Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста средствами квест-игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

=Введение 3
Глава 1. Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами квест-игры 7
1.1. Современные исследования проблемы воспитания дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Виды квест-игр и формы их организации с детьми старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное обоснование проблемы воспитания дружеских отношений у детей старшего дошкольного средствами квест-игры 30
2.1. Методика выявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Система образовательной работы по воспитанию дружеских отношений у детей старшего дошкольного средствами квест-игры 39
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 45
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57
Приложение 1 57
Приложение 2 59
Приложение 3 62
Приложение 4 68

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Формирование умений и навыков в установлении отношений с окружающими людьми, воспитание отзывчивости, сочувствия, доброты является обязательным требованием образовательных программ дошкольного воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные качества и чувства: взаимопомощь, умение сопереживать, сочувствовать и многие другие. Формирование дружбы – своеобразного морального опыта ребенка, содействующего развитию позитивных чувств, формированию устойчивых форм поведения – также происходит в дошкольном детстве.
Однако сегодня межличностные отношения детей дошкольного возраста вызывают тревогу. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» общественной жизни. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. В последнее время педагоги и родители все чаще отмечают, что многие дети дошкольного возраста ощущают серьезные трудности в общении со сверстниками, выражающиеся в неумении искать подход к партнеру по общению, поддерживать и совершенствовать установленный контакт, соответственно реагировать и выражать свою симпатию к определенному ребенку, отмечаются трудности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Проблема формирования дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте исследовалась в трудах В.П. Залогиной [15], Т.А. Марковой [26].
По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека [36].
Исследования Е.О. Смирновой [39] показывают, что ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, его отношение к другим, к себе, к миру.
Исследования психологов А.Н. Леонтьева [45], Д.Б. Эльконина [46] и др. показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игровой, являющейся основным видом деятельности дошкольника.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [46]. Он утверждал, что в игре ребенок живет, и отпечатки этой жизни глубже остаются в нем, чем отпечатки реальной жизни.
Среди широко используемых на практике игровых технологий особое внимание уделяется квест-технологиям, которые еще только начинают применяться педагогами. Квест технология дает возможность в ходе решения игровой поисковой задачи развить у детей такие качества как самовоспитание, саморазвитие, самостоятельность, активность, инициативность, умение налаживать общение со сверстниками, умение выстраивать диалог и дружелюбное общение, что является одним из основных требований ФГОС ДО.
Для воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ педагоги планируют в основном беседы с детьми и сюжетно-ролевые игры, но квест-игры при этом не используются.
Противоречия исследования состоят в том, что существует необходимость формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста и тем, что в исследуемом ДОУ этой проблеме не уделяется достаточного внимания и для этой цели не используются квест-игры.
Проблема исследования: каковы возможности квест-игры как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: квест-игры как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически выявить возможности квест-игры как средства формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— изучить современные исследования проблемы воспитания дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста;
— рассмотреть особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
— изучить виды квест-игр и формы их организации с детьми старшего дошкольного возраста;
— провести методику выявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста;
— реализовать систему образовательной работы по воспитанию дружеских отношений у детей старшего дошкольного средствами квест-игры;
— провести сравнительный анализ полученных результатов, разработать методические рекомендации.
Гипотеза: формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста возможно при следующих условиях:
— обогащение способов общения и поведения детей путем создания специальных квест-игр;
— развитие у детей положительной направленности на сверстника в ходе выполнения совместных упражнений и творческих заданий.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития детей, Н.А. Леонтьева о видах деятельности детей, а также работы, посвященные вопросам формирования взаимоотношений детей (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, В.Г. Утробина и др.).
Был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы) и эмпирических (диагностические методики).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам выявить, что: проблемой воспитания дружеских взаимоотношений занимались А.В. Булатова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Л.В. Чернецкая. Учёными определены задачи и содержание работы по воспитанию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, особенности и развития дружбы у детей старшего дошкольного возраста.
Основой дружбы в старшем дошкольном возрасте становятся общие интересы детей и увлечённость общим делом. Учёные выделяют разные средства воспитания дружеских взаимоотношений, одним из которых являются квест-игры.
Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
С помощью квест-технологии педагог может увлекательно и оригинально организовать образовательную деятельность с детьми и разнообразить жизнь детей в детском саду.
Экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Мувырская СОШ». В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет, в количестве 20 человек, которых разделили на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек. Экспериментальная работа проводилась с мая по август 2019 г.
Наша работа состоит из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали методики диагностики сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста: методика №1. «Картинки», предложенная Е.О. Смирновой и Е.Е. Калягиной, методика №2. «Беседа с детьми» (проводится в форме индивидуального опыта), методика №3. «Одень куклу» Е.О. Смирновой.
После проведения констатирующего эксперимента большое количество детей отнесено к среднему уровню развития дружеских взаимоотношений в экспериментальной (60%) и контрольной (50%) группах.
Исходя из полученных результатов констатирующей части исследования, а, также принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, нами было разработано содержание формирующего эксперимента – 3 сценария квест-игр.
