Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Возможности дополнительного образования детей с нарушениями слуха

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы дополнительного образования детей с нарушениями слуха 8
1.1. Основные понятия дополнительного образования 8
1.2. Дополнительное образование детей с нарушением слуха (какие существуют направления в дополнительном образовании) 15
1.3. Формы и методы работы в дополнительном образовании 20
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Изучение возможностей дополнительного образования детей с нарушениями слуха 29
2.1. Организация исследования 29
2.2.Анализ результатов 29
2.3. Методические рекомендации по организации дополнительного образования у детей с нарушениями слуха 59
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список литературы 65

 

  

Введение:

 

Давно доказано, стандартные знания недостаточны для развития полноценной личности. Поэтому была разработана программа дополнительного образования 2019-2020 (второй этап), призванная обеспечивать школьникам личностный рост. Но, как любая система, она не лишена недостатков и особенностей, требующих доработки. И необходимость модернизировать эту программу назрела не вчера. Правительство РФ, озадаченное данной проблемой, разработало целую инновационную концепцию, закрепленную на государственном уровне [15].
Чтобы понять суть дополнительного образования (далее ДО), необходимо разобрать ключевые понятия. Итак, те программы, которые не включены в список обязательных на федеральном уровне, называются дополнительными. Сфера ДО имеет немало проблем, связанных с отсутствием эффективного мониторинга. Невозможно полностью оценить качество знаний, получаемых учащимися, сделать вывод о грамотности процесса. Сама учебная база сильно устарела, не обновлялась с прошлого века. Ни учителя, ни ученики не имеют достаточной мотивации. Перечислять недоработки можно долго, но рассматриваемая концепция до 2020 года призвана устранить большую часть из них. Планируется обновить доп. образование, повысить его конкурентные качества [6].
Существующая образовательная система должна пережить кардинальное смещение акцентов. Основная цель дополнительного образования в том, чтобы обязательное обучение стало массовым, а среднее и высшее стали максимально доступными. Со сменой общественных потребностей регулярно изменяются и направления концепции. Прежде всего, детям предоставляются возможности выразить свой внутренний потенциал, развивать личностные показатели. Младшее поколение систематически мотивируется к труду, спорту, науке и творчеству.
По задумке педагогов, в обучение внедряется персонализация, вариативность. Увеличивается степень привлекательности ДО, ведь она ориентирована на людей. Обучающие программы можно выбирать, руководствуясь личными предпочтениями, все открыто, уровень мотивации чрезвычайно высокий.
Та система образования, которая существует сейчас в России, становится для учащихся «социальным лифтом». В школе дети получают минимальную базу, в том объёме, что необходима для классического развития. Право учеников на обязательную программу прописано в законе. Все ребята, вне зависимости от статуса семьи, здоровья и других показателей, могут получить базовые знания. Вектором выступает изучение предметов, необходимых для хорошего результата, а вовсе не персональный подход. При выполнении программы ДО возможно решить фундаментальные задачи [15].
Для реализации и создания подростковых инициатив появится благоприятная среда, будут обеспечены условия для юношеского творчества. Все учащиеся, до 2020 года, получат неограниченный доступ к международным знаниям, суперсовременным технологиям. Инвестиционная привлекательность инфраструктуры возрастет, государство охотнее будет вкладывать деньги в поддержку творческих проектов. Семьи получат больше причин для привлечения к программам доп образования. Система оценки знаний школьников станет более рациональной. Школьные планы пройдут модернизацию, станут интереснее для ребят, ответят общественным требованиям.
Реализовывать новую концепцию планируется в два этапа:
– Первый уже прошёл в период с 2014 по 2017 годы, и тогда были разработаны конкретные меры. Профильные ведомства установили, какие мероприятия необходимо провести для модернизации, информированности, управления и финансирования. На основе разработок утвердили план дальнейшей реализации.
– Второй этап заключен в рамки 2019-2020 гг. И теперь запланированные мероприятия необходимо воплотить в реальность. Все пилотные проекты и их результаты находятся под высшим контролем [24].
Стратегия ДО готова охватить очень широкий круг вопросов, чтобы повысить авторитет и статус доп. образования. В основу заложены конкурентные преимущества перед другими формами обучения, личностный рост. Каждого ребенка принято выделять, как отдельную личность, выделять среди общего числа гениев.
Только комплексные меры способны привести к запланированным результатам. Учащиеся выбирают учебную программу добровольно, без принуждения, регулируют интенсивность занятий, могут сами выбирать наставника. Ребята экспериментируют с содержательной частью ДО, предлагают способы подачи материала, оценивают финальные достижения. Процесс дополняется социальным взаимодействием, становится больше практики. Чтобы теория не была оторвана от реальной жизни, её приближают к реалиям современной действительности. Разный возраст учеников не является ограничением для включения в одну группу. Улучшаются коммуникации между разными детьми, они получают право на личный опыт.
