Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Выборы глав субъектов Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Выборы глав субъекта федеративного государства 6
1.1. Выборы глав субъекта федеративного государства как конституционно-правовая категория 6
1.2. История выборов глав субъектов Российской Федерации 18
1.3. Выборы глав субъектов зарубежных федеративных государств 22
Глава 2. Нормативное закрепление и практика проведения выборов глав субъектов Российской Федерации (на примере субъектов федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа) 30
2.1. Источники нормативного регулирования выборов глав субъектов Российской Федерации 30
2.2. Стадии избирательного процесса выборов глав субъектов Российской Федерации 34
2.3. Соотношение избирательного права субъектов РФ с международными избирательными стандартами и федеральным законодательством о выборах 42
2.4. Актуальные проблемы и перспективы развития выборов глав субъектов Российской Федерации 49
Заключение 57
Библиографический список 61
Введение:
Актуальность темы. В 2004 году Президент РФ B.B. Путин объявил программу политических реформ, одним из элементов которой стали введение системы назначения глав (высших должностных лиц) субъектов Российской Федерации вместо уже применявшейся системы прямых выборов.
Данное решение было вызвано необходимостью создания эффективной системы внутренней безопасности, укрепления государственных структур и улучшения доверие к правительству.
Такая реформа вызвала неоднозначную реакцию как среди населения страны, и в научной среде. С публичными заявлениями выступали и различные политики, критикуя данную реформу.
Главный аргумент противников реформы является то, что был нарушен один из самых важных принципов Конституции — право граждан избирать и быть избранными (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Правовое демократическое государство предполагает, что выборы представляют собой традиционный и проверенный веками механизм организации власти, способ свободного выражения политического мнения населением, механизм учета мнения большинства. Выборы обеспечивают принятие наиболее справедливых решений и составляют базовую ценность демократии.
Выборы в государствах с демократической политической системой представляют собой способ выражения политической воли граждан, направленной на разрешение вопросов, имеющих государственное значение, на формирование высших органов государственной власти, иных государственных органов и органов мясного самоуправления, что обеспечивает реализацию принципа народовластия и укрепление государственного суверенитета.
В этой связи с 1 июня 2012 года в России путем законодательных изменений вновь введен в силу правовой механизм непосредственных выборов глав субъектов РФ населением региона. Тем самым губернатор (президент, иное высшее должностное лицо) может занять должность руководителя региона путем проведения выборов, т.е. прямого и тайного голосования с равным участием в нем всех жителей данного региона. Порядок выдвижения кандидата и голосования может определяться региональным избирательным законодательством.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением выборов глав субъектов Российской Федерации.
Предмет работы – нормы конституционного, избирательного законодательства, регулирующие особенности выборов глав субъектов РФ, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы правового регулирования выборов глав субъектов РФ.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать выборы главы субъекта федеративного государства как конституционно-правовую категорию.
2. Рассмотреть историю развития правового регулирования выборов глав субъектов Российской Федерации.
3. Выявить особенности выборов глав субъектов зарубежных федеративных государств.
4. Изучить источники нормативного регулирования выборов глав субъектов Российской Федерации.
5. Исследовать стадии избирательного процесса выборов глав субъектов Российской Федерации.
6. Определить соотношение избирательного права субъектов РФ с международными избирательными стандартами и федеральным законодательством о выборах.
7. Проанализировать актуальные проблемы и перспективы развития выборов глав субъектов Российской Федерации.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В настоящее время в России прямая процедура избрания предметных лидеров применяется в 75 регионах.
Глава региона избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории по данному вопросу, или членами местного парламента на срок, не превышающий пяти лет, и не может оставаться в должности более двух сроков подряд. В то же время впервые рассматривается период, на который губернатор был избран после вступления в силу закона о возвращении прямых выборов 1 июня 2012 г.
Глава человека, который был у власти не менее года, может участвовать в выборах на новый срок. С этой целью с согласия Президента Российской Федерации он должен вскоре уйти в отставку со своих полномочий и быть назначенным временным губернатором — до избрания нового главы региона.
Выборы проводятся в сентябре, в единый день голосования, на основе равного и прямого всеобщего избирательного права при тайном голосовании.
Кандидатом в губернаторы могут быть граждане России, достигшие 30 лет, имеющие пассивное избирательное право и не являющиеся гражданами другого государства. Кандидаты, выдвинутые политическими партиями, а также кандидаты, выдвигающие свои кандидатуры (если этого требует региональное законодательство), могут претендовать на должность главы региона.
Кандидат на пост главы региона в период избирательной кампании представляет имена трех кандидатов на пост члена Совета Федерации Российской Федерации в избирательной комиссии. В случае избрания один из предложенных кандидатов займет место сенатора в верхней палате российского парламента в качестве представителя исполнительной власти региона.
Кандидат будет считаться избранным на должность главы субъекта Российской Федерации, получив в его поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порог участия российского избирательного законодательства не установлен.
В случае если глава региона избирается депутатами местного законодательного органа, кандидат считается избранным, за что голосует большинство членов регионального парламента.
В ходе сравнительного анализа, среди субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ можно выделить регионы, в которых наделение полномочий главы Субъекта РФ реализуется через прямые, всенародные выборы — Ставропольский край и Чеченская Республика. Отличительной чертой, в законодательстве по организации и проведению выборов глав субъектов РФ, между указанными регионами, можно отметить число депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (в Ставропольском крае – 6%, в Чеченской Республике – 7%). В остальных субъектах РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, процедура наделения полномочиями главы региона реализована через его избрание депутатами законодательного органа (Парламента) субъекта по представлению Президента РФ – Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания.
В целях совершенствования порядка выборов глав субъектов РФ в законодательстве необходимо закрепить:
1) Правило, в соответствии с которым глава региона, уведомивший избирательную комиссию субъекта РФ о своем желании принять участие в выборах на должность высшего должностного лица субъекта РФ, должен уйти в служебный отпуск до официального подведения итогов выборов.
Закрепив такую норму, удастся избежать наличия у лица одновременно двух статусов – главы региона и кандидата на эту же должность, и, соответственно, конфликта между этими статусами, когда занимаемый пост может использоваться для победы на выборах на этот же пост.
2) Ограничить количество сроков, которые одно лицо может занимать должность высшего должностного лица субъекта РФ двумя сроками;
3) Отменить требования о сборе подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований для выдвижения кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ, заменив его необходимостью сбора голосов избирателей в поддержку выдвижения;
4) Сформировать причины признания подписи в поддержку выдвижения кандидата недействительным, чтобы подпись была действительной, если избиратель может быть четко идентифицирован и нет оснований полагать, что он не поставил свою подпись. Образец может быть выполнен только для выявления недействительных (то есть поддельных) подписей, и проверка на недействительные подписи должна быть завершена. Допустимое превышение представленных подписей должно быть увеличено до 15-25%.
5) Ввести санкцию за неучастие в дебатах более 2-3 раз в виде аннулирования регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Разрешить критику других кандидатов при проведении дебатов;
6) Необходимо пересмотреть порядок формирования избирательных комиссий субъектов РФ, сделав их по истине независимыми от органов государственной власти в частности, ограничить количество членов комиссии, представляемых высшим должностным лицом субъекта РФ до одной трети, предоставив право представлять остальных кандидатов представительному органу субъекта РФ и Центральной избирательной комиссии РФ;
7) Закрепить норму об отказе от мандата только при наличии уважительных причин (тяжелая болезнь и пр.). В ином случае установить действенные санкции за отказ от получения мандата. Кроме того, необходимо ликвидировать право коллегиального партийного органа передавать депутатский мандат, сохранив правило, что он, в случае отказа избранного лица, переходит к следующему по списку региональной группе кандидатов, а в случае его отсутствия, к следующей по числу набранных голосов региональной группе.
В заключение отметим, что наиболее демократичным механизмом назначения главы региона сегодня являются прямые выборы. Эта процедура также несовершенна, она требует правовой реформы в соответствии с принципом равноправия и справедливости кандидатов, но расширяет полномочия людей по реализации принципа демократии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Выборы глав субъекта федеративного государства
1.1. Выборы глав субъекта федеративного государства как конституционно-правовая категория
Поскольку Конституция РФ призвана уважать баланс конституционных основ российского государства и обеспечивать уважение ценностей федерализма, суверенитета, целостности и демократии, в регионах законно устанавливать различные способы назначения и избрания высших должностных лиц субъектов РФ. Основным требованием для различных форм выбора является соблюдение текущих политических и правовых тенденций, а также конституционных целей и принципов демократического и правового государства.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ представляет собой организационный нормативный правовой акт, который не предусматривает конкретного механизма порядка замещения должности руководителя субъекта РФ, допуская установление и изменение данного порядка региональным законодательством. При этом Конституционный Суд РФ одним и тем же составом судей признавал конституционным то сначала прямые выборы губернаторов , то механизм их назначения по представлению Президента РФ без проведения выборов с участием населения .
Модель назначения руководителей субъектов РФ без проведения выборов проявила в себе недостатки и показала свою неэффективность.
Довольно долго — с февраля 2005 года, когда прошли последние прямые выборы высшего должностного лица субъекта (выборы главы Администрации Ненецкого автономного округа) 4 – высокие должностные лица Российской Федерации, имеющие полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации.
Такая схема расширения прав и возможностей высших чиновников субъектов должна была стать основой «единой вертикали власти», считает Президент РФ В.В. Путин, для которого трагедия в Беслане стала главной причиной смены российского федерализма.
Изучив ряд после принятия нового порядка, полномочий высших должностных лиц субъектов обращений граждан, в которых высказывается точка зрения о несоответствии Конституции Российской Федерации это нововведение, 21 декабря 2005 года Конституционный Суд вынес постановление о соответствии нововведений, касающихся назначения высших должностных лиц Российской Федерации, Устава. Суд счел, что новый закон не нарушает принципов федерализма, так как окончательное решение о назначении гражданина на должность высшего должностного лица субъекта принимает не президент РФ в индивидуальном порядке, а законодательный (представительный) орган субъекта. Таким образом, баланс между федерализмом и единством государственной власти сохраняется.
Однако многие политики и общественные деятели считали и считают, что результатом введения института по назначению высших чиновников субъектов стал усиленный контроль центра над регионами. Так, директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Зубаревич назвала практику назначения губернаторов «лотерейной игрой»: «бочки с цифрами получаются наугад из закрытой сумки». Это сравнение объясняет отсутствие четких и четких критериев отбора кандидатов, а также сомнения в компетентности как самих кандидатов, так и избирателей.
В этой связи с учетом политических тенденций Д.А. Медведев в конце 2011 года высказал мнение о необходимости вернуться к применяемому ранее механизму формирования должностей высших должностных лиц субъектов федерации . И уже в 2012 году был принят соответствующий федеральный закон, предусмотревший возможность избрания руководителей регионов путем проведения выборов, которые можно организовать после завершения срока полномочий текущих руководителей.
23 января 2013 года Госдума Федерального Собрания РФ приняла в первом чтении законопроект, позволяющий регионам самостоятельно определять: избирать главу субъекта прямым голосованием населения или предоставлять такое право законодательному (представительному) органу субъекта. В соответствии с положениями проекта закона, партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или в Парламенте региональном, могут предложить Президенту РФ списки кандидатов на должность руководителя юридического лица, не обязательно членов этих партий, трех кандидатов от каждой партии; глава государства должен выбрать трех людей предложения и представить их для участия в выборах депутатов законодательного собрания.
Однако думская оппозиция попыталась оспорить его в Конституционном суде. Поводом для обращения стало требование закона об обязательной поддержке кандидата 5-10% муниципальных депутатов или глав муниципальных образований. Эти требования получили название «муниципальные фильтры» и, с точки зрения оппозиции, были не чем иным, как новой избирательной цензурой. Кроме того, местные органы власти отделены от органов государственной власти, что приводит к вмешательству муниципалитетов в процесс формирования исполнительной власти образований.
В ответ на этот запрос, Конституционный Суд Российской Федерации не считает, что выборы являются единственным механизмом, разрешенных для организации всех органов государственной власти на каждом из уровней их организации. Предлагаемой модели в поправках к Федеральному закону нет. 184-ФЗ от 06.10.1999, в том, что касается участия Президента Российской Федерации в избирательном процессе в качестве кандидата. После вынесения решения судья Н.С. Бондар отметил, что это третье конституционное слово, имеющее вес в отношении характера правового регулирования соответствующих вопросов, но ни одно из них не повторяет, не дублирует или не противоречит другому. За новый период развития российского государства это уже четвертая модель выборов высших должностных лиц субъектов Федерации. По первой модели назначались главы регионов. Вторая модель предусматривала выборы на основе равного всеобщего голосования без дополнительных процедур. Третья процедура-голосование депутатов Законодательного (представительного) органа субъекта по кандидатуре, рекомендованной президентом РФ. Четвертая модель вернулась к выборам, но помимо процедуры всеобщего и эгалитарного голосования добавляются новые институты-поддержка кандидатов от представительных депутатов и глав муниципальных образований.