Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимодействие семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте и его причины 5
1.2 Место и роль семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста 16
1.3 Необходимость, сущность и технологии взаимодействия семьи и школы по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2 ОПЫТ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 36
2.1 Школа, как среда взаимодействия с семьями в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников 36
2.2 Опыт работы педагога по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников на основе сотрудничества семьи и школы 43
2.3 Пути совершенствования опыта взаимодействия школы с семьей в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников 47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 62
Введение:
Актуальность исследования. На протяжении всего исторического пути развития цивилизации прослеживается понимание важности проблемы преодоления негативных отклонений в поведении учащихся. Особую значимость для проведенного исследования имеют работы, в которых раскрываются основные вопросы формирования просоциального поведения младших школьников в контексте профилактики негативных проявлений в поведении (Г.М. Андреева, Л.У. Жданова, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич и др.). Относительно поведенческих отклонений особое значение приобретает превентивная деятельность, которой посвятили свои исследования Л.А. Азаровой, Ю.К. Бахтина, Е.А. Беличевой и др.
В современной педагогике взаимодействие рассматривается как двигатель педагогического процесса и, в связи с этим, исследуется учеными в историческом (В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев), дидактическом (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник), воспитательном аспектах (Т.Ф. Алексеенко, Т.В. Кравченко, Л.В. Повалий).
Объект исследования – профилактика отклоняющегося поведения младших школьников.
Предмет исследования − взаимодействие семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Цель исследования состоит в выявлении пути эффективного взаимодействия семьи и школы в процессе профилактики отклоняющегося поведения младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что специфика организации взаимодействия семьи и школы будет способствовать эффективной профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте и его причины.
2. Определить место и роль семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.
3. Описать необходимость, сущность и технологии взаимодействия семьи и школы по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
4. Описать опыт работы педагога по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников на основе сотрудничества семьи и школы.
5. Предложить пути совершенствования опыта взаимодействия школы с семьей в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; метод конструирования; описательный метод.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами было теоретически обосновано необходимость взаимодействия семьи и школы по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, а также в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках исследуемой проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в разработанных и описанных путях совершенствования опыта взаимодействия школы с семьей в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, а также в возможности их использования в школьной практике в процессе профилактики отклоняющегося поведения младших школьников.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута его цель – выявлены пути эффективного взаимодействия семьи и школы в процессе профилактики отклоняющегося поведения младших школьников.
Достижению поставленной цели исследования способствовало решение ряда задач:
1. Раскрыто понятие отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте и его причины. Было установлено. Что отклоняющееся поведение – это поведение, которое противоречит установленным социальным нормам. Причин отклоняющегося поведения младших школьников может быть множество: условия воспитания в семье, неполнота семьи, кризис 7 лет, завышенные ожидания взрослых и пр. Семья в проявлениях такого поведения играет одну из ключевых ролей. На этом основании считаем, что к профилактике отклоняющегося поведения младших школьников необходимо привлекать семью.
2. Определено место и роль семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста. Установлено, что профилактика девиаций у младших школьников базируется на своевременном выявлении и исправлении негативных информационных, педагогических, психологических, организационных факторов, которые обусловливают отклонения в психологическом и социальном развитии детей, в их поведении, состоянии здоровья. Важная роль отводится как образовательной организации, так и семье. Данные социальные институты должны выступать в единстве.
3. Описаны необходимость, сущность и технологии взаимодействия семьи и школы по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников. На основе анализа литературы мы выяснили, что взаимодействие школы и семьи в процессе профилактики девиантного поведения младших школьников − это двусторонне направленное влиянием всех субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, родителей и учащихся), основу которого составляют гуманистические субъект-субъектные отношения, согласованные действия. Взаимодействие школы и семьи – это важный процесс, который обладает широкими возможностями для предоставления семье психолого-педагогической помощи в воспитании детей, в первую очередь, через повышение педагогической культуры родителей.
4. Описан опыт работы педагога по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников на основе сотрудничества семьи и школы. Было установлено, что педагог проводит существенную работу по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, в которую частично включаются и родители. Используются различные формы и виды работы (анкетирования, беседы, родительские собрания и пр.) Однако, мы считаем, степень включенности родителей должен быть выше. Поэтому, на основе анализа были предложены пути совершенствования опыта взаимодействия школы с семьей в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
5. Предложены пути совершенствования опыта взаимодействия школы с семьей в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников. Были определены и описаны пути совершенствования опыта взаимодействия школы с семьей в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников: психологический, педагогический, социальной-психологический, медицинский, социальный. Эффективная реализация первых четырех путей будет иметь высокий результат в случае реализации социальной профилактики девиаций среди младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте и его причины
Сейчас в школьной среде наблюдается значительный рост количества поведенческих отклонений. Проблемы «невоспитанных», «неуправляемых» школьников начинаются еще в начальной школе. Большая доля «трудных подростков» уже в период дошкольного детства проявляли недостатки воспитания, с поступлением в школу демонстрировали крайнюю неустойчивость поведения, конфликтность, негативизм .
Каждый период жизни предъявляет к личности определенные требования, освоение которых изменяет структуру взаимоотношений с окружающими и окружающим миром, после чего человек достигает нового качественного уровня в развитии и самопознании .
Воспитание и становление подрастающего ребенка невозможно без учета его возрастного своеобразия. Это очень актуально в младшем школьном возрасте, когда происходит динамичное развитие личности, становление характера, формируется система нравственных ценностей, определяется направленность личности – гуманистическая, общественная, эгоистичная или потребительская. Младшие школьники овладевают основами культуры поведения, способны оценивать свои действия и поступки окружающих. Помочь ребенку адаптироваться в условиях, которые постоянно меняются, предупредить отклонения в поведении можно, только при условии глубоко понимая проблемы ребенка, мотивов его поведения, особенностей воспитательного пространства.
Детство является отражением жизни общества, поэтому ослабление связей между поколениями, отвержение идеалов, информационное перенасыщение приводят к нежелательным последствиям. Кризисные проявления в младшем школьном возрасте сопровождаются определениями «трудновоспитуемость», «педагогическая запущенность», «неуправляемость», «трудные дети», «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение».
В рамках данной работы рассмотрим сущность девиантного поведения и его виды.
Девиантное поведение (поведение с отклонениями, от позднелат. deviatio – отклонение) – это поведение человека, которое не соответствует принятым в обществе нормам и ролевым ожиданиям .
Девиация включает следующие компоненты:
1) девиант как носитель девиантного поведения;
2) социальная норма или социальное ожидание, что является критерием оценки поведения как девиантного;
3) социальная группа (в том числе и общество в целом), реагирующий на эту девиантное поведение .
Границы поведения с отклонениями часто являются довольно трудно определимыми. Изменения, происходящие в социуме, часто влекут за собой изменение норм, а значит и видов девиантного поведения. Поэтому на социальном уровне поведение с отклонениями – это одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и лицом; это устойчивая поведение лица, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняя реальную вред обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. На личностном уровне поведение с отклонениями проявляет себя как социальная позиция лица, выступающего в форме девиантного стиля и образа жизнь. Она приводит к реальной школы для самой личности или окружающих человек к конфликту девиантного лица с социальным окружением и его социальной дезадаптации .
Проблема поведенческих девиаций имеет междисциплинарный характер. В праве под поведением с отклонениями, подразумевается противоправное, общественно вредное деяние физического или юридического лица, что влечет применение правовосстанавливающих мероприятий . Ведущий критерий правовой оценки действий индивида представлен степенью общественной опасности данных действий. Относительно характера и степени общественной опасности действий их разделяют на такие виды, как преступление, административный и гражданско-правовой деликты, дисциплинарный проступок.
В социальных науках в основе понимания поведенческого отклонения лежит представление об общественной опасности либо безопасности поведения индивида. Поэтому девиантным является любое поведение, потенциально опасное для общества или человек. Это отклонение как конкретных лиц, так и неформальных групп (например, бандитские группировки), официальных структур, а также условных социальных групп (к примеру, женский алкоголизм). Это также и ряд социальных отклонений – бродяжничество, бюрократизм, геноцид, деструктивные культы, иждивенчество, коррупция, наркотизм, преступность, проституция, пьянство (алкоголизм), расизм, самоубийство, терроризм, хулиганство.
В психологии девиантное поведение является отклонением от норм межличностных взаимоотношений, которые приняты в конкретном обществе: высказываний, действий, поступков, которые совершаеются в рамках психического здоровья индивида . Девиант, согласно данному подходу, сознательно либо же неосознанно стремится к разрушению собственной самоценности, лишению себя уникальности, а также к тому, что не дать себе возможность самореализоваться.
Педагогический подход под девиантному поведению понимает такое взаимодействие индивида с микросоциумом, которое нарушает развитие и социализацию личности по причине отсутствия адекватного учета специфики его индивидуальности окружающей средой и которое находит свое проявление в поведенческом противодействии, направленном на установленные нравственные и правовые общественные нормы .
Отклонения школьника могут носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации. К структуре школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как нарушение взаимоотношений со сверстниками, неуспеваемость, эмоциональные нарушения, относятся также и различные отклонения в поведении – гиперактивное поведение, дисциплинарные нарушения (опоздание, невыполнение школьных правил, прогулы занятий), агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, кражи, ложь .
Медицинский подход девиантное поведение человека обозначает как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляются в виде несбалансированности психических процессов, неадаптированности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением .