Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь агрессивного поведения подростка с его социометрическим статусом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретическое аспекты изучения агрессивного поведения и социометрического статуса подростков 5
1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возврасте 13
1.3 Социометрический статус подростка в группе сверсников 22
Выводы по I главе 29
Глава II. Экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса подростков 31
2.1  Характеристика участников исследования 31
2.2  Организация, методы и проведение исследования 32
2.3  Описание результатов исследования 36
2.4  Сравнительный анализ результатов исследования 44
2.5 Методические рекомендации по снижению агрессивного поведения у подростков 47
Выводы по II главе 50
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 1

 

  

Введение:

 

Вопросы, связанные с агрессивным поведениям подростков, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в подростков и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессии одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. При этом необходимо помнить о том, что агрессивность является естественным, присущим всем людям качеством, которое превращается в источник дезадаптации лишь в случае чрезмерной выраженности. Такая чрезмерная выраженность агрессии может быть вызвана фрустрацией базовых потребностей, к числу которых в подростковом возрасте относится потребность в высоком статусе в группе сверстников. На основе этих данных нами был сделан выбор темы и гипотезы нашей работы.
Актуальность темы исследования. Принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками, определяется необходимость изучения реальных психологических причин агрессии, раскрытие условий, механизмов, становления и усвоение агрессивного поведения подростками, а также средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.
Научно-методологическая база. Проблеме агрессии посвящен ряд исследований, а именно труды Авбулова Т.П. [2], Антонян Ю.М. [5], Ильина Е.П. [19], Кузнецова Ю.М. [21], Можгинской Ю.М. [23].
Цель исследования — изучение взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса подростков.
Объект исследования – агрессивное поведения подростков
Предмет исследования – взаимосвязь агрессивного поведения и социометри¬ческого статуса подростков.
Цель исследования – исследовать взаимосвязь агрессивности и социометрического статуса у старших подростков.
Гипотеза исследования — предполагаем, что агрессивность подростков влияет на их взаимоотношения в коллективе и формирует определенный социометрический статус в группе сверстников.
Эмпирическая гипотеза – предполагаем, что у подростков с низким статусным положением в классе преобладает низкий уровень агрессии, и, наоборот, в учащихся с высоким социометрическим статусом отмечается высокий уровень агрессивного поведения.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определить условия возникновения агрессивного поведения подростков.
2. Провести диагностику агрессивности и социометрического статуса подростков.
3. Выявить взаимосвязь агрессивности и социометрического статуса.
4. Разработать рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков.
Методы исследования – психодиагностические методы (опросник Басса – Дарки, методика социометрических измерений Дж. Л. Морено), социологические методы (опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение), методы математико-статистической обработки и корреляционного анализа полученных информационных данных (критерий корреляции Пирсона).
Методики:
1. Опросник Басса – Дарки.
2. «Методика социометрических измерений» Дж. Л. Морено.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 10 «А» класса ГОУ СОШ № 38 г. Москвы, в количестве 30 человек.
Практическая значимость исследования состоит в использовании результатов исследования в работе с подростками, внедрение результатов исследования в курс возрастной психологии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В психолого-педагогической литературе агрессия рассматривается как процесс, имеющий определенное устройство и функцию, это такие действия, которые причиняют вред другому лицу или объекту. Излишняя агрессия определяет конфликтность, враждебность, жестокость личности. С другой стороны, в небольших масштабах агрессия социально необходима. Отсутствие ее приводит к неспособности человека отстаивать свои интересы, к нежеланию соревноваться и активно взаимодействовать.
Агрессивное поведение проявляется у человека под влиянием его индивидуальных особенностей. В зарождении агрессии участвуют такие факторы, как возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Но решающая роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, отведена ее социальному окружению.
Говоря о проявлениях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, а семья почти всегда является основным фактором социализации, а также является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей. На формирование агрессии у подростков влияют способы взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами, а также правила поведения в семье. Дети, у которых в семье постоянные ссоры и разбирательства между родителями, более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками.
Агрессивные подростки отличаются некоторыми особенностями. Это такие черты, как примитивность, отсутствие и непостоянство увлечений, узкий кругозор, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается либо максимально положительная, либо максимально отрицательная самооценка, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение
Социометрический статус — это позиция, которую субъект занимает в системе межличностных отношений в определенной малой социальной группе. Социометрический статус может отражать, насколько человек привлекателен для других людей или насколько он отталкивающий для членов организации и членов социальной группы. У подростков ведущую роль в перестройке межличностных отношений играет система отношений со сверстниками, общение с которыми выделяется как ведущий вид деятельности и становится одной из основных потребностей, чрезвычайно важным фактором развития личность. Отношения со сверстниками дают ему незаменимый опыт социального общения, практика жизни в команде, в целом делает его жизнь более эмоциональной, насыщенной.
Агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением. Важным является то, что уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии – враждебности.
Исходя из цели и задач, для экспериментального исследования нами были выбраны следующие методики: опросник Басса-Дарки, «Методика социометрических измерений» Дж. Л. Морено.
В ходе исследования по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки полученные результаты показывают, что в наибольшей степени в группе подростков выражена косвенная агрессия (7,9), в наименьшей степени подростки склонны к негативизму (3,1). Интерпретация основных показателей по методике, к числу которых относятся «Индекс агрессивности» и «Индекс враждебности» показала, что высокий уровень агрессивности наблюдается у 7 подростков (23%). Средний уровень агрессивности выявлен у 14 подростков (47%), низкий уровень выявлен у 9 подростков (30%).
Высокие показатели индекса враждебности оказались свойственны для 8 испытуемых (27%). Средний уровень враждебности выявлен у 15 подростков (50%), низкий уровень – 7 подростков (23%). Таким образом, по результатам исследования выяснилось, что подростки имеют довольно высокий уровень агрессивности и враждебности, что является причиной конфликтов.
Исследование с помощью «Теста социометрических измерений» Дж. Морено, позволило нам увидеть социометрический статус подростков в системе межличностных отношений по признакам симпатии-антипатии. Таким образом, в классе выявлено 2 подростка (7%), имеющих статус «звезды», которые в равной степени собирают вокруг себя членов группы. 12 подростков (40%) оказались в числе предпочитаемых. Этот статус является самым благоприятным. С этими детьми многие хотят общаться, а им самим комфортно в коллективе. 15 испытуемых (50%) – в числе пренебрегаемых, статус является не благоприятным. 1 подросток (3%) в статусе отвергаемых, с ним практически никто не общается. Результаты социометрии позволяют говорить об относительно неблагополучной социально-психологической ситуации в изучаемой выборке.
Для выявления взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса подростков провели процедуру вычисления с использованием коэффициента корреляции Пирсона. По результатам видим, что наиболее высокий уровень связи при р<0,01 наблюдается между физической агрессией и социометрическим статусом. Столь же тесная и достоверная взаимосвязь выявлена между индексом агрессивности и социометрическим статусом. Это говорит о том, что низкий социометрический статус подростка действительно может способствовать усилению проявлений агрессии.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что существует взаимосвязь агрессивного поведения и социометрического статуса подростков. Сопоставляя статусное положение подростков в классе с уровнем агрессивного поведения, приходим к следующим выводам: у подростков с низким статусным положением в классе преобладает низкий уровень агрессии, и, наоборот, в учащихся с высоким социометрическим статусом отмечается высокий уровень агрессивного поведения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ

1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе

Термин «агрессия» в психолого-педагогической литературе интерпретируют по-разному. Это связано с тем, что агрессия охватывает очень большой объем поведенческих и эмоциональных проявлений. Многие исследователи дают агрессии отрицательную оценку, но также существуют и положительные взгляды [11].
Изучению проблемы агрессии посвящены труды А. Бандуры, А. Басса, Л.Берковиц, X. Дельгадо, Дж. Долларда, И.Ю. Кулагиной, К. Лоренца, Г. Паренса, А.А. Реана, Э. Фромма, И.А. Фурманова и др. В своей теории научения, А. Бандура определяет агрессивное поведение как совокупность навыков, полученных путем длительного и всестороннего научения, как «не всегда целенаправленную реакцию одного индивида, наносящую другому индивиду физический или моральный ущерб. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. Степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности [5].
А.Басс определяет агрессию как реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы. Он вводит понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения [10].
Для Л. Берковиц агрессия – это насильственные действия, возникающие по многим причинам и проявляющиеся в самых разнообразных действиях. Агрессивные реакции выражаются в грубости, словесных оскорблениях, а также в росте количества преступлений, связанных с насилием и массовых убийств [6]. X. Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [9].
И.Ю. Кулагиной под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [16].
Г. Паренс изучая особенности агрессии, характеризует ее как физическое действие или угрозу со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. Он доказывает, что агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального, волевого. Познавательный компонент — это понимание ситуации, аргументирование агрессии. Эмоциональный компонент заключает в себе проявление отрицательных эмоций: раздражения, гнева, злобы, ненависти, призрения. А, такие качества, как самостоятельность, настойчивость, решительность, мотивация достижения представляют волевой компонент [14].
Согласно А. А. Реану, агрессия — это злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение причинение вреда другому живому существу не желающего подобного обращения. Подобный физический или психологический ущерб, который наносит или готова нанести агрессивная личность может быть «частичным», «локальным», а порой и «абсолютным», когда речь идет об уничтожении объекта агрессии, будь то личность или общность людей либо какой-то неодушевленный объект агрессивного нападения [16].
В настоящее время установилось представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих границы и порядок, несущих ущерб, боль и страдания людям. Поэтому агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др.) [26].
При характеристике агрессии, наиболее часто используют два основных понятия — агрессивное поведение и агрессивность. Следует различать данные понятия.
Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.
Агрессивность — свойство личности, которое проявляется в выражении отношения человека к определенной стороне действительности. Агрессивность, появляясь на свет вместе с рождением ребенка, — это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия [12].
Агрессия, как стремление доминировать – это универсальная побудительная тенденция, которая может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей или групп проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям [28].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы