Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Воспитание интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект воспитание интереса к литературным произведениям у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности 6
1.1 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками и их роль в развитии речи детей 9
1.3 Педагогические условия воспитания интереса к литературным произведениям у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности 14
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности 24
2.1 Диагностика уровня интереса к литературным произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2 Программа работы по воспитанию интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности 29
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности 38
2.4 Рекомендации воспитателям ДОУ по воспитанию интереса к произведениям русской литературы у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности 42
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список литературы 53
Введение:
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что на современном этапе развития дошкольного воспитания вводится ФГОС дошкольного образования, который отдельно выделяет направление «Речевое развитие» [24]. ФГОС ориентирует на разностороннее развитие дошкольника в ходе освоения разнообразных образовательных областей, в том числе ФГОС выделяет образовательную область «Чтение художественной литературы».
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через реализацию следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству; развитие эстетического вкуса [24].
Задача приобщения ребенка к литературному искусству стоит перед всей системой дошкольного образования на современном этапе, так как снижается интерес детей к чтению. Телевидение, компьютерная техника вытесняют чтение, как познавательную и художественно-эстетическую деятельность, в результате дошкольники недостаточно владеют литературной речью, их лексикон беден, они пренебрегают книгами, относятся к чтению как к развлечению, а надо воспитывать думающего читателя.
В настоящее время в структуре воспитательного процесса в ДОУ произошли серьезные изменения. Теперь все задачи воспитания решаются не просто в образовательной деятельности, а в совместной деятельности взрослого и детей, увеличивается объем совместной деятельности. Смысл совместной деятельности состоит в том, что воспитатель не руководит детьми, а ставит себя в позицию их партнера, в результате, у старшего дошкольника формируется самостоятельность, стремление к достижению, доверие к взрослому. Для этого воспитатель (или другой взрослый) участвует в деятельности наравне с детьми, дети свободно общаются друг с другом, ребенок может не делать того, о чем его просит взрослый.
Характеристика исследования проблемы. В дошкольной методике вопросы воспитания у дошкольников интереса к чтению рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой, Б.И. Яшиной и многими другими.
Объект исследования – воспитание интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности.
Цель исследования – провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1) рассмотреть особенности старшего дошкольного возраста;
2) изучить особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками и роль литературных произведений в развитии речи детей;
3) выявить педагогические условия воспитания интереса к литературным произведениям у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности;
4) провести диагностику уровня интереса к литературным произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и реализовать на практике программу работы по воспитанию интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности;
6) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности;
7) предложить рекомендации воспитателям ДОУ по воспитанию интереса к произведениям русской литературы у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности.
Методы исследования: словесные, наглядные, эксперимен¬тальные.
Экспериментальное исследование было проведено с детьми старшего дошкольного возраста на базе подготовительной группы одного из МДОУ нашего города.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы воспитателями детских садов в работе по воспитанию интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ литературы позволил нам определить интерес, как направленность личности старшего дошкольника на изучение всего нового, в том числе на изучение новых произведений художественной литературы. Развитие интереса к чтению в воспитательном пространстве ДОУ определяется содержанием художественного произведения, комплексом педагогических условий и мастерством педагога.
Интерес к произведениям писателей у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности развивается при следующих педагогических условиях:
— педагогическим условием формирования интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности является учет педагогом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Это означает, что в работе необходимо учитывать, что произвольная память, абстрактное мышление детей еще не сформировано, интересы в этом возрасте неустойчивые и их нужно поддерживать;
— интерес только возникает к тем темам, которые близки старшим дошкольникам (животные, отношения между детьми, начальная школа, семья);
— литературные произведения должны нравиться детям старшего дошкольного возраста, вызывать у них эмоции;
— необходимо не просто читать литературные произведения, но и с увлечением рассказывать о поэтах и писателях, их биографии, внешнем образе, чертах характера; если педагог сам не увлечен, то дети старшего дошкольного возраста тоже ничем не заинтересуются, ведь взрослый не показал пример реакции;
— необходимо создание благоприятного эмоционального фона для восприятия содержания литературного произведения; если педагог «не в настроении», то работа будет бессмысленной, ведь тогда дети сразу усвоят, что чтение – это скучное и неприятное занятие;
— каждое чтение должно сопровождать беседой воспитателя по поводу прочитанного произведения, это позволит уточнить понимание детьми сюжета, и также поможет детям старшего дошкольного возраста научиться связно выражать свои мысли;
— в группе ДОУ должен быть создан книжный уголок, только он должен быть рабочим, а не для красоты. Дети должны свободно брать любые книги в любое время, нужно сразу приучить их к бережному отношению к книгам.
Развитие интереса к чтению дошкольников должно опираться на классическую литературу. Она задает детям уровень литературы, на который можно опираться. Ведущей (самой главной) деятельностью детей старшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Поэтому при воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста используются игры, драматизация по сюжетам сказки, и другие активные методы работы. С детьми этого возраста нужно чаще проводить конкурсы, викторины и другие соревновательные формы работы.
В ходе практической работы, было проведено анкетирование родителей и беседа с воспитанниками подготовительной группы МДОУ. В исследовании участвовало 23 старших дошкольника и 37 родителей. По результатам, все дети имеют низкий уровень интереса к произведениям Льва Толстого. Родители не покупают его книги, и считают, что детям лучше читать сказки или произведения других, «детских» писателей.
На 2-м этапе осуществлялась непосредственная опытная работа. Она строилась на базе того, что интересы старшего дошкольника формируются по мере приобретения им опыта чтения художественных произведений. Содержание опыта старшего дошкольника являются непосредственные эмоциональные реакции на литературное произведение. Накопление опыта ведет к развитию эмоционального компонента интереса к произведениям Льва Толстого и влияет на становление волевого компонента интереса к произведениям Льва Толстого, когда ребенок уже может сам брать книги и читать их. Поэтому опытная работа состояла в чтении произведения Л.Н. Толстого (рассказов для детей и сказок), беседам о личности писателя, его биографии, в обсуждении в группе произведений Л.Н. Толстого, рисовании персонажей и организации мероприятий по мотивам произведений Л.Н. Толстого. К работе привлекались и родители. В группе появилось несколько книг Л.Н. Толстого для детей, которые дети могли брать в любое время.
Из проделанной работы можно сделать следующие общие выводы: само содержание произведений Л.Н. Толстого заключает в себе богатые возможности для развития интереса детей; нужна только соответствующая деятельность взрослого. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроя детей на чтение, и на постепенное развитие интереса к другим произведениям писателя. В старшем дошкольном возрасте, интересы имеют эмоциональный характер, хотя постепенно появляется осознанность и устойчивость интереса, если есть правильное педагогическое руководство. В условиях ДОУ, успешность развития дошкольника зависит, в общем, от того, произведет ли на него литературное произведение Л.Н. Толстого впечатление, или нет. Также очень важно, чтобы содержание произведения было доступно пониманию старшего дошкольника, поэтому чтение и должно сопровождаться беседой педагога по прочитанному произведению, эта беседа позволяет понять, поняли ли дети, что хотел сказать писатель.
Таким образом, интерес к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста – это не врожденное, а формирующееся качество их личности. Интерес формируется на основе эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, его героев и сюжет. Интерес проявляется у старшего дошкольника тогда, когда литературное произведение имеет для него смысл. Чтобы ребенок старшего дошкольного возраста понял смысл произведения Льва Толстого, нужна педагогическая работа – беседы по прочитанному произведению, театральная драматизация произведения, сравнение с личным опытом. Развития интереса к произведениям Льва Толстого у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности будет предпосылкой для осознанного интереса к русской литературе в старших возрастах и для развития всей личности ребенка (формирование потребности в чтении, в образовании, представление о красоте слова).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект воспитание интереса к литературным произведениям у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной деятельности
1.1 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Формирование гармоничной личности ребенка, его самостоятельности и социальной значимости всегда были предметом особого внимания всех социальных институтов, среди которых важнейшую роль играет детский сад — первый уровень образования (закон «Об образовании в РФ»). ФГОС дошкольного образования ориентирует на разностороннее развитие с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, это решается в ходе освоения всех образовательных областей. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через реализацию следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству.
Для успешной работы с детьми важно знание возрастных особенностей старших дошкольников, в том числе особенности развития их речи.
Развитие речи в дошкольном возрасте происходит в несколько этапов. С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас.
Если проследить развитие речи у детей, то можно наблюдать следующее. В возрасте 1-1,3 года ребенок учится активно подражать взрослым, старается повторять за ними различные слова. В этот период развитие речи уже приобретает черты осмысленности
В возрасте 1,5 года уже есть сформированный запас слов, состоящий из существительных и из глаголов. Ребенок может называть не только конкретные предметы, но и предметы одного вида.
В возрасте 2-2,5 лет наблюдается расширение словарного запаса детей. При помощи слов он может выражать свои мысли, активно разговаривает с родителями, может задавать много вопросов. Раннее развитие детей в этом возрасте связано с употреблением не только отдельных слов, но и коротких простых предложений. Этот возраст малышей называют возрастом «почемучек».
В 3 года многие дети с помощью слов может рассказать могут рассказать обо всем, сто происходит вокруг него. Ребенок интересуется всем что происходит, и задает много вопросов взрослым.
На следующем этапе развития речи осуществляется постепенный переход к полноценной речи, связанный с появлением полных или распространенных предложений, состоящих из трех и более слов. Ребенок овладевает многими падежными окончаниями и осваивает грамматику, что способствует развитию у него языкового чутья и речевого творчества. В речь ребенка входит множест¬венное число, прошедшее и будущее время [4].
Начиная с четырех лет жизни, речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок.
К старшему дошкольному возрасту речь ребенка в норме хорошо развита. Дети уже овладели грамматической системой русского языка, они правильно строят предложение, понимают значения достаточно сложных слов. Словарный запас может быть различным, в зависимости от условий воспитания.
Речь в этот период характеризуется незначительным количеством грамматических неточностей и оши¬бок, поток речи имеет непрерывный характер. В течение старшего дошкольного возраста постепенно грамма-тические и синтаксические погрешности уменьшаются в количест¬ве, и к началу обучения в школе речь ребенка становится нормативной.
Детям старшего дошкольного возраста становятся доступны такие виды речи, как описание и по¬вествование, рассуж¬дение. Ребенок 6 лет может рассуждать и говорить развернуто. С ребенком старшего дошкольного возраста необходимо разговаривать, например, просить его пересказать сюжет мультфильма. Если этого не делать, развитие речи может заметно отставать от нормы.
Речь становится связной, но многое тут зависит от педагогов и родителей, которые иногда не требуют от ребенка старшего дошкольного возраста связных рассуждений. Основная цель дошкольного образования – научить ребенка старшего дошкольного возраста говорить связно. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (М.М. Алексеева, А.А. Леонтьев и др.).
Теоретической основой любой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является то, что старшие дошкольники хотят слушаться взрослого, подражают его поведению и речи, им нравится, когда их хвалят, они восприимчивы ко всему, что предлагает воспитатель. и если воспитатель говорит красиво, связно, грамотно, то дети начинают подражать ему.
Чтобы развивалась речь, ребенок старшего дошкольного возраста должен быть активным (говорить сам, а не только слушать взрослого). Ему нужно много общаться с взрослыми, слушать стихи и рассказы, а не только играть с другими детьми, потому что у других старших дошкольников может быть небольшой словарный запас.
Речь в старшем дошкольном возрасте тесно связана с мышлением и с восприятием. Поэтому нельзя развивать речь в отрыве от других компонентов детской психики.
На занятиях по развитию речи воспитателю нужно ставить развивающие задачи, развивать не только речь, но и формировать мышление, развивать слуховое внимание, слуховое восприятие, память. Внимательный, сообразительный ребенок с хорошей памятью легко запоминает новые слова, быстро обучается.
Таким образом, обобщая, можно заключить, что старший дошкольный возраст отличается своими особенностями. Он уже говорит хорошо и грамматически правильно, имеет большой запас слов. Но пока не хватает связности речи и ее логичности.
Есть и некоторые особенности восприятия детьми художественных произведений. Они рассматриваются далее.