Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Учитель начальных классов

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Воспитание любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ 7
1.1 Характеристика традиций семейного воспитания в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Роль семьи, семейных ценностей и традиций в воспитании младших школьников 18
1.3 Формы и методы работы с семьей в процессе воспитания у младших школьников любви к Родному краю через семейные ценности и традиции 24
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ 38
2.1. Выявление специфики семейных ценностей и традиций и их влияния на воспитание у младших школьников любви к Родному краю 38
2.2. Разработка и апробация системы мероприятий для работы с родителями по воспитанию любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций 49
2.3. Методические рекомендации для родителей по приобщению младших школьников к семейным ценностям и традициям в воспитании любви к Родному краю 57
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современная система образования прежде всего предусматривает всестороннее развитие ребенка, в частности младшего школьника, в котором гармонично связано физическое, интеллектуальное и нравственное развитие и патриотическое воспитание. Отметим, что патриотическое воспитание ребенка начинается в семье, являющейся основным носителем нравственного опыта предыдущих поколений и основным центром «морального образования», и в младшем школьном возрасте основывается на воспитании любви к родному городу (селу) и родному краю.
Среди направлений учебно-воспитательного процесса сегодня наиболее актуальными выступает патриотическое воспитание младших школьников. Стержневой, основополагающей, соответствующей актуальным требованиям и вызовам современности, в данном возрасте является именно любовь к родному краю, наличие которой способствует закладке основ формирования сознания поколений нынешних и будущих, для которые государство (раtria) будет являться залогом их собственного личностного развития, основанного на идеях гуманизма, социальном благополучии, демократии, свободах, толерантности, взвешенности, ответственности, здорового образа жизни, готовности к изменениям.
В первую очередь любовь к родному краю воспитывается в семье, как основном социальном институте для ребенка младшего школьного возраста. Семья – это уникальный социальный институт, первооснова духовного, экономического и социального развития общества. Социальный институт семьи является основным в обществе, он формирует следующие поколения и воспитывает достойную смену, обеспечивает развитие и процветание как гражданина, так и всего государства. По своей природе и назначению семья выступает союзником общества в решении его проблем, утверждении нравственных устоев и социализации детей, развитии культуры и экономики. Именно поэтому общество заинтересовано в физически и морально здоровой семье, способной реализовать свой социальный потенциал, обеспечить не только собственное выживание, но и развитие. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Степень разработанности темы. Воспитание детей в семье, проблемы личностного роста младших школьников освещаются в трудах К. Ушинского, Н. Пирогова, А. Макаренко, Д. Эльконина, А. Леонтева, Л. Выготского, С. Рубинштейна, В. Столина, И. Чеснокова, И. Кона, А. Запорожца, М. Лисиной, А. Вишневского, А. Адлера, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса, М. Мид, К. Обуховского, Р. Дрейкуса, Т. Гордона, Г. Оллпорта, В. Франкла, Р. Мэя, В. Шута и др.
Проблему ценностей раскрывали в своих исследованиях социологи (В. Водзинская, В. Ольшанский, В. Ядов), психологи (И. Бех, М. Боришевский, А. Киричук) и педагоги (О. Алексюк, Ш. Амонашвили, В. Белоусова, Д. Донцов и др.). Классиками в области педагогики Г. Ващенком, А. Духновичем, А. Макаренком, С. Руссовой, В. Сухомлинским, К. Ушинским и другими были рассмотрены актуальные для своего времени проблемы развития патриотических чувств школьников в целом и любви к родному краю в частности, как составной части национальной системы воспитания, выдвигали идею воспитания «сознательного» гражданина, патриота своей Родины.
Проблема исследования заключается в определении специфики воспитания любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций.
Объект исследования – процесс воспитания любви к родному краю младших школьников.
Предмет исследования – воспитание любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций.
Цель исследования – выявить специфику воспитания любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций и разработать систему мероприятий для работы с родителями.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать традиции семейного воспитания в психолого-педагогической литературе.
2. Описать роль семьи, семейных ценностей и традиций в воспитании младших школьников.
3. Проанализировать формы и методы работы с семьей в процессе воспитания у младших школьников любви к Родному краю через семейные ценности и традиции.
4. Провести экспериментальное исследование использования семейных ценностей и традиций как средства воспитания у младших школьников любви к Родному краю.
5 Разработать систему мероприятий для работы с родителями и методические рекомендации по приобщению младших школьников к семейным ценностям и традициям в воспитании любви к Родному краю.
Методы исследования: 1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; 2) практические: эксперимент; анкетирование.
Теоретическое значение исследования состоит в проведенном анализе литературы по проблеме исследования и обобщении информации относительно воспитания у младших школьников любви к родному краю и обосновании значимости семейных ценностей и традиций в воспитании любви к родному краю у детей младшего школьного возраста.
Практическое значение исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также в разработанных системе мероприятий для работы с родителями и методических рекомендациях для родителей по приобщению младших школьников к семейным ценностям и традициям в воспитании любви к Родному краю; в возможности их использования в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста; а также в работе преподавателя в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного профиля.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель: выявлена специфика воспитания любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций и разработана система мероприятий для работы с родителями в данном направлении.
Достижению данной цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика традициям семейного воспитания в психолого-педагогической литературе. В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что семейные традиции представляют собой сочетание общественных традиций в той мере, в которой они отражаются в жизни семьи, специфических норм и правил, принятых в отдельной семье со своими уникальными культурно-историческими признаками. Это определенные модели поведения, культурные образцы и нормы нравственных отношений. Существование в семье семейных традиций обусловливается характером отношений, деятельности и влияния социокультурных и педагогических факторов.
2. Описана роль семьи, семейных ценностей и традиций в воспитании младших школьников. Было установлено, что семейные традиции обладают большим воспитательным потенциалом, в частности в воспитании любви к Родному краю, что обеспечивается гармоничным сочетанием новаторства в нравственном воспитании с опорой на апробированное наследство и систему ценностей национальной и мировой культуры, передаче и хранении материальных, духовных и культурных ценностей и закреплении важных социальных форм поведения и нормативной деятельности. Наличие в семье семейных традиций способствует установлению активного диалога и прочных отношений между членами семьи и между поколениями. Кроме этого, семейные традиции являются эффективным способом косвенного влияния на развитие личности, обогащения и совершенствования процесса нравственного воспитания личности.
3. Описаны формы и методы работы с семьей в процессе воспитания у младших школьников любви к Родному краю через семейные ценности и традиции. Анализ литературы относительно данного аспекта нашего исследования показал, что учителю начальных классов необходимо уделять должное внимание воспитанию у младших школьников любви к Родному краю. Для этого должно быть обеспечено взаимодействие с семьями учащихся, в частности на основе семейных традиций. Реализовать данное взаимодействие помогут тщательно подобранные формы и методы работы с семьями.
Формами работы с семьями учащихся начальных классов в процессе воспитания любви к Родному краю через семейные ценности и традиции были определены следующие: 1) по количественному составу участников: индивидуальные, групповые, массовые; 2) по доминирующим средством воздействия на семью: словесные, практические, наглядные; 3) по сложности постройки: простые, сложные, комплексные; 4) по времени проведения: кратковременные, периодические, систематические, долговечные.
Методами работы в данном направлении являются: диагностические методы; тематические воспитательные мероприятия с совместным участием родителей и детей; тематические родительские собрания с элементами тренинга; игровые методики, моделирование проблемных ситуаций и путей выхода из них; беседы; консультирование; социально-психологические тренинги; информационно-просветительские лекции; семинары; видеолектории; встречи с представителями государственных и общественных учреждений, деятельность которых связана с защитой интересов семьи в современном обществе и профилактикой негативных явлений в семейной среде; тематические дни, недели, месячники; праздник многодетной семьи; общешкольные родительские конференции; тематические школы; конкурсы; социально-психологический театр; оформление информационного уголка; разработка методических рекомендаций родителям; информационные листовки; рекламно-информационные кампании в сотрудничестве со средствами массовой информации; благотворительные акции; посещение по месту жительства; малые педагогические советы; посещение родителей по месту работы (по необходимости).
4. Проведено экспериментальное исследование использования семейных ценностей и традиций как средства воспитания у младших школьников любви к Родному краю. Этапами исследования были определены: I этап – констатирующий; II этап – формирующий; III этап – контрольный.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что 3 младших школьников (17%) показали высокий уровень воспитанности любви к Родному краю; 7 младших школьников (39%) показали средний уровень; 8 младших школьников (44%) – низкий уровень.
На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована система мероприятий для работы с родителями, цель которой состояла в: формировании семейных традиций в семьях младших школьников; создании условий для развития семейного общения; воспитании у младших школьников любви к Родному краю.
На контрольном этапе исследования было установлено, что: 5 младших школьников (28%) показали высокий уровень воспитанности любви к Родному краю по сравнению с 3 детьми (17%) на констатирующем этапе; 7 младших школьников (39%) показали средний уровень, как и на констатирующем этапе; 6 младших школьников (33%) – низкий уровень по сравнению с 8 младшими школьниками (44%) на констатирующем этапе.
Таким образом, проведенная на формирующем этапе работа оказалась эффективной – уровень воспитанности любви к Родному краю у младших школьников повысился.
5 Разработана система мероприятий для работы с родителями и методические рекомендации по приобщению младших школьников к семейным ценностям и традициям в воспитании любви к Родному краю, в рамках которой с целью повышения статуса института семьи и семейных традиций предусматривалось: усовершенствование системы воспитательной работы по вопросам семейной жизни, семейного воспитания; усиление пропаганды

 

Заключение:

 

Актуальность темы исследования. Современная система образования прежде всего предусматривает всестороннее развитие ребенка, в частности младшего школьника, в котором гармонично связано физическое, интеллектуальное и нравственное развитие и патриотическое воспитание. Отметим, что патриотическое воспитание ребенка начинается в семье, являющейся основным носителем нравственного опыта предыдущих поколений и основным центром «морального образования», и в младшем школьном возрасте основывается на воспитании любви к родному городу (селу) и родному краю.
Среди направлений учебно-воспитательного процесса сегодня наиболее актуальными выступает патриотическое воспитание младших школьников. Стержневой, основополагающей, соответствующей актуальным требованиям и вызовам современности, в данном возрасте является именно любовь к родному краю, наличие которой способствует закладке основ формирования сознания поколений нынешних и будущих, для которые государство (раtria) будет являться залогом их собственного личностного развития, основанного на идеях гуманизма, социальном благополучии, демократии, свободах, толерантности, взвешенности, ответственности, здорового образа жизни, готовности к изменениям.
В первую очередь любовь к родному краю воспитывается в семье, как основном социальном институте для ребенка младшего школьного возраста. Семья – это уникальный социальный институт, первооснова духовного, экономического и социального развития общества. Социальный институт семьи является основным в обществе, он формирует следующие поколения и воспитывает достойную смену, обеспечивает развитие и процветание как гражданина, так и всего государства. По своей природе и назначению семья выступает союзником общества в решении его проблем, утверждении нравственных устоев и социализации детей, развитии культуры и экономики. Именно поэтому общество заинтересовано в физически и морально здоровой семье, способной реализовать свой социальный потенциал, обеспечить не только собственное выживание, но и развитие. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Степень разработанности темы. Воспитание детей в семье, проблемы личностного роста младших школьников освещаются в трудах К. Ушинского, Н. Пирогова, А. Макаренко, Д. Эльконина, А. Леонтева, Л. Выготского, С. Рубинштейна, В. Столина, И. Чеснокова, И. Кона, А. Запорожца, М. Лисиной, А. Вишневского, А. Адлера, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса, М. Мид, К. Обуховского, Р. Дрейкуса, Т. Гордона, Г. Оллпорта, В. Франкла, Р. Мэя, В. Шута и др.
Проблему ценностей раскрывали в своих исследованиях социологи (В. Водзинская, В. Ольшанский, В. Ядов), психологи (И. Бех, М. Боришевский, А. Киричук) и педагоги (О. Алексюк, Ш. Амонашвили, В. Белоусова, Д. Донцов и др.). Классиками в области педагогики Г. Ващенком, А. Духновичем, А. Макаренком, С. Руссовой, В. Сухомлинским, К. Ушинским и другими были рассмотрены актуальные для своего времени проблемы развития патриотических чувств школьников в целом и любви к родному краю в частности, как составной части национальной системы воспитания, выдвигали идею воспитания «сознательного» гражданина, патриота своей Родины.
Проблема исследования заключается в определении специфики воспитания любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций.
Объект исследования – процесс воспитания любви к родному краю младших школьников.
Предмет исследования – воспитание любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций.
Цель исследования – выявить специфику воспитания любви к Родному краю младших школьников на основе семейных ценностей и традиций и разработать систему мероприятий для работы с родителями.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать традиции семейного воспитания в психолого-педагогической литературе.
2. Описать роль семьи, семейных ценностей и традиций в воспитании младших школьников.
3. Проанализировать формы и методы работы с семьей в процессе воспитания у младших школьников любви к Родному краю через семейные ценности и традиции.
4. Провести экспериментальное исследование использования семейных ценностей и традиций как средства воспитания у младших школьников любви к Родному краю.
5 Разработать систему мероприятий для работы с родителями и методические рекомендации по приобщению младших школьников к семейным ценностям и традициям в воспитании любви к Родному краю.
Методы исследования: 1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; 2) практические: эксперимент; анкетирование.
Теоретическое значение исследования состоит в проведенном анализе литературы по проблеме исследования и обобщении информации относительно воспитания у младших школьников любви к родному краю и обосновании значимости семейных ценностей и традиций в воспитании любви к родному краю у детей младшего школьного возраста.
Практическое значение исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также в разработанных системе мероприятий для работы с родителями и методических рекомендациях для родителей по приобщению младших школьников к семейным ценностям и традициям в воспитании любви к Родному краю; в возможности их использования в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста; а также в работе преподавателя в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного профиля.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ
1.1 Характеристика традиций семейного воспитания в психолого-педагогической литературе
Особая потребность в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности с многогранными этно-педагогическими знаниями, духовно-нравственными и эстетическими качествами, личности, станет настоящим носителем этих знаний, образцом их применения, обусловлено большой значимости народного воспитательного опыта в условиях демократизации и гуманизации нашего общества. такой общественный феномен как семья является незаменимым, однако современное общество часто игнорирует это мнение.
Чрезмерная информатизированность, компьютеризация оказывают значительное негативное влияние на семейное воспитание ребенка. Он просиживает часами перед компьютером, фактически живет в виртуальном мире, достаточно далеком от обычных, нормальных человеческих отношений, и не столько развивается, как деградирует – не только морально и духовно, но и физически, умственно.
Причину такой деградации мы видим как в достижениях научно-технического прогресса, так и в неспособности, неподготовленности родителей к полноценному воспитанию собственного ребенка. Крайне неудовлетворительное использование народного воспитательного опыта обусловливает необходимость подготовки молодых специалистов в высшем педагогическом учебном заведении к семейному воспитания.
Прежде, чем рассмотреть суть и функции семейного воспитания, остановимся на семантике лексем «семья» и «воспитание» и определим понятие «семейное воспитание». С этой целью мы проанализировали комплекс древнерусских слов с корнем «род». Это прежде всего группа слов, связанных с понятием рождения и родства (Приложение 1):
Некоторые ученые, например, О. Трубачев и О. Брюкнер, считают, что слово «родъ» сначала означает «успех», «процветание», «урожай», «прибыль», «забота». По мнению других исследователей, «родъ» является чисто славянским новообразованием, новым вариантом использования общеиндоевропейскими морфем, метатезы род-арт-ард. Это дает дополнительное толкование: «происхождение», «род» (немецкое art) «высокий», «большой» (ирландское аrd, галльское аrdu). В скифском языке Ard означает «божество». Б. Рыбаков утверждает, что слово «род» и метатеза «ард» в значении «божества», «рода», «высокого» распространены не только в славянском мире и выдвигает гипотезу, согласно которой имя греческой богини Артемиды связано с этим корнем. Кроме названных выше значений слов с корнем «род», исследователь выводит еще два ряда понятий, в значении которых фигурирует этот корень. Во-первых, это обозначение воды, источники (колодца), а также цветов, растущих у воды – «родий» (лилий) [39].
Итак, с богом Родом может быть связано не только рождение живого, но и природа, вода, дождь, молния, а также ад. Род – это всеобъемлющее божество Вселенной со всеми его мирами: нижним, средним и небесным. Существует идентичное толкование лексем «семья» в языковедческих словарях (группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, которые живут вместе) [34].
В Большом толковом словаре современного русского языка отмечено, что воспитание – это знания, культурные навыки, взгляды в совокупности, представляющие общий уровень духовного развития человека и возникающие в следствие систематического воздействия, обучения, при этом «воспитывать – выращивать, обучать правилам поведения, давать образование и др.; систематическим воздействием вызывать, развивать какое-то чувство, черту характера, особенность, прививать что-нибудь» [31]. В «Педагогическом словаре» читаем: «Воспитание – это социализация, то есть процесс формирование интеллекта, физических и духовных сил подрастающего поколения … есть целенаправленной деятельностью, призванной сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений в соответствии с воспитательных общественных идеалов» [35].
По мнению Л.В. Мардахаева, воспитание представляет собой систему воспитательных мероприятий, целью которых является влияние на личность для ее формирования и всестороннего и гармоничного развития [23]. Специфика данного процесса состоит в таких его характеристиках, как непрерывность, длительность, так как воспитание человека происходит в течении всей его жизни. Процесс воспитания, являясь нацеленным на формирование всесторонне развитой личности, предусматривает использование разнообразных форм, методов, приемов и средств воспитания, постоянного выявления результатов воспитательных воздействий, коррекции содержания и методики [23;48].
Воспитание в семье является началом всего и сказывается на судьбе ребенка. Влияние семьи на воспитание и развитие человека продолжается в течение всей жизни. Именно здесь, по П. Биланюк, нужно выискивать жизненные успехи не только отдельных людей, а целых народов [8].
П. Кулиш считал семью самой важной школой воспитания. В условиях отсутствия целостной системы общественного дошкольного воспитания П. Кулиш важное значение придавал семейному воспитанию и роли родителей в формировании морально здоровой молодежи. По М. Пирогову первоначальное семейное воспитание детей в дошкольном возрасте – это ступень, с которой начинается формирование нравственного человека, это основа для построения дальнейшего школьного образования.
За Г.С. Костюком свою внутреннюю спонтанность ребенок реализует в условиях гармонии в системе «ребенок – взрослый», «ребенок – окружающий мир». В системе «школа-семья» залогом эффективного взаимодействия является педагогическая подготовленность родителей к воспитанию своих детей. В свою очередь, воспитатель должен научиться строить отношения с ребенком без предубеждений.
И. Сикорский и П. Каптерев были поборниками внимания к ребенку, как к индивидуальности. По И. Сикорскому, решающая роль в воспитании

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы