Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимодействие ДОО с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1.1. Адаптация ребенка к ДОУ как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Основные направления работы в период адаптации ребенка к ДОУ 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 27
2.1 Организация и проведение эксперимента 27
2.2 Программа мероприятий, направленных на улучшение процесса адаптации детей к условиям ДОУ 35
2.3 Анализ полученных результатов и их интерпретация 48
2.4. Рекомендации по организации взаимодействия ДОУ и семей воспитанников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Введение:
Актуальность исследования. Высокие темпы жизни современного человека и изменившиеся культурные воззрения на роль женщины в материальном обеспечении семьи и участии в трудовой деятельности приводят к активному расширению практики по выходу матери из декретного отпуска ранее установленного государством максимального срока. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. В данной связи расширяется практика введения ясельных групп и групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных организациях.
Условия ясельных групп сильно отличаются от таковых для групп детей младшего и старшего дошкольного возраста, однако и этих различий зачастую недостаточно. Большинство детей раннего возраста до сих с большим трудом адаптируются к условиям детского сада, создавая тем самым множество проблем для воспитателей и родителей. Важно так же заметить, что негативные стрессовые воздействия на ребенка в период адаптации могут иметь в дальнейшем тяжелые последствия для его дальнейшего развития и социализации.
В данной связи, вопросы теоретической разработки рекомендаций для родителей и воспитателей и организации максимально комфортных и способствующих скорейшей адаптации условий являются крайне важными для практической детской психологии и педагогики. Современным педагогам и психологам необходимо дать ответ на следующие сложнейшие вопросы: как происходит включение маленького ребенка в новую социальную и предметную среду, какие психологические затруднения он испытывает в этот период, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каким образом взрослый может поспособствовать облегчению адаптационного процесса.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания не теряет своей актуальности уже много лет в силу значимости периода раннего детства для всего последующего развития ребенка и крайней уязвимостью его организма к воздействию многочисленных факторов, связанных с изменением условий жизни.
Произошедшие в нашей стране в 90-е гг. XX в. социально-экономические преобразования способствовали выведению групп раннего возраста из структуры дошкольных образовательных организаций, утрате опыта работы с этой возрастной категорией детей, в том числе, значительному уменьшению научно-методической литературы, раскрывающей специфику образовательного процесса с детьми до трех лет. Возрождение системы общественного воспитания детей раннего возраста началось со времени организации групп кратковременного пребывания (ГКП), получивших название адаптационных, основной целью которых является адаптация детей к условиям дошкольной организации и обогащение социального опыта посредством участия детей в разных видах деятельности (предметной, коммуникативной, игровой, музыкальной, изобразительной и др.).
Необходимость посещения детского сада сильно изменяет уже сложившийся жизненный стереотип ребенка и всей его семьи.
Переориентация на посещения дошкольных образовательных организаций для многих – это длительный тяжелый процесс адаптации, затягивающийся на месяцы: нарушение сна и аппетита, изменившегося в худшую сторону поведения, повышенной плаксивости, раздражительности и нежелания идти в группу вновь.
Однако не все дети сталкиваются с подобными трудностями – некоторые из них адаптируются к изменившимся условиям за считанные дни. Что позволяет выдвинуть предположение о существовании факторов, благоприятно воздействующих на процесс адаптации детей к детскому саду. Среди данных факторов целесообразно рассмотреть: а) возрастные особенности ребенка; б) индивидуально-психологические особенности; в) особенности педагогического воздействия в период адаптации; г) специфические условия среды, в которой происходит адаптация; д) особенности семейного воспитания на периоды до и во время адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.
Заключение:
В данной работе произведен анализ литературы, касающейся особенностей развития и адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО, экспериментально изучены основные трудности данного периода, а так же разработаны рекомендации для родителей и педагогов по облегчению адаптационного периода.
Из анализа литературных источников стало очевидно, что дети раннего возраста, в силу несформированности и, обусловленного возрастом недостаточного развития большинства психических функций, имеют повышенный риск дезадаптации в ДОО, а значит требуют создания для себя особых условий подготовки и посещения ДОО.
Одной из актуальных проблем современного образования является социальная адаптация детей.
Приход в детский сад – важный этап в жизни каждого ребенка. Теперь с ним днем не мама и папа, а педагоги и воспитатели. От того, как ребенок примет новый распорядок дня, новых взрослых и сверстников, зависит его дальнейшее благополучное существование. Период, когда ребенок приспосабливается к саду, называется периодом адаптации. Если период адаптации будет правильно организован, то в дальнейшем ребенок сможет достаточно легко налаживать контакты в учебных и трудовых коллективах, иначе говоря, процесс адаптации напрямую воздействует на возможность эффективной социализации ребенка.
Ребенок уже достаточно окреп физически и психологически, чтобы встретиться лицом к лицу со своей первой социальной задачей: адаптироваться к правилам и условиям детского сада, найти свое место в групповом взаимодействии со сверстниками, осуществиться в новых для себя ролях. Задача родителей качественно подготовить ребенка к этому пути, обеспечивая максимальную поддержку, позитивный настрой и последовательность собственного поведения. Дети раннего возраста в значительной степени отличаются друг от друга, и их поведение в процессе адаптации может оказаться неожиданным как для педагогов, так и для самих родителей. Качественное и продуктивное взаимодействие взрослых: родителей и педагогов, обеспечат ребенку максимально мягкий, постепенный и эффективный процесс адаптации.
Согласно современным стандартам ФГОС ДО, образовательный процесс должен формироваться на основе сотрудничества с семьями воспитанников и носить открытый характер. Вовлечение родителей в воспитательную деятельность ДОО, создание проектов, объединяющих все субъекты процесса: педагога, родителя и ребенка, поддержка образовательных инициатив семьи требуют от педагогического коллектива дополнительных профессиональных и личностных компетенций.
Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО открывает возможности для дальнейшего конструктивного формирования личности ребенка, укрепляя его новыми компетенциями, ресурсами достигнутых целей и взятых высот. В соответствии с актуальными тенденциями современной педагогической науки, когда на первый план выдвигается цель формирования свободной, творческой личности с демократическими ценностями, можно рассматривать успешность процесса адаптации к детскому саду как первую цель личностного роста ребенка. Этот процесс первой в жизни маленького человека социализации, в случае его грамотного сопровождения со стороны педагогов и родителей и успешного прохождения, может стать основой формирования полноценной, гармоничной личности на всех последующих этапах образовательного процесса.
Цель нашего исследования заключалась в разработке психолого-педагогических условий, направленных на профилактику и преодоление дезадаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОО. Программа проведения экспериментальной работы предусматривала три этапа. На этапе констатирующего эксперимента мы изучали особенности проявления дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста. С этой целью была разработана диагностическая программа, включающая наблюдение за детьми (цель: изучение специфики и степени адаптированности ребёнка к условиям детского сада, позволяющее выявить индивидуальные особенности приспособления дошкольника к новой для него ситуации); карту наблюдений для воспитателей (цель: оценка психоэмоционального состояния детей в период адаптации); беседу с детьми (цель: выявление отношения ребенка к детскому саду); анкетирование родителей (цель: выявление объекта и причин эмоционального неблагополучия ребёнка).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Адаптация ребенка к ДОУ как психолого-педагогическая проблема
В современном обществе доминирующей является нуклеарная семья. При этом оба родителя в нуклеарной семье вынуждены работать, поэтому ребенка/детей устраивают в детскую дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО). Попадая в ДОО, все дети, в том числе дошкольного возраста, вынужденно проходят через определенный адаптационный период.
Детский сад для дошкольника является вторым по значимости социальным институтом после семьи, с которым он сталкивается в своей жизни. Благополучная социализация ребенка и нормальное психофизиологическое развитие, во многом зависят от того, насколько безболезненно пройдет привыкание малыша к своим сверстникам, к персоналу ДОО, к новому распорядку дня и т.д., т.к. все эти изменения создают для него стрессовую ситуацию.
При этом работники ДОО должны четко знать и понимать все особенности протекания процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Сама по себе социальная адаптация – это один из главных процессов, которые происходят в жизни человека во время развития его социокультурных способностей, обретения этических ценностей, становления знаний, умений, навыков, формирования собственных оценочно-ориентационных механизмов для построения эффективной поведенческой стратегии жизнедеятельности в целом и в различных жизненных ситуациях. Следовательно, социальная адаптация играет роль ключевого механизма в системе взаимоотношений между людьми и социумом. Это процесс активного приспособления человека или группы людей в меняющихся социальных и материальных условиях, к нормам, ценностей социальной среды.
В соответствии с п. 2.7. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155) (далее – ФГОС ДО) [70], конкретное содержание образования находится в зависимости от возраста, пола и особенности развития каждого ребенка. При этом в ФГОС ДО законодатель выделил возраста детства:
— младенчество – от 2 месяцев до 1 года;
— ранний возраст – от 1 года до 3 лет;
— дошкольный возраст – от 3 лет и до 8 включительно.
Наше исследование направлено на изучение проблем социальной адаптации детей дошкольного возраста.
В отечественной психологии [44, с. 315-328], дошкольное детство условно разделяют на три периода:
— младший дошкольник от 3 до 4 лет;
— средний дошкольник от 4 до 5 лет;
— старший дошкольник от 5 до 6 лет.
Данное деление достаточно условное, но оно все, же акцентирует внимание на качественные и порою быстрые трансформации в поведении и психологии данной группы населения, происходящие каждые один-два года.
Итак, дошкольное детство – это этап социально-психологического развития ребенка от 3 до 8 лет включительно.
Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада занимает особое место в психолого-педагогических исследованиях. Вопросы трудностей данного адаптационного периода поднимали отечественные и зарубежные исследователи (Н.М. Аксарина, Е.И. Морозова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). Изучение особенностей приспособления детей к ДОО является важной и актуальной проблемой в связи с необходимостью создания оптимальных условий для реализации творческого и личностного потенциала каждого ребёнка.
Адаптация дошкольника к детскому саду — это и процесс, и результат его согласования с окружающим миром ДОО, приспособления к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установление соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Н.В. Кирюхина, рассматривая виды адаптации, выделила три ее аспекта: биологическая, социальная и физиологическая [30, с. 27-43]. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребёнка в зависимости от его личностных и психофизиологических особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду
Дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к детскому саду в форме нарушений поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, искажений в личностном развитии, повышенного уровня тревожности [40, с. 12].
Поступление в детский сад связано для ребёнка с сильными стрессовыми переживаниями, и, чтобы их как-то смягчить, необходимы общие усилия семьи и педагогов. Причины таких глубоких изменений в настроении, поведении ребёнка объясняются ломкой привычного стереотипа жизни, в которой он чувствовал себя спокойно, уверенно, надежно. Он привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним, у него сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
По мнению А.С. Белкина, на поведение ребенка в период адаптации к ДОО накладывают отпечаток особенности нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Эти особенности обуславливают специфику поведения ребенка в период адаптации: настроение, активность в игре и деятельности, восприятие режимных моментов [7, с. 56].