По окончании формирующего этапа эксперимента для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент. Для выявления динамики развития уровня позитивного отношения к сверстникам, была проведена повторная диагностика с применением методов и методик, использованных в констатирующем эксперименте.
По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития позитивного отношения к сверстникам, чему способствовали занятия с использованием квест технологий.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста возможно при соблюдении определённых условий, подтвердилась.
Таким образом, использование квест-игр позволило нам сформировать дружеские отношения дошкольников и подтвердить нашу гипотезу. Цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Согласно ФГОС, дошкольнику необходимо развивать «социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость и эмпатию». Формирование навыков сочувствовать и сопереживать, радоваться за собеседника, готовность прийти на помощь способствуют накоплению у ребенка эмоционального опыта. Это помогает дошкольнику заниматься совместной деятельностью со сверстниками. И в свою очередь является предпосылкой для формирования дружеских отношений.
Дружба для дошкольника – это важные и особые отношения, которые отличаются от любых других отношений. В дружеских отношениях возможности ребенка становятся шире, а чувства и переживания обогащаются. Дружба требует заботы, отзывчивости, понимания, взаимопомощи. Отсюда следует, что в дружеских отношениях идет непрерывный процесс нравственного самообразования и самосовершенствования. Говоря о понятии «дружба», стоит отметить, что это понятие достаточно неоднозначно и неопределенно. Но проанализировав разные точки зрения (В.Н. Копорулина, Т.Ф. Ефремова, И.Ф. Харламова и др.), можно сделать вывод, что в большинстве случаев дружба рассматривается как вид межличностных отношений, в основе которых лежат общие интересы, взаимная привязанность и духовная близость.
Известный ученый Е.О. Смирнова в своей работе выделяет ряд отличительных особенностей общения дошкольников со сверстниками [37]. К ним относятся разнообразные коммуникативные действия, сильная эмоциональная насыщенность, оригинальность и свобода взаимодействия детей, превышение инициативных действий над ответными.
Итак, дружба дошкольников – это стабильные, достаточно устойчивые взаимоотношения, в основе которых лежит симпатия, взаимопривязанность и общие интересы. На этапе старшего дошкольного возраста дети становятся более избирательными при выборе спутника жизни, отдавая предпочтение в большинстве случаев сверстнику, а не взрослому. Установление дружеских отношений с другими детьми оказывает влияние на развитие личности, способствует успешной социализации ребенка.
Формирование дружеских отношений дошкольников изучалось многими отечественными педагогами и психологами. Изучение взаимоотношений в детских группах имеет особое значение, так как социально-психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство. Во-первых, потому, что именно в этом возрасте происходят истоки формирования человеческой личности.
Кроме того, когда ребенок приходит в детский сад, он меняет «социальную ситуацию» своего психического развития. С этого момента его индивидуальное развитие уже не может рассматриваться и изучаться в отрыве от его отношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения, закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные отношения ребенка со сверстниками.
А.А. Аржанова [5] провела психологическое исследование по проявлению чувства дружбы у дошкольников. В исследовании автор указывает на специфику дружеских отношений детей данного возраста: простота и непосредственность появления, искренность и эмоциональность, слабое осознание мотивов дружбы, ее коллективный игривый характер. Она считает, что развитие детской дружбы происходит от коллективного единого товарищества – от дружбы со всеми, к выборочной дружбе с некоторыми детьми.
В работе А.В. Булатовой [9] исследуется вопрос о значении селективной дружбы в группе детей старших дошкольников, воздействии детского коллектива на формирование дружбы. Автор отмечает, что дружба содействует формированию у ребенка некоторых нравственных качеств: взаимопонимания, уступчивости, взаимопомощи. Дети в возрасте шести лет дифференцированно относятся к окружающим сверстникам, сознательно подходят к выбору друзей.
А.В. Булатова определила, что в первую очередь, нравственные качества ребенка проявляются в дружбе, во вторую – это способствует развитию положительных навыков поведения, углублению нравственных чувств. Друзья – это дети спокойные и раздражительные, непослушные и дисциплинированные, дети разного уровня интеллектуального развития. Их сближает, по мнению автора, необходимость в общении, общность интересов и желание поиграть вместе. Дружеские отношения успешно развиваются в тех коллективах, где детские игры интересны, разнообразны по тематике, пользуются вниманием взрослых [9].
В исследовании А.В. Черкова отмечается, что возникновение дружеских коллективистских черт в детских отношениях гарантируется такой общей игрой, в которой есть единая цель, реализуемая детьми и увлекающая их; игра, совместно планируемая дошкольниками, «снабжается» необходимым материалом [41]. В статье подчеркивается роль сознания в формировании дружеских отношений с коллективной направленностью отношений в процессе деятельности.
Психологи относят чувства дружбы, товарищества к чувствам высшего порядка. Такие чувства являются продуктом развития человека как социального существа и, как утверждал А.Г. Ковалев, «определяются общественными отношениями, утвердившимися нравственными традициями, определенной нравственной атмосферой жизни… формируются в процессе осознания и реализации нравственных норм поведения в условиях учебной, социальной и трудовой деятельности» [18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы