Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимодействие федерального центра и субъектов Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические основы исследования механизмов взаимодействия субъектов и федерации 6
1.1 Федерация как тип государственного устройства: основные характеристики 6
1.2 Понятие и основные инструменты взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти 13
2 Организация взаимодействия федерального центра и субъектов Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) 18
2.1 Особенности взаимодействия уровней государственной власти в условиях федерализма в России 18
2.2 Направления взаимодействия Республики Дагестан с федеральным центром 35
Глава 3. Проблемы взаимодействия Республики Дагестан с федеральным центром и пути их решения 44
3.1 Проблемы взаимодействия Республики Дагестан с федеральным центром 44
3.2 Пути решения проблем взаимодействия Республики Дагестан с федеральным центром 52
Заключение 63
Список использованных источников 69

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Подавляющее большинство государств современного мира по форме государственного устройства являются унитарными. Между тем, федеративная форма государственного устройства порождает гораздо больше дискуссий, обусловленных сложностью и неоднозначностью своего практического воплощения. Следует констатировать, что в современной науке теоретические представления, научные взгляды и идеи относительно федеративной формы государственного устройства характеризуются большим разнообразием, неоднозначностью суждений, что, в свою очередь, требует их дальнейшего научного уточнения и обоснования.
Появление федераций, как показывают исследования, обусловлены стремлением выразить интересы отдельных территорий через предоставление самостоятельности в решении ряда вопросов. В современном мире их число достигло двадцати восьми, при этом указанное количество касается только признанных федераций, без учета государств, находящихся в стадии трансформации от унитарного к федеративному.
Анализ федеративного устройства государства и новых тенденций в его развитии имеет особое значение для практики государственного строительства, так как позволит избежать многих проблем, в частности, распада федеративного государства. Кроме того, исследование федеративной формы государственного устройства позволит ответить на вопрос о причинах и условиях своего развития, ответ на который поможет понять природу федерации и эффективности функционирования государства.
Познание причин и условий развития федеративного устройства государства в различных странах одновременно позволяет соотнести историческое развитие государственного устройства России с основными тенденциями причинной обусловленности в других странах. Вместе с тем это способствует поиску наиболее совершенных моделей федерации, оптимизации устройства государственной власти в целях обеспечения интересов граждан, демократического развития общества и государства.
С учетом вышеизложенного, актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы в современных условиях не вызывает сомнений и обусловлена тем, что в мире нет абсолютно совершенных моделей федераций, но многими странами накоплен колоссальный опыт, который позволяет поддерживать целостность и устойчивость государства как единой системы.
Актуальность изучения перспектив развития российского федерализма заключается в том, что в настоящее время вопросы государственного управления сосредоточены на поиске повышения эффективности конституционной модели федерализма в Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что труды Н.А. Богдановой, И.А. Конюховой, С.М. Шахрая посвящены проблемам федеративного государственного образования. Формы и проблемы взаимодействия представлены в трудах И.В. Лобанова, З.А. Духновской вопросы развития федеральных отношений в России и регионах отражены в научных исследованиях Н.А. Трусова, Н. В Зубаревич.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать основные направления, проблемы перспективы развития взаимоотношений Республики Дагестан и федерального центра.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить федерацию как тип государственного устройства: основные характеристики;
— раскрыть понятие и основные инструменты взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти;
— раскрыть особенности взаимодействия уровней государственной власти в условиях федерализма в России;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы исследования механизмов взаимодействия субъектов и федерации
1.1 Федерация как тип государственного устройства: основные характеристики
Идеи федерализма, которые ставили целью установление федеративного государственного устройства, в своем историческом развитии прошли несколько стадий. Первая из них зародилась еще в период средневековья, когда в противодействии с центризмом абсолютизма формировались принципы феодального индивидуализма. Вторая стадия отсчитывает свою историю с Нового времени, когда идеи федерализма под влиянием революций в Нидерландах и Англии приобретают в теории «естественного права» (Г. Гроций, И. Альтузиус и др.) Все более возрастающую роль, как один из факторов возможного решения» обязательства межэтнических проблем на политической основе [1, с. 147].
Однако рационалистическое обоснование идеи федерализма и ее постепенное воплощение в практику государственного строительства проявили себя только в ХVІІІ веке, когда в результате сложных экономических и социальных процессов в Европе и Северной Америке начинается процесс формирования «современных наций» и возникает практическая потребность в системе территориального государственного устройства.
В XIX веке, который квалифицируется как «эра национализма», постоянные военные конфликты из-за принудительного перераспределения этнотерриториальных границ побудили политических теоретиков и практиков разных стран искать новые решения в сфере как внутреннего, так и межгосударственного строя. В сочетании эти факты привели к появлению значительного массива научной литературы по проблеме федерализма. Особенно это стало характерным со второй половины XIX века, который, по мнению П. Ж. Прудона, одного из самых ярких теоретиков проблемы своего времени, должен был открыть «мировую эру федерализма», поскольку «говоря о народах, ничего лучше федерализм мы сказать не можем» [2, с. 3-4].
Начиная от П. Ж. Прудона, И. К. Блюнгли, в XIX веке и до современности в европейской историко-политической мысли было разработано более двадцати самых теорий федерализма [3, с. 4-11]. В большинстве случаев, затрудняет понимание их содержания, понятие «федерация» и «федерализм» не разграничиваются, употребляются как синонимы. В силу этой специфики содержание этих категорий приобретает в литературе несколько аморфного характера, поскольку они достаточно этимологически сближены.
При определении термина «федерация» в историческом процессе исследователи, как правило, используют два методологических подхода, первый из которых заключается в выработке собственных дефиниций федерации, а второй — в анализе специфических черт и признаков этого явления. Первый путь, связанный с определением дефиниции «федерация», не всегда, на наш взгляд, является продуктивным, поскольку при таком методологическом подходе слишком возрастает роль чисто эмпирического фактора, а при втором пути появляется избыточный субъективизм при выделении доминантных и второстепенных критериев. Кроме того, следует постоянно учитывать разнообразие федеративных систем в прошлом, что превращает проблему исследования в «предмет, который исчезает». Но существуют и положительные моменты этой методологической наработки, поскольку именно она создает наиболее целостное представление о федерации. Несмотря на отсутствие общепринятого определения (их исследователи насчитывают более 250), в научной литературе они сводятся к следующим положениям.
Во-первых, федерация, по ее характеру, в истории понимается как союз (единое государство), состоящий из нескольких государственных образований, объединенных центральной властью для лучшего решения общих для всех ее членов задач. «Федерация, — констатирует А. Ященко, апологет такого подхода — один из видов государственного объединения с целью образования сложной союзного государства для лучшего соединения сил при решении общенациональных и местных задач» [4, c. 4].
Во-вторых, акцент делается на происхождении властных полномочий. По мнению Г. Еллинека, «федерация, или союзное государство, является образованием из нескольких суверенных государств, государственная власть которой исходит от ее особых членов, связанных в одну государственное единство [5, с. 568]. Согласно второму варианту, федерация предусматривает создание единой центральной власти, в рамках которой ее субъекты получают право, с одной стороны, на самоуправление, а с другой — на соучастие в общем конституционном управлении. Полномочия центрального правительства делегируются при этом населению всех составляющих федерации политических единиц» [6, с. 107].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы