровнем&nbspдепрессии&nbspу&nbspподростков.

Качественный&nbspи&nbspколичественный&nbspанализ&nbspэмпирических&nbspданных&nbspпозволил&nbspподтвердить&nbspгипотезу&nbspисследования&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspсуществует&nbspсвязь&nbspмежду&nbspуровнем&nbspдепрессии&nbspи&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков:&nbspподростки&nbspс&nbspвысоким&nbspуровнем&nbspдепрессии&nbspдемонстрируют&nbspдостоверно&nbspболее&nbspвысокие&nbspпоказатели&nbspриска&nbspсуицидальных&nbspреакций,&nbspчем&nbspих&nbspсверстники&nbspс&nbspнизким&nbspуровнем&nbspдепрессии.

Таким&nbspобразом,&nbspцель&nbspработы&nbspбыла&nbspдостигнута,&nbspзадачи&nbspреализованы,&nbspа&nbspгипотеза&nbspдоказана&nbspв&nbspполном&nbspобъеме.&nbspВ&nbspзаключение&nbspотметим,&nbspчто&nbspизбранная&nbspтема&nbspисследования&nbspимеет&nbspнаучные&nbspперспективы.&nbspТак,&nbspучитывая,&nbspчто&nbspбыли&nbspполучены&nbspубедительные&nbspдоказательства&nbspсвязи&nbspмежду&nbspуровнем&nbspдепрессии&nbspи&nbspриском&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте,&nbspпредставляется,&nbspчто&nbspразработка&nbspмер&nbspпрофилактики&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков,&nbspоснованная&nbspна&nbspпреодолении&nbspаффективных&nbspрасстройств,&nbspбыла&nbspбы&nbspвостребована&nbspкак&nbspнаукой,&nbspтак&nbspи&nbspпрактикой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава&nbspI.&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspизучения&nbspразвития&nbspдепрессии&nbspи&nbspриска&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspу&nbspподростков

В&nbspэтой&nbspглаве&nbspраскрываются&nbspтеоретические&nbspаспекты&nbspпроблемы&nbspдепрессии&nbspи&nbspсуицидального&nbspповедения&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте.

1.1.&nbspПсихологические&nbspособенности&nbspразвития&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте

Возраст&nbspвыступает&nbspотносительно&nbspавтономным&nbspпериодом&nbspразвития&nbspчеловека,&nbspхарактеризующимся&nbspкачественным&nbspсвоеобразием.&nbspЖизненный&nbspцикл&nbspчеловека&nbspделится&nbspна&nbspвозрастные&nbspкатегории&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspразличными&nbspподходами&nbsp–&nbspучетом&nbspжизненного&nbspцикла&nbsp(онтогенеза),&nbspучетом&nbspхарактерных&nbspсоциальных&nbspпроцессов&nbspи&nbspучетом&nbspкультурных&nbspпредставлений.&nbsp

Подростковый&nbspвозраст&nbspв&nbspбольшей&nbspмере&nbspявляется&nbspпримером&nbspвыделения&nbspвозрастного&nbspпериода&nbspс&nbspпозиции&nbspонтогенеза,&nbspэто&nbspобусловлено&nbspвзаимосвязью&nbspего&nbspначала&nbspи&nbspначалом&nbspпубертата&nbsp(т.е.&nbspполового&nbspсозревания).&nbspИменно&nbspпоэтому&nbspграницами&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspявляются&nbsp10-12&nbspи&nbsp15-17&nbspлет.&nbspНаряду&nbspс&nbspэтим,&nbspучеными&nbspтакже&nbspпринято&nbspвыделять&nbspотдельные&nbspстадии,&nbspчто&nbspобусловлено&nbspналичием&nbspвнутри&nbspданного&nbspпериода&nbspмножества&nbspпротиворечий,&nbspа&nbspтакже&nbspего&nbspзначимостью.&nbspНапример,&nbspс&nbsp10-12&nbspдо&nbsp13&nbspлет&nbspчеловек&nbspпереживает&nbspмладшее&nbspподростничество,&nbspс&nbsp13&nbspдо&nbsp15&nbspлет&nbsp–&nbspсреднее,&nbspа&nbspс&nbsp15&nbspдо&nbsp17&nbspлет&nbsp–&nbspстаршее.&nbspСледовательно,&nbspвозраст&nbspмладшего&nbspподростка&nbspсоотносится&nbspс&nbspдокритической&nbspстадией&nbspразвития,&nbspсредний&nbspс&nbspкритической,&nbspа&nbspстарший&nbspс&nbspпосткритической [3,&nbspc.&nbsp54-59].

Возраст&nbspподростничества&nbsp–&nbspэто&nbspодин&nbspиз&nbspпереломных&nbspмоментов&nbspв&nbspходе&nbspразвития&nbspбиологически&nbspзрелого&nbspорганизма.&nbspЭто&nbspобусловлено&nbspтем&nbspфактом,&nbspчто&nbspв&nbspэтот&nbspпериод&nbspпроисходит&nbspпроцесс&nbspполового&nbspсозревания,&nbspкоторый&nbspсопровождается&nbspперестройкой&nbspорганизма,&nbspкак&nbspфизиологической,&nbspтак&nbspи&nbspморфологической.&nbsp

Отечественная&nbspвозрастная&nbspпериодизация&nbspиспользуется&nbspв&nbspкачестве&nbspосновной&nbspтеории&nbspв&nbspисследованиях&nbspЛ.С.&nbspВыготского [13].&nbspВ&nbspсоответствии&nbspс&nbspего&nbspтеорией,&nbspпроцесс&nbspразвития&nbspзаключается&nbspв&nbspприсвоении&nbspиндивидом&nbspсоциально-исторического&nbspопыта&nbspвследствие&nbspвзаимодействия&nbspс&nbspокружающим&nbspпространством&nbspи&nbspиными&nbspлюдьми.

Д.Б.&nbspЭльконин [59]&nbspсчитает,&nbspчто&nbspведущие&nbspкритерии&nbspвыделения&nbspопределенного&nbspвозраста&nbspмогут&nbspзаключаться&nbspв&nbspследующих&nbspкритериях:&nbsp&nbsp

-&nbspсоциальной&nbspситуации&nbspразвития;

-&nbspведущего&nbspтипа&nbspдеятельности;

-&nbspосновных&nbspновообразований&nbspвозраста [59].

В&nbspсоциальной&nbspситуации&nbspподростковый&nbspвозраст&nbspимеет&nbspопределенные&nbspотличия,&nbspзаключающиеся&nbspв:&nbsp

-&nbspсмещении&nbspсферы&nbspвоздействия&nbspс&nbspсемьи&nbspна&nbspкруг&nbspровесников;&nbsp

-&nbspобщении&nbspв&nbspкачестве&nbspведущего&nbspтипа&nbspдеятельности&nbspдля&nbspподростка;

-&nbspчувстве&nbspвзрослости,&nbspстремлением&nbspк&nbspсамоопределению,&nbspформированием&nbspконцепции&nbspсвоего&nbsp«Я»&nbspвыступают&nbspв&nbspкачестве&nbspосновных&nbspновообразований&nbspвозраста [59].

В&nbspсоответствии&nbspс&nbspД.Б.&nbspЭлькониным [59],&nbspчеловек&nbspпереживает&nbspвозрастные&nbspкризисы&nbspперехода&nbspмежду&nbspпериодами&nbspмежду&nbspвозрастными&nbspпериодами.&nbsp

Характеристики&nbspподросткового&nbspкризиса&nbspзаключаются&nbspв&nbspследующих&nbspпризнаках:&nbsp&nbsp

-&nbspнегативизме,&nbspто&nbspесть&nbspустойчивой&nbspнегативной&nbspустановке&nbspпо&nbspотношению&nbspко&nbspвсем&nbspокружающим;

-&nbspсклонностью&nbspк&nbspсамоанализу&nbspи&nbspанализу;

-&nbspподростковой&nbspдепрессией,&nbspвыражаемой&nbspв&nbspпоявлении&nbspбезразличия&nbspк&nbspокружающему,&nbspчувством&nbspпустоты,&nbspнепонятности&nbspи&nbspодиночества [59].

Течение&nbspкризиса&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspможет&nbspосуществляться&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspдвумя&nbspразличными&nbspсценариями:&nbsp

-&nbsp«кризис&nbspнезависимости»,&nbspвыражаемый&nbspс&nbspпомощью&nbspразвитого&nbspнегативизма,&nbspупрямства,&nbspгрубости,&nbspбунтарства,&nbspстремления&nbspпоступать&nbspпо&nbspсвоему&nbspжеланию,&nbspпротивостояния&nbspавторитетам,&nbspревностного&nbspотношения&nbspк&nbspличному&nbspпространству;&nbsp&nbsp

-&nbsp«кризис&nbspзависимости»,&nbspвыражаемый&nbspчерез&nbspчрезмерное&nbspпослушание,&nbspвозврат&nbspк&nbspформам&nbspповедения&nbspребенка,&nbspзависимость&nbspот&nbspвзрослых,&nbspнесамостоятельность,&nbspинфантильность&nbspсуждений,&nbspподчинение&nbspмнению&nbspбольшинства [59].

Существует&nbspтри&nbspосновных&nbspфазы&nbspподросткового&nbspвозраста:&nbsp&nbsp

-&nbspфаза&nbsp1&nbsp–&nbspпредкритическая&nbsp(негативная);&nbspхарактеристикой&nbspданного&nbspпериода&nbspявляется&nbspразрушение&nbspв&nbspсознании&nbspподростка&nbspстереотипов.&nbspДанный&nbspпериод&nbspхарактеризуется&nbspналичием&nbspмногих&nbspразногласий&nbspв&nbspсемье,&nbspпоскольку&nbspродители&nbspзачастую&nbspне&nbspпонимают,&nbspчто&nbspпроисходит&nbspс&nbspих&nbspребенком;&nbsp

-&nbspфаза&nbsp2&nbsp–&nbspкульминационная&nbspкризисная&nbspточка;&nbspобычно&nbspее&nbspпроходят&nbspдети&nbsp13-15-летнего&nbspвозраста;&nbspформирование&nbspустановок&nbspна&nbspдевиантные&nbspповеденческие&nbspформы,&nbspпротест,&nbspбунт&nbspосуществляется&nbspименно&nbspв&nbspрамках&nbspкульминационной&nbspточки&nbspкризиса;&nbsp

-&nbspфаза&nbsp3&nbsp–&nbspпосткритическая;&nbspна&nbspданном&nbspэтапе&nbspформируются&nbspновые&nbspотношения&nbspс&nbspдрузьями&nbspи&nbspодноклассниками,&nbspс&nbspсемьей&nbspи&nbspобществом [59].

Познавательное&nbspразвитие&nbspребенка&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspпродолжает&nbspсобственное&nbspдинамичное&nbspформирование.&nbspВ&nbspчастности,&nbspпроисходит&nbspразвитие&nbspцеленаправленности,&nbspизбирательности,&nbspсодержательности&nbspи&nbspпланомерности&nbspвосприятия.&nbspРастет&nbspобъем,&nbspконцентрация,&nbspраспределение&nbspи&nbspпреднамеренности&nbspвнимания,&nbspизбирательность,&nbspобъем&nbspи&nbspабстрактность&nbspхарактера&nbspпамяти.&nbspМышление&nbspхарактеризуется&nbspокончанием&nbspсвоего&nbspформирования&nbspи&nbspстановлением&nbspв&nbspсобственном&nbspразвитии&nbspидентичности&nbspс&nbspмышлением&nbspвзрослого&nbspчеловека&nbsp(Ж.&nbspПиаже [41,&nbspc.&nbsp717-777]).&nbspПроисходит&nbspформирование&nbspнавыка&nbspабстрактного&nbspмышления,&nbspлогических&nbspвысказываний,&nbspдедуктивной&nbspмысли.&nbsp

Отличительная&nbspособенность&nbspразвития&nbspподростковой&nbspличности&nbspзаключается&nbspтакже&nbspв&nbspнеком&nbspсвоеобразии.&nbspВ&nbspчастности,&nbspребенок&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspдает&nbspсебе&nbspоценку&nbspне&nbspтак&nbspкак&nbspэто&nbspделает&nbspмладший&nbspшкольник,&nbspосновывающийся&nbspна&nbspсвоих&nbspпоступках&nbspи&nbspделах,&nbspа&nbspскорее&nbspна&nbspосновании&nbspтого,&nbspкак&nbspк&nbspнему&nbspотносятся&nbspего&nbspсверстники.&nbspСледовательно,&nbspсамооценка&nbspподростка&nbspопределяется&nbspскорее&nbspего&nbspпопулярностью&nbspсреди&nbspдрузей&nbspи&nbspодноклассником,&nbspчем&nbspопределенными&nbspпоказателями&nbspобъективного&nbspхарактера.&nbsp

Кроме&nbspтого&nbspбольшую&nbspроль&nbspдля&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspиграет&nbspувлечение&nbspкумирами&nbspи&nbspфеномен&nbspфанатства.&nbspПодросток,&nbspв&nbspпроцессе&nbspвыбора&nbspсебе&nbspкумира&nbspиз&nbspмира&nbspшоу-бизнеса,&nbspспорта,&nbspкино,&nbspстремится&nbspво&nbspвсем&nbspбыть&nbspпохожим&nbspна&nbspпоследнего.&nbspПри&nbspучете&nbspотсутствия&nbspвозможностей&nbspу&nbspподростков&nbspреально&nbspподражать&nbspкумиру,&nbspони&nbspначинают&nbspскорее&nbspгнаться&nbspза&nbspвнешним&nbspсходством,&nbspчем&nbspпринципиальное&nbspизменение&nbspжизненного&nbspобраза,&nbspпри&nbspэтом&nbspтакже&nbspв&nbspход&nbspидут&nbspзаявления&nbspо&nbspсвоем&nbspувлечении.&nbspВ&nbspчастности,&nbspподростки,&nbspкоторые&nbspувлечены&nbspизвестным&nbspмузыкантом,&nbspскорее&nbspпостоянно&nbspслушают&nbspхиты&nbspсобственного&nbspисполнителя,&nbspа&nbspне&nbspберут&nbspуроки&nbspмузыки.&nbspПоклонники&nbspзнаменитого&nbspспортсмена&nbspскорее&nbspсмотрят&nbspтрансляции&nbspвсех&nbspигр&nbspили&nbspматчей&nbspсобственного&nbspкумира,&nbspчем&nbspначинают&nbspзаниматься&nbspспортом [58].

Чувство&nbspвзрослости&nbspв&nbspкачестве&nbspновообразования&nbspвозраста&nbspразвивается&nbspпо&nbspтому&nbspже&nbspпринципу.&nbspПодростки&nbspв&nbspбольшинстве&nbspслучаев&nbspне&nbspимеют&nbspвозможности&nbspреально&nbspжить&nbspвзрослой&nbspжизнью,&nbspобеспечивая&nbspсебя&nbspс&nbspэкономической&nbspстороны&nbspвопроса,&nbspединолично&nbspпринимая&nbspсерьезные&nbspрешения,&nbspопределяя&nbspсобственный&nbspобраз&nbspжизни&nbspи&nbspдр.,&nbspпоэтому&nbspони&nbspтолько&nbspстремятся&nbspза&nbsp«взрослыми»&nbspпризнаками.&nbspМальчики&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspначинают&nbspбриться&nbsp(даже&nbspбез&nbspреальной&nbspв&nbspтом&nbspнеобходимости),&nbspведут&nbspсебя&nbspв&nbspгрубой&nbspформе&nbspи&nbspдемонстрируют&nbspциничность,&nbspдевочки&nbspподросткового&nbspвозраста&nbsp–&nbspменяют&nbspсобственные&nbspпредметы&nbspгардероба,&nbspнаносят&nbspмакияж.&nbspЗачастую&nbsp«чувство&nbspвзрослости»&nbspзаводит&nbspдетей&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspк&nbspтому,&nbspчто&nbspу&nbspних&nbspразвиваются&nbspвредные&nbspпривычки:&nbspони&nbspначинают&nbspкурить,&nbspупотреблять&nbspалкоголь&nbspи&nbspнаркотики.&nbsp

Как&nbspсчитает&nbspЛ.И.&nbspБожович [7],&nbspв&nbspкачестве&nbspосновополагающего&nbspмомента&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspвыступает&nbspразвитие&nbspу&nbspтаких&nbspдетей&nbspсамосознания.&nbspФормирование&nbspсамосознания,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspего&nbspведущей&nbspстороны&nbsp–&nbspсамооценки,&nbspявляется&nbspдостаточно&nbspпродолжительным&nbspи&nbspтрудоемким&nbspпроцессом,&nbspкоторый&nbspсопровождается&nbspопределенными&nbspособыми&nbspпереживаниями.

По&nbspмнению&nbspД.Б.&nbspЭльконина [59],&nbspподростковый&nbspвозраст&nbspвзаимосвязан&nbsp&nbspновообразованиями,&nbspформирующимися&nbspна&nbspоснове&nbspведущей&nbspдеятельности&nbspпредшествующего&nbspпериода.&nbspУчебная&nbspдеятельность&nbspхарактеризуется&nbspпереворотом&nbspот&nbspориентации&nbspна&nbspмир&nbspк&nbspориентации&nbspна&nbspсамого&nbspсебя.

Д.И.&nbspФельдштейн [54]&nbspговорил&nbspо&nbspзначении,&nbspроли&nbspи&nbspсодержании&nbspподросткового&nbspвозраста,&nbspв&nbspкачестве&nbspэтапа&nbspразвития&nbspпсихических&nbspособенностей&nbspчеловека,&nbspна&nbspосновании&nbspисследований&nbspлогики&nbspпсихического&nbspразвития,&nbspв&nbspт.ч.&nbspвзаимосвязи&nbspмежду&nbspпсихикой&nbspи&nbspокружающей&nbspее&nbspсредой.&nbspРазвитие&nbspсоциальных&nbspустановок&nbspиндивида&nbspобусловливается&nbspтем,&nbspкак&nbspпротекает&nbspна&nbspданном&nbspэтапе&nbspсоциальная&nbspориентация.&nbsp

Д.И.&nbspФельдштейн [54]&nbspсчитает,&nbspчто&nbspличностное&nbsp&nbspразвитие&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте&nbspразделяется&nbspна&nbspнесколько&nbspуровней:

-&nbsp10-12-летний&nbspрубеж&nbsp–&nbspориентация&nbspна&nbspсамостоятельность&nbspи&nbspна&nbspпотребность&nbspее&nbspпризнания&nbspво&nbspвзрослом&nbspмире,&nbspгде&nbspподростковое&nbspЯ&nbspимеет&nbspодинаковое&nbspположение&nbspс&nbspдругими;&nbspориентация&nbspна&nbspвыход&nbspиз&nbspвзаимоотношений&nbspс&nbspродными&nbspи&nbspпереход&nbspв&nbspпространство&nbspобщественных&nbspотношений.&nbspПроисходит&nbspформирование&nbspинтереса&nbspподростка&nbspк&nbspсобственным&nbspособенностям&nbspнравственного&nbspи&nbspпсихологического&nbspхарактера,&nbspв&nbspт.ч.&nbspпотребность&nbspполучения&nbspоценки&nbspсвоих&nbspличностных&nbspкачеств,&nbspа&nbspтакже&nbspкачеств&nbspокружающих&nbspего&nbspлюдей.&nbspРастут&nbspотрицательные&nbspсамооценки.&nbsp

-&nbsp13-14-летний&nbspрубеж&nbsp–&nbspновые&nbspподростковые&nbspвозможности&nbspпризнаются&nbspсо&nbspстороны&nbspокружающих&nbspего&nbspлюдей,&nbspстремление&nbspподростка&nbspнаправлено&nbspна&nbspто,&nbspчтобы&nbspдобиваться&nbspдоверия,&nbspпоскольку&nbspон&nbspсчитает&nbspсебя&nbspуже&nbspвзрослым.&nbspПоэтому&nbspподросток&nbspосуществляет&nbspпоиск&nbspвидов&nbspдеятельности,&nbspпризнанных&nbspсоциумом&nbspи&nbspполучивших&nbspположительную&nbspоценку,&nbspто&nbspесть&nbspдел,&nbspкоторыми&nbspзанимаются&nbspвзрослые;

-&nbsp15-17-летний&nbspрубеж&nbsp–&nbspрастут&nbspпотребности&nbspв&nbspпризнании&nbspобществом,&nbspподросток&nbspначинает&nbspосознавать&nbspсвои&nbspправа&nbspи&nbspобязанности&nbspв&nbspобществе.&nbspУ&nbspподростка&nbspформируется&nbspновый&nbspуровень&nbspсамосознания&nbsp–&nbspон&nbspосознает&nbspсебя&nbspв&nbspкачестве&nbspучастника&nbspотношений,&nbspкоторые&nbspпроисходят&nbspв&nbspобществе,&nbspпринимает&nbspсебя&nbspв&nbspкачестве&nbspсубъекта,&nbspто&nbspесть&nbspиндивида,&nbspимеющего&nbspопределенную&nbspзначимость&nbspдля&nbspокружения [54].

У&nbspподростка&nbspразвивается&nbspчувство&nbspвзрослости,&nbspкачественно&nbspтрансформирующееся&nbspв&nbspтечение&nbspвсего&nbspданного&nbspвозрастного&nbspэтапа.&nbsp&nbspЕго&nbspотличия&nbspзаключаются&nbspв&nbspантагонистических&nbspустремлениях:&nbsp

-&nbspнаправленность&nbspна&nbspэмансипацию&nbspи&nbspстопроцентное&nbspподчинение&nbspреферентной&nbspгруппе,&nbspпроявляемая&nbspво&nbspвсех&nbspжизненных&nbspсферах;&nbsp

-&nbspместо&nbspстремления&nbspк&nbspобособленности&nbspи&nbspиндивидуализации,&nbspа&nbspтакже&nbspтяга&nbspк&nbspсоблюдению&nbspвеления&nbspпринятой&nbspобществом&nbspмоды,&nbspкоторые&nbspреализуются&nbspодновременно [54].

Можно&nbspговорить&nbspо&nbspсуществовании&nbspпротиворечий,&nbspкак&nbspво&nbspвнутренней&nbspпозиции,&nbspтак&nbspи&nbspв&nbspотношении&nbspокружающих&nbspлюдей&nbspк&nbspподростку&nbsp(необходимость&nbspв&nbspподчинении,&nbspкак&nbspот&nbspмаленького,&nbspчередуется&nbspс&nbspнеобходимостью&nbspпроявления&nbspсамостоятельности&nbspвзрослого).&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspтем,&nbspчто&nbspданная&nbspстадия&nbspразвития&nbspиграет&nbspважную&nbspроль&nbspдля&nbspиндивидуализации,&nbspвременами&nbspона&nbspименуется&nbsp«вторым&nbspрождением&nbspличности»,&nbspпоскольку&nbspформирование&nbspличности&nbspосновывается&nbspна&nbspактивном&nbspросте&nbspсамосознания,&nbspсвойственном&nbspподростку.&nbsp

В&nbspкачестве&nbspведущей&nbspпотребности&nbspданного&nbspпериода&nbspвыступает&nbspсамоутверждение.&nbspПроисходит&nbspкардинальное&nbspизменение&nbspсоциальной&nbspситуации&nbspразвития.&nbspШкола,&nbspв&nbspкачестве&nbspместа&nbspполучения&nbspзнаний,&nbspутрачивает&nbspсобственную&nbspзначимость&nbspдля&nbspребенка&nbspподросткового&nbspвозраста,&nbspно&nbspза&nbspней&nbspсохраняется&nbspзначение&nbspс&nbspточки&nbspзрения&nbspвозможностей,&nbspсвязанных&nbspс&nbspсамоутверждением&nbspв&nbspее&nbspстенах.&nbspХарактер&nbspчувства&nbspвзрослости&nbspявляется&nbspнеглубоким,&nbspк&nbspконцу&nbspподросткового&nbspпериода&nbspможно&nbspфиксировать&nbspстремление&nbspк&nbspобъективной&nbspсамооценки.&nbspДля&nbspребенка&nbspподросткового&nbspвозраста&nbspбыть&nbspвзрослым&nbspи&nbspказаться&nbspим&nbspявляется&nbspодним&nbspи&nbspтем&nbspже.&nbspДля&nbspполучения&nbspвида&nbspвзрослых&nbspподростки&nbspиспользуют&nbspброский&nbspмакияж,&nbspначинают&nbspкурить,&nbspстремятся&nbspк&nbspразвязному&nbspповедению,&nbspа&nbspтакже&nbspиспользуют&nbspдругие&nbspатрибуты&nbspвзрослости&nbspвнешнего&nbspхарактера.

Активизация&nbspличностной&nbspрефлексии&nbspосуществляется&nbspна&nbspбазе&nbspновообразования&nbspрефлексии&nbspучебной&nbspработы&nbsp(однако&nbspпроисходит&nbspтолько&nbspее&nbspформирование,&nbspответы&nbspхарактеризуются&nbspодносторонностью,&nbspкатегоричностью).&nbspОриентация&nbspвнешнего&nbspоблика&nbspи&nbspповедения&nbspподростков&nbspнаправлена&nbspна&nbspкумира,&nbspони&nbspстремятся&nbspподражать&nbspповедению&nbspзначимого&nbspдля&nbspних&nbspгероя.&nbspВ&nbspподростковом&nbspвозрасте&nbspявляется&nbspочень&nbspважным&nbspсамоутверждение&nbspсреди&nbspодноклассников&nbspи&nbspдрузей.&nbspАвторитет&nbspвзрослых&nbspутрачивается.&nbspДля&nbspэтого&nbspпериода&nbspсвойственна&nbspсклонность&nbspподростков&nbspк&nbspтому,&nbspчтобы&nbspобъединяться&nbspв&nbspгруппы,&nbspто&nbspесть&nbsp«реакция&nbspгруппирования».&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspсильным&nbspтяготением&nbspпринадлежать&nbspк&nbspопределенной&nbspгруппе,&nbspподросток&nbspможет&nbspпридумывать&nbspгруппу&nbspзначимых&nbspровесников.&nbspБолее&nbspтого,&nbspможно&nbspдаже&nbspговорить&nbspо&nbspналичии&nbspотклонений&nbspпри&nbspотсутствии&nbspстремления&nbspу&nbspподростка&nbspк&nbspобъединению&nbspв&nbspгруппы.&nbspПодростковая&nbspгруппа&nbspхарактеризуется&nbspединством&nbspценностей,&nbspсовместностью&nbspдействий,&nbspспонтанностью&nbspи&nbspслучайностью&nbspактов [56].

Таким&nbspобразом,&nbspпсихологическая&nbspнаука&nbspназывает&nbspпериод&nbspс&nbsp10-12&nbspлет&nbspдо&nbsp15-17&nbspлет&nbspподростковым&nbspили&nbspотроческим.&nbspОсуществление&nbspформирования&nbspновообразований&nbspу&nbspподростка&nbspпроизводится&nbspв&nbspнеравномерной&nbspформе,&nbspследовательно,&nbspличность&nbspподростка&nbspхарактеризуется&nbspналичием&nbspодновременно&nbspследов&nbspи&nbspвзрослого&nbspи&nbspдетского&nbspсознания.&nbspПо&nbspмнению&nbspученых,&nbspтак&nbspназываемое&nbspчувство&nbspвзрослости&nbspвыступает&nbspв&nbspкачестве&nbspосновного&nbspспецифического&nbspновообразования&nbspданного&nbspпериода.&nbspПоэтому&nbspподросток&nbspприлагает&nbspвсе&nbspусилия,&nbspчтобы&nbspвыглядеть&nbspвзрослым.&nbspИнициатива&nbspобщения&nbspсо&nbspсверстниками&nbspпередается&nbspучением&nbspв&nbspкачестве&nbspосновной&nbspсферы&nbspдеятельности.&nbspПроисходит&nbspпостепенное&nbspформирование&nbsp«Я-идентичности».&nbspМотивационная,&nbspинтеллектуальная&nbspсферы&nbspтакже&nbspпереживают&nbspсущественные&nbspизменения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы