Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь депрессии с риском суицидального поведения у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава I. Теоретические основы изучения развития депрессии и риска суицидального поведения у подростков 10
1.1. Психологические особенности развития в подростковом возрасте 10
1.2. Депрессия: сущность понятия, основные причины и симптомы 17
1.3. Суицидальное поведение и его особенности у подростков #
Выводы по I главе #
Глава II. Эмпирическое исследование связи депрессии с риском суицидального поведения у подростков #
2.1. Характеристика выборки, базы исследования и описание методик #
2.2. Процедура эмпирического исследования #
2.3. Результаты исследования уровня депрессии у подростков #
2.4. Результаты исследования риска суицидального поведения у подростков #
2.5. Анализ связи депрессии с риском суицидального поведения у подростков #
Выводы по II главе #
Заключение #
Список литературы #
Введение:
Данное выпускное исследование посвящено проблеме взаимосвязи депрессии с риском суицидального поведения у подростков. Эта тема исследования была выбрана потому, что в соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до половины подростков в возрасте 15-19 лет, совершивших суицидальные действия, реализовали их на фоне острой аффективной реакции. Одним из наиболее распространенных нарушений аффективной сферы выступает депрессия. В связи с этим, очевидно предполагать возможность связи между риском суицида у подростков и депрессивными расстройствами.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что показатель суицидальной активности выступает одним из наиболее объективных критериев психического здоровья нации, а предотвращение суицидов, в свою очередь, является глобальным императивом, поскольку предполагает консолидацию значительного числа ресурсов из самых различных отраслей. 
Суицид выступает одной из ведущих причин преждевременной смерти у молодых людей, а в возрастной группе от 14 до 29 лет, по данным ВОЗ, и вовсе находится на втором месте в причинах смертности. Из фиксируемых опасных тенденций важно отметить снижение возраста совершения суицида, а также рост суицидальных попыток (которые, нередко оставаясь неучтенными официально, не позволяют сформировать полноценного представления о широте распространения проблемы). По данным отдельных специалистов (К. Хавтон, К. Родхэм), лишь 12% суицидальных попыток подростков приводят к госпитализации и учитываются в последующей статистике. В.В. Нечипоренко отмечает, что свыше половины всех совершенных подростками суицидальных попыток носят повторный характер, а 12-17% составляют попытки, совершаемые подростками на «регулярной» основе. Поэтому можно отметить (А.Н. Паршин, Ю.В. Попов), что суицидальное поведение, получив свой старт в подростковом возрасте, может сформировать определенный жизненный сценарий. Т.е. наличие суицидального поведения в анамнезе выступает одним из важнейших факторов повторных суицидных действий на протяжении всей жизни. На фоне мнения части специалистов (например, Г.В. Старшенбаум) о том, что рост числа суицида будет продолжаться далее, а увеличение числа попыток суицида в подростковой аудитории будет даже опережать общие темпы, становится ясно, насколько неотложной становится задача предотвращения суицидального поведения среди подростков как наиболее уязвимой демографической категории населения.  
По данным ВОЗ, в мире психическими и поведенческими расстройствами страдают около 460 миллионов человек. Депрессии занимают 3 место из 10 основных причин глобального бремени болезней. Каждый четвертый человек в определенный период жизни страдает психическими или поведенческими расстройствами. По прогнозам ВОЗ к 2030 г. депрессия займет 2-е место в структуре причин смертности и инвалидности. Настоящее столетие многими учеными рассматривается как «эра депрессивных расстройств». Проблема этиологии, распространенности, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики депрессий выходит за рамки психиатрической науки. До двух из десяти пациентов, которые обращаются за консультацией, лечением или диагностикой к врачу общей практики, семейному врачу, врачу-терапевту, находится в состоянии депрессивного расстройства. Каждый шестой случай в клинической практике приводит к инвалидизации пациента. Очень незначительный процент заболевших жалуется именно на психические или поведенческие проблемы. Большая часть больных предъявляет жалобы на патологию внутренних органов. В связи с чем, в клинической практике затруднительно отделить психическую или поведенческую патологию от соматических заболеваний. Возникновение и течение депрессии обусловлено, прежде всего, личностными особенностями самого пациента. Вместе с тем изучение личности больных депрессией продемонстрировало противоречивость и неполноту данных.
Современные исследовательские данные (например, Н.М. Иовчук, Д.Н. Исаева) убедительно доказали, что депрессивные расстройства поражают как детей, так и подростков. И если ранее наука нередко полагала, что депрессия способна развиться только у уже сформировавшейся зрелой личности, то на текущий момент установлено, что депрессивным расстройствам подвержены абсолютно все возрастные группы. При этом среди подростков распространенность депрессивных расстройств даже выше, чем, в общем, по популяции (3-8% против 3% по данным А.Б. Смулевич).
Учитывая, что риск смерти в результате суицида у лиц с депрессивными расстройствами составляет 12-20% (А.Г. Амбрумова), а депрессия диагностируется примерно у 2/3 лиц, совершивших попытку самоубийства, полагаем, что изучение взаимосвязи депрессии с риском суицидального поведения у подростков будет востребовано как с точки зрения теоретических обобщений, так и для уточнения практической профилактической работы.
Цель исследования: охарактеризовать связь между депрессией и риском суицидального поведения у подростков.
В соответствие с целью были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения развития депрессии и риска суицидального поведения у подростков.
Подобрать и обосновать методики для исследования связи депрессии с риском суицидального поведения у подростков.
Исследование уровня депрессии у подростков.
Провести исследования риска суицидального поведения у подростков.
Сопоставить риск суицидального поведения с уровнем депрессии у подростков.
Объект исследования: суицидальное поведение и депрессии у современных подростков.
Предмет исследования: связь депрессии с риском суицидального поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза. Существует связь между уровнем депрессии и риском суицидального поведения у подростков: подростки с высоким уровнем депрессии демонстрируют достоверно более высокие показатели риска суицидальных реакций, чем их сверстники с низким уровнем депрессии.
Научно-методологическую базу исследования составили:
- биопсихосоциальная модель развития психических расстройств, которая предполагает учет не только биологических, но и социальных и психологических условий возникновения депрессии (А.Т. Бек, Н.М. Иовчук, Д.Н. Исаев, В. В. Ковалев, А.Б. Смулевич);
- представления об особенностях суицидального поведения и его причинах в подростковом возрасте (Ю.Р. Вагин, М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова, М.В. Зотов, В.Г. Казанская, С.С. Канавина, П.В. Макаров, И.А. Погодин, Г.В. Старшенбаум и др.);
- исследования, посвященные специфике депрессии у подростков (О.Н. Золотухина, Ю.В. Ковалев, Д.В. Ковпак, В.Л. Минутко, Л.Г. Муха, Л.Л. Третьяк и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач нами были применены следующие методы: 
а) методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров); 
Данная методика использована для диагностики уровня депрессии у испытуемых, была выбрана для использования в эмпирическом исследовании, поскольку соответствует возрастным возможностям испытуемых, доказала свою надежность в различных научных исследованиях, имеет подробную интерпретацию результатов в зависимости от полученных баллов. 
б) шкала Цунга для самооценки депрессии (У. Цунг в адаптации Т.И. Балашовой);
Эта методика в рамках эмпирического исследования применялась для определения самооценки депрессии у испытуемых. Мы выбрали ее потому, что она известная, надежная, валидная, соответствует возрастным характеристикам респондентов.
в) методика «Карта риска суицида» (в модификации для подростков, выполненной Л.Б. Шнейдер);
В эмпирическом исследовании эта методика была предназначена для выявления степени риска суицидального поведения со стороны испытуемых. Методика была выбрана потому, что подходит для проведения с подростками, отличается высокой надежностью и имеет обширное применение в подобных тематических исследованиях.
г) тест «СР-45» (П.И. Юнацкевич);
Вышеописанная методика в рамках эмпирического исследования использовалась с целью определения склонности к суицидальному поведению со стороны испытуемых. Мы выбрали эту методику, т.к. она соответствует возрастным характеристикам выборки, проста в выполнении, но надежна и валидна.
д) опросник ИСН для определения суицидальной направленности (Д. Кинг, Б. Ковальчук).
Этот опросник был использован в рамках эмпирического исследования с целью выявления суицидально опасных установок у респондентов. Опроник был взят потому, что он подходит возрастным особенностям испытуемых, доказал свою надежность и валидность, отличается простотой использования и подробной интерпретацией полученных результатов. 
- опрос подростков на основании Перечня личностных черт; 
Данный перечень был использован для уточнения переживания депрессии у подростков.
- методы математико-статистической обработки и корреляционного анализа полученных информационных данных; 
Математико-статистическая обработка данных как количественный анализ результатов, представленный в виде математической обработки, был использован для установления степени достоверности различий. В процессе исследования был рассчитан критерий достоверности различий Манна-Уитни – U. Расчеты произведены в программе SPSS Statistics для ОС Windows. Версия 17.0.
- метод системного анализа; 
- интерпретационный метод.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 60 респондентов в возрасте от 14 до 22 лет. Из них 32 юноши и 28 девушек. Все респонденты являются обучающимися в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования. 
Научная новизна исследования заключается в выявлении связи между уровнем депрессии и риском суицидального поведения на выборке подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме выявления взаимосвязи между депрессией и риском суицидального поведения у подростков. В ходе выполненного теоретического анализа были обобщены психологические особенности развития в подростковом возрасте; систематизированы научные сведения о сущности понятия «депрессия», ее основных симптомах и причинах; выявлено своеобразие суицидального поведения в подростковом возрасте. 
Практическая значимость исследования представлена возможностью использования материалов выпускной квалификационной работы следующими категориями лиц:
- психологами, работающими с подростками в условиях кризисных центров или кризисного консультирования, для учета специфики депрессивных и суицидальных настроений подростков и их взаимосвязи в процессе оказания им помощи;
- студентами, обучающимися на психологов, с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
- молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения эмпирических данных.
Заключение:
По итогам выполнения выпускного исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило охарактеризовать связь между депрессией и риском суицидального поведения у подростков.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- был проведен теоретический анализ литературы по проблеме изучения развития депрессии и риска суицидального поведения у подростков;
- были подобраны и обоснованы методики для исследования связи депрессии с риском суицидального поведения у подростков;
- был исследован уровень депрессии у подростков;
- были проведены исследования риска суицидального поведения у подростков;
- был сопоставлен риск суицидального поведения с уровнем депрессии у подростков.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что существует связь между уровнем депрессии и риском суицидального поведения у подростков: подростки с высоким уровнем депрессии демонстрируют достоверно более высокие показатели риска суицидальных реакций, чем их сверстники с низким уровнем депрессии.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме. В заключение отметим, что избранная тема исследования имеет научные перспективы. Так, учитывая, что были получены убедительные доказательства связи между уровнем депрессии и риском суицидального поведения в подростковом возрасте, представляется, что разработка мер профилактики суицидального поведения у подростков, основанная на преодолении аффективных расстройств, была бы востребована как наукой, так и практикой.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения развития депрессии и риска суицидального поведения у подростков
В этой главе раскрываются теоретические аспекты проблемы депрессии и суицидального поведения в подростковом возрасте.
1.1. Психологические особенности развития в подростковом возрасте
Возраст выступает относительно автономным периодом развития человека, характеризующимся качественным своеобразием. Жизненный цикл человека делится на возрастные категории в соответствии с различными подходами – учетом жизненного цикла (онтогенеза), учетом характерных социальных процессов и учетом культурных представлений. 
Подростковый возраст в большей мере является примером выделения возрастного периода с позиции онтогенеза, это обусловлено взаимосвязью его начала и началом пубертата (т.е. полового созревания). Именно поэтому границами подросткового возраста являются 10-12 и 15-17 лет. Наряду с этим, учеными также принято выделять отдельные стадии, что обусловлено наличием внутри данного периода множества противоречий, а также его значимостью. Например, с 10-12 до 13 лет человек переживает младшее подростничество, с 13 до 15 лет – среднее, а с 15 до 17 лет – старшее. Следовательно, возраст младшего подростка соотносится с докритической стадией развития, средний с критической, а старший с посткритической [3, c. 54-59].
Возраст подростничества – это один из переломных моментов в ходе развития биологически зрелого организма. Это обусловлено тем фактом, что в этот период происходит процесс полового созревания, который сопровождается перестройкой организма, как физиологической, так и морфологической. 
Отечественная возрастная периодизация используется в качестве основной теории в исследованиях Л.С. Выготского [13]. В соответствии с его теорией, процесс развития заключается в присвоении индивидом социально-исторического опыта вследствие взаимодействия с окружающим пространством и иными людьми.
Д.Б. Эльконин [59] считает, что ведущие критерии выделения определенного возраста могут заключаться в следующих критериях:  
- социальной ситуации развития;
- ведущего типа деятельности;
- основных новообразований возраста [59].
В социальной ситуации подростковый возраст имеет определенные отличия, заключающиеся в: 
- смещении сферы воздействия с семьи на круг ровесников; 
- общении в качестве ведущего типа деятельности для подростка;
- чувстве взрослости, стремлением к самоопределению, формированием концепции своего «Я» выступают в качестве основных новообразований возраста [59].
В соответствии с Д.Б. Элькониным [59], человек переживает возрастные кризисы перехода между периодами между возрастными периодами. 
Характеристики подросткового кризиса заключаются в следующих признаках:  
- негативизме, то есть устойчивой негативной установке по отношению ко всем окружающим;
- склонностью к самоанализу и анализу;
- подростковой депрессией, выражаемой в появлении безразличия к окружающему, чувством пустоты, непонятности и одиночества [59].
Течение кризиса подросткового возраста может осуществляться в соответствии с двумя различными сценариями: 
- «кризис независимости», выражаемый с помощью развитого негативизма, упрямства, грубости, бунтарства, стремления поступать по своему желанию, противостояния авторитетам, ревностного отношения к личному пространству;  
- «кризис зависимости», выражаемый через чрезмерное послушание, возврат к формам поведения ребенка, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность суждений, подчинение мнению большинства [59].
Существует три основных фазы подросткового возраста:  
- фаза 1 – предкритическая (негативная); характеристикой данного периода является разрушение в сознании подростка стереотипов. Данный период характеризуется наличием многих разногласий в семье, поскольку родители зачастую не понимают, что происходит с их ребенком; 
- фаза 2 – кульминационная кризисная точка; обычно ее проходят дети 13-15-летнего возраста; формирование установок на девиантные поведенческие формы, протест, бунт осуществляется именно в рамках кульминационной точки кризиса; 
- фаза 3 – посткритическая; на данном этапе формируются новые отношения с друзьями и одноклассниками, с семьей и обществом [59].
Познавательное развитие ребенка подросткового возраста продолжает собственное динамичное формирование. В частности, происходит развитие целенаправленности, избирательности, содержательности и планомерности восприятия. Растет объем, концентрация, распределение и преднамеренности внимания, избирательность, объем и абстрактность характера памяти. Мышление характеризуется окончанием своего формирования и становлением в собственном развитии идентичности с мышлением взрослого человека (Ж. Пиаже [41, c. 717-777]). Происходит формирование навыка абстрактного мышления, логических высказываний, дедуктивной мысли. 
Отличительная особенность развития подростковой личности заключается также в неком своеобразии. В частности, ребенок подросткового возраста дает себе оценку не так как это делает младший школьник, основывающийся на своих поступках и делах, а скорее на основании того, как к нему относятся его сверстники. Следовательно, самооценка подростка определяется скорее его популярностью среди друзей и одноклассником, чем определенными показателями объективного характера. 
Кроме того большую роль для подросткового возраста играет увлечение кумирами и феномен фанатства. Подросток, в процессе выбора себе кумира из мира шоу-бизнеса, спорта, кино, стремится во всем быть похожим на последнего. При учете отсутствия возможностей у подростков реально подражать кумиру, они начинают скорее гнаться за внешним сходством, чем принципиальное изменение жизненного образа, при этом также в ход идут заявления о своем увлечении. В частности, подростки, которые увлечены известным музыкантом, скорее постоянно слушают хиты собственного исполнителя, а не берут уроки музыки. Поклонники знаменитого спортсмена скорее смотрят трансляции всех игр или матчей собственного кумира, чем начинают заниматься спортом [58].
Чувство взрослости в качестве новообразования возраста развивается по тому же принципу. Подростки в большинстве случаев не имеют возможности реально жить взрослой жизнью, обеспечивая себя с экономической стороны вопроса, единолично принимая серьезные решения, определяя собственный образ жизни и др., поэтому они только стремятся за «взрослыми» признаками. Мальчики подросткового возраста начинают бриться (даже без реальной в том необходимости), ведут себя в грубой форме и демонстрируют циничность, девочки подросткового возраста – меняют собственные предметы гардероба, наносят макияж. Зачастую «чувство взрослости» заводит детей подросткового возраста к тому, что у них развиваются вредные привычки: они начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. 
Как считает Л.И. Божович [7], в качестве основополагающего момента подросткового возраста выступает развитие у таких детей самосознания. Формирование самосознания, в том числе его ведущей стороны – самооценки, является достаточно продолжительным и трудоемким процессом, который сопровождается определенными особыми переживаниями.
По мнению Д.Б. Эльконина [59], подростковый возраст взаимосвязан  новообразованиями, формирующимися на основе ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность характеризуется переворотом от ориентации на мир к ориентации на самого себя.
Д.И. Фельдштейн [54] говорил о значении, роли и содержании подросткового возраста, в качестве этапа развития психических особенностей человека, на основании исследований логики психического развития, в т.ч. взаимосвязи между психикой и окружающей ее средой. Развитие социальных установок индивида обусловливается тем, как протекает на данном этапе социальная ориентация. 
Д.И. Фельдштейн [54] считает, что личностное  развитие в подростковом возрасте разделяется на несколько уровней:
- 10-12-летний рубеж – ориентация на самостоятельность и на потребность ее признания во взрослом мире, где подростковое Я имеет одинаковое положение с другими; ориентация на выход из взаимоотношений с родными и переход в пространство общественных отношений. Происходит формирование интереса подростка к собственным особенностям нравственного и психологического характера, в т.ч. потребность получения оценки своих личностных качеств, а также качеств окружающих его людей. Растут отрицательные самооценки. 
- 13-14-летний рубеж – новые подростковые возможности признаются со стороны окружающих его людей, стремление подростка направлено на то, чтобы добиваться доверия, поскольку он считает себя уже взрослым. Поэтому подросток осуществляет поиск видов деятельности, признанных социумом и получивших положительную оценку, то есть дел, которыми занимаются взрослые;
- 15-17-летний рубеж – растут потребности в признании обществом, подросток начинает осознавать свои права и обязанности в обществе. У подростка формируется новый уровень самосознания – он осознает себя в качестве участника отношений, которые происходят в обществе, принимает себя в качестве субъекта, то есть индивида, имеющего определенную значимость для окружения [54].
У подростка развивается чувство взрослости, качественно трансформирующееся в течение всего данного возрастного этапа.  Его отличия заключаются в антагонистических устремлениях: 
- направленность на эмансипацию и стопроцентное подчинение референтной группе, проявляемая во всех жизненных сферах; 
- место стремления к обособленности и индивидуализации, а также тяга к соблюдению веления принятой обществом моды, которые реализуются одновременно [54].
Можно говорить о существовании противоречий, как во внутренней позиции, так и в отношении окружающих людей к подростку (необходимость в подчинении, как от маленького, чередуется с необходимостью проявления самостоятельности взрослого). В связи с тем, что данная стадия развития играет важную роль для индивидуализации, временами она именуется «вторым рождением личности», поскольку формирование личности основывается на активном росте самосознания, свойственном подростку. 
В качестве ведущей потребности данного периода выступает самоутверждение. Происходит кардинальное изменение социальной ситуации развития. Школа, в качестве места получения знаний, утрачивает собственную значимость для ребенка подросткового возраста, но за ней сохраняется значение с точки зрения возможностей, связанных с самоутверждением в ее стенах. Характер чувства взрослости является неглубоким, к концу подросткового периода можно фиксировать стремление к объективной самооценки. Для ребенка подросткового возраста быть взрослым и казаться им является одним и тем же. Для получения вида взрослых подростки используют броский макияж, начинают курить, стремятся к развязному поведению, а также используют другие атрибуты взрослости внешнего характера.
Активизация личностной рефлексии осуществляется на базе новообразования рефлексии учебной работы (однако происходит только ее формирование, ответы характеризуются односторонностью, категоричностью). Ориентация внешнего облика и поведения подростков направлена на кумира, они стремятся подражать поведению значимого для них героя. В подростковом возрасте является очень важным самоутверждение среди одноклассников и друзей. Авторитет взрослых утрачивается. Для этого периода свойственна склонность подростков к тому, чтобы объединяться в группы, то есть «реакция группирования». В связи с сильным тяготением принадлежать к определенной группе, подросток может придумывать группу значимых ровесников. Более того, можно даже говорить о наличии отклонений при отсутствии стремления у подростка к объединению в группы. Подростковая группа характеризуется единством ценностей, совместностью действий, спонтанностью и случайностью актов [56].
Таким образом, психологическая наука называет период с 10-12 лет до 15-17 лет подростковым или отроческим. Осуществление формирования новообразований у подростка производится в неравномерной форме, следовательно, личность подростка характеризуется наличием одновременно следов и взрослого и детского сознания. По мнению ученых, так называемое чувство взрослости выступает в качестве основного специфического новообразования данного периода. Поэтому подросток прилагает все усилия, чтобы выглядеть взрослым. Инициатива общения со сверстниками передается учением в качестве основной сферы деятельности. Происходит постепенное формирование «Я-идентичности». Мотивационная, интеллектуальная сферы также переживают существенные изменения.