Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава
1. Психолого-педагогические основы взаимодействия педагогов и родителей в
процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. 7

1.1. Взаимодействие педагога и
родителей в ДОО как психолого-педагогическая проблема. 7

1.2. Особенности адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.. 16

Выводы по 1 главе. 21

Глава 2.
Организация исследования взаимодействия педагогов и родителей в период
адаптации младших дошкольников к условиям детского сада. 23

2.1. Изучение особенностей
взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации младших дошкольников к
условиям ДОО.. 23

2.2. Разработка методических
рекомендаций для педагогов ДОО по организации взаимодействия с родителями в
период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. 40

Выводы по 2 главе. 56

Заключение. 59

Список
использованных источников. 62

Приложение 1.
Результаты методики «неоконченные предложения». 68

Приложение 2.
Диагностический инструментарий. 69

Приложение 3.
Результаты исследования педагогической компетентности родителей детей младшего
дошкольного возраста. 71

Приложение 4.
Результаты исследования профессиональной компетенции педагогов ДОО.. 77

 

  

Введение:

 

Уникальность дошкольного
периода в развитии личности обусловливает особое отношение психологов и
педагогов к имеющимся проблемам воспитания и социализации детей младшего
дошкольного возраста и способам их разрешения. Особое внимание уделяется
организации процесса адаптации к условиям дошкольной образовательной
организации, который в современной педагогике рассматривается как начальный,
базовый этап социализации ребенка.

Важность создания
благоприятной, комфортной среды для ребенка именно в период адаптации к
детскому саду обусловлена необходимостью сохранения его физического и
психического здоровья. От того, как проходит привыкание малыша к новому
окружению, незнакомым людям, изменению режима жизни во многом будет зависеть
его дальнейшее отношение к пребыванию в детском саду. Проблемы, связанные с
адаптацией ребенка, выражаются в его поведении (дети становятся более
капризными, раздражительными, требуют к себе большего внимания со стороны
взрослых, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям), а также в
общем физическом самочувствии. В этот период малыши чаще болеют, могут
нарушаться аппетит и сон, наиболее тяжелые формы адаптации приводят к
соматическим заболеваниям, которые, в свою очередь оказывают влияние на общее
развитие ребенка.

На процесс адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям ДОО влияет множество факторов, среди
которых особо выделяется подготовка в семье к поступлению в детский сад. От
того, насколько ребенок подготовлен к детскому саду в семье, совпадают ли
режим, требования к поведению, воспитываются ли коммуникативные навык, зависит
течение периода адаптации. Особенно важно в этот период организовать
взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.  

В педагогической
литературе вопросы адаптации дошкольников освещены в работах Галигузовой Л.Н,
Давыдовой И.О., Майер А.А., Пантюхиной Г.В., Смирновой Е.О., В работах этих и
других педагогов и психологов адаптация рассматривается в качестве составной
части процесса социализации ребенка и предполагает усвоение им социального
опыта, типичных форм поведения. В качестве показателей успешной адаптации
рассматриваются физическое, эмоциональное и психологическое самочувствие
ребенка. Большая часть исследований посвящена адаптации детей раннего
дошкольного возраста. Сейчас, в основном, дети начинают посещать детский сад с
2-4 лет, поэтому возникает необходимость в решении вопросов адаптации младших
дошкольников с учетом особенностей, характерных именно для этого возраста.

В процессе организации
взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей младшего
дошкольного возраста к условиям ДОО отмечаются следующие противоречия:

— между потребностью
родителей получать необходимую информацию и помощь в области воспитания и
развития младших дошкольников и недостаточной разработанностью методов и форм
взаимодействия с педагогами по этому вопросу;

— между важностью
оказания педагогами ДОО помощи родителям в процессе адаптации младших
дошкольников к детскому саду и затруднениями, которые испытывают педагоги при
выборе содержания, методов, технологий и форм взаимодействия с родителями.

Необходимостью разрешения
возникающих противоречий обусловлена актуальность
исследования.

Проблема
исследования
: каковы педагогические условия
взаимодействия с родителями младших дошкольников в период адаптации к ДОО?