Если сравнить концептуальное образование с формальными подходами, становится очевидно его преимущество. Основной плюс – полная свобода выбора, индивидуальность, каждый желающий может получать доступ к информации. Выбранную отрасль ребёнок изучает углубленно. Все изменения, продиктованные временем, вводятся оперативно. Обучение становится персональным.
Современная молодежь открыта для новых знаний, готова воспринимать огромные объёмы информации. Для того, чтобы воспитывать интеллектуальные кадры основного образования недостаточно. Именно поэтому начали возникать системы дополнительного образования [17].
Развитие научно-методологической базы дополнительного образования в наше время происходит постепенно. Перед существующей сферой образования стоит важная проблема – определить ее собственное понятие, которое до этого времени так и не определили. Причина заключается в том, что каждый из известных исследователей и разработчиков нормативно-правовых и методических документов по своему видят данное определение.
Именно поэтому мы обязаны проанализировать представления, которые касаются дополнительного образования детей и были сформулированы теоретиками и практиками сферы дополнительного образования.
Развитие системы дополнительного образования в настоящее время в первую очередь связано с осознанием необходимости сохранения и укрепления здоровья населения.
На сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, состояние здоровья подрастающего поколения резко ухудшается: снизилось количество детей I группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось количество детей II группы — имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и III группы здоровья — имеющие хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).[10]
В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательная работа строится с учетом потребности детей и заказов родителей.
Цель исследования: изучить возможности дополнительного образования детей с нарушениями слуха.
Объект исследования: дополнительное образование.
Предмет исследования: возможности дополнительного образования детей с нарушениями слуха.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы дополнительного образования детей с нарушениями слуха;
2. Изучить возможности дополнительного образования детей с нарушениями слуха;
3. Дать методические рекомендации по организации дополнительного образования у детей с нарушениями.
Гипотеза: организация дополнительного образования у детей с нарушениями имеет свои особенности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщенье.
Эмпирические: анализ данных документации.
Статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературных источников позволил выявить, что дополнительное образование – это самостоятельная сфера образования, что дополнительное образование является особым типом образования, специальной образовательной деятельностью разных систем, «вариативным обрпазованием», это составляющая общей образовательной системы, дополнительное образование является особой частью образовательного пространства, системой образования и воспитания подростков, а также органической частью системы общего и профессионального образования, дополнительное образование является неформальной «надстройкой» для усиления прагматической функции основного образования. Дополнительное образование детей является открытым и комплексным обучающим процессом, процессом гармоничного единства познания, творчества и общения детей и взрослых, процесс свободного освоения новых знаний и методов деятельности и т.д. Дополнительной образование – это пространство, где выбор ребенка является самостоятельным; дополнительное образование детей является социально-педагогическим процессом и явлением; дополнительное образование является уникальным педагогическим процессом, своеобразным педагогическим феноменом, уникальным образовательным сообществом, неформальным типом образования.
В учреждениях дополнительного образования очень часто организовывают различные виды деятельности для детей. Среди них самыми распространенными являются кружок, клуб, студия, школы, лаборатории и мастерские.
В результате анализа развития дополнительного образования детей было обнаружено, что в наше время в школах общего образования существует 4 главных модели его организации.
Существуют организационные формы учреждений общего образования, где дети, имеющие нарушение слуха, обучаются интегрированно/инклюзивно. К ним относятся: специально созданные группы/классы в учреждении общего образования, где организованы совместные занятия/внеклассная работа детей, которые плохо слышат или не слышат совсем, с их слышащими ровесниками.
Учитывая информацию, которая была изложена ранее, можно сделать следующие выводы: в наше время проблема, касающаяся воспитания и обучения детей, у которых наблюдается нарушение слуха, становится все более актуальной. Такие дети составляют разнородную группу, где нежно использовать различного рода методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения.
В практической части исследования нами был проведен анализ организации дополнительного образования в школе. Были проанализированы методы и формы работы с детьми, имеющими нарушение слуха, в следствии чего были разработаны методические рекомендации по работе с детьми, имеющими данный дефект.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы дополнительного образования детей с нарушениями слуха

1.1. Основные понятия дополнительного образования

В наше время дополнительное образование способно удовлетворить познавательные, творческие и коммуникативные потребности детей, предоставить им условия, которые будут способствовать разностороннему развитию и самоактуализации, мотивировать их внутреннюю активность и формировать познавательные ценностные ориентиры. Дополнительное образование является полноценной педагогической системой, которая постоянно развивается. На государственном уровне была принята «Концепция развития дополнительного образования детей», которая помогает фиксировать основные целевые ориентиры, которые способствуют дальнейшей системной организации работы, касающейся данного направления педагогической деятельности [1].
В течении всего периода существования внешкольного образования существовали два его блока: образовательный и просветительский. Блок образования направлен на то, чтобы решать проблему неграмотности людей. Блок просвещения – касается таких форм деятельности, как народные чтения и лекции, работой народных библиотек, читален, театров, университетов и пр. Необходимо заметить, что понятие «внешкольное образование» применяется до 20-х гг. ХХ века. При этом с 90- гг. ХIХ века начинают активно применять термин «внешкольная работа». Но чаще для того, чтобы охарактеризовать педагогическую деятельность, что осуществлялась на пределами школьного образования, применяли термины «внешкольное образование», «клубная деятельность» и т.д.
В 2012 году был утвержден закон «Об образовании». В нем сказано, что основная задача дополнительного образования детей и взрослых – формировать и развивать творческие способности детей и взрослых, удовлетворять их потребности, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье, организовывать досуг. В данном законе указано то, что дополнительное образование способствует их адаптации к общественной жизни, профессиональной ориентации, поддерживает детей, у которых были выявлены способности [4].
В «Концепции развития дополнительного образования детей», которая была утверждена в 2014 году, термин «дополнительное образование» используется в качестве общепринятого понятия.
Отечественная педагогика обладает огромным практическим опытом, который связан с организацией внешкольного образования, воспитания и дополнительного образования детей. Последнее становится наиболее популярным, поскольку [6]:
— возникла необходимость проводить теоретическую рефлексию дополнительного образования детей, которое направлено на то, чтобы определить сущность, структуру, историческую динамику и факторы изменения;
— необходимо извлечь, оценить и использовать весь опыт, которым обладает история формирования и развития отечественного дополнительного образования детей.
Ценным является мнение великого русского педагога К. Д. Ушинского, который утверждал, что «невозможно преувеличить влияние школы на развитие ребенка. Школа не должна вмешиваться в чужую область и уроками мешать воздействию иных важных воспитателей: природы и жизни» [1]. По его мнению, основная задача учителя заключается в том, чтобы передавать знания, развивать в ученике желание и способность приобретать новые знания.
Общеобразовательное учреждение должно иметь в системе образования такие составляющие основного и дополнительного образования, посредством которых можно использовать все возможности природы и общества, создавать условия и ситуации, способствующие развитию детских способностей к познанию, научному и социальному творчеству, самосовершенствованию [4].
В Х1Х веке стали появляться воскресные школы, деятельность которых была связана с распространением знаний среди народа; библиотеки и читальни, которые были бесплатными для трудящего народа. Инициаторами создания дошкольных и внешкольных учреждений для детей были не только общественные организации, но и административно-правительственные круги. Для этого времени характерно то, что существует огромное количество научных исследований и педагогических теорий, которые имеют огромное влияние на характер детских учреждений, их образовательную жизнь. По мнению М.В. Богуславского [2], кредо сообщества педагогов России конца Х1Х — начала ХХ века учитывало принципы, которые заключались в том, что:
1) ребенок является основной ценностью педагогической деятельности;
2) образовательно-воспитательная система способствует саморазвитию, самоорганизации детей;
3) интересы личности – приоритетные образовательные цели;
4) учитель и учащиеся являются субъектами образования;
5) развитие субъекта происходит с учетом возрастных прав и жизненных перспектив.
Первыми внешкольными объединениями являлись клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Огромную роль в них сыграли такие представители прогрессивной интеллигенции, как П. Ф. Лесгафт, А. У. Зеленко, С. Т. Шацкий, К. А. Фортунатов и пр. Пытаясь противостоять консерватизму официального воспитания и образования, они создавали благоприятные условия для того, чтобы у ребенка начали развиваться индивидуальные качества личности, формироваться чувство ответственности, солидарности, товарищества, а жизнедеятельность в клубах способствовали этому.
Как показывает развитие внешкольного образования в дореволюционный период, как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус посредством разнообразия видов, форм демократической организации детей и взрослых, которые применяют прогрессивные традиции народной педагогики. В качестве социокультурной среды, внешкольные организации своей работой реализовывали принцип связи образования с жизнью, учитывая при этом изменения потребностей и ребенка, и общества [20].
После Октябрьской революции внешкольное образование стало частью общей системы народного просвещения. В ноябре 1917 года в Народном Комиссариате возник отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в том, чтобы распространить культурно-просветительную деятельность. Работа внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры, учитывая при этом интересы детей. 25-28 августа 1918 года в Москве проходил Первый Всероссийский съезд по просвещению, который дал значимый толчок в развитии внешкольного образования. Внешкольная секция, которая там работала, разработала основные положения внешкольного образования. В 20-30-е годы прошлого века было издано огромное количество журналов, где были опубликованы научно-педагогические и методологические материалы по внешкольному воспитанию; созданы новые организации, которые способствовали включению детей в активную деятельность, связанную с проведением досуга и профессиональным мастерством [5].
Итак, в Х1Х-ХХ вв. была создана основа теории дополнительного образования детей. В это же время были сформулированы ее основные принципы, которые заключались в: учете индивидуальных качеств и возрастных особенностей детей; добровольности, свободе выбора нужного для детей учреждения; открытости и общедоступности системы внешкольного образования.
В процессе анализа научно-теоретических исследований было обнаружены различные подходы, связанные с формулированием термина «дополнительное образование детей».

В результате, были обнаружены различные подходы, которые касаются формулирования термина Существует 8 таких групп.
1. Дополнительное образование – это самостоятельная сфера образования. В.В. Абраухова, Г.И. Гузева, Т.В. Пальчикова, Г.П. Буданова, С.Ю. Степанов считают, что дополнительное образование является особым типом образования, В.А. Горский и А.Я. Журкина – специальной образовательной деятельностью разных систем, А.Г. Асмолов – «вариативным обрпазованием».
2. Дополнительное образование – это составляющая общей образовательной системы. По мнению В.В. Абрауховой, В.Я. Ясвина, В.А. Горскокого, Н.И. Фуниковой, Л.Н. Ходуновой, А.В. Скачкова, В.П. Голованова, дополнительное образование является особой частью образовательного пространства, системой образования и воспитания подростков, а также органической частью системы общего и профессионального образования [17]. О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова и А.И. Щетинская считают, что дополнительное образование является неформальной «надстройкой» для усиления прагматической функции основного образования [37].
3. Дополнительное образование – это процесс. Л.Н. Ходунова, В.В. Абраухова, В.А. Горский, Н.И. Фуникова, В.П. Голованов, В.Я. Ясвин, А.В. Скачков утверждают, что дополнительное образование детей является открытым и комплексным обучающим процессом, процессом гармоничного единства познания, творчества и общения детей и взрослых. По мнению Л.А. Николаева и Е.Б. Евладова, процесс свободного освоения новых знаний и методов деятельности [9] и т.д.
4. Дополнительной образование – это пространство, где выбор ребенка является самостоятельным (Л.Г. Логинова) [12];
5. Дополнительное образование детей является социально-педагогическим процессом и явлением;
6. Дополнительное образование является уникальным педагогическим процессом, которое, по мнению Е.В. Смольникова [30], является своеобразным педагогическим феноменом, М.И. Чекова – уникальным образовательным сообществом, А.Я.Журкиной, В.А. Горского, В.В. Усанова и Л.Ю. Ляшко – неформальным типом образования [15].
7. Дополнительное образование – это система или структура. По мнению А.В. Егорова [12], дополнительное образование детей является разноуровневой целостной системой образования; Е.В. Смольникова [30] — социально-педагогической системой образования; М.И. Чекова [35] – самостоятельной системой образования в непрерывном образовании.
8. Дополнительное образование является методикой. М.И. Чеков [35] рассматривает дополнительное образование в качестве социокультурной технологии, в которой соединены педагогические возможности и развитие личности ребенка. Как утверждает О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская и М.И. Болотова [15], дополнительное образование детей – это система обучения детей тем предметам, которых нет в стандарте образования государства.
Между тем именно дополнительное образование обладает целым рядом таких качеств, которые в ХХI веке, в эпоху постиндустриального общества, становятся приоритетными в образовании (свободный выбор деятельности, возможность индивидуального развития человека, вариативность образования, организация мотивирующего пространства и др.). И если та или иная национальная система образования претендует на то, чтобы находиться на сопоставимом с современными развитыми странами уровне, она должна органично (в лице всех своих институтов – детского сада, школы, колледжа, вуза) интегрировать эти качества, адаптировать их к особенностям соответствующего уровня образования.
В обобщенном виде речь идет о радикальном изменении акцентов в российском образовании: если раньше перед системой образования стояла задача «удовлетворения базовых потребностей человека» (т.е. задача обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования), то к настоящему времени она в целом решена; сегодня на первый план выдвигаются иные ценности, иные задачи: обеспечить человеку условия для самовыражения, саморазвития, самореализации, постоянного личностного роста (т.е. задача «проектирования пространства персонального образования для самореализации личности»).
Понять, принять и корректно ввести этот «человеческий» потенциал дополнительного образования в общую систему образования во имя расширения вариативности и индивидуализации системы образования в целом, а значит, усиления его конкурентоспособности – ключевая задача всего педагогического сообщества.
В то же время дополнительное образование, по самой своей сути связанное с метапредметностью [2]и изначально нацеленное на достижение личностных изменений, позволяет более гибко и эффективно реагировать на новые вызовы к способностям и возможностям человека.
Назначение Концепции состоит в том, чтобы:
— способствовать общественному признанию «ценностного статуса дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики», повысить тем самым в обществе статус дополнительного образования;
— разъяснить широкой общественности миссию дополнительного образования в процессе модернизации системы образования в целом;
— реализации мер государственной политики в сфере образования.
В ходе рассмотрения законодательных документов, были обнаружены проблемы в нормативно-правовом регулировании дополнительного образования детей. Они заключаются в том, что:
1) нет комплексного документа, который состоял бы из системы дополнительного образования детей и регулировал ее;
2) дополнительное образование детей обладает противоречивым нормативно-правовым статусом;
3) принцип доступности дополнительного образования обладает декларативным характером;
4) доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья не закреплена документально.
Итак, в результате ретроспективного теоретико-методического анализа, обнаружено, что сущность всех понятий зависит от основных задач, которые решались в рамках данной деятельности в разные периоды развития нашего общества. Внешкольное образование пыталось решить задачи просвещения и элементарной грамотности народа. Внешкольное образование, а затем внешкольное воспитание направлено на то, чтобы снизить негативное влияние окружающей среды, организовывать положительный досуг детей и решать воспитательные задачи советского общества. Дополнительное образование пыталось поддерживать весь процесс развития человека, удовлетворять его познавательные, творческие и коммуникативные потребности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы