Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Возможности компьютерных игр в развитии сотрудничества детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Возможностям информационных технологий в дошкольном образовании 5
1.2. Развитие детского сотрудничества старшего дошкольного возраста 8
1.3. Современные компьютерные игры в старшем дошкольном возрасте 12
Выводы по первой главе 18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
2.1. Изучения уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста 21
2.2. Изучение роли компьютерной игры и уровня владения компьютером старших дошкольников 34
2.3. Оценка условий в дошкольном образовательной учреждении для реализации проекта по использованию компьютерных игр для развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста 42
3. ПРОЕКТ 48
3.1. Программа использования компьютерных игр для развития уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста 48
3.2. Оценка результативности применения компьютерных игр для развития уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что применение ком-пьютера в дошкольном учебно-воспитательном процессе необходимо и эффек-тивно, способствует повышению интереса к обучению, возрастанию познава-тельной мотивации, развитию всей когнитивно-познавательной сферы ребенка. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют значимые умения и знания, увеличиваю адаптивность ребенка, позволяют вовлекать его в смоделированные ситуации и выработать необхо-димые навыки. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых зна-ний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует все-стороннему развитию ребенка.
Компьютеризация, которая проникает практически во все значительно сферы жизни деятельности современного человека, вносит свои коррективы в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отече-ственные и зарубежные исследования доказывают, что не только возможно, но и целесообразно использование компьютеров в дошкольных учреждениях для развития интеллекта и личности ребёнка. Ведь компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. Но занятие будет положительным только при взаимо-действии педагога (воспитателя), ребенка и компьютера. И если сегодня уже говорят о допустимости внедрения компьютера в образовательный процесс дошкольных учреждений, то теоретические, дидактические и методические ас-пекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения.
Компьютер является новым средством для интеллектуального развития детей и поэтому необходимо помнить, что его использование в учебно — воспи-тательных целях в дошкольных учреждениях требует организации, важнейших как самих занятий, так и всего режима в целом.
Цель исследования – разработка программы использования компьютер-ных игр для развития уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – навыки сотрудничества у детей старшего до-школьного возраста.
Предмет исследования – компьютерные игры как способ развития навы-ков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть возможности информационных технологий в дошкольном образовании;
— раскрыть особенности развития детского сотрудничества старшего до-школьного возраста;
— провести обзор современных компьютерных игр в старшем дошколь-ном возрасте;
— изучить уровень сотрудничества детей старшего дошкольного возраста;
— изучить роли компьютерной игры и уровня владения компьютером старших дошкольников;
— оценить условий в дошкольном образовательной учреждении для реа-лизации проекта по использованию компьютерных игр для развития сотруд-ничества детей старшего дошкольного возраста;
— разработать программу использования компьютерных игр для развития уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста;
— оценить результативность применения компьютерных игр для развития уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи исследования определили структуру работы: работа со-стоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Бурное развитие информационных технологий и их повсеместное внедре-ние способствовали изменению роли компьютера для человечества. Отныне компьютер стал восприниматься не только как мощное средство для обработ-ки, хранения и передачи информации, но также как незаменимый помощник в воспитании, обучении и организации досуга. Новые функции компьютера представляют интерес и для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в которых педагоги и методисты в первую очередь ориентированы не на по-вышение компьютерной грамотности дошкольников, а на преобразование предметно-развивающей среды воспитанников и совершенствование методики управления детским садом. Отметим, что процесс компьютеризации дошколь-ного образования в Российской Федерации начался более 20 лет назад с от-крытия в 1986 году первого компьютерно-игрового комплекса в одном из дет-ских садов города Москва. В связи с тем, что большинство дошкольных учре-ждений того времени не имели развитой материально-технической инфра-структуры и не обладали резервом высококвалифицированных кадров, данный процесс осуществлялся очень медленно.
Однако принятие ряда законодательных актов, таких, как: Стратегия раз-вития информационного общества (от 07.02.2008 г. N Пр-212) и Концепция со-циально-экономического развития страны до 2020 года, способствовали тому, что в настоящее время дошкольные учреждения достигли высокого уровня ин-форматизации практически во всех регионах. Среди большого количества раз-нообразных возможностей, обеспечиваемых компьютеризацией российского дошкольного образования, одной из наиболее привлекательных является ис-пользование компьютерных игр в познавательном и социально-личностном развитии дошкольников.
По мнению исследователей, компьютерные игры для дошкольников мо-гут быть разделены по множеству классификационных признаков. Тем не ме-нее, базовая классификация делит все компьютерные игры на 3 категории.
1. Развивающие игры нацелены на развитие у дошкольников высших психических функций (восприятие, память, мышление, речь), а также на фор-мирование у детей произвольного запоминания, внимания и зрительно-моторной координации. К этим играм относятся головоломки, игры на пере-становку фигур или составление рисунка. На данную категорию игр ребенок в среднем затрачивает 10% всего времени, проводимого им за компьютером.
2. Обучающие игры позволяют отобразить содержание различных пред-метных областей в наглядной форме. Эти игры могут быть нацелены на разви-тие памяти, логики, навыков чтения, счета, изучение иностранного языка и т.д. Также к ним относятся ролевые игры. На данную категорию игр ребенок в среднем затрачивает около 15% всего времени, проводимого им за компьюте-ром.
3. Развлекательные игры способствуют созданию условий для более ин-тересного времяпрепровождения дошкольника, организации его досуга. К этим играм относятся ролевые игры, аркадии, симуляторы, приключенческие игры, 3D-Action. На данную категорию игр ребенок в среднем затрачивает около 75% всего времени, проводимого им за компьютером.
Психологи отмечают, что открывать мир компьютерных игр лучше всего в среднем дошкольном возрасте, когда у ребенка в полной мере развилась символическая функция наглядно-образного мышления, а также способность осознано выбирать способ действий и принимать условия, предлагаемые ком-пьютерной технологией. Тем не менее, в ряде случаев, связанных с более быст-рым развитием дошкольника, высокой занятостью родителей, ориентирован-ностью дошкольного учреждения на углубленное изучение информатики, зна-комство ребенка с компьютерными играми может осуществляться и в более раннем возрасте. В этом случае стоит уделить особое внимание содержанию игр и их соответствию индивидуальным психологическим особенностям детей. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подой-дут игры, направленные на развитие восприятия и мышления, в том числе иг-ры, в которых необходимо собрать картинку из нескольких элементов, найти 2 одинаковых предмета, разложить фигуры разного цвета по местам и т.д.
Для дошкольников среднего и старшего возраста рекомендуются раз-личные обучающие и ролевые игры, в которых дети могут самостоятельно со-здать картинку и придумать для нее название, выбрать персонажа и сочинить какую-нибудь историю. Эти игры научат ребенка самостоятельно ставить пе-ред собой цели и планировать свои действия.
В целом компьютерные игры обеспечивают большое количество выгод для дошкольников, их родителей и педагогов. Прежде всего, в процессе заня-тий на компьютере у детей начинает формироваться понимание того, что суще-ствует несколько уровней окружающего мира. Это реальные предметы и вещи, отраженные в знаковой системе (картинки, схемы, слова, числа). Кроме того, работая на компьютере, дети легче усваивают понятия формы, цвета и величи-ны; глубже постигают понятия числа и множества; тренируют внимание и па-мять; учатся планировать; развивают воображение, мелкую моторику и наглядно-образное мышление.
Отметим, что компьютерные игры могут также оказывать негативное влияние на дошкольников. Это происходит в тех случаях, когда содержание игр не соответствует возрасту детей или их психологическим характеристикам; отсутствует временное ограничение игры или систематически нарушается ре-жим работы дошкольников за компьютером. Следствием подобного влияния является агрессивное или апатичное настроение у дошкольников; слабое разви-тие способностей к целеполаганию, постановке задач, разработке плана дей-ствий; замещение собственного «Я» более привлекательным персонажем ком-пьютерных игр; переключение внимания детей с реальных жизненных событий на виртуальную реальность.
Для предотвращения негативных последствий, связанных с использова-нием компьютерных игр в дошкольном образовании, специалистами СанПин были разработаны ряд требований:
− время работы за компьютером для детей младшего и среднего до-школьного возраста не должно превышать 10 минут в день;
− время работы за компьютером для детей старшего дошкольного воз-раста не должно превышать 15 минут в день;
− после окончания работы за компьютером дошкольникам необходимо выполнять несложную разминку для глаз;
− проветривание помещения обязательно до и после работы ребенка за компьютером;
− занятия с ИКТ необходимо проводить не более 2-3 раз в неделю;
− размер экрана компьютера должен составлять не менее 69 сантиметров;
− компьютерные игры должны иметь положительную нравственную направленность (не содержать агрессивности, жестокости, насилия);
− занятия с использованием ИКТ должны проводиться с обязательным делением детей на подгруппы (1 подгруппа = 7-8 человек);
− за одно полугодие целесообразно использовать 10-16 компьютерных игр (легкие игры не повторяются; сложные – повторяются 2-3 раза).
Таким образом, компьютерные игры помогают развивать не только ин-теллектуальные способности дошкольников, но и воспитывают у них ряд воле-вых качеств таких, как: самостоятельность, усидчивость, нацеленность на ре-зультат. Также они учат детей сопереживать и лучше понимать окружающий их мир. Однако стоит отметить, что положительное влияние компьютерных игр на дошкольников возможно только при соблюдении гигиенических, эргономи-ческих и психолого-педагогических норм и рекомендаций, которые являются обязательными как для педагогов ДОУ, так и для родителей дошкольников.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Возможностям информационных технологий в дошкольном об-разовании

Всего каких-то двадцать лет назад жизнь людей в нашей стране карди-нально отличалась от нынешней. Практически все сферы жизни претерпели се-рьезные изменения, появилась масса новых возможностей, некоторые из них очень сильно продвинулись вперед, причем имеется дальнейшая перспектива роста. Такую серьезную сферу жизни каждой семьи, как дошкольное образо-вание, прогресс не обошел стороной.
Что нового может быть в детских садах, в которых педагоги ежедневно занимаются воспитанием детей? На первый взгляд, основная масса занятий не сильно отличается от того, что было раньше, — немного модифицированные практические занятия, выездные экскурсии, подготовка и проведение праздни-ков и другие мероприятия. Однако информационные технологии в дошколь-ном образовании в современном обществе полностью изменяют привычное многим родителям мнение о воспитании детей.
Собственно говоря, информационные технологии появились сначала в каждом доме, потом в старших классах школ, а затем градация пошла еще дальше – до младших классов. Неудивительно, что сейчас информационные технологии продвинулись даже в детские сады.
Стоит сразу оговориться, что под информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интер-активную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привыч-ные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фо-тоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.
Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познаватель-ное занятие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы