Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Возможности групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения возможностей групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов 6
1.1 Групповые формы психологической работы и их характеристика 6
1.2 Военно-политическая работа: ее цели, задачи и формы 16
1.3 Роль развития коммуникативных способностей в обучении должностных лиц военно-политических органов 23
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов 30
2.1 Результаты диагностики коммуникативных способностей у должностных лиц военно-политических органов 30
2.2 Комплекс групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов и его апробация 43
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….64

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что 30 июля 2018 году президент РФ Владимир Владимирович Путин своим указом создал в Министерстве обороны России Главное военно-политическое управление Вооруженных сил Российской Федерации.
Главной целью военно-политической работы выступает воспитание воина-государственника, характеризующегося высокой степенью надежности и преданности своему Отечеству, являющегося носителем традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества: государственности, духовности и патриотизма.
Ведущими функциями военно-политической работы можно назвать формирование идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, формирование патриотического сознания военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, а также военно-патриотическую работу со всеми гражданами России и, прежде всего, с молодежью.
Создаваемая система военно-политической работы современной России должна соответствовать вызовам и угрозам в этой сфере, унаследовать лучший отечественный опыт. Эта система принципиально отличается как от советской, так и от российской (постсоветской) моделей воспитания военнослужащих и работы с личным составом.
К проблемам военно-политической работы можно отнести решение вопросов организации военно-политической работы в мирное и военное время, взаимодействия с военно-патриотическим движением «Юнармия» и особенностей организации военно-патриотического воспитания.
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы рассмотрим возможности групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов.
Объект исследования: обучение должностных лиц военно-политических органов.
Предмет исследования: возможности групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать комплекс групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов.
Гипотеза исследования: обучение должностных лиц эффективной коммуникации, основанное на использовании групповых форм психологической работы, позволит повысить уровень общительности, эмпатии, коммуникативных и организационных навыков.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловила необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть групповые формы психологической работы и дать им характеристику.
2. Уточнить цели, задачи и формы военно-политической работы.
3. Определить роль развития коммуникативных способностей в обучении должностных лиц военно-политических органов.
4. Выполнить диагностику коммуникативных способностей у должностных лиц военно-политических органов.
5. Составить и апробировать комплекс групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов.
6. Осуществить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования выступили личностно-деятельностный и коммуникативно-ориентированный подходы (А.В. Барабанщиков, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев); концепция формирования личности военнослужащего (М.И. Дворецкий, А.Г. Караяни); закономерности формирования готовности к коммуникативной деятельности (О.С. Осипчук, Л.Н. Уваров).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; тестирование; эксперимент; качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
1. Тест коммуникативные и организаторские склонности (КОС).
2. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).
3. Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
База исследований и эмпирическая выборка: эмпирическое исследование было проведено при участии 40 должностных лиц военно-политических органов в возрасте от 24 до 33 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа была представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и апробировать комплекс групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов.
Для достижения поставленной цели работы были решены следующие задачи:
— были рассмотрены групповые формы психологической работы и дана им характеристика;
— были уточнены цели, задачи и формы военно-политической работы;
— была определена роль развития коммуникативных способностей в обучении должностных лиц военно-политических органов;
— была выполнена диагностика коммуникативных способностей у должностных лиц военно-политических органов;
— был составлен и апробирован комплекс групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов;
— было осуществлено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что обучение должностных лиц эффективной коммуникации, основанное на использовании групповых форм психологической работы, позволит повысить уровень общительности, эмпатии, коммуникативных и организационных навыков.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение работы отметим, что выполненное исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методического материала по возможностям групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов.
Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанного комплекса групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов, а также в использовании предложенных рекомендаций должностными лицами органов по работе с личным составом воинской части.

   

Фрагмент текста работы:

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения возможностей групповых форм психологической работы в обучении должностных лиц военно-политических органов

1.1 Групповые формы психологической работы и их характеристика

Работа со специально организованной группой может иметь различную направленность. По локусу направленности можно выделить следующие виды групповой работы.
Групповая работа, центрированная на решении личностных задач участников группы. Группа используется как средство или катализатор каких-либо личностных процессов, изменений, достижений. К такому виду групповой работы относятся работа в консультативных группах, групповое консультирование и различные психологические тренинги.
Синонимом «консультативных групп» является «проблемно-ориентированные группы», поскольку участники таких групп должны ощущать некое оптимальное напряжение или потребность для того, решать свои индивидуальные задачи. Групповому консультированию присуща ориентация на рост и развитие внутренних ресурсов у участников группы. Группа предлагает поддержку и эмпатию участникам, столкнувшимся с кризисной ситуацией. Консультативные группы сконцентрированы на росте, развитии, расширении, предупреждении, самосознании с опорой на те позитивные стороны и личностные ресурсы, которые имеются у личности [12].
Психологический тренинг является одной из самых распространенных форм групповой психологической работы. Группы тренинга (Т-группы) впервые основаны в 1946 г. Куртом Левиным [22] и направлены на опробование новых видов поведения в безопасном окружении, на обучение представлению самого себя посредством обратной связи, развитие специфических коммуникативных умений, таких как описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, конфронтация. Для эффективного функционирования группы ведущему необходимо осознать и сформулировать перед участниками общую цель тренинга. В зависимости от целей и задач выделяют группы тренинга уверенного поведения, группы тренинга эффективного общения, группы тренинга саморегуляции и т.д. [22, c. 17-22].
Групповая работа, центрированная на группе как целостном социально-психологическом субъекте. Основными задачами таких групп могут быть создание благоприятного микроклимата, достижение уровня эффективно работающей группы. Здесь больше акцентируются групповые действия, коллективные инициативы. К этому направлению относятся Tavistos-группы, групповой анализ, группы, ориентированные на конфликт. Частными задачами такой групповой работы может являться анализ межличностного взаимодействия участников. Объектом обсуждения становятся ситуации «здесь и теперь», межличностный и групповой опыт.
Групповая работа, центрированная на достижении определенных творческих, общественно значимых результатов. К такому виду групповой работы относятся группы принятия общих решений (в том числе управленческих решений), группы решения задач, группы достижения командных результатов (например, высоких командных результатов на спортивных или интеллектуальных состязаниях), эвристические группы, использующие методы аналогии и имитационного моделирования (например, в изобретательских целях). В таком виде групповой работы целью является не достижение благоприятных гармоничных межличностных отношений в группе и не решение личностных проблем участников, а получение общественно значимого материального, социального или интеллектуального продукта.

Исследования психологов, в частности К. Левина [22] и его единомышленников, доказали эффективность использования групповой дискуссии при принятии решений. К методам, используемым в работе таких групп, относятся «мозговой штурм», «брейнсторминг», круглый стол, метод синектики, «метод 635» и др. [22].
Однако стоит отметить условность такого деления видов групповой работы, поскольку в реально психологически работающей группе возникает необходимость центрации то на индивидуальных особенностях личности участников, то на группе как целом. В группе достижения социально значимых результатов необходимым оказывается также уделение внимания межличностным отношениям участников. При решении индивидуальных задач участников одним из существенных условий является развитие группы как целого до уровня эффективно работающей, способной оказывать эмоциональную поддержку группы [6].
Виды групповой работы могут также определяться содержанием решаемых задач. В этой связи можно выделить следующие группы:
— обучающие, образовательные группы;
— группы выработки определенных навыков (например, навыков уверенного поведения);
— оздоровительные группы;
— коррекционные группы;
— превентивные группы;
— реабилитационные группы;
— группы решения личностных проблем;
— группы решения общегрупповых задач;
— группы личностного роста;
— группы развития способностей (коммуникативных, творческих и др.);
— группы разрешения межличностных конфликтов и т.д. [6]
Любая групповая работа основывается на групповой динамике как совокупности событий и межличностных взаимодействий в группе.
Групповая работа может быть различной по степени осуществления ведущей роли руководителя, в связи с чем, можно выделить два вида групп:
— группы, в которых ведущий осуществляет структурирование и управляет функционированием группы;
— группа, в которой участники берут на себя основную часть ответственности за групповой процесс [49].
В последние 10-20 лет особенно распространенными стали группы самопомощи, которые объединяют людей со схожими психологическими проблемами и жизненными трудностями. Такие группы направлены на удовлетворение основных потребностей конкретной категории людей. Участники группы обмениваются чувствами, опытом, оказывают друг другу эмоциональную и социальную поддержку. Сутью процесса является помощь себе через принятие ответственности и осуществление действий, направленных на изменение внутренних и внешних аспектов ситуации. В группе самопомощи роль ведущего носит лишь формальный характер. Ведущий лишь отвечает за организационные моменты работы группы и часто не является профессионалом, а выбирается из состава группы. Шуберт и Боркман выделили следующие группы самопомощи:
— ориентированные на тех, кто хочет усыновить или усыновил ребенка из другой страны;
— для людей до и после прохождения хирургической операции на сердце;
— для людей, которые волнуются по поводу потери веса или контроля за весом;
— для тех, кто был поражен психической болезнью и хочет расширить свои знания о ней;
— для тех, кто потерял близкого человека в результате самоубийства;
— для женщин, которым поставлен диагноз рак груди [49].

Группы самопомощи в качестве центральной проблемы выбирают конкретную тему, а не глобальные цели. У участников таких групп усиливается интерес к объединению с целью решения конкретных проблем и оказания помощи себе. Согласно некоторым ученым, учитывая недостаток традиционных центров психического здоровья в сочетании с ростом движения потребителей, группы самопомощи могут стать столь же значимыми для системы психического здоровья как объединение «Анонимные Алкоголики» и подобные им группы. Однако, несмотря на дополнительные возможности таких групп, следует учитывать, что они подходят не каждому, и, предлагая участие в такой группе, важно оценивать возможные риски и выгоды [21].
Часто в качестве синонима термина «группа самопомощи» используется термин «группа поддержки». И в той и в другой группах акцент делается на обмене переживаниями и выражении эмоций. Однако группы поддержки часто начинаются с профессиональной помощи индивиду и группе. Одной из задач ведущего-профессионала группы поддержки является создание психологически благоприятных условий для раскрытия проблем участников группы и обучение их приемам оказания психологической поддержки. Эффективная групповая поддержка становится одним из самых главных психологических факторов оказания помощи. Ответственность за происходящий процесс в группе поддержки распределяется между участниками и ведущим. В большинстве групп центрированность на руководителе или участнике зависит не только от применяемых форм и методов групповой работы, но и от личностных особенностей ведущего и участников, и индивидуального стиля взаимодействия ведущего с группой [21].
Группы могут различаться по степени эмоциональной стимуляции:
— эмоционально ориентированные (аффективные) группы;
— рациональные группы [21].

Рациональных групп значительно меньше по сравнению с аффективными.
К рациональным группам можно отнести группы тренинга умений, к аффективным – группы встреч, гештальтгруппы, группы телесной терапии, психодраматические группы, группы терапии искусством. Группы тренинга умений могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию – в зависимости от конкретной задачи или темы. Следует также иметь в виду, что такое деление групп отчасти условно, поскольку даже в преимущественно рационально ориентированной группе, решающей, например обучающие задачи, эмоциональный контекст взаимодействия участников группы и их эмоциональное состояние будет играть немаловажную роль в эффективности работы.
По времени функционирования групповая работа может быть:
— кратковременной группой;
— долговременной группой [27].
В современной мировой практике группы, работающие свыше 60-ти часов, принято считать долговременными. Сроки функционирования группы могут никак не влиять на ее эффективность, что неоднократно обнаруживалось различными исследователями.
Группы могут быть организованы для решения возрастно-психологических проблем. В этом случае говорят о возрастно-психологических группах.
Превентивные и оздоровительные группы для детей. Так, например, в младшем школьном возрасте нередко появляются такие возрастно-психологические проблемы, как чрезмерная драчливость, вспышки ненависти, неспособность общаться со сверстниками, хроническая усталость [27].
Консультативные группы для подростков, часто испытывающих кризисные состояния.

Консультативные группы для студентов, часто переживающих малую востребованность своего эмоционального и социального роста по сравнению с интеллектуальным, проблему идентичности, построения жизненных стратегий.
Консультативные группы для пожилых людей, часто испытывающих страх одиночества, утрату смысла жизни. Групповая ситуация может помочь разрушить изоляцию от общества.
Консультативные группы могут различаться и по своим теоретическим и методологическим основаниям.
Группы тренинга (Т-группы), впервые основанные в 1946 г. Куртом Левиным [22] и направленные на опробование новых видов поведения в безопасном окружении, обучение представлению самого себя, обратной связи, развитие специфических коммуникативных умений, таких как описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, конфронтация.
Психодраматические группы, создание и развитие которых связано с исследованиями Якоба Леви Морено [31], основателя социометрии. Психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в исследовании переживаний и формировании новых отношений и типов поведения.
Личностно-центрированные группы или группы встреч, лидером движения которых является Карл Роджерс [41]. Личностно-центрированные группы создают безопасную атмосферу и помогают участникам стать более открытыми новому опыту, более уверенными в себе и преодолеть чувство отчуждения.
Гештальтгруппы, история которых связана с основателем гештальтподхода к групповой работе Ф. Перлзом [34], побуждают участников обратить внимание на течение своего непосредственного опыта и осознание ранее игнорируемых аспектов самости.
Психоаналитические группы, в которых создаются условия, позволяющие участникам заново пережить ранний опыт жизни в первичной семье и предоставляется помощь в осознании причин проблем психологического развития.
Группы поведенческой терапии (группы тренинга умений), помогающие участникам избавиться от непригодного образа поведения и научиться более эффективному поведению.
Экзистенциальные группы, опирающиеся на предположение о наличии у человека индивидуальной способности делать продуманные выборы в течение жизни и развивающие ощущение зрелости, которое создает наполненную смыслом жизнь. Одним из ярких представителей этого теоретического направления группового консультирования является Ирвин Ялом.
Группы транзактного анализа, опирающиеся на транзактный анализ, оригинальная версия которого была создана Эриком Берном [3], и помогающие участникам избавиться от «сценариев» и «игр» в своих отношениях; заново оценить свои прежние решения и принять новые, более осознанные.
Группы рационально-эмотивной поведенческой терапии, основанные в середине 50-х гг. XX века Альбертом Эллисом [50], базируются на когнитивно-поведенческих методах, замене иррациональной системы убеждений на более рациональную и стремлении воплотить в действии полученный в ходе терапии инсайт.
Отметим менее теоретически исследованные группы и не столь широко освещенные в литературе, опирающиеся преимущественно не на психологическую теорию, а на самостоятельный оригинальный метод как инструмент личностных изменений.
Группы телесной терапии, работающие с методами биоэнергетики А. Лоуэна, методом Фельденкрайза, методом Александера, структурной нтеграцией, дыхательными упражнениями и другими подходами, подчеркивающими значение физических характеристик и направленными на поощрение высвобождения чувств, снятие напряжения, формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утверждение образа «Я» [17].
Все виды телесной терапии восходят к Вильгельму Райху, который описал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц (телесной броне) и стесненном дыхании.
Группы танцевальной терапии. Танцевальная терапия берет свое начало от творческого танца и использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Танцевальная терапия стала популярна после Второй мировой войны благодаря таким ее первым практикам, как Мэриан Чейс. Целями танцевальной терапии являются расширение осознания собственного тела; развитие положительного образа тела, социальных умений, группового взаимодействия; исследование чувств и выражения сильных эмоций [17, c. 133-145].
Группы терапии искусством. Терапия искусством, первоначально опиравшаяся на фрейдовскую теорию бессознательного и идеи К. Юнга о персональных и универсальных символах, в настоящее время постепенно отдаляется от своей психоаналитической первоосновы и используется с широким контингентом клиентов как способ освобождения от конфликтов и сильных переживаний.
В современных формах групповой психологической работы широко используются вспомогательные методы групповой работы, среди которых нейро-лингвистическое программирование.
Нейро-лингвистическое программирование – один из методов «новой волны», довольно разнообразно освещенный в современных публикациях [17].
Консультирование по переоценке личности (переоценочное соконсультирование). Совершенно оправданным будет уделить особое внимание такому мало представленному в современной психологической литературе методу.
С точки зрения психотехнологии, человек предстает как целостное существо с множеством его измерений и уровней организации. Поскольку психотехнологии направлены на изменение человека, то важно помнить следующее: человек сохраняет свою жизнеспособность, успешность, адаптивность, здоровье в том случае, когда он изменяется как целое, а не по частям. Поэтому психотехнология чаще всего опирается на синтетический подход и учитывает:
— биологические,
— психофизиологические,
— социальные,
— культурные,
— духовные основания человека [42].
Вместе с тем различные психотехники избирательно выбирают «запускающие механизмы», направленные на целостное изменение. Так, существуют техники, использующие в качестве «запускающего» механизма:
— энергию и язык тела (телесно-ориентированные техники);
— работу с образами восприятия (нейро-лингвистическое программирование);
— работу с самосознанием (гештальттерапия);
— эффективное выражение чувств (арт-терапия);
— выработку и закрепление определенного поведения (группы поведенческой терапии);
— изменение мировоззрения [42].
Есть и такие подходы, которые в качестве пускового механизма для изменений стремятся задействовать как можно больше сторон человеческого существования: мир чувств, осознание, тело на всех его уровнях, поведенческие проявления. Это характерно, например для психодрамы [42, c. 101-108].
Общим для большинства методов групповой консультационной работы является принцип вынесения внутреннего (психического) вовне. Создается возможность объективизировать неосознанное, непонятое, не пережитое, то, что создает серьезные субъективные ограничения. Происходит своеобразная материализация вовне и осознание части своего внутреннего мира, его корректировка в соответствии с тем, что требуется или желается. Затем происходит ассимиляция, или возвращение вовнутрь уже измененного. Существуют техники, преимущественно направленные на изменения, и – на поддержку. В зависимости от данного выбора меняется и стиль ведения групповых занятий.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы