Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь аутоагрессии и застенчивости у юношей и девушек
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ АУТОАГРЕССИИ И ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Особенности юношеского возраста и условия, усиливающие
аутоагрессию 7
1.2. Феноменология застенчивости и подходы к её изучению 24
1.3. Особенности проявления застенчивости у юношей и девушек 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Задачи и методы исследования 42
2.2. Методы исследования 44
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АУТОАГРЕССИИ И ЗАСТЕНЧИВОСТИ 46
3.1. Анализ результатов исследования 46
3.2. Основные подходы и принципы работы, профилактической и психо-коррекционной работы с юношами, и девушками склонными к аутоагрессивному поведению 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема застенчивости уходит корнями в детство и мешает детям общаться со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. В современном мире при таких суровых условиях подросток должен быть коммуникабельным, общительным, уметь постоять за себя, а застенчивые дети испытывают затруднения, они стараются быть менее заметными, не брать на себя инициативу, ответственность, и, самое главное, не чувствуют себя полноценно из-за всевозможных комплексов. Юношеский возраст является сложным и противоречивым периодом, формирования личности. Э. Эриксон считал, что юношескому возрасту присуща психологическая напряженность. Застенчивость является весьма распространенным явлением. По мнению Д. Бретта , застенчивость — явление, гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% юношей и девушек и взрослых считают себя застенчивыми. Можно сказать, что застенчивость присуща практически каждому человеку. По мнению Е. И. Гаспаровой и Ю. М. Орловой застенчивость представляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой потенциал.
Л. Форер отмечает, что «первенцы при наличии младших детей в семье в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении, чем младшие братья и сестры или единственные дети. Поэтому в целом самооценка у первенцев ниже, чем у более поздних детей». Большинство людей страдают из-за своей застенчивости, считая ее препятствием для полноценной жизни. Лишь немногие могут утверждать, что застенчивостью не страдали.
Проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захарова, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева, Д. Б. Уотсон, В. Штерн и другие.
В научной литературе широко представлены работы, направленные на изучение природы застенчивости: Ф. Зимбардр, Л. Н. Галигузова, Р. Кеттел, Д.Каплпн, П. Пилконис; выявлением психологической структуры и детерминант данного феномена занимались: Л. В. Краснова, А. Б. Белорусова, А. В. Тихомирова, так же выявлением причин формирования застенчивости у детей и способов ее преодоления посвящены научные труды Т. А. Гавриловой, Л. А. Боровцовой, Е. М. Гаспаровой, Л. М. Кротовой, Д. Каган, Т. Л. Шишовой, Е. С. Морозовой. Изучением особенностей общения и поведения застенчивых юношей и девушек и юношей занимались И. С. Кон, Е. Н. Бойцова, Н. В Шингаева, В. Н. Куницина.
У юношей и девушек активно формируется самосознание, появляются личные идеалы и эталоны самооценки и отношения к себе, происходит активное развитие внутреннего мира, осознание своей неповторимости и индивидуальности. Именно в этот период у юношей и девушек происходит изменение Я-концепци.
По утверждению Е. И. Гаспаровой причинами застенчивости может стать чрезмерная опека родителей над ребенком. Застенчивый юноша не может полноценно общаться со своими сверстниками, к тому же застенчивые люди сами избегают контактов с другими. Юноши считают себя хуже, чем другие, что вызывает у них постоянное беспокойство. Застенчивые не в состоянии самостоятельно принять решение, проявить инициативу, отстоять свое мнение или дать отпор. Ф. Зимбардо считает страх главное причиной застенчивости.
В юношеском возрасте широко распространены застенчивость и робость, что становится проблемой для многих юношей. Обычно они проявляются в жизненных ситуациях, не имеющих особой важности: страх перед выступлениями на публике, в обществе незнакомых людей, и так далее. Вместе с этим юноша строит фантазии в своем внутреннем мире. Юноши и девушки часто недоволен собой и склонен искать в себе недостатки: слишком худой или толстый, высокий или слишком низкий, носит очки или брекеты и тому подобное. Робость становится проблемой для молодого человека, доставляет ему страдания, так как он ограничивает себя в общении с людьми. Застенчивость и робость, как правило, вызваны аутоагрессией. Именно в этом возрасте юноши и девушки начинают возлагать на себя ответственность за решение возникающих проблем. Когда ресурсов личности недостаточно, а внешнее окружение неблагоприятно юноши переживает критическую ситуацию, не может найти адекватный выход, растет внутреннее эмоциональное напряжение, и как следствие возникают защитные образования, в том числе и аутоагрессия.
Заключение:
Проанализировав литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы можем отметить, что под аутоагрессией – это действия, направленные субъектом на самого себя с целью нанесения какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Проявляется в самообвинении, самоунижении, самобичевании, в нанесении себе тяжелых повреждений (выдергивание волос, удары головой о твердые предметы, порезы, ушибы, отравление и т.д.), в особо тяжелых случаях – в попытке или совершении суицида. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение.
В результате исследования было выявлено, что молодые люди более склонны направлять агрессию на себя, чем на других, причем, чем старше студенты, тем больше выражена эта тенденция.
Также в результате исследования были выявлены особенности проявления застенчивости среди студентов 1-2 курсов.
Анализ эмпирического исследования позволяет сделать вывод, что в целом студенты не видят у себя высокой выраженности застенчивости. Но косвенная самооценка застенчивости у юношей несколько выше прямой. Можно предположить, что юноши склонны считать себя менее застенчивыми, чем являются на самом деле. Сопоставление групп студентов с разным уровнем самооценки прямой и косвенной застенчивости показывает, что студенты, считающие, что обладают высокой степенью застенчивости, часто переоценивают ее, а студенты с низкой самооценкой застенчивости, наоборот, недооценивают. Эта тенденция свойственная чаще юношам. Переоценка степени совей застенчивости свойственная и девушкам с высокой прямой самооценкой застенчивости. Итак, самооценка юношами своей застенчивости чуть ниже, чем у девушек, но девушки оказались более точны, чем юноши, т.е. их прямая самооценка застенчивости оказалась наиболее близка к косвенной.
Если рассматривать самооценку студентами уровня застенчивости по отдельным ее показателям, то наиболее выражены следующие из них: анализ своих переживаний, самочувствия, анализ своего поведения, восприятия себя другими, отсутствие стремления высказать свое мнение. Достаточно высоко оценивают студенты и степень проявления их невысокой оценки своих личных достоинств (особенно это свойственно девушкам). Можно предположить, что для профилактики застенчивости среди опрошенных стоит повышать самооценку студентов, помогая им проявлять свои способности, выстраивать вместе с ними ситуацию успеха.
Причиной застенчивого поведения у студентов реже всего становятся трудности в инициации общения с противоположным полом, избегание завязывания новых контактов и боязнь начальства, людей, наделенных властью. Почти треть юношей-студентов безопасное одиночество предпочитают риску быть отвергнутыми.
Анализ прямой и косвенной самооценки уровня застенчивости по признаку пола заметных различий не выявил. Можно только отметить, что девушек с высокой косвенной самооценкой застенчивости не выявлено, а с низкой – несколько больше, чем юношей.
В результате исследования был проведен корреляционный анализ между всеми показателями. В результате корреляционного анализа было выявлено, что на уровень застенчивости у юношей и девушек влияют показатели аутоагрессии. При чем между показателем аутоагрессии и застенчивостью установлена прямая взаимосвязь, т.е. чем выше уровень застенчивости, тем выше уровень аутоагрессии.
Таким образом, гипотеза исследования доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ АУТОАГРЕССИИ И ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Особенности юношеского возраста и условия, усиливающие аутоагрессию
Юность (ранняя юность с 15 до 18 лет, а поздняя юность с 18 до 23 лет) рассматривается как:
возраст перехода к самостоятельности время самоопределения
время приобретения психической, идейной и гражданской зрелости
время формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания
В этом возрасте завершаются все процессы физического созревания личности. В данное время происходит большое количество критических социальных событий, таких как получение паспорта, возможность вступать в брачные узы, наступление уголовной ответственности. Так же в этом возрасте появляется главная задача: выбор профессионального образования и некоторые начинают трудовую деятельность [49].
В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением.
Центральным психологическим новообразованием является: самоопределение, создание жизненных планов на будущее.
Э. Эриксон рассматривал самоопределения как поиск личностной идентичности. Кризис личностной идентичности по Э. Эриксону включает ряд некоторых противоречивых состояний: временная перспектива или расплывчатое чувство времени уверенность в себе или застенчивость экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация отношения лидер / последователь или неопределенность авторитета идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.
Наиболее важной особенностью юношеского возраста является понимание своей индивидуальности и исключительности. Поэтому из-за осознания исключительности, возникает внутренняя напряженность, которая порождает чувство одиночества. Следствием этого является повышение избирательности общения и вообще общения в целом.
И. С. Кон выделяет главные новообразования в этом возрасте [21]: личность открывает свой внутренний мир растет потребность в удовлетворении духовной близости с другим человеком.
В период юношеских лет главную роль играет дружба, выступающая в роли некой психотерапии. Позволяет юноше получить поддержку и самоутвердится, выразив чувства и эмоции, переполнившие его. И. С. Кон считает [21]:
возраст избираемых друзей может показать не осознаваемые
психологические потребности если юноша выбирает ровесников, то это говорит о стремлении к
равноправным отношениям
если юноша выбирает старше себя друга, то это говорит о возможной
потребности в опеке и руководстве
если юноша выбирает друга младше себя, то это может говорить вынужденности выбора, отражающего какие-то психологические трудности, к примеру, застенчивость, несоответствие уровня его
притязаний и возможностей.
Из-за необходимости в этом возрасте самоопределятся, равновесие внутреннего мира нарушается. Приняв решение о будущей специальности, приходится отказываться от других разных видах деятельности. Так как приходится себя во многом ограничивать, что очень трудно, порождается внутренняя напряженность.
В этот период юноши всячески доказывают себе и другим свою взрослость и способность к принятию самостоятельных решений, которую нужно во время поддержать, потому что в более позднее время формировать независимость и жизненную смелость куда труднее, чем своевременно.
Нужно упомянуть то, что юноши гораздо быстрее обучаются принимать самостоятельные решения, если взрослый человек, показывая на собственном примере, разделяет с ним ответственность за результаты решения, и соответственно наоборот, если вся ответственность лежит полностью на юноше или же полностью снимается, обучение принимать самостоятельные решения протекает медленнее.
Б. Г. Ананьев отмечал [4], что наступление зрелости человека как индивида, то есть физическая зрелость, и личности, то есть гражданская зрелость, не совпадают по времени. Данное выражение объясняется тем, что современная молодежь самостоятельно начинает трудовую жизнь позднее, чем это было в прошлом. Это иллюстрируется тем, что третья часть людей, родившихся в 1906 году в России, работала уже к 16 годам, а в 20 лет большая часть юношей работала. Однако в современное время, благодаря всеобщему среднему образованию, юноши 16 лет еще учатся, а студенческое образование заканчивается только к 22 или 25 годам.
40, а то и 50 лет тому назад самосознание развивалось только к 17-19 годам сейчас же самосознание формируется в 23-25 лет. Увеличение интервала учебной деятельности приводит к безответственному инфантилизму у некоторых юношей, потому что поздно вступают в трудовую деятельность и находятся на иждивении у родителей. Так как отсутствует чувство обладания самостоятельно заработанными благами, может привести к притуплению в положительном смысле амбиций, порождающее иждивенство и инфантилизм, если старшие тактично не корректируют это. По этому юноши не беспокоятся за будущее существование, считая что родители и дальше будут их содержать, отсюда и отпадает надобность развивать в себе силу воли и целеустремленность.