Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Воспитание этнотолерантности дошкольников

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Воспитание этнотолерантности дошкольников через театрализованную деятельность

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
I. Теоретические основы воспитания этнотолерантности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 12
1.1. Сущностные характеристики воспитания этнотолерантности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 12
1.2. Особенности воспитания этнотолерантности детей дошкольного возраста 19
1.3.Театрализованная деятельность и способы ее реализации в дошкольной образовательной организации 27
Выводы по I главе 36
II. Экспериментальное исследование эффективности воспитания этнотолерантности дошкольников средствами театрализованной деятельности 38
2.1. Методика проведения исследования и его инструментарий 38
2.2. Реализацияпрограммы воспитания этнотолерантности дошкольников средствами театрализованной деятельности 54
2.3.Результаты опытно – экспериментальной работы 63
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложение 82

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Исторически российское государство формировалось из сообществ разных этносов, культур, религий. Изменения, происходящие на современном этапе развития общества в сфере политики, экономики, социальных отношений, способствуют росту национального самосознания этносов, что влечет за собой межэтническое расслоение, перерастающее в национальную нетерпимость. Соответственно особую актуальность приобретает проблема изучения особенностей гармонизации культуры межэтнических отношений, начиная с дошкольного возраста.
В современном российском обществе дети с самого рождения включены в жизнедеятельность конкретного этноса, и воспитываются в рамках национальной культуры. Осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы толерантности межличностных отношений подрастающего поколения, решение которой отвечает потребностям современного состояния психологической науки и практики, может выступать обоснованием необходимости ее изучения.
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по воспитанию этнической толерантности детей дошкольного возраста различными средствами, однако недостаточное внимание уделяется использованию театрализованной деятельности как средства в целях воспитания этнотолерантности детей.
Анализ литературных источников констатирует об отсутствии единого подхода в изучении влияния театрализованной игры на воспитание этнотолерантности у детей. Развитие ребенка осуществляется в условиях поликультурного и многонационального пространства социума. В настоящее время, несмотря на рост миграций, наблюдается отсутствие личной позитивной позиции индивида по отношению к другим этносам, и преобладает нейтральное отношение, интерпретируемое как вынужденная толерантность. В рамках современного общества в ситуации возникновения нетерпимости сразу же возникают противоречия, переходящие в межэтнические конфликты. Поэтому проявления разных форм нетерпимости являются отличительной чертой современной жизни, препятствующей развитию позитивных социальных тенденций. Мировое сообщество в настоящее время стоит перед проблемой поиска механизмов, способных обеспечить бесконфликтное существование обществ в рамках этнической сферы. Одним из таких механизмов является толерантность, представляющая собой форму компромисса между признанием различий и готовностью к их уважительному восприятию. Этническая же толерантность, являющаяся установочным личностным образованием, выражается в проявлении терпимости к чужому образу жизни, обычаям, традициям, нравам, мнениям. Для формирования этнической толерантности необходимо формирование у личности уважительного отношения к традициям, ценностям и достижениям своего народа, к развитию понимания непохожести, к принятию всего этнического и культурного многообразия.
В условиях современного многонационального общества возникает противоречие, заключающееся в том, что, несмотря на то, что индивиды существуют в полиэтничных условиях, они не владеют навыками этнически толерантного взаимодействия. Первоначально становление этнического самосознания происходит в дошкольном возрасте, когда формируются первичные формы отношения к своей и другим этническим группам. Особенностями этнического самосознания в период дошкольного детства являются нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор собственной этнической принадлежности, несформированные поверхностные этнические знания, бинарность представлений и оценки этнического окружения. В дошкольном возрасте дети уже могут столкнуться с предубеждениями и неприятием представителей разных этнических групп.
Анализ литературы по проблеме исследования. Основы изучения толерантности заложены в философских трудах А.А. Акуловой, И.Г. Арцыбашева, З.Р. Вагабовой, Н.М. Вагабовой, О.В. Звягинцевой, В.М. Золотухина, М.С. Кагана, И. Канта, А.П. Куницына, В.А. Лекторского, Дж. Локка, А.С. Меньшикова. В теоретическом плане в работах В.В. Бойко, С.Л. Братченко, Е.Г. Виноградовой, И.Б. Гриншпуна, В. А. Лекторского, В.Д. Менделевич, М.С. Миримановой, Ю.Р. Мухиной, Г. Оллпорта содержатся положения, определяющие сущность межличностной толерантности и ее компонентов.
Изучением основ толерантности занимались А.Г. Асмолов [3], Н.А. Асташова [4], Л.М. Дробижева [25], П.Ф. Комогоров [33], З.А. Кочергина [36], И.Б. Гриншпун [21], Н.М. Лебедева [40], А.П. Садохин [57], Г.У. Солдатова [61]. В исследованиях А.И. Ильина, Ю.А. Ищенко, В.О. Тишкова, И.Б. Гасанова, В.М. Золотухина [28] заложены философские основы, трактующие проблему толерантности.
Проблемы межэтнических отношений являются предметом изучения многих ученых. В связи с изменением этнодемографической ситуации происходит увеличение количества инонациональных диаспор, поэтому так необходимо изучать вопросы формирования этнической установки как мотивации на взаимодействие с другими этническими общностями. Н.М. Лебедева является ведущим ученым в области исследования этнической толерантности, которой она дает следующее определение — «это явление социальной перцепции, характеризующееся отсутствием негативного отношения к иной этнической культуре, это и наличие позитивного образа культуры при сохранении позитивного восприятия собственной» [40].Однако это не предполагает отказ от собственной культуры, а служит характеристикой межэтнической интеграции, означающей позитивное отношение как к собственной этнической культуре, так и к другим культурам, что предполагает признание равенства этнических культур.
Театрализованная деятельность исследуется психологами (Л.С. Выготским [18], Д.Б. Элькониным[83] и др.) и педагогами (Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко и др.).
В настоящее время педагогами рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, и Э.Г. Чурилова) [62, 81]. Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А.И. Буренина), предложена методика работы (Т.Н. Доронова [24], Э.Г. Чурилова [81]), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова, М. Д. Маханева) [39, 46]. Изучением возможностей театрализованной деятельности при развитии творческих способностей дошкольников занимались Л.С. Выготский [12, 18], Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая [48], Л.В. Артемова [2], и др. Вопросы речевого, интеллектуального, эмоционального и художественно-эстетического развития в театрализованной деятельности изучались в трудах Т.Н. Дороновой [24], А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович [62], Э.Г. Чуриловой [81], М. Д. Маханевой[46] и др.
В настоящее время существуют противоречия:
— между общественной потребностью в воспитании этнической толерантности у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей театрализованной деятельности как средства воспитания этнотолерантности;
— между необходимостью формирования культуры межнационального общения детей и отсутствием педагогических условий для формирования основ этнической толерантности в поликультурном образовательном пространстведошкольных организаций.
Выявленные противоречия обусловливают постановку проблему исследования: каковы возможности театрализованной деятельности в воспитании этнической толерантности детей дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: воспитание этнической толерантности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность воспитания этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: воспитание этнической толерантности у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
— учет индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста при проведении занятий, подборе тематики игр и упражнений;
— создание предметно-развивающей среды ДОО для проведения занятий по реализации данной идеи;
— разработка содержания программы по воспитанию этнической толерантонсти старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
— определение форм и методов организации театрализованной деятельности по воспитанию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста (беседы, чтение сказок и стихов, иллюстрации, игры, устный народный фольклор, дидактические игры, игры-инсценировки, игры-драматизации, пластические этюды, динамические паузы, имитационные и манипулятивные игры, игры-медитации, психогимнастика, рисуночная терапия и т.д.).
В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие задачи:
1. Определить современное состояние изучения проблемы исследования и раскрыть понятия «толерантность», «этническая толерантность».
2. Разработать программу по воспитанию этнической толерантности у детей дошкольного возраста и определить методы и приемы ее реализации.
3. Выявить педагогические условия воспитания этнотолерантности дошкольников средствами театрализованной деятельности и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования определяются поставленными задачами: теоретические: анализ литературы; синтез; обобщение; классификация; эмпирические: наблюдение; тестирование; анкетирование; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных: интерпретация результатов.
Методики исследования:
1. Адаптивная методика Е.И. Николаевой и М.Л. Поведенок — индивидуальная беседа с ребенком.
2. Методика «Выбери друга для игры».
3. Методика «Нужен твой совет» и «Невыдуманная история».
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учܿреܿждܿенܿия МАДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани» Экспериментальным исследованием были охܿваܿчеܿны дети двух старших групп в количестве пятьдесят человек, из которых в контрольную группу были определены двадцать пять человек, в экспериментальную группу вошли двадцать пять человек.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— положения культурно-исторической теории (Л.С. Выготского) для обоснования культурного происхождения этнических знаний и представлений ребенка;
— положения теории социальной идентичности Г. Тэджфела для обоснования механизма этнической категоризации, посредством которого происходит дифференциация ребенком иноэтнического окружения на «мы» и «они»;
— тезисы концепции социальных представлений С. Московичи для обоснования этнических представлений ребенка с точки зрения разновидности социальной информации;
— положения концепции этнического самосознания В.Ю. Хотинец, позволяющей обосновать стадии развития комплекса этнических представлений и ее обусловленность от этапов становления этнического самосознания, а также важность социальных институтов для формирования этнического самосознания ребенка.
– исследования театрализованной деятельности как условия развития личности (И.Г. Андреева, Л.В. Артемова, Т.Н. Бойко, И.Г. Вечканова, Т.А. Гайворонская, Т.Н. Доронова, Н.Н. Ефименко, И.Е. Киселева, И.В. Лесняк, Л.В. Макаренко, М.Д. Маханева, Е.В. Мигунова, И.Я. Никитина, Е.А. Петрова, Е.В. Прохорова, С.Н. Томчикова и др.);
– теоретические аспекты изучения этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Р. Абдулатипов, Ю. Гаврилов, А. Галкин, Н.М. Лебедева, В. Лекторский, А. Логинов, М. Мчедлов, Т. Ойзерман, Ж. Тощенко, А. Чичановский и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Определено современное состояние изучения проблемы исследования и раскрыты понятия «толерантность», «этническая толерантность».
2. Разработана программа по воспитанию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста и определить методы и приемы ее реализации.
3. Выявлены педагогические условия воспитания этнотолерантности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности, а именно:
— учет индивидуально- психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста при проведении занятий, подборе тематики игр и упражнений;
— создание предметно-развивающей среды ДОО для проведения занятий по реализации данной идеи;
— разработка содержания программы по воспитанию этнической толерантности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
— определение форм и методов организации театрализованной деятельности по воспитанию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста (беседы, чтение сказок и стихов, иллюстрации, игры, устный народный фольклор, дидактические игры, игры-инсценировки, игры-драматизации, пластические этюды, динамические паузы, имитационные и манипулятивные игры, игры-медитации, психогимнастика, рисуночная терапия и т.д.).
Практическая значимость исследования заключается в изучении и разработке методики применения театрализованной деятельности для воспитания этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты дополняют и углубляют существующие представления об этнической толерантности, о возможностях использования театрализованной деятельности как средства ее развития. Разработанные методические материалы могут быть использованы специалистами дошкольных образовательных организаций в рамках построения воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Этапы исследования.
I этап: подготовительный. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, диагностический инструментарий. Изучено современное состояние проблемы в практике дошкольного воспитания.
II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, организация и проведение эмпирической части исследования. Рассмотрена методика проведения опытно-экспериментальной работы по использованию театрализованных игр как средства воспитания этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
III этап: заключительный (описательно-итоговый). С целью оценки эффективности и результативности работы проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпܿускܿная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, спиܿска использованной литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме исследования позволил решить поставленные задачи.
Современные определения толерантности находят отражение в рамках психологического подхода, на основании которого составляющими толерантности являются великодушие к окружающим, благосклонность, сострадание, снисходительность, согласие на существование образа мыслей и взглядов, отличных от собственных, возможности открытого самовыражения, отказ от воздействия на инакомыслящих. Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Типология толерантности выделяет следующие виды толерантности: цивилизационный, международный (межгосударственный), этнический, социальный и индивидуальный.
Этническая толерантность рассматривается как интегративное личностное образование, проявляющиеся в принимающем, уважительном, понимающем отношении как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов. Анализ отечественных и зарубежных исследований выявил наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов этнической толерантности.
Использование театрализованных игр в целях воспитания этнотолерантности у дошкольников становится возможным при выполнении следующих условий: единства социально-эмоционального и когнитивного развития; насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; наличия эффективных методов и приемов работы с детьми. Игра предоставляет детям возможность эмоционально пережить чувства разыгрываемых персонажей, что воздействует на формирование этнотолерантного отношения к представителям других национальностей.
Вторая глава была посвящена исследованию сравнительных особенностей этнической толерантности у дошкольников двух групп. Компонентами измерения уровня развития у дошкольников этнической толерантности являлись эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Каждому компоненту соответствовали определенные показатели и методики.
Несмотря на доминирующую фрагментарность представлений дошкольников о национально-культурных особенностях представителей других национальностей, они стали проявлять больший интерес к вступлению во взаимодействие со сверстниками других национальностей, стали проявлять больший интерес к особенностям их жизни, проявлять уважительное отношение к ним. Большинство детей проявляют выраженный интерес к организации совместной игры и общения с детьми других национальностей, испытывают интерес в получении информации относительно игр, культуры и способах общения сверстников других национальностей, при этом активно демонстрируют активную познавательную потребность. Благодаря осознанию норм и правил межэтнического взаимодействия, внушенных взрослыми, многие дошкольники умеют находить выход из конфликтных ситуаций с детьми других национальностей, толерантно к ним относятся, защищают их интересы перед другими детьми.
Из полученных нами данных следует, что превалирует средний уровень сформированности этнотолерантности по когнитивному и поведенческому компонентам и высокий уровень по эмоциональному компоненту этнотолерантности. Многие дети в основном ориентируются на внешность при восприятии сверстников других национальностей, а знания и представления их о культурно-национальных особенностях других этносов и рас характеризуются фрагментарностью. Дети, имеющие интеграцию по всем компонентам этнической толерантности, имеют достаточно оптимальный уровень ее развития, что является необходимой предпосылкой для ее дальнейшего развития. Большое значение при исследовании имела также этническая принадлежность детей, поскольку в обеих группах присутствовали дети, являющиеся представителями других национальностей, у которых имеются проблемы с коммуникацией. Развитость у детей эмоционального компонента этнической толерантности свидетельствует о том, что в данном возрасте дети в основном доброжелательно относятся ко всем сверстникам вне зависимости от национальной принадлежности, а интолератные установки могут быть обусловлены информацией, полученной из каких-либо источников.
Дети разных этнических групп называли идентичные положительные критерии при характеристике собственной национальности, этноса, и в основном старались не наделять негативными характеристиками представителей других этносов. Хотя уровень предпочтения собственной группы у детей значительно преобладает у представителей всех этнических групп. Характеристики давались детьми не сколько исходя из взаимоотношений с представителями многонационального коллектива, сколько из имеющихся и уже сложившихся представлений об особенностях менталитета данных народов, почерпнутых из средств массовой информации.
Кроме того, после проведенной программы занятий дети стали более корректно вести себя с представителями других национальностей, стали охотнее делиться с ними игрушками, принимать в совместное игровое взаимодействие, соотносить собственные интересы с интересами сверстников. Большинство дошкольников характеризуются положительным эмоциональным отношением к представителям других национальностей, преобладает доброжелательное отношение к сверстникам, преобладают эмоционально-положительные суждения к представителям других этносов. Однако дети других национальностей по-прежнему чувствуют себя некомфортно в среде русских, и подчеркивают значимость именно своей этнической группы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решена, а гипотеза нашла свое подтверждение.
Театрализованная деятельность развивается в соответствии с изменением субкультуры современных детей и требует поиска новых методических решений при использовании ее как средства воспитания этнотолерантности детей дошкольного возраста. Однако в научной литературе изучение возможностей театрализованной деятельности как средства воспитания этнотолерантности дошкольников носит фрагментарный характер и требует дальнейших разработок.

  

Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: воспитание этнической толерантности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность воспитания этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: воспитание этнической толерантности у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
— учет индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста при проведении занятий, подборе тематики игр и упражнений;
— создание предметно-развивающей среды ДОО для проведения занятий по реализации данной идеи;
— разработка содержания программы по воспитанию этнической толерантонсти старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
— определение форм и методов организации театрализованной деятельности по воспитанию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста (беседы, чтение сказок и стихов, иллюстрации, игры, устный народный фольклор, дидактические игры, игры-инсценировки, игры-драматизации, пластические этюды, динамические паузы, имитационные и манипулятивные игры, игры-медитации, психогимнастика, рисуночная терапия и т.д.).
В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие задачи:
1. Определить современное состояние изучения проблемы исследования и раскрыть понятия «толерантность», «этническая толерантность».
2. Разработать программу по воспитанию этнической толерантности у детей дошкольного возраста и определить методы и приемы ее реализации.
3. Выявить педагогические условия воспитания этнотолерантности дошкольников средствами театрализованной деятельности и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования определяются поставленными задачами: теоретические: анализ литературы; синтез; обобщение; классификация; эмпирические: наблюдение; тестирование; анкетирование; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных: интерпретация результатов.
Методики исследования:
1. Адаптивная методика Е.И. Николаевой и М.Л. Поведенок — индивидуальная беседа с ребенком.
2. Методика «Выбери друга для игры».
3. Методика «Нужен твой совет» и «Невыдуманная история».
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учܿреܿждܿенܿия МАДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани» Экспериментальным исследованием были охܿваܿчеܿны дети двух старших групп в количестве пятьдесят человек, из которых в контрольную группу были определены двадцать пять человек, в экспериментальную группу вошли двадцать пять человек.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— положения культурно-исторической теории (Л.С. Выготского) для обоснования культурного происхождения этнических знаний и представлений ребенка;
— положения теории социальной идентичности Г. Тэджфела для обоснования механизма этнической категоризации, посредством которого происходит дифференциация ребенком иноэтнического окружения на «мы» и «они»;
— тезисы концепции социальных представлений С. Московичи для обоснования этнических представлений ребенка с точки зрения разновидности социальной информации;
— положения концепции этнического самосознания В.Ю. Хотинец, позволяющей обосновать стадии развития комплекса этнических представлений и ее обусловленность от этапов становления этнического самосознания, а также важность социальных институтов для формирования этнического самосознания ребенка.
– исследования театрализованной деятельности как условия развития личности (И.Г. Андреева, Л.В. Артемова, Т.Н. Бойко, И.Г. Вечканова, Т.А. Гайворонская, Т.Н. Доронова, Н.Н. Ефименко, И.Е. Киселева, И.В. Лесняк, Л.В. Макаренко, М.Д. Маханева, Е.В. Мигунова, И.Я. Никитина, Е.А. Петрова, Е.В. Прохорова, С.Н. Томчикова и др.);
– теоретические аспекты изучения этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Р. Абдулатипов, Ю. Гаврилов, А. Галкин, Н.М. Лебедева, В. Лекторский, А. Логинов, М. Мчедлов, Т. Ойзерман, Ж. Тощенко, А. Чичановский и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Определено современное состояние изучения проблемы исследования и раскрыты понятия «толерантность», «этническая толерантность».
2. Разработана программа по воспитанию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста и определить методы и приемы ее реализации.
3. Выявлены педагогические условия воспитания этнотолерантности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности, а именно:
— учет индивидуально- психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста при проведении занятий, подборе тематики игр и упражнений;
— создание предметно-развивающей среды ДОО для проведения занятий по реализации данной идеи;
— разработка содержания программы по воспитанию этнической толерантности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
— определение форм и методов организации театрализованной деятельности по воспитанию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста (беседы, чтение сказок и стихов, иллюстрации, игры, устный народный фольклор, дидактические игры, игры-инсценировки, игры-драматизации, пластические этюды, динамические паузы, имитационные и манипулятивные игры, игры-медитации, психогимнастика, рисуночная терапия и т.д.).
Практическая значимость исследования заключается в изучении и разработке методики применения театрализованной деятельности для воспитания этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты дополняют и углубляют существующие представления об этнической толерантности, о возможностях использования театрализованной деятельности как средства ее развития. Разработанные методические материалы могут быть использованы специалистами дошкольных образовательных организаций в рамках построения воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Этапы исследования.
I этап: подготовительный. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, диагностический инструментарий. Изучено современное состояние проблемы в практике дошкольного воспитания.
II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, организация и проведение эмпирической части исследования. Рассмотрена методика проведения опытно-экспериментальной работы по использованию театрализованных игр как средства воспитания этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
III этап: заключительный (описательно-итоговый). С целью оценки эффективности и результативности работы проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпܿускܿная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, спиܿска использованной литературы, приложений.

 

Фрагмент текста работы:

 

I. Теоретические основы воспитания этнотолерантности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

1.1. Сущностные характеристики воспитания этнотолерантности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук и рассматривается с разных точек зрения. Основанием видового разнообразия толерантности являются сущностные характеристики субъекта взаимодействия: пол (гендерная толерантность), вероисповедание (конфессиональная толерантность), национальная принадлежность (национальная толерантность и др.).
Национальная, межнациональная, этническая и межэтническая толерантность рассматриваются как интегративные личностные образования, проявляющиеся в принимающем, уважительном, понимающем отношении как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов. Толерантность – это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.
Толерантность, являясь социологическим термином, обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не подразумевает принятия иного мировоззрения или образа жизни, а заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Г.В. Бюзелева выделяет пять значений понятия толерантность в современной науке: терпимость, адаптация, устойчивость, допущение, принятие [13].Толерантность выражается в готовности лояльного отношения к принятию чужого образа мыслей, чувств, вероисповеданий, поведению, часто не совпадающими с собственными, и не разделяемые человеком.
На современном этапе развития общества элиминированы границы между культурами представителей разных народов, вследствие этого толерантность как емкое понятие включает и проявление терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций. Толерантность уходит истоками в христианские догмы, где терпимость почиталась за главную добродетель.
Существует огромное множество различных подходов к трактовке понятия толерантности. А.Г. Асмолов, оперируя терминологией толерантности, выделяют аспекты устойчивости, терпимости и допустимости [3]. Н.А. Асташова охарактеризовала толерантность как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [4]. Л.М. Дробижева определяла: толерантность как «уважение к мнению другого человека, готовность понять его и осуществлять взаимодействие» [5]. З.А. Кочергина трактовала толерантность как «равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды». И.Б. Гриншпун характеризовал толерантность как «наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему» [21]. Н.М. Лебедева рассматривала толерантность как наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [40]. А.П. Садохин обосновывал толерантность как «уважение и признание равенства» [57].
В исследованиях А.И. Ильина, Ю.А. Ищенко, В.О. Тишкова, И.Б. Гасанова, В.М. Золотухина [28] заложены философские основы, трактующие проблему толерантности как форму активного взаимодействия с миром, выражаемом в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. В исследованиях А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, Г., Шайгерова, Л, Шарова, О., Магун, В., Жамкочьян, М., Магура [3], толерантность рассматривается как признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию.
Диапазон рассмотрения толерантности с позиций Г.У. Солдатовой проистекает исходя от нервно-психической устойчивости до нравственного императива личности [61]. П.Ф. Комогоров изучает толерантность в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в аксиологическом аспекте проблемы ценностей и деятельности общения [33].
Такие ученые как А.В. Петровский и В.В. Юрчук толерантность рассматривают как психологическую устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию [77].Сторонники бихевиорального подхода определяют толерантность как особое поведение человека, изучая проблему толерантности с позиций когнитивного подхода, когда толерантность не имеет знаний и рациональных доводов.
Г.Г. Абдулкаримов, Р.Г., Апресян, А.Г. Асмолов, Е.Г. Виноградова, Т. Б. Загоруля, Ю.П. Ивкова, М.С. Мириманова, Г. Оллпорт, П.В. Степанов, К. Уэйн, Г.М. Шеламова сводят понятие толерантности к целостному сложноструктурированному образованию, выражающемуся в соподчиненности качеств личности — ответственности, жизнерадостности, терпимости, чуткости, рационализме, независимости, эмпатии, смелости в отстаивании своих взглядов, свободе. А.П. Садохин вкладывает в содержание понятия толерантности чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающих с собственными [57].
Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме толерантности не выявляет однозначной трактовки этого понятия. В связи с этим в психологии для описания толерантности как сложного психологического явления используется триада компонентов, сквозь призму которых происходит изучение толерантности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент акцентирует внимание на признание многомерности и сложности мира и несводимости многообразия этого мира к единообразию. Эмоциональный компонент подчеркивает необходимость учета эмпатии как неотъемлемой составляющей толерантных отношений. Поведенческий компонент включает способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения; готовность к толерантному отношению к высказываниям других, умение договариваться; толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях.
Согласно деятельностному подходу структуру толерантных отношений можно рассмотреть в комплексе следующих компонентов. Мотивационно-ценностный: включает принятие философско-этических ценностей при наличии мотивов сотрудничества, содействия, уступчивости и снисхождения. Когнитивный компонент представлен развитостью механизмов приятия: пониманием. Эмоционально-волевой предполагает развитость механизмов терпимости (преодоление и сдерживание раздражительности, невыдержанности, самоконтроля, саморегуляции, эмпатии, уравновешенности и эмоциональной устойчивости). Конативный представлена ассертивным поведением, характеризующимся снисхождением, сотрудничеством, уступчивостью согласованностью и.т.д..
Экскурс в историю возникновения этнической толерантности приводит к рассмотрению данного понятия как одного из аспектов толерантности. Современными российскими исследователями этнической толерантности являются Р. Абдулатипов, Ю. Гаврилов, А. Галкин, В. Лекторский, А. Логинов, М. Мчедлов, Т. Ойзерман, Ж. Тощенко, А. Чичановский и др. Термином «этничность» во многих исследованиях подчеркивается идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общей солидарности [55].
Этническая толерантность в современных теориях трактуется, как способность человека проявлять терпимость к представителям других этнических общностей, их образу жизни, поведению, национальным традициям, обычаям, верованиям [64]. Этническая толерантность как совокупность установок характеризуется наличием следующих компонентов:
— когнитивный (представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);
— эмоциональный (отношение к другим этническим группам);
— поведенческий (конкретные акты толерантного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп) [85, с.237].
Выделяют внешние детерминанты этнической толерантности личности (политическая ситуация в стране, особенности социально-исторического образа жизни, целенаправленная информированность об истории и культуре своей Родины, рост миграционных процессов, травматический шок, особенности среды обитания) и внутренние детерминанты (индивидуальные свойства; возраст, пол, темперамент; индивидуально-типологические характеристики личности: самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликте) [77].
Для изучения типов этнической толерантности необходимо обратиться к различным уровням изучения этнических личностных проявлений:
1. Квазипсихологический (социально-психологический) — предусматривает изучение существующих в массовом сознании представлений о типичной для конкретного этноса личности, обладающей определенными нравственными ценностями и чертами. В процессе интернализации и социализации личности в конкретной этнической общности формируются представления об этнических стереотипах.
2. Интерпсихологический (интерсубъектный) — основан на анализе не только этнопсихологических личностных характеристик, но и на исследовании этнических установок, определяющих в ходе интериоризации действующих этнических стереотипов способы поведения личности.
3. Глубинный (интрапсихологический) — определяет этнопсихологические проявления и смысловые личностные установки, являющиеся свидетельством толерантности личности [73].
Также для более глубокого понимания феномена этнической толерантности требуется его рассмотрение на разных уровнях его проявлений:
1. Толерантность как тип отношений. Основанием сообщества являются общность языка и чувство этнической близости, однако одновременно с этим существует и чувство враждебности к «другим», характеризующимся биологическими и культурными различиями. Для обеспечения личности комфортного существования необходимо наличие у нее стремления к установлению общности с людьми, отличающимися от превалирующего типа, с другими взглядами и мнениями. Эта способность к мирному сосуществованию предопределяет установление толерантности как формы отношений.
2. Толерантность как специфическая особенность человека. Основой толерантности в процессе взаимодействия будут являться этнотипические стили поведения, коммуникации, ценностно-смысловая сфера, служащие психологической зоной совпадения с учетом многообразия межкультурных различий. Если рассматривать толерантность в качестве типа культурной ориентации, то стоит отметить, что в этом случае доминировать будут ценности, детерминированные высшими человеческими потребностями. В качестве универсальных ценностей будут служить терпимость, взаимоуважение, понимание, продиктованные воспитанием, образованием и спецификой менталитета. Однако основными характеристиками современных межнациональных отношений являются богатство мнений и позиций, вариативность решений, многообразие культурных традиций, поэтому толерантность должна служить ведущим принципом совместной жизни и предполагать наличие взаимоуважения между ее представителями, что определяет установление толерантности как позиции существования.
3. Толерантность как форма саморефлексии. Социокультурная коммуникация в условиях современности направлена на осознание людьми потребности в саморефлексии и самопознании в процессе постижения субъективного мира другого человека. Соответственно рассмотрение толерантности в рамках феноменологии предполагает описательный анализ явлений сквозь призму сознания и воображения личности [34, 67].
Современная этнопсихологическая литература представлена пониманием этнической толерантности как личностного образования. Среди основных факторов становления этнической толерантности можно выделить воспитание, обучение, культурные, социальные, ментальные особенности региона и этноса, стереотипы и предубеждения, религию.
Современная этнопсихология ориентируется на трактовку этнической толерантности как личностного образования, составляющего структурный компонент социальных установок. Этническая толерантность означает терпимость к иному образу жизни, обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям, идеям, проповедуемых представителями других этносов и культур.
Этническая толерантность может проявляться в ситуациях выбора, при которых не срабатывают этнические стереотипы, в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.
Дошкольный возраст служит важным периодом в становлении основ мировосприятия и развития самосознания. Как подчеркивают О.Н. Юденко и П.В. Румянцева, первоначально признаки диффузной этнической идентификации обнаруживаются у детей в возрасте 3-4 лет [84]. Постепенно с возрастом происходит процесс развития этнической идентичности путем формирования этнической осведомленности, накапливающейся по мере приобретения опыта социальных отношений, посредством развития когнитивных способностей.
Таким образом, существует множество различных подходов к трактовке понятия толерантности «устойчивость, терпимость, допустимость» (А.Г. Асмолов [3]); «готовность к сотрудничеству в межличностном и межнациональном взаимодействии» (Н.А. Асташова [4]); «уважение к мнению другого» (Л.М. Дробижева [25]); «равнодостоинство личностей с несхожими взглядами» (З.А. Кочергина [36]); «наличие позитивного образа другой культуры при позитивном восприятии собственно» (Н.М. Лебедева [40]); «признание многообрази культуры и верований» (А.Г. Асмолов [3], Г.У. Солдатова [61]); и т.д. Этническая толерантность означает терпимость к иному образу жизни, обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям, идеям, проповедуемых представителями других этносов и культур.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы