Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимоотношения Ирана с Сирией ( 2005 — по настоящее время)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ИРАНА И СИРИИ 9
1.1. Современные концепции международных отношений и конфликтологиив контексте ирано-сирийских отношений 9
1.2 Роль Ирана и Сирии в системе региональной безопасности Ближнего Востока 24
ГЛАВА 2. ИРАН И СИРИЯ НАКАНУНЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» 35
2.1. Основные направления сотрудничества Ирана и Сирии 35
2.2. Причины сирийского кризиса и его дестабилизирующий фактор на Ближнем Востоке 41
ГЛАВА 3. СОТРУДНИЧЕСТВО ИРАНА И СИРИИ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 53
3.1. Роль и место Ирана в решении сирийского конфликта 53
3.2. Фактор России в ирано-сирийских отношениях 63
3.3. Тенденции и перспективы взаимодействия Ирана и Сирии на текущем этапе сирийского конфликта 67
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Введение:
Актуальность исследования. Конфликт в Сирии находится в центре внимания мирового сообщества. В условиях происходящей трансформации системы международных отношений события в этой ближневосточной стране выходят далеко за ее пределы. Вовлеченность в ситуацию региональных и внерегиональных центров силы создает запутанное и многоуровневое переплетение интересов. В этой связи от того, каким образом развернутся события в Сирии, зависит баланс сил не только в этой стране или на Ближнем Востоке, но и отчасти во всем мире.
Геополитическое расположение Сирии превращает ее в один из центров Ближнего Востока. Расположенная на перекрестке путей с запада на восток и с севера на юг, эта относительно небольшая страна, не претендовавшая на роль регионального лидера, с началом внутреннего конфликта стала ключом к господству на Ближнем Востоке. Пошатнувшиеся с началом гражданской войны позиции президента Сирийской Арабской Республики Б. Асада превратили государство в объект борьбы за доминирование внешних сил.
В этой связи крайне актуальным представляется изучение политики Ирана как одного из ведущих государств, вовлеченных в сирийский конфликт. Общепризнано, что без Тегерана прийти к какому-либо мирному соглашению по Сирии просто невозможно. Изучение его сирийской стратегии включает в себя более общее понимание внешней политики Исламской Республики Иран как одного из главных «игроков» Ближнего Востока.
Иран представляет собой одну из ведущих стран Ближнего Востока, которая конкурирует с Саудовской Аравией за роль лидера в исламском мире. Изучение его взаимоотношений с Сирией представляет особый интерес в силу геостратегического значения стран друг для друга.
В этой связи попытки урегулировать конфликт в Сирии, изучение роли и политики Ирана, который является влиятельной внешней силой в САР, актуализирует данный аспект нашего исследования.
Цель работы заключается в анализе взаимоотношений Ирана с Сирией с 2011 по 2019 годы.
Задачи исследования:
— рассмотреть современные концепции международных отношений и конфликтологии в контексте ирано-сирийских отношений;
— обозначить роль Ирана и Сирии в системе региональной безопасности Ближнего Востока;
— определить основные направления сотрудничества Ирана и Сирии;
— рассмотреть причины сирийского кризиса и его дестабилизирующий фактор на Ближнем Востоке;
— проанализировать роль и место Ирана в решении сирийского конфликта;
— охарактеризовать фактор России в ирано-сирийских отношениях;
— выявить тенденции и перспективы взаимодействия Ирана и Сирии на текущем этапе сирийского конфликта.
Объект исследования – ирано-сирийские отношения.
Предмет исследования – развитие ирано-сирийских отношений в период с 2011 по 2019 годы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2011 года, начала гражданской войны в Сирии, по 2019 год.
Методологическая основа и методы исследования. При решении поставленных в работе задач используются общенаучные методы. К ним относятся: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Также, методологической основой исследования послужили положения концепции политического реализма, теории региональных комплексов безопасности, а также разработки политической конфликтологии, прежде всего направленные на изучение типов так называемой гибридной войны.
Исследование основано на системных принципах, принципе историзма, сравнительном и других общенаучных методах. В работе использован междисциплинарный подход, в частности, на стыке международных отношений и политической конфликтологии.
Источники исследования. Источниками работы послужили опубликованные письменные источники, нормативно-правовые документы и выступления руководства ИРИ и Сирии.
К нормативно-правовым документам относятся Стратегия Национальной Безопасности Российской Федерации , Торговое соглашение между Ираном и Сирией , Меморандум, заключенный Ираном, Россией, Турцией о создании зон деэскалации в Сирии , нормативно-правовые США как участника конфликта в Сирии, накладывающие санкции в отношении Тегерана и Дамаска .
К официальным выступлениям относятся речи и комментарии Б. Асада , Х. Рухани , а также советника Хаменеи и министра нефти Ирана .
Следует отметить недостаток источников по интересующим нас в контексте изучаемой темы тенденциям ирано-сирийских отношений, что, скорее всего, связано с «закулисным характером» соглашений о сирийском конфликте.
Степень изученности. Анализ изученной литературы выявляет целесообразность ее разделение на следующие группы.
Первая группа работ включает в себя концептуальные теоретические исследования преимущественно методологического характера. Среди них следует отметить труды таких ученых, как Г. Моргентау, К. Уолц,Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Э. Ньюман, Ф. Хоффман и др. Б. Бузан и В. Вевер раскрывают теорию региональных комплексов безопасности, которая имеет большое непосредственное значение для нашего исследования .
Вторая группа работ включает в себя отечественные исследования, в первую очередь экспертов Института Ближнего Востока РАН, в которых, в основном, дается ситуационный анализ проблем . Также, можно отметить работы П. Кортунова , А. Миллера, Р. Сикорского .
Третья группа объединяет зарубежных исследователей, в том числе А, Вахитшаха , А. Алофонех , Б. Барфи , М. Оспина, Д. Грей , в которых рассматриваются те или иные аспекты изучаемой темы.
В целом, имеется недостаток в системном анализе ирано-сирийских отношений с 2011 по 2019 годов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые вводятся в оборот такие источники, как Торговое соглашение между Ираном и Сирией , Меморандум, заключенный Ираном, Россией, Турцией о создании зон деэскалации в Сирии , нормативно-правовые акты США как участника конфликта в Сирии, накладывающие санкции в отношении Тегерана и Дамаска , а также в обобщенном виде официальные выступления Б. Асада , Х. Рухани .
Практическая значимость работы. Материалы исследования и выводы могут быть использованы в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.
Структура работы и ее объем. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы объемом 79 страниц.
Заключение:
При анализе ирано-сирийских отношений в контексте сирийского конфликта и роли Ирана необходимо исходить из фундаментальных положений политического реализма и теорий, дополняющих и развивающих его основные принципы. Политика Ирана в отношении Сирии представляет собой пример приоритета национальных интересов и стремления к власти как основы внешней политики государства. Стремительно меняющиеся обстановка и непрочные договоренности между ведущими акторами, вовлеченными в конфликт, подтверждают принцип изменчивости наполнения понятия национальных интересов и постулат о том, что государства руководствуются исключительно соображениями выгоды, а не любыми иными, в том числе такими принципами международного права, как невмешательство, территориальная целостность и нерушимость границ.
В контексте исследования данной темы особый интерес представляет концепция конструктивизма, прежде всего теория региональных комплексов безопасности Б. Бузана и О. Вевера. Ближний Восток представляет собой один из таких комплексов со своими особенностями, сложившимися отношениями между государствами и группами государств. В конфликт в Сирии вовлечены ведущие региональные центры силы, такие как Саудовская Аравия и ее союзники, Турция, Иран, Израиль, а также внерегиональные державы. Прежде всего, следует отметить определяемую Б. Бузаном и О. Вевером как «сверхдержаву» США, а также «великую державу» Россию.
Иран играет ключевую роль в регионе в силу исторических, идеологических, религиозных, геополитических причин. Иранская культура имеет древние исторические корни. Об Иране как региональной сверхдержаве говорил основатель Исламской Республики аятолла Рухолла Хомейни. Страна расположена в центре региона и занимает геополитически очень важное место. В Иране проживает большинство шиитского населения, что позволяет Тегерану активно развивать зарубежные связи с шиитскими общинами, в том числе используя методы асимметричного участия в конфликтах.
В своей внешней политике Иран показывает себя как региональная сверхдержава. Любой конфликт на Ближнем Востоке не остается без пристального внимания Тегерана. Более того, наращивая свое влияние, страна является активным участником многих из них, активно используя методы гибридной войны. Подтверждая претензии на статус региональной сверхдержавы, в своей ближневосточной политике Иран бросает вызов США.
Союзные отношения Ирана и Сирии начинают формироваться с 1979 года. В последующие годы оба государства продолжали сближаться. Основой союза стали антиамериканская и антиизраильская политика в регионе. После начала вооруженного конфликта в Сирии Тегеран полностью поддержал президента Б. Асада и стал главной опорой в военных, политических и экономических вопросах. Последствия свержения Б. Асада могут подорвать роль Ирана в регионе. Поэтому Тегеран готов использовать все свои силы, включая военные, чтобы удержать свои позиции и влияние.
Оказывая поддержку Сирии, Иран руководствуется своими геополитическими и геоэкономическими идеями. Иран ощущает себя на осадном положении. Он окружен враждебными прозападными государствами, и ему нужны все союзники, которых он может найти, чтобы обеспечить защиту своих региональных интересов. Удержав Сирию, Тегеран сохранит свое влияние на Ближнем Востоке и укрепит статус сверхдержавы. Сохраняя «шиитскую ось», Иран останется ключевым региональным игроком, имеющим возможности использования в своих интересах территории от Ливана и Сирии до Афганистана.
Конфликт в Сирии, начавшийся в 2011 году как часть «арабской весны», постепенно, при активном участии внешних сил, перерос в перманентное противостояние правительственных сил и различных оппозиционных группировок. У оппозиции нет единого центра, что обусловлено различными интересами самих группировок, равно как и поддерживающих их внешних сил. Конфликт постепенно трансформировался в многоуровневое противостояние без видимых признаков выхода из сложившегося «тупика».
Конфликт в Сирии привел к дестабилизации ситуации на всем Ближнем Востоке. Следует отметить изменение баланса сил в регионе, что обычно сопровождается ростом напряженности. Важными факторами стали обострение суннито-шиитских противоречий, усиление позиций России и Ирана и относительное сокращение роли США при непоследовательной политике Вашингтона.
На Ближнем Востоке сформировались три региональных центра силы. Прежде всего это так называемая «шиитская ось» во главе с Ираном. Она протянулась от Ливана до Афганистана. Наиболее явную поддержку ей оказывает Россия. Еще одним центром силы является ось Турция — Катар. Наконец, суннитские арабские государства в составе Саудовской Аравии, Египта, Иордании и Марокко формируют третий центр силы.
Иран реализует в Сирии проверенную стратегию гибридной войны, которая принесла ему определенные успехи в Ливане, Йемене, Ираке и Афганистане. Тегеран активнее всего использует зарубежные воинские формирования, состоящие из мусульман-шиитов, прежде всего «Хезболла». Военнослужащие Ирана представлены частями Корпуса стражей исламской революции. Тегеран постепенно приступает к закреплению своего военного присутствия в стране на постоянной основе.
Иран глубоко проник и укрепился в Сирии. Помощь Дамаску уже оставила Б. Асада наположении клиента Тегерана. Ключевая роль в Сирии позволяет Ирану терпеливо дожидаться формирования устраивающей его конфигурации сил, которая позволит ему сохранить за собой лидирующее положение в стране. Как представляется, в перспективе Тегеран попытается реформировать политическую и военную систему Сирии по ливанскому образцу, с решающей ролью неформальных союзных ему вооруженных сил, и окончательно превратить страну в своего «младшего партнера».
Россия и Иран чуть ли не единственные государства, готовые заниматься восстановлением разрушенной Сирии, причем ни одно из них не располагает достаточными возможностями для самостоятельной реконструкции страны. Инвестиции Ирана в сирийскую экономику продолжат иметь большое значение для России до тех пор, пока инфраструктура не будет восстановлена до приемлемого уровня или же не откроются новые каналы инвестиций в государство. Оба сценария в обозримом будущем представляются крайне маловероятными.
Иран оставляет свое присутствие и влияние в Сирии, и в его политике наблюдается следующее:
— стремление иметь возможность поддерживать своих ближайших региональных союзников, одновременно угрожая Израилю;
— продолжение своей региональной стратегии, которую Тегеран считает успешной;
— проиранские силы могут прийти к прямому конфликту с турецкими войсками и поддерживаемыми Турцией сирийскими боевиками на севере Сирии;
— Иран вряд ли предпримет действия в Сирии, которые приведут его к прямому конфликту с США.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ИРАНА И СИРИИ
1.1. Современные концепции международных отношений и конфликтологии в контексте ирано-сирийских отношений
Основные подходы в рамках теории международных отношений включают в себя теории, которые основываются на двух базовых парадигмах: политический реализм и политический либерализм (идеализм). В конце 20 – начале 21 веков появляются концепции, претендующие альтернативное реализму и либерализму место в науке о международных отношениях.
Концептуальным подходом современных международных отношений является политический реализм. Как теоретическое направление он начал формироваться в 1930-1940-е годы. Основные положения попытался разработать британский дипломат и исследователь Э. Карр. Он подверг критике господствовавший между двумя мировыми войнами подход, согласно которому вооруженные конфликты можно предотвращать коллективными усилиями мирового сообщества, в том числе посредством Лиги наций, идеи верховенства международного права и заключения многочисленных международных договоров, призванных предотвратить гонку вооружений и войны .
Полноправным основоположником политического реализма считается Г. Моргентау . Он ссылается на историю и доказывает, что человеческой природе всегда присущи такие качества, как анархия, жажда власти, эгоизм. Человека изменить невозможно. Следовательно, требовать от международных отношений какой-либо эволюции, перехода от войн к вечному миру неправильно. Природа международных отношений так же, как и человеческая природа, анархична. В этой анархии доминирует право силы. Поэтому правила международных отношений определяют сильнейшие. К их числу относятся ведущие государства мира. Мировая политика развивается по их правилам. Они стремятся к увеличению власти и могущества. По этой причине войны неизбежны.
По мнению Г. Моргентау, те государства, которые не в состоянии конкурировать с ведущими державами, выполняют подчиненную роль в международных отношениях. Их самостоятельность ограничена интересами наиболее могущественных государств. Это хорошо проявляется на примере ирано-сирийских отношений, где Иран выступает в роли ведущей региональной державы, а Дамаск, особенно после начала гражданской войны и открытого или скрытого вмешательства внешних сил, в попытках укрепить свое положение, превратилась по существу в «младшего партнера» Тегерана.
Небольшие страны могут решать свои локальные вопросы до тех пор, пока не столкнутся с интересами государства, равного или превосходящего их по силе. Чтобы изменить баланс сил в свою пользу, необходимо вступать в союзы, наподобие союза Сирии и Ирана. Однако эти союзы также могут быть недолговечны, и продолжаются только до тех пор, пока совпадают национальные интересы этих стран.
В этой связи надежды на международные и региональные организации, их способность обеспечить коллективную безопасность стран-участниц, являются неоправданными. Если полагаться не на свои силы, а на союзы, международное право, мировое общественное мнение, то это должно привести страну к неизбежному краху. Вместо этого государству необходимо самому заботиться о поддержании своей безопасности и наращивании силы. Влияние отдельного государства неотделимо от его силы. Так, ирано-сирийские отношения развиваются таким образом, что вынужденно полагаются исключительно на собственные возможности. В то время как Лига арабских государств, членом которой была Сирийская Арабская Республика, не только не оказала поддержки Дамаску после 2011 года, но и осудила действия правительства.
Хотя Г. Моргентау критически оценивает роль морали и международного права, тем не менее, он считает, что отчасти это сдерживает анархию и конфликтность международных отношений. Однако главное, что может удержать одно государство от нападения на другое, это невозможность добиться военной победы. Другими словами, естественным образом складывающееся силовое равновесие, или баланс сил, является главным условием поддержания мира. Этот баланс непрочен, поскольку каждое государство по своей природе стремится изменить его в свою пользу. Попытки изменения баланса сил или нарушение равновесия влечет за собой вооруженные конфликты .
Применительно к современному Ближнему Востоку данная проблема находит свое непосредственное отражение в ситуации вокруг Сирии. Мы считаем, что попытки изменить ситуацию в свою пользу и «перекроить» границы существующих государств привели к серии вооруженных конфликтов, часть которых вышла за границы этих стран и вовлекла не только региональных акторов, но и ведущие глобальные центры силы, такие как США, Россия, КНР. Активную роль в этих процессах играет Иран, для которого Сирия превратилась в важнейший стратегический плацдарм, обеспечивающий его влияние в Леванте.