Решение проблемы составляет
цель исследования: обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия организации взаимодействия
педагогов и родителей в период адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Объект
исследования
: процесс взаимодействия педагогов и родителей в
период адаптации младшего дошкольника к условиям ДОО.

Предмет
исследования
: проектирование процесса взаимодействия
педагогов и родителей в период адаптации младших дошкольников к условиям
дошкольной образовательной организации.

Для достижения
поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить и
проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам адаптации
детей младшего дошкольного возраста, возрастных особенностей младших
дошкольников, влияющих на их адаптацию к условиям ДОО, организации
взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка к условиям ДОО.

2. Определить факторы,
оказывающие влияние на возможность организации конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей в период адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

3. Выявить возрастные
особенности детей младшего дошкольного возраста, оказывающие влияние на процесс
их социализации.

4. Разработать
методические рекомендации для педагогов ДОО по организации взаимодействия с
родителями детей младшего дошкольного возраста с учетом необходимости
формирования педагогической компетентности родителей, мотивации их активного
участия в воспитательном процессе.

Для решения поставленных
задач применялись следующие методы
исследования
:

— теоретические: анализ
педагогической, психологической, научно-методической литературы, обобщение и
систематизация;

— эмпирические:
наблюдение, анкетирование, анализ педагогического опыта;

— методы количественной и
качественной обработки данных.

Методологическую
и теоретическую
основу исследования составили
научно-теоретические труды:

— о принципах и условиях
организации взаимодействия педагогов ДОО и родителей (Бичева И.Б., Коган Е.А.,
Козынятко Ю.В., Муравьева И.А., Рылькова Т.А.  и др.);

— об особенностях
развития детей младшего дошкольного возраста, оказывающих влияние на процесс
адаптации к условиям ДОО (Галигузова Л.Н., Гогоберидзе А.Г., Давыдова И.О.,
Печора К.Л., Солнцева О.В. и др.).

База исследования:
младшая группа «Капелька» ДОО № 53 г.Москвы.

Практическая значимость
исследования состоит:

— в определении и
разработке диагностического материала, позволяющего определить уровень
педагогической компетентности родителей и профессиональной компетенции
педагогов ДОО;

— в разработке
методических рекомендаций для педагогов ДОО, включающих методы и формы работы с
родителями, направленные на формирование у них мотивации участия в
воспитательном процессе, повышение уровня педагогической компетентности
родителей.

Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическому изучению проблемы организации
взаимодействия педагогов ДОО и родителей в период адаптации младших
дошкольников к условиям ДОО, особенностей младшего дошкольного возраста,
имеющих значение для организации процесса адаптации. Во второй главе приведены
результаты практического исследования уровня педагогической компетентности
родителей, который характеризует их способность принимать участие в
воспитательном процессе, а также профессиональных компетенций педагогов ДОО, являющихся
необходимым условием для организации взаимодействия с родителями младших
дошкольников. Результатом проведенного исследования явилась разработка
методических рекомендаций для педагогов ДОО по организации взаимодействия с
родителями на этапе адаптации ребенка. 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Требования,
предъявляемые к современному дошкольному образованию, определяют задачу
социализации дошкольника в качестве одной из ведущих. Процесс социализации
начинается с первых дней посещения ребенком ДОО и во многом определяется тем,
насколько успешно пройдет адаптация к условиям детского сада. Хотя функции
семьи и дошкольной организации в качестве институтов социализации ребенка
различны, их взаимодействие необходимо для всестороннего развития личности
младшего дошкольника.

В ходе исследования был
проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации
взаимодействия педагогов ДОО с родителями младших дошкольников в период
адаптации детей к условиям детского сада, который позволил сделать следующие
выводы.

Педагоги и психологи
рассматривают организацию взаимодействия педагогов и родителей в качестве
одного из условий успешной адаптации ребенка. Взаимодействие предусматривает
сотрудничество, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимоуважение всех субъектов
воспитательного процесса и является результатом организационной и
педагогической деятельности.

Были выделены условия,
необходимые для организации взаимодействия педагогов и родителей, к которым
относятся:

педагогическая
компетентность родителей, предусматривающая не только уровень теоретических
знаний об особенностях развития детей младшего дошкольного возраста, но и
умение применять эти знания в процессе взаимодействия с ребенком в разных
жизненных ситуациях, желание и умение оценивать свои поступки по отношению к
ребенку, коммуникативные навыки;

уровень профессиональной
компетенции педагогов ДОО в качестве условия, который предполагает владение на
высоком уровне знаниями в области педагогики, психологии, умение ставить
педагогические цели взаимодействия, выстраивать конструктивные взаимоотношения,
владение методами и приемами работы с родителями, способствующими привлечению
их к участию в жизни детского сада, повышению их педагогической компетентности.

В практической части
было проведено исследование педагогической компетентности родителей младших
дошкольников, начинающих посещать дошкольную организацию, и профессиональных
компетенций педагогов, которое послужило основой для определения целей, методов
и форм организации работы с родителями.

База исследования:
младшая группа «Капелька» ДОО № 53 г.Москвы.

В качестве компонентов
профессиональной компетентности родителей в данном исследовании рассматривались
ценностно-смысловой, когнитивный, коммуникативный, деятельностный,
рефлексивный. В результате анализа данных, полученных в ходе анкетирования
родителей, выяснилось, что большинство опрошенных родителей можно отнести к
группе со средним уровнем педагогической компетентности, что выражается в
наличии представлений об особенностях физического и личностного развития
младших дошкольников, осознании необходимости получения дополнительной
информации, уточнения и систематизации имеющихся у них знаний. Эти родители в
равной степени применяют как положительные, так и отрицательные приемы
воспитания, не всегда оценивают достижения ребенка. Они готовы к сотрудничеству
с педагогами ДОО.

Для изучения
профессиональной компетенции педагогов ДОО им было предложено ответить на
вопросы анкеты, которые позволили выявить уровень сформированности
содержательного, деятельностного и личностного показателей. В результате
обработки данных выяснилось, что большая часть опрошенных педагогов нуждается в
получении методических рекомендаций по организации взаимодействия с родителями
в период адаптации младших дошкольников.

В качестве формы
организации взаимодействия с родителями была выбрана форма семейного клуба.
Основная идея семейного клуба – не просто передача родителям определенной
информации, но побуждение их к активным действиям, направленным на
самообразование, рефлексию. Заседания семейного клуба в непринужденной
обстановке позволяют установить более тесные контакты с родителями, обсуждать
вопросы воспитания, которые их действительно волнуют. В качестве «наполнения»
заседаний семейного клуба предложены деловые игры, творческие проекты,
тестирование. Информационная составляющая работы с родителями может проводиться
посредством организованной в социальных сетях группы.

Таким образом,
выдвинутая в начале исследования гипотеза получила теоретическое и практическое
подтверждение, была достигнута цель исследования.  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы
взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей младшего
дошкольного возраста к условиям детского сада

1.1. Взаимодействие
педагога и родителей в ДОО как психолого-педагогическая проблема

Уникальность и значимость
развития ребенка в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного развития как
личности обусловливает особый интерес педагогов, психологов к имеющимся
проблемам организации дошкольного воспитания, а также способам их
разрешения. 

Одна из задач развития
системы российского образования – модернизация дошкольного образования как
института, способствующего успешной социализации детей. В аспекте решения задачи
социализации дошкольников на первом этапе решается проблема их успешной
адаптации к условиям дошкольной образовательной организации (далее ДОО).

Детский сад чаще всего
является первой образовательной организацией, с которой родители начинают
взаимодействовать, где должно начинаться их педагогическое просвещение. Т.А.
Рылькова отмечает, что на этапе вхождения ребенка и родителей в систему
всеобщего образования важно выстроить отношения педагогов ДОО с семьями
воспитанников на основе сотрудничества и взаимодействия, сделать родителей
активными участниками воспитательно-образовательного процесса.[1] Добиться такого
результата, по мнению педагога, возможно путем установления партнерских
отношений с родителями, создания атмосферы взаимопонимания и взаимодействия.   

Термин
«взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов
ДОО с родителями воспитанников предполагает взаимопомощь, взаимодоверие,
взаимоуважение, чему будут способствовать знание и учет со стороны педагогов
условий семейного воспитания, со стороны родителей – условий воспитания в
детском саду.

Цель взаимодействия на
этапе адаптации ребенка к условиям ДОО – установление партнерских отношений субъектов
педагогического процесса.
Под субъектами воспитательного процесса в данной работе будут
рассматриваться педагоги ДОО, родители, воспитанники.

Целью педагогического взаимодействия
в личностно-ориентированной модели является обеспечение чувства психологической
защищенности, доверия, развития индивидуальности, расширение свободы,
соблюдение прав всех субъектов.

И.Б. Бичева и И.А. Муравьева в
качестве особенности взаимодействия в условиях ДОО выделяют то, что его
результатом становится установление и развитие межличностных отношений.[2]

Вопросы взаимодействия
родителей и педагогов на этапе адаптации ребенка рассмотрены в ряде
психолого-педагогических исследований А.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Ю.К. Бабанским,
Т.А. Березиной, О.Л. Зверевой, Т.Л. Кротовой, М.Н. Поляковой, Е.В. Коротаевой и
других авторов психолого-педагогических исследований и практик организации
работы в дошкольном воспитании и образовании.

Таким образом, на этапе
адаптации дошкольников к условиям ДОО взаимодействие педагогов и родителей
рассматривается как совместная деятельность, направленная на социализацию
детей. Однако направляющая и формирующая роль тут принадлежит педагогам.

В процессе организации
такой деятельности в ДОО можно выделить следующие аспекты:

— повышение уровня
профессиональных компетенций педагогов;

— повышение уровня
педагогической компетентности родителей;

— определение и выбор
оптимальных форм и методов взаимодействия педагогов и родителей.

К профессиональным компетенциям
педагогов, необходимым для успешного прохождения ребенком процесса адаптации
младших дошкольников к условиям ДОО, Ю.В. Козынятко относит:

— содержательный
показатель (наличие необходимых теоретических знаний в области психологии,
педагогики, которые будут обеспечивать осознанность выбора содержания и
технологий взаимодействия с родителями);

— деятельностный
показатель (апробированные умения и навыки, применение которых будет наиболее
эффективным в конкретной педагогической ситуации);

— личностный показатель
(определяет направленность и позицию педагога как субъекта деятельности,
направленной на адаптацию ребенка к условиям ДОО).[3]

О наличии указанных
показателей профессиональных компетенций свидетельствуют знание инновационных
диагностических методик определения образовательного уровня и образовательных
потребностей родителей, условий эффективного взаимодействия, применение на
практике активных методов и форм общения с родителями воспитанников (тренинги,
деловые игры, информационные формы), методов привлечения родителей к проведению
совместных с детьми мероприятий, участию в жизни детского сада, умение
преодолевать психологические барьеры в общении с родителями (скованность,
закрытость, замкнутость и т.д.), использование индивидуального подхода, основанного
на наблюдении и анализе эмоционального и физического самочувствия ребенка в
период адаптации. 

Для педагогов важно верно
определить направления наблюдения за ребенком в период его адаптации, чтобы
можно было вовремя и с наименьшими потерями корректировать возникающие сложности.

Н.А. Волобуева и Т.В.
Климова определили два направления адаптации детей младшего дошкольного
возраста к пребыванию в ДОО, на которые должны быть направлены усилия педагога:

учет биометрических
факторов (инфекции, патология родов, недостаточное питание, нарушение обмена
веществ, частые респираторные заболевания) позволяет обратить внимание на
специфичность протекания процесса адаптации и проведения профилактической
работы по предупреждению нарушений сна, возникновения острых респираторных
вирусных заболеваний, потери аппетита;

учет факторов
социально-культурного окружения ребенка (социально-экономический статус
родителей, их образовательный уровень, вредные привычки, нездоровые условия
жизни) позволяет предупредить снижение игровой, и коммуникативно-речевой
деятельности. Эти направления должны учитываться при определении содержания
работы с родителями в период адаптации младшего дошкольника.[4]

Выделение уровня
педагогической компетентности родителей в качестве важнейшего условия успешной
адаптации обусловлено мнением  многих
психологов. Например, Е.А. Коган и А.В. Корчевная считают, что «родители играют
огромную роль в адаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях, но их
влияние неоднозначно. Позитивным аспектом является то, что они стремятся
получать полную информацию о том, что происходит с ребенком в детском
дошкольном учреждении. Но в тоже время многие родители вредят своим детям,
выполняя все их просьбы и требования без исключения, не давая никакой
самостоятельности, свойственной данному возрастному периоду, чем сильно
осложняют первые месяцы пребывания ребенка в детском саду. Чрезмерная
родительская опека, а также сильные эмоциональные переживания являются одними
из главных факторов, затрудняющих адаптацию детей к условиям детского сада.»[5]

Модель взаимодействия
педагогов и родителей в период адаптации ребенка основывается на следующих
принципах:

— «открытость» детского
сада (родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в
удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду,
стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы);

— установление
безоценочного стиля отношений (недопустимость анализа личности родителя по
критериям педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности»,
«готовности-неготовности» к сотрудничеству);

— конфиденциальность
(готовность педагога к тому, что родители могут скрывать существенную
информацию о ребенке, его особенностях, взаимоотношениях в семье и т.д.);

— учет личного опыта
родителей;

вариативность содержания, форм и методов образования родителей;

— учет пожеланий и
запросов родителей в педагогических знаниях.

С целью реализации этой модели
педагогами могут быть выбраны различные подходы для организации взаимодействия
с родителями. Одним из таких подходов является переход от сотрудничества по обмену
информацией к межличностному общению
педагога
с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является
диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное
приобретение опыта. Именно установление диалогичных отношений является основой
для процесса взаимодействия.

Сложность возникает в
том, что на протяжении длительного времени в дошкольном просвещении родителей
применялись преимущественно такие формы, которые предполагали только сообщение
определенных знаний, используя разнообразные (достаточно интересные) формы
просвещения, при этом не учитывалась обратная связь. Современные практики не умаляют
важности просвещения, но основной задачей ставится установление «обратной
связи».

В направлении
педагогического просвещения родителей дошкольников в возрасте 2-4 лет можно
выделит следующие задачи:

— формирование
педагогической рефлексии;

— формирование
родительской компетентности.

Педагогическая рефлексия – умение самокритично
оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место
ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами. От сформированности этого умения
зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей
воспитательной деятельности.

Навыки педагогической рефлексии у родителей формируются
посредством следующих методов:

анализ ситуаций с педагогической точки зрения;

анализ собственной воспитательной деятельности;

решение педагогических задач;

метод домашних заданий;

игровое моделирование поведения.

Сформированные у родителей стремление понять



[1]
Рылькова Т.А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС //
Инновационная наука. 2019. № 3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-dou-v-usloviyah-fgos
(дата обращения: 02.11.2020).

[2] Бичева И.Б.,
Муравьева И.А. Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего
возраста в дошкольной образовательной организации // ПНиО. 2017. № 6 (30). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-osobennosti-vzaimodeystviya-s-roditelyami-detey-rannego-vozrasta-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
(дата обращения: 01.11.2020).

[3] Козынятко Ю.В.
Педагогическая компетентность воспитателя как условие эффективного
взаимодействия с родителями воспитанников дошкольных образовательных
организаций // Juvenis scientia. 2017. №10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskaya-kompetentnost-vospitatelya-kak-uslovie-effektivnogo-vzaimodeystviya-s-roditelyami-vospitannikov-doshkolnyh
(дата обращения: 03.11.2020).

 

[4] Волобуева Н.А.,
Климова Т.В., Ширшова В.М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения //
Вестник НГПУ. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ adaptatsiya-detey-k-usloviyam-doshkolnogo-uchrezhdeniya
(дата обращения: 06.11.2020).

 

[5] Коган Е.А.,
Корчевная А.В. Факторы адаптации детей к условиям детского сада // Мир науки.
Педагогика и психология. 2019. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-adaptatsii-detey-k-usloviyam-detskogo-sada
(дата обращения: 04.11.